На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Неделя в горах Италии-2005

Вадим Косолапов aka evil_nn

Начало этой истории можно посмотреть тут.

Итальянский регион Доломити Суперски интересовал меня давно. Нет, я, конечно, знал всю официальную информацию: 1200 км трасс; самая большая горнолыжная область в мире, доступная по единому скипасу; но все эти сведения как-то разрозненно существовали у меня в голове, не складываясь в единое целое.

Вкупе с острым желанием посетить Венецию вариант зимнего отдыха в Италии был принят за основу и начал активно прорабатываться. Но в результате общения с людьми, специализирующимися на отдыхе в Италии, в частности, с Радомиром (aka Canon) (Радомир, спасибо за консультации) стало ясно, что с получением шенгенской визы в итальянском посольстве будут сложности из-за того, что мы едем на машине.

Поэтому уже в который раз бронирование жилья пришлось осуществлять через крупного туроператора, возлагая на него визовые формальности (теперь им оказался Мондо турс), а катание разбивать на два этапа: неделя в Италии и неделя в Австрии с целью получения визы в австрийском посольстве.

В итоге мы (Я, супруга Аня, сын Рома) с друзьями (Владимир и Тамара с дочерью Сашей) 15 января в 19-30 оказались в местечке Поцца ди Фасса, приехав туда (с посещением по дороге Тренто) после недельного катания в Ишгле. Меня терзали смутные опасения по поводу приезда и поселения в субботу вечером (а также в связи с тем, что телефон представителя М.Т. в Италии я, как дурак, забыл дома). Реальность превзошла ожидания. Не успели мы въехать в Поцца ди Фаса со стороны Бользано, как буквально через 100 м наткнулись на указатель, извещающий о том, что поселок закончился. Некоторое время мы растерянно ездили туда-сюда, пытаясь найти на этом отрезке наши апартаменты, пока не проехали немного дальше, где и выяснилось, что весь поселок расположен за перекрестком, на дороге, перпендикулярной нашей.

На въезде стоял освещенный щит с планом поселка и списком гостиниц. Нашей Casa di Marmolada с адресом via Roma, 38 в списке не оказалось, зато имелась некая Marmоlеda. Посовещавшись, решили разницу в одну букву списать на итальянское раздолбайство, тем более что другие варианты пока отсутствовали, а улица совпадала. Marmоlеda отыскалась совсем не сразу, а только после тягостных расспросов местных жителей, почти поголовно не владеющих английским. Наконец нашли на горе, метрах в ста от виа Рома. Как водится, никого там не было, хотя из трубы шел дымок, а в одном из окон горел ночник. Примерно через полчаса появились хозяева. Разделять нашу радость по поводу их прибытия они не спешили. Посмотрев наши ваучеры, хозяйка абсолютно однозначно заявила (хорошо, что с английским в этот раз был порядок), что никого она не ждет, и вообще, это другой адрес, а где виа Рома, 38-й дом и гостиница Каса ди Мармолада, она понятия не имеет. После чего принялась с напарником разгружать из фургончика лыжи в ски-сервис, расположенный в подвале.

Вернулись вниз, на виа Рома. Там в одном из отелей обнаружили на ресепшн девушку, говорящую на английском, и стали ее пытать.

-Не знает ли синьорита такую гостиницу, как Каса ди Мармолада?
-Там, на горке после светофора...
-Мы там уже были, это не то, может, какая-нибудь еще?..
-Тогда нет.
-Простите, а где виа Рома, 38?
-Не знаю, у нас виа Рома, 15.
-А нет ли у Вас плана городка?

Долго роется под стойкой, после чего, виновато улыбаясь, говорит, что сегодня закончились. В местных «Желтых страницах» тоже ничего нет. Я потихоньку укрепляюсь во мнении, что по крайней мере два дня мы будем жить за свой счет.

Тут Вову осеняет, и он просит девушку найти треклятую Каса ди Мармолада поиском в Интернете - дома же она находилась. Она пробует.

- Ничего нет.

Ну, блин, не может такого быть! Я прошусь за комп, и, в конце концов меня пускают. Роюсь в Yahoo и Alta Vist'е. Ага! Интернет рулит!!! Вот и пропажа. Правда, находится почему-то на via Fave, но по-любому это лучше, чем ничего. Окрыленные, едем. По дороге наталкиваемся на интерактивное информационное табло для туристов. Каса ди Мармолада в списках не значится.

Самая окраина поселка, крутой подъем в гору, табличка с названием перед тремя одинаковыми зданиями. Во всех трех горит единственное окно. Ну вот, подумали мы, вот тот добрый человек, который добросовестно сидит, боясь пропустить приезд русских туристов! И устремились туда. Гипотетический хороший человек оказался бодрой бабулькой лет 60, ни слова не говорящей по-английски. Ваучеры ее абсолютно не взбудоражили. Наше дальнейшее общение с ней напоминало диалоги Кузьмича и финна из «Особенностей национальной охоты».

Спустя пять минут я, опустошенный, откинулся на спинку сиденья в машине и стал прикидывать, каким образом буду вымогать с турфирмы денежки за весь этот геморрой. Жены тем временем пошли по окрестным отелям на предмет ночлега. Вернулись минут через 15, очень довольные. Типа, узнали, где искомая Мармолада. Поехали. Опуская подробности, скажу, что в итоге мы приехали в первые апартаменты.

Видимо, мы все-таки достали тамошних хозяев, так как молодой парень бросил точить лыжи, сел в машину и поехал с нами. Сначала долго искали 38 дом. Нашли, но Мармолады там не оказалось. Параллельно по мобильнику парень через свою знакомую, работающую в местном турбюро, пробивал наши ваучеры. В конце концов в 22 часа на наши мобильники прозвонилась представитель МТ по региону, которую все-таки нашли итальянцы. Дальше было «просто». В 22-15 в местную контору пришла девушка, взяла с нас залог и оформила. Потом мы вместе с ней съездили на другой конец городка за ключами от апартов. От тех самых, с бабулькой, на виа Фаве. Особый цинизм заключался в том, что на бирках ключей черным по белому было написано: Via Roma, 38. Наконец, в 23-00 состоялось вселение.

Через 2 дня съездили к тому парню с бутылкой Реми Мартин, поблагодарили.

Фото 1
Вид с балкона. Закат в Валь ди Фасса.

Собственно, пора уже ближе к теме. Итак, Доломити суперски - это 12 зон, объединенных общим скипассом. Почти каждая из этих 12, в свою очередь, разделена на 2-3 а то и 4 не связанных между собой единой сетью подъемников региона, причем внутри действуют в том числе всякие местные скипассы. Скибусы, как правило, ездят внутри каждой из 12 зон, перемещение же между ними без машины проблематично. (Все горнолыжное пространство Доломити Суперски - смотри схему 1).

Закупать продукты с машиной также, безусловно, веселее, для нас было лучше делать это в «Конаде», большом супермаркете между Поцца и Виго ди Фасса, в который пешком идти далековато.

Было очевидно, что за 5 дней (с учетом поездки в Венецию) все обкатать не удастся, поэтому я сильно не напрягался. Единственное, что хотелось бы сделать обязательно - съездить в Кортину д'Ампеццо.

Схема 1 Доломити суперски
Схема 1. Доломити суперски.

1. Val di Fassa e Carezza.

Наша «домашняя» зона катания. Включает в себя 4 не связанных между собой региона. Впервые увидел здесь абсолютно изумительные схемы трасс и подъемников - они просто нанесены на топографическую карту масштаба 1:32500. В г/л атласе таких не увидишь, а зря! Все понятно с первого взгляда, никаких искажений, есть отметки высот всех точек. Единственное, что непривычно - не забывать поглядывать на то, насколько часто проведены изохоры.

Схема 2 Схема 3
Все 4 зоны катания: схема 2 и схема 3.

1.1 В Поцца ди Фасса, в 150 м от нашего жилья, находится подъемник, выводящий в область Pozza-Buffaure-Ciampac-Alba. Спуск в Поццу - типичная трасса, устроенная для того, чтобы можно было вернуться в поселок на лыжах. Неширокая, в верхней части более-менее, выкат очень длинный и плоский. Есть с верхней станции еще один короткий спуск (перепад всего ~100м). Если подняться дальше на кресле, то можно перебраться в соседнюю долину. Обе трассы там сделаны как связующие Поццу и Чиампак, поэтому не особо интересны. А вот перевалив следующую гряду, попадаешь на солнечное плато Чиампак, откуда расходятся несколько несложных трасс для начинающих, есть кафе, детский городок. Продвинутым тоже есть чем заняться - кроме красной с Sela Brunech, имеется классный черный спуск с перепадом 658 м в Альбу. Здесь все заканчивается, и можно либо подождать скибуса (но ехать примерно 14км), либо подняться на гондоле и проделать обратный путь на лыжах. Чтобы проехать везде, нам понадобилось чуть больше 2 часов. Катание по целине при достаточном количестве снега возможно, видимо, везде, кроме спусков в самый низ.

Фото 2
Закат в Валь ди Фасса.

1.2 Зона катания Чиампеди (Ciampedie) находится по другую сторону долины напротив Поцца ди Фаса. Туда можно попасть либо маятником из Виго ди Фаса, либо креселкой из Мейды - это ~ 400 м от Поццы в сторону Каназеи. Трасс тут немного, 1 черная, 3 красных и 2 голубых, из них внимания заслуживают только черный и красный спуски с Прамартин. Спуски классные, жаль, что не очень длинные, но называются очень претенциозно: Альберто Томба и Густаво Тони. Видимо, неспроста: на нижней станции маятника висят фотографии вышеозначенных перцев на фоне местных вершин.

В целом на знакомство с регионом достаточно 1,5-2 часов. Целину тут не найдешь - либо густой лес, либо скалы и обрывы.

Здесь со мной произошел забавный эпизод:

Приехав с утра пораньше, я был первым на подъемнике из Мейды. Поднявшись двумя последовательными креслами, я направился в сторону еще стоЯщего подъемника на Прамартин, намереваясь первым оставить след на черной «Альберто Томба». В это время от маятника, очевидно, с теми же намерениями довольно коряво спустился конкурент. Увидев меня, он занервничал, заметался и суетливо рванул на креселку. Пожав плечами, я устроился на следующем сиденье. А наверху опыт и расчет помогли поставить нахального торопыгу на место. Я по полезной привычке еще сидя надел очки, взял в руки палки, ботинки были затянуты изначально - наверху оттолкнулся палками и пошел вниз. Было очень смешно наблюдать, как наивный юнец медленно катится в сторону трассы, стоя раком и судорожно пытаясь застегнуть на ходу ботинки. При этом он то и дело с жалобным видом оглядывался на меня в тщетной надежде успеть первым. Естественно, был жестоко обломан.

1.3 Следующий регион - Карецца - Нова Леванте. Расположен вблизи перевала Косталунга (или по другому - Каррерпасс) в 11 км от Поцца ди Фаса в сторону Бользано. Тоже невелик: 3 креселки, несколько недлинных бугелей. Раздолье для чайников - масса синих трасс. Место очень живописное, елки, неподалеку озеро Карецца.

1.4 Наконец, район Кампителло-Каназеи. Вот тут есть где разгуляться при наличии Доломити суперски. Регион является частью знаменитой Селла Ронды - то есть кругового путешествия на лыжах вокруг потрясающего по красоте массива Группа Селла. Кроме того, он связан общими подъемниками как с Валь Гарденой, так и с Альта Бадиа, Араббой и Мармоладой.

Поначалу мы хотели стартовать из Каназеи. Но выяснилось, что спуск в поселок заканчивается на приличном расстоянии от нижней станции маятника и парковки. К тому же обнаружилось, что местные скупердяи, единственные во всех Доломитовых Альпах (по крайней мере, в обследованной нами части), додумались взимать деньги за парковку около подъемника. 3,5 евро абсолютно ни за что было жалко принципиально, поэтому мы вернулись назад в Кампителло.

Маятник поднимает нас наверх, и руки сами лезут за фото- и видеокамерами. Открывающийся вид на находящуюся справа Группу Селла, а слева на массив Сассолунго потрясает. Отчасти скалы напоминают виденную в вестернах американскую Долину монументов.

Фото 3
на фоне Сассолунго

Что касается трасс, то перепад здесь на всех - не более 300м, и, несмотря на их красный цвет, не думаю, что кто-то захочет кататься тут несколько дней. Если забирать как можно левее, то по трассе Селла Ронды приедешь в Валь Гардену. Если уйти вправо, то попадешь на противоположный склон долины - в район, куда выводит маятник из Каназеи. Трассы тут примерно такие же, недлинные, однако елки почему-то живописней и их больше. Судя по следам на склонах, когда-то тут между хвойных резвились любители целины. Нам же остается только ронять скупую слезу фрирайдера на оплывшие остатки снегопада трехнедельной давности...

Если проехать еще дальше, за хребет, и спуститься сначала по красной, а потом по длиннющей занудной синей, то попадаешь в Араббу (необходим Доломити суперски). Можно остановиться на полпути и вместо Араббы коротеньким креслом подняться на перевал Passo Pordoi, откуда маятник вознесет фанатов великолепных видов на смотровую площадку на Сас Пордои, на высоту почти 3 км. Сами мы туда, к сожалению, не попали, даже не хочется говорить, почему.

Что касается Селла Ронды, то с точки зрения катания на лыжах мероприятие это никакое. Вот ежели хочется наделать побольше красивых фотографий - тогда вам сюда.

Забыл сказать - прямо напротив наших окон в Поцца ди Фасса - освещенная красная трасса с перепадом 304 м, на которой несколько раз в неделю вечерами собираются толпы народу. Работает она до 23. Точно не знаю, но думаю, что на ночное катание нужен отдельный билет.

2. Моэна-Люсия-Пассо Сан-Пеллегрино-Фалькаде.

Или «З долины по Доломитски» и Skitour Dell'Amore.

2.1 В 6 км от Поццы ди Фасса, если поехать в сторону, противоположную Кампителло и Каназеи, будет городок Моэна, довольно большой и оживленный. Там сворачиваем налево в сторону перевала Сан Пеллегрино и через пару-тройку километров попадаем к нижней станции относящегося к Моэне района Альп Люсия.

Здесь 30 км трасс, а в зону катания можно также попасть из городка Белламонте, расположенного в соседней долине. Трассы со стороны Белламонте - без преувеличения рай для начинающих. Две последовательные креселки поднимают с 1549 до 1969м, откуда по лесу идет голубая трасса длиной аж 3200м, при этом уклон на ней везде равномерный, а ширина - метров 70. Однако концентрация чайников здесь слишком велика, поэтому периодически случаются столкновения.

Более опытные могут подняться дальше, на Ди Люсия. Спуски оттуда запомнились тем, что трассы, набросанные снежными пушками, возвышались сантиметров на 40 над почти бесснежным южным склоном горы.

Ну а для гурманов - ближняя к Моэне часть. Трассы с Ле Кун - просто супер. Например, черная №5 при длине 1200м (из которых 100 приходится на выкат) имеет перепад 442 м, при этом отратрачена и выглажена. Столь же приятное впечатление оставил и черный спуск в самый низ, в Рончи.

Схема 4. Альп Люсия.
Схема 4. Альп Люсия.

2.2 Второй регион в данном лыжном пространстве - Пассо Сан Пеллегрино - Фалькаде. До перевала Сан Пеллегрино от Моэны 11 км. Здесь около 70 км спусков.

Схемы катания меня неприятно поразили. Если до этого я наслаждался топографическими картами с нанесенными на них трассами, то у местных дизайнеров явно чесались ручки соорудить что-нибудь этакое, нестандартное. Соорудили... Худшей для ориентирования схемы я еще не видел. Ракурс неудачный, горы показаны схематично, спуски на схеме слабо соотносятся с действительностью, цвет трассы надо смотреть в отдельной таблице. В общем, приводить это творение я здесь не буду, лучше воспользоваться общим планом для С. Пеллегрино и Альп Люсии.

С одной стороны ущелья - масса несложных красно-синих спусков, ничего выдающегося. С учетом же того, что самый высокий подъемник на L'Uomo явно нуждается в замене на более скоростной, долго тут задерживаться не стоит. Переехав на лыжах по мостику над дорогой, попадаешь к маятнику на Кол Маргерита (1874-2513м). Здешние красно-черные спуски к подножью № 40, 41 и 42 однозначно понравятся всем любителям мочить по крутякам.

Дальше, в районе Фалькаде, трассы показались тоже какими-то недлинными и несложными, единственное исключение - спуск №30 «Россиньоль» в сам поселок - Фалькаде. Возможности внетрассового катания оценить при столь малом количестве снега было трудновато, но мне показалось, что их немного - либо нагромождения скал вверху, либо густые елки внизу.

Схема 5. Пассо Пеллегрино и Фалькаде.
Схема 5. Пассо Пеллегрино и Фалькаде.

3. Валь ди Фьемме / Оберэгген.

Схема 6. Валь ди Фьемме - Оберэгген.
Схема 6. Валь ди Фьемме - Оберэгген.

3.1 Лыжный центр Латемар. 50 км трасс. Расположена область вся на одном склоне Gruppo del Latemaro, поэтому ее освоение представляет собой катание со смещением на каждом подъеме/спуске влево (или вправо, смотря откуда начинать). Исключение - бугель на Пала ди Санта. Подъемники есть в трех поселках: Predazzo, Obereggen и в Pampeago. Мы стартовали из Предаццо, поскольку это ближний к Поцца ди Фаса подъемник. Правда, спуститься к машине на лыжах там не получится, зато около нижней станции есть классный 2-хэтажный магазин спорттоваров.

После подъема на кабинке нужно сразу пересаживаться на креселку. Спуск под ней - весьма неплох. По другую же сторону ребра до самого Оберэггена все трассы достаточно простые, за исключением черного спуска с Pala di Santa. К сожалению, нам его не досталось - бугель не работал, однако опытному взгляду и снизу было ясно, что трасса внушает уважение.

Есть еще достаточно интересные (а местами - непростые) красно-черные спуски под 16-й и 15-й креселками.

Под креселкой, обозначенной на схеме 21, Рома повелся на заманчиво выглядящую сверху целину в елках. Уж очень чесались К2 РЕ. Представляя, насколько тонок реальный слой снега под густыми елями, мы пытались в два голоса его отговорить, но безуспешно. Впоследствии долго изучали итоги садистского эксперимента над скользячкой, оказалось, что вполне живуча.

Фото 4
Латемар

Самое интересное произошло под занавес. Уже возвращаясь, под подъемником 32 заприметили замечательный кусок целины в елках - метров 300 защищенного от ветра склона. При виде такой картины на фоне голых склонов, где все сначала растаяло, а потом задулось до льда, слюни сами собой потекли на наши мид-фаты. Выход на всю эту красоту, правда, был неоднозначный - задутая ложбина, постепенно смыкающаяся в узкий кулуар, из которого надо было резко уходить вправо, под скалы. Даже еще раз поднялись на кресле, получше просмотреть подход. Однако все получилось - верх, конечно, был жесткий, с застругами, но приз того стоил.

С креселки сверху доносились приветственные крики. Гордо поглядывая на сидящих на подъемнике, махнули вниз...кайф!..и чуть не въехали в каких-то ковыряющихся в снегоходе за елками типов.

Те повели себя неадекватно, принялись орать нам вдогонку (по-итальянски) и махать руками, чтоб мы поднимались к ним. Еще переваривая сладостные ощущения, я раздраженно рявкнул (по-русски), что, мол, у вас, уродов, есть снегоход, вот сами к нам и едьте. Они и приехали. Оказались карабинерами, и начали грузить нас запретом на катание вне трасс. Вообще, разговор не клеился, т. к. я не понимал итальянский, а они - английский и русский. Рассуждения о том, каким способом нас поиметь, длились минут 15. В конце концов, видимо, исход дела решило то, что жили мы достаточно далеко оттуда, и стражи порядка пришли к выводу, что проще на нас забить.

При ближайшем рассмотрении наверху около подъемника действительно обнаружилась маленькая поганенькая табличка, возвещающая о том, что выезд за пределы трасс запрещен. Мораль - не щелкать грызлом, а следить за надписями и особенно - за стражами порядка.

3.2 Альп Кермис.

Эта лыжная область - последняя, если ехать в сторону Тренто. Перепад от примерно 950 до 2250 м, 21 км трасс. От стоянки рядом с дорогой через речку Marcialonga к нижней станции ведет живописный деревянный мост. Кабинки - первый шаг из трех для заброски наверх. Под ними - замечательная для чайников широкая и ровная синяя трасса. Продолжить движение наверх можно либо на маятнике, либо на четырехкресле. Спусков под ними тоже два: классная сложная черная и в стороне - голубая. Наконец, на самый верх ведут еще две креселки. В день, когда мы там катались, был сильнейший ветер, при нас закрыли все кресла, и 80% катающихся в течение получаса рассосались. Логично: что им, гадам, живя прямо в Альпах, там караулить?! Однако погода была к нам благосклонна, минут через 40 ветер немного поутих, и мы получили доступ к верхней части региона. Если смотреть снизу, то правее самых верхних станций проходит бугель, обслуживающий две красных трассы. Но это фигня. А вот то, что вся долина, где он проходит - классное место для внетрассового катания, гораздо важнее. Оба склона покрыты живописными елками, причем на правом, более защищенном от солнца и ветра, еще оставалось достаточное количество пухляка, чем мы и не преминули воспользоваться.

4. Кортина д'Ампеццо.

Схема 7 Схема 7a
Кортина д'Ампеццо топографическая и классическая

КдА изначально значилась в планах. К сожалению, из-за неправильной оценки ряда факторов наше знакомство с этой зоной получилось весьма поверхностным. Но обо всем по порядку.

Из Поцца ди Фасы есть несколько вариантов дороги в КдА, однако везде надо преодолеть как минимум два перевала. Поскольку шарахания в предшествующие дни по Доломитам преодоление перевалов в себя не включали, я, основываясь на прошлом опыте, самонадеянно положил на 70 км дороги примерно 1ч 20мин. Оказалось, что австрийские перевалы, на которые я ориентировался, здесь просто не угадываются. И Пассо Федайа и Пассо Фальзарего высотой более 2 км. Подъезд к п. Федайа со стороны Каназеи неплохой, а вот спуск на другую сторону - полная засада! Очень круто, масса 180-ти градусных и более поворотов. Вдобавок сильный ветер то и дело переметал дорогу. Я из-за малого опыта вождения машин с автоматической коробкой чуть не догнал на спуске здоровенный бас с туристами. Выручил только типтроник. Думаю, что без возможности ручного переключения и цепей туда нечего соваться. Перевал Фальзарего - тоже не подарок. Петли и крутизна - это само собой, а еще есть там одно примечательное место - ограничение длины автомобиля 13-ю метрами. Иначе он просто не впишется в 180-градусный поворот, продолбленный прямо в скале. В итоге на дорогу ушло более 2 часов.

Зона катания КдА, насчитывающая 140 км трасс, изрядно разбросана и разрознена. Внимания заслуживают 4 области:

- перевал Фальзарего (главным образом из-за спуска с Лагацуи с перепадом почти 700м)

- катание в районе Cinque Torri

- в самой Кортине область Покол, объединенная с Помедес и Тофаной.

- Кристалло/Фалория, куда также можно попасть прямо из Кортины на маятнике.

Помимо этого, есть еще 2 креселки в местечке Митрес в самой Кортине, и находящиеся на отшибе небольшие райончики Сан Вито ди Кадоре и Ауронцо ди Кадоре.

Первой на глаза нам попалась парковка на въезде в Кортину вблизи региона

Покол. Надели лыжи и стали потихоньку пробираться в сторону трасс, на которых тремя днями ранее проходил этап Кубка мира. Чайники, внимание!

Никогда я еще не видел такого раздолья для вашего брата. Покол - это просто песня какая-то! (с) Горнолыжные неофиты, попав в такое место, уже на стадии просмотра схемы катания должны испытать бурный оргазм. 15 голубых трасс собраны в одном месте, причем никаких других просто нет.

Наши приоритеты, впрочем, были иные. Я, матерясь про себя, что не проехал на машине дальше, тороплюсь пересечь это унылое место.

Тем временем, как по заказу, тучи куда-то делись, и выглянуло солнце, осветив потрясающе красивые горы вокруг Кортины. Все спуски с Помедес (2303-1668м) - просто супер, но насладиться ими получится только у экспертов. Весь более чем 600-метровый перепад - без единого выполаживания и весьма крут. На черной 33 трассе, когда бы мы ни проезжали мимо что на креселке, что на лыжах, всегда валялись не справившиеся с крутизной или скоростью... На 35 трассе еще висят после этапа Кубка тройные сетки безопасности, рекламные баннеры, но спуск открыт. Как ни странно, приятный, в меру жесткий снег. Никакого сравнения с железобетонной трассой в Китцбюэле. В общем, тут нам очень понравилось, и в Тофану мы перебрались только около 13 часов.

Фото 5
Кортина д'Ампеццо. Верхний участок кубковой трассы.

Сначала спустились под стареньким двухместным креслом №24 по трассе 41. Не звездно - видимо, нагрузка на нее большая, и при реальной крутизне она выскоблена до льда. Поднялись на второй очереди маятника на плато Ра Валлес. Третья очередь маятника ведет на обзорную площадку, откуда лыжного спуска нет. Смысла подниматься туда не было, поскольку погода успела снова испортиться. Трассы на Ра Валлес несложные и недлинные, почему-то на них много камешков. К тому же пошел снег, резко ухудшив видимость, и задерживаться мы там не стали. Единственный черный спуск вниз вполне соответствует своему цвету - ледяной крутяк без выполаживаний с несколькими поворотами на 90 градусов.

Данный регион спроектирован таким образом, что существует только одна возможность переехать как из Покола в Помедес, так и наоборот. Обратная дорога - это длиннющая тропа по лесу, по схеме - синяя №38. Ни одного указателя ни на одном разветвлении там нет, поэтому едешь, выбирая более накатанные повороты. В итоге на одной из примерно равнозначных развилок свернули не туда и выехали на шоссе. Пришлось пешком и в горку возвращаться метров на 400 назад. Мы были отнюдь не единственными потерпевшими - периодически туда заезжали такие же жертвы лени итальянцев поставить указатели.

Обратную дорогу я сильно нервничал и торопился - снег усиливался, везде на обочинах аборигены надевали цепи на колеса. Однако на перевал Фальзарего кое-как заехали, а дальше снег кончился, и проблем при возвращении не возникло.

5. Сан Мартино ди Кастроцца/Пассо Ролле.

Схема 8. Пассо ролле
Схема 8. Пассо ролле.

Пассо Ролле. Нам удалось побывать только здесь. Регион невелик - 20 км трасс, из них внимания заслуживают только красный и черный спуски с вершины Тогнацца. Даже при таком незначительном количестве снега имелись кое-какие возможности для внетрассового катания, а после снегопадов должно стать совсем неплохо.

Фото 6
Пассо Ролле. Вид с Тогнацца.

Еще несколько наблюдений, относящихся к поездке в целом. Качество подготовки трасс в Италии понравилось больше, чем в Австрии - при примерно одинаковом (малом) количестве снега в Ишгле камешки на трассах встречались практически везде, в Италии же подобные случаи можно пересчитать по пальцам. Впрочем, возможно, причина в большей концентрации народа на ишгльских трассах.

С подъемниками картина обратная - Австрия, безусловно, круче. Устаревшие креселки и маятники, стоящие повсеместно в Италии (включая такое пафосное место, как КдА), в Австрии можно увидеть только во второстепенных небольших регионах, либо на третьестепенных трассах.

Цены в итальянских супермаркетах выше ~ на 10%. Неожиданно столкнулись с практически полным отсутствием сувениров с итальянской или местной символикой и в Моэне, и в Поцца ди Фаса, и в Каназеи. Зато в Венеции цены на сувениры оказались приятным сюрпризом - по-моему, очень дешево.

Поездка в Венецию - это нечто! Обычно я отношусь к экскурсиям спокойно - ну надо посмотреть для расширения кругозора, сфотографироваться, посетить достопримечательности. Но Венеция даже меня, толстокожего, чем-то зацепила. Потрясающий город! Мне совершенно определенно хотелось побыть там подольше.

Фото 7
Венецианские гондолы. Вид на церковь Сан Джорджио ди Маджоре.

Жена с сыном вместе с друзьями ездили еще и в Верону. Судя по отзывам и фото, делать там особо нечего.

Фото 8
на набережной Венеции

Лучший шопинг - в Бользано (если выбирать между ним, Вероной, Тренто и Венецией).

Готовясь к поездке, изучал «Мировой горнолыжный атлас 2004». Понятно, что тамошним текстам особого значения придавать не стоит, однако, как выяснилось, во многих случаях и схемы трасс там приведены устаревшие.

На обратном пути зацепили самое начало накрывшего Европу снегопада. Несколько раз попадали в пробки между Инсбруком и Мюнхеном, но обошлось, и на немецко-польскую границу мы попали около 22 часов. Ночевали в Польше, не доезжая 18 км по варшавской объездной до Минска Мазовецкого. Большой отель для дальнобойшиков, 160 злотых за 3-х местный номер. Не то чтобы нам очень понравился отель, просто дальше ехать уже не было сил. На следующий день Вова пал жертвой польских полицаев за превышение скорости на 41 км/час, хотя ехал вторым. На меня они не успели среагировать, а Вова попался в их жадные лапы и был оштрафован на 72 евро. На границе нас мурыжили очень долго, хотя очереди не было. Унесли доки на машину и проверяли их больше трех часов. В Белоруссии Владимир решил ехать первым, но сегодня был не его день: его кошелек стараниями уже белорусских ментов облегчился на 600 российских рублей.

В Москве, залив купленную незамерзайку, я стал жертвой бодяжников. УР-Р-Р-ОДЫ!!! Это дерьмо напрочь замерзло в жиклерах при -7 градусах, оставив меня один на один с килограммами грязи, летящими после снегопада в лобовик на МКАДе. Полуослепший, еле доехал до поворота на горьковское шоссе. Предшествующая ночь, очевидно, была не самой удачной для водителей: каждые 500 м из кювета торчали улетевшие машины. Между Вязниками и Гороховцом традиционно перемело дорогу, и о том, что тут творилось ночью, можно было догадаться по искореженному в десятке мест разделительному металлическому ограждению, и ледяным кочкам 40-сантиметровой высоты, остатки которых сгребал бульдозер.

В остальном дорога домой прошла спокойно.

Ссылки на посещенные места:

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024