На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Куй деньги, не отходя от трассы

Ситуацию, сложившуюся этой зимой в России, вполне можно считать уникальной. Тысячи людей, за последние годы оценившие всю прелесть катания на лыжах в итальянских, швейцарских или австрийских Альпах, вдруг обнаружили -- заграница им уже не по карману. Доходы многих отечественных горнолыжников упали настолько, что позволяют им кататься только в пределах родной страны. Однако приличные базы в России можно пересчитать по пальцам. Иными словами, налицо значительный неудовлетворенный спрос, на удовлетворении которого можно, как свидетельствует мировая практика, хорошо заработать. Тем более что для этого не очень-то и нужны настоящие горы -- вполне достаточно будет холмов Подмосковья, которое по ряду признаков является одним из самых привлекательных мест для строительства современных горнолыжных баз. Причем, начинать их строить инвесторам надо прямо сейчас -- чтобы к будущему сезону все уже было готово.
Алексей Ходорыч

Полюбить горные лыжи легко, а разлюбить невозможно. Это своего рода наркотик. А продажа наркотиков, как известно, не может быть убыточной. Нигде! О Европе и говорить нечего: там катается чуть ли не каждый первый. До США и Японии эпидемия докатилась примерно в конце 70-х. Теперь очередь за Россией.

На Первом восточном симпозиуме по горным лыжам, который состоялся в июне 1998 года в австрийском городе Хинтенбрюле, наших предпринимателей активно уговаривали развивать этот бизнес. Эксперты с цифрами в руках доказывали: дело верное. Производители канатных дорог и экипировки демонстрировали свои новейшие достижения. Банкиры, в том числе Герберт Майер, представляющий Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG, уверяли в своей готовности вкладывать большие деньги в организацию горнолыжных центров в России. Причем не на год или два, а на 5-10 лет. Неудивительно: уж банкиры, тем более австрийские, хорошо знают, что на лыжах не заработает разве что ленивый.

После 17 августа австрийцы передумали вкладывать деньги в развитие горнолыжного спорта в России. Новость плохая. Но - с одной стороны. С другой, эта новость хорошая: ведь у тех отечественных инвесторов, которые решатся-таки начать строить в России горнолыжные базы, практически не будет конкурентов.

Горнолыжный курорт на семи холмах

Прежде всего, стоит определиться, в каком именно регионе России инвестиции в горнолыжные базы сулят наибольшую выгоду. Традиционные для катания районы -- Приэльбрусье и Домбай. Красоте этих мест могла бы позавидовать любая Швейцария. Но об инвестициях в этот регион говорить пока не приходится -- слишком уж близко располагаются "горячие точки". Очевидцы утверждают: руководители местных баз чуть ли не еженедельно устраивают потенциальным иностранным инвесторам воздушные экскурсии. Те восхищенно цокают языком, но денег не дают.

Российские, впрочем, тоже. Рассказывают, например, что как только наши инвесторы задумали обустроить одну из баз в Приэльбрусье, тут же к ним пришла делегация местных жителей.

- А мы что будем иметь с этого? --
     спросили грозного вида мужчины в папахах.
- Ничего,-- 
     не сообразили инвесторы.
- Так не пойдет,-- 
     мрачно подытожили горцы.

И огласили свои условия. Инвесторам они не понравились.

Разумеется, горы, горки и овраги, пригодные для создания горнолыжных трасс, существуют не только на Кавказе. Саяны, Урал, Камчатка -- лыжи достаточно популярны везде, где снег не сходит хотя бы 3 месяца в году. Самым быстро развивающимся курортом России, безусловно, является Красная Поляна в районе Сочи. Туда инвестируются огромные деньги, в том числе и зарубежных инвесторов. Но одним курортом Россию не накормишь.

Поэтому беремся утверждать: одно из привлекательнейших мест для развития горнолыжных баз -- Подмосковье. Во-первых, уровень доходов москвичей традиционно высок, стало быть, и заработать здесь можно побольше. А во-вторых, в 10-миллионном мегаполисе горнолыжников столько, сколько нет во всей России. Федерация горных лыж и фристайла считает, что их 150 тысяч. На самом деле гораздо больше. Дело в том, что свои оценки федерация получила на основе информации об объемах продаж магазинов лыжного снаряжения. При этом предполагалось, что наш горнолыжник, как и европеец, обновляет экипировку раз в два года. На практике он это делает реже -- раз в 5-10 лет.

Редактор журнала "Ski. Горные лыжи" Юрий Ценин уверен: горнолыжников в Москве и Подмосковье не менее 400 тыс. Более того, по его мнению, даже при самых незначительных усилиях по популяризации этого вида спорта количество любителей горных лыж в ближайшее время может возрасти как минимум вдвое.

Для такой популяризации сейчас самое время. По данным менеджеров турфирм, до кризиса на европейские горнолыжные курорты ежегодно отправлялись 60-80 тыс. московских туристов. Каждый из них тратил на поездку минимум $1 тыс. После кризиса число выезжающих за границу снизилось, по предварительным подсчетам, вдвое. Конечно, глупо расчитывать на то, что все свои деньги горнолыжники будут тратить в Подмосковье. Кто-то будет ездить на дешевые курорты Словакии или Болгарии. Кто-то -- в Приэльбрусье или Красную Поляну. Но рассчитывать на то, что 20-30% "освободившихся" денег -- при создании нормальной инфраструктуры -- могут быть потрачены в Подмосковье, можно.

Одна проблема: нормальной инфраструктуры в общем-то нет. Хоть при поверхностном взгляде на карту Подмосковья, где отмечены традиционные места катания, кажется, что есть. Да, баз действительно много -- хороших нет. По большому счету, в Подмосковье существует всего одна коммерческая общедоступная горнолыжная база современного уровня -- парк "Волен" под Дмитровом. При этом абсолютное большинство традиционных мест паломничества горнолыжников -- полузаброшенные базы отдыха, находящиеся на балансе различных предприятий, организаций или местных администраций. Хозяевам эта построенная десятки лет назад рухлядь ни к чему. Вокруг баз стихийно образовались группы энтузиастов (это сотрудники предприятий-владельцев баз или просто члены горнолыжного клуба, организованного при такой базе), которые тратят свое личное время и деньги для того, чтобы поддерживать территорию в нормальном состоянии.

По сути, это клубы "для своих". Если вы придете сюда без приглашения, никто вас не прогонит. Но и специально сюда не зовут. Более того, на некоторых базах существует правило: приводить только хороших знакомых. Чужаков не жалуют по простой причине -- увеличение "загрузки" склона приводит к снижению качества трассы. Что обычно и происходит, когда то или иное место неожиданно становится популярным. Между тем, на "регенерацию" склона у энтузиастов явно не хватает денег.

Есть, конечно, несколько мест общественного катания, но удовольствие здесь получить сложно -- неухоженность и антисанитария в таких местах обычное дело, и кроме допотопных подъемников на таких "базах" нет примет горнолыжного курорта.

Короче, налицо парадокс: горнолыжные базы всячески отбиваются от клиентов, готовых платить им немалые деньги. Вывод: деньги клиентов, отвергнутых другими, должны взять вы.

Строить или покупать?

Итак, допустим, вы -- потенциальный инвестор. Деньги у вас есть (или вы знаете, где их взять), желание -- тоже. Осталось решить, где, в буквальном смысле, зарыть их в землю. Мы провели анкетирование членов горнолыжного клуба Russian Alpine Ski Club (http://win.poseidon.aha.ru/ski). Так вот, члены клуба ставят условие: предполагаемая база должна находится не далее 60 км от Москвы, иметь удобные подъездные пути для автомобилей и общественного транспорта. Другими словами, располагаться неподалеку от населенного пункта.

Приняв это во внимание, переходите ко второму этапу. На котором вам предстоит ответить на вопрос, строить ли базу "с нуля" или воспользуетесь уже имеющейся инфраструктурой.

Очевидный плюс первого варианта -- у вас огромный выбор склонов на любой вкус. По нашим сведениям, в данный момент 90% подмосковных склонов ни за кем конкретно не закреплены. Например, если речь идет о базе какого-то учреждения, то землеотвод оформлен лишь под ту землю, где что-то построено. Остальная земля фактически свободна. Минусы этого варианта -- вам придется оформлять землеотвод, и подсчитать, во сколько это вам обойдется, весьма проблематично. Столь же трудно определить возможные расходы по подведению коммуникаций. Вот что рассказал нам представитель одного из некоммерческих горнолыжных клубов, пожелавший остаться неназванным: Этой осенью я занимался оформлением земли под подъемник. Подъемнику 25 лет, клуб наш не являлся коммерческим, но нам это не помогло: местной администрации очень хотелось денег. Несмотря на то, что первоначально планировалось оформить только "нитку" земли под подъемник -- 300х1 м, нас обязали взять в аренду весь склон (ширина 10 м). Склон находится в ведении лесхоза, а будка подъемника -- на равнине, в ведении местной администрации. В итоге мы были вынуждены заплатить всем: 5000 руб. в качестве "помощи городу", 1400 руб.-- лесхозу за акт технического обследования земли, еще 3000 руб. лесхоз попросил нас отправить на счет своего боксерского клуба в качестве спонсорской помощи. Кроме того, нас вынудили приобрести якобы для мастерских -- а фактически за визу местной администрации -- инструментов на сумму около $1 тыс. Наконец, мы заплатили "налог на благоустройство" города за 2 года -- 4500 руб. Итого -- $1900 за треть гектара. Причем, столь "дешево" нам удалось отделаться лишь после яростного торга и напоминаний, что подъемник у нас не коммерческий, а члены нашего клуба, в основном, предпенсионного возраста.

Несложно представить, во сколько при таких аппетитах местных властей обошлось бы оформление "коммерческой" базы. (Может, именно поэтому к идее возведения на их территории горнолыжной базы местные администрации относятся на редкость благодушно. Во всяком случае, руководители Дмитровского, Одинцовского районов и Звенигорода как один заявили, что "крайне заинтересованы в создании баз горнолыжного отдыха".) Впрочем, для вас, возможно, более важным окажется то, что во многих районах инвесторы на 5 лет освобождают от уплаты налога на прибыль и на имущество в местные бюджеты. А уж если вы нашли с главой района полное взаимопонимание, то после обследования горы спецкомиссией, куда входят представители райкомзема, экологи и пожарные, эту землю вам могут просто отдать в пользование. И платить вы будете только земельный налог (600 руб./га в год). Претендовать на получение земли именно в пользование вы должны на том основании, что намерены строить не бензоколонку или бордель, а спортивный объект.

Предположим, вы по неопытности попали в глупую историю -- взяли по дешевке в аренду склон, а он оказался не слишком привлекательным -- скажем, перепад высот менее 50 метров. Такой склон можно досыпать. Правда, обойдется это недешево. Базовые расценки -- 90-100 руб./м3. А чтобы досыпать склон на 10 метров в высоту (ширина -- 20 м, длина -- 100 м), потребуется 60 тыс. кубометров земли. В итоге -- $270 тысяч.

Но можно купить уже существующую базу. Выставленных на продажу объектов вполне достаточно (в этом легко убедится, сделав соответствующий запрос в местные администрации). Так, например, за бывший пионерский лагерь Дмитровского завода фрезерных станков (шесть корпусов, столовая, котельная, отличные подъездные пути, водопровод, связь, всего 8 га), вокруг которого немало горок, просят $130 тыс. Можно и вовсе не тратиться на приобретение базы, а взять ее хозяина (завод, администрацию) в соучредители. Свой пай они базой и внесут. Явный минус этого варианта -- вы платите много денег за базу, большую часть объектов которой все равно придется сносить.

Поэтому можно рассмотреть третий -- почти идеальный вариант: строительство горнолыжного курорта, что называется, забор в забор с уже существующей базой. Коммуникации подведены, места на горах всем хватит. Единственная проблема -- уговорить местные власти отдать вам именно эту территорию.

Расходы и доходы

Допустим, место вы нашли, землеотвод получили. Начинайте оборудовать склон. Опрос членов RASC показал, что основными факторами, на которые сейчас обращают внимание горнолыжники, являются (в порядке убывания важности): качество трассы; красота местности; достаточный перепад высот на склоне -- не менее 50 метров; наличие раздевалки; бара, ресторана или столовой; места для ночлега; камеры хранения и охраняемой автомобильной стоянки; пункта экстренной медицинской помощи.

Вам кажется, что горнолыжники хотят сразу слишком много? Возможно. Однако от соблазна набивать себе карманы, просто построив примитивный буксировочный подъемник, лучше все же удержаться. Исправно работающий подъемник, возможно, в первое время и привлечет лыжников именно на "вашу" горку. Однако без соответствующего ухода склон скоро примет "нетоварный" вид, а просто так царапать лыжи никто не будет. Так что даже если вы будете развивать бизнес поэтапно, важен комплексный подход.

Главный атрибут горнолыжной базы -- канатная дорога (подъемник). Новые импортные подъемники буксировочного типа длиной до 500 м стоят $70-80 тысяч, а парнокресельные длиной 1 км -- $1,7-2 млн. Дорого, конечно. Однако можно сэкономить. Во-первых, если обратить внимание на бывшие в употреблении подъемники -- они в 2-3 раза дешевле. Во-вторых, если использовать подъемники российского производства.

Например, компании СКАДО, которая производит их по лицензии австрийской фирмы Doppelmaer. Ее буксировочные 500-метровые подъемники стоят $23-30 тысяч, дорожка на 150-300 метров -- $15-20 тысяч, буксировочный подъемник с вытяжными устройствами барабанного типа (700-1500 метров) -- $90-120 тысяч. А возведение километровой парнокресельной дороги СКАДО оценивает в $360-400 тысяч (с учетом затрат на проектирование, монтаж и даже на обучение персонала).

Производят канатные дороги и в Челябинске. Компания ТАУС предлагает буксировочные километровые подъемники за $65 тыс., дороги барабанного типа длиной до 400 м -- за $40 тыс., а 150-метровые -- за $12 тыс. Правда, к этой сумме придется добавить еще $10-25 тыс. за монтаж и обучение персонала.

Самый дешевый вариант -- дороги кустарного производства, который до сих пор используют многие базы. Изготовление такого подъемника (электродвигатель, редуктор, трос) стоит несколько ящиков водки. Но вряд ли это устройство подойдет для коммерческой эксплуатации. Его мощность (а следовательно, пропускная способность) весьма невелика. То же самое можно сказать и о надежности и безопасности подобных устройств.

Не обойтись на базе и без снегоуплотнительных машин (ратраков), приводящих только что выпавший рыхлый снег в "товарный вид". Стоимость новых уплотнителей зарубежного производства -- $170-$380 тыс. (в зависимости от мощности). Впрочем, бывший в употреблении маломощный (150 л/c) ратрак -- фирмы Kassbohrer, например -- можно найти и за $30 тыс. Примерно столько же стоят и снегоуплотнители российского производства ("Снежма-100" или СБЧЛ-185 компании ТАУС).

Однако когда склон только начинает покрываться снегом, использование мощных снегоуплотнителей недопустимо -- они просто смешают снег с землей. Поэтому для начальной "укатки" необходимы снегокаты. Они стоят от $1,5 тыс. (российские "Бураны") до $7 тыс. (зарубежного производства).

А если снега вообще нет? Тогда горнолыжная база работать не сможет -- если она заранее не приобрела установки искусственного снега (снеговые пушки). Их используют для наращивания снегового покрова. Новая зарубежная пушка стоит $20-60 тыс, бывшая в употреблении -- в два-три раза дешевле. Российские пушки, производство которых организовал, например, московский спортивный клуб "Кант", стоят $7 тыс. Кстати, этот же клуб выпускает и маломощное "снежное ружье" за $1,5 тыс.

К пушке просто необходим компрессор (насос) и система водоснабжения (проще говоря, протянутые к ближайшему водоему трубы). Это еще $5-10 тыс. при условии, что рядом есть водоем. Если его нет -- прибавляйте еще $5 тыс. за скважину.

Подъемник, насос и пушка потребляют не менее 50 Квт -- без подстанции (обычного трансформатора) не обойтись. Ее стоимость зависит от расстояния до ближайшей магистральной линии электропередачи, но в среднем выходит $10-20 тыс.

Наконец, стоит приобрести, машины для подготовки лыж. Лыжи, даже самые современные, подвержены износу -- тем более на плохой трассе. Для того, чтобы реставрировать лыжи, и необходимы эти машины. Стоят они $3-20 тыс. Затраты на расходные компоненты составляют примерно $3 за пару лыж.

Самый важный пункт этого списка -- подъемник. О дорогой кресельной дороге можно не мечтать: единственный подъемник такого рода (за $500 тысяч) установлен на закрытой базе ОНЭКСИМбанка в районе деревни Лужки. Но даже если остановить свой выбор на новом российском буксировочном подъемнике, все оборудование обойдется вам не менее чем в $120-130 тысяч. Попробуем оценить срок окупаемости "минимального" комплекта. 20-киловаттный буксировочный подъемник за час может поднять на склон не больше 500 человек. Допустим, за один подъем вы берете 5 рублей -- за час, соответственно, 2500 рублей. Если все выходные дни ваш подъемник работает с полной загрузкой с 9.00 до 18.00, а в сезоне 14 уик-эндов (3,5 месяца), за зиму на подъемнике вы заработаете $28-30 тысяч. Таким образом, за четыре года проект окупится только за счет работы подъемника.

Однако в том-то все и дело, что чуть ли не 75% дохода будет приносить не сам склон, а сопутствующая инфраструктура. Скажем, московский клуб "Кант" более 50% доходов получает сегодня от магазина горнолыжной экипировки, действующего на его территории. Брать деньги нужно за прокат оборудования и услуги инструкторов, а можно еще и за раздевалку, камеру хранения, стоянку. Добавьте баню с бассейном. Без сомнения, хороший доход принесет гостиница, рестораны, бары, магазины.

Во сколько вам обойдется такой комплекс? Все зависит от ваших представлений о хорошей базе и финансовых возможностей. Но, по утверждению знатоков, нормальная горнолыжная база со всей инфраструктурой обходится минимум в $1 млн. Причем, эти деньги нужно тратить быстро. Иначе вы рискуете повторить печальный опыт базы "Золотая долина" под Санкт-Петербургом. Расположенная довольно далеко от города (100 км), до сих пор не имеющая места для ночлега горнолыжников и работающая лишь зимой, она скорее выживает, чем развивается. А все потому, что инвестиции в $1 млн. были "растянуты" на 10 долгих лет.

Пример иного рода -- уже упомянутый "Волен", начавший работать зимой 97-98 гг. Здесь есть: 10 спусков с перепадами высот до 70 метров и длиной до 400 метров, четыре австрийские буксировочные канатные дороги, два снегоукладчика, 3 снеговые пушки, охраняемая стоянка, камера хранения, раздевалки, два бара, ресторан, кафе, 25 зимних домиков. На строительство этого комплекса ушло $6 млн, и, по мнению специалистов, база такого уровня может окупится за 6-8 лет. Расчет такой. Даже если для чистоты эксперимента отбросить небольшие доходы, которые комплекс может получать в течение восьми "теплых" месяцев (о том, как базы могут зарабатывать в этот период,-- чуть ниже) -- спишем их на зарплату и налоги,-- получим, что для того, чтобы окупиться в этот срок, парк должен приносить $187 тыс. в месяц или $46,8 тыс. в неделю. Директора лыжного парка Леонида Ипатова утверждает, что на выходные в "Волен" приезжает до тысячи автомобилей. Как правило, в каждом -- больше одного человека. Добавим тех, кто добирается до места на электричке. А также тех, кто приезжает в будни. Итого, по словам Ипатова, выходит 3-3,5 тысяч человек в неделю. Продажа самого дешевого абонемента на 4 часа катания утром (60 руб.), а также плата за стоянку (20 руб.) приносит порядка $10 тыс. в неделю. А ресторан, кафе, домики с саунами, прокат, магазин снаряжения, по свидетельству Леонида Ипатова, обеспечивает не менее 75% дохода. Иными словами, еще $30-35 тысяч в неделю.

И это -- по-минимуму. Опрос членов клуба RASC показал, что среднестатистический горнолыжник за уик-энд на идеальной базе готов тратить не менее $15. Соответственно, 3 тысячи горнолыжников -- $45 тысяч в неделю. Руководители "Волена" уверены, что к следующей зиме они будут обслуживать до 7 тыс. горнолыжников в неделю. А это уже $105 тысяч -- если каждый клиент будет тратить в среднем хотя бы те же самые $15.

Пример "Охта-парка" под Петербургом (первого, по сути, действительно коммерческого лыжного парка на северо-западе России), также подтверждает -- горнолыжные базы окупаются достаточно быстро. Парк был создан в 1993 году и, по словам его директора Дмитрия Новикова, уже окупился. В настоящее время "Охта-парк" (3 канатные дороги, кафе на 100 мест, прокат на 120 комплектов, спортшкола, 2 ратрака и снеговая пушка) на выходные посещают 3-4 тысячи горнолыжников. Так что, по мнению Новикова, горные лыжи -- перспективный бизнес.

Холодильник для лыжников

Единственный, пожалуй, бросающийся в глаза недостаток этого бизнеса в том, что лыжный сезон в наших широтах длится от силы четыре месяца в году. Но это не значит, что ваша база весной, летом и осенью будет простаивать. Идея, которую пока не воплотил ни один горнолыжный "курорт" Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга -- круглогодичная эксплуатация базы,-- ныне вынашивается клубом "Кант" и парком "Волен" (впрочем, ничего особо оригинального нет: так работают все нормальные базы во всем мире). "Волен" в "теплые" месяцы собирается зарабатывать на прокате горных велосипедов. Кроме того, уже сейчас там строится трасса для роликовых лыж длиной 7,5 км. А в планах "Канта"-- организация конных маршрутов, специальный склон для роликовых коньков и расчистка поймы протекающей неподалеку реки Котловки для организации водных аттракционов.

Ну а если вы абсолютно не стеснены в средствах, можете рассмотреть и совсем уж сумасшедший проект -- строительство крытого горнолыжного "холодильника". В мире всего четыре комплекса, где можно кататься по натуральному заснеженному склону даже летом -- в Японии, Англии, Канаде и Нидерландах. И, по свидетельству директору горнолыжного клуба "Кант" Григория Ариевича, такие комплексы очень популярны. Тот, кто нашел бы $10 млн для строительства "холодильника" в Москве, быстро окупил бы расходы. Московский "холодильник" стал бы всероссийской и даже всеевропейской достопримечательностью, что привлекало бы к нему огромное число туристов. Добавим москвичей -- 400 тысяч заядлых столичных лыжников оставляли бы здесь свои деньги по восемь месяцев в году, и конкурентов у такого комплекса не было бы. В Токио такое удовольствие стоит 50 $/час, в Москве следует брать поменьше, однако в любом случае такой комплекс прибыльнее традиционной базы.

Клуб "Кант" уже разработал проект такого "холодильника" -- крытом склона шириной 24 м, длиной 150 м и с перепадом высот 35 метров. Два подъемника с пропускной способностью в 100 человек в час при стоимости абонемента 10 $/час принесут по $5000 в день. Если комплекс будет работать пять дней в неделю, то только плата за подъемник принесет $100 тысяч в месяц -- или $800 тысяч в сезон. Есть над чем задуматься.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация