На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Tännäskröket. Так это делают по-шведски

Михаил Ковнацкий, фото автора

Tännäskröket: Схема трасс

Подойдём формально: Tännäskröket – это две небольшие горы, один двухкресельный подъёмник образца 1966 года (основания курорта и открытия первой трассы), два полноразмерных бугельных (Т-бар) подъёмника и один горизонтальный, для транзита между горками.

*

Несколько менее формально: это это чёртова северная глушь, ближе к границе Норвегии. 250 км от Östersund. Ближайший супермаркет – в 20 км, нормальный автобус до куда-нибудь, минимум, в 5…

*

Театр, как известно, начинается с вешалки... Сюда приезжают на машинах. По большей части, на своих. Как правило, оборудованных, как вообще для местных условий: люстра противотуманок, шипованная резина..., так и для специфики отдыха: фаркоп и прицеп – для снегохода (пары), бокс для лыж... Часто с кемперами. Слева в кадре видна терраса ресторана. Невзирая на барачный внешний вид, вполне себе высокая кухня, отменное обслуживание и соответствующий ценник. Про супермаркет в 20 км упомянул не зря.

Фотографировать жильё я не стал. Информация здесь. Большая часть посетителей останавливается в двухэтажном строении левее от стоянки (фото ниже). Невзирая на скромный внешний вид, номера весьма комфортны. Мне достался двухместный, с одной спальней и просторной прихожей-кухней. Порадовала оснащённость последней: плита с керамической панелью, вытяжка, полный шкаф всевозможной посуды, прихватки-ножики-штопоры-лопаточки... Всё для автономной готовки-мытья посуды-уборки со стола. Посудомойка, вытяжка – разумеется.

Полный шкаф с приспособами-химией-тряпками-пылесосом – всё для уборки. Душевая не роскошная, но абсолютно комплектная. Мощная батарея-полотенцесушитель. Кстати, во всех помещениях радиаторы центрального отопления адекватного размера. Регуляторы температуры функционируют. Телевизор с подключением к местному кабелю. Особо не разбирался, но, похоже, разнообразием не блещет.

*

Ланч на террасе ресторана. В прозрачной бутыли – чистейшая, вкуснейшая местная вода. Её подают бесплатно к любому столу. О напитках: в местах подобного типа 1 дринк (30 мл крепкого, 70 мл сухого вина или 0,5 литра пива) стоят 60-80 крон. Множим на пять, получаем рубли и придерживаемся здорового образа жизни).

*

Многие пользуются альтернативными способами питания. Все условия, включая напиленные дрова, для этого присутствуют.

*

Главный местный контингент:

*

От...

*

И до... Кстати, с этим инструктором (он же гид, он же, при необходимости, работник турофиса, зовут Виктор) мы катались-трепались часа три. От него я узнал, например, что шведская методика обучения, порядок ранжирования инструкторов..., хоть и похожи на австрийские-французские, всё же имеют ряд отличий.

*

Семейный отдых на лыжах не ограничивается айфончиком в руках у мамы при выдаче диплома ребёнку. Мама на ФР-лыжах в телемарк-сетапе и сама катает очень прилично, и на фото с дочкой – в начале хоть и "голубого" спуска, но почти на самой вершине.

*

Ламы. Чтобы детки росли добрыми, рядом должны быть красивые животные.

*

Ручные козлята бегут за почёсыванием.

*

Проедем по трассам. Основная часть комплекса.

*

Шуколово? В Швеции вообще, по моему ощущению, не любят выбрасывать старые, но работающие вещи. Электролиния-воздушка на деревянных столбах – сколько угодно. Единственное отличие от нашей – столб стоит ровно, поскольку яму копали на нужную глубину и из раствора не "сэкономили" ни цемент, ни щебень. Столб, само собой, пропитан-покрыт – вот и не гниёт. Снимок сделан утром, до включения подъёмника. Во время работы контролёр всегда и всем подаёт бугели, улыбается, при этом замечает, что ты случайно застрял в вертушке – предлагает не париться и пройти мимо, чтобы не попадать на задержку.

*

Выкат. Учебная горка и сноупарк. Несложный, но вполне ухоженный.

*

Едем наверх на центральном бугельном подъёмнике. Хорошо видны траектории – как говорит местный гид, Виктор, катать по лесу можно везде. Ски-патруль есть, без него курорт просто не сертифицируют, а значит – не дадут работать, но он реально следит за порядком и организует, не дай бог что, спасработы. Служба спасения, медики... – в ассортименте. Склоны южной экспозиции, поэтому на момент съёмки, 5 апреля, протаявших участков с травой, корнями и камнями больше, чем мест для катания. Максимальный снег – середина января-начало марта. Впрочем, морозы до -30º С – тоже в январе-феврале.

*

Верхняя точка бугеля. Это семейство собирается на красную трассу? В верхней её части есть объезд главных проблемных мест. А может – вокруг всей горы по голубой. Она абсолютно никакая технически, но длинющая, дивно красивая, идёт по хвойному лесу и абсолютно безопасна. На схеме видна только стрелка в том направлении. Папаша спросил меня, видел ли я оленей на трассе. Честно говоря, только их "следы", но здесь это абсолютная норма.

*

Налево, если смотреть на схему, уходят две голубые. Одна чуть покруче, покороче, после перегиба быстро падает к нижней станции подъёмника.

*

Самая вкусная, по центру кадра, ведёт далеко через лес к креселке. Увы, не успел сфотографировать многочисленные локальные перегибы. И лес...

*

Эта избушка (один из видов местного размещения) стоит как раз под короткой и крутой чёрной связкой, возможностью быстро проехать от верхней станции креселки к центральным строениям внизу.

*

Наверху лёд с небольшими проплешинами. Узко и круто. "Самое то" для гигантских лыж.

*

Средняя плотность населения и состояние трассы. Жёстко, но без экстрима. Откровенно стеклянного льда нет. Кстати, единственная пара, катавшаяся в подобном стиле. Общий уровень катающихся – уверенное сочетание резания с, преимущественно, сошкрябыванием на крутяках. Ребят в лайкре и шортах не замечено.

*

Верхняя точка трассы. За спиной небольшое кафе с открытой верандой, спасстанция.

*

Подъёмник обр. 1966 г. В отличие от чегетского, сиденья в винилово-поролоновых чехлах, на которых нет ни наскальной живописи, ни резьбы. А вместо цепочек – комбинированная с подножкой штанга.

*

Первая и наиболее сложная местная трасса. Самая вкусная её середина. Вариантов прохождения на мощных длинных лыжах два: шкрестись на крутяках, ибо, всё же, узковато, либо реально валить на ходах в духе GS. Это не Степаново – за перегибами там люди не лежат.

*

Перебрались с Виктором на соседнюю (правую) вершину, называемую тут К2. По низу проходит бугель с тарелками. Метров по 20 в конце подержались, выдыхая, остальное ехали с гиканьем коньковым ходом – такой был драйв и позитив. Красный транспарант на шведском за спиной вашего покорного слуги предупреждает о пересечении с линией бугеля.

*

Здесь широко, переменная крутизна. Масса места для фана.

*

Просторный плоский выкат и весьма малолюдно. Напомню, снимок сделан в пятницу, 5 апреля...

Позволю несколько выводов:

То, что с горнолыжной точки зрения горки невелики, несложны, а некоторым - и неинтересны, кажется очевидным. Общая ориентация на тихий семейный отдых также понятна.
Тем не менее, с точки зрения всевозможного катания есть масса возможностей:

  • собственно, классические горные лыжи – от шортис и слаломок, через АМ-универсалы, до ФР/ФС-универсалов;
  • ХС, ВС во всех видах – как размеченных трасс, так и целины тут масса;
  • собачьи упряжки, снегоходы, параплан, спидглайдинг... вам предоставят в любое время и любом виде – 80% местного населения живёт с организации активного отдыха;
  • некатальные развлечения – богатейшая зимняя и летняя рыбалка, трекинг, экзотические животные, горный кросс, нордиквокинг, концерты, дискотеки....

Всё это – при разумной организации, активном пользовании автомобилем.

Сайт курорта Tännäskröket tannaskroket.se
Сайт региона Tännäs tannas.se
Увеличить, как минимум, подачу материалов на английском, в перспективе – на русском – обещали к лету... А уже сейчас информация на русском языке размещена на сайте PACKAGETOURS.SE

Фотоальбом на Яндекс.Фотках

Благодарю за поездку Диму Климова (RASC.RU) и PACKAGETOURS

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024