На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Пока еще не началось...

Игорь Комаров

Игорь Комаров

Предисловие к авторскому варианту

Давным-давно, аж два с половиной года назад, позвонил мне редактор «экстремального» отдела одного весьма популярного издания и попросил написать небольшую статью для совсем уж начинающих лыже-бордеров, не видящих своего, несомненно, лучезарного, будущего без экстрима и адреналина, переливающего через край. На любую тему в этом ракурсе, лишь бы было там хоть чуть про предохранение от последствий переизбытка э. и а..

И я, и уважаемый редактор, поначалу искренне надеялись, что дело закончится одной статейкой, не грузящей психику читателя и не займущее сколько-то времени ни у редакции, ни у бумагомарателя (т.е. - у меня).

Но коготок увяз почти сразу. Совсем, как у опереточного Пеликана: «И вот, рос, рос этот поросёночек... ».

Публикация в на и-нэт портале ГАЗЕТАru давно уже канула в самую глубь инфо-подвалов. Автороская же версия, значительно расширенная и во многом изменённая, опубликована на нашем с Кириллом Анисимовым чисто «клубном» сайте www.snowadventure.ru , популярном, в основном, среди «тёртой» фрирайдерской публики.

Потому, единогласным решением Кирилла и меня, передаём её на всеобщий обзор самого популярного, на наш взгляд, российского лыжного сайта, с которым мы давно и по-хорошему дружим.

Кое-что со времени публикаций изменилось, в частности, необходимы уточнения и дополнения к главе «Куда вы меня тащите?», которые к новому зимнему сезону не приминут быть, кое-что приросло, может, что-то немного устарело. Но, хочется надеяться, так как у нас, как и прежде, пара рук да пара ног, да голова, в которую мы едим, что потребность в информации о фрирайдинге, бэккантри и всём, что связано с этими явлениями, среди «самых маленьких» ничуть не уменьшилась.

Надеюсь, неофиты райдерства, к которым и будут обращены эти восемь глав, найдут хоть что-то полезное в преддверии своего «выхода в свет». По крайней мере - немного отвлекутся от работы, жары, байков, морей, ощутив виртуальную прохладу снежных склонов.

Вобщем, «... что выросло, то - выросло».

И.Комаров

Начинающему экстремисту - пацифисту и брэндам, помогающим автору вести жизнь горопроходимца: ATOMIC, LOWE ALPINE, LACROIX, ALEXIKA и пр. посвящается.

Глава 1. ВСЯ НАША ИКСПЕДИЦИЯ ВЕСЬ ДЕНЬ ХОДИЛА ПО ЛЕСУ

Перво-наперво решим вопрос о задаче нашего чтива. Всё укладывается в старую, ставшую уже банальной, аксиому: хороший райдер* - старый райдер.

И вовсе не потому, что начинать ездить в горы рекомендуется исключительно в преклонном возрасте. А вот почему.

  • Мы ездим в горы, дабы получить заряд физической и эмоциональной энергии для более эффективного существования в повседневности, т.е. ОСНОВНОЙ части нашей жизни. Будем мы умнее, энергичнее, прозорливее - шансы, как можно больше отдавать времени Горам, резко возрастут. Будем возвращаться из мест вожделенных лучшими, нежели туда уезжали, окружающие это незамедлительно ощутят и оценят. Впредь препон с очередным выездом будет меньше. Родители (дети), подруга (друг), начальник (зам) врятли станут делать страшные глаза и заламывать руки. От добра добра не ищут.
  • Мы были отважны, бесстрашны, гордо смотрели смерти в лицо, превозмогали себя, боролись и покоряли стихии. Мы приползали домой задолбанные, но счастливые победой над собой и природой (спасателями, погранцами, милицией). Нас приносили на щите (санитарном, пожарном, электро -). От нас вообще нечего было приносить(«груз-200»). О нас, таких крутых говорили священным шепотом, смахивая слезу умиления (восхищения, обожествления). Это - то, что витает у нас в душе. С чем мы в этих случаях повстречаемся на самом деле: декан грозится отчислением. Начальство берёт на карандаш. Домашние изводят себя страшными картинами последующего выезда в горы. Подруга (друг) делает понимающее лицо, но вообще-то уезжал (а) тот (та), кто дарит любовь, а приехало кладбище воспоминаний. «Прибыть на щите» - и того веселей. Горный сезон закрыт досрочно, чаще всего, надолго. Сбережения, отложенные на новую снарягу, квартиру, собаку, тусовку, учёбу в Сорбонне - тю-тю. Активный низкобюджетный отдых - партия в триктрак, либо телик. Карьерный рост может полноценно расслабиться. С вариантом «г.-200» и вовсе нехорошо.
  • Неоспоримые факты: лучше быть безвестным, но здоровым; быть просто - любимым, чем любимым из жалости; восхищаются только победителями; трагически погибшими восхищаются только на людях, просебя их считают дураками. Единственное оправдание поражения - честь, о последней исчерпывающе сказано в Буси-до.

