На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Заметки непутевого. Часть 3. Валлуар, Вал Сени.

Евгений Лисичкин (aka Lisenok)

Женя Лисичкин
Женя Лисичкин (aka Lisenok)

От редактора:
Франция - это не только Альпы и не только горные лыжи. Можно ли обьединить в одном путешествии и катание и знакомство со страной в «традиционном смысле»? Можно. Так коротко характеризуется этот цикл статей «непутевого» Лисенка. Начало - Гренобль, Лион.

Валлуар.

В это трудно поверить, но мечты сбываются, и пейзаж за окнами нашего автобуса стал все больше напоминать о том, что вот уже совсем скоро мы сядем на подъемник, который унесет нас к вершине...

Les Oursons
Les Oursons
Валлуар

Валлуар

Валлуар
Валлуар
Начальник спасательной службы Валлуара
Главный спасатель

А пока... Пока мы сгружаем вещи и размещаемся в замечательном отельчике Les Oursons с приветливыми и гостеприимными хозяевами. Символикой отеля, следуя из его названия, являются два симпатичных плюшевых медвежонка . Вообще же отель буквально таки "завален" плюшевыми медведями разных цветов и размеров, которые сидят на шкафах, дверях, в креслах и стилизованных санях. Сам отель выполнен в стиле "кантри" - в номерах клетчатые занавески на окнах, такие же абажуры на настольных лампах, резные спинки кроватей. Медведи только дополняют ощущение спокойствия и уюта. Но, как говорится в надоедливой рекламе, "и это еще не все". Дополняет удобство времяпровождения в отеле достаточно большой плавательный бассейн, бассейн с гидромассажем и сауна, достаточно горячая, по европейским меркам.

Что ж, ознакомившись с интерьером отеля, пора и на улицу выглянуть. Тем более, что до ужина осталось около часа.

Стандартные и заезженные словосочетания, такие как "зимняя сказка", "райский уголок", "горнолыжный оазис", и другие восхитительные эпитеты остались где-то там, в рекламных проспектах. Взору открывалась картина то ли из иллюстраций к сказкам Андерсена, а может просто из забытых детских снов... Так и ждешь, что сейчас зазвенят ледяные колокольчики и из-за поворота, запряженная тройкой белоснежных коней, вихрем пронесется карета Снежной Королевы. Наверное, подобный пейзаж обычен для большинства альпийских деревень, но, повторюсь, я это видел впервые. А начавшийся снегопад не только дополнял картину и усиливал впечатления, но и говорил о том, что завтрашний день будет очень и очень интересным.

Валлуар (Valloire ) расположен в долине Мурьен и находится в 120 километрах от Гренобля. Курортная зона сложилась в начале XX века, из небольшой сельской деревни, когда сюда приехали первые туристы. А немногим позднее открылся первый подъемник. Всего объединенный курорт Валуар-Вальменьер (Valloire-Valmeinier) имеет перепад высот 1430 - 2600 м. и насчитывает порядка 150 км трасс. Что по меркам большинства курортов, естественно, не много, но, на мой взгляд, отсутствие большого количества народа позволяет сохранить курорту атмосферу доброй сказки. На курорте 2 телекабины, 16 кресельных подъемников и 16 бугельных. Кроме прочего, есть несколько трасс "для снегоступов" и "беголыжников".

Ежегодно в январе на центральной улице Валлуара проходит конкурс снежных фигур. Интересно наблюдать, как по огромным снежным кубам, высотой метров в пять, вооруженные лопатами и бензопилами, ползают мастера и, отсекая все ненужное, исполняют буквально произведения искусства. Правда, есть и халявщики. Например, одна фигура называлась "Кубик Рубика" . Вот уж не знаю, какое место получит команда "Кубика". К слову сказать, были на конкурсе три человека из России.

А впереди ужин с принимающей стороной. И интервью с ними обещало быть очень интересным и познавательным.

...Мы сидим за длинным столом. Хозяева - Директор центрального офиса бронирования Валуара, начальник спасательной службы и , как принято говорить, другие официальные лица.

Так как это скорее не интервью, а просто общение за ужином, то и формат общения не вопрос-ответ, обычный непринужденный разговор.

- В Валуаре очень разнообразная отельная база. Здесь есть как недорогие резиденции и апартаменты, так и дорогие отели с саунами, ресторанами и хамамами. Без проблем можно найти предложение на любой карман - от самого минимального до самого роскошного. Совсем недавно мы начали работать и с российскими туроператорами. Два года назад, в 2004 году мы были на выставках в Санкт-Петербурге, Москве и Самаре и завязали отношения с вашими туроператорами. И вот результат - в январе к нам приехали первые российские туристы.

От Гренобля до Валлуара - полтора-два часа. И мы доехали почти до самой деревни по автобану поэтому можно очень быстро доехать и подняться наверх. До Турина, Женевы и Лиона - 2.5 3 часа дороги.

Валлуар-Вальменьир - самая большая станция долины Мурьен (смееются) - я смеюсь, потому что каждая станция говорит, что "мы самая большая". Но поверьте, самая большая это мы. К тому же это самая известная станция.

Деревня Валлуар существует испокон веков. Впервые с этих гор на лыжах спустились около ста лет назад. В 30 км отсюда есть селение Бриансон - это колыбель французских лыж. 103 года назад солдаты французской армии спустились там на "норвежских лыжах".

- Телемарк?

- Да, телемарк. В Норвегии есть такая деревня - Телемарк.

- В России последнее время телемарк получил очень большое распространение. Насколько он развит в этом регионе?

- Развит. Мой сын только телемарком и катается. И есть специальные курсы, на которых учат катанию телемарком.

- У Вас очень красивая деревня. Ночное освещение очень хорошо подчеркивает ее самобытность и искренность, что ли.

- В долине почти все населенные пункты аутентичные, то есть не специально построенные деревни, а настоящие горные деревушки. И при этом вокруг них очень хорошие склоны и это весьма удачно сочетается друг с другом. Кроме горных лыж и сноуборда здесь очень большой спектр развлечений: От прогулок на снегоступах, до катания на собачьих упряжках и сноумобилях. У большинства станций нашей Долины есть все, что необходимо для релаксации и восстановления сил после катального дня - бассейны, сауны, хамамы, ледяные катки. Все, что может быть приятно после катального дня.

- Сколько туристов принимает Ваш курорт и как долго длится сезон?

-В прошлый сезон мы приняли порядка 150 000 туристов. Сезон обычно длится с 10 декабря и до конца апреля. В основном, к нам приезжают туристы из Франции. Но есть и из приграничных европейских стран. Иностранные туристы составляют порядка 30%. Вообще же в в долине Мурьен 24 горнолыжных курорта. Они способны принять порядка 120 000 туристов единовременно. Варианты размещения самые разные - на любой вкус и кошелек.

- А можно к вам приезжать без посредников - туроператоров?

- Если вы сами позаботитесь об авиабилетах, то нет никаких проблем - любое частное лицо может сюда приехать. У нас есть система резервирования, с помощью которой можно забронировать номер в отеле. На сайтах отелей есть фотографии, условия проживания и расценки. В Валуа-Вальменьир - 33 подъемника, где можно просто кататься, не пользуясь дополнительными средствами транспорта, чтобы добраться с одной станции на другую. Здесь 150 км трасс, самая нижняя точка 1430 метров. Верхняя станция находится на высоте 2640. Пик -3502 метра - самая высокая точка долины.

Между тремя горными массивами, в двух долинах расположено 75 разных трасс от самых простых и достаточно сложных до очень сложных. Есть трассы, на которых проходил кубок мира по Слалому и Слалому-гиганту. Есть сноупарк и трассы для прогулок на снегоступах. Большинство трасс, около 70%, находятся выше 2200 метров. В этом году сложилась необычная для региона ситуация - внизу снега больше, чем наверху. Но у нас установлено 380 снежных пушек, что позволяет восполнять недостаток снега на трассах. Пушки в основном стационарные, но есть и передвижные. Обслуживают зону катания 300 человек, и это только те, кто заботится о состоянии трасс, не считая инструкторов и гидов.

- В России есть много горнолыжников, которых интересует сложное внетрассовое катание, фрирайд. Смогут ли они здесь удовлетворить свои запросы?

- Конечно, у нас есть внетрассовое катание, но мы рекомендуем, чтобы приезжающие брали гида хотя бы для первого спуска и естественно, имели соответствующее снаряжение. Лавинное снаряжение можно взять в аренду или купить в спортивных магазинах. Если вы оплачиваете услуги гида, то он, как правило, предоставляет вам снаряжение.

Вообще, у нас очень часто снимаются фильмы об экстремальном горнолыжном спорте. В основном приезжают для съемок шведские киношники.

- Много лавиноопасных участков?

- Ну, везде, где есть внетрассовое катание, можно спустить лавину. В нашем регионе за лавинную безопасность на трассах отвечают порядка 40 человек - то есть взрывают, подрезают лавины и т.д.

- И какие методы работы - борьбы с лавинами Вы используете?

- У нас два основных метода работы: это ручное подрывание и артиллерийские пушки, которые стреляют снарядами.

- Как спасают пострадавшего на склоне?

- Либо на акье, либо на вертолете. Вертолет один на всю долину и эвакуирует пострадавшего, если случай особенно тяжелый. Но в округе есть порядка 10 вертолетов, которые готовы вылететь на помощь пострадавшему.

- А хелиски здесь развито?

- Во Франции хелиски запрещено экологами. В Италии хелиски разрешено, я сам очень люблю кататься в Италии - это около 30 минут отсюда на машине.

- Вернемся к оффписту - это надо куда-то идти пешком или есть зона внетрассового катания, параллельная основным трассам, просто не оборудованная соответствующим образом?

- Все, что хотите. 900 метров перепада, где можно кататься вне трасс, там не надо идти пешком, спускаетесь с подъемника и вперед. Не нужно идти ни до, ни после. Есть целая зона фрирайда. Там возможен и экстремальный фрирайд. Туда как раз приезжает телевидение. Двадцать минут пешком от верхней станции и вы спускаетесь прямо к подъемнику. Есть еще один спуск, но там придется возвращаться около километра пешком на лыжах. Есть и другие возможности, но мы всегда рекомендуем кататься с гидом. В любом случае на всей долине вы можете кататься все время по пухляку, но эти места нужно хорошо знать, поэтому еще раз рекомендуем брать услуги гида.

- Сколько стоят услуги внетрассового гида?

- 200 Евро в день с группы за шесть часов катания. Группа - 4-6 человек.

- Я знаю, есть регионы, где при катании вне трасс без гида, существует какое то наказание? Отбирают скипасс и т.д.? А здесь?

- Да, я слышал, такое возможно в Штатах. Во Франции вы можете кататься, где хотите. У нас есть специальная система анонсирования, где на сегодняшний день опасно кататься в тех или иных местах. С утра около касс подъемника висят объявления на эту тему.

Запрета как такового на катание вне трассы не существует, т.е. мы не можем вам ничего запретить. Если мы вам говорим, что не стоит кататься в том или ином месте, но вы идете и катаетесь, и ничего не происходит, то проблем ни для кого нет. Если вы поехали кататься, спустили лавину и в ней погибли, то проблемы только у Вас. Но если Вы спустили лавину и погибли другие люди, то проблем у вас будет гораздо больше.

Любой приезд спасателей - платный. Если с Вами что-то случилось на трассе, то вы оплачиваете приезд спасателей. Если на трассе спустилась лавина, то оплачивают те, кто отвечает за состояние трасс, потому что на трассах лавин быть не должно.

Но в любом случае даже если лавина спущена вне трасс, то мы, конечно же едем спасать людей.

- А страховка распространяется на зону внетрассового катания?

- У нас есть предложение по специальной страховке, которую мы рекомендуем. Ваша русская страховка покрывает лишь часть случаев, но далеко не все. А наша страховка подразумевает выплату и по абонементу и по проживанию, если что-то случится. Например, российский туроператор делает страховку, которая компенсирует выезд спасателя на склон, но не компенсирует купленный абонемент, проживание в гостинице, то есть вы купили абонемент и из-за травмы не откатали, но вам это никто не компенсирует.

- Каким образом осуществляется связь со спасателями?

На всех трассах есть бакены с номерами. Трассы, как правило, не бывают пустыми и если вы видите, что человек терпит бедствие, то, спускаясь вниз, нужно сообщить об этом спасателям, с указанием места происшествия. Кроме того, у нас порядка 100 инструкторов, которые постоянно катаются с группами. И все трассы постоянно патрулируются спасателями.

- А на каких частотах работают рации спасателей? Запрещены ли эти частоты для гражданского использования?

- Рации работают на 140 мГц. Две частоты. Одна частота приема, одна передачи. Частоты кодированы. Запрета на использование раций этого диапазона, как такового нет. Естественно, если Вы не мешаете работать службам.

Кстати, интересная деталь: Если Вы решили кататься вне трасс и шли от подъемника до места, где катаетесь, более получаса, и там с Вами произошел несчастный случай, то Вас спасают бесплатно. Это французский закон. Объясняется это тем, что данная зона не принадлежит станции и спасение происходит по принципу "терпит бедствие в горах".

Вообще же, нам немного удивительно, что столько вопросов связано с безопасностью в горах. Обычно туристы более беспечны. Если райдер не беспечен и серьезно относится к горам, то, в общем, в этом регионе особых проблем нет.

- Поэтому и столько вопросов. В России, на Кавказе достаточно серьезные горы. Райдеры знают, что легкомысленность зачастую становится причиной гибели. У нас есть курсы по поведению в горах и по лавинной безопасности. Факультативно, разумеется, но как правило, люди, катающиеся вне трасс, так или иначе, проходят такие курсы.

- У меня много друзей, которые ездили кататься на Кавказ. Точнее двое (смеется) друзей. Им очень понравилось.

- Насколько здесь распространен ски-тур?

- Распространен. Как я уже говорил, здесь 150 км трасс, но это лишь небольшой кусочек гор, которые нас окружают, поэтому места для катания очень и очень много.

- Я знаю, здесь недалеко до Ла-Грав. У меня многие друзья катались там. А отсюда можно попасть туда?

- Да, действительно. Ла Грав всего в 10 километрах отсюда, но за перевалом. Зимой перевал закрыт. Так что только если через Гренобль. Ла-Грав - очень серьезные горы и кататься там без хорошей страховки я бы никому не посоветовал.

(Наверное, этот вопрос про Ла -Грав, а так же вопросы о фрирайде и лавинной безопасности предопределили тему завтрашнего дня.)

Наутро, после завтрака (я вообще перестал описывать процессы приема пищи, так как это всегда было много, очень изыскано и вкусно) нас собрали в прокате и раздали рюкзаки с лавинным снаряжением и биперами, сказав, не скрывая иронии, что "они нам могут пригодиться"...

Порадовал прокат: Среди сотен, стоявших в ряд, прокатных Саломонов и Россилей, опытный взгляд ;) разглядел (УРА) Мувемент, К2 и 106 Хеды... Менеджер проката, похожий на панка, сразу отставил Мувемент "Новые. Только для продажи", Хеды оказались зарезервированы, а К2 были парковые Энеми. Правда, во всех ростовках, что, составленное вместе, создавало красивую картину (это для тех кто в теме). На мой вопрос, а есть ли что-нибудь типа МэйденАК, прокатчик понимающе кивнул и вынес из подсобки мэйдены, правда, ростовкой чуть меньше. "Это мои!" - сказал он гордо и унес их назад в подсобку. Я чуть не разревелся. Но через мгновенье он вышел, держа в руках великолепные Россиньел Скрэйтч и сказал, что это почти одно и то же.

Кристоф
Кристоф, гид
Кристоф
Кристоф и Лисенок
Кристоф
Кристоф

После подгонки креплений и раздачи нам скипассов, мы наконец-то в кабинке вместе с нашим гидом Кристофом и вчерашним знакомым - Анри - директором по туризму. Анри пересказывает Кристофу вчерашний разговор и судя по его ироничному тону, а также по немного насмешливому, как мне показалось, взгляду Кристофа, говорит он о том, что мол "эти ребята хотят фрирайда. Давай покажем им, что у нас есть". А может, мне это действительно только показалось. Поднимаемся на телекабине наверх, потом еще наверх и потом минут 10 куда-то по траверсу в сторону. И тут.... Мы сворачиваем с трассы в елки! О лучшем я и мечтать не мог. Кристоф останавливается, достает из рюкзака бипер, и показывая как его надевать, страшным голосом вещает, что "эти маленькие коробочки - наш пропуск в рай"... Далее следует краткая инструкция по сборке лопаты и лавинного щупа, а также по использованию всех этих нехитрых приспособлений.

Елки! Елки!

А я про себя думаю: "Ну, мне-то вот все это в кайф, а остальные за что страдают?" Снега по колено, на трассу уже не выбраться, а наш состав - два катающихся лыжника, за которых можно не переживать, трое лыжников, катающихся только по трассам и Татьяна - наша переводчица - на сноуборде, которая, по ее словам на доске не стояла лет пять.

А Кристоф тем временем говорит, что склон невероятно сложный, слева и справа сходят лавины, что спускаться исключительно "one by one" и т.д. и т.п. Кристоф открывающий, Анри замыкающий. "Вон за тем длинным следи" - Это они про меня Ладно, что я, с гидами что ли не катался? Прошу перевести. Гиды немного успокаиваются.

Ну конечно же спуск был совсем не сложный, а страх нагонялся больше для антуража. Но, должен сказать, что спуск этот показал, насколько мягким и безопасным может быть внетрассовое катание. Чем-то напоминает Карпаты или Шерегеш. Елки, растущие тут и там, покачивая своими мягкими лапами, зовут тебя, чтобы ты оставил в этой невероятной гармонии снега и гор след от дуги твоих лыж.

Очень интересно был построен маршрут спуска: Мы постоянно пересекали какие-то трассы, но только для того, чтобы снова свалиться в объятия оффписта. Кристоф, посмотрев на наше катание, сказал "Окей" и мы спустились к подъемнику. Внизу наша группа разделилась. Те, кто хотел кататься по трассам, остались, договорившись встретиться в условленном месте. Мы же, в составе двух гидов, меня, Володи Головина и нашей переводчицы Татьяны, которая, казалось, за пять лет не то чтобы не утратила навыки катания на сноуборде... Создавалось впечатление, что катается она много и постоянно.

Темп, конечно, был выбран бешеный. Кристоф, то ли стремился показать нам как можно больше спусков за один день, то ли, просто из озорства, хотел понять, где же наш предел. Последнее, впрочем, ему удалось. Анри стал все чаще падать и после очередного спуска покинул нас, сказав, что просто не выдерживает темпа.

К слову сказать, Кристоф был на каких-то узких слаломках и мы постоянно наступали ему на пятки, но, помня о субординации, старались не обгонять его.

Наконец Кристофу все это надоело, он подъехал к какому то домику и вышел оттуда с Volkl Gotama. "Друг дал покататься. Теперь мы на равных" - сказал он и унесся вниз. Нам ничего не оставалось, кроме как броситься догонять его. А Кристоф озорничал все больше. Катание с гидами вне трасс превратилось в некое подобие соревнования: "А здесь сможете? А тут проедете?" Елки сменились камнями и скалами, поля - кулуарами, уклон - тот просто сменился на больший уклон. И все тот же бешеный темп. Если честно, то Кристоф мне в этот момент напоминал одного нашего российского райдера, кататься в компании которого я считаю за честь.

И, наконец случилось то, что рано или поздно случается с любым фрирайдером - мы нырнули не в тот кулуар, влетели на крутой склон, полностью поросший деревьями (Напоминает низ среднего юга Чегета. Если спускаться не по траверсу, а напрямик с выходом к бывшей заставе пограничников)... Бурелом, ветки, и уклон градусов 30. После этого следовало поле и контруклон. Глядя, как копается наша несчастная Таня, то снимая, то заново одевая доску, я не смог удержаться: "Не любишь ты, Крис, сноубордистов" .

Ну и конечно же после выхода на дорогу нам предстояло пройти порядка двух-трех километров коньковым шагом. Но это, на мой взгляд, как раз нормально для качественного фрирайда. Так получилось, что это был конец дня и нам на встречу шли гиды и инструктора: "Как сегодня покатались?" - спрашивали они у Кристофа. "Я сегодня катался с Русскими!!! Они отлично катаются! Мы катались там, там и там" - начинал рассказывать он им, и их открытые от удивления и зависти рты были лучшей наградой для нас в завершение этого дня.

К сожалению, из-за темпа, выбранного нашим гидом, я не сделал практически ни одного снимка склонов, но поверьте, склоны обычные, качественные, европейские. Кататься по ним - одно удовольствие. Но, как я понял потом из разговора с другими членами нашей группы, истинное наслаждение здесь может получить агрессивный и хорошо катающийся лыжник. Про внетрассовое катание я рассказал, а те немногие трассы, что мы пересекали в этот день, были весьма узкими и, в общем, не очень пригодными для спокойного и расслабленного катания.

По возвращению в отель нас ждал, как всегда, вкусный ужин, бассейн и сауна, а наутро мы должны были уезжать в другой регион катания - Вал Сени (Val Cenis)

Вал Сени

Может показаться странным, но ощущения от посещения курорта Вал Сени очень сильно отличаются от Валлуара.

Большая Одиссея

Большая Одиссея
Большая Одиссея
Вал Сени

Вал Сени

Вал Сени

Вал Сени

Вал Сени

Вал Сени
Вал Сени

Во-первых, нет того ощущения сказочности - из-за того, наверное, что большинство строений курорта - новодел. Есть старинные здания, но они, на мой взгляд, как-то затеряны среди общей урбанизации курорта. Нет, небоскребов здесь нет, но как я понял, основной гордостью курорта является: "посмотрите, это было старое каменное здание, а мы из него сделали новое". При этом ощущение уюта почему-то напрочь отсутствовало. Но, повторюсь - это только мои ощущения.

Во-вторых, нет сформированности, что ли, курорта - он не выглядит одним целым. Курорт весьма молод и то там, то тут видны строящиеся здания отелей. Улицы широкие, расстояния между домами большие. Мне это не очень понравилось. На своем мнении я не настаиваю, хотя главной причиной отсутствия ощущения уюта вижу именно это.

И еще одно: создалось впечатление, что хозяев - принимающую сторону гораздо больше интересовали какие-то производственные и культурные достижения, нежели история развития курорта. Так, например, мы успели побывать на сыроварне, поучаствовать (в роли болельщиков, разумеется) в соревнованиях на собачьих упряжках, посетили местный музей, а вот основной цели нашего визита - непосредственно знакомству с горнолыжной индустрией - было уделено весьма мало времени. Может быть поэтому, впечатления о курорте получились смазанными и неполными.

Ну да обо всем по порядку. Курорт Вал Сени находится недалеко от озера Мон Сени и с самой верхней точки курорта простирается превосходный вид на озеро, за которым видны Итальянские Альпы. Высота верхней станции 2800 метров, нижняя точка - 1400. На курорте 2 телекабины, остальное подъемники - кресельные и совсем немного бугельных.

В отличие от Валлуара трассы здесь очень широкие и по большей части скоростные. Основное катание происходит на высоте от 2100 метров - ниже в основном синие и зеленые трассы, но так как они проходят по узким лесным тропинкам покататься по ним тоже очень интересно.

Как я уже говорил выше, мы попали на встречу финала гонок на собачьих упряжках "Большая Одиссея". Гонка проходила с 14 по 19 января. За неполных шесть дней участники преодолели 1000 километров на собаках. Вообще же, я никогда не питал нежных чувств к собакам. А тут проникся огромной симпатией к этим четвероногим друзьям человека. Но глядя на собак , запряженных в приходящие нарты, я был, признаться, сильно удивлен: вместо знакомых нам по фильмам о бесстрашных покорителях севера красавцев Самоедов, Маламутов и Хаски в нарты были запряжены большей частью обычные дворняги, которых бродит великое множество по российским свалкам и гаражам. Однако позже я узнал, что чистопородных собак специально смешивают с "дворянскими" породами для усиления иммунитета и выносливости. Впрочем, я не претендую на знатока в области разведения собак, так что возможно, что-то и напутал.

Отдельно стоит отметить посещение сыроварни. Для общего развития - весьма и весьма интересно. Я в свое время по роду деятельности был связан с хлебопекарным и колбасным, а так же вино-водочным производством. А вот на производство молочных продуктов попадать не приходилось. Первое что бросалось... Нет, не в глаза... В нос ударил очень резкий запах, ну скажем, привокзального туалета . То есть содержание аммиака в воздухе было запредельным. Это естественно, не на всем производстве, а только в цехе дозревания сыров, и аммиачный запах - в общем-то обычен для такого рода производства, но после чистого горного воздуха - испытание достаточно серьезное.

Вообще же мне был интересен сам подход европейцев к оборудованию - совсем не такой как у нас, в России. То есть понимать то мы это понимаем, но почему-то делаем все не так.

Разговор с хозяином:

- А кто обслуживает ваше оборудование?

- В смене один сыровар, двое подручных и подсобные грузчики.

- Нет. Я имею ввиду, если оборудование сломается?

- Я ремонтирую.

- Как?

- Ну, я посылаю запрос компании - производителю оборудования, они через Интернет присылают обновление к программному обеспечению.

-Нет, я имею ввиду, если что-то сломается? Например, вал какой-нибудь или подшипник? (я даже в мыслях не держал, что к разряду поломок можно отнести сбой в ПО)

- Что значит - сломается? Мы закупили новое оборудование и если оно сломается, то я верну его производителю, у них будут большие проблемы.

- Ну хорошо. А когда оборудование состарится, кто его будет чинить?

- Гарантийный срок службы оборудования 5 лет. По истечению этого срока мы поменяем оборудование на новое. Во-первых появятся новые технологии (Это в сыроварении-то прим. авт.), а во-вторых я не могу себе позволить держать еще и штат мастеров по ремонту. Это намного дороже.

К слову, оборудование хлебозавода, на котором я когда-то работал, большей частью датировалось тридцатыми годами прошлого столетия И ведь что интересно: заводу было выгодно держать целую бригаду ремонтников для обслуживания этого старья.

А потом, наконец-то, переодевшись, мы пришли в прокат - такой же новый и еще необжитой, как и весь курорт в целом. Со стеллажей на нас смотрели новенькие горнолыжные ботинки и такие же некатаные прокатные Россиньелы, Саломоны и Фишера. Скользяк был девственно чистым и было видно, что прокатчику просто страсть как не хочется давать нам новые лыжи . Впрочем, про дорогие модели было сразу сказано: "Снега на склоне мало, поцарапаете - оплатите стоимость лыж"...

Мне достались малютки Росси, о чем я, спустившись на них первый раз, уже не жалел. Лыжи великолепно держали дугу и очень неплохо вели себя на скорости. А разогнаться там было где. Как и в предыдущее наше катание, гид старалась показать нам весь курорт за один день. Что ей, в общем, почти удалось. Однако, ввиду того, что мы катались только по трассам, судить о внетрассовом катании в этом регионе я могу лишь по собственным догадкам. Глядя на верхнюю часть склонов, можно найти достаточное количество мест, куда можно забраться на снегоступах или с помощью адаптеров и камусов. Есть несколько кулуаров, к вершинам которых так же надо идти достаточно долго пешком. И есть еще противоположный склон ущелья, на котором нет подъемников, но так же, по словам гида, можно забраться наверх, чтобы сделать спуск. Про катание по нижней - лесистой части - я и не говорю. Любители кататься между елок всегда найдут там полянки с нетронутой целиной.

Вот и закончилось наше недельное путешествие по Франции. Какими словами можно подытожить эту поездку?

Сама идея организаторов совместить в одну поездку две Франции - горнолыжную и туристическую - я считаю, удалась на славу. И не стоит отчаиваться, если в день Вашего отъезда синоптики вдруг пообещают "на территории всей Франции - потепление. В горах дожди", а билеты сдавать поздно. Может быть, стоит немного скорректировать свои планы и вместо ставшего уже почти родным и немного надоевшим Шамони поехать в такой незнакомый Лион, побывать на развалинах античного театра, подняться к Нотр-Даму де Фурвьер, чтобы увидеть то, чего никогда не увидят другие соотечественники, грустно пьющие в своих номерах "За погоду"?

Отдельную благодарность выражаю нашим гидам - Дэвиду Мортону и Тане Куликовой, которые сопровождали нас во время всей поездки и переводили все наши вопросы - толковые и не очень. Спасибо вам, ребята!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024