На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Гадюкинские дожди в деревне Шамоневка
4-16 марта 2001 г.

Лена

Вернулись из Шамони. Сумбурные записки, они же непутевые заметки.

Это был первый мой опыт участия в поездке "не через турфирму". Поездка была, в общем-то, внеплановой. Поддалась уговорам друзей-организаторов. На работе, разумеется, ситуация напряженная. До самого последнего момента не было понятно, смогу ли удрать. Организаторы доказывали, что такого дешевого варианта ($800 за 2 недели - без еды) я не найду больше нигде и никогда. Плюс морально-эмоциональные аргументы (вообще говоря, сколотить компанию на шале, да чтобы из "своих", да если не за полгода начинать - задача не из легких).

Наконец, на работе замаячил некий шанс побега, дала добро на покупку билета. Ребята радостно сообщают, что билет взяли, только ехать домой мне придется на день раньше. - А как же трансфер? -"Не парься, выехать оттуда вообще не проблема, а в крайнем случае Лиля устроит на любой автобус". (Лиля - посредник, уже много лет устраивает группы в знакомые апартаменты). Пыталась что-нибудь узнать-расспросить, но безуспешно. Предотъездный аврал, распихивание работы и прочих дел, наконец, улетаем.

Приключение номер раз - аэропорт.

Спасибо РАСКу, мы все помнили пароль "багаж-во французский сектор". Система получения багажа, правда, очень удивила - никакого транспортера с табло, а просто двухметровый меланхоличный амбал вывозит одну за другой тележки в коридор, ведущий к выходу на автобус. Вот привез одну, другую, третью. Народ разобрал багаж, ушел на автобус. Не хватает Петиного рюкзака и моих лыж. Ждем, потом пытаемся ловить кого-нибудь и показывать квитанции. Через какое-то время появляется "амбал" с Петиным рюкзаком, рассеянно смотрит поверх голов, разворачивается, и уносит рюкзак прочь. С воплем догоняем, отнимаем рюкзак. Идем к стойке администрации, спрашиваем насчет лыж. Через некоторое время оглашают ответ: "Мы проверили весь аэропорт, лыжи, скорее всего, не пришли из Москвы". Я заполняю какую-то анкету, меня утешают: "Ну, может, денька через три пришлют". (Кстати, в лыжном чехле, по нашенской традиции, вся одежда). К этому времени автобус задержан уже на 2 часа. Понуро отходим, и тут на горизонте - о радость! Все тот же невозмутимый "амбал" с лыжами на плече! Автобус в восторге, и меня просвещают: аналогичные истории происходили со многими, и 2 часа задержки - еще не предел. Чьи-то лыжи нашли где-то между секторами через 3 часа. Там, между секторами, некая черная дыра. Отсюда мораль: господа, проявляйте упорство в поисках.

Но вот и Шамони. Проливной дождь. Низкие облака. Гор не видно. Хозяйка апартаментов, встречающая нас на машине, извиняется: "завтра будет лучше". Наше место жительства - шале в ЛезУш, это поселок - как бы пригород Шамони. Едем на хозяйских машинах. Все выше в гору по серпантину. Ой, а ведь это так далеко от автобуса! Хозяйка подбадривает: "будете пешком ходить - станете сильными!".

Снаружи наше шале - непритязательная избушка, зато внутри чрезвычайно уютно, удобная планировка, продуманный интерьер со множеством украшений. На первом этаже - сушилка, прихожая, кладовые, стиральная машина, пара маленьких спален, (у нас там жили одинокие участники), санузел. На втором зал-столовая с камином, кухня, 2-местная спальня, еще санузел с ванной, еще кладовка. На третьем - пара больших спален, душ. Вокруг дома - балкон-галерея. Добровольцы отправляются вниз, в поселок, за едой: приходят промокшие до нитки и подтверждают, что карабкаться вверх долго (резвым шагом 20 минут) и не по кайфу (подъем крутой). А с лыжами - и подавно. Так вот почему этот очаровательный домик такой дешевый! (у нас получилось $106 в неделю с человека). Встает вопрос об аренде машины: увы, у нас нет кредиток и большого запаса наличности. Через 3 дня приедет более обеспеченное пополнение, там у ребят кредитка есть.

Следующие 2 дня - облака повыше, проглядывает солнце. Дождик вечером моросит, но не навязчиво. Роскошных видов пока нет. Надеемся на дальнейшее улучшение.

До мест катания нам ехать на 2-х автобусах с пересадкой - первый автобус до Шамони (ходит раз в час), потом собственно до региона катания. Я сразу заинтересовалась ЛезУшем - вид на уютные трассы среди леса открывался прямо из окна. Но на меня замахали руками - там-де отстой и брать надо ШамСки - единый ски-пасс на всю долину (за исключением ЛезУша). Кататься одной не хочется, присоединяюсь к коллективу, хотя недоумение остается. Смутно помню, что ЛезУш кто-то хвалил.

Катаемся в Ле-Туре: приятные, широкие пологие трассы, очень много народу. Хочется побольше солнышка. Открываем для себя "швейцарскую" сторону - где-то вдоль креселки Les Esserts проходит швейцарская граница. Уютные трассочки среди леса - одна пологая (синяя) и пара красных. Позже мы с Игорем замечаем на карте некий поезд, ведущий из этой долинки в Шамони. Канатчик подтверждает: отсюда к поселку Vallorcine ведет дорога по лесу (как трасса не обозначена!), и примерно раз в час поезд идет до станции Montroc (чуть ниже Ле-Тура), билет не нужен - ехать по ски-пассу. Ага. Намечаем время предпоследнего поезда. Катаемся до упора, еще раз уточняем у канатчика - и вперед. Начало дороги обставлено грозными желтыми щитами - мол, подъемника тут нет, подумайте, куда едете! Дорога - крутой серпантин по роскошному лесу, никого нет, укатана нормально, лыжи едут хорошо. Красота невероятная, пытаемся снимать на ходу - потому что боимся опоздать. Внизу показывается маленький игрушечный городок. Приехали. Маленький игрушечный вокзальчик. Ой, это все надо снимать. Ах, не успеваем - подкатывает маленький игрушечный поездочек - два вагончика. Вваливаемся. Лыжников немного, в основном благообразные бабушки и дедушки. Уют, бархатные сиденья. Спрашиваю дедушку-соседа, что это вообще за поезд. Дедушка поясняет, что поезд из Швейцарии. Догадываемся, что этот "Паровозик из Ромашкова" и предназначен для лыжников и туристов. Тем временем поездочек ныряет в тоннель - и мы в долине Шамони. Выскакиваем, где сказал канатчик - в Монтроке, пересаживаемся на свой автобус. Тут соображаем, что поезд повез народ дальше. Куда?

Опять дождь

Обнаруживается проблема: хочется после лыж погулять по городу, а лыжи девать некуда. Спрашиваем в Agence du Tourisme (тур. офисе) - нет ли в городе камер хранения. Пожимают плечами, говорят, что нет. Странно. Приходится таскаться с лыжами, оставляя их у входа в магазины. (О том, чтобы доехать до шале и возвращаться обратно, и помыслить страшно - как заберешься на эту гору, уже нет моральных сил выползать обратно. Да еще под дождем).

А дождь крепчает. Потянулись дни с утренним ритуалом: "Ну, что там?" - "В деревне Гадюкино дожди." По ассоциации с непутевой деревенькой наши места обитания стали именовать соответственно Шамоневка и Лезушевка.

Пробираясь сквозь дождь и туман на Бреване, соображаю, что в хорошую погоду оттуда должны быть прекрасные виды. Бр-р, мокро. Оказывается СимпаТекс (аналог гортекса) очень скоро изнашивается и начинает промокать. Рестораны на горе забиты мокрым народом, сидячего места не найти.

Устремляемся на Гран-Монте: если забраться повыше, может, там снег посуше? Не-а, природа издевается. Там тоже дождь, только с примесью снега и ветра. Ресторан - битком, бармен в мыле, не успевает. Вагон на самый верх не ходит, потому что bad weather conditions. На нижних синеньких трассочках чуть лучше - лес защищает от ветра. Всюду большие бугры с утра, как будто не ратрачат.

В хорошую погоду, там, наверное, виды красивые.

Вечером пытаюсь что-нибудь выяснить с обратным трансфером на Женеву. Встречаю Лилю. Она удивляется, что ей приписывают какие-то способности устроить на автобус. Вводит меня в курс дела: 16-го марта никаких трансферов нет, рейсовый автобус идет через Швейцарию, без швейцарской транзитной визы - нельзя, а такси до аэропорта стоит $250. Наши заводилы - "организаторы" пожимают плечами, а также разводят руками. Собственно говоря, смутные подозрения у меня были еще в Москве, но если товарищ клянется, что "все будет пучком" - вроде надо доверять. В общем, здесь тонкий психологический момент: на турфирму деньги тратишь, но зато им можно претензии предъявлять, а товарищ тебе ничем не обязан. Выбирайте, граждане, кому что больше нравится.

Потянулись "деловые утра" - попытки устроить трансфер. Известный расковцам Игорь Десятник и другие, чьи телефоны удалось добыть (количество переговоров опускаю) ничем пособить не могли. В рекламном проспекте по Шамони значился рейсовый автобус через французский коридор, но оказалось, что он отменен.

Девушки в тур. офисе просят принести паспорт - чтобы разобраться, пустят ли меня рейсовым автобусом.

Ребята с кредиткой приехали, машину берем. (Спасибо Коле за его солидность и надежность). Поскольку катаемся в разных местах, так что теперь новая статья расходов - разговоры по мобильнику: где машина и кого везти наверх. В общем, дешевое жилье - иллюстрация к поговорке "скупой платит дважды".

Как будто бы в облаках дырка? Проглядывает солнце? Неужели? Можно ли попасть в Белую долину? Ведь назавтра опять обещан дождь с камнями, и на последующие дни. Девушки качают головами: во-первых, сегодня же погода ухудшится, во-вторых, нельзя без гида: на леднике трещины. Ну, насчет трещин - понятно, а насчет погоды - действительно, риск. Однако, ужасно хочется. Решаем, что попробуем сесть на хвоста какой-нито группе с гидом, если таковые будут. На вагончик очереди нет, но кто-то поднимается - люди с парапланами, несколько человек в альпинистских обвязках. Спрашиваем у канатчиков, сколько раз мы можем подниматься по своему ски-пассу (Шам Ски). Он пожимает плечами: "Да сколько хотите!". Помня рассказы о страстях со спец.билетами на Aiguille du Midi, удивляемся. Впрочем, уже и поздно - почти 2 часа дня. Но вот и самый верх. Так, угу. Вершины закрыты облаками, солнце почти не пробивается, скалы выглядят угрюмо, но путь вниз просматривается нормально. В хорошую погоду тут виды красивые. Наши попутчики оказываются какими-то резвыми спортсменами-завсегдатаями и резво удирают вниз. Остаемся вдвоем с Игорем, не торопясь фотографируем что можем, спускаемся по гребню. (Спасибо РАСКовцам и лично В.Бриткову за информацию - лыжи привязала на рюкзак, так что спуск затруднений не вызвал. Перила из толстенного каната, добротные, если хотя бы одна рука свободна - нет проблем). Дальше - пушистая глубокая целина, следов немного, сразу расходятся две тропы - направо и налево. Куда ехать, где "коня потеряешь"? Наобум решаем налево, вдоль скал, потому что туда рванула предыдущая группа. Потом выяснилось, что основной бродвей идет как раз направо, там ровный пологий спуск, а левая тропа - это как бы спортивный вариант, там склоны покруче.

Дырки в облаках затягиваются. Сверху начинает наползать весьма неприветливая туча. Она норовит поглотить голубые глыбы ледопада - светящиеся, несмотря на пасмурный день. Туча напирает и подгоняет, к тому же нам нельзя опоздать на последний поезд от ледника до Шамоневки (в 16 часов). Очередной поворот "тропы", картинка: посреди долины - скала, на ней - ресторан (!), и цепочка людей-муравьев - вдали, на другой стороне долины. К ресторану - тыр-тыр-тыр- подлетает вертолет. То ли забирает кого, то ли еду привез? Осознаем, что надо бы выбираться на общую муравьиную тропу. Следует корявый траверс мимо ресторанчика - к бродвею. Корявый, потому что следы заводят непосредственно в ледопад. Красиво, конечно, хотя небезопасно. Особенно, если туча накроет. Оказывается, тут экстримеры резвились.

Вообще, надо сказать, что требование катания с гидами вполне разумно, поскольку путь (по крайней мере, "левые" тропы) проходит по леднику, а на нем - трещины, присыпанные снегом. Если лыжник не является квалифицированным альпинистом, он понятия не имеет, что на краю широкой трещины образуется снежный карниз. Резвится, разгильдяй, на карнизе, думая, что до края трещины далеко. Или, вариант - снежные мостики над трещинами. Если проезжать на скорости - ничего страшного, а если группа вздумает здесь топтаться (фотографировать, бутерброды кушать) -кто его знает.

Однако, ледопад проехали. А дальше, оказывается, делать нечего. Бродвей - накатанная до блеска дорога, уж-жасно пологая, километров десять. Или 15, уж очень долго. Тупо едешь по прямой. От ровного качения слегка обалдеваешь. Разок упала на бок, задумавшись. Нагоняем пару группок с гидами. В хорошую погоду, вероятно, тут есть на что посмотреть. А сейчас гиды, указывая куда-то в облако, говорят, кажется, "там находится& то-то и то-то".

Забегая вперед, могу сказать, что кое-кто из наших был разочарован - ожидали 22 км роскошного катания. Но чудес не бывает: сколько-нибудь заметный уклон - только первые несколько километров, остальное - пологая дорога. Белая долина - скорее место обзорной экскурсии, чем катания.

А вот слева и станция канатки, поднимающей к поезду. От ледника к канатке ведет широкая металлическая лестница на высоту примерно 3-го этажа. Короткий крутой подъем в кабинке канатки - и вот мы на станции горного поезда. Резкий переход из мира ледника в окружение цивильных туристов. Здесь бы посидеть, отдохнуть - но пора на последний поезд. Это тоже игрушечный поездочек - пара вагончиков. И тоже уютный и красивый внутри.

Горная железная дорога - удивительное сооружение. Движение поезда по крутому уклону достигается за счет третьего, зубчатого рельса. Поезд идет траверсом по склону, постепенно опускаясь к Шамони. Посередине пути он ныряет в тоннель для разворота. На центральном вокзале в Шамони на постаменте стоит дедушка нынешнего поезда - первый паровозик, который ездил по этому пути, 1908 года рождения. Ужасно трогательный. С неба опять что-то сыплется. Вовремя прорвались, как украли.

Наутро льет совсем уж свирепо. Кататься чего-то не хочется, но коммунальная жизнь шале вовлекает в свой поток и автоматом выносит к автобусу. В тур.офисе (каждое утро захожу как на работу) обнюхивают паспорт, признают, что на рейсовом автобусе ехать нельзя, ничем помочь не могут.

Скатившись полтора раза во Флежере, осознаю, что подцепила простуду и совсем расклеиваюсь. Спускаюсь в поселок, в поисках аптеки доезжаю до Шамони, как на грех попадаю в начало 2,5 часового обеденного перерыва. Коротаю время в кафешке, тем временем плохеет все больше. Наконец, покупаю какой-то антигриппин, поглощаю на автобусной остановке. За ключом от дома придется возвращаться во Флежер. Кидаюсь в подошедший автобус, доезжаю до Флежера и там обнаруживаю отсутствие ксивника с паспортом и франками. Дело понятное - уронила при посадке в автобус, по хворому делу. На остановке нет& уже подобрали? В жандармерии посылают в муниципальную полицию, у тех - выходной, никто ничего не знает. Автостанция уже закрыта по причине субботы. Звоню в посольство, там радостно приглашают приехать к ним в Париж на часок с российским паспортом и фотографиями + 300 франков, и они дадут справочку, по которой можно вернуться домой. Перспектива "Мне в Париж по делу срочно" занятна, но удовольствие дорогое - полторы тысячи франков, которых нет. (Поезд с пересадками - часов восемь в один конец). Дома узнаю, что день вообще нехорош: пропал Петин рюкзак с лыжными ботинками, перчатками, фотоаппаратом и прочим. Ребята выгружались из автобуса, в суматохе запутались и не вытащили. Не сомневались, что найдут через автостанцию - и никаких следов.

Вспоминаю, что видели подобие автостанции на Шамони Сюд. Наутро тыкаюсь туда. Станция закрыта, но рядом, оказывается, камера хранения! 10 франков в сутки. Принадлежит ЛезУшу, вот почему о ней не знают в шамоневском тур.офисе. Работница - чрезвычайно милая пожилая тетенька. Почему-то рассказываю о потерянном ксивнике. Тетенька с готовностью выдает идею - проверить автобусное депо, которое тут рядышком. Бегу туда. Шофера по-английски ни бум-бум, но вдруг один разбирает слово "паспорт". "ПаспОрт! Радостно вскрикивает он и выносит ксивничек. Знаками показывает, что это принес водитель автобуса. Поразительно: все франки на месте (полторы тысячи, кстати), до последнего сантима. Вечером пьем за здоровье французов - честных и порядочных людей.

А рюкзак Петин так и не нашли. В депо тоже спрашивали, им не приносили. Ботинки там были дорогие

А в деревне нашей все дожди. Кто-то вспоминает фантастику - как вечный дождь выматывал колонистов где-то на Венере.

Катание чаще оказывалось более комфортным ниже 2000 м, так как выше плотная облачность (и мокрый снег), а ниже - хоть видимость приемлемая. Особенно заметно на Бреване, при попытке подняться на самый верх.

На трассе вымокнешь - одна радость: погреться в ресторанчике и вкусно покушать дома. Надо сказать, что компания подобралась весьма слаженная и организованная на предмет закупки продуктов и приготовления вкусной еды. Цены на продукты эквивалентны таковым в московских супермаркетах, так что мы себе ни в чем не отказывали.

На горе больше всего понравилось блюдо из картошки с беконом и сыром, которое готовится на гигантской сковороде. Подается большой горой на тарелке с добавлением овощей.

Ближе к концу срока всем кагалом закатываемся в ресторан на фондю. Раньше доводилось пробовать фондю из сыра (блюдо, все больше завоевывающее популярность в Москве). Теперь освоили мясной вариант. Кусочек сырого мяса накалываешь на палочку и опускаешь в кипящее масло, он там зажаривется, окунаешь в один из десятка соусов, закусываешь картошкой-фри и маринованными деликатесами. Очень вкусно и сытно, хотя сырный вариант мне понравился больше.

Разбираемся наконец с трансфером: Машину удается дооформить на второго водителя. Игорь довезет меня на арендованной нами машине до Женевы. У Десятника выспрашиваем, как добраться до "французского коридора". Это не так-то просто, оказывается - надо петлять "огородами" в объезд основной магистрали.

Снова большой праздник - просвет в облаках. В Ле Туре публика радуется и отрывается, как может, есть работа для спасателей с акъей. Теперь новая напасть: половину подъемников (и трасс) - "швейцарскую сторону" - закрывают из-за сильного ветра. Обещают назавтра закрыть весь Ле Тур. М-да. Все же пробираемся на швейцарскую сторону и по совершенно пустым трассам (удивительное ощущение!) катим к любимому поездочку. Теперь уже, наученные опытом, доезжаем до Шамони. Гораздо приятнее, чем на автобусе - гарантированно сидишь, просторнее и вообще интереснее. А поезд, оказывается, идет до Сен-Жерве. На вокзале нам выдают цветной буклет с расписанием.

В городе снова "гадюкинская" погода, однако на Гран-монте мелькает солнышко. Потом начинается метель. А все же лучше, чем дождь.

Наконец, долгожданное солнечное утро! Облаков на небе много, но просветы достаточные. Для меня - это последний день катания, у ребят - предпоследний. Решаю обследовать, наконец, ЛезУш, пусть даже за дополнительные деньги. Покупаем ски-пасс на первую половину дня. Добираемся до трасс. Да-а, понятно, почему они отделились от Шамоневки - здесь совсем другой подход к трассовому хозяйству. В первый раз за 2 недели видим отутюженные, заглаженные до блеска трассы. Среди бесснежного леса до самого поселка тянутся белые языки трасс, усыпанных толстенным слоем пушечного снега. Народу мало, так что трассы остаются неразбитыми весь день. В общем, здесь надо начинать кататься по приезде, и только потом брать ШамСки. Для любителей погонять - скоростные трассы Mur des Epines, La Verte Kandahar, любители попрыгать проложили кучу дорожек-трамплинчиков в лесу. К середине дня понимаем, что уезжать отсюда не хочется. Решаем, что если погонят - купим ски-пасс на вторую половину дня. Однако канатчики глядят на нас безмятежно, и мы гнусно халявничаем до вечера. Нехорошо, конечно: здесь честно отрабатывают свои денежки. (Напоминаю: камера хранения в городе - тоже ЛезУшевская). И самый красивый лес - тоже тут.

А посреди курорта, на гребне, станция горного трамвая. Тоже игрушечный поездочек - два вагончика. Tramway du Mont Blanc. Ходит раз в час. Везет до станции Сен-Жерве-Лафайет, где можно пересесть на поезд. Решаем вечером на нем покататься. Народ подтверждает, что пускают по ски-пассу. У нас небо затягивается облаками, над Сен-Жерве -ослепительное солнце, горы там сияют и манят.

К 5-часовому трамваю собирается изрядная толпа, не пробьешься. Над толпой - странная, какая-то космическая музыка, мелодия забавная, чудаковатая. Нет, это не машинист крутит - в толпе группа каких-то инопланетян в серебристых скафандрах. Похоже на рекламу Интела. Инопланетяне - музыканты, за спинами у них ранцы-динамики, стоят и играют. Может, тут кино снимают? Вроде нет. Машинист выходит на путь перед толпой и нервно хихикая и разводя руками, что-то объявляет. Толпа разражается нервным смехом. Мы хотим расспросить соседей, но тут начинается посадка. Инопланетяне тоже садятся, не переставая играть. В трамвае, (как на всех поездах до того, кстати) специальные запирающиеся стойки для лыж. Вагончики оказались удивительно вместительными! Все влезли, трогаемся. Вот началось др-др-др зубчатого рельса, трамвай лезет в гору. Вот и перевал. Но что это? Останавливаемся, машинист резво выпрыгивает и быстро-быстро машет лопатой, как будто расчищает пути от снега. А впереди - такой же трамвай. Из нашего переднего вагончика народ выходит, бредет -пересаживается в тот трамвай. Между вагонами на путях возятся рабочие в ярких желтых куртках, чинят дорогу. Ага, понятно - мы вылезти не сможем, пока машинист не прокопает траншею в сугробе . Так вот о чем объявляли на станции! Повеяло джек-лондоновской романтикой Дальнего Запада. Пересели, новый трамвай резво устремился вниз, по лесу, в залитую солнцем долину. Вот здесь уже начало мая, распустились первоцветы. Вот первая станция -это бурная весна, нарциссы, зелень на грядках. А вот и город (Saint-Gervais-Le-Fayet)- наш вагончик бежит по улицам, как обычный городской трамвай. Цветут деревья, совсем жарко, дети на велосипедах. Вокзал. Инопланетяне деловито пересаживаются в минивэн. Похоже, они отсюда, местные. Теперь мы чувствуем себя инопланетянами в своих лыжных ботинках.

Халява продолжается - нас пустят по ски-пассу в поезд на Шамони! Вот это порядки! Врочем, и ски-пасс никто не проверяет. Наши лыжи и ботинки не производят никакого впечатления на пассажиров. Сидим на бархатных сиденьях, отдыхаем. В принципе, поезд останавливается и в ЛезУше, но хочется напоследок погулять в Шамони. Темнеет. Надо же, здесь на небе тоже есть звезды! Вижу их в первый раз за две недели. К сожалению, завтра уже уезжать.

Вечером - разбор полетов. Народ, измученный гадюкинскими дождями, при первых лучах солнца ломанулся в Белую долину. Тем, кто пришел утром, достались жетоны только на 2 часа дня. А те, кто хотел попасть утром - занимали очередь с ночи. На гребне (спуск с Aiguille du Midi) был затор, спускались полчаса. Второпях ребята не расспросили, какие там могут быть неожиданности - не позаботились о свободных руках и мучились. Также по легкомыслию взяли с собой ребенка 12 лет: на гребне бедняжка сильно испугался. Все-таки детей туда брать не следует. Еще затор был в конце, на лестнице к подъемнику - тоже очередь минут на 40. Бродвей по правой стороне долины был укатан толпой и более опытным участникам не понравился совершенно. Одна радость - в какой-то момент открылись прекрасные виды.

Наутро (в 6 часов) стартуем на машине в Женеву. Подбрасываем ребят до касс Aiguille du Midi, занимать очередь за жетонами в Белую долину. Там уже мнется группка сонных нахохленных энтузиастов в пуховках. Ажиотаж! Разве что номера на ладошках не пишут.

Для того, чтобы попасть на партизанскую тропу во французский коридор, пришлось преодолевать путаницу хитрых развязок перед самой Женевой. Ошибаемся, расспрашиваем местных, в какой-то момент тыкаемся в швейцарскую границу и улепетываем. Наконец, выезжаем на нужную дорожку. Красивейшая местность, роскошная река Рона, прекрасные дороги. Начинаем понимать лыжников, едущих в Европу на своих машинах. Действительно, дорога - одно удовольствие, только бы через Совок прорваться. А вот и коридор - дорога, обнесенная сеточкой, по верху которой деликатно пущена колючая проволочка. Солнце сияет. Жалко, что надо улетать.

(Вечером мне звонят: Не огорчайся, тут опять дождь!).

Всякие выводы.

Шамони - хорошее место для тех, кто ценит Апрес-ски, шопинг, прогулки по городу. Городок очаровательный, а цены умеренные.

Масштаб областей катания в Шамони не производит особого впечатления после, например, Трех долин, а разорванность мест катания - большое неудобство. Каждая отдельно взятая зона катания невелика, в течение дня приходилось кататься по одним и тем же трассам. Автобусы нам надоели изрядно. По крайней мере, лучше жить в центре Шамони, чтобы ездить без пересадок. Шале на тихой окраине - это, наверное, вариант для компании, которая может себе позволить одну машину на 4-5 человек. (И эти 4-5 человек всегда катаются вместе). Недорогие апартаменты в центре могут иметь свои изъяны: нам жаловались, что без конца отключают горячую воду.

По причине оттепели пушки не работали; было впечатление, что ратраки тоже не очень работают - бугры на трассах, даже синих, обнаруживались с утра. Приятным исключением был ЛезУш. Внетрассовое катание было возможно только на верхах, до низа доехать было не всегда возможно (раскисший снег обдирали), но в целом снега было достаточно.

В специфических условиях оттепели и плохой погоды получилась следующая иерархия комфортности:

  1. Лез Уш (отличная подготовка трасс, живописность)

  2. Ле Тур

  3. Бреван

  4. Гран Монте

  5. Флежер ( область катания слишком мала, представляет интерес только в связке с Бреваном, но связующая канатка была закрыта из-за лавинной опасности).

Белая долина - на особом счету, это маршрут интересного путешествия по горам, а не катания в привычном смысле.

Цены на горе не отличаются от таковых на других курортах. Цены в магазине - сопоставимы, как уже указывалось, с московскими супермаркетами. Цены на спортивную одежду и альпинистское снаряжение, по крайней мере, не дороже, чем в Москве, при несоизмеримо большем выборе. Особо понравились магазины системы Technicien du sport.

Расклад по деньгам, $:

Самолет 375

Виза 30

Трансфер 63 (у меня)

Жилье 211

Курортный сбор 8

Машина 100 (включая бензин).

Ски-пасс 257

Еда (включая питание на горе, но не считая поход в ресторан) приблизительно150

Итого 1194

Плюс сувениры, ресторан и прочее по мелочи.

Насколько я помню, в 3 долины поездка стоила дороже баксов на 100, не больше.

Так что - общий вывод: Шамони - наиболее приятное место для ценящих преимущества городской жизни, а для "упертых" лыжников, желающих максимальное время проводить на горе и ценящих разнообразие трасс и новизну впечатлений в течение дня - больше подойдут 3 Valees или Espace Killy.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация