На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати
[Предыдущая статья]
Оглавление
[Вернуться к оглавлению] [Следующая статья]
Вальдез - Истина для Простых Смертных

HELY-SKI: КАК ЭТО БЫЛО.

Дмитрий Шишков

Посвящаю моему учителю -
Алешину Владимиру Петровичу

Как это?

Я проводил школу. Просто стоял и объяснял очередное упражнение своей группе. Послышался странный звук. В этих краях я был уже восемнадцатый раз, а этот звук слышал здесь впервые. Вертолет! Здесь, в Кировске? Но это был действительно маленький МИ-2, который закладывал крутой поворот в сторону склонов Айкуайвинчорр.

А вот бы слетать вон туда, за озеро, пройтись.... Да нет, какое здесь hely-ski...- пронеслось в голове.

Вертолет, сопротивляясь моим мыслям, упорно шел на посадку. Кто-то зажег дымовую шашку. Маленькие фигурки людей заспешили к вертолету в коричневатый туман, образующийся от смешивания винтами дыма и воздуха. Машина на минутку зависла, быстрая посадка, hely взмыл, пролетел вдоль цирка, и направился туда, к горам за озером, которые на протяжении всей моей горнолыжной жизни так привлекали своими склонами.

Наверно денег стоит.... - заворчал я.

На следующий день ко мне подошли двое ребят из моей группы:
- Дим, есть возможность полетать, как ты думаешь - стоит нам туда соваться?
- Вопрос сложный, снег там сильно от трасс отличается, корка может быть, можно и заструги встретить. С непривычки тяжело будет, да и присыпать может - мама не успеешь сказать.
- Ты-же говоришь плотный снег...
- А около скал подтопить солнцем может, да и чем ниже, тем сильнее отпускает. Подрежешь такое в узком месте, и укатит оно вместе с тобой - из озера вылавливать будут.
- Мы все равно хотим! Позвоним сегодня, закажем вертолет.
- Вот простота, у вас же и опыта нет по такому снегу кататься, и начинали вы все в Андорре, да и рановато еще вам.
- Не... мы хотим, мы тренироваться будем, поводи нас завтра по фигне всякой - мы хотим уметь.
- Бамс и все тут. Ну вы, блин, даете.

На следующий день 2:
И так старательные ученики, превратились просто во всасывающие горнолыжную технику пылесосы. В глазах - огонь. Лозунг: наша цель - вертолет.

Те-же двое - Женя и Андрей:
- Дим, мы вертолет заказали, ТЫ ЛЕТИШЬ?
- Не думал, что вы настолько этого хотите,
а у самого мысли: вряд ли получится, погода ухудшается, да и желающих - куча и маленькая тележка.
- Нас четверо: Я, Женя, Аня, Саша на El Camino говорит Андрей. Думай быстрее, нам надо сегодня фамилии сказать.
- Лечу, лечу - куда же вы без меня. А самому-то оЧЧень хочется, мечта детства все-таки.
Вечер, почти ночь, все еще светло. Глинтвейн.

Мысли:
....А ежели чего случится, меня ЛП потом за одно место подвесит на правлении...
....с другой стороны ...если намечается пьянка - инструктор должен ее возглавить..., чтоб была под контролем....
- Ребята, а может ну его.... покатаемся здесь, ни чем не хуже...
Последняя попытка отговорить провалилась.

Перед стартом.
Сегодня предпоследний день (5.05) . Три дня перед этим то не было погоды, то Salomon заказал все полеты - и мне стало казаться, что наш вертолетинг не реализуется. Обидно, досадно, ну ладно.

10-00
Встали утром. Погода - полный отстой. Ветер. Облачно. Ничего не видно. В такую погоду вертолеты не летают. Звонок в контору. Ответ: нет.

11-00
Начинаем занятия. Как всегда - обьясняю, показываю, исправляю ошибки. По прежнему видимость очень плохая.

12-00
Начинает раздувать. Потрясающе - появился клочок голубого неба. Впечатление такое, что мы взглянул на мир из русской печки, и тут же закрыли заслонку. Все опять затянуло.

13-00
Заметное улучшение погоды. Появилась вершина горы на которую мы задумали забросится. Делаем контрольный звонок - пока ничего определенного - в Апатитах полное отсутствие видимости. Просят перезвонить в 15-15.

15-15
Звоним...
Не могу связаться с вертолетом, вертолет вылетел, плохая связь...Видимо будут полеты, если погода не ухудшится.

Первые:
Слышим звук приближающегося вертолета...
Запрыгиваем в кресла, наверх...
Вертолет сидит около кресельной дороги, куда-то побежал проводник. Спускаемся на перегиб вслед за вертолетом - он улетает без нас :( забрав какую-то группу.

Вторые:
Все в бар - обедать. Встречаем там спасателей и жалуемся на то, что не можем уже третий день подзалететь. Они связываются с вертолетом- оказывается он сейчас забросит еще какую-то левую группу, а потом мы.

15-30
Звонок в контору: нам предлагают лететь вечером, после катания. Выход на связь в 18-30! Самое плохое время для hely-ski - вечер, поскольку все устали - 6 часов катания. Все отпустило и не думает схватывать. Снег внизу - каша. Полярный день понимаешь... Саша тоже беспокоится...

16-...
Иду отдыхать. Моих орлов все равно бесполезно отговаривать.

18-32
Сижу дома - отдыхаю. Звонят ребята - все, ПОЛЕТЕЛИ, заказываем такси и на старый аэропорт. Собираюсь, натягиваю влажные ботинки. Аптечка... вроде ничего не забыл.

18-40
Такси мчится по Кировску. Мы на двух машинах. Впереди вижу торчащие из багажника лыжи. Таксисты переговариваются по рации, ощущение как будто едешь на спецзадание. Круто, у нас впереди полетные 60 минут - время пока для нас вращается винт вертолета. Сколько за это время можно успеть - 5, 6 спусков, посмотрим, главное чтобы ребята выдержали.

18-59
Приехали на старый аэропорт- нашли вертолет, эта крошка (я летал до этого только на МИ-8), спряталась за складами горючего. Вертолет желто-синий. Маленький. Два места пилота. Пять человек нас, пилот и проводник Вадим. Долго ждем Вадима. Легкий мандраж. Платим деньги. Расписываемся в том что знаем технику безопасности при полетах на вертолете. Вадим серьезно опаздывает. Вертолетчики беспокоятся, мы тоже. Спрашивают нас, а сможем ли мы спустится сами, без Вадима:
- Нееее, - хором отвечаем мы с Сашей.
И потом между собой - спустится мы, конечно, спустимся, но с такими вещами не играют.

19-34
Мы забираемся в вертолет. Видим машину с Вадимом. Пилот запускает двигатель. Вадим закидывает лыжи и рюкзак с лавинным оборудованием, садится на место второго пилота.

ОТРЫВ.
Внизу проносятся садовые участки, дорога... мы над склоном. Справа, как на ладони, Кировск. Слева нетронутые снега, очень серьезный каньон - не дай Бог на такой вылететь.
Саша: Там, наверное, сыпет зимой - будь здоров, только задень. Все снимаем на 2 видеокамеры. Вертолет зависает на вершине, выскакиваем, дальше лыжи. Вертолет уходит вниз, ждать нас.

- Здравствуйте! меня зовут Вадим. Я ваш проводник. Вас какой уровень склонов интересует?
- Ну, что поинтереснее,
- хором мы с Сашей.
- Ладно, лавинные датчики я вам выдавать не буду, в лавиноопасные кулуары не пойдем.
- Ну и слава богу, что не пойдем, уровень у группы не тот, а вот датчики зря не выдает,
- подумал я.
- Спускаемся здесь, к вертолету, - он указал направление и ориентиры.

Первый спуск - пологий, в сторону Апатит. Снег - в основном задутый, кое-где корка. Чем ниже, тем корка более явная. Бамс, - разложилась Аня. Вадим собирает ее по склону - мы ждем.
Первый спуск, надо к снегу приспособится, - заключает Андрей.
Чем ниже спускаемся - тем хуже состояние снега, он становится тяжелым. Спускаемся в кулуар, и по нему выходим к вертолету. Внизу он совсем раскис. Собираем бруснику.
- Ну как впечатление, - спрашивает Вадим.
- Скучно, давай левее на стеночку выйдем - ляпнул я.

Сказано - сделано :). Вертолет зависает, медленно снижается. Второй раз забросились в ту же точку. Но шли левее. То сухой снег, то заструги. На перегибе снег сильно сдувает- интересный рельеф получается. Как будто стая мышей изъела весь снег вокруг.Склон заметно круче. Вадим решил сам не рисковать. Объехала и Аня, слава Богу. Вот она стенка, снег здесь раскисший, видимо из-за нагрева скал. Смотрю вниз метров шесть по вертикали - и приземляешься аккурат спиной на камни внизу в баню! Что у нас правее? Правее был небольшой карниз, еще правее и немного вниз - каменные выходы, между карнизом и камнями - след от лавины, спущенной вчера Вадимом. Мокрая лавина - самая мерзопакостная гадость, потому, что быстро откапать тяжело!

Прыжок с карниза и быстрей к камням, чувствую, что контролировать направление трудновато из-за раскисшего снега. Миную вчерашний след, проезжаю метра четыре. Из-под меня уходит сестренка вчерашней лавины. Это было почти не слышно, снег просто поехал, всего две длины лыж, но дальше это стало разрастаться, вширь и вглубь. На выполаживающийся участок выехала приличная бяка, которая по всем правилам превратилась в только что застывший цемент. Видимо здесь совсем плохо, пора двигать. Сверху, надо мной еще достаточно снега, который так и ждет своей минуты. Я внизу. Подъезжаю к вертолету. Ребята идут по конусу вчерашней лавины.... Вадим рассказывает, что этот склон, тот, что выше скал лавинобезопасный... Наверное, ему виднее, но испугался я конкретно. Говорю ему, что спуск очень понравился. Спускается Андрей.
- А я то, дурак, куда полез, я же читать не умею, - шутит он.
За ним Женя. Все в сборе.

Следующий спуск я предлагаю сделать с другой вершины, в сторону озера. Там покруче. Вертолет забирает нас с того же брусничного места и по витку спирали начинает подъем. Облом. Вершину закрыла туча, - туда лететь нельзя. Разворачиваемся, летим над Кировском, на другую сторону Айкуайвинчорр. Немного неудачная посадка, пробуем еще. Повисли. Привычно выгружаем лыжи. Вертолет уходит вниз. Вадим говорит, что здесь в этом году еще никто не катался, мы первые. Легкие сумерки на восточном склоне. Я снимаю очки - видимость почти такая же плохая. Склон под ногами сливается со склоном внизу и поэтому ощущение крутизны и скорости теряется. Кажется, что летишь где-то высоко в небе. Бац-бац - разложился Вадим. Тут не мудрено. Корка, а он все на внешнюю лыжу давит....:) Говорит, что его ждать не обязательно. Спускаемся. После полета наяву - длинный тягун прямиком к вертолету. Озираюсь. Странно, не знал, что за Нордом, есть козырьки и каньончик. Сколько всего узнаешь с этим вертолетом!

АВАРИЯ
Договорились с Вадимом, что если вершина над озером открыта, то полетим туда. Если нет -пройдемся вдоль дороги на рудник Расвумчорр. Поднимаемся, последние лучи заходящего за горы солнца бьют в лобовое стекло. Вершина будет наша! Ура! Летим. Опять под нами Кировск. Приближаемся к вершине. Видимость слегка ухудшилась. Небольшое облачко вокруг, но вершину видно. Я снимаю. Подлетаем, заходим на посадку. Дальше не помню, то ли сначала толчок, потом пилот непривычно резко заработал штурвалом, то ли наоборот, но лицо у него было странное.... В тот момент я, честно говоря, ничего не понял. Вертолет резко взмыл вверх, очень крутой разворот и заход на посадку еще раз. Висим, выгружаемся, вроде все как всегда, - то же небо опять голубое.
- С днем рожденья мужики! - поздравил Вадим.
- Долбанулись! - Саша.
- Чем? - Женя.
- Как чем, колесами конечно, - срывающимся от волнения голосом говорит Вадим.
- Да, я так и понял, - подтверждает Саша.
- Как хорошо ничего не понять, - говорю я.
- Дурак сказал, - хмыкнул Вадим.
Прав он, случись чего посерьезнее я бы так ничего и не предпринял, с другой стороны - помогло бы мне это - не знаю. Сложный это вопрос - поведение в экстремальных ситуациях.

Теперь вертолет уходит вниз, к озеру, он будет ждать нас на дамбе, а потом заберет прямо со льда Большого Вудьявра. Это был самый интересный и красивый спуск дня. Крутячек градусов 30, прошлись вдоль скальничка, пронеслись между камней. Приятные фотки должны быть, да и на видео получилось, наверное, здорово. Внизу кусты, оh my love. Вылетаем на Вудьявр, прямо на лед. Сердце - ликует, душа - поет.

Все хорошо, что хорошо кончается.
Заключительный спуск дня мы сделали с вершины Айкуайвинчорр, спустились прямо в город. На вершине попрощались с Вадимом, тепло поблагодарив его за потрясающий день. Такое - не забывается.

22-00
Все было знакомо и одновременно непривычно. Впятером мы спускались по трассам вниз, в город. Не разговаривали, слишком много впечатлений, надо переварить, осознать. Этим же вечером был просмотр видео, разговоры, разговоры. Утром, весь Кировск был заполнен слухами о нашей аварии, нас это очень позабавило. Андрей, Аня и Женя с занятий на следующий день отпросились. Я их понимаю.

Спасибо Андрею, Ане, Жене, Саше, Вадиму за компанию.

Хочу поблагодарить РАСК и лично Дмитрия Климова за оказанную информационную поддержку при проведении школы ~Kirovsk-school~.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация