На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Заметки непутевого

Евгений Лисичкин (aka Lisenok)

Женя Лисичкин
Женя Лисичкин (aka Lisenok)

От редактора:
Франция - это не только Альпы и не только горные лыжи. Можно ли обьединить в одном путешествии и катание и знакомство со страной в «традиционном смысле»? Можно. Так коротко характеризуется этот цикл статей «непутевого» Лисенка.

До последнего момента мои познания о Франции и о французах ограничивалось лишь мальчишескими воспоминаниями о подвигах Д'Артаньяна, поэмой Лермонтова «БОРОДИНО», да, пожалуй, расхожим представлением о французах, как о поедателях лягушек. Немного утрирую, разумеется, но, в принципе, «знание» о Франции у многих не бывавших (а, нередко, и часто бывающих) там, приблизительно такое. Кроме всего прочего нередко приходилось слышать от приезжающих с французских курортов друзей рассказы о некоей надменности французов, об отношении их к иностранцам вообще и к русским в частности. И, само собой разумеется, что встречи с Францией я ждал в равной степени с настороженностью и любопытством.

Должен заметить, что поездка во Францию осуществлялась в рамках пресс-тура, организованным Национальным Туристическим Домом Франции, Региональным комитетом по туризму Рона-Альпы и туроператором Асент-Трэвел. И, пользуясь случаем, выражаю им огромную благодарность за превосходную поездку.

Аэропорт Домодедово встретил нас привычным гулом и монотонным голосом на разных языках о том что, мол, «встречающие рейс номер такой-то, пройдите к такому-то терминалу». Без лишних проволочек пройдя пограничный и таможенный контроль, наша группа расползлась по зоне Duty Free. Традиционная для таких случаев литровая бутылка Мартини - и вот я на борту лайнера Боинг 757, преисполнен готовности ненадолго покинуть Родину.

Ну, естественно, рейс задержали. Естественно, забыли обработать самолет противообледенительной жидкостью. И я, мысленно похвалив себя за приобретение любимого напитка Насти Каменской, свернул ему (напитку) голову, дабы скоротать время в объятиях Бахуса.

Гренобль.

Park Hotel de Grenoble****

Park Hotel de Grenoble****
Park Hotel de Grenoble****

После морозной Москвы, да еще и в преддверии грандиозных холодов (синоптики зловещим голосом обещали москвичам на следующей неделе похолодание до - 40), погода в Гренобле не могла не радовать. Было что-то около нуля. При чем не около нашего, слякотного и разрываемого всевозможными ветрами нуля, а их, какого-то особенного, европейского, что ли, нуля - солнечного и ласкающее теплого. Туфли на высоком каблуке, короткое пальто и обворожительное боа из перьев диковинной птицы - одежда встречающей нас девушки Изабель из Регионального комитета по туризму в Рона-Альпах подтверждала наши ощущения.

Итак, мы в автобусе, гиды в очередной раз пересчитывают нас, знакомят с представителями принимающей стороны, и мы направляемся к месту нашей первичной дислокации - отелю «Park Hotel de Grenoble****».

После размещения в великолепных двухкомнатных номерах, в которых был даже персональный доступ в Интернет и ванна с гидромассажем, нас повезли на обед.

Говоря про обеды и ужины в целом, хочется заметить, что кормили нас, что называется, на убой. Меня, по крайней мере, никак не покидало ощущение, что в конце поездки мою разожравшуюся тушку повезут в какой-нибудь ресторан для приготовления особого французского блюда

Вообще же, программа пресс-тура была весьма и весьма насыщена. Немного забегая вперед, скажу, что мы за весьма короткое время успели побывать в ателье Zilli и на сыроварне, присутствовать на финале Большой Одиссеи - гонки на собачьих упряжках и познакомиться с дизайнером свадебных платьев. Я уже не говорю о многочисленных приемах в нашу честь и посещении винных погребов с непременной последующей дегустацией. И стоит ли говорить о том, что когда в программе пресс-тура образовывалось окно между какими-то мероприятиями, называемое сухо и официозно «Свободное время», мы небольшими группками разбегались по тесным улочкам, чтобы увидеть город не из окна экскурсионного автобуса со стандартными и оттого немного скучноватыми «посмотрите направо, посмотрите налево», а, что называется, as is. Изнутри.

Даже после поверхностного знакомства с Греноблем захотелось попросить у него прощения за все те склонения названия города, при которых окончание обычно вызывает у наших сограждан как минимум улыбки «Я поеду из Гренобля» - «Откуда, @ля?».

Grenoble

Grenoble
Гренобль
Оркестр

Ну, разумеется, не только в Москве есть свой Церители и не только в Барселоне непонятная и неоднозначная «Женщина и птица». Так же и при въезде в Гренобль в глаза бросаются три уродливых высотных дома, поставленных на фоне гор и старого города, что не влезает, на мой взгляд, ни в какие понятия об эстетике.

Вечерний город вообще, особенно если он правильно и красиво освещен, манит. Зовет к себе, в себя. Ну да я особо и не сопротивлялся.

Фото: 1, 2, 3, 4, 5.

Наверное, Гренобль чем-то похож на десятки других городов с похожей архитектурой и религией. Те же, что и в других городах, старинные двери и обшарпанные стены в старинной его части, те же готические своды кафедральных соборов. И все же он индивидуален. А присутствие на улицах чернокожих горожан придает городу особый колорит. По крайней мере, так мне показалось.

Интересная особенность: в Гренобле очень мало кривых улочек. И прямая, как стрела, улица обязательно заканчивается чем-то художественно скомпонованным - будь то превосходный горный пейзаж, вид на площадь или просто красивый собор.

Но вот, «свободное время» на исходе и мы, еще не успевшие отойти от плотного обеда отправляемся на Торжественный ужин в ресторане Chavant, который устраивает в нашу честь Управление по туризму Региональной Торгово-промышленной палаты в Рона-Альпах во главе с президентом комитета Henri Ducret.

А мы заблудились. Заблудились, невзирая на то, что автобус вел местный водитель, а рядом сидела и показывала маршрут обаятельная Изабель. Интересно наблюдать, как большой экскурсионный автобус пытается развернуться на маленькой, да еще и с приличным подъемом, улочке.... Так же интересно наблюдать, как этот автобус сдает назад, ориентируясь по зеркалам. Ничего экстремального для сидящих в автобусе нет. А вот за водителями жавшихся по обочинам легковушек наблюдать действительно интересно.

Кстати, из автомобильных брендов наибольшее распространение имеют, естественно, Рено и Пежо. Реже Ситроены. Все остальные машины встречаются в единичных экземплярах. Раз пять попадались Форды, столько же БМВ, по разу встретились Порш, Ягуар и Z3... Специально, разумеется, не следил, но отсутствие «чиста канкретных» машин типа Хаммеров и Геленвагенов в глаза, естественно, бросается. «Потому что у русских больше денег» - с улыбкой пояснил гид

И вот мы, наконец, приехали. Как говорилось в эпоху застоя: «В аэропорту его встречали»... Вы никогда не выходили из автобуса, а специально для Вас оркестр играет марш? Величественно и немного пафосно, должен заметить.

... А на ужин были морские ежи. Будучи когда-то на Кубе и, с завидной периодичностью наступая на них, не думал, что эти твари съедобны. Оказывается съедобны . Впрочем, не могу сказать, что ежи мне понравились. Что удивительно для меня. В свое время в Китае с удовольствием уплетал и мясо змеи, и крылья летучей мыши, и даже каким-то особым образом приготовленные (о ужас!) тухлые яйца... А тут с трудом осилил порцию «ежатины». Может, старею? А в целом, вечер прошел очень и очень хорошо. Начавшись с легкого фуршета, он продолжился за столами, причем организаторы позаботились о том, чтобы за каждым столом сидели по четверо русских и четверо французов. Мало помалу, но языковой барьер, хоть и не без труда, был преодолен, и мы по-настоящему смогли насладиться изысканными французскими винами, теплом приема и уютной атмосферой ресторана.

Ну и логическим завершением вечера стало приглашение хозяевами ресторана в винные погреба (фото 1, 2, 3, 4, 5) и дегустация дивного ликера Шартреc, по вкусу напоминающего что-то среднее между Бехеровкой и Абсентом. При чем ближе к Бехеровке. К тому же в планах нашего вояжа было посещение погребов Caves de la Chartreuse и знакомство с историей и секретами его приготовления. Но об этом завтра.


Винные погреба
 
Винные погреба
Винные погреба
Винные погреба
 
Grenoble

Завтра началось с легкого морозца и безоблачного солнечного неба - какая погода может быть лучше для фотографа-репортера? (Фото 1, 2, 3) Совершив перед завтраком легкую прогулку и исследовав прилегающую к отелю территорию, я увидел в соседнем парке непонятную башню, предназначение которой никто из местных объяснить не мог, а также железную дорогу для детей, идущую через весь парк, с паровозиком и вагонами.

Что может быть вкуснее стакана натурального апельсинового сока на завтрак? И французы об этом, похоже, знают. Огромных размеров соковыжималка на Шведском столе подтверждала эту догадку. Остальное стандартно: хлопья с молоком, круассаны и тонко порезанные кусочки ветчины, колбасы и сыра.

Но вот, чемоданы загружены в огромное брюхо автобуса, мы в очередной раз посчитаны, и официальная экскурсия по Греноблю началась.

Гренобль привлекателен не только из-за его красивого месторасположения, но также и по экономическому и культурному развитию. Окруженный почти весь год заснеженными вершинами и, находясь в непосредственной близости от большинства горнолыжных курортов, в Гренобле можно найти все то, что в состоянии предложить большой город.


Гренобль Гренобль Гренобль
Гренобль Гренобль Гренобль
Grenoble

Grenoble

Grenoble

Город располагается на слиянии рек Изер и Драк, прилегая к горному массиву Гранд-Шартреc. Как утверждают французы, Гренобль является вторым центром Франции научного исследования и городом искусства и истории. Это один из ведущих центров Франции современного искусства. К сожалению, как я уже говорил, времени у нас было не так много и, в основном, знакомство с памятниками старины и архитектуры происходило в основном из окна автобуса. Так, например, нам не удалось побывать в Бастилии Гренобля, самой высокой точке города. Оттуда, по словам гидов, открывается изумительный вид на город. Сверху можно увидеть красные черепичные крыши домов старых кварталов, шпили кафедральных соборов, колокольни и старинные улочки. К крепости можно подъехать на машине, однако гораздо приятнее подняться туда по канатной дороге, преодолев более 250 метров высоты всего за несколько минут. Дорога была построена в 1934 году и являлась первой «канаткой» в Европе. К огромному сожалению, зимой канатная дорога не работает.

Вторую половину XIX столетия Гренобль встречает расцветом перчаточного производства. Открытие границ после войны с Италией - свежий стимул этой роскошной промышленности. «Гренобльские перчатки» получают мировую признательность. В пик расцвета на перчаточную промышленность работали порядка 32000 человек и производили около 9 миллионов пар в год. Но остальная промышленность так же развивалась. К концу Первой Мировой войны металлообрабатывающая отрасль увеличилась почти втрое. И перчаточная промышленность уступила свои позиции новым отраслям искусственного текстиля и трикотажа.

Но вот, двери автобуса открылись и мы отправились в «свободное плавание». Дневной Гренобль вовсе не похож на вчерашний, вечерний: пешеходы спешат по своим делам, машины и трамваи деловито гудят зазевавшимся туристам. Неизменной остается лишь поражающая чистота и опрятность этого красивого города. (Фото 1, 2, 3, 4, 5). Как это не парадоксально для большинства российских городов, узкие улицы и подворотни - вовсе не повод справлять там малую нужду и писать на стенах неприличные слова. (Фото 1, 2, 3). Однако мы все же увидели подворотню, изобилующую искусством граффити. (В семье не без урода? Или это просто специально отведенное место? Кто знает.) Что еще приятно удивляет - это полное отсутствие огромных рекламных щитов. Да и вообще рекламы на улицах очень мало (фото 1, 2, 3, 4, 5), разве что вывески различных заведений - магазинчиков и ресторанов. Но они не уродуют, а скорее украшают город. Интересна постройка домов: открывая с улицы массивную старинную дверь, попадаешь в длинный узкий тоннель, ведущий во внутренний дворик. Крутая лестница ведет наверх, к квартирам (фото 1, 2, 3, 4). Жители этих домов, похоже, уже привыкли, что их дома, как и они сами давно уже стали достопримечательностью и практически не реагируют на фото и видеосъемку. Кстати, интересный момент: трамвайные пути совершенно не выделяются относительно основной дороги и не создают неудобства водителям автомобилей. Нет трещин, выбоин и так надоевшей нам брусчатки. Просто трамвайный рельс уложен в специальный короб, залитый каким-то резиновым наполнителем. И все. Никакой вибрации, никаких трещин в асфальте. Все очень просто.

Выбравшись из путаницы узеньких улочек, мы попали на площадь кафедрального собора Notre-Dame (фото 1, 2, 3, 4, 5), построенного в середине 11 века. С 13 по 19 век территория монастыря достраивалась и значительно расширялась. Поэтому нет ничего удивительного в том, что со старинной и местами разрушившейся лепкой готических сводов соседствуют красивые башни и изящно украшенные часовни. Но наше время на исходе и мы садимся в автобус для поездки в монастырь, где изготавливают ликер, известный на всю Европу.

Монастырь Шартрес

Гренобль Гренобль Гренобль
Гренобль Гренобль Гренобль

Когда я приехал домой, в Москву и стал рассказывать про посещение монастыря, где делают одноименный ликер, то мои друзья разделились на две категории: на тех, кто еще помнит, что Шартрес завозили в Россию (тогда еще СССР) и тех, кто об этом уже забыл.

Ликер Шартрес

Но, просматривая отснятые кадры, я с удивлением обнаружил на полке напитков, которую с упоением фотографировала наша группа, бутылки с надписями на русском языке.

Ликер Шартрес имеет чуть ли не пятисотлетнюю историю. И чуть позже я вернусь к этому. А пока мы спускаемся в погреба, где стоят бочки с ликером (фото 1, 2, 3, 4) и гид рассказывает нам, что секрет приготовления ликера известен всего лишь трем монахам, которые передают этот секрет по наследству. Рецепт состоит более чем из трехсот различных трав. И цвет ликера натурален - зависит от букета. В дегустационном зале мы пробовали три вида ликера: желтый, красный и зеленый (фото 1, 2, 3, 4). Лично мне зеленый понравился больше остальных. Затем нас провели в цех (если его так можно назвать) по приготовлению ликера. И хотя гид утверждает, что рецепт знают всего три монаха в мире, но аппарат для приготовления был вполне наш. Обычный самогонный. Разве что объемы другие. Остается лишь добавить, что в магазинах Франции ликер продается по цене 8-12 евро.

Однако, мой рассказ про ликер Шартрес не был бы полон, если бы здесь не было истории его создания.

История ликера Шартрес началась в 1605 году, когда Маршалл де Эстресс привез картезианским Отцам рукопись, в которой содержалась формула Эликсира Долголетия. Однако прошло более ста лет, прежде чем Эликсир стал завоевывать популярность.

В 1737 году монах Джером Мобек по рукописи составил практическую формулу для приготовления Эликсира. По этому рецепту до сих пор изготавливается ликер с названием «Травяной эликсир Гранд Шартреcа» (HERBAL ELIXIR OF THE GRAND CHARTREUSE) с содержанием алкоголя 71°.
Зеленый эликсир, названный "Спиртное здоровье" крепостью 55° в то время был менее распространен.
После французской революции 1793 года монахов из монастыря разогнали и долгое время рукопись кочевала от одного монаха к другому, пока, наконец, не возвратилась обратно в монастырь. Рецепт постоянно пытались украсть, но все попытки были безуспешны. В 1903 году Картезианских монахов выслали из Франции и они запустили ликероводочный завод в Испании, г. Таррагон. Во Франции же марку Шартреса продали; под этой маркой выпускался ликер, не имеющий ничего общего с подлинным Шартресом. В 1929 году эта компания обанкротилась, и фабричная марка вернулась к монахам.
До сих пор тайна рецепта принадлежит трем Картезианским Братьям - единственным, кто знает о секретах производства. Даже современные методы исследования не в состоянии определить все составляющие ликера Шартрес.

После приготовления, спиртное выдерживается в огромных бочках в течении длительного времени, прежде чем поступает в продажу. Если выдержка продлевается до 8 лет, то Шартреc приобретает особые качества и получает название Шартреc V.E.P. (Исключительно длинное старение).
Такой Шартреc разливается в 50мл и 1-литровые бутылки, имеющие точно такую же форму, как и в 1840 году.

Но, к сожалению, нам пора уезжать и мы садимся в автобусы для переезда в Лион.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024