Соберём сухой остаток. Знание = сила - не только название журнала. Кто понял жизнь, тот не торопится - не оправдание бездействию. Не надо быстро, надо - вовремя,- не только при расстройстве желудка.

А теперь можно поговорить о конкретном.

ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ В ГОРЫ.

Если Вам не хочется зазря топтать мироздание и тратить драгоценное время и немалые деньги, стоит заблаговременно заняться «предлагерной подготовкой», как говорят в альпинизме. При этом хорошо бы подналечь на процесс езды. Не смотря на то, что вся тусовка так удобно расположилась под трамплинчиком. Нет, прыгать - это замечательно. Но в больших горах экстремалы взяли за обычай в первую очередь кататься. Этому делу надо учиться. Не ограничивая свой опыт боковым соскальзыванием и разворотом за счёт задорного вихляния задом. В горах такой умелец-бордер будет вне отутюженной трассы иметь вид раздолбанного бульдозера, передвигающегося не быстрее карьерного экскаватора, а горнолыжник вообще не отъедет от маркировки трассы дальше, чем на плевок. Но, может, это и к лучшему.

Значит, учиться делать повороты. Поворот - режется кантом. Смена направления за счёт плоского проскальзывания - разворот. А процесс называется браккаж. Хорошее дело таким словом назовут?

Учитель для этого необходим знающий, что такое и спортивная трасса и большие горы. Но пока сами не упрётесь - дорастёте лишь до «Короля лягушатника».

На чём Вы будете упираться. Снаряд должен быть опять же для езды, а не прыжков и всяческого джиббинга*. С явно большими габаритами, чем в самый раз было в Сорочанах*. Что касается вопроса его стоимости, врят ли оправдывает себя концепция: «чичас вот съездю, посмотрю, а потом порешу. А вдруг не понравится?» Затраты на поездку, год времени кращще бы на заваривание «кузьмича»* пошли. А покупать барахлишко стоит идти, как на стрелку бандитскую. С палёными товарищами, знающими не по разговорам о и райде и о продавцах. Да и дешевле обойдётся.

Резюме. Планируя сесть за руль «формулы-1», не стоит начинать с самоката. До ралли Монте-Карло можно и не дожить.

Так, прибарахлились. Следующие ключевые вопросы: с кем, куда и когда. Именно в этой последовательности. Ведь, учитывая Вашу девственную неосведомлённость, в суровых буднях гор возможно всякое. Начиная с инцидентов наиболее цивильного варианта - поездки, купленной в турагентстве на Западные курорты, до появления в диких дебрях российской райдерской вольницы. Именно опытные и верные друзья определят, надо ли Вам ехать с ними. Прикроют, присмотрят, подстрахуют. И, очень вероятно, что кто-то из них станет Вашим первым гуру. Потому, что всё официальное обучение любителя лыжника ли, сноубордиста во всём мире, Россия - не исключение, рассчитана на потребность адепта активно, но комфортно ОТДОХНУТЬ. Быстро и относительно легко обучить непритязательному скольжению по более или менее обихоженным трассам. И только. Зачастую прививая навыки, в принципе недопустимые в райдинге*. Уйдёт время и денежки, закатаются «горнопляжные» навыки. А переучиваться тяжело. Тяжелее, чем с нуля начинать.

Значит, Ваши компаньоны по поездке должны быть достаточно опытными райдерами*, чтобы либо самим иметь терпение возиться с Вами, либо порекомендовать учителя, наверняка сумеющему ориентировать обучение в сторону внетрассового катания. С самого первого Вашего поворота.

Ну, и комфортность компании. Эффективная учёба, особенно на первых шагах, требует максимальной отдачи сил. Если Вы отдыхаете, а над ухом всю ночь тарахтит рэп или гудит некая трансцендентальная дудка - утречком на горе Вы будете очень близки к аварии. Не говоря уже о результативности Ваших штудий.

О месте. Райдер, даже начинающий, свято исповедует незабвенное: « - оно, конечно, лучше помучаться... ». Поэтому врят ли на свете есть места удобнее (и бюджэтнее) для этого, чем родные Российские просторы. Но для начала, всё-таки, лучше что-нибудь с развитой курортной ифраструктурой: Приэльбрусье, Домбай, Красная Поляна, Цей, Шерегеш, Кировск, Сахалин. Примерно в таком порядке предпочтительности. Подробнее о курортах у нас пойдёт разговор следующих главах. Сейчас же - прошу принять на веру. Грёза райдера - Камчатка для начала подойдёт разве что камчадалу.

Когда? Когда снег достаточно плотен и прост. Не раскисает в жижу, склон с утра не щетинится ледовыми надолбами, к вечеру не покрывается предательской коркой, а вероятность затяжных снегопадов и бездонной целины невелика. Когда цены не закручены до поднебесья и не надо стоять в предбанниках канаток, сплющенным со всех сторон ошалевшей толпой часами - не по-райдерски это. Т.е. вам нужно не так много склона ухоженного относительно, но достаточно для обучения основам техники, рядышком - немного совсем «диких», но наверняка безопасных во всех отношениях райдинговых полигончиков, для первых внетрассовых экспериментов. Отсутствие очередей на канатках. А то, что они закрываются в эту пору рано, - так Вам того, что отведено, хватит с лихвой, лишь не ленитесь вставать пораньше. И не беда, что знатные зажигалы* в большинстве своём уныло пьют пиво по домам. Большим кораблям... .

Для Кавказа лучшее для Вас время - конец ноября (sic!), декабрь - до начала предновогоднего безумия, вторая, третья декада января, первая и вторая - февраля. На Эльбрусе - даже первая половина июня.

В «куда» входит так же место размещения. В вышеупомянутое времячко и гостиницы и частный сектор дёшевы. Вам по-настоящему рады. Вас запомнят хозяева гостиниц и квартир, спасатели, канатчики, что в будущем может сослужить службу не раз. У нас, слава Богу, не Аспен с Санкт-Морицем*. Одно только замечаньице. Если собираетесь устраиваться в гостиницу - поинтересуйтесь, входит ли её территория в перечень защищаемых противолавинными подразделениями объектов. Особенно это касается таких высоких регионов, как Приэльбрусье и пр. Погода, знаете ли, штука капризная, а выкатываться на свежий воздух с пожитками в разгар снегопада - кайф на-любителя. Эвакуация, называется. В частном секторе с этим проблемы минимальны. Места постоянного проживания, по крайней мере у нас в России, застраивались с учётом лавинной безопасности.

Ну, теперь можно и выдвигаться. В путь!

Глоссарий к гл.1.

Примечание автора. Дело, которого мы касаемся в статье - новое, терминология ещё не вошла в словари и научные работы. В связи с чем, здесь и далее автор считает правомочным отображать свою, частную, но согласованную с фольклорной традицией, трактовку. Рассчитанную на неискушенного в профессиональных тонкостях темы читателя.

Аспен, Санкт-Мориц - фешенебельные курорты «мира чистогана», ориентированные на взыскательную, но не имеющую времени, либо желания, подниматься (опускаться?) до некомфортного катания публику.

Джиббинг - экстремальное катание с использованием «урбанистического» рельефа: перил, лестниц, крыш, стволов пушек и т.п.

Зажигать - от «зажигать снег», суперэкспрессивное внетрассовое катание. Отсюда - зажигалы.

Кузьмич - отвар популярной в некоторых узких кругах технической сельхозкультуры. Употребление вовнутьрь оного, по мнению автора, с райдингом несовместимо.

Сорочаны - лыжный курорт в Подмосковье. Недальний сосед парка Волен - «земли экстрима».

Фрирайд, здесь райд - катание вне маркированных трасс, с передвижением к точке старта преимущественно с использованием технич. средств - ратраков, канатных дорог и пр. Райдер - субъект райдинга.

Читать дальше: Глава 2. КУДА ВЫ МЕНЯ ТАЩИТЕ?!

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

george (14 Октябрь 2008, Вт, 17:03)

супер! Авторам - респект в очередной раз.

Но я бы отметил, что в Аспене таки есть, где зажечь реальным пацанам. В Октябрьском номере "Горных лыж" этого года будет статья именно об этом.

Telemark (15 Октябрь 2008, Ср, 11:43)

ставлю отлично! игорь, статья очень хорошая! ;)

ATS (16 Октябрь 2008, Чт, 08:54)

Читал давно на snowadventure, сейчас перечитал.

ИКОМ жжот нереально, с юмором и по делу. В общем очередной респект!

kaan ( 2 Февраль 2009, Пн, 00:35)

Приятно погрузился в атмосферу. Глубокая признательность Авторам!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024