На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Гульмарг - как он есть

Андрей Титов

О Гульмарге

Гульмарг для людей привыкших к европейским и не очень европейским горнолыжным курортам - страна чудес. Старожилы уверяют, что где-то в здешних горах обитают йети - снежные люди - невысокие существа, похожие на человека, заросшие волосами и обладающие огромной силой. Йети нам не встречались, но обезьяны водятся на помойках вокруг отелей в изобилии. Это из проявлений местной специфики.

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг

Гульмарг (1400-4138 м) построили в 1927 году британцы. Он очень далек от европейских стандартов. На привычные отечественные курорты он так же похож мало. Некоторая старомодность Гульмарга полностью окупается дружелюбным и ненавязчивым сервисом и низкими ценами.

Свою специфику и местный колорит вносит стоическое отношение местного населения к трудностям и лишениям. Зима воспринимается как стихийное бедствие. Как неизбежное зло. Поскольку зима продолжается всего 2-2,5 месяца, ее нужно только перетерпеть.

Наверное, в летний период Гульмарг очень красив. Высокогорье, гималайские сосны, обезьяны, мягкий климат. Однако зимой местный стоицизм несколько напрягает. Обезьяны с соснами остаются теми же, что и летом. Единственное отличие состоит в том, что температура ночью может упасть до -20 С.

Об Отелях

Поскольку отопление в местных отелях находится в зачаточном состоянии, это может принести определенные неудобства. Двойное остекление местным строителям так-же неизвестно.

Если Вам повезло и ваш номер оборудован центральным отоплением (а возможен вариант и с печкой-буржуйкой), то температура в номере выше 17 градусов трудно достижима. И то только когда включено отопление. Топят в номерах в лучшем случае 17.00-20.00 и 7.00-9.00, но в этот момент отключается горячая вода (если она есть). В худшем случае (отель Hill Тop, номер с электрическим отоплением) температура не поднимается выше 8 С. Вода появляется иногда, но только холодная. Пожить в номере с буржуйкой и водой по утра в тазиках не довелось, может быть это и не дало нам в полной мере оценить выпавшую на нашу долю всю полноту местного комфорта.

Нам посчастливилось пожить последовательно в 3 номерах. Номере с центральным отоплением и болером - в гостинице Hill Тop. Номере с электрическим отоплением в том же Hill Тop. В отеле Pain Palace Platinum.

Номер в отеле Pain Palace Platinum был самым лучшим во всей долине (данный отель бронируется австралийскими лыжниками на весь сезон), однако и там температура не поднималась выше 17 С. Поскольку насосы системы отопления электрические, то соответственно с пропаданием напряжения отключалось и отопление. Но не чаще 10 раз в сутки. Стоимость номера колеблется от 1000 до 3000 рупий в сутки.

Электричество подается в отели так-же весьма своеобразно. Напряжение на разных фазах, разведенных на разные розетки в одном номере может колебаться от 150 до 200 вольт. Пользование сушилками для обуви и прочими радостями цивилизации может быть весьма затруднено. Иногда напряжение падает ниже напряжения запуска ламп дневного света.

Гульмарг идеальный курорт для смелых духом, полностью обеспеченных оборудованием и одеждой. Спальные мешки на этом курорте совсем не лишние.

О пропитании

С пропитанием в Гульмарге с одной стороны все просто. В каждом отеле есть ресторан, где вас всегда готовы обслужить за ваши деньги. Существует некоторое количество точек, где можно отведать блюда местной кухни.

С другой стороны местная кухня достаточно специфическая. Обилие специй делает многие блюда неприемлемыми для европейцев. В рационе полностью отсутствует говядина и свинина, зато присутствует рис во всех видах и проявлениях.

Алкоголь так же отсутствует практически полностью. Найти можно только местное пиво у коридорных за 200-250 рупий бутылка. 1 рупия 0,7-0,8 рубля.

О нравах

Местный сервис отличается простотой и ненавязчивостью.

Накладывает отпечаток индийский менталитет, их неторопливость и бюрократия. Может работать подъемник, но нет билетера (просто взял и ушел), вернулся продавец билетов - встала гондола (кончилось электричество). Появилось электричество - пошел снег. В сильный снегопад подъемник так же не работает. Гондола работает нестабильно, может работать одна очередь. Может включится только первая очередь, а вторая включится только предположим в 12:00, а может и не включиться вовсе. В таком случае очередь страждущий на нижнее станции второй очереди удивительно напоминает Чегет. Но есть и существенное отличие. Попасть на подъемник можно только по билетам.

О катании!!!

Но все вышеописанные трудности и лишения можно простить и вынести ради тех возможностей которые предоставляет сам склон.

