На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Ставим детей от 2-х до 5-ти лет на лыжи

Автор: Таланов Виктор.
Редактор: Таланова Татьяна.
Соавторов искать тут: http://wwwboards.auto.ru/ski/266645.html

Для второго шага можно привлечь старших детей
Для второго шага можно привлечь старших детей
Падение - норма жизни
Падение - норма жизни
На выкате можно отпустить киндера в свободный полёт
На выкате можно отпустить киндера в свободный полёт
В 5-6 лет дети могут самостоятельно подниматься на швабре
В 5-6 лет дети могут самостоятельно подниматься на швабре
Подъём на швабре
Подъём на швабре
Не обязательно покупать понтовые возжи, в ход идут трос для буксировки авто или простые верёвки
Не обязательно покупать понтовые возжи, в ход идут трос для буксировки авто или простые верёвки
Страховка ребёнка палками, вариант для начала
Страховка ребёнка палками, вариант для начала
Страховка ребёнка палками, вариант для продвинутых
Страховка ребёнка палками, вариант для продвинутых
Вот таким способом, мне больше всего нравилось ребёнка сажать на кресельный подъёмник
Вот таким способом, мне больше всего нравилось ребёнка сажать на кресельный подъёмник
Научишься плавать, нальём воды!
Научишься плавать, нальём воды!

Видео инструкцию смотреть тут «Осторожно, дети!», 5 мин 25 сек. или тут Волен 2008, 3 мин 06 сек.

Кому нужна эта статья: тому, кто собрался обучать ребёнка от 2-х до 5-ти лет горным лыжам. Статья написана на основании личного опыта. Некоторые рекомендации могут показаться нелогичными с теоретической точки зрения, но на практике работали хорошо. В статье учтён опыт предыдущих поколений, а также описано несколько личных ноу-хау.

С чего начать: Во-первых, нужно понять, что ребенку это обучение не нужно, а нужно оно, скорее всего, родителям, т.е. вам. Во-вторых, нужно ответить на вопрос - какой цели вы добиваетесь: сделать из ребёнка чемпиона или просто кататься вместе с ним и получать удовольствие. Для детей от 2-х до 5-ти лет первое не совсем правильно. Для чемпионов существуют спортивные школы.

Для обучения киндеров не столь важно хорошо кататься на лыжах, сколько быть хорошим детским психологом. Так что перед обучением лучше читать Б.Спока, чем Ж.Жубера.

Многое зависит и от темперамента ребёнка, от его осторожности, капризности и пр. В статье будет ориентир на некоего среднего ребёнка с достаточной осторожностью, не очень капризного и со стандартной физической выносливостью. Крайние случаи встречаются достаточно часто, но опять же это скорее разрез детской психологии, нежели обучения горным лыжам.

Подбираем снаряжение: Лучший вариант - это самые короткие лыжи. Даже если малышу уже 5 лет и весит он 15-20 кг, первые шаги ему будет лучше делать на лыжах 70см. Скорее всего, он из них «вырастет» за два дня катания. Так что лыжи логично брать у друзей или покупать/менять б/у, благо сейчас есть конференции для этих операций, например на www.rasc.ru или www.ski.ru. Используйте лыжи современной геометрии, т.е. приталенные - это кардинально ускоряет процесс обучения поворотам. Палки не нужны. Шлем необходим, поскольку детей регулярно сбивают взрослые. Более серьёзная защита нужна, если ребёнок не очень осторожный. Маска и подшлемник - очень полезные вещи, особенно в ветреную погоду в них очень комфортно. Куртку, штаны и варежки лучше подбирать так, чтобы к ним не прилипал снег, и, в идеале, чтобы материал не скользил по снегу - в общем, обычные требования, как к взрослому горнолыжному костюму.

Первый шаг к горе: Эпиграф «Когда научитесь плавать, тогда нальём воды». Первые занятия лучше проводить дома на ковре (без ковра к вам быстро придут соседи снизу с очень конкретной целью). Посмотрите, что делают инструктора с новичками на горе - они делают разминку. Бегают в ботинках по снегу, одевают лыжи и топают, делают приседания. Можно отработать плуг, закантовку, а так же рассказать ребёнку где у лыжи кант, мысок, крепление и т.п. Зачем для этого ехать на гору? Ведь понятно, что ребёнок первый раз может «прожить» с горнолыжных ботинках и лыжах 15-20 минут. Совет: перед первой поездкой на гору поиграйте с малышом раз 5-10 в горнолыжную школу на ковре дома. Он привыкнет к весу лыж на ногах, и первый выезд на гору будет более продолжительным и продуктивным. Занятия дома просто необходимы для детей 2-3 лет, для детей постарше можно его не то чтобы пропустить, но сократить занятия до минимума.

Второй шаг к горе: Очень хорошо, если родители катаются не только на горных, но и на беговых лыжах. Всё очень просто - вы катаетесь на беговых лыжах, а ребёнок едет на верёвке за вами на горных. Свежий воздух, зимний лес, физическая нагрузка, а киндер тем временем привыкает к скольжению. Иногда скатывается с маленьких бугорков. При таком подходе за один день можно проскользить несколько километров, чего достичь на учебном склоне просто нереально.

Наконец добрались до горы: Подберите уклон минимальный, чтоб киндер только-только катился. Будет хорошо, если вас пустят в «лягушатник». Спустите малыша несколько раз и посмотрите, на что он способен на горе. Сразу скажу, что у маленького ребенка нет мотивации поворачивать, поэтому поворачивать он не будет, даже если может это сделать. Какую игру придумать, чтоб ребёнок начал поворачивать - решать вам. Можно «рулить как автомобильчик», «как кораблик», можно «как зайчик следы путать» или играть в догонялки, можно рисовать змейки, можно ставить палочки и вокруг них рулить (но на моей практике детей не очень прикалывает ездить между палками). Конечно, показывать собственный пример. При первых спусках поставьте детей «в плуг», в этом плане за последние десятилетия ничего нового придумано не было и на эту тему есть много информации и даже есть специальные приспособления, фиксирующие лыжи ребёнка в плуге. А при современной геометрии лыж, от плуга до резаных поворотов у ребёнка один шаг. Дети быстро просекают момент, что если лыжу поставить на кант, она классно поворачивает.

Залезли наверх горы: При первых спусках с горы лучше малыша держать на поводке. Но увлекаться ездой с ребёнком на верёвке не стоит. Т.к. мотивации поворачивать нет, ребёнок будет «висеть» на верёвке и ехать напрямую, не тормозя. Но до 3-х лет у вас точно не получится отпустить ребёнка на горе без поводка. Старайтесь свести функцию поводка к функции страховки. Т.е. не бойтесь дать ребёнку разогнаться до падения, только будьте аккуратны и не задавите малыша - поводок должен быть достаточной длинным, минимум 5 метров. Не бойтесь, что ребёнок упадёт - сальто через голову для них нормальный трюк, единственное, что их может испугать - это испуг родителя после детского падения, ну и неприятно, если в рот набился снег. Хорошая замена поводку - это лыжные палки. Схема простая: вы держите палки с одного конца, а ребёнок с другого. Можно стоять к ребёнку лицом - тогда скорость небольшая, т.к. вы едете спиной вперёд, но полностью контролируете ребёнка. Можно стоять к ребёнку спиной, тогда скорость выше, и малыша контролировать сложнее. Да, - ребёнок должен быть выше по склону. Старайтесь, чтобы он не висел на палках. Используя палки, очень хорошо приучать дитя ездить поворотами, - в отличие от поводка, сцепка здесь жёсткая, и вы находитесь впереди ребёнка, задавая направление движения. Этот способ я практиковал для проезда крутых участков трассы, на пологих ребёнок рулил самостоятельно.
И вот вы решились отпустить малыша в свободный полёт. Обратите внимание, что дети гоняют напрямую, иногда притормаживая плугом. Как я уже говорил, - это отдельная история, как мотивировать ребёнка поворачивать. В первую очередь сами забудьте про плуг, хотя очень соблазнительно ездить именно плугом на скоростях, близких к нулю. Можно привлечь детей постарше, чтобы показывали пример. Ну и опять игра, игра и игра. В течение всего первого сезона «без поводка» ребёнок будет постоянно срываться в езду напрямик - пресекайте такие попытки.
Перед тем как пустить ребёнка вообще в свободный полёт, т.е. без присмотра, позаботьтесь о том, что ребёнок усвоил основные правила техники безопасности на горе. Но думаю , что пятилетнего киндера вы вряд ли решитесь упустить из виду, по этому я эту тему в пропущу.

Подъемники: Подъём, наверное, - одно из самых опасных мероприятий для ребёнка. Для двухлетнего малыша хорошо подходит бугельный подъемник(«швабра»). Киндера вы должны поставить у себя между ног. Только ОЧЕНЬ внимательно следите, куда едут лыжики малыша! На практике в «одиночное плавание» на бугеле ребёнка можно отпускать в 5-6 лет. Есть маленькая хитрость, которую нужно подсказать ребёнку: на горизонтальных участках пусть тормозит плугом. Вагончики (типа «яйцо») - тоже хорошо, но грузиться в них и вылезать очень проблематично. Киндер не может самостоятельно залезть в вагончик, а держать в охапку ребёнка, свои и детские лыжи не очень просто. Кресло - проблема грамотно усадить ребёнка. Одежда и перчатки должны быть строго не из скользкой ткани. Идеально, когда оба родителя с двух сторон поднимают и усаживают малыша. Ноги не должны свисать вниз. Практика показала, что киндер ростом до 1 метра, легко помещается вместе с лыжами под пластиковым колпаком кресельного подъемника. Обращайте внимание, как и куда опускается страховочная трубка с подставками для ног. На 4-х и более местных креслах есть промежуточные упоры между сидушками, которые могут очень сильно придавить ноги. Кресельный подъемник опасен тем, что страховочное оборудование там не рассчитано на маленьких пассажиров. Можно сажать дитя на колени, но я этот способ не практиковал.

И всё же немного о психологии: Если ребёнок на горе говорит, что устал, то скорее всего ему просто неинтересно или он проголодался. Из уставшего ребёнка сделать неуставшего - задача довольно сложная. В ход могут идти переключение внимания, новая глобальная затея, мотиваторы в виде шоколадки после победного спуска. Ещё интересный момент: известно, что со своими родителями дети себя ведут хуже, чем с чужими (капризничают, не слушаются и т.п.). В этой ситуации нужно кооперироваться с друзьями, у которых аналогичный подход к совместному отдыху с детьми - смело меняйтесь детьми и разъезжайтесь в разные углы горки. Проверено на практике - работает очень хорошо.
Ребёнок быстро устаёт от монотонного катания, поэтому скатывание с горы на лыжах можно чередовать с валянием в снегу, катанием на санках и пр.

Заключение: Если малыша начать ставить в 2,5-3 года, то по этой методике к 4 годам бебика можно спокойно отпускать на горе. Дальнейшее его обучение не имеет особого смысла - жизнь сама научит остальному. Ну, можно пару лет спустя 2-3 часа потратить на то, чтобы рассказать ему про параллельные лыжи, переднюю стойку и работу палками. И не забывайте следить за безопасностью ребёнка, а также, чтобы не замёрз или не вспотел. Для детей старше 8 лет вообще подходят методики обучения для взрослых.

Чего не рекомендую делать: спускать ребёнка между ног, подмышкой, хотя это рекомендуют некоторые авторы. Т.е. всячески избегать езды "в обнимку". В большинстве случаев киндер расслабляется, повисает на вас и вообще забывает, что он на лыжах.

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

AndyI (23 Сентябрь 2010, Чт, 21:51)

Большое спасибо за статью! Я в этом году буду проходить через это с сыном и уже начал изучать всякие материалы на эту тему. Мне очень понравилась Ваша идея одеть ребенка в лыжные ботинки, надеть лыжи, и поиграть в лыжи дома на полу чтобы подготовить ребенка. Также, Ваши замечания про детскую психологию очень полезны. Я думаю что я начну с того что сдам ребенка в детскую школу при горе где дети ездят в специальном детском лягушатнике на транспортере вверх и потом по почти плоскому склону вниз под налюдением инструкторов. Через пару таких занятий начнем кататься сами и будем использовать поводки как Вы советуете.

Большое спасибо за статью.

Несколько вопросов: насколько я себе представляю, поводки обычно состоят из двух лямок метров по пять длиной которые крепятся к бокам жилетки которая одевается на малыша. Говорят этими лямками, потягивая или левую или правую, можно управлять поворотами малыша. Вы не пробовали? Насколько это эффективно?

Другой вопрос - эти поводки часто продаются вместе с приспособлением которое скрепляет вместе носки лыж чтобы они не разъезжались. Вы не пробовали, насколько оно полезно и насколько долго имеет смысл его использовать?

Посадка с ребенком на кресельный подъемник вроде бы понятна, а вот сойти с подъемника может быть труднее так как там обычно бывает  небольшая горка и малыш может испугаться или растеряться. Какие у Вас были наблюдения по этому поводу? Что Вы делаете чтобы избежать неожиданностей?

vitos (25 Сентябрь 2010, Сб, 09:43)

"Двух веревочные" поводки не пробовал. Возможно они и дадут эффект, т.е. ребенок будет быстрее прогрессировать. Но я считаю так, что на покупку спец поводков вы потратите 3-4 часа личного времени... может лучше это время поковыряться с ребенком на горе? :)

Проблема наезда лыжи на лыжу есть, но потребности в специальном устройстве для детей я не вижу. Посмотрите внимательно самое начало фильма про Волен (ссылка вверху статьи), там Алевтине 2, 5 годика, лыжики стоят параллельно и даже тенденции нет разъезжаться или наезжать друг на друга. Скреплять мыски ИМХО полезнее для начинающих взрослых.

Слезать с кресла с ребенком проще простого, там все естественно получается. Взял ребенка в охапку и скатился кубарем с горочки :). С малышом, который пугается таких маленьких горочек лучше на кресло не садиться, значит, ему еще рано лезть в горы. Тренируйте его внизу.

Кстати, оригинал статьи на моем сайте уже год висит, там фоток побольше, а тут была статейка 15-летней давности... надо было бы ее для истории оставить. Прикольно сравнить как развивается методология обучения в моем представлении :)

Blizzard (28 Сентябрь 2010, Вт, 15:18)

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий. Выбор склона соответствующего способностям и умениям ученика (ребёнка, взрослого - неважно) одна из основных задач инструктора. Вместо того чтобы отпускать его "до падения" выберите склон с контруклоном.

Приспособления для какой-либо фиксации лыж заменяют игры. Так же как и попытки вдолбить дитю отличие "право-лево" прекрасно замещаются цветными ленточками на ногах.

Чем "дальше в лес" тем веселее - дети любят скорость. И, как правильно замечено - не очень стремятся поворачивать. Траектория движения ребёнка по склону довольно близка к линии падения. Об этом нельзя забывать когда вы идёте друг за другом.

З.Ы. написано на личном опыте, а также по оставшимся в голове следам инструкторских курсов в австрии.

Ski_Baby (29 Сентябрь 2010, Ср, 16:49)

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий.

Это основа обучения.

Но родителям часто хочется кататься вместе с ребенком, показать всякие интересные и красивые места. Тут и приходят на помощь всякие страховки. В таком случае можно говорить не об обучении, а просто о катании с ребенком, типа экскурсии. Приблизительно, как альпинисты в связке идут в гору.  Если это разовые спуски, то ничего плохого здесь нет.

AndyI ( 4 Октябрь 2010, Пн, 22:15)

Я согласен со Ski_Baby: единственный склон с которого невозможно далеко уехать - это склон в лягушатнике. Конечно хорошо отдавать малыша на попечение инструкторов в лягушатнике, но это кусается с финансовой стороны да и хочется самому попыть с ребенком на снегу а не только смотреть на него со стороны. А как только начнешь ездить с ребенком сам за пределами загона для малышей- пусть это будет даже самый пологий зеленый склон - все равно склон длинный и возможность уехать не туда потенциально существует. И разогнаться тоже можно если ехать по зеленому склону по прямой. Так что лучше держать ребенка на поводке чем пытаться ловить за шкирятник в процессе движения Laughing

Меня интересует еще один вопрос - обычная система обучения включает обучение плугом а потом отучивание от плуга и переучивание на параллельное ведение лыж. Я знаю что взрослые нередко осваивают плуг за два дня и потом затрачивают несколько лет чтобы полностью от него отучиться. Так что плуг выглядит как очень вредная привычка. Существуют системы обучения сразу параллельному катанию, нампример PMTS direct parallel. Я вот только не знаю насколько эта система применима для детей - может быть им слишком сложно следовать последовательности упражнений требующихся в этой системе. Было бы очень интересно узнать пробовал ли кто нибудь обойти плуг и научить ребенка сразу кататься в параллельной стойке? И если учить ребенка через плуг, сколько времени занимает его потом переучить на параллельный поворот?

Кстати, я посмотрел видео на которых дана ссылка в статье, и был впечатлен тем как красиво, интересно, и качественно они сделаны! Смотрели вместе с малышом, после чего он опять побежал одел шлем, лыжи, и мы стали снова практиковаться на ковре Smile

 

Ski_Baby ( 5 Октябрь 2010, Вт, 04:10)

У меня сын с двух лет, без плуга. Еще куча детей из нашего клуба, 10-12 лет, без плуга начинали.

Если есть возможность не туда уехать, то это пока еще не его склон.

Blizzard ( 5 Октябрь 2010, Вт, 13:30)

Стандартная австрийская система: прямая->плуг->карв. Между этими этапами нет чёткой границы, переход осуществляется постепенным добавлением элементов следующей ступени к предыдущей. Т.е. нет "переучивания". Есть чёткий план работы с начинающими с кучей упражнений. Тот же плуг, правильно выполненный, очень динамичная (и с непривычки довольно непростая для правильной демонстрации) вещь. Кстати, из двухнедельного курса примерно 50% времени ушло на отработку этого самого плуга, несмотря на то что в группе были весьма неплохие лыжники и спортсмены.

С детьми с одной стороны проще - они плуг, пусть даже и частично, используют очень долго. Нам показывали раскадровки с соревнований 10-12 летних детей и тыкали пальцем в элементы плуга в слаломе. И анатомия у детей совсем не наша, и мир видят они из другой перспективы.

Поэтому не надо избегать плуг, ему нужно правильно учить!

В любом случае, плуг ли, карв, неважно - это работа корпусом не меньше чем ногами, и блокировать корпус палками, вожжами и чем угодно - это создавать проблемы ребёнку на будущее.

И... игры, игры, игры. К сожалению у нас был всего 1 день посвящённый занятиям с детьми. Да, конечно, возможности школы по части разноообразия неисчерпаемы, но и простыми способами можно "продвигать" чадо к правильному катанию. Одна из любимых игр моего старшего это "сорвать с дерева банан (при перекантовке тянемся вперёд и вверх) и запихать его в ботинок не врезавшись в дерево (завершаем перекантовку, наклоняем корпус вниз по линии падения склона). Объяснять это обычными словами... Ну лично у меня нервов не хватает :)

З.Ы. как "отче наш": правильный выбор склона.

vitos ( 5 Октябрь 2010, Вт, 22:26)

"и блокировать корпус палками, вожжами и чем угодно - это создавать проблемы ребёнку на будущее."

Про блокировку возжами согласен.

Езда с палками это особый случай. Основной смысл езды с палками - это приучить киндера ездить с поворотами. Т.е. при "блокировке" палками нужно ездить СТРОГО змейкой! В результате таких упражнений у меня мелкая разучилась гонять напрямик :-), а это делают почти все дети.  Мне как-то спокойнее отпускать ее одну. К тому же палками, я стараюсь не блокировать, почти 90% времени ребенок просто держится за палки не подозревая, что я эти палки не держу :-)

Blizzard ( 6 Октябрь 2010, Ср, 12:00)

vitos,

В школах для этой цели строят канавы, бугры и прочие штуки которые просто и незатейливо загоняют ребёнка в змейку. Ну есть ещё масса способов заставить детей переносить вес на одну лыжу. Вне школы эти возможности разумеется ограничены.

Я со своим поступил следующим образом:

2 ленточки разного цвета повязаны на коленки. Он у меня прётся от мультика "Тачки" соответственно ленточки были:красная (МакКуин) и зелёная (Чико). Ну и в кармане на всякий случай ещё синяя (Кинг) и жёлтая (Мэтр). Начинаем движение по прямой. Далее следует "Кажется МакКуин отстаёт, давай-ка поможем ему!" при этом давим обеими руками на колено с красной ленточкой. Потом то же самое с другой ногой. Что происходит с траекторией движения при попытке достать и надавить обеими (именно обеими) руками на колено, думаю, объяснять не надо :)

BIS (24 Октябрь 2010, Вс, 11:53)

Советы насчёт спец.площадок и лягушатников замечательны, но в реальности не осуществимы. Потому что у нас ни на какой учебный склон ребёнка с родителем без инструктора курорта не пустят.

А вожжи (именно двойные возжи, а не поводок) позволяют контролировать скорость, направление движения, и в какой то мере (вместе с игровыми моментами) стойку ребёнка. И, кстати, позволяет сразу поставить поворот без плуга.

Австрийская система хороша при наличии австрийской инфраструктуры - приехал в горы, ребёнка на неделю в горнолыжные ясли, на выходе получил партнёра по катанию. ;-)

У нас, к сожалению, хороших детских инструкторов можно пересчитать по пальцам, с трёхлетками, по моему, вообще никто не работает, ценник негуманный, организация отсутствует.

А предлагаемая методика позволяет работать с ребёнком в наших реальных условиях. Можно добавить всяких игровых моментов (как добиться вертикальной работы ногами, правильного положения рук, поворотов), но как база - очень хорошо.

Aleksandra (10 Январь 2012, Вт, 09:18)

Спасибо большое за статью!

Я с семьей живу в Японии и ставлю в этом году на лыжи дочку 3,5 года. У нас горнолыжные курорты в 2х часах езды от дома, поэтому можно себе позволить ездить в радиалки хоть каждые выходные. Школы здесь в изобилии, но все, естественно, на японском или на плохом английском - и то, и другое не выход. Дочка очень ждала поездки в горы из-за снега - там, где мы живем, он выпадает один-два раза за зиму. Поэтому и лыж ожидала с нетерпением, а особенно поездки наверх на подъемнике. Я сама сшила по образцу вожжи и жилетку из ремней, купили оборудование, шлем. Подъем пошел на ура, первый спуск из-за ощущения скорости тоже с энтузиазмом, а потом как раз пошло нытье, что лыжи разъезжаются, ногам в ботинках больно и в таком духе. И оказалось, что я как мама и нструктор в одном лице плоховато подкована теоретической базой, как в какой последовательности учить. Вроде, все ясно, а у самой уверенности в правильности того, что делаешь с ребенком на горе нет. А теперь будет! С завтрашнего дня будем бороздить ковер :) У нас итак дочка с характером, поэтому многое приходится делать через игру. Но на обучение лыжам, то ли от собственной собранности на горе, чтобы не упасть с ребенком, ее не упустить, я эту практику не перенесла. Спасибо еще раз! Улыбаюсь

vitos (13 Апрель 2012, Пт, 10:22)

Больше из серии юмора... Поставил на лыжи мелкого (11 месяцев). Т.е. он раньше поехал на лыжах, чем пошел :-) Отчет о поездке и видео можно посмотреть тут

Алексейка на лыжах..

 

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024