Ишгль и его окрестности. Январь 2005.
Вадим Косолапов aka evil_nn
Краткое содержание первой части: :о)) приехали в Польшу из Нижнего Новгорода с осмотром по дороге Кракова; в Закопане катались 2 дня, вечером 07.01.05 выехали в Ишгль. Подробности - тут
Переезд в Ишгль оказался совсем непростым. Из Закопане отбыли в 20.15 с пробегом на одометре 13 856 км. Поехали по 95 дороге до Рабки, затем 4 км по Е97, и свернули на 98-ю. Первые километров 100 от Закопане пролегали по предгорьям, дорога отчаянно петляла. С учетом темноты, и того, что это явно не самая главная польская транспортная артерия, средняя скорость движения вряд ли составила больше 70 км/час.
По 98-й через Вадовице и Освецим, через Гливице, затем, наконец, вышли на уже знакомый автобан Е40. Главное, что меня радует при ночном движении по Польше - полное отсутствие дорожной полиции. После Вроцлава начался хронически реконструируемый кусок автобана длиной примерно в 70 км. Серьезное испытание для нервов! Не знаю, на чем они там по этому участку ездили, но стыки бетонных плит выпирают каждый сантиметра на 3-4, плюс к этому «автобан», блин, сужен до 2 полос: по 1 в каждую сторону, разделенных пластиковыми заграждениями. Если впереди попадается какой-нибудь ездец, двигающийся со скоростью 50 км/час - это труба, обогнать его почти невозможно. Поэтому поворот на Герлитц - истинное облегчение.
На польско-германской границе мы были только в 3.30, показания счетчика - 14 349 км. Надолго не задержались, наметился прогресс по сравнению с прошлым годом: тогда для сличения физиономий заставили всех вылезти из машины, в этом году погранцы ограничились заглядыванием в салон. Наверное, мы примелькались! :о))
После первой же заправки в Германии Вова поразил меня до глубины души заявлением, что ему залили какое-то дерьмо (sic!), и машина у него перестала ехать. По поводу этого утверждения я был полон скептицизма, но поддерживать темп движения быстрее, чем 140 км/ч, не удавалось - Вовин X-Trail начинал отставать. Свою лепту вносил и сильный встречный ветер. Бензин в Германии традиционно дороже: 1,08-1,09Е против 0,95Е в Австрии и Польше, поэтому я старался заправиться по минимуму.
В уже почти родном Мюнхене были около 10 утра. На подъезде к Гармишу в том месте, где кончается автобан, уткнулись в небольшую, минут на 15, пробку. Идеальная погода радовала невыспавшийся глаз, и при ярком солнце Гармиш и перевал Фернпасс миновали быстро. После Имста можно было выйти на автобан и проехать по нему 19 км до Ландека. Но мы в Имсте ушли на местную дорогу, чтобы стикер на пользование австрийскими автобанами купить только на 10 дней - на обратную дорогу из Италии через Бреннер. Ландек проехали, ностальгируя. Неделя, проведенная здесь в прошлом году, была свежа в памяти. Через 6 км после Ландека ушли в долину Пацнаунталь. Слева остались подъемники Зее, затем справа - Каппля. Скоро они нас дождутся.
Вскоре возле дороги появился здоровый зеленый крокодил, встречающий всех прибывающих в Ишгль. Забегая вперед, скажу, что данного представителя фауны больше нигде мы не встречали, и почему именно крокодил стоит на въезде - ни разу не понятно. На часах - 13.30, на одометре - 15 110 км. Довольно быстро находим на интерактивном табло для туристов наш апартотель - Tanzer 4* - и двигаем туда. Отель находится на дальней окраине поселка.
Вообще, апартаментов в Ишгле по сравнению с любым другим австрийским поселком на порядок меньше. Обусловлено это тем, что Ишгль - весьма престижное место, и практически полностью застроен отелями. Кстати, этот факт особенно не понравился нашим женщинам, по их мнению, поселку не хватает какого-то уюта, и он воспринимается как сугубо коммерческое предприятие.
Наш отель - для Ишгля исключение, в нем есть апартаменты, всего 2 на гостиницу, остальное - обычные номера. Нам очень нравится. Весь потолок в деревянной резьбе, дорогая сантехника, огромный балкон, камин. Кухня - общая на две семьи, но наши жены - давние подруги, поэтому есть надежда, что за неделю они не передерутся. Заявленной цене в 135 евро/день (за 1 апарт + 0,5 кухни :о)), по-моему, вполне соответствует. Я почти сразу же рухнул спать, предоставив жене обустраиваться на месте.
Еще в период подготовки путешествия подкупило то, что официальный сайт Ишгля www.ischgl.com единственный из всех мной виденных австрийских, обзавелся версией на русском языке. Там без труда можно найти всю необходимую информацию.
Схема 0. Ишгль-Замнаун.
Схема 1. Каппль.
Схема 2. Зее.
Для ленивых, вкратце, самое основное:
- если приобрести скипас Silvretta, то помимо 200 км трасс региона Ишгль-Замнаун становятся доступны близлежащие поселки Зее и Каппль (ниже по долине) и Галтюр (9 км выше по ущелью). Каждый из них добавит к вашим горнолыжным изысканиям по 40 км трасс.
- на скипас только для Ишгля-Замнауна проживающим в Ишгле, Замнауне или Матоне даются скидки.
- подростковый тариф действует для тех, кому не исполнилось 16 на 01.09. года начала текущего сезона.
- подъемники бесплатны для детей, кому соответственно не исполнилось 6 на 01.09.года начала текущего сезона.
- низкий сезон с 26.11. по 24.12., с 08.01. по 28.01., и после 02.04. Даты привязаны к дням недели, точнее - к пятнице, поэтому на следующий год немного сдвинутся.
Мы сами, ни минуты не колеблясь, купили 6-тидневную Сильвретту с 09.01. по 173,5 евро на взрослых, и за 115 евро для Ромки.
В первый же катальный день отправились в Каппль, лежащий в 9 км ниже по ущелью.
Классные выглаженные трассы, мало народу...и полное отсутствие целины. Точнее, она когда-то была на окружающих склонах, и даже заманчиво выглядела...до первого прыжка на фальшиво пушистый склон. Контраст между тем, что видели глаза, и скрежетом из-под кантов по льду был настолько велик, что удержаться на ногах стоило значительных усилий.
Видно по следам, что возможностей для внетрассового катания полно, но сейчас можно было только мазохистски прикидывать, как было бы сочно во-о-н на том крутячке, или вот в этом кулуаре.
Из подготовленных трасс больше других понравились красно-черные 2 и 3 - верх очень крут, и сильно разгонятся не стоит, потому что ниже запросто можно уйти в большой полет на парочке душевных перегибов. 8-я с Альблиткопф тоже недурна, а вот на седьмой явно ощущалась нехватка снега - она проходит прямо по ребру, и, видимо, снег оттуда сдувает. Спуск в поселок - только для того, чтобы не возвращаться в кабине. Узкая полка, проходит какими-то огородами, несколько раз пересекает дорогу.
Где-то к 13, или чуть попозже необъезженных трасс в Каппле не осталось, и логичным продолжением дня было решение поехать еще на 3-4 км дальше, в Зее, освоить тамошние спуски.
Упс! - При внимательном рассмотрении местной схемы выясняется, что в Зее - всего 30 км спусков. Ну что ж - тем проще наши задачи на остаток дня. При подъеме на 6-тиместной кабине из поселка внимательно вглядывались в окружающие склоны, пытаясь оценить возможность спуска в самый низ по обозначенной на схеме трассе 1. Увиденное оптимизма не вызвало, что впоследствии и подтвердила наверху табличка, извещавшая, что склон закрыт.
К сожалению, закрытыми оказались и верхние половинки трасс №№6 и 7 с Россмоосбан - по причине малого количества снега. В остальном - все здорово. Для новичков - тройка и пятерка. Для любителей мочить по крутякам - 9(супер!!!), 2а, нижние половины 6 и 7. Фанпарк хоть и не самый богатый, но попрыгать тоже есть где. Слегка пресытившись катанием по трассам, Рома повелся на авантюры. Наверху, слева от креселки Zeinisbahn, аккурат за табличкой «Конец зоны маркированных трасс. Катание на свой страх и риск» он заприметил 3 следа, уходящих в стремный кулуар между двумя скальными выходами. Сверху просматривалось максимум 10 метров, дальше был крутой перегиб, и следующий участок склона появлялся в поле зрения 300 метрами ниже. Я, вживаясь в роль старпера, загундел о безопасности и прочей хрени, но распоясавшийся юнец ехидно поинтересовался: «А нафига тогда ты своих Монстров покупал?» И с этими словами нагло поехал вниз. Родительские чувства не позволили безучастно взирать на эту циничную выходку, и 10 секундами позже мы втроем, вытянув шеи, разглядывали открывшуюся за перегибом картину. Бывало и труднее: в верхней части ширина метров 5, уклон градусов 40. Хуже всего - торчащие кое-где камни, значительно уменьшающие возможности маневра. Зато снег - то, что надо, хорошая целина глубиной сантиметров 30.
Фото 1. Кулуар в Зее.
После спуска попали на абсолютно плоскую и нетоптаную тропу, обозначенную на схеме ромбиком с цифрой 10, и минут 10 ковыляли по ней до цивилизации. После добросовестно докатались почти до закрытия и со спокойной совестью уехали в Ишгль.
Вечером пошли проведать наших других друзей, с которыми мы разделились в Польше - они это время провели в Словакии, в Ясне. Заодно осмотрели городок. Из Ишгля поднимают наверх три подъемника. От нас до ближайшего - минут пять ходьбы. Не очень хорошо, но и не смертельно. На улице слышно много русской речи. Думаю, что для части публики сам факт, что Ишгль является престижным и дорогим местом, служит важной причиной отдохнуть именно здесь. Проходим мимо единственного в горах Австрии пятизвездочного отеля: Trofana Royal.
Ишгль разделен на две части здоровым отрогом горы. Для удобства лыжников в нем пробит тоннель, оснащенный эскалатором, который доставляет всех с одной стороны на другую (эскалатор включен до 22 00, потом - пешком). Мы же по неопытности сначала долго лезем вверх, а потом так же долго спускаемся вниз по каким-то крутым лестницам.
Ребята разместились удачно - от них до подъемника буквально 30 метров. Вечер проходит в совместном распитии пива, заодно забиваем стрелки на завтра.
Два из трех подъемников Ишгля - Сильвретта и Фимба - поднимают на плато Идальп на высоту 2320 м с одной промежуточной остановкой. Сильвреттабан поновее, и поближе к нам, поэтому им мы пользуемся постоянно. Первое, на что наталкивается взгляд при выходе из здания верхней станции подъемника - стеклянный куб с новеньким «Порше». Это - приз, разыгрываемый среди обладателей скипасса «Сильвретта». К сожалению, только среди резидентов (или граждан стран - членов ЕЭС?), короче, по-любому этот красавец не про нас.
При виде Поршей в памяти рефлекторно всплывает хохма о создании Поршем и Запорожским автозаводом совместного проекта. Предполагаемое название новинки - «Поршивец».
Неподалеку еще два Порша, но только тщательно вырезаемых из снега.
Порше настоящий и снежные.
Оказывается, в течение ближайшей недели в Ишгле проводится международный конкурс на лучшую скульптуру из снега, тема: автомобили - олдтаймеры. Впоследствии, исследуя окрестности, мы будем периодически наталкиваться на изваяния других соискателей. Каждое снабжено табличкой: кто, из какой страны, когда лепил, марка и модель.
Вокруг - горы. Растительности нет, все елки ниже. Со всех сторон - трассы, проложенные на склонах очень плотно, толпы народа, канатки, пересекающиеся друг с другом в разных уровнях и направлениях. Короче, завод по производству горнолыжно-отдыхательного продукта. Я сразу вспомнил Менуир.
Кадиллак - катафалк 1953 года.
|
Панорама Идальпа.
|
До назначенного накануне на 11 сбора успели опробовать несколько трасс: 10, 11, связку 12+13. Пока неинтересно, все они слишком простые. Тем временем народ собрался. Уровень катания пока, к сожалению, у нас слишком разный, поэтому общая цель на сегодня - Замнаун, беспошлинный швейцарский рай. Неторопливо пробираемся в том направлении, приглядываясь к трассам, по которым еще предстоит ездить. Есть несколько поводов для разочарования: например, трасса 14а оказалась черной как на карте, так и в жизни - снега на ней не было вообще. Так и не удалось прокатиться из-за отсутствия снега по 3, 9 и 26 (было очень интересно - черные ромбы!), по 39 и 41 (красные ромбы), и по черным 72 и 14а.
Схема 3. Ишгль-Замнаун.
В Замнаун ведет длиннющая трасса №80, с Палинкопф. Если говорить об ее интересности, то это «спуск в Замнаун», не более того. Сам поселок состоит из 5 частей, мы тарились в верхнем, Samnaun Dorf - то бишь в деревне. Транспарант на въезде извещает, что тут около 300 (!) магазинов Duty free, в основном торгующих алкоголем, сигаретами, парфюмерией и часами. Когда-то давно, еще, по-моему, в 19 веке хитрые замнаунцы выпросили себе привилегию беспошлинной торговли, мотивируя это тем, что живут они в труднодоступной заднице без дорог. Дороги потом построили, а привилегия осталась...
Дальше все разбрелись по магазинам, сообразно интересам. Моя жена вплотную занялась скупкой кремов и всяких средств по уходу за собой, любимой, мне же надо было заметно пополнить домашний бар. Пристрастившись недавно к смешиванию коктейлей, я надеялся, наконец, закупить редкие напитки типа Cachaca или, например, Angostura bitter, при упоминании которых в супермаркетах на родине рожи у продавцов становились глупыми-преглупыми...
Цены, по крайней мере, на алкоголь, оказались весьма недурны. Например, литровая бутылка Бифитера - 10 шв. франков, или меньше 7 евро. В разных магазинах цены несколько отличаются, причем, чем дальше магазин от главной улицы, тем больше вероятность их низкого уровня.
Изрядно загрузив рюкзак за спиной и соответственно облегчив кошельки, катимся по лыжной тропе в Замнаун план, откуда стартует гондола на плато Альп Трида. Кабина гондолы очень необычная, двухэтажная.
Спускаясь в котловину, отчетливо осознаю, что набитый рюкзачина отнюдь не помогает скоростной езде, заметно меняя привычный баланс. Да и на креселках приходится усаживаться бочком, иначе груз за спиной норовит столкнуть с сиденья. Канатчики ржут и в знак одобрения показывают большой палец.
Поэтому на сегодня программа заканчивается, остаются только спуски в поселок. По склонам Пардачграта проходит целая паутина трасс, ведущих в поселок, но в районе средней станции подъемника все они, в том числе и из Фимбаталь, соединяются в два спуска, ведущие в разные части Ишгля. На верхнем участке всегда есть возможность выбора - то ли зарубиться на крутяках, сейчас реально жестких и сложных из-за льда, то ли объехать трудное место. Лично мне с сыном больше всего нравился последний сброс перед средней станцией подъемника. Все тот же лед, но внизу есть выкат, где можно сбросить скорость. Где-то часов до 15, пока гору не заполонял народ, возвращающийся по домам, мы проходили этот кусок с перепадом метров 150 в 3-4 дуги.
Ниже средней станции подъемников в конце дня толчея, как в метро. Трасса 1 огибает хребет Чамачкопф, забирая влево, и продолжается дальше, проходя по склону горы над Ишглем. В сторону поселка ведут многочисленные ответвления. Поскольку мы жили в дальнем конце поселка, приходилось набирать приличную скорость, чтобы не тащиться потом пешком метров 500. При этом немало хлопот причиняли разнообразные тупицы, считающие своим долгом постоять аккурат в том месте, где располагался поворот на дорожку над поселком. Разок пришлось даже достаточно бесцеремонно проехать по лыжам баранов, не понимающих, что они изрядно всем мешают. Желания останавливаться и проводить разъяснительную беседу не возникло - ведь потом пришлось бы минут 5 ковылять пешком на усталых ногах.
На следующий день сначала отправились в котловину Альп Трида - аналог плато Идальп со швейцарской стороны. Граница проходит как раз по хребту между ними. С залитых солнцем склонов Визнитцкопф в Альп Триду идет 7-8 несложных красных трасс с перепадом до 400 метров. На некоторых можно погонять, если улучить момент, когда народ немного рассосется.
Все трассы с другой стороны котловины - синие. Здесь же - небольшой фан-парк, где мы полчасика попрыгали на кикерах.
Из Альп Триды есть спуск в Замнаун, но надо иметь в виду, что приходит он в Замнаун Ларет или Компач, откуда придется еще как-то добираться вверх по долине до гондолы.
Перебрались на Грайтшпиц (2872 м). Все спуски отсюда весьма достойные, кроме тропы 15 по направлению к Замнауну. Поупирались в бугрятнике на 70а, прокатились по остальным открытым трассам и сместились на Пардачграт (2624 м). Отсюда - масса вариантов. В сторону Идальпа - синие для начинающих. В поселок - неплохие красные с вариациями; как непосредственно в поселок, так и делая крюк через долину Велиллталь по 7 и 7а. Ну и черная 4 и ромб 4а, которую не готовят.
В процессе перемещения на Идальпе были замечены рейлы, кикеры разной величины и прочие ньюскульные штучки, хаотично разбросанные по склонам. Так и не понял, появились ли они там только что, или мы их просто раньше не заметили.
Рома страшно возбудился, и при каждом удобном случае лез прыгать. А я просто офигевал, глядя, как не особо уверенно катающиеся люди лезут на самый большой трамплин. Боже, как они грохались! Смотреть и то было больно.
Самый большой кикер Ишгля. Полет нормальный.
Живописные скалы на 31 трассе.
Перед нашей гостиницей.
Забегая вперед, скажу, что добро на езду по рейлам Рома получил только на последний день, потому что я заколебался подтачивать канты. Все равно в Италии планировалось отдать все лыжи в сервис. Свое намерение он реализовывал без нас. Поскольку практики было недостаточно, то первая же попытка окончилась падением с оказавшейся неожиданно скользкой перилины. Результат - болезненный ушиб сустава пальца, которым он при падении воткнулся в землю. Вечером долго гнусил.
Следующий выход был посвящен вдумчивому исследованию спусков с Палинкопф в Хелленкар и Фимбаталь. Пожалуй, это самая трудная часть Сильвретты. Черные трассы 20 и 21 позволяют мочить как угодно быстро, потому что на них не очень много народа, и есть где притормозить. На черных 35 и 34 сильно крут начальный сброс, дальше тоже круто, но не так. Вопрос только в том, хватит ли сил пройти крутую 2-хкилометровую трассу в достойном темпе. Красная 38 понравились меньше: довольно узкие, много поворотов и камушков.
А вот 30 и 31 - супер, елочки, а справа есть очень живописные скалки (см.фото).
В один из дней Вова с семьей собрался съездить в Инсбрук и Ваттенс, но был жестоко обломан. Выспавшись и выйдя на улицу, они обнаружили, что их X-Трейл нагло заперт Лексусом какого-то хохла, который ничтоже сумняшеся упорол на гору с утра пораньше.
Мы же все достойные окрестные достопримечательности видели во время предыдущих поездок, поэтому ничто нас не отвлекало от катания.
В запасе у нас имелся еще Галтюр. Туда мы и поехали в последний день австрийской недели. Пейзаж вокруг Галтюра абсолютно узнаваем. Неповторимость ему придает острый пик Баллуншпитце, доминирующий над поселком. Все катание происходит как раз на его склонах. В 1999 году поселок сильно пострадал от огромной лавины, было разрушено много домов, погибли люди. Сейчас все восстановлено, и ничто не напоминает о трагедии.
Копсзее.
|
Баллуншпитце.
|
В Галтюре со снегом на трассах нам не повезло больше всего. Были полностью закрыты все спуски с Загграта, красные 9 и 14, а также черные ромбы 1 и 2. Из оставшегося реально непростыми были только черные 1 и 6. Весьма приятно было также погонять вдоль бугеля Klein-Zeinislift - народу было везде немного, в отличие от Ишгля.
Схема 4. Галтюр.
У подножия Баллуншпитце, на противоположной от поселка стороне лежит красивое озеро Копсзее. К нему ведут спуски по обе стороны от сдвоенного бугеля F (Kopfseelifte 1,2). Почему-то на схеме один из спусков не показан, а вообще между ними оказался кусок горы, густо заросший маленькими елочками, с великолепной целиной. Рельеф там был примерно такой - сначала ровно, продираешься на лыжах пешком сквозь елки, потом сброс, потом резкий сброс. Ничего экстремального, но мы, стосковавшись за неделю по целине, как только там не извратились. Попрыгали и с елок, и с обрывов, погоняли сквозь лес, нанося ущерб альпийской флоре, в общем, резвились, как могли.
К сожалению, все внетрассовое катание Ишгля - Замнауна осталось за кадром из-за отсутствия снега. Причем было видно по многочисленным старым следам, что offpist’a тут много, и хорошего. Но что-либо исправить в этой ситуации было не в наших силах.
Спустя неделю, в субботу, уезжаем. Дорогу из Ишгля до Поцца ди Фаса выбрали через Ландек, Наудерс, Мерано, Бользано и с посещением и осмотром Тренто. Так получается несколько дольше по времени, но по дороге гораздо больше изумительных видов, и не надо оплачивать австрийские и итальянские автобаны.
В общем, от Ишгля мы ожидали чего-то большего. На мой взгляд, если перечислять плюсы и минусы, то это будет выглядеть примерно так:
«+»: - Обширная зона катания, большое число и километраж трасс.
- Наличие под боком Замнауна с возможностью неплохого шопинга с алкогольно-косметическим уклоном.
- Отличные современные подъемники.
- Определенное число мероприятий для развлечения гостей курорта.
- Вероятно, хорошие возможности для внетрассового катания.
«-»: - Большинство трасс курорта находится в безлесной зоне, многие трассы проложены очень тесно по склонам, так, что складывается впечатление езды по одному и тому же спуску.
- Сам поселок производит впечатление коммерческого предприятия.
- Довольно высокие для Австрии цены.
- Много народу даже в низкий сезон. В Австрии нечто похожее наблюдал в Китцбюэле.
О следующей неделе, проведенной в Италии, я уже писал несколько ранее, отчет можно посмотреть тут
Ссылки на посещенные места:
http://www.ischgl.com
http://www.galtuer.com
http://www.bergbahnen-galtuer.at
http://www.bergbahn.com
http://www.bergbahnenkappl.at
http://www.silvretta.at
|