На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Шерегеш: сервис российский, гора мировая

Елена ЭМЕРАЛЬД, специально для "Новой Сибири"

ВСЕ меняется...
Именно так и думали мы, отправляясь первый раз в новом зимнем сезоне в Шерегеш, на Зеленую. Ну наконец-то в дополнение к старому будет новый кресельный подъемник и не будет очередей, в которых приходилось проводить большую часть выходных. Ну наконец-то сделают на горе маленькую кафешку, где можно будет отогреться и попить чаю. И, может быть, в этом сезоне администрация базы будет относиться к гостям из других городов как к людям, а не как к неизбежному злу, с которым приходится мириться.

Изменилась дорога...
В прошлом году в теплой компании на втором этаже домика на Зеленой можно было услышать много рассказов о приключениях, выпадавших по дороге на долю тех, кто ездит в Шерегеш и Таштагол. Особенно если едут они не на джипе. Самый пикантный момент - в начале и в конце сезона было непонятно, есть ли зимник при переезде через Кондому или придется штурмовать Малиновский перевал. А какие там заносы бывают... А как заливает дорогу в Мундыбаше... В этот раз нам рассказали, что наконец-то этой проблемы не будет - долгожданный мост через Кондому за лето построили, и губернатор Кемеровской области сам лично разрезал ленточку в торжественной обстановке перед объективами камер и фотоаппаратов.

Мы радостно готовились пройти по стопам господина Тулеева, но поняли, что ножницы для разрезания ленточки, как и самого губернатора, видимо, доставляли вертолетом. Дорогу к мосту с обеих сторон сделать пытались, но то ли не успели, то ли сильны еще старые добрые советские традиции. В общем, помянули мы "теплым" словом кемеровского губернатора не один раз, сначала вытаскивая машину из глубокой, грязной колеи, а потом поднимаясь с песней на устах на усыпанную немаленькими камешками горку. До сих пор осталась мистическая уверенность в том, что только старый, добрый "Варяг", который не сдается врагу, и помог нашей "вось-мерке" преодолеть эту полудорогу, полуотвалы. При этом замечательно прозвучала фраза местного милиционера: "А вы знаете, что дорогу тут еще не открыли?" Его машину мы тоже носили на руках, так как ширина "дороги" перед мостом была такой, что встречу двух автомобилей на ней явно никто не планировал.

Очевидно, предполагалось, что ездить пока еще нужно через Малиновский перевал, но чистит ли там кто-нибудь дорогу от снега, для нас осталось загадкой. Остается только утешать себя мыслью, что строительство моста - это все же шаг вперед, и если Бог даст, то, глядишь, и дорогу к нему тоже в конце концов построят.

Изменились цены...
Я не буду говорить про цены на бензин - это знакомая всем грустная тема. По трассе до Новокузнецка они в основном такие же, как в Новосибирске, а ближе к менее населенным местам чуть выше. Главное, чтобы бензин был, что не везде случается. Хотя, как это ни странно, сразу же за границей родной области, в Журавлеве, мы увидели почти забытую цифру - 6,60 за литр - и на радостях залили полный бак, сохранив чек для подтверждения этого фантастического факта.

О взаимосвязи роста цен на бензин и все остальные составляющие жизни в последнее время столько сказано, что мы были почти готовы к тому, что этот фактор, конечно же, отразится не только на стоимости извечной гречки с курицей в столовой, но и на более важных составляющих горнолыжного удовольствия. Увы, предчувствия нас не обманули. Подъемник на полдня сейчас стоит 114 рублей, на весь день - 214 рублей, на два дня - 365 рублей.

Примерно в тех же пропорциях увеличились и цены на жилье. Наш любимый второй этаж домика рудоуправления, самый простой в смысле комфорта вариант заселения, теперь обходится по 60 рублей с носа в сутки (в конце прошлого сезона было 35 рублей). А более комфортное жилье: на "Мустаге" двухместный номер 306 в будни, 400 рублей в выходные, соответственно трехместный 376 и 488, восьмиместный 400 и 520. В "Медвежонке" люкс 710 и 790, одно и двухместный 370 и 480, трехместный 510 и 660. Впрочем, комфорт, который мог бы быть "более", весьма относителен. Администрация "Шория-тур" может служить примером классического консерватизма - ничего не изменилось. Душ и теплый туалет по-прежнему только в одном модуле гостиницы. И толщина перегородок в модулях по-прежнему будет весь сезон служить предметом для шуток по поводу неудобства занятий любовью в комнатах с повышенной комфортностью.

Не изменился сервис...
Увы, сервис - это то, что хотя и не относится к числу вечных ценностей, способно сохраняться в неизменном состоянии. Многие из прибывших надеялись на то, что будут первыми, кому посчастливится прокатиться на новом кресельном подъемнике. Новый подъ-емник - одна из основных тем всего прошлого сезона. Про него говорили, простаивая по сорок минут в очередях: "Скоро откроют второй подъемник, и все станет проще". И выражения покруче в дни проведения соревнований или занятий детских школ. Про него говорили те, кто имел неосторожность оставаться на начало недели: "Вот черт! Хоть бы скорее построили, а то какой же это кайф кататься внизу, когда верхний подъемник отключен из-за летающих на стройку вертолетов". Про него писали местные газеты - "финансирование в рамках программы развития туризма и зимних видов спорта". Про него говорила и администрация "Шория-тур": "Пуск состоится в феврале - марте 1999 года".

Видимо, этой темы для разговоров хватит еще надолго. Межсезонья администрации почему-то не хватило для выполнения своих обещаний - кроме висящих грязных тросов, оставляющих масляные пятна на ярких комбинезонах лыжников, наличие новой "канатки" пока реально не ощущается. Нет, это не совсем правда, появилась еще одна тема для споров - достаточна ли высота опор, вкопанных для нового подъемника, или как только побольше снега выпадет, нужно будет ноги выше головы поднимать. Вселяют некоторые приятные надежды появившиеся наверху стеклянные коробки для маленьких кафе, где, может быть, когда-нибудь будет приятно и здорово пить горячий чай, согреваться и смотреть вниз на красивую панораму долины. Но когда это будет, пока никто сказать не может.

Правда, один неожиданно положительный момент все же случился, относительно положительный. Подъемник простоял почти два часа, уж не знаю по каким причинам, а потом всем ожидающим было заявлено, что пора обедать. Хорошо хоть шампанского на процесс ожидания хватило, чтобы не заскучать. Как и раньше, вместо того чтобы согласиться на то, что люди, оплатившие подъемник, имеют право использовать время простоя в другой день, работники "канатки" ясно дали понять, что сами эти люди во всем и виноваты, а не нравится - пусть катаются в другом месте. На "Мустаге" к такому отношению в общем-то привыкли, но хотелось проверить, возможно ли иное, и мы попробовали поговорить с директором. Приятное удивление вызвало то, что администрация комплекса вполне цивилизованно согласилась, что покататься за время простоя подъемника мы имеем право. Не знаю, был бы тот же результат, если бы на это претендовали все, а не только мы двое. Но все же, так хочется расценить это как маленький шажок в сторону "поворота лицом к участникам движения".

Впрочем, неизменность некоторых вещей нас отнюдь не расстроила - по-прежнему замечательна баня у Любови Васильевны, по-прежнему там уютно и мило, по-прежнему невероятно кристальная и ледяная вода в маленьком бассейне и по-прежнему после целого дня на горе в этой баньке получаешь огромное удовольствие и отличный заряд для следующего дня.

Не изменились легенды...
Продолжают ходить слухи о том, какой интерес проявляют к этим снежно-солнечным местам иностранцы, в частности французы. Поговаривают о том, что планируется пробить вторую трассу и перенести туда бугельный подъемник. Она будет спускаться к базе прямо с Мустага и будет длиннее сегодняшней на сто метров. Это якобы именно те сто метров, которых не хватает до евромировых стандартов. И после этого тут уж наверняка все купят буржуи и поднимут на новый качественный уровень. И "зону" с колючкой по этому поводу все же куда-нибудь перенесут. Однако если судить по темпам строительства нового подъемника, то эти мечты могут осуществиться только в очень далеком будущем.

Не изменилось самое главное...
Не изменилось то, что манит людей сюда на Зеленую, несмотря на бог знает какие дороги и бог знает какой сервис. Сама гора, снег, солнце, скорость. Первыми приехали те, кто все лето помнил про то, что вода - это растаявший снег. И пусть даже еще не было возможности кататься внизу, потому что везде из-под снега торчали кусты, бревна и камни, и ни разу еще не ходил ратрак, но наверху снега все же было достаточно, чтобы получить удовольствие по полной программе. Проехать по лесу, по целине, среди еще не совсем засыпанных елок и валунов, обернуться и увидеть за собой свежие следы на бело-зеленом склоне. До чего же красиво это сочетание гладких серебристо-белых полян и серо-зеленых, огромных валунов, заросших мхом. Устать и со всего маху упасть в мягкий белый пух, раскинув в сторону руки и видеть над головой синее-синее небо.

Начало сезона - это теплая, веселая компания людей, приехавших по отдельности, но чувствующих, что привело их сюда одно и то же желание. Их пока немного, самые нетерпеливые, им не нужно даже знакомиться - не раз виделись и раньше. Людей, готовых бесконечно обсуждать гору, снег, новые "крепления", новые "доски", учить и учиться, рассказывать про лето и про прошлую зиму. Людей, выставляющих на один стол выпивку и закуску. Людей, поднимающих кружки за то, что все этой зимой только начинается.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024