На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Суусамыр (февраль 2012)

Александр Каретный

Одна моя знакомая говорит: «Если снег есть, то везде хорошо; а если - нет, то везде плохо». И я с ней полностью согласен.
Нам со снегом не повезло...

База

Хотя в сети я встречал описание базы, да и на сайте все вроде написано, вживую все оказалось несколько иным.

После того, как вы проехали перевал, расположенный на высоте 3000 м, вы оказались в долине Суусамыр, будьте готовы одеть очки. Я реально не понимаю, почему с одной стороны перевала снега нет, а с другой все белым бело. Причем, видимо по причине большой высоты и яркого солнца, растительности на склонах практически нет, и горы покрыты ровным белым слоем снега. Ничего подобного я раньше не встречал, и скажу честно, впечатление просто потрясающее.

* *

Спустившись по серпантину вниз на 800м. и проехав по дну долины около 20 км, в чистом поле видим «Туристическую базу «Суусамыр».

*

Само здание внешне выглядит как заброшенный в снегах большой самодельный железный сарай (а по сути таковым и является). По периметру, на уровне середины сугробов расположены окна жилых комнат. Окна пластиковые, и комнаты были бы достаточно теплые, если их нормально прогреть. А пока, при ночных -30°С, установленными в комнате обогревателями, удавалось достигать максимум 21 - 22°С. Впрочем, в огромном (300м) холле может быть и того меньше. Холл отапливается за счет теплого пола, но «туристы» предпочитают сушить на этом теплом полу свою одежду, перчатки и ботинки, поэтому не все тепло доходит до самих «туристов». В одном углу холла расположен уголок отдыха: телевизор, стерео система и несколько диванов, а в другом - теннисный стол. В центре сушатся вещи, частично прямо на полу, частично на специальных сушилках. Около входов в жилые комнаты стоят несколько обеденных столов с лавками вокруг них.

* *

Где-то я прочитал, что кормят очень хорошо. С нами была девочка, которая не ест мясо, возможно, ей и было хорошо. Остальным же всю неделю хотелось мяса. Не то что бы его совсем не было, была колбаса, были сосиски из бумаги, однако, манты с тыквой, плов и гуляш, в которых мясо можно было найти только с использованием микроскопа - нельзя считать полноценной едой для катающегося человека. А молочная кашка на завтрак и 1 бутерброд с чаем на горе - воспринимаются и вовсе как девушки в стриптиз баре: больше возбуждают, чем удовлетворяют аппетит. Зато хлеб и булочки присутствуют всегда в больших количествах. Так что, привести дополнительных 3-4кг. живого веса для вас не составит труда.

Ближе к окончанию нашего пребывания, нам удалось заказать барана. Баран был за наши деньги куплен, привезен и для нас приготовлен. Цена удовольствия около 8000 сом (180$) за 15 кг. свежей баранины.

Ну и самое впечатляющее на базе - это ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА. Моя жена предположила, что по дороге она вымокла, а потом была высушена. Не знаю права ли она, но скажу, что подобного издевательства моя задница ранее не испытывала. Бумага темно коричневого цвета и по жесткости едва ли уступает мелкой наждачной бумаге или слегка мятому картону. Спасение можно найти в салфетках, которые подаются к ужину и завтраку.

Снег, Склоны, Лавины

Что потрясло меня больше всего - это, конечно, снег. Говорят, что подобный бывает на Чимбулаке, но я там не был, врать не буду. Местные называют такой снег сахаром или сахарным песком. Он действительно по консистенции больше всего похож на сахарный песок. Каждая крупинка лежит отдельно и не имеет никаких соединений с соседней. А в силу низких температур они не подтаивают и не соединяются в течении дня. В результате - очень высокая лавинная опасность. Сходит от малейшего нажима. К счастью, склоны не очень крутые, и на выполаживаниях все останавливается. Сама лавина обладает очень маленькой массой и скоростью, так как состоит из отдельных крупинок, которые друг друга, как бы, тормозят.

* *

Кататься по такому снегу, на мой взгляд, крайне тяжело физически. Лыжи не разгоняются и не всплывают. Постоянно приходится находиться в сильно задней стойке. Даже в центральной, носки мгновенно тонут, и ты останавливаешься. В первом спуске я умудрился убраться 3 раза подряд, просто выходя из обеих лыж в самом начале поворота. То есть я разгонялся, находясь в задней стойке, потом, по привычке, подавался вперед и …. делал красивый кувырок вперед, но уже без лыж. В результате пришлось затянуть крепеж почти до 15, и это позволяло хоть иногда оставаться в лыжах после очередной уборки. Такое катание в задней стойке доставляет крайне мало удовольствия. «Вау-фактор» сильно занижен. Ноги мгновенно забиваются, и уже через 5-6 поворотов приходится останавливаться.

*

Как я уже писал, сама база находится около трассы на высоте 2200м. От базы до подножья гор ратрак едет 15-30 минут, в зависимости от того хребта с которого вы будете кататься. Затем еще 10-15 минут ратрак поднимает вас в гору. Перепад для катания 300-400м. Верхняя точка 2700-3000м. После спуска приходится траверсить до ратрака метров 500. За день делаешь 7-8 спусков. Обычно 5-6 до обеда, и 2-3 после. После 16.00 начинает холодать и склон прихватывает тонкой корочкой, поэтому кататься становиться совсем неприятно. Хребты тянуться с востока на запад, а их отроги, с которых происходит катание - соответственно, с юга на запад. Нетрудно догадаться что, склоны смотрят на восток или запад.

Каталка

Выезд с базы запланирован на 10 утра. Если ратрак не сломался (у нас он ломался 3 дня из 6) то, каждый день, в начале дня он едет (вместе с вами) на заправку, и лишь потом везет вас на гору. Если же сломался, то еще 30-40 минут уходит на его починку.

*

В 1-й день нашего катания выпал снег. Сантиметров 20-40. Но этого, оказалось, достаточно для приятного катания. Хотя это мне известно - с чужих слов. Я, как уже рассказывал, весь первый спуск боролся с падениями и креплениями затянутыми до 10. После второго спуска выяснилось, что у ратрака сломался натяжитель ремня и надо ехать на базу. Вечером было решено пить за ратрак, так как снега, казалось, было вполне достаточное количество. Как выяснилось позже, это было одной из самых серьезных ошибок за всю поездку. Ибо…

На следующий день подул ветер. (Говорят что в Суусамыре ветров очень мало. Поэтому он пользуется популярностью у парапланеристов. Нам, видимо, не повезло.) Ветер сделал половину склонов почти голыми, а вторую половину лавинно опасными. Мы катались с подветренной стороны, постоянно сбрасывая небольшие лавинки. Я в одну из них попал: надо было уезжать, а я стоял и смотрел, как она ко мне ползет

*

Вечером решили пить за стабильность.

Что хотели, то и получили. Ветер, как и следовало ожидать, покрыл склоны настом и застругами. Наст под лыжами ломался и открывал, уже описанный мной, сахарный песок. Если носок лыжи уходил под наст….В общем, задняя стойка рулила и в это день. На ратраке пробили колесо и оторвали веревку страхующую дверь в будку. Вечером пили за каждую часть ратрака.

На 4-й день я решил устроить себе отдых и покатался на борде по ратрачным следам. Поэтому про склоны ничего не расскажу. Народ ходил от верха заброски пешком еще метров 200 (ратрак по камням ехать не мог), и, вроде, нашел хорошую полянку.

В 5-й день в поисках снега решили поехать на «дальний кордон». Поднялись до 3000м. Вниз уходило довольно хорошее, но не длинное поле. Может солнце подтопило и склеило снег, может я привык к нему, но это поле мне понравилось больше всего. Первые 100 метров достаточно полого, но можно разогнаться по насту, потом сваливаешься в мягкое, и плывешь метров 300, потом снег становиться теплее и скорость падает, а метров через 100 выходишь на длинный (километровый) траверс до ратрака. У ратрака сломалось еще одно колесо.

На 6-й день мы с женой решили, что нам это все поднадоело, и мы уезжаем в Бишкек. В 12.00 когда мы выехали с базы, ратрак еще не стартовал на гору. Замену колеса только что закончили. А ему еще надо было ехать на заправку.

Выводы которые я сделал сам для себя.

  1. Пока там не сменится туалетная бумага.... (или берите свою.)
  2. Всю неделю очень хотелось мяса… (в крайний день оказалось, что если попросить, то на завтрак вам дадут яичницу, а это все-таки белок.)
  3. Лыжи должны быть широкими. Или очень широкими. Рокер в корке - обязателен.
  4. Там очень красиво. Горы совсем не похожи на те, что я видел раньше.
  5. Снег очень специфичен. Опыт катания по нему - уникален.

Стоит ли ехать в Суусамыр каждый пусть решает сам, но я пока воздержусь от повторения. Есть еще масса других мест, где можно найти снег.

P.S. Все выше сказанное следует воспринимать в свете малого количества мягкого снега. Группе катающейся на неделю раньше нас - повезло больше. Склоны были мягкими, еда вкусной, и ратрак не ломался. И они уехали в большом восторге.

P.P.S. Следует признать, что люди встретившиеся нам - очень отзывчивы и искренни. То, что они там делают, во многом, уникально и многообещающе. Я даже готов понять, что их вложения пока высоки, а отдача мала (хотя я конечно не считал их бюджет), и их энтузиазм не может не вызывать восхищения. (Одних только колес ратрака мы побили на 800 евро.) И думаю, в скором времени Суусамыр сможет стать очень популярным, классным и даже культовым местом. Тем более что, как мне показалось, устроители этого хотят. Но пока этот проект лишь в начале пути.
Как рассказал нам водитель, проект начинался как каталка для себя и друзей. Пока что, он скорее таким и остается. Хотя уже и начали брать деньги. Мне кажется что, до тех пор пока хозяева не начнут относиться к этому проекту как к настоящему бизнесу, с высокими требованиями к качеству обслуживания клиентов (а не друзей), а, не использовать только уникальность места, он будет интересен скорее тем, кто хочет потратить мало, чем тем, кто хочет получить много.

С уважением и благодарностью к устроителям,
Александр Каретный

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

Telemark (29 Февраль 2012, Ср., 13:50)

Теперь едь в ПРИ! ;)

prujinka (17 Апрель 2012, Вт., 08:32)

Если тут не понравился сервис и комфорт базы, то в ПРИ точно не надо ехать(((. + в ПРИ дороже(

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация