На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Елки, powder, Шерегеш!

Александр Демянюк aka AlexDem

Панорама Зеленой и Мустага

Ole4

Этим мартом мы с Олечем съездили, наконец, в Шерегеш. Тому было несколько причин:
1. Много слышали про знаменитый Utah-style powder, который якобы там есть в силу географического местоположения горы в центре континента.
2. В Чегет ехать не хотелось в силу различных причин (впрочим, все равно туда съездили за неделю до поездки в Геш:-)
3. АК Сибирь на своей рождественской распродаже объявила очень сладкие цены на билеты до Новокузнецка.

AlexDem

И вот небольшой отчет о поездке. Отчет больше похож на описание в силу того, что я перед поездкой пытался найти в Рунете информацию по этому г/л курорту, но безуспешно. Отчеты-впечатления - пожалуйста, описания гостиниц и предложения турфирм - извольте. А с описаниями - увы:-(

Дорога.

Самолет до Новокузнецка, далее чуть больше 200 км до п.Шерегеш. Эти 200 км можно проехать на такси или на 3-х автобусах. Кому как больше нравится. Дорога утомительна тем, что самолет вылетает из Москвы в 21:40, летит 4 часа, а прилетает в 5:45 утра! 4 часа разницы во времени лишают тебя ночи, поэтому в Геш приезжаешь невыспавшимся и кататься в этот день проблематично. Также не удается поспать и на обратном рейсе. Чтобы попасть в аэропорт к 8-часовому рейсу, надо выехать из Шерегеша около 3 ночи.

1

Гора.

Гора Зеленая расположена в 2 км от поселка. Высота горы - 1290 метров, выкат расположен на высоте 650 м н.у.м. Таким образом перепад высот для катания составляет около 640 м. На эту высоту лыжничков возят два двухкресельных подъемника и две очереди бугельного подъемника. Внизу расположен еще один бугель для начинающих. Помимо этого, на другом выкате ведется строительство еще одного кресельного подъемника, там же функционирует и бугель, довозящий до середины горы. Кроме того, от группы гостиниц, расположенных чуть выше основного выката, работает еще один «лесной» бугель.
Главный выкат горы имет ту же экспозицию, что и Чегетская труба (СВВ), поэтому с терминологией проблем не возникло:-)
Поднимаясь в первый раз на кресле, мы окрестили левые склоны от канатки Югами, а правые соответственно - Северами. Ностальгическое сходство с Чегетом дополняет также двуглавая вершина Мустага, видимая с кресла там, где по идее должен выситься Эльбрус.

3

4

Трассы.

На горе расположены 3 основные трассы (по главному выкату), и еще две трассы на ближнем юге.
Основные трассы имеют длину от 2.4 до 3 км, ширину от 60 метров, максимальный уклон около 25 градусов. В нижней части всех трасс - очень длинный и широкий полукилометровый выкат с уклоном около 5 градусов. Трассы очень прилично готовятся ратраками. О качестве трасс говорит то, что «на кантах» я укладывал спуск в 2 минуты, хотя Seth Pistol совсем не спусковые лыжи:-)
Помимо трасс, на горе имеется сноу-парк «BoardЕль» со своим мини-бугелем, который впрочем все две недели, которые мы там были, так и не работал в силу отсутствия желающих бордеров и нью-скулеров. Между тем парк вполне приличный, есть три кикера, один из которых с 5-метровым транзитом, рейлы, фанбокс. Хафпайп спрофилирован «в грунте», но не закончен «в снеге». Может быть, не прикупили насадку к ратратку?

1

1

Вне трассы.

Собственно самое интересное на горе и то, ради чего туда стоит ехать.
Юга: сверху небольшие поля, затем начинается лес. Лес обалденно красивый и катальный. В лесу много полянок, проскакивать которые по целине - одно удовольствие. Средний уклон около 20 градусов позволяет кататься «в кайф» без всякого экстрима. Зона катания, с которой можно выкатиться к нижним станциям подъемников, имеет в ширину более километра, поэтому вариантов для спусков предостаточно для того, чтобы весь день кататься по нетронутым склонам и разному рельефу. Спуск заканчивается ратрачной дорогой, выводящей по траверсу с небольшим уклоном на центральный выкат.

