На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Путешествие из Москвы в Славско и обратно

Ян Мартынов:

Если кто-нибудь решится повторить наш эксперимент, рекомендуем сразу отказаться от его проведения:

Но, учитывая любознательность многих, решено было вести путевые заметки, которые в несколько отредактированном виде предлагаются Вашему вниманию. Они получились несколько отвлеченными от основной темы, но, тем не менее, имеющими некоторое отношение к горнолыжной тематике.

Посвящается Лису.

Шамони манило своим очарованием и прекрасными отзывами людей, побывавших там. Но действительность не позволяла воплотить мечты в реальность, да еще и удачное совпадение по времени командировки во Львов с завершением зимних школьных каникул окончательно определили мой выбор - я решился, поддавшись на уговоры моих знакомых, которые собирались съездить на неделю-другую в Славское, составить им компанию.

Посвящается ДАI-шникам:

Все идеи подобного рода обычно возникают поздно вечером, никак не утром, причем особенность идей подобного рода состоит в том, что обычно нетерпится реализовать громадье планов немедля. В результате на совете отъезжающих было решено, что имеет смысл выехать рано утром машиной вдвоем, остальные присоединятся по