Катание (для любителей Фрирайда) просто фантастическое. Поскольку Гималаи преграждают путь теплым и влажным воздушным массам с индийского океана, со снегом проблем нет. Сказать, что снега много - ничего не сказать. Пух!!! Очень много пуха.

Не раскатанная целина глубиною по пояс и более почти каждый день это скорее правило, а не исключение.

Максимальная высота на которую поднимает вторая очередь подъемника 4000 м. Собственно она и представляет интерес. Большие перепады высот, хороший уклон и огромные поля. Мягкий снег. В плане катания - место отличное. Трасс как таковых нет, катание внетрассовое, со множеством вариаций.

Катание можно еще более разнообразить поднявшись пешком чуть выше и орографически левее верхней станции. Таким образом можно попасть в соседний кулуар имеющий общий выкат к подъемнику.

Можно уходить и правее, но оттуда можно попасть только в нижележащие деревни и то если знать дорогу. Этот вариант достаточно экстремальный, поскольку бывали случаи блуждания лыжников по несколько суток и соответственно поиски силами местных спасателей.

Если не работает подъемник, можно взять джип и кататься по лесу вниз в деревню (Бабареши или Тангмарг), ощущения непередаваемые. И опять же снег, много снега. Очень много снега!

Цены на горнолыжные удовольствия примерно таковы. Подъемник: 1 оч. - 100 рупий, 2 оч. 200. Авто - 600 рупий за один подъем из Бабареши с машины (6-7 чел.)

Снегопад в Гульмарге - это СНЕГОПАД с большой буквы. Видимость бывает ограничена 5-10 метрами. Снега насыпает очень много. Лавинные датчики и лопаты совсем не лишние. Кататься в одиночку так же не следует.

О прочих радостях

После завершения катания, наступает грусть и тоска. Делать вечером нечего за исключением кольяна, но это на любителя.

В случае затяжной плохой погоды, можно устроить экскурсию в Шринагар. Заодно получить массу адреналина, покататься на джипе на лысой резине по заледенелому серпантину. Но надо исходить из того, что такая экскурсия займет не менее двух дней. А посмотреть в Шринагаре есть что. Шринагар расположен в живописной долине около лотосового озера. Шринагар - это не только город знаменитых с давних лет плавучих домов, это и террасные Могольские сады, «трон Соломона», могила Моисея, Шивалингам в пещере Амарнатх и беломраморная мечеть Хазратбал. Но это все опять же на любителя и сильно зависит от напряженности обстановки в регионе. Такого количества вооруженных людей на улицах вы вряд ли где увидите. Пакистан фактически находиться за перевалом.

Поездку в Гульмарг так же вполне можно совместить с посещением других интересных мест в Индии.

В целом впечатления за 10 дней проведенных там - отличные. Правда "укататься" не удалось, но это дань местной специфике.

О ложке дегтя

Однако в каждой бочке как водиться имеется своя ложка дегтя. В нашем случае роль этой ложки сыграл выбор попутчиков и соответствующие финансовые потери. Когда было принято решение о посещении Гульмарга, встал вопрос о способе, каким можно туда добраться. По рекомендации общих знакомых мы обратили внимание на некого господина Петрова.

Андрей Петров отрекомендовался гидом, набирающим группу для поездки в Гульмарг. При непосредственном общении было обещано, что за наши 2000$ мы не будем иметь никаких проблем, в пределах разумного. Включая визу. Учитывая, что стоимость перелета Москва - Дели - Москва, составляла примерно 600$. Дели-Шринагар 100$ и трансфер Шринагар-Гульмарг 50-80$, мы вполне рассчитывали, что кроме переезда, в эту сумму входит хотя бы проживание. Как мы были наивны.

Первым звонком было предложение поменять в аэропорту Дели по 1000-1500$ минимум. По местным меркам это достаточно большие деньги, достаточные для проживания и катания в Гульмарге в течении 10-14 дней.

По прибытии в Гульмарг, выяснялось, что проживание, питание, подъемник и обратная дорога в Шринагар, не входят в стоимость. Сразу возник вопрос, а что входит? К сожалению, ответа на этот вопрос не удалось получить до сих пор. Впрочем, как и какого либо финансового отчета.

Не удалось получить обратно и оставшуюся часть суммы. Ни непосредственно в Индии. Ни по прибытии в Москву. Неоднократно назначались встречи, следовали клятвенные заверения о том, что вся оставшаяся сумма будет возвращена до последнего цента, но когда наступал ответственный момент, господин Петров был или недоступен или чрезвычайно занят. И так 8 раз. На данный момент прошло более 9 месяцев со времени поездки в Гульмарг и наверное можно было выкроить пару часов для урегулирования своих финансовых обязательств, но этого не произошло.

Необходимость оплаты услуг гида не вызывает сомнения. Однако хотелось бы знать в чем заключаются данные услуги и их стоимость. Комиссионные в размере 100% от суммы расходов на поездку, кажутся несколько завышенными.

Такое поведение мало соответствует поведению гида, коим господин Петров себя позиционирует. Больше это похоже на поведение человека желающего покататься за чужой счет.

Краткое резюме

  • Стоит ли ехать? Обязательно! Такого катания и экзотики больше вы вряд ли где найдете.
  • Комфорт достаточно условен.
  • Делать после катания нечего.
  • Поездка в Гульмарг хорошо стыкуется с посещением других красот Индии.
  • Золотой треугольник, Шринагар, Ле, Гоа, по выбору.
  • Связь, в самом Гульмарге только в переговорных пунктах. GSM не работает.

Примерные расходы. 1 руп. - 0,8 руб. Менять доллары не рупии можно и нужно в аэропорту по прилете. Курс вполне адекватный

  • Москва-Дели-Москва прим. 600$
  • Дели-Шринагар 100 $
  • Шринагар-Гульмарг 50-80$
  • Катание 100 руп. - 1 очередь. 250 руп. - 2 очередь.
  • Катание в основном на 2ой очереди. В день спустится более 4 раз затруднительно.
  • Проживание 1000 до 3000 рупий в сутки.
  • Питание 300-600 руп.

P.S. к «ложке дегтя»

Спустя два дня после публикации статьи на RASC.RU со мной связался господин Петров и я получил финансовый отчет и оставшуюся часть внесенной суммы, что позволило уточнить затраты на поездку. Предоставленный отчет:

  • Билеты Москва-Дели-Москва : 635$
  • Виза : 245$
  • Билеты Дели-Шринагар-Дели : 135$
  • Перевес : 15$
  • Трансфер Шринагар-Гульмарг : 25$
  • Услуги гида : 700$

То, что мы потратили непосредственно в Гульмарге:

  • Расходы на проживание и катание : 900$
  • Обратный трансфер Гульмарг-Шринагар : 25$

Итого : 2675$

В услуги гида входило:

  • Получение виз
  • Покупка билетов
  • Организация трансфера в 1 сторону
  • 2 индивидуальных спуска по 1-ой очереди
  • 2 групповых спуска в большой компании

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

Telemark ( 9 Октябрь 2008, Чт, 09:37)

гульмарг (как и индия) это другой стайл и скил в целом.

с материалом частично согласен, но съездить раз - необходимо.

;)

dima ( 9 Октябрь 2008, Чт, 09:45)

Прекрасный отчет!

Опечаток только многовато...

Sonchik ( 9 Октябрь 2008, Чт, 11:38)

IMHO, о ложке дёгтя не стоило. Тем, более что ложка сильно индивидуально-специфичная))

Кислота ( 9 Октябрь 2008, Чт, 14:59)

Спасибо! Пригодится!

2 Sonchik: А по моему стоило. Что значит "индивидуально-специфическая"? То, что кого-то малознакомого обманули, а кого-то знакомого не обманут? Индивидуальный подход? Ошибка Андрея и его компании в том, что они сразу не выяснили "где, что и за какие деньги". Однако предполагать, что услуги организатора (даже не гида, как я понял - ребята его услугами не пользовались) поездки будут оценены в половину ее стоимости... Однако.

Кроме того, это же отчет о поездке, в том числе и о затратах на нее.

stanok  ( 9 Октябрь 2008, Чт, 18:23)

Нормуль отчет. Хотя не могу сказать, что сильно захотелось. Так далеко забраться, чтобы "не укататься" из-за раздолбаев индусов.. Если я правильно понял про "местную специфику".

2 Sonchik. Маловата ложка я бы даже сказал. Адрес, телефон и название конторы г-на Петрова в студию..

sonchik (13 Октябрь 2008, Пн, 10:53)

Мда.... Услуги гида (а не турагента) поражают своим объемом...

  • 2 индивидуальных спуска по 1-ой очереди
  • 2 групповых спуска в большой компании

Или вы об этом сразу (до поездки) договаривались?

У Кирилла все как-то сильно по-другому было...

Беру свои слова обратно. Ложка сильно приуменьшена оказалась...

oxoma (21 Октябрь 2008, Вт, 02:17)

Я с Андреем Петровым в этом году туда еду. с 15 января на 2 недели.

Общая стоимость 2800 USD за все. Буду следить за процессом. Я Петрова знаю, мы катались вместе на Чегете.

Пока ничего не буду говорить, но 700 $ за 2 недели - это вполне разумная сумма. Что в нее входит.. ? Ну зная Петрова, туда входит день катания, полноценный.

Если что-то пойдет не так, я сообщу.

Ader (24 Октябрь 2008, Пт, 10:35)

To oxoma -  2 недели - 700? одна 350$, а далее 1 день катания с Петровым стоит 350$, круто! А можно и другим так жить ;-)

kado (31 Октябрь 2008, Пт, 21:58)

Андрей! Я с вами катался в Гульмарге, только поездку организовывал  самостоятельно, правда и с меня Петров тоже хотел содрать тыщ десять рублей перед отъездом (я один раз с вашей группой сверху спустился), помню изумлен был очень!  Smile Очень хороший отчет.  А то уж забывать начал что-почем.  В этом году не собираешься?

ibicus ( 1 Ноябрь 2008, Сб, 14:08)

В этом году в Индию нет не собираемся. Кризис на дворе :))

Хотя идет теоретический поиск вариантов экзотики. Для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО посещения.

simm ( 5 Ноябрь 2008, Ср, 15:02)

2kado:

Хе-хе... Гоп-стоп- это чисто приэльбрусский вариант. :))))

Думаю, подучат языки и будут еще иностранцев на склонах тоже трясти. ;)

v_g ( 9 Ноябрь 2008, Вс, 15:12)

Однако... $700 за "прокатиться рядом" два спуска... и для кого-то это "вполне разумная сумма"

Для сравнения - скипасс на весь сезон в Валь Торансе стоит 707 евро.

kaimin (15 Ноябрь 2008, Сб, 19:43)

Был в Гульмарге в эти же даты. У меня на доргу, каталку и проживание ушло $1700. Ездил со snowpro. Получилось дешевле, так как проживание было в Гринхайтс. Мне понравилось очень!!!

Володя oxoma -  удачи, все будет ок. У тебя во время каталки в августе была возможность стрясти с меня инфо про индию. Не разузнал, значит так будет интереснее...

P.S. Не знаю, о какой сумме идет речь. Но мое ИМХО, эти ребята (гиды) действительно ездят за наш счет, но для себя и семьи они зарабатывают на этих поездках сущие копейки... Но без таких ребят, в горы просто ездить будет не интересно.

cherny (23 Декабрь 2008, Вт, 10:29)

Противоречивые чувства вызывает этот отчет по поводу желания туда поехать...В этом году летом посетил Чилийские курорты валеневадо с эльколорадо и термас де чильян - ложек дегтя не было - может потому что без гидов, а вне трасс катали с местными райдерами - СУПЕР.

britan (28 Декабрь 2008, Вс, 01:33)

привет! странно все это: я конечно катался в соседней группе с Кириллом, но у нас все было одинаково и что за фигня про 4 спуска за 700 баксов? Мы все время катались с ХОРОШИМИ гидами и за две недели каталки с гидами заплатили 700 долларов. Да, я считаю, что и это достаточно дорого, но это 1200 рублей в день!!! Это ровно столько же, сколько мы платим в России за работу гидов. Петров - не покупальщик билетов и не водитель автобуса - он кмс по альпинизму и возможно вытащит вашу жопу, если она попадет куда не надо. А за это платят деньги - так устроено...

Другое дело, что рельно было не 2 недели, так как подъемник часто стоял, группы были достаточно большими, что тоже не супер да и были если правильно помню организационные накладки, но не настолько, чтобы тут наезжать в такой форме.

а про Гульмарг можно просто добавить, что съездить туда стоит, но скорее всего не больше одного раза, чтобы после этого за эти же деньги катнуть в Альпах с гидом, но намного интереснее.

ibicus (15 Январь 2009, Чт, 14:05)

2 britan:

Большое спасибо, за эмоциональный и содержательный комментарий к моему отчету. Однако позвольте добавить мои замечания к вашему комментарию.

Во первых. В отчете не рассматривается катание в той группе, в которой вы принимали участие. Рассматривается катание в той группе где вы  участия не принимали .

Во вторых. В отчете не обсуждаются,  чьи либо спортивные регалии и успехи. Тематика совершенно другая. Описывается конкретное посещение Гульмарга и все события с этим связанные.

В третьих. Любому гиду очень сложно осуществить оперативное вытаскивание пятой точки подопечных из экстремальных ситуаций, если он видит их чаще по вечерам. Да и то, далеко не каждый день.

И в четвертых. Если есть желание развести полемику по данному вопросу, то на этом сайте есть чудесный форум.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024