*

*

Севера: сверху - пологое редколесье, затем начинается самый интересный участок: сброс с уклоном местами до 40 градусов с огромными пятиметровыми валунами и здоровенными пихтами. В нижней части уклон около 10 градусов, 2-3 метровые валуны и более густой лес. Спуск заканчивается траверсом к нижним станциям канатки. Зона катания, пожалуй еще шире, чем на югах, и ограничивается лишь неохотой траверсить в начале и конце спуска.

Народ.

Много хорошо катающихся на жестком борде. Встречаются грамотные лыжники-карверы. Но, в основном - олдскульная публика и начинающие. Встретить лыжников вне трассы нам не удалось, кроме парочки «грибников», выбиравшихся из леса на классике.
Народу мало. Что на склоне, что на подъемнике. Очереди бывают только в выходные, да и тогда не более 5 минут. Для трасс, расположенных на югах, часто первый след по шикарному вельвету оставляется после полудня... По лесу вообще мало кто катает. Первые дни у нас с Олечем было впечатление, что мы - единственные, кто оставляет следы на этих шикарных лесных полянках!



Снег.

На одном из сайтов перед поездкой я прочитал фразу: «Вы не были в Шерегеше и уверены, что знаете, что такое powder?» Тогда она показалась мне несколько заносчивой, но сейчас я могу подписаться под ней. Действительно до Шерегеша я этого не знал:-) Нам посчастливилось застать тот самый utah-style powder, легчайший как пух, по которому невозможно кататься без «намордника», в котором летишь, как снежный вихрь. Нам повезло со снегом и мы застали практически все состояния снега - от пуха до раскисшей корки. В заключительный день на горе было +18 в тени и лыжи просто отказывались ехать по этой абразивной субстанции, еще недавно бывшей снегом.
Особенность весеннего катания в Геше заключается в том, что как только появляется солнце, катание по целине заканчивается. Склонов северной экспозиции на Зеленой нет, соответственно на снегу сразу появляется корка, и там, где ты еще вчера зажигал по целине, теперь едешь как трамвай по рельсам. Но, слава Богу, из 2-х недель пребывания такое жаркое солнце светило только 3 заключительных дня. В другие дни был пух, мягкая целина после снегопада с ветром, плотный ветровой фирн. Катание по целине безопасно с точки зрения лавин. За все время, невзирая на неслабое количество выпавшего снега, мы видели лишь одну доску, сошедшую с карниза г.Курган, которая находится за пределами региона внетрассового катания. Так что взятые на всякий случай биперы так и провалялись без дела.







Инфраструктура.

На горе есть несколько прокатов, ски-сервис, 2 поста спас.службы (наверху и внизу), две кафешки наверху и несколько питательных заведений внизу горы. Меню в этих точках общепита по сравнению с Приэльбрусьем достаточно скудное, зато цены достаточно высокие:-) Но зайти выпить чаю и обогреться в плохую погоду всегда можно. Из развлечений на горе присутствуют парапланеры, катающие желающих в тандеме и сноумобилеры, катающие желающих на г.Курган («Крест») и г.Мустаг. Мы сперва хотели съездить, но узнав, что за 10 минут подъема на высоту 250 м и 2-3 дуги по полю длиной 300 метров с нас хотят взять 400р/чел, от этой мысли отказались. Будем катать лес в Шерегеше, а поля - на Эльбрусе:-)



Житье-бытье.

В Шерегеше есть 2 основных района размещения - в гостиницах на горе и на частном секторе в поселке. Последнее - в разы дешевле, поэтому мы жили в поселке в 3-х комнатной квартире за 600 р/сутки. Квартира хорошая (стиралка, СВЧ, TV, видак, муз.центр), нам понравилось. Единственный прикол был в том, что после полуночи в кране исчезала холодная вода:-) Зато горячая была круглосуточно:-) Гостиницы на горе - самые разные по цене и качеству. Шерегеш с горой Зеленая соединяет дорога, проходящая мимо живописной зоны строгого режима, по которой каждый час ходит рейсовый автобус (5 р/чел) и такси (50-60 р/машину). В поселке расположен действующий рудник, на котором трудится большинство населения. Здесь проживает, на мой взгляд, 5-7 тыс. человек, поэтому на улицах всегда достаточно многолюдно. Есть больница, школа, детский сад, отделение милиции. Ассортимент продуктов в магазинах достаточно широкий, но не совсем привычный. Так, в магазинах абсолютно отсутствует любое мясо, зато присутствует байкальский омуль (с/м - по 48 р/кг, х/к - по 92 р/кг), который мы с удовольствием поедали. Еще одна специфика местных магазинов в том, что ни в одном магазине невозможно купить все сразу, поэтому привычный для Москвы поход в супермаркет превращается в Шерегеше в продолжительный шопинг:-) Алкоголь в магазинах хорошего качества и недорогой. Присутствует очень вкусное Междуреченское непастеризованное пиво на розлив.





Апре-ски.

А вот этого в поселке нет. Просто совсем нет:-( Нам не удалось найти ни одной точки общепита, не говоря уж о месте, где можно потусить и потанцевать. Так что весь досуг ограничивается шопингом, книгами да скудным видеопрокатом.

Ценник на 25.03.05

  • а/билеты на распродаже а/к Сибирь - 5500 в два конца.
  • трансферт аэропорт Новокузнецка - Шерегеш - 1500-1800 за машину в один конец
  • Подъемник: Двухкреселка «старая» - 50/70 р/подъем или 500/700 р - абонемент (через дробь в будни/вых)
    Двухкреселка Каскад - 40/60 р/подъем или 400 р - абонемент.
    Креселки идут параллельно друг другу, но для внетрассового катания нижняя станция Каскада расположена менее удачно, чем "старой" двукреселки.
  • Жилье: 250-400 - 1к-квартира, 400-500 - 2к-квартира, 600-800 3к-квартира.
    Г-цы на горе - от 800 р/сутки с человека.
  • Такси до горы - 50-60 р/машину
  • Пиво Междуреченское - 24-26 р/литр
  • Чай с лимоном на горе - 7р
  • Коньяк «Белый аист» 0.25 на горе - 200р




Бюджет поездки на 2 чел. на две недели составил около 40000 рублей (или где-то по $700 на человека), из которых:

  • А/б - 11000
  • Трансферты - 4000
  • Проживание - 7800
  • Подъемник - 8000
  • Такси - 1000
  • Остальные деньги ушли на еду-бухло-перекусы на горе и непременные сувениры:-)

Заключение.
Плюсы:

  • Шикарный снег
  • Мало народу
  • Невысокие цены
Минусы:
  • Далеко от Москвы.
  • Отсутствие апре-ски.




Резюме:

Нам однозначно понравилось. Великолепный снег, исключительное катание по лесу, полное отсутствие очередей и народа на склоне. Отсутствие апре-ски мы пережили очень легко, несмотря на то, что все две недели общались только друг с другом. Проблемы вечернего досуга не было. Трепались, экспериментировали с готовкой еды, собирали пазлы, слушали музыку, смотрели видак, гуляли по поселку и тренировали печень местным алкоголем:-) Конечно дорога туда и обратно - штука очень утомительная. Помимо жутко неудобного времени вылета, которое крадет у тебя ночь сна, 4 часа разницы во времени колбасят нереально. Сейчас я сижу дома в воскресенье и дописываю эту статью, а на часах 8 утра:-( Но эти неудобства на наш взгляд - ерунда, по сравнению с полученным фаном от великолепного катания!




На мой взгляд, туда стоит ехать:
Тем, кто готов пожертвовать апре-ски ради исключительного катания по снегу, аналогов которого в России я не встречал;
Как начинающим бордерам и лыжникам, так и экспертам - любителям карвинга и катания по лесу;
Самодостаточным людям и компаниям, которые сами смогут организовать себе интересный досуг.

Не стоит ехать:
С целью заведения знакомств и потусоваться;
Любителям целинных полей и экстремальных уклонов.

Интересные ссылки:
Фотоотчет о поездке

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024