На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Мерибель, 15-29 января 2005 г.

Андрей Грачев

15 января

Раннее утро, пустынный свежеотстроенный терминал Внучки. Люди в горнолыжных куртках с длинномерным багажом проходят регистрацию. Сдаем багаж и мы и идем разминаться коньячком - впереди 2 недели отпуска.

Гренобль встречает ранним утром (-2 часа), встающим солнцем и улыбками французов. Встречает «Альпийский альянс» - узнаем прошлогодних гидов... За 15 минут улажены все формальности и вот наш автобус уже едет в сторону Трех Долин. В начале двенадцатого мы уже в Мерибеле.

Море солнца, тепло, но по сравнению с прошлым годом снега мало. Там где в прошлом году была раскатанная целина - камни и елочки. Грустнеем - но ничего не поделаешь, мы уже здесь.

В местных агентствах заселение обычно после четырех, т.к. после check out необходимо время на финальную уборку апартаментов. Берем ключи, чтобы кинуть вещи в номер и добираемся до нашего шале - как и в прошлом году мы живем на Плато, в верхней части Мерибеля. Наша комнатка в Merisiers хотя и спартанская - 16 м2, зато оборудована всем необходимым - санузел, плита, холодильник. Есть даже кофеварка. С балкона открывается шикарный вид на противоположную сторону долины, ну и до трассы - рукой подать. Достаточно выйти из шале, перейти через дорогу, встать на лыжи - и попадаешь либо к подъемнику Adret (дорога в Куршевель и Моттарет), либо спускаешься вниз в Мерибель.

Кидаем вещи и идем на гору - хочется кататься, но купленный в Москве со скидкой ваучер на скипассы действителен с завтрашнего дня. Заходим в небольшой кабачок Rond Point - как и в прошлом году он оккупирован англичанами, на улице стоят газовые горелки под зонтиками - народ греется Пара горячего глинта, яркое солнце и белый снег трасс поднимают настроение и мы идем обустраиваться. К этому времени уборка в нашем номере уже окончена.

Затариваемся продуктами и всем необходимым для ближайшего прожития в супермаркете и идем менять ваучеры на скипассы - это делается в кассовом офисе на нижней станции Мерибеля, что около олимпийской слаломки (офис работает до семи вечера, скипассы на завтрашний день они начинают продавать после четырех). Сдаем ваучеры и фотографии и через пару минут получаем свеженькие ламинированные скипассы.

Вид с балкона
Вид с балкона

16 февраля

Почему-то мне приходит в голову идея, что в Куршевеле, который пониже и в котором больше растительности, должно быть поболее снега. Поэтому с утра мы направляемся через перевал Col De La Lose в Курш. По дороге есть также большое желание прокатиться с черной горочки Tetras, произведшей на меня столь неизгладимое впечатление в прошлом году.

Однако трасса закрыта - снега нет, и на столь порадовавшем меня в прошлом году склоне лежат камни. Что ж - молодцы французы. Если трассу можно подготовить к катанию - ее готовят, если нет - об этом честно пишут на специальных досках у подъемников, чтобы народ не ломал себе шеи...

Пытаемся обкатать Куршевель 1850. Если в нижней части долины со снегом все более-менее в порядке, то на вершинах на трассах масса камней. Местами они просто грудами выступают из-под снега и их можно объехать, а местами об их наличии узнаешь по характерному звуку из-под кантов.

За час «катания» мы уделали лыжи, подрав скользяк и порядком подпортив канты. Подумываю сперва о ски-сервисе, потом о том, что на скисервис при таком раскладе денег не напасешься и придется покупать канторез. Похоже, кататься придется на прокатных лыжах - свои жалко... Решаем завтра ехать в Валь Торанс.

Валь Торенс в первые дни
Валь Торенс в первые дни

17 января

Утро встречает нас солнцем. Быстро завтракаем и в начале десятого мы уже на пути в Val Thorens. Кратчайший путь в Валь Торанс из Мерибеля лежит через Моттарет. Поднимаемся на яйце Plattieres до второй станции, оттуда можно скатиться до подъемника Cote Brune, который и приведет в нужное место. По пути наблюдаем закрытый сноупарк - снега мало, трассы усыпаны камнями, а хаф-пайпы имеют явно незавершенный вид. Да, со снегом в этом году проблемы

Валь Торенс встречает нас солнцем. Снега мало, но и камней на трассах немного - это радует. Трассы неплохо подготовлены - хотя, конечно, если сравнивать с прошлым годом, то отсутствие снега дает о себе знать. Поднимаемся на ледничок Glacier De Peclet - в прошлом году он нас очень порадовал голубыми пластами чистого льда. В этом году льда стало гораздо меньше, видны камни. Устраиваем фотосессию и осторожно спускаемся вниз - наверху трасса раскатана и все-таки есть камни.

Возвращаемся домой - трасса, ведущая в Мерибель, раскатана и изобилует камнями. В одном месте снега вообще нет - голые камни и узкий проход, огороженный сеткой. Видно, что французы пытаются как-то решить эту проблему - камни застилают соломенными матами и поливают водой, но... если снега нет, то его нет.

На горизонте в долине, ведущей к Мутье, появляется облачко. Это внушает смутные надежды...

18 января

Снег!!! Проснувшись с утра и открыв ставни обнаруживаем за окном валящий хлопьями мокрый снег. Похоже, что он падал всю ночь и его уже нападало сантиметров 20. Что ж - жизнь начинает налаживаться!

Кататься в снегопад не очень приятно - температура около нуля и на маске быстро скапливаются капли воды. Решаем далеко не уезжать помня, что наверху ветер, ограниченная видимость и перевалы могут закрыть (в этом случае ехать домой придется на машине, что весьма накладно, из Курша в Мерибель в прошлом году такси стоило около 50 евро, а из Валь Торанса - зашкаливало за 150).

Решаем покататься в Моттарете - тут неплохие горки и елочки, не так метет.

Mottaret
Mottaret

В Моттарете замечам открытую слаломку - есть там небольшая трасса, на которой иногда проводят местные соревнования и тренируется спортшкола. Она не такая длинная и крутая, как Олимпийка в Мерибеле, но в данный момент бугель крутится, маркеры расставлены и она открыта. Супер! Проскальзываем к бугелю, пока нас никто не остановил! Спуск доставляет массу удовольствия - все-таки для спортсменов трассы готовят лучше...

Снег! Целина!
Снег! Целина!
После снегопада
После снегопада

19 января

Снег по-прежнему валит, правда стало холоднее и наверху появился туман. Забавно ехать на подъемнике - по мере продвижения наверх предметы теряют четкие очертания и в конце концов ты попадаешь в облако с видимостью метров пять. Надо отдать должное французам - трассы маркированы отменно и практически всегда в поле зрения есть хотя бы одна вешка - граница трассы. Впрочем, кататься по этим горкам впервые в такую погоду я б не рискнул - есть риск выйти за трассу и сломать себе шею, наткнувшись на елочку или камень.

Откатываем день в Курше, спускаясь из Куршевеля 1850 в нижние поселки, и заканчиваем день в Мерибеле.

20 января

Решаем ехать в Меньюир, благо путь до него из Мерибеля минимален. С утра идет снегопад, к обеду начинает проясняться и иногда даже проглядывает солнышко. В Меньюире весьма приятные широкие горки и много целины. В полной мере заценил купленные в прошлом году K2 Axis XT - лыжа действительно “all mountain” и очень хороша на любом снегу.

Катаем до четырех часов, после чего едем перекусить и подсушиться в Моттарет в кабачок Cote 2000. Из окна наблюдается просто чумовой вид на поселок - облако на уровне кабака и в нем окно метров в 50, через которое ярко светит солнце. Пока выбегал с фотоаппаратом на террасу, все затянуло белой пеленой. Забавно - смотришь в одно окно кафешки - шикарный вид на закат в горах. Смотришь в окно на соседней стене - за окном белая пелена и нулевая видимость.

21 января

Ездили в Куршевель. Наверху на перевале - ветер и снег, в Куршевеле 1350 - дождь. Выкатали пол дня в Куршевеле 1850 - там в лощине между гор был не такой ветер и более-менее приличная видимость.


Courchevel
Courchevel

В час решили возвращаться обратно и докатать день в Моттарете, где опять удалось покататься на малой слаломке - трасса очень хороша... Посидев в традиционном Cote 2000 вернулись домой.

Вечером решили, что пора завязывать с бытовым алкоголизмом и надо бы сходить в ресторан Решили сходить в сырный. На входе у нас поинтересовались - по предварительному ли мы заказу, но т.к. мы пришли немного раньше основной публики, для нас нашелся столик. Хозяин заведения оказался весьма радушным и гостепреимным - видя, что мы не очень ориентируемся во французских названиях, спросил откуда мы, после чего принес меню на русском, весьма прилично переведенное. Видно действительно стало много наших ездить, если курорт, ориентированный в основном на англичан, стал уделять внимание русским.

Видя, что названия сыров в меню нам все равно ничего не говорят, хозяин устроил нам небольшую экскурсию в хранилище с показом сыров - здоровенные круги французских и швейцарских сыров, некоторые более метра в диаметре, различных сроков выдержки лежат на деревянных стеллажах. Вид впечатлил. А запах!.... ;-) Попутно рассказывалось (на английском) какие сыры и в каких пропорциях входят в состав блюд меню. В результате мы выбрали сырное фондю по секретному рецепту от шефа - и не прогадали. Фондю был отличным, как и бутылочка савойского, рекомендованная нам нашим хозяином - все-таки французы знают толк в винах! Ужин (70 евро на двоих) оказался превосходным. Поблагодарив хозяина, двигаемся домой...

У одного из подъемников днем видел прогноз погоды на завтра - солнце. Неужели не наврут?

Целина после снегопада вид на Моттарет
Целина после снегопада вид на Моттарет
Снегопад в Мерибеле
Снегопад в Мерибеле

22 января

Прогноз погоды наврал - снова идет снег и похоже, что за эту ночь его выпало столько же, сколько за всю прошлую неделю. Перевалы в соседние долины закрыты, верхние трассы закрыты (лавинная опасность 4), видимость наверху фиговая. Зато ниже уровня облачности сегодня царствует внетрасса - народ по полной отрывается по целине. Камни и небольшие елочки скрылись под снегом (судя по занесенным в поселке машинам, нападало его уже больше метра) и народ катается везде, упиваясь пухляком.

Катаясь в Мерибеле на стороне, противоположной поселку, нашли неплохой спуск лесом к подъемнику, идущему из Brides Les Bains в Мерибель и спустились по нему пару раз. Первый раз уйдя на внетрассу мы были почти первопроходцами - целина рулит и все такое, в лесу наткнулись только на катающегося в одиночку инструктора ESF, пройдя по следу которого мы и вышли к промежуточной станции подъемника (что было очень кстати). Спускаемся через полтора часа - спуск уже раскатан как после стада слонов...

Часам к двум зашли в кабачок подсушиться и перекусить. После еще немного покатались в Мотаретте и пошли домой. После внетрассы с непривычки болят ноги.

23 января

Воскресенье. Вопреки всем прогнозам вместо обещанного солнца снова валит снег. За ночь его выпало еще сантиметров сорок. Снова катаем в своей долине «почти внетрассу». «Почти» - потому что на размеченных и честно отратраченных ночью трассах к утру по полметра пухляка, а неразмеченные склоны местами раскатаны до такого же состояния и отличить трассу от внетрассы можно только по наличию вешек. Задняя стойка рулит. И бо-ольшие дуги.

Внизу в Мерибеле стоит выгородка, за которой десятка два палаток с логотипами фирм и куча новой снаряги. На входе - мужик с ручным сканером считывает штрих-коды с пропусков. Вижу знакомый силуэт с незнакомым рисунком. “Exсuse me! Is it Public Enemy?” “Yes!” “Your impressions?” “Really cool, man!” Выясняю, как бы прорваться за загородку -мужик на входе вежливо говорит, что этот ски-тест устроен фирмами производителями для сотрудников компаний-дилеров... Эх!... Грустно смотрю в сторону палатки K2. На таких лыжиках сейчас бы на этот powder...

Откатавшись к началу четвертого поняли, что стали потихоньку промокать. Решили на сегодня закончить катание и сходить в сауну в Олимпийский центр. Бросаем дома снарягу, хватаем полотенца, выходим из дома и - о, удача - сразу же подходит Meribus - курсирующий по курорту бесплатный автобус. 10 минут - и мы у Олимпийского. Платим 13 евро с носа и против ожидания наблюдаем практически полное отсутствие народа в сауне и бассейне. Удивительно, но на весь комплекс человек 7 - 10. От души попарившись и отмокнув в местном джакузи заходим в кафешку, выходящую на каток, хлебнуть чаю. На катке три человека под музыку наматывают круги. Странно - рестораны полупустые, спортом тоже никто не занимается - пьют они тут все что ли втихую?

Между тем, снег прекратился. Вечерний Мерибель очарователен - морозный воздух неестественно прозрачен, елочки и домишки засыпаны снегом, слегка красноватые уличные фонари создают впечатление какой-то сказки. Резво скачем домой за фотоаппаратом, спускаемся вниз, чтобы заснять панораму и... за считанные минуты весь поселок затягивает облаком. Облом-с...

Шале пилотов на перевале Saulire
Шале пилотов на перевале Saulire

24 января

Снег. С утра по-прежнему валит снег, но, кажется, уже меньше. Наверху у перевалов видимости по-прежнему нет, но перевалы открыты. Поехали в Куршевель через Saulire. Часть маркированных трасс настолько завалены снегом, что едешь по целине. Снега очень много - отратрачить успели только одну трассу. Видимость не очень, но туман потихоньку рассеивается. Спуск тяжелый, народу на трассе нет - видно, никто не рискует сюда забираться... Видим сбитого лыжника и пару человек около него, выставляющих в изголовье лыжи. Подъезжаем, спрашиваем - что случилось и не нужна ли помощь. Ребята-англичане объясняют, что было столкновение и их друзья уже поехали за помощью. Подъезжает инструктор, который берет ситуацию в свои руки и начинает о чем-то переговариваться со спасателями. Наша помощь не нужна и мы едем дальше...

Мое предположение, что в Куршевеле сегодня менее ветренно, не оправдывается. К тому же ветер подкрепляется ощутимым морозом. Через цепочку подъемников приезжаем к Bel Air. Не знаю, за что полюбил я эту горку - по информации у подъемника ее перепад метров 60. Это что-то типа подмосковных Сорочан, но либо Сорочаны врут, либо тут перепад метров 100 - 150 (позже выясняется, что 260). Горка широкая, как стадион и идеально отратраченная. Гонять с нее - одно удовольствие. Благодаря тому, что обслуживается она бугелем, склон всегда пустой.

Замерзнув на ветру, заходим в расположенный рядом одноименный ресторанчик. Похоже, это один из немногих ресторанов на горе, соответствующий этому званию как по ценам, так и по уровню обслуживания. Никакой стойки self-service - суетятся официанты, при входе нас встречает метрдотель. В центре ресторана горит большой живой камин. На чугунной плите дата - 1836. Жаль, что не дошли руки поинтересоваться историей этого камина. Весьма прилично пообедав, оставляем 45 евро и начинаем возвращение домой.

Метет, ветер. На открытых креселках выдувает всю душу. За час выбираемся из Куршевеля на вершину Saulire. Термометр на информационной стойке показывает -17 - охотно ему верим. Спускаемся домой минут 40 практически на ощупь - склон в облаке, видимость метра три, не больше.

Вечером распогоживается. Облачность уходит. Фотографируем вечерний Мерибель. Холодно. Заканчиваем вечер глинтом в небольшом барчике в компании французов.

25 января

Ура! С утра - солнце, зато на улице - собачий холод. К обеду термометры показывают -11 в долине и -23 на вершинах. Хотя солнце припекает и на верхних станциях подъемников течет капель. Налицо какие-то проблемы с физикой - мне казалось, что при такой температуре вода должна замерзать на лету

Катаемся в Мерибеле и Меньюире. Наверх залезать не хочется - холодно. Трассы отратрачены, снега много и он сухой - катание в кайф. Наверху еще очень много нераскатанной внетрассы - видно народ внемлет лавинным предупреждениям (сегодня 4, high risk и слышно, как иногда стреляют лавинные пушки). В Меньюире видим небольшую сошедшую лавинку - камешки в ней будь здоров.

Виды целинных полей, блестящих на солнце, завораживают. Фотографируем панорамы - получится ли?

26 января

Болел. С температурой. Видно обжег холодным воздухом дыхалку. Катания не было За окном - солнце. На вершинах - -25.

Вечером закупался вторым комплектом термобелья и флисом на горло и лицо. Как оказалось - не зря.

27 января

Солнечно и холодно. Внизу -18, на вершинах - -23 - -25. Выехали к открытию подъемников. Через Мерибель переехали в Моттарет, оттуда - в Валь Торанс. По пути снимаем шикарные панорамы с восходящим солнцем. Прибыли на место к десяти и сразу поехали на Cime De Caron (3200, вторая по высоте доступная вершина в VT). Отснял оттуда шикарную круговую панораму.

Перевал в Валь Торенс
Перевал в Валь Торенс

Второй подъем на Cime De Caron и по «хорошо маркированной внетрассе» - реально очень тяжелой «черной» горке, которая числилась закрытой (но мы ведь русские?), переваливаем в Orelle, чтобы подняться на самую высокую точку Валь Торанса. Однако из цепочки подъемников работает только нижняя креселка Peyron. Верхняя закрыта - ребята из снежного патруля говорят, что наверху нет снега, его сдуло. Странно слышать после недельного снегопада - но факт, сегодня многие трассы на трехтысячниках закрыты, о чем гласят предупреждения у подъемников.

Откатываем несколько спусков по местным горкам. Снег великолепный, но трассы подготовлены так себе - бордеркросс закрыт, шикарная красно-черная горка - спуск в долину - чистый лед, шли по самом краю. Отмечаемся в местном кабачке глинтом и едем обратно.

В начале пятого успеваем подняться на Mont Du Vallon и отснять панораму заповедника - кататься там нельзя (штраф!) и целинные поля сверкают своим великолепием. К сожалению, солнце быстро заходит и на горах - резкие тени. Обратно спускаемся по очень приятной красно-черной горочке. Подъемники уже стоят, поэтому из Моттарета едем в Мерибель по зелененькой трассе, прикольно проходящей через дом. На конечной уже стоит Meribus, 15 минут - и мы дома.

28 января

Утро, переменная облачность. Сегодня чуть теплее - -11 внизу, -18 наверху. Едем в Курш через Col De La Loze. По дороге видим только что открытую великолепно отратраченную черную Tetras. Удержаться нет сил - спуск просто великолепен. Идти одним из первых после ратраков по такой трассе просто в кайф, даже не верится, что к вечеру горка будет раскатана до бугров и камней.

На La Loze кидаем лыжи у кабачка и идем к стоящей в стороне метеостанции снимать панораму долины и указатель - большой черный камень, на котором выгравированы силуэты и названия окрестных гор. Обычно с этого места стартуют дельтапланеристы и парашютисты. Но пока их нет.

Спускаемся в La Tania - очень хорошие трассы разных уровней сложности и очень хорошо подготовлены. Поселочек находим очень симпатичным.

Заезжаем в Куршевель для того, чтобы сделать видеосъемку. Снимаем долину и излюбленную русскими горнопляжниками трассу (я бы сказал лыжню, но уж больно широка ) Alpine Jardine с отелями Byblos и Les Airelles.

Поднимаемся на Saulire и едем в Моттарет в Cote 2000 закрывать сезон. Прощаемся с барменом - прикольный чувак, в прошлом году за стойкой был он же - он наливает нам Genepi (такая настойка на травах, градусов 60) за счет заведения и желает снова вернуться в 3 долины: “See you next year”.

На улице - солнце и снег. Снова поднимаемся на Saulire - но уже на старой двухкреселке. Не торопясь спускаемся к себе. Валит снег. Снимаем последние кадры видео. Альпийский отпуск закончен...

Некоторая полезная информация:

Бюджет нашей поездки - 2 недели на двоих - 3200 евро.

Из них:

1594 - аппартаменты, трансфер через Гренобль, горнолыжная страховка. Спасибо компании «Эрцог»!

706 евро - скипассы на 2 недели. Ваучеры на 3 Долины, 13 дней катания, куплены в Москве в «Эрцоге» со скидкой 5% от номинала. Мелочь, а приятно.

194 евро - продукты из супермаркетов. В Мерибеле мы насчитали 4 супермаркета (на самом деле их больше, просто дальше было в лом ходить) и кучу мелких магазинчиков, торгующих мясом, сырами и хлебом. Самый дешевый супермаркет - Sherpa, возможно, потому, что открылся в декабре.

150 евро - непредвиденные расходы (дополнительный комплект термобелья, перчатки)

150 евро - рестораны (3 захода). Цены разные - на любой вкус и кошелек. От пиццерий, где можно спокойно уложиться в 20 - 30 евро за пиццу с пивом, до ресторанов высокой кухни с весьма приличными бюджетами.

26 евро - сауна и бассейн в Олимпийском центре. Бассейн отдельно - дешевле. Аренда полотенец - +3 евро, но можно прийти со своими.

280 евро - проели на горе. Никуда не деться - отказать себе в удовольствии выпить на морозе горячего глинта или шоколада трудно

100 евро - сувениры, вино, сыр...

Катание

3 Долины - как утверждается, самый большой в мире регион катания - 600 километров подготовленных трасс. При условии наличия хорошего снега эту цифру смело можно умножать на 10- 20 за счет внетрассы. В прошлом году за 2 недели активного катания по нашим оценкам мы выкатали примерно от 2/3 до 3/4 трасс.

Валь Торанс - на взгляд автора, самое лучшее катание - здесь. Это самый высокий курорт и здесь самый лучший снег. Публика - в основном молодежь и очень мало русских и чайников. Трассы - на любой вкус, готовят их хорошо. Небольшой минус - отсутствие растительности на склонах. Если ехать на неделю, то я бы, пожалуй, поехал бы сюда.

Мерибель - самый удобно расположенный поселок. Находится он в центре Трех долин и из него очень удобно совершать экспедиции на день в соседние долины. В Мерибеле меньше крутых склонов, чем в Валь Торансе - зато после снегопадов практически все склоны превращаются во внетрассу, которую народ за несколько дней укатывает до состояния трасс. Нижняя часть Мерибеля - елочки. На мой взгляд, очень неплох также Мерибель-Моттарет - расположенный в той же долине поселок-спутник Мерибеля, через который идет переход в Валь Торанс.

Меньюир - долина, лежащая за грядой, противоположной Мерибелю. Трассы готовят хорошо, много внетрассы. Регион, на мой взгляд, более «дикий», чем Мерибель. Из катания запомнился прошлогодний внетрассовый переход в Валь Торанс.

Куршевель запомнился самым большим количеством неподготовленной публики на трассах, всегда идеально подготовленными трассами и наличием катания на любой вкус - если покататься по его окрестностям, можно найти трассы любой сложности. Где-то я читал, что здесь находится самая крутая в Европе черная трасса - но, к сожалению, визуально ее не идентифицировать не смог, хотя и искал.

Вообще, вся система склонов и трасс в Трех долинах очень хорошо продумана и можно целый день кататься, практически не снимая лыж (исключение - подъемники типа «яйцо» и телекабины). Наибольший наплыв народа - начало февраля («европейские каникулы» - в это время на склонах много инструкторов со стайками детей). Как правило, кабинные подъемники дублированы креселками - и если не очень торопишься, можно пользоваться ими.

Спортивные склоны (слаломки) - есть практически во всех долинах. На одни пускают просто так (Моттарет). На другие (Мерибель) - надо записываться когда проходят любительские соревнования (иногда за это берется чисто символическая плата - но, согласитесь, увидеть свою фамилию и время на олимпийском табло возможно того стоит), либо брать инструктора из спортшколы. В принципе, имея некоторую здоровую наглость, прорваться можно на любой склон - если ты никому не мешаешь, французы сделают вид, что тебя не заметили, либо предупредят, что склон спортивный и кататься тут просто так нельзя.

Передвижение

Мерибель спланирован так, что практически из любой его части можно без проблем добраться до трасс - в большинстве случаев просто выйти из шале, встать на лыжи и поехать к подъемнику.

По поселку ходит бесплатный автобус - Meribus. В этом году было 4 маршрута (номер маршрута выставляется на лобовом стекле) - ходят они в близлежащие поселки. Начальная точка всех маршрутов - Олимпийский центр, расположенный внизу поселка у центральной станции подъемников. Автобусы ходят точно по расписанию - отклонения, несмотря на снегопады, как правило всего несколько минут. Остановки отмечены характерными деревянными «домиками» с расписанием - если на остановке никого нет, то водитель останавливается по требованию (надо нажать кнопку).

Общение

Мерибель - курорт, ориентированный на англичан. Здесь работают ведущие английские операторы и с ними считаются. Поэтому если Вы владеете английским - языкового барьера не будет.

Если Вы языка не знаете, то как показала практика, достаточно выучить всего три французские фразы - «Бон жур», «Бон суар» для начала разговора и «Мерси» для его завершения - после чего можно смело переходить к объяснению «на пальцах» - народ очень доброжелательный и общий язык найти легко.

В этом году в ресторанах стали появляться меню на русском. На качестве сервиса и отношении это пока никак не сказывается.

Покупки

Покупать снарягу во Франции весьма накладно - цены по сравнению с Москвой весьма завышены. Говорят, что в конце сезона цены ниже, но возможности это проверить не было. Если Вам что-то нужно - не стесняйтесь походить по магазинам (большинство работает до семи вечера). Мы потратили лишний час, но нашли то, что нам было нужно (комплект термобелья, перчатки, канторез) приличного качества и по почти московским ценам.

Спиртное - цены на крепкое спиртное существенно выше московских. Вина - приличные и недорогие. В этом году мы не покупали вина дороже 10 евро за бутылку . Крепкое лучше брать в московском Duty Free. В Гренобле Duty Free на прилете нет, на вылете он более чем скромный (что вы хотите от внутреннего аэропорта еврозоны?)

Сыры - савойские сыры весьма хороши. Покупать можно в супермаркетах (упакованные), в специальных магазинах - фромажериях (от франц. fromage), а также на ярмарке у местных фермеров, которая весьма цивильно располагается на одной из улочек Мерибеля пару раз в неделю в фургончиках.

Продукты - цены в супермаркетах процентов на 10 выше московских, хотя какие-то продукты дешевле, какие-то дороже. Мясо - парная вырезка - 18 - 20 евро за килограмм - режут столько, сколько попросишь и сразу кусочками под жарку. Ветчина и сыр - аналогично. Овощи и фрукты - примерно в такую же цену, что и в Москве, что-то даже дешевле.

Апре ски

Вечером народ тусуется по кабакам и пабам. Буржуи, как правило, места заказывают предварительно. Мы этого не делали. В Олимпийском центре есть каток с прокатом, небольшой бассеин с сауной и боулинг. Есть также несколько дискотек.

Местный туристический офис издает путеводитель по Мерибелю, в котором кратко описано большинство заведений и доступных сервисов с их адресами и телефонами. В этом году он вышел на русском языке (правда, меньший по объему за счет отсутствия рекламы заведений). Взять путеводитель можно в агентстве, сдающем апартаменты, либо в туристическом офисе. Там же рекомендую взять брошюру с расписанием автобуса - если Вы живете в верхней части поселка путь по серпантину вверх может занять пол часа. Автобусы же вечером ходят достаточно редко.

Дополнительная информация

Очень рекомендую английский сайт www.merinet.com

Как говорят французы, «Бон вояж!»

Панорамы - фотоприложение к отчету.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация