На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Dachstein-Tauern или Австрия по цене Андорры

Александр Турецкий:

Небольшая вступительная речь

Я взялся за этот отчет, с трудом пересилив свою лень, преследуя две цели: поделиться опытом поездки в Альпы на поезде и устранить несправедливость по отношению к замечательному австрийскому курорту Шладминг-Рамзау, не слишком-то у нас известному. Поэтому рассказы об apres-ski, австрийских национальных традициях и достопримечательностях будут сведены к минимуму. Рассказов этих хватает и в путеводителях, и в интернете.

Почему вдруг Шладминг

Вообще-то изначально в Австрию мы не собирались. Хотелось во Францию. Но после изучения цен на авиабилеты в дни школьных каникул стало ясно что, либо в каникулы мы никуда не летим, либо летим в Андорру, либо находим какой-то другой способ попасть в горы.

Перспектива две недели наблюдать изнывающих от безделья детей, а потом отпрашивать их из школы нам не улыбалась (а надо заметить, что дети у нас далеко не отличники), третий раз подряд ехать в Андорру не хотелось, и вот появилась мысль съездить на поезде в Австрию. Позвонили в справочную, выяснили, что билет в одну сторону до Вены стоит около $80 на взрослого и около $50 на ребенка до 12 лет. Экономия получилась немалая, даже с учетом оплаты транзитной чешской визы. К тому же для групп от 6-ти человек обещали дополнительные скидки. В общем, решили рискнуть. Следующий вопрос был - куда именно ехать в Австрию, и здесь уже речь зашла о Шладминге, потому что до него от Вены нужно проехать только половину Австрии, в то время как до Тирольских курортов почти всю. Когда же выяснилось (с помощью www.oebb.at), что в Шладминг поезд отправляется со станции Вена-Южная, а не Западная, как в Тироль, вопрос решился. Дело в том, что московский поезд прибывает как раз на Южный вокзал.

Дальше мы довольно долго выясняли, а сколько же нас собирается ехать, а когда выяснили (оказалось 5 взрослых и 6 детей от 6-ти до 12-ти лет), с местами на новый год уже начались проблемы. Но Ксения Свердлова ( adrenalin.org.ru) сотворила почти чудо. Нет, аппартаментов в Шладминге нам не досталось, но достался очень милый пансион, где обещали поселить вчетвером, а также кормить завтраками и ужинами. При этом денег хотели не больше, чем за аппартаменты - за проживание, страховку и визы на четверых мы заплатили $1400. Правда, находился этот пансион ( Gsenger - www.steiner-ramsau.at) не в Шладминге, а в его пригороде - Рамзау, причем в самом дальнем его углу, но вроде как был обещан скибас. Уточнить, как этот скибас ходит, не удалось - все молчали как партизаны. Возникло у меня подозрение (подтвердившееся), что скибас сей ходит 2 раза в день, но при таких ценах можно и машину взять напрокат, если понадобится (нам не понадобилось).

Как получить групповую скидку на билет и транзитную визу - тема если не для отдельного отчета, то для отдельной главы точно.

Дорога

Прицепной вагон Москва-Вена отправляется с Белорусского вокзала с Пражским поездом в 22-17. Прибывает на Вену Южную в 6-55 местного времени через день. Обратно вагон уходит с Варшавским поездом в 21-25. В пути около 35 часов.

Купе трехместные - три полки в ряд. Если средняя разложена, на нижней сидеть невозможно, разве что детям. При езде большой компанией это совсем не напрягает - на день среднюю полку можно сложить. Вот ехать одному с двумя незнакомыми соседями, пожалуй, тяжко. Кормиться в поезде можно в основном из собственных запасов - после Бреста что-нибудь купить проблематично, и вагон-ресторан отцепляют. На территории Польши проводники очень рекомендуют не оставлять без присмотра ценные вещи, и запирать купе на ночь. Мы их рекомендациям следовали, не знаю уж благодаря этому или нет, но грабить нас в Польше не стали.

На границах никаких проблем у нас не возникло, но нужно помнить, что граница уже не российская, а белорусская. Поэтому заполнение декларации обязательно (в поезде для этого есть куча времени), все деньги и мобильники нужно задекларировать. На остальных границах ничего, кроме паспорта не спрашивают, правда, на чешско-польской границе будят посреди ночи (детей не трогают).

Чтобы закончить разговор о границах, хочу предупредить, что чехи оформляют транзитную визу в точности по дням действия шенгенской, а поезд на обратном пути границу с Польшей пересекает в 3 часа ночи, то есть на следующий день. Попытки трясти расписанием и билетами в чешском посольстве ни к чему не привели. "Не нравится - пользуйтесь самолетом" - сказали мне, "желательно бомбардировщиком" - подумал я. Так мы в течение трех часов незаконно находились на территории Чехии. Впрочем, на пограничников это не произвело никакого впечатления, они молча поставили в паспорт свой штампик и пожелали счастливого пути.

Ближайший поезд из Вены в сторону Шладминга уходит в 8:56 - так что для того, чтобы перетащить вещи в другое крыло вокзала и позавтракать есть почти два часа. Можно закинуть вещи в камеру хранения и побродить по Вене, но мы решили оставить это развлечение на обратную дорогу. Для перевозки багажа на вокзале, разумеется, есть тележки. Чтобы эту тележку взять, нужна монетка в 1 или 2 евро. Скорее всего сгодится и другая похожая по размеру (2 или 5 рублей к примеру, но мы не пробовали). Когда ставишь тележку на место, монетка возвращается, бросить тележку на платформе, соответственно стоит 1 евро. Можно попытаться заработать, собирая брошенные тележки.

Билеты до Шладминга продают прямо в поезде, причем для получения групповой скидки (процентов 30), нужно просто сказать, сколько нас едет. Кто хоть раз оформлял групповой заказ в Москве, поймет! Поезд очень тихий и комфортный. Четыре часа любования великолепными пейзажами за окном проходят совершенно незаметно.

Из неприятных моментов: прямого поезда до Шладминга не существует, нужно в городке Leoben выгрузиться на платформу, а через 20 минут загрузиться с той же платформы в следующий поезд. Расписание поездов можно посмотреть на www.oebb.at. Очень полезно его распечатать и взять с собой.

Наш пансион, вернее гастхоф находился в двух километрах от дороги с относительно регулярным автобусным сообщением Schladming-Dachsteingletshier, а собственно до пансиона автобус ходил два раза в день. Из поезда позвонили в гастхоф (телефон есть прямо в вагоне, нужна только телефонная карта), договорились, что нас встретят на ближайшей автобусной остановке. Действительно встретили, привезли, поселили. Впрочем, можно было и на такси добраться, что мы и сделали на обратном пути. Микроавтобус на 11 человек обошелся в 40 евро на всех. По поводу обратной дороги хочу сказать следующее: если выехать сразу после завтрака, то есть возможность побродить по Вене где-то с часу дня до девяти вечера. Камера хранения находится на первом этаже вокзала. Камера атоматическая, есть специальные ячейки для лыж. Стоимость ячеек от 3.5 евро за большие и лыжные, до 1.5 за маленькие. Евромонетки для камеры хранения лучше припасти заранее. Кормить в поезде до Бреста не будут, поэтому стоит закупить продукты. Супермаркеты в Вене закрываются рано - как правило в семь, но в здании вокзала есть супермаркет, работающий до одиннадцати.

12
3

Несколько слов о жилище

Местоположение нашего гастхофа полностью разрушило мои стереотипы о поездках в Европу. Я как-то уже смирился с тем недостатком (в моем понимании), что мимо асфальта там и наступить-то невозможно, а тут стоит себе дом посреди елового леса, до соседнего метров 300, не меньше. Где-то внизу речка шумит. Просто Кавказ какой-то.

Первое, что удивило - это размер номера. После Андорры я как-то привык, что если уж в номер и заселяют вчетвером, то развернуться там негде. Здесь же можно было еще и танцы устроить. Мебель не самая новая, но все, что должно открываться открывалось и закрывалось, все, что должно включаться включалось, вода текла откуда надо и не текла откуда не надо. Правда, чудес цивилизации в виде телефона и телевизора в номере замечено не было.

Завтрак начинался по-австрийски рано - в 7-30, ужин - в шесть вечера. Немного подумав мы поняли, что австрийцы на самом деле живут так же, как и в Москве, просто зачем-то часы на два часа перевели. Мы свои так на московском времени и оставили. Все же завтрак в 9-30 и ужин в 8 больше подходят нашим понятиям об отдыхе. Кормили до отвала. На завтрак всякие колбасы, мюсли, сок, чай, кофе, какао. На ужин сначала подавался суп, потом салаты, потом основное блюдо и десерт. Основных блюд предлагалось два на выбор, выбирать приходилось бросив жребий, потому как меню предлагалось только на немецком. Но любое блюдо оказывалось безумно вкусным. На второй день про нас уже знали, кто что любит пить, а на третий мы заполнили гостевые карточки, где указали, что мы из России. После этого нам стали говорить "Добрый вечер" и "Спасибо" - приятно все-таки!

Рамзау вообще интересное место - это как бы плато метров на 300 выше Шладминга. В разных точках этого плато понастроено по 5-7 домов, каждая такая группа имеет название Рамзау что-то там еще. Бывает Ramsau-Ort(центр жизни, там даже бассейн есть), Ramsau-Kulm, наше место называлось Ramsau-Hirzegg. Похоже, что местные жители все друг с другом знакомы, автобус по дороге в Шладминг объезжает все эти поселения по какому-то хитрому алгоритму, пассажиры мило беседуют с водителем, иногда подолгу.

Из достопримечательностей Рамзау мы удостоили вниманием только бассейн. Очень неплохой бассейн - есть глубокий, есть отдельный детский со всякими развлечениями типа водопадов и фонтанов. Не андоррский Caldea, конечно, но очень неплохо. За дополнительные деньги сауна, еще за дополнительные - массаж, ароматические ванны, джакузи. Семейный билет бассей+сауна стоит со скидкой для гостей Рамзау 29 евро. Гостевую карту дают в отеле. Размер семьи и время посещения не ограничены.

Рамзау - это место скорее для беговых лыж (для горных - Шладминг). Во всяком случае беговые лыжи на багажниках встречаются никак не реже горных, а по вечерам людей в беговых ботинках можно встретить везде, где обычно встречаются люди в горных. Если инфрастуктура европейского горнолыжного курорта для меня неожиданностью не была, то видеть столь же развитую инфраструктуру в отношении беговых лыж мне пока еще не приходилось. Я не большой знаток беговых лыж, но мне кажется, что разница в катании в Рамзау и в подмосковье не меньше разницы между Воленом и Чегетом.

За прочей информацией о Рамзау, а также за видами окрестных гор (виды того стоят!) можно заглянуть на официальный сайт www.ramsau.com.

456

Катание

Скипасс на длительное время бывает двух видов - на регион катания Dachstein-Tauernи на объединенный регион amade (www.skiamade.com). Второй интересен любителям брать машину и каждый день кататься на новой горе. Мы машину не брали, поэтому ограничились первым вариантом скипасса, да и то побывали не везде. Скипасс - магнитная карточка, которую из кармана доставать не нужно, нужно только повернуться карманом к турникету. Попытаюсь дать характеристику регионам, в которых мы побывали:

Rittsberg

Ближайший к нашему дому регион, с которого мы и начали катание.

Один кресельный и один бугельный подъемник, две трассы, одна из них черная. Трассы не слишком длинные, подъемник медленный. Для первого разминочного дня как раз, потом это уже скорее место для любителей всерьез работать над техникой, чем и занимаются местные дети. Народу было немного даже в рождественскую неделю. Здесь можно покататься после поездки на ледник или в случае полудня отдыха - покатался и в бассейн.

Ramsau

Регионом катания назвать сложно. Просто несколько бугелей и сине-зеленых трасс в разных местах. Красная трасса 1, которая ведет от подъемника на ледник в Рамзау, на самом деле просто узкая дорожка среди леса, с небольшим уклоном, ресторанами на обочине и прогуливающимися местными жителями. Применяется для того, чтобы из-под ледника вернуться в Рамзау, не дожидаясь автобуса. Однако для первых дней на лыжах сине-зеленые трассы Рамзау, на мой взгляд, подходят лучше трасс Шладминга - они шире и легче доступны.

Dachstein gletscher

Совсем небольшой район катания, не идет ни в какое сравнение с капрунским ледником. Цвета трасс явно завышены. Черная трасса - это весьма неплохая красная, красные вполне тянут на синие. Стоит съездить ради неземных пейзажей и мягкого ледникового снега. Имеет смысл объединить катание на леднике с катанием в Rittsberg- получится полноценный регион катания. Из прочих развлечений можно заняться скитуром или спуститься на лыжах в Obertraun. Из окна фуникулера видны были следы бордеров, спустившихся с ледника в Рамзау между скал. Но это уже экстрим без дураков, требующий тщательной подготовки, потому как словить там полет метров на триста без касания стены можно легко и просто.

78
109

Hauser Kaibling - Planai - Hochwurzen - Reiteralm

Четыре горы с единой сетью подъемников. Основное место катания. Составители карты явно пожалели краски и раскрасили почти все трассы красным. Трассы 5 и 12 на Planaiскорее учебные, и близки к синим. Поскольку эти трассы обслуживаются скоростным подъемником, они являются, пожалуй, лучшим местом для обучения. Второе такое место - синяя трасса 37 на Hochwurzen, но там всегда очень много народу. Остальные синие трассы - это, как правило, узкие дорожки в лесу, соединяющие красные трассы. Трассы 3 на Planai и 1 на Hauser Kaibling: Фисовские трассы гиганта и спуска соответственно, думаю, что это их полностью характеризует.Planai для нас оказался основным регионом катания, поскольку автобус приходит именно туда, к тому же самые интересные трассы находятся именно там. Мой любимый вариант спуска - это начать спуск по трассе 1, потом по 2-й синей перейти на трассу 4 и по ней выкатиться снова на 1-ю. 4-я трасса почему-то малопосещаема и всегда в хорошем состоянии. На ней установлена трасса с хронометражем. Стоит 1 евро. Я попробовал пройти по трассе после где-то 20-летнего перерыва, впечатляет весьма. И сразу улетучиваются все иллюзии по поводу собственной техники. Трассы наHauser Kaibling были слишком уж ледяными и удовольствия не доставили. (Надо сказать, что приехали в Шладминг мы под дождем, а на утро похолодало до N10.) А вот на Hochwurzenкрасные трассы очень понравились. Они менее сложные, чем на Planai, можно повалять дурака для души.

Reiteralm - самая дальняя гора в этом регионе, до нее мы добрались только один раз и ничего выдающегося там не нашли. На остальные горы ради еще двух-трех красных трасс, абсолютно похожих между собой мы не ездили.

Надо сказать, что поход с детьми через все четыре горы и обратно занимает практически весь день. Детям такие развлечения очень нравились. Переезд с Planaiна Hochwurzen занимает довольно много времени, потому что спуститься на лыжах непосредственно к Hochwurzen-у невозможно, нужно ехать вниз на довольно медленном подъемнике. Так что отправляться в такое путешествие лучше слегка предварительно накатавшись.

Для ностальгирующих по родному Чегету на Planai и Hauser Kaiblingесть замечательные ски-роуты. Все как положено - после снегопада целина, потом бугры с камнями между ними. С вершины Hauser Kaiblingвниз уходят страшного вида кулуары. Сверху загородка и знак лавинной опасности. Я не полез. Если бы таблички не было, все равно не полез бы - колечки на палках слишком маленькие были и не давали достаточной опоры в целине. Если бы колечки были большие, не полез бы еще по какой-нибудь причине.

12

Резюме

С экономической точки зрения поездка на поезде оправдана в высокий сезон, когда цены на чартеры предельно подняты и при большом количестве детей, для которых на билеты действует 50% скидка и чешская транзитная виза оформляется бесплатно. Сама по себе поездка на поезде ничуть не страшна и, на мой взгляд, переносится не тяжелее, чем многочасовое ожидание чартера в накопителе аэропорта. Кроме того, появляется возможность провести почти целый день в Вене. (Альтернатива - приехать на гору с вещами в заключительный день, откататься до обеда и прямо с горы уехать в Вену, а затем в Москву). Недостатком поездки я считаю то, что поездку частично пришлось организовывать самим - билеты на поезд начинают продавать только за 30 дней (для групп раньше - еще один повод оформлять групповой билет), бронировать жилье нужно сильно раньше, а отказ в случае отсутствия билетов чреват штрафами. Но если найдется агентство, предлагающее туры с переездом на поезде, скорее всего я бы повторил.

Приложение 1. Получение чешской визы

Для поездки в Австрию на поезде нужна двукратная транзитная чешская виза. При наличии шенгенской, получить ее несложно, но требуется время, терпение, а зимой еще и теплая одежда. Кроме этого потребуется фотография странного формата 3.5х4.5, заполненная анкета (берется в посольстве без очереди), ксерокопия страницы паспорта с шенгенской визой и 40 долларов США. Все это, кроме долларов, нужно принести в посольство на ул. Фучика д. 12/24 (прием документов с 9-ти до 12-ти по рабочим дням, кроме среды). После непродолжительного стояния в очереди на улице вас пустят внутрь, где документы обменяют на карточку с номером. В карточке будет написано, когда приходить за документами.

Получение документов требует стояния в очереди в течение всего дня. Приходить нужно с карточкой и с долларами. Доллары лучше иметь без сдачи и в нескольких вариантах - чешские машинки иногда начинают ругаться на вполне правильные доллары, а доказывать что-либо бесполезно. В обмен на доллары дают паспорт с визой, которую нужно внимательно проверить - глюки весьма нередки. Кроме того, дают две бумажки самого неказистого вида. Бумажки эти терять не нужно, а нужно отдавать чешским пограничникам. Если все же есть страх потерять, то легко можно на ксероксе сделать запасные.

Приложение 2. Оформление группового билета (Нина Турецкая)

Первой моей ошибкой было наивное предположение о том, что групповую скидку может получить любой человек, покупающий в кассе более 6-ти билетов. Далее ошибки шли непрерывной чередой, и для того чтобы получить статус группы понадобились стоическое терпение и самоотверженная любовь к деньгам. Обычный билет на международный рейс можно купить по адресу Ленинградский проспект д.1. Групповой билет оформляется в ЦЖА по адресу Малый Харитоньевский переулок 6/11 между метро Красные ворота и Чистые пруды. Телефон международной справочной ЦЖА - 262-0604. Было еще одно соображение в пользу группового билета - он бронируется за 45 суток, тогда как купить индивидуальные билеты можно только за 40 суток. Для того чтобы получить статус группы, нужно обратиться в комнату ╧4 касс ЦЖА (прием с 10 до 12 и с 14 до 16), заполнить предлагаемую там форму в 2-х экземплярах и представить 4 экземпляра списка группы с фамилиями и номерами паспортов (группа - это не менее 6 взрослых или за одного взрослого считают двух детей). Все эти бумажки должны быть подписаны в турагентстве и заверены синей печатью. Добиться какой-либо информации от местного персонала невозможно, поэтому я просто оформляла бумаги, выслушивала причину, по которой они не могли быть приняты (например, вначале я вписывала данные в предложенный бланк ручкой, а оказывается нужно было все печатать, потом запятую не там поставила, потом в списках не указала год рождения детей, хотя нигде не написано, что его нужно указывать), а потом исправляла, ехала в агентство за синей печатью и т.д. Иногда прихватывала шоколадки для стимула, не знаю, насколько они мне помогли. Последней каплей, когда я в N-ный раз принесла бумаги,было требование заверенной копии лицензии турагентства и договора принимающей стороны. Я решила съездить в агентство в последний раз и брать билеты на самолет. Как ни странно, документы наконец приняли и пожелали счастливого пути, я заплатила за предварительное бронирование (по 50 руб. за билет) и получила купон на покупку билетов. Плохо то, что обратные билеты при этой процедуре не гарантированы, их нужно вылавливать в кассе за 40 суток до отъезда в Россию, но групповой тариф сохраняется. Еще хочется добавить, что группу в Вену оформляла только я одна, а вместе со мной у пресловутой комнаты N 4 дневали и ночевали представители турфирм, отправляющих в Прагу на Новый год (впрочем, ночевать там не разрешают, ночуют они в машинах на улице). Через эти агентства (в частности "Вымпел ОК"), в принципе можно взять билеты и в Вену, но они берут ощутимые комиссионные (что, впрочем, вполне оправдано).

Счастливого пути.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация