На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Пока еще не началось...

Игорь Комаров

Глава 2. КУДА ВЫ МЕНЯ ТАЩИТЕ?!

Прим.:Как упоминалось в предисловии, выполняю торжественное обещание именно эту главу привести к реалиям сегодняшнего дня ДО начала Лыжного Салона 2008г. С грустью отмечу, что за прошедшее с первой публикации время изменений значительно меньше, чем ожидалось. Так что те, кто читал главу в старой редакции, врятли «найдёт горностая». Но ведь при строительстве то же сначала подвозят материалы, котлован копают. И уж совсем потом разрезают ленточку и запускают приёмщиков. Изменения проявятся несколько времени спустя, но не отметить того, что уже видно сейчас...

Если глаз ищет банальность насчёт своевременности пития боржоми, для Вас не всё потеряно. О хронической зависимости не может пока идти речи. Привыкание - процесс незаметный, нескорый. Рассмотрим-ка попристальней зоны наибольшего риска подхватить райдерскую инфекцию. Возможно, в дальнейшем, это убережёт от принятия «грязных предложений» со стороны Ваших доброжелателей.

Приэльбрусье. Сердце Российского фрирайда. Отсюда начинался исход за плакаты и волчатники, охраняющие обихоженные (насколько мы это понимаем) трассы на неисследимые просторы диких снегов.

Самый высокогорный в стране. Учитывая превосходные склоны выше канаток, наверное, и в мире. Наличие немереных снежно-ледовых полей Эльбруса и прилегающих к нему высоких хребтов, пригодных для райдинга, делает последний практически круглогодичным.

Кроме основной трассы на склоне Эльбруса, которую хоть и во многих местах, но всё же с некоторой натяжкой, можно выкрасить в красный цвет*, остальные, даже официально паспортизованные*, сияют всеми гранями «чёрного алмаза»*. Это уже по их, закордонным представлениям.

Наличие достаточного количества квалифицированных инструкторов и минимального количества метров трасс, приемлемых для «горнопляжников», делают в первые же дни новичка бойцом, которого никакими их Леграфами* не запугать. Притом, что практически безопасных, пусть и «чёрных»*, трасс - выбор широчайший.

Именно здесь у Вас есть наибольший шанс познакомиться с легендарными райдерами всего мира, не выезжая за пределы России: Бруно Компанэ, Антуа Летаги, Баптис Блан, и пр., так и легендами Российского райдинга: Кирилл Анисимов, Лёша Водолазкин, Лиза Паль, Славик Рунич, Саня и Берт Байдаевы, Гена Хрячков...закругляюсь, а то, чтобы не обидеть ребят, не менее достойных и известных, статейка превратится в толстенный каталог. Вобщем, есть, у кого учиться. Неспроста финал Чемпионата России и Российского фрирайд-дэрби неизменно проводится здесь. А парни из посёлка в 400 человек жителей редко кого пускают на ступеньки пьедестала.

Приэльбрусье - место проведения подавляющего большинства учебных, тренинговых программ по всему спектру отраслей внетрассовой науки. От лавинной безопасности и проведения спасработ, до высшего пилотажа фри- и бэккантри*- райдинга, телемаркинга* и ски-альпинизма*.

Что эта красота будет стоить. Стоимость канатных дорог и пансиона в районе - пожалуй, самая низкая в «больших горах» России, следовательно, почитай, в мире. Хотя и здесь требовательный состоятельный человек, безусловно, найдет достойный сервис ( с пуском второй очереди скоростной канатной дороги на Эльбрусе, даже на канактках). И цены.

Вследствие особенностей климата, рельефа - в наличии весь спектр типов снега, причём, одновременно. Но разнообразные ветровые снежные «доски» всё же преобладают.

Район весьма сложен в лавинном отношении. Защищается лучшим в СНГ противолавинным подразделением. Имеет крупное подразделение МЧС с высококвалифицированным личным составом. Здесь есть, что и от чего защищать. И круглый год находится, кого спасать.

Домбай. Сокрушительно красивый, комфортабельный курорт Западного Кавказа. Климат значительно мягче приэльбрусского. Расположен на полкилометра по абсолютной высоте ниже. Следовательно, акклиматизация проходит быстрее и легче. Основная часть склонов ориентирована на юго-запад, большое количество солнечных дней.

Инфраструктура отлично развита. В том числе это касается сети канатных дорог, на данный момент вполне справляющихся с проблемой очередей. Есть для жизни всё, на любой вкус и кошелёк. В целом, курорт более дорогой. Дам и господ с лыжами немереной ширины и в пластиковых головных уборах (шлемах) на канатках встречается ощутимо меньше. Для обучения азам райдинга найдётся достаточно места у официальных трасс, почти сплошь «красных» и даже «синих».

Есть превосходные инструкторы. Но об ориентирующих обучение на будущий райдинг, лучше навести справки заранее у достойных доверия экспертов, выудить информацию и навести контакты по Интернету.

То же касается предложений провезти по девственным склонам, если Вы посчитали, что уже созрели для этого. Высококвалифицированные гиды там, безусловно, есть, но они не развешивают объявления у канаток и не предлагают свои услуги в кафе. Проводник и гид - не одно и то же. Но эта тема для будущего разговора.

Лавинная опасность, в целом, ниже, но на «диких склонах», на мой взгляд, превосходит приэльбрусскую.

Регион имеет подразделение квалифицированных спасателей МЧС, опытных спасателей на трассе.

Снег, в целом, более комфортный для катания, чем в Приэльбрусье.

Сезон катания - декабрь-конец апреля. Хотя верхняя часть трасс пригодна и в мае.

Красная поляна. Самый фешенебельный Кавказский курорт. Всё продумано, комфортно, удобно. Небольшая высота расположения посёлка делает реальным «катание выходного дня» даже для москвичей, питерцев и пр. И аэропорт в часе езды.

Лучший в России целинный снег. В наличие опытные инструкторы, в том числе ориентирующие обучение на внетрассовую перспективу. Райдеры Поляны - постоянные конкуренты терскольцев на всех фрирайд-соревнованиях. При этом снята проблема Домбая: предложения от «диких» инструкторов и «гидов» практически отсутствуют.

Начиная с сезона 2006года регулярно проводится ряд курсов и школ райдинговой тематики. При этом, в подавляющем большинстве случаев, мероприятия организовываются для загодя сформированных групп, что весьма усложняет участие в них неофитов.

Небольшая высота над уровнем моря и его близость, определяют устойчивость снежного покрова. Вдоль канаток целину «разносят» в считанные часы. Так, что знаменитый powder* чаще всего достаётся длительными восхождениями, либо благодаря вертолёту.

Существуют определённые проблемы хозяев комплекса со спасателями МЧС и лавинщиками. Это настораживает. Но действия в сторону достижения взаимопонимания последнего времени внушает оптимизм.

Планируется воздвижение противолавинных сооружений с поистине Газпромовским размахом. Надо констатировать, что тут за Державу не обидно.

В целом - подходящий район для начала. Если позволяют финансы, т.к. поездка сюда обойдётся не дешевле, чем на фешенебельный горный курорт Больших Альп.

Цей. «Этот белый в снегах горнолыжный лицей - панацея от наших несчастий...». Незаслуженно забытое во времена экономических потрясений место лыжных грёз Ваших пап и мам, ба- и дедушек, воспетое незабвенным Визбором.

На данный момент начинающее стремительное возвращение своего статуса. А правительство республики Северная Осетия - Алания делает всё возможное для этого.

Уютный, с отличным скоростным подъемником и трассой, пролегающей в долине Сказского ледника. Спокойной, безопасной, снежной.

Есть достойные инструкторы, очень дешевый трансферт из Владикавказа, от которого аэропорт в 20-ти километрах.

Цены на всё позволят уложиться в весьма скромный бюджет, при этом, практически весь сезон отсутствует удовольствие стояния в очередях.

Непосредственно курорт и трассы отличаются самой низкой лавинной опасностью из всех упомянутых выше.

Крайняя ограниченность выбора мест для фрирайдинга, думаю, начинающего совершенно не затронет.

Спасательная служба - в полном порядке.

Наличие опытных инструкторов, способных дать толчок дальнейшему продвижению в сторону «диких склонов».

Сезон катания - декабрь-апрель.

Для новичка Цей - идеальное место.

Кум-баши, на одноимённом перевале между Кисловодском и Карачаевском, Лагонаки в Адыгее - пока имеющие оборудованные склоны, протяжённостью до 800м, но со значительными перепадами высот, с буксировочными подъёмниками, пока удовлетворяют лишь запросам жителей КЧР, Адыгеи, Ставропольского края. Имеют очень неплохие перспективы в ближайшем будущем превратиться в ведущие центры кавказского среднегорья.

Кировск. И всё, что неподалёку. Древнее, по Российским меркам, место катания, преимущественно жителей северо-запада. «Бархатный сезон» - апрель. С декабря по март бывает сурово. Север. Ну, так читатель то же не в пляжный волейбол намеревается играть. Зато в мае - почти, как на юге в горах в это же время. Случается, и теплее. Весна вполне подошла бы даже относительно нежным южанам.

Наличие разнообразных трасс и всего, пригодного для катания около них, в весенние месяцы большого скопления людей, искушенных во внетрассовых корридах.

Здесь всё пока почти, как при Советской власти. Сервис советский, канатные дороги, вино двух наименований в продмаге, цены на пансион и катание. И люди всё ещё по-советски просты и радушны.

От Питера добираться несложно, относительно недолго.

С радостью можно отметить, что оживление заметно. Строятся потихоньку новые бугельные подъёмники, для любителей хелиски* - недорогой вертолёт и опытные проводники. Авто, готовые, опять-таки задёшево добросить под маршрут и забрать обратно наверняка и вовремя. Здесь раздолье для будущих ски-туристов*, телемаркеров*, поклонников ски-альпинизма*. Потому и все чемпионаты России по ски-альпинизму проводились здесь.

Лавинная опасность вне трасс чрезвычайно изменчива, строение самих «диких» склонов усугубляет непредсказуемость ситуации.

При том, что людей, желающих кататься с гидами минимум, опытных, постоянно работающих здесь гидов фрирайдинга, так же весьма немного. Увы, именно эти факторы последние годы делают район российским чемпионом по количеству тяжёлых несчастных случаев при внетрассовом катании

Лавинщики Кольского полуострова - отдельная каста, древнейшая Российская разновидность. Со своими особыми методиками и традициями. К сожалению, плодотворные контакты их с райдерами почти не ощутимы.

Спасатели - опытны и надёжны.

Кстати, крупнейшие российские тесты лыжных моделей грядущих сезонов проводятся то же здесь.

Вобщем, если вас не пугает переменчивая и суровая погода, ненавязчивый сервис, трудности с поиском на месте квалифицированного инструктора-гида ( если Вы его не прихватили с собой), ландшафты севера, в том числе северного промышленного города, при условии всестороннего и жёсткого контроля за выездами во внетрассовую зону - место вполне подходящее.

 Шерегеш. С каждым годом всё более известное место катания в Горной Шории. Чрезвычайно популярно у райдеров Сибири. За замечательным лесным «паудером» приезжают группами и поодиночке эксперты свободного катания со всей России.

Достаточно хорошо развита инфраструктура, хорошая канатная дорога. Курорт на небольшой высоте, но с достаточно большим перепадом высот.

К сожалению, стоимость трансфертов из европейской России адекватна трансфертам дальнего зарубежья. Это же ныне касается стоимости самого пребывания здесь. Поэтому «для начала» подойдёт в первую очередь неофитам Западной и Восточной Сибири. При условии их финансовой состоятельности.

 Курорты Сахалина и Дальнего Востока - пока обслуживают почти исключительно жителей этих мест.

Бурное развитие курортов Урала даёт возможность познакомиться с азами внетрассового катания рядом с прекрасно оборудованными трассами, пользуясь превосходным пансионом уральских курортов.

Отличные перспективы позволяют надеяться уже в совсем скором времени познакомиться с кавказской жемчужиной - Архызом, не только как источником знаменитой воды, грибов и ягод, но и потрясающим зимним горным курортом.

Что-либо определённое писать в отношении так мощно разрекламированного в СМИ развития в качестве зимнего горнолыжного центра в Северном Приэльбрусье - воздержусь. Ибо имеется множество веских оснований к здоровому скептицизму.

Пройдёт год-другой, вот тогда станет ясно, были ли правильны прогнозы, оправдались ли надежды.

Безбрежные просторы для братьев по ра...йдерству раскинулись на территории стран бывшего СССР. Чимган, Чимбулак и Бельдерсай, Цахкадзор, Славское, Гудаури. Демократичные цены пансиона и канатных дорог ( Чимбулак - исключение), облегчённый, либо безвизовый режим, культурно-языковая общность, радушие со стороны большинства бывших сограждан. Появится опыт - и Вы доберётесь до этих мест . Обязательно.

Ну что, - в путь?

Глоссарий к гл. 2.

Бэккантри, бэккантри-райдинг, ски-туринг, ски-альпинизм, телемаркинг(здесь) - виды райдинга, отличающиеся преследуемыми целями, способами, сложностью, стилем подъёмов и спусков вне трасс на лыжах, сноуборде.

Красный цвет. Зелёный, синий, красный, чёрный цвет (см. чёрный алмаз) - графическое отображение, по восходящей, сложности паспортизованных трасс. От региона к региону градация несколько различается. Существует стандарт, принятый США, Францией, Италией, Японией и т. д.

Леграф, культовое место времяпровождения райдеров во Французских Альпах. Характерно, практически, полное отсутствие обихоженных трасс, выход на склоны без лавинных датчиков и шлемов запрещён, усиленно рекомендуется найм гидов.

Паспортизованные трассы. Трассы на курортах, на которые есть утверждённые техусловия эксплуатации. Соответствуют стандартам безопасности, принятым в данной стране, международным стандартам. В зависимости от сложности, в графике и на щитах разметки обозначаются определённым цветом (см. выше).

Powder, «пудра», пушистый целинный снег. Катание по нему - паудеринг.

Чёрный алмаз, от black diamond. Здесь - традиционное название трасс, не улучшаемых искусственно: ратраками, снежными пушками и т.п. На щитах разметки трасс и схемах обозначаются ромбом чёрного цвета. За травмы, возникшие вследствие катания по таким трассам, администрация курорта и трасс ответственности не несёт, хотя оказание первой помощи, транспортировочные работы проводятся сотрудниками трасс и «за счёт заведения».

Читать дальше: Глава 3. СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ!!!

К началу

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация