На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Ледник Питцталь - фантастическое катание!
(24.12.2004-03.01.2005)

Владимир Лисин, Юрий Пименов

happy Рано оказывается совсем неплохо. И даже более того! Неиспользованная неделя отпуска с июля месяца перетекла в сентябрь и стало очевидно, что лучшее ее применение - это лыжи. Тогда где и когда !? Предыдущие два года (3 января 2003г. и 4 января 2004г.) привнесли в катательную часть жизни «сплошное расстройство» - сначала неделя снежного катаклизма в Сьерра Неваде, затем с точностью до наоборот: две недели ливневых дождей в Шамони. Что-то надо менять!? О третьей подобной неудаче даже не хотелось и думать! После всех примерок, прикидок и обсуждений «драгоценную» неделю разместили с 27 декабря. Это давало возможность воспользоваться последним днем низкого тарифа авиакомпании «Сибирь» на 24 декабря для вылета в Мюнхен и 3 января для возвращения. А если вы в Мюнхене, то перед вами вся Австрия: удобно и быстро поездом достигается любой г/л курорт Тироля и Зальцбургского края. Получалось совсем недурно: и 10 дней поездки и билеты в два раза дешевле, чем при полете в официальные сроки рождественско- новогодних праздников. На место открытия сезона с наиболее гарантированным снегом в нашем конкурсе претендовали четыре ледниковые зоны катания: Хинтертукс, Штубайталь, Зольден и Питцталь. Хинтертукс несколько лет назад c хорошими впечатлениями уже откатали.

Поиск места проживания в остальных долинах, как обычно, вели через тирольский туристический сайт. Зольден отпал практически сразу из-за высокой стоимости размещения на этот праздничный период. В Штубайтальской долине хозяева нескольких, приглянувшихся нам небольших гостиничек, отказались прислать приглашения для получения виз в Австрийском консульстве. Зато в долине Питцталя все переговоры по E-mail сложились удачно и в итоге уже 8 октября мы имели на руках билеты и визы. Причем, на сдачу документов мы потратили около 15-ти минут, а на получение около получаса и только потому, что пришли к моменту начала выдачи. В связи с этим хочется отдать должное Австрийскому Консульству: за несколько лет, прошедших с моей последней поездки, получение виз сильно упростилось.

Оставшиеся два с половиной месяца ожидания прошли своим чередом: мы работали и следили за веб-камерами Питцталевского сайта.

Там в конце октября выпал хороший снег, который и потом постоянно подсыпал, а в конце ноября открылся сезон. Информация на сервере на момент отъезда показывала уровень снега 120см. на леднике и 50см. в долине.

Москва-Мюнхен-Инсбрук-Имст

happy Вспоминая сейчас прошедшую поездку, все время хочется отметить череду удивительных временных «рекордов». О скорости оформления виз я уже упоминал. Из Домодедова вылетели минута в минуту - в Мюнхен прилетели на полчаса раньше! В предверии Рождества аэропорт был почти пуст и с момента приземления до того, как мы уже стояли на платформе, ожидая электричку на Мюнхен, прошло около 20 минут. Можно было сразу отправляться поездом в Имст - это городок-вокзал в начале долины Питцталь, откуда дальнейшее перемещение происходит автобусом или такси. Но поскольку близился вечер, то переезд в темноте лишил бы нас двух замечательных видовых экскурсий: по Тиролю и одному из стариннейших и красивых городов Европы, украшенному к главному празднику года. Было решено прервать поездку до утра. Билеты с графиком движения и пересадок взяли сразу в ж/д кассах в аэропорту. И это был единый билет на две страны: Германию и Австрию. Совет: кто будет также пользоваться ж/д для переезда из Мюнхена в Австрию и обратно - берите сразу и обратный билет. Это на удивление и дешевле и удобней, поскольку сквозной билет из Австрии почему-то дают только на крупных станциях (Инсбрук, например).

Электричка из аэропорта в центр Мюнхена идет около 40 минут, недорогих гостиниц рядом с центральным вокзалом много. Мы поселились очень быстро и удобно (5 минут ходьбы от вокзала) в небольшой гостиничке «Монако» за 50 евро на двоих со всеми удобствами в номере и завтраком. Перевели дух и отправились на прогулку по историческому центру.
Уже стемнело, горела праздничная иллюминация, фасады зданий были украшены рождественской и новогодней символикой, сверкали разукрашенные витрины. Как нас и предупреждали - в предверии Рождества все было закрыто. Народу на центральной улице было немного: одни явно спешили к месту встречи праздника, другие, подобно нам, никуда не спешили и просто гуляли, крутя головами, фотографируя и переходя с одной стороны улицы на другую, чтобы лучше разглядеть что-то особо выделяющееся.

Праздничные витрины 1 Елка Праздничные витрины 2

На площади перед ратушей стояла живая украшенная елка, у которой снизу на высоту человеческого роста спилены ветки, и вот на этих зачищенных торцах спилов народ расписывался, загадывая в рождественскую ночь свои желания - нечто вроде письма Деду Морозу о подарке. Мы, разумеется, такую возможность не упустили.

Вообще-то, не смотря на предупреждения, в конце своей прогулки мы очень надеялись провести предпразничный вечер в каком-нибудь уютном местечке со вкусным ужином, но шансы быстро таяли. И похоже, что ждал нас вариант бутербродов с банкой пива в одной из турецких забегаловок вокруг вокзала. Но ведь это была ночь перед Рождеством! Можно себе представить наше ликование, когда мы увидели толпу таких же многочисленных страждущих у входа в знаменитую пивную Мюнхена «Hofbrauhaus». Тут же возникла естественная мысль: «Все занято! И как же мы туда попадем ?». Только подошли - вдруг открылись двери и народ потек в фойе. Разумеется, мы энергично рванули туда же. Наблюдалась однако некая странность- окружающие лица очень напоминали московских бомжей, одетых только поприличней. Оказалось, что мюнхенских бездомных ждал благотоворительный ужин! Пришлось притормозить! Народ схлынул и в другой части фойе стали видны большие стеклянные двери в «то самое желанное и светлое», через которые свободно входила и выходила уже другая категория граждан.

Pub 1 Pub 2

Это Рождественское чудо встретило нас большими освещенными и разукрашенными залами с высокими сводчатыми потолками, длинными деревянными столами со скамьями и гулом разговоров и веселья самых разнообразных посетителей. В этот вечер здесь отмечали праздник, ничуть не мешая друг другу, семейства с детьми, пары и компании молодежи и пожилых людей, группы многочисленных и разномастных туристов. Мне сложно передать атмосферу того вечера в этой пивной, но я не помню подобного места (к большому сожалению и в Москве), где бы я ощутил в себе чувство такого внутреннего покоя, где бы подавали такую по-домашнему вкусную еду и такое великолепное пиво. И похоже,что это не результат стечения обстоятельств. На обратном пути мы также провели полдня в Мюнхене и посетили другую с не менее глубокой историей пивную «Аугустинер». Да, между ними много общего, что и не удивительно, и все таки, что-то другое. Может быть удастся еще побывать в "Hofbrauhaus" и проверить свои впечатления, на елке то мы ведь расписались.

Утром в 7 часов, проглотив на бегу кофе из причитавшегося нам завтрака и наделав из предложенной вкуснятины бутербродов, рванули на вокзал. Комфортно устроились в практически пустом вагоне и отлично провели пару часов до Инсбрука, взирая на разворачивающиеся под всходящим солнцем горные красоты. Наш поезд уходил дальше на Верону, а нам надо было через полчаса пересаживаться уже на австрийскую электричку в сторону западного Тироля. Переезд от Инсбрука до городка Имст, стоящего в начале нашей долины, занял около сорока минут. Автобус, на который мы очень рассчитывали попасть, уже ушел, не дождавшись прибытия опоздавшей на несколько минут электрички. Что было весьма необычно для этих мест! Этот вопрос всю дорогу возмущенно обсуждала единственная сошедшая с нами пожилая дама, обращаясь к везшему нас таксисту. Этот веселый интриган, как он сам потом признался, собственно и отправил этот автобус, убедив его водителя, что в такой день и так рано все равно никого не будет. А поскольку следующий автобус должен был быть аж через несколько часов, устоять перед его предложением, сдобренным хорошей скидкой, было невозможно.

Имст-Кофелс-Питцталь

happy Долина, по которой мы ехали, была очень живописна: горы сильно сжали ее с обоих сторон склонами с заснеженным еловым лесом, прерываемым языками камнепадов и лавин. Дорога все время поднималась и опускалась, делала виражи, переходя в совсем узких местах с одной стороны долины на другой. Там, где долина неожиданно расширялась, появлялись небольшие деревеньки с аккуратными украшенными домиками. Центр долины, Сан Леонард, крупно обозначенный на схеме, мы бы наверно проехали, так и не поняв этого, если бы не плакат. Местечко, Кофелс, где мы устроились, состояло из трех симпатичных домов типовой тирольской постройки, на одной стороне шоссе и нескольких небольших апартаментов на другой.

Вид по щоссе от дома в начало долины Наш дом Вид из окна комнаты

Каждый из этих трех домов представлял собой домашнюю гостиничку, в которой хозяева сдавали туристам комнаты с завтраком. В нашем «Haus Waldheim - FAM. Walser Walter» (тел.: 05413-86287; e-mail: haus.waldheim@utanet.at) была праздничная уютная обстановка, очень чисто, все продуманно и удобно. На нулевом этаже размещалась комната для хранения лыж, бордов и сушки бот со входом как с улицы так и из дома. Наш и два других сдаваемых номера компактно занимали второй этаж. Мы имели очень уютно обставленную комнату с балконом, душем и умывальником. Туалет для двух комнат был отдельно на этом же этаже. Это, казалось бы, некоторое неудобство практически нас никак не задело. Поскольку все было рядом, да и соседка, с которой мы потом встретились лишь несколько раз, появилась только через день. В наше отсутствие все тщательно убиралось, за восемь дней нам три раза сменили наборы полотенец. Каждое утро нас ждал вкусный и обильный завтрак, из которого, не напрягаясь, мы еще делали бутерброды на гору. А в один из очередных дней этой рождественской недели, вернувшись после катания, обнаружили на столе красиво оформленное блюдо с разнообразной выпечкой.

Этаж Комната

И это за 17 евро с человека в день для одного из самых дорогостоящих периодов зимнего сезона. Если бы еще хозяйка и вечером подавала какое-нибудь простое блюдо - это вообще была бы сказка, поскольку никуда не надо было бы ходить. А так кроме катания через день имели еще прогулку к ужину и прогулку после ужина. Что само по себе не так уж и плохо, но не после дня упражнений на лыжах :-))))) В Кофелсе имеется два ресторанчика. Один, рыбный, был в соседнем доме, а другой через дорогу, в здании с апартаментами. Тот, который через дорогу, за нашу неделю так и не открылся, хотя зал со столами был полностью убран и готов к приему. В первом - главным блюдом была форель из собственного хозяйства, приготавливаемая в шести вариантах и несколько мясных блюд из полуфабрикатов - все очень обильно и вкусно. Около двух километров выше Кофелса, в более оживленном местечке Плангерос было несколько очень приятных ресторанчиков и ближайший небольшой магазин. Так мы и поделили: один вечер форель под боком, следующий - иная вкуснятина с вечерне-ночной прогулкой вдоль речки через заснеженный еловый лес. Для примера, это как из Иткола в Чегет и обратно прогуляться.

На мой вкус апартаменты были бы лучше, но, с одной стороны, мы не смогли ничего подобрать за приемлемую для нас цену, а с другой только по приезду обнаружилось некоторое неудобство. Кроме Плангероса, со слов нашей хозяйки, второй небольшой магазин мы обнаружили еще в Мандарфене, самом населенном и бойком местечке, расположенном перед ледником. В них имелись маленькие отделы хлебной, колбасной, молочной продукции, вода, пиво, спиртное, но полностью отсутствовали исходных продукты, из которых можно что-то приготовить. Настоящий большой супермаркет имеется только в самом начале долины, а это поездка автобусом на час(от Кофелса) в одну сторону плюс часовые и более интервалы между ними. Разумеется, все решаемо, но надо быть к этому готовым.

Катание: Ледник Питцталь-Рифлзее-Хохцайгер

happy В долине Питцталь три отдельных района катания. В ее начале находится регион Хохцайгер, а в конце, практически рядом, два других: ледник с одноименным названием и регион Рифлзее, нижняя станция подъемника которого находится непосредственно в Мандарфене. Перемещение по долине между регионами осуществляется бесплатными скибасами. Однако, его маршрут фактически разбит на две части. От ледника до местечка Весле, не доезжая Хохцайгера, бегает одна группа скибасов, а дальше другая. Поэтому поездка из ледниковой зоны в Хохцайгер связана с пересадкой. Имеется также рейсовый автобус со своим расписание и маршрутом, совпадающим по большей части с маршрутом скибаса, но за его использование уже приходится платить. Наши ежедневные поездки начинались от остановки рядом с домом. Время в пути до станции подземного фуникулера на ледник занимало около 20 минут. Фуникулер бегает каждые 30 минут, поднимая на плато ледника к отметке 2860м. Обычно мы оказывались там к 10 часам, а спускались около 16.

Катались семь дней: с 26 декабря по 1 января включительно. Скипас на это время на все регионы стоил 187 евро. На леднике катание обеспечивают шесть подъемников. Когда вы выходите из станции подземки, то перед вами оказываются сразу два подъемника. Один, главный, гоняет четыре связки из четырех кабин на самый верх, на высоту 3440м.

Карта трасс ледника

На плане он, проходя над скальной грядой, делит всю область катания как бы на правую и левую части. Второй это буксировщик, затаскивает на высоту 3260м. Слева от станции кабин, с понижением высоты до 2750м., установлен второй буксировщик с подъемом на 3200м. Креселка используется, чтобы поднимать народ от станции левого буксировщика к кабинам, правому буксировщику и станции фуникулера. Есть еще два небольших буксировщика, но они особой роли не играют. К сожалению скорость у буксировщиков небольшая и подъем занимает слишком много времени, за которое ноги не отдыхают, а еще больше "садятся". В конце нашего срока мы на левом буксировщике начали просто уходить с середины подъема.

Утром первого дня катания шел крупный снег и ледник был в плотном тумане облаков. На остановку скибаса я шел с неважным настроением, сразу вспомнив два предыдущих сезона. Наверху ветер был небольшой и видимость около пяти метров. Работали все подъемники. Поразило поскрипывание снега под лыжами, когда двинулись на подъем к буксировщику. Очереди не было, да и сверху по склону народу сыпалось совсем немного. Пока поднимались в голове складывалась обычная для подобных условий картина: перерытый склон покрыл свежий снег, что под ногами и впереди не видно. Идешь осторожно: ноги под себя, спина непроизвольно напряжена. Периодически кидает то вперед, то назад. Занимает вопрос: на сколько раздолбан склон ? При этом, начинаю отмечать легкость и плавность движений большинства пролетающих мимо фигур. Завидую: народ уже форму набрал, а тут первый раз на снег встали. Верхняя станция совсем в темноте - облако накрыло. Начинаем осторожно по три-четыре коротких поворота, задержка и дальше. Через некоторое время доходит: ничего не мешает, склон ровный с хорошим уклоном и на нем пухляк, местами доходящий до колен. Начинаем ускоряться и закладывать виражи - ширина трассы позволяет все. И при этом мы все летим, летим... Общее в первых словах после спуска «Вот это сказка!». Вспомнилась фраза из комментария о Питцтале на сайте с описанием горнолыжных курортов: «Великолепное состояние трасс на леднике обеспечивает катание круглый год.» Подтверждаю - именно такие они и были всю нашу неделю.

Состояние трасс 1 Отсюда начинается катание Состояние трасс 2

После нескольких спусков идем опробовать кабины. 200 метров дополнительной высоты по отношению к конечной станции буксировщика и смещение трасс влево на более крутой участок ледника повысили общий уклон трасс и минимум на треть увеличили их длину. И оказалось, что «летать» можно еще круче. Последущий переход в левую часть ледника уже не мог существенно изменить полученных впечатлений, добавив лишь некоторое разнообразие в профиль трасс и к сожалению чрезвычайно затянутый и утомительный подъем на буксировщике. Следующий день откатали при аналогичной погоде. Третий начали с Рифлзее. Видимость была просто плохая, вся верхняя часть от 2350м. до 2800м. была под облаками, которые только на короткое время разрывало ветром. Первый спуск оставил приятное впечатление: хорошая крутизна, мягкий ровный склон, но по меркам Питцталя довольно узко. Народу единицы. На втором заходе, в самом начале, умудрился в сплошном снегу поймать здоровенный бульник и получил большущую рваную "рану" на скользячке. После этого продолжать здешнее катание, не получая по сравнению с Питцталем ничего лучшего, совсем расхотелось. Ушли к станции подземного фуникулера на Питцталь. Для этого насыпано специальное ответвление - перешеек, на который попадаешь при спуске к нижней станции кабинного подъемника на Рифлзее. На леднике, как обычно, все было замечательно и более того облачность стала подниматься и в разрывах облаков проглядывали куски синего неба.

Скала над домом

Четвертый день посвятили знакомству с регионом Хохцайгер. Облачность была уже редкой с длительными интервалами солнца. Погода радовала, автобус, в котором правда пришлось купить билеты, довез до самой станции и с вариантом не очень приятной пересадки столкнулись только на обратном пути. То, что мы увидели на Хохцайгере, было картиной с точностью до наоборот по сравнению с Питцталем. Количество народа на склонах такое, что возникало ощущение как будто тебе постоянно мешают. Склоны региона имеют южную ориентацию и особой шириной не отличаются. На всех основных участках стоят непрерывно пылящие снежные пушки. Как результат, все перегибы трасс ободраны, снег перемешан с землей и много камней. Все сужения и крутые участки выскоблены до льда и на одном есть приличный бугрятник. На этом фоне катание положительных эмоций не приносило и время пребывания там мы сократили до минимума.

Заключительные три дня, отмечая, очевидно, наступление Нового Года, природа подарила нам солнце. А солнце превратило каждый подъем на Питцталь в праздник. Вот так выглядел ледник в эти дни:

Соседние долины Верхняя точка ледника Кабины над ледником
Склоны 1 Склоны 2 Склоны 3
Склоны 4 Склоны 5 Склоны 6
Склоны 7 Склоны 8 Склоны 9

happy Утром 2-го января мы погрузились в автобус и отправились по обратному маршруту. Поездка отличалась от предыдущей тем, что поезд до Инсбрука и особенно дальше на Мюнхен был забит диким множеством вещей большого количества возвращающихся после праздничной недели немцев. Нам несказанно повезло, что мы решили сделать пересадку в Инсбруке, а не в Вергле, следующей, возможной для этого станции. Дальше - тот же «Монако», вечерняя прогулка по Мюнхену, уже предсказанный ужин в «Аугустинере», утренняя пробежка-шоппинг по ряду великолепных магазинов, аэропорт, вылет без задержки, полупустой «Аэробус-310» и Москва - а впереди еще весь катательный сезон.

 Вот такой Новогодний подарок у нас получился. 

[На ледники][Москва-Мюнхен-Инсбрук-Имст][Имст-Кофелс-Питцталь]
[Катание: Ледник Питцталь-Рифлзее-Хохцайгер]

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024