На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Отчет о поездке в Домбай из Смоленска 01.03.01 - 11.03.01

Влад Костин

В горы хотелось давно. К концу февраля 2001 детально изучив в Интернете все, что можно было узнать о Домбае, я понял, что настало время вырваться из повседневной рутины. Такого же мнения был и мой товарищ - Игорь. Было много вариантов, как добраться: на автобусе из Москвы, на самолете в Минводы или на поезде. Пока мы выбирали, какой лучше, все места в автобусе заняли, билеты на самолет продали, а к поезду мы были не готовы (44 часа в вагоне - не всякая печень выдержит).

28.02.01 мы поняли, что откладывать дальше нельзя, и в 17.00 начали готовить к поездке ВАЗ-21093. (Внимание! Использовать наш опыт в повседневной жизни не рекомендуем). Беглый осмотр на СТО выявил ряд неисправностей, которые знакомый механик согласился устранить ночью за дополнительную плату. К 8.30 01.03 автомобиль был готов и в 11.00 с загруженными сумками и лыжами удалился под печальными взорами жен строго на юг. День был ясный, морозный, что позволило без особого труда с небольшими остановками за 24 ч преодолеть почти 2 тыс. км по маршруту Смоленск - Брянск - Орел - Елец - Воронеж - Ростов - Краснодар - Армавир - Невиномысск - Черкесск - Карачаевск - Домбай. Перед поездкой мы много слышали об опасностях, подстерегающих водителей на пути к Кавказу. Но кроме плохих дорог в «золотом кольце» России ничто не могло испортить нам настроения в тот день. Начиная с Краснодара, днем документы проверяли практически на каждом посту ГИБДД, но если не нарушать правила дорожного движения, Вам абсолютно ничего не угрожает.

Итак в 11.00 02.03 мы в Домбае. Одинокий лыжник идущий в гостиницу под проливным дождем, на вопрос - как там наверху - выразился нелитературно. По улицам текли потоки воды и мы вспомнили, что резиновые сапоги в комплект горнолыжника не входят. Настроение резко упало до нулевой отметки. Усталые, голодные и промокшие, мы стали искать жилье. Все получилось довольно быстро, за 300 р в сутки на двоих мы сняли трехкомнатную квартиру с телевизором и прочими необходимыми для жизни вещами. Когда мы позже делились своим опытом с проживающими в гостиницах, они нам не верили.

Начитавшись в интернете отзывов, первым делом мы пошли обедать в кафе «У Зули». Кавказское гостеприимство приятно удивило, но позже мы поняли, какую злую шутку сыграл с Зулей интернет. Толпы лыжников и доскеров отовсюду стали ломиться к бедным женщинам, заставляя их работать круглосуточно, что неизбежно сказалось на качестве. Хотя в других кафе принимали ничуть не хуже. Особенно запомнилась жареная форель в кафе «Родник», которую мы заказали себе домой перед отъездом.

В первый день мы сходили в бассейн в гостинице «Горные вершины», отметили приезд и отдыхали. Вечером дождь перешел в крупный снег, который валил всю ночь.

fig.1

Проснувшись утром и посмотрев в окно, мы поняли, что счастье наступило. Весь Домбай, все дома, машины и деревья были накрыты толстым слоем пушистого снега. Светило солнце, но мороза в поселке еще не было, т.е. передвигаться по улицам надо было в основном вплавь (шутка).

С этого момента и начался тот незабываемый отдых в горах, о которых столько написано песен и стихов.

Сразу скажу, что автор этого текста в горах был первый раз, а Игорь - второй. Для того, чтобы подняться сразу на четвертую очередь ходит вагончик (маятник), в который помещается человек 30, хотя их редко кто считает. Это очень напоминает простой трамвай, в котором почти нет за что держаться и плохо видно окрестности. Зато быстро - 8 мин. Хотя в очереди можно легко простоять и целый час, особенно если это «час пик». Мне больше понравилось подниматься на «креселке». Надо сказать, что первый раз сесть на кресельный подъемник без приключений не всем дано. Некоторые умудрялись уронить лыжи или палки, теряли перчатки, рюкзаки и проч. Со стороны выглядит забавно, но людей жалко. Иногда подъемник выключали вместе с туристами, но это было совсем недолго. Когда бы еще представилась возможность «зависнуть» над лесом на высоте десятиэтажного дома ?!

Первое впечатление, когда все очереди были преодолены и мы оказались, наконец, на вершине пятой очереди, было пьянящее чувство свободы и простора. Внизу лежали огромные снежные поля, люди внизу были едва различимы.

Надо сказать, что с горными лыжами я знаком с детства, хотя катался только в Смоленске на 250 метровом склоне, ограниченном с двух сторон заборами, с автомобильной дорогой вместо выката и незамерзающей речкой непосредственно вдоль дороги и поперек трассы. Так вот, ошалев от перспективы, я рванул вниз, что называется «сломя голову». Через первых 300 м, я понял, почему все вокруг спускаются так медленно. Совсем недавно послушные ноги дрожали от напряжения и перестали преодолевать бугры. Надо было остановиться и отдышаться. Съехать вниз без остановки оказалось совсем не простой задачей. С начала я подумал, что усталость приходит быстрее из высоты. И два первых дня пытался адаптироваться, продышаться и т.п. На второй день не выдержали мои лыжи. При наезде на бугор правая лыжа «Dynastar» модель 1999 г. сломалась в двух местах. Как потом рассудили умные люди, не последнюю роль здесь сыграли затянутые на «десятку» крепления и мои смоленские опыты по прыжкам с трамплина. Расстроенный, я пошел вниз, взял в прокате тяжеленные «Fisher» 210 см, которые были явно старше меня, и остаток дня пытался извлечь хоть какое-то удовольствие от спуска. Позже выяснилось, что без мази эти лыжи скользить практически отказывались. Намаявшись с ними вдоволь, я попросил снять крепления Salomon с моих погибших Dynastar-ов, и с глинтвейном от кафе «Кавказ» сел за столик и наблюдал за парапланеристами. Все фазы полета можно было видеть, не сходя с места. Некоторые пилоты после 40 минутного полета умудрялись, используя восходящие потоки воздуха, вернуться на место взлета. Кстати для «чайников» существует полет с инструктором, после которого выдают сертификат или что-то вроде этого. При этом «чайник» навешивается на инструктора наподобие детеныша кенгуру. Стоит это 1000 р. за один полет, причем 20 мин полета фирма гарантирует. Если хорошо себя вести, то могут дать поуправлять парапланом. На это мы не собрались, хотя если бы это стоило не так дорого, не думаю, что смог бы устоять перед соблазном полетать на Домбаем.

В тот день я успел найти в прокате новые «Fisher» 190 см на продажу купил их за 1500 р, поставил свои крепления и успокоился. Они были чуть тяжелее «Династаров», но я быстро к ним привык, других отличий не заметил, и настроение снова поднялось.

fig.2

Несколько слов о трассах. Катались мы в основном на пятой очереди, потому что места для катания там было намного больше, чем на четвертой. И весь народ, естественно, тусовался именно там. Где-то с 11 до 14 часов стояние в очереди на пятой могло занимать минут 40. Но выход из положения был - мы поднимались на самом дальнем (левом) бугеле для новичков и скатывались к началу «югославки». Там практически никогда не было очереди, а подниматься было значительно приятней. Такие мелочи, как подставка под лыжи и мягкий край сиденья помогали расслабиться и отдохнуть при подъеме на вершину горы. А поднимает «югославка» примерно на 50 м ниже, чем пятая очередь. Наверху справа от начала югославки есть небольшая яма, из которой можно прыгать, правда приземление быстро превращается в бугры, но это нас не остановило. (См. фото.)

Остальные дни прошли как в сказке. Я привык к буграм, стал экономить силы. К этому времени ратраки разровняли несколько интересных трасс вдоль «югославки» и мы с Игорем носились по ним от души.

fig.3

Обедали мы всегда на горе. Были почти везде. Особенно запомнилось кафе на пятой с балконом. См. фото. Глядя сверху на облака, мы ели шашлык из яка (а может и из кого-то другого, но все равно понравилось). В зависимости от погоды брали глинтвейн, пиво или вино. Рассуждали о жизни, вспоминали Высоцкого. Можно было раздеться по пояс и загорать.

С подъемника можно увидеть внетрассовое катание, про которое столько написано. При мне один сноубордер, лавируя между деревьев с криками «мама!!!» перебирался через поваленные стволы вековых деревьев и запчасти от подъемника, периодически зарываясь в снег по самые уши. Позже мы пытались повторить этот подвиг, но пошли «проторенной тропой» с начала четвертой очереди на третью. Нам это так понравилось, что мы съехали по лесу несколько раз. Некоторые места этого маршрута можно было преодолеть только приставным шагом и то мелким. Один раз мы задержались на горе, и стало темнеть. Появился туман, была большая очередь, чтобы спуститься вниз на третью. Поехали по лесу, что называется «по приборам». Ползем мы значит, ползем, вдруг сзади голос: «Мужики, постойте спокойно 2 секунды». Как только мы остановились, мимо нас проскакал бородатый субъект на лыжах, будто никаких деревьев, корней и камней, торчащих из-под земли, не существовало

fig.4
Природа не переставала удивлять своими пейзажами.
Каждый день был особенным.

Ни туман, ни снег не смогли заставить нас остаться дома. Снега на горе было предостаточно. Провалиться в него если не «по уши», то по пояс совсем не сложно. (Лучше всего это удается доскерам ). Надо сказать, что катание при плохой видимости - достаточно опасное занятие. Да и внетрассовое катание сопряжено с долей риска. Хотя понятие трассы в Домбае - вещь расплывчатая. Ратрачники не особо утруждают себя и свои механизмы для наслаждения лыжников, поэтому и бугров, и камней всегда в избытке, а ухоженных трасс немного. Вырвать кант или порезать «скользячку» - пара пустяков. Теперь я понял, что значит лыжи на один сезон - для гор это совсем не понты.

10 дней пролетели как во сне. Пора собираться домой. Обратная дорога ни чем особенным не запомнилась, кроме сильного тумана под Орлом. Из-за него, а может быть из-за того, что не хотелось возвращаться, вместо суток мы ехали 30 ч.

Если коротко подвести итог - отдых не просто удался, это фантастика. Летом на море просто тоска по сравнению с горным курортом. Для вечернего отдыха все необходимое имеется: дискотеки, бары, казино. Не везде удалось побывать, но нам хватило с избытком. Единственное, что напрягает - это очереди на подъемниках, а особенно наши сограждане, пытающиеся нагло влезть без очереди. Говорят, существуют грандиозные планы по оснащению Домбая новыми подъемниками - пожелаем успехов их исполнителям.

И еще, когда мы собирались ехать, нам неоднократно повторяли: «Вы что, там же Чечня рядом, еще возьмут в заложники!» и т.п. Так вот у меня сложилось впечатление, что местное население очень радо туристам и такому гостеприимству нам русским можно еще поучиться. Тоже самое касается и всех переездов по Кавказу, всех ГИБДДэшников и других людей, с которыми нам довелось встречаться, - огромное Вам спасибо за все.

На этом пожалуй и все. Что отдых в следующем году надо повторить - ни малейших сомнений!

Немного о ценах. Тема не очень веселая, хотя те кто были за границей говорят, что там все тоже самое но дороже раза в 2. Нам с Игорем отдых обошелся в $350 (сюда входит все: подготовка машины, бензин, покупка лыж вместо сломанных, питание, жилье, развлечения). В питании мы не отказывали себе ни в чем. Обед по полной программе, после которого не сильно хочется ужинать, стоит 100-150 р. Много денег съедают подъемники - около 300 р в день. В среднем с пятой очереди в день мы спускались 7-8 раз. Мы разговаривали с людьми (другой платежеспособности), которые селились за 800 р. в день в крутых гостиницах. Они пили много водки, катались мало, были разочарованы горами. Каждому свое...

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация