Ишь ты какой Ишгль
Stasson SnowCap
Если кто не в курсе, то с 16 февраля по 1 марта 2008 года очередная партия русских горнолыжников находилась в австрийском курорте Ишгль. На самом деле, партия эта была довольно большая, потому что русские в Ишгле встречаются очень часто, и даже на станциях канатных дорог для них вывесили объявления на русском языке, типа «последний спускв долину в 16:00» (написание сохранено). Но этот маленький отчет, конечно, не может охватить всех присутствовавших и потому ограничится только двумя избранными представителями России. Кроме того, поскольку на РАСКе уже есть подробный отчет об Ишгле, то здесь будет преимущественно представлена информация, дополняющая его, и лишь некоторые общие сведения мы приведем здесь для удобства читателя, чтобы не заставлять его лишний раз щелкать мышью и скакать по страницам - уж каким бы удобным ни был гипертекст в плане того, чтобы послать человека из одного места в другое, но читать сразу пару документов ему будет не очень удобно.
Итак, немного общей информации. Ишгль находится в долине Пацнаунталь (вольный перевод на русский - пацанская долина), в которой кроме катальной зоны Ишгль-Замнаун (включающей чуть более 200 км трасс) находятся также курорты Wirl, Kappl, See, и вместе с ними общая протяженность трасс набегает до примерно 300 км. Зона Ишгль-Замнаун примерно в равной пропорции состоит из австрийской и швейцарской частей, т.е. во время катания можно произвольное количество раз путешествовать из одной страны в другую (виза не требуется, достаточно ски-пасса). На австрийской и швейцарской стороне центровыми точками региона являются, соответственно, горные цирки Идальп (Idalp) и Альп-Трида (Alp Trida). Высоты катания - от 1400 до 2872 метров.
Чтобы насладиться всем этим, существуют различные ски-пассы. Один из них - Сильвретта - охватывает всю долину Пацнаунталь. Другой - VIP - только для региона Ишгль-Замнаун. Купить VIP ски-пасс можно только при наличии гостевой карточки, которую получают все постояльцы Ишгля и Матона - городка, расположенного в 5 километрах выше Ишгля по долине. Разумеется, VIP ски-пасс дешевле (примерно на 15%) Сильвретты, поскольку имеет ограниченную зону действия, однако местные продвигают его как ски-пасс со скидкой. И здесь кроется засада. Если вы собираетесь кататься по всей долине, то ни в коем случае не показывайте в кассе свою гостевую карту, потому что её предъявление однозначно говорит о том, что вы покупаете VIP ски-пасс. Нас же местные (и хозяева дома, где мы жили, и кассиры) ввели в заблуждение, сказав, что гостевая карта дает скидку на ски-пасс, т.е. якобы на любой ски-пасс, но это не так. Кроме того, по внешнему виду ски-пасса (который представляет из себя бесконтактную магнитную карту) обычному человеку непросто определить, на какую зону он распространяется - это кодируется кабалистическими буковками, впечатываемыми принтером, при этом на самой карте всегда красуется надпись Silvretta и названия всех регионов катания долины. Есть ски-пассы как на последовательный период дней, так и на несколько дней по выбору (5 из 7, 10 из 14). Карта ски-пасса подлежит возврату за залог в 5 евро, что можно сделать в специальных автоматах. Некоторые цены на ски-пассы Silvretta (в высокий сезон): 6 дней - 219.5 евро, 12 дней - 365, 13 дней - 383.5, 5 из 7 - 207, 10 из 14 - 346. В низкий сезон - всё дешевле на 14%.
Само катание в Ишгле - достаточно разнообразное - есть трассы как для новичков, так и для любителей откровенно черных, в ёлочках или среди скал, посыпанные камушками или без них, в нескольких местах нарываются отличные бугры, есть много внетрассовых возможностей для катания, доступных с подъемников, и дело лишь за снегом.
Долина Fimba. Австрия
В этом году вторая половина февраля оказалась супер-солнечной и теплой, причем снег к тому времени не выпадал уже тоже как минимум неделю. Где-то в середине срока нашего пребывания выдался один облачный денек, когда пару часов падал снег, а также слегка нахмурилось и в последнюю пятницу, однако в остальное время солнце жгло немилосердно, снег таял на глазах (в полдень +7 в долине, +2 на Идальпе). То, что накануне к вечеру превращалось в кашу, на следующее утро становилось благодаря ратракам и легкому минусу катком.
К нашему удивлению, снежные пушки, стоявшие вдоль многих трасс, были выключены всегда. И это - в высокий сезон! Учитывая, что кондиции многих трасс на второй неделе уже оставляли желать много лучшего, я б назвал поведение сотрудников курорта откровенным саботажем. Хотя размер зоны катания и позволял найти на ней трассы, подготовленные приемлемо, некоторые другие были столь изуродованы, что даже не похожи на австрийские, пожалуй даже это были одни из самых плохих трасс, что я встречал.
Креселка из Alp Trida Eck. Швейцария
Видимо, это наблюдение всего лишь подтверждает тот факт, что Ишгль - в первую очередь тусовочное место. Деньги тратятся на знаменитостей, а не на склоны. Вряд ли можно найти современную звезду эстрады, которая бы не отметилась в Ишгле на гастролях. Судя по местной газете, там побывали, например, Элтон Джон, Тина Тернер, Энрике Эглесиас, Sugarbabes, Atomic Kitten, Pink, Melanie C... и список еще только начинается. В этом сезоне там прошла вечеринка Playboy, конкурс "Королева мира", и выступила Rihanna (кажется, она теперь и у нас тут, в Москве, ожидается, но Ишгль нас опередил).
Продолжая идеологию массовых завлекаловок, на плато Идальп, куда приходят два подъемника снизу - Silvrettabahn и Fimbabahn, ежегодно устраиваются конкурсы снежных скульптур. В этом году он посвящен грядущему первенству Европы по футболу, которое, взяв пример с Сильвретты, наполовину пройдет в Австрии, а наполовину - в Швейцарии. В связи с этим на склонах цирка по соседству с трассами вырезаны снежные бутсы, мяч, свисток, уже порядочно подпорченные погодными катаклизмами.
Видимо, возмущенный этим тематическим однообразием, в одну из ночей кто-то из одаренных гостей курорта вырезал в снегу по собственному почину многометровое мужское достоинство со всеми прилагающимися частями, и разместил его между женских грудей. Целый день остальные любовались этим творением и делали фотки (мы, как назло, в тот день фотоаппараты решили не брать), но на следующую ночь по тому месту случайно проехал ратрак.
Среди прочих доступных развлечений - смешная пологая трасса для замера скорости (её некоторые проезжали в свитче) и периодически выставляемые вешки на спортивной 12-й трассе - там можно было бесплатно попробовать себя в роли спортсмена.
Также на склонах цирка Идальп создан приличный по размерам и наполнению фанпарк, насколько я могу судить, просто сравнивая его с парками на других курортах, хотя и не являясь их пользователем: кроме рейлов, трамплинов, полутрубы здесь я впервые увидел огромную надувную подушку на приземлении, и она пользовалась популярностью.
На Идальпе есть лыжный тест-центр. В обычные дни тестирование стоит 30 евро, однако по средам и воскресеньям "раздача слонов" происходит всего за 10 евро. Тестирование начинается в 10:00 и заканчивается в 15:00. За это время каждый может попробовать 3 пары лыж. Для включения в процесс требуется какое-либо удостоверение личности, оставляемое в залог. Перед тестом необходимо подписать бумагу, где тестер соглашается взять на себя все расходы, связанные с возможной порчей или утратой лыж, а также отказывается от претензий к тест-центру в случае получения каких-либо травм. Среди доступных для тестирования образцов были замечены (и выборочно протестированы):
- Fischer
- Atomic
- Head
- Blizzard
- Volkl
- Rossignol
- Salomon
Те же самые лыжи можно взять и на прокат, но стоит это уже других денег.
По соседству с тест-центром расположена на Идальпе и Академия снежных видов спорта (Sсhneesport Akademie). Там можно при желании подобрать себе инструктора, но нас Академия интересовала совсем по другому поводу. Она периодически проводит демошоу. В отличие от других тирольских курортов - например, Зельдена и Сан-Антона - где подобные шоу проходят каждую неделю (хотя и бывают отмены из-за отсутствия снега), в Ишгле шоу проходит раз в 2 недели (по вторникам, в 9 часов вечера). Поэтому те, кто отдыхает в Ишгле всего одну неделю, могут оказаться за бортом этого представления. Шоу - бесплатно, также как и в Сан-Антоне, и проводится на выкате к нижней станции Пардатшгратбан (трасса 1a). Уже повидав несколько таких представлений, могу сказать, что ишглевское - не самое интересное и не все номера были выполнены чисто. Например, при выполнении прыжка через горящее кольцо один товарищ даже чуть не убился - по крайней мере целую минуту не мог прийти в себя, и настроение зрителей было ощутимо подпорчено. Но в любом случае, посещение демошоу в Ишгле настоятельно рекомендуется. Если кому интересно, то самое интересное, на мой взгляд, шоу было в Зельдене - там примерно те же номера выполнялись более массовыми группами, и вообще в шоу было побольше динамики, а уж финальный фейерверк вряд ли кто-нибудь когда-нибудь переплюнет. Хотя я допускаю, что год на год не приходится, и программа наверняка везде меняется. И еще стоит отметить, что шоу в Зелдене было платным.
Вид с трассы 1a на Ишгль
А теперь - немножко о прозе жизни. Народу к середине дня на трассах - откровенно много. Если это начинает доставать, можно порекомендовать доехать за 10-15 минут (от Ишгля) до соседних регионов. Мы как-то раз выбрались вверх по долине в Вирль. Народу заметно меньше, но одного дня вполне достаточно, чтобы там поднадоело.
В Ишгле же, даже при плотном движении на трассах, очереди на подъемники накапливались не более, чем минут на 5, в исключительных случаях - на 10. Однако очередь на нижней станции самого быстрого и крупного подъемника Silvrettabahn по утрам могла отнять до получаса. Такую толстую, плотную, длинную толпу я пожалуй нигде больше не видел, за исключением Валь Д'Изера. Скапливаться она начинала примерно с 9:00, что, видимо, отчасти объясняется и тем, что с 8:30 начинают курсировать ски-бусы. Они ходят по всей долине вплоть до 18:30 и бесплатны. Утром и вечером их интервал - 10 минут, в середине дня - 1 час.
Мы как раз пользовались ски-бусами, потому что жили не в Ишгле, а в вышеупомянутом (во всех смыслах) Матоне. Время в пути - 5 минут. В те утренние часы, когда люди лавинообразно накапливались на остановках, австрияки пускали дополнительные автобусы, посылая их пустыми специально в Матон, где они делали разворот в сторону Ишгля и забирали всю толпу. Таким образом, проблем с тем, чтобы уехать утром на склон, не было. Однако следует заметить, что в Матоне - две остановки West (ближе к Галтюру, выше по долине) и East (ближе к Ишглю), так вот садиться для поездки в Ишгль лучше на West.
Что касается возврата в Матон (или еще выше по долине - в Вальцюр, Галтюр или Вирль), то тут желательно не доводить дело до последнего ски-буса, а если уж оно дошло, то садиться нужно однозначно на конечной остановке у Пардатшгратбан-Флориан Гараж, так как у Сильвреттабан обычно накапливается такая толпа, что все не влезают.
Проживание в Матоне было выбрано из принципа сокращения расходов и относительного нашего безразличия к ночной жизни Ишгля. В результате, условия проживания в апартаментах в Матоне (Haus Thomas), включающих три комнаты (кухня, гостиная и спальня), раздельный санузел с полноценной ванной в ванной комнате и, понятное дело, унитазом в туалете (хотя и без биде ;-) ) по деньгам соответствовали студии в Ишгле. Для нас же, двух мужиков, важно было наличие двух раздельных кроватей.
Сам Матон - довольно мелкий городок: там пара магазинов и пара ресторанов, причем один из них - весьма знаменитый (даже в масштабах всей долины) Walserstube - находится как раз в доме Thomas. Там же, кстати, разместился и крестьянский музей (bauernmuseum). То есть, кое-что из достопримечательностей для разбавления катальной деятельности есть непосредственно в Матоне.
Если продолжать тему музеев, то стоит заглянуть в музейчик Silvretta-Seilbahn - он находится у входа в dorftunnel со стороны центра Ишгля и занимает три комнаты, обильно заставленные экспонатами из истории развития канаток в Ишгле. Вход бесплатный, но открыт только вечером по средам. Что касается dorftunnel, то это - пешеходный тоннель с эскалаторами между центром Ишгля и Fimbabahn, на карте Ишгля он помечен.
Поскольку в Матоне не очень густо с магазинами, закупки делались в Ишгле. Проблем с выездами в супермаркеты - а их в Ишгле как минимум три: Billa, Spar, Nah & Frisch - не было: помогали все те же ски-бусы. В принципе, при желании можно даже дойти в Ишгль или обратно по пешеходной тропе, однако этот путь был в наших погодных условиях доступен только обладателям беговых лыж, так как снег в долине размяк и был подтоплен водой, и пешком по нему передвигаться было очень сложно. Для возврата со снежного шоу или из ночного клуба можно использовать такси - стоит оно 14 евро за авто (от Ишгля до Матона).
Подробностей про ночные клубы и апре-ски не расскажу, так как мы их проходили мимо. Могу лишь констатировать, что их много - всяких и разных. Зато мы не прошли мимо местного аква-комплекса, который называется Сильвретта Центр. К услугам клиентов - полукруглый бассейн с некоторыми аттракционами (массаж водными струями, фонтан-дождь, круговорот), сауна, паровая. Для обладателей гостевой карты - небольшая скидка, например, плавание стоит 7.40 евро без карты, и 6.40 - с картой. Время сеанса не ограничено, но, конечно, только в пределах часов работы комплекса. К сожалению, аттракционы включаются по усмотрению смотрителя (а не по расписанию), который может довольно долго ждать, пока в бассейне не наберется толпа народа. Мы по наивности решили в один из дней спуститься пораньше, чтобы насладиться водными забавами без толчеи, но не тут то было. Два часа пришлось плавать без всяких аттракционов, а включили их только тогда, когда желающих покуражится было уже хоть отбавляй. В общем, такой скрытый обман.
Сильвретта Центр внутри
Кстати говоря, относительно недалеко от Ишгля, в Галтюре (а Матон расположен почти посередине между ними) находится другой аквацентр, в котором - и бассейн побольше, и наличествует труба. В общем, есть из чего выбирать, когда лыжи надоели или кто-то в компании вообще на них не стоит.
Помимо всех этих развлечений, для некоторых может оказаться занятным спуск в швейцарскую деревню Замнаун, которая является зоной duty-free магазинов. Цены - ниже, чем в duty-free аэропортов, но товар придется тащить в рюкзаке по склонам на лыжах (ну, или на подъемниках на спуск).
Подъемник из Замнауна. Швейцария
У тех, кто селится не рядом с подъемником, как обычно, есть возможность воспользоваться скидепо, которые расположены на нижних и верхних станциях. Стоимость одноразового хранения - различная, например, 1 евро за открытый (вне помещения) кронштейн для лыж с замком, или 2 евро за шкафчик в помещении, куда умещается 1-2 пары лыж и 1-2 пары ботинок (зависит от размеров того и другого и смекалки хозяев), но это обычный, не VIP-вариант, лишенный сушилок для ботинок. Мы попользовались депо несколько дней, но затем отказались, потому что не нашли это особенно выигрышным по сравнению с обычным режимом - лыжи и ботинки держать в своем доме, а экспресс-заходы в супермаркет делать прямо в горнолыжных ботинках.
С бухгалтерской точки зрения поездка обошлась в 1650 евро на человека, куда также входил недешевый перелет за 450 евро регулярным рейсом австрийских авиалиний в Иннсбрук. Это был самый дорогой, но самый удобный вариант из трех, предложенных турагентством (остальные, понятное дело, - Мюнхен и Зальцбург). Ранние вылеты из Москвы, когда в ночь накануне отъезда практически остаешься без сна, уже поднадоели, да и время трансфера заметно отличается в меньшую сторону по сравнению с другими вариантами.
С перелетом связана интересная история. Иннсбрук, как известно, - один из самых непростых аэропортов. Австрийские авиалинии стараются летать регулярно, т.е. в любую погоду, но это требует жертв. Каких именно? Сейчас расскажу, но по порядку.
Итак, в день обратного вылета погода сильно испортилась: низкая облачность, сильный дождь и шквалистый ветер. Накануне по телевизору показывали прогноз, что над Австрией пройдет ураган. Для австрияков полет в Москву является прямым рейсом (в отличие от наших компаний), а потом они летят обратно из Москвы в Иннсбрук. В связи с этим, самолет ждет нас в Иннсбруке и вроде бы задержек быть не должно - таких, какая случилась при полете сюда. Тогда самолет опоздал на 1 час, а официальные лица сослались на сильный встречный ветер, тормозивший лайнер при полете из Иннсбрука. Теперь самолет-то здесь, но задержка все равно есть. Видимо, руководство совещалось, что вообще делать с рейсом в таких погодных условиях, но, наконец, приняло положительное решение, хотя и не совсем стандартное... Взлетаем. Сильно трясет. Периодически падаем в воздушные ямы. Вестибулярка сообщает, что самолет крутит то в одну сторону, то в другую. Народ веселится, чтобы не было так страшно. Шеф кабины (это должность такая) говорит, что мы летим рейсом таким-то таким-то в Москву и через 20 минут будем в Граце. На выкидных мониторах над головами показана схема маршрута, где целью также помечен Грац. Русский люд, который в большинстве своем или квасит, или трепется между собой, не обращает внимания на иностранную речь шефа. Но скоро до всех доходит, что летим не в Москву, а в Грац - для справки, это город в юго-восточной части Австрии. Стюардессы и шеф на всех доступных им языках, включая и 3 начальных класса русского языка у шефа, объясняют, что самолет взлетел с минимальным количеством горючего, потому что в текущих погодных условиях нужно было взлетать очень круто и мощно, а 12 тонн бензина на борту этого не позволили бы. И поэтому необходимо будет совершить посадку в Граце, где нас дозаправят для полета до Москвы. Долетели. Сели. Совершили микро-обзорную экскурсию по Грацу (можно было выйти на трап). На дозаправку ушло минут 20, не считая времени снижения и руления. Потом взлетели и далее - без приключений до Москвы. Итого, рейс опоздал также как и раньше на 1 час.
Резюме.
Если повезет со снежными осадками и качеством подготовки трасс, регион катания Сильвретта может предложить разнообразное катание. Очевидные минусы региона - большое количество народа на трассах и отсутствие ледника. Цены - выше средних по Австрии, но найти недорогой вариант в окрестностях при желании можно. Развлечений апре-ски или вместо-ски - предостаточно, включая и шоппинг. Один раз Ишгль интересно посетить, но второй бы раз я туда не поехал.
Отзывы и комментарии
Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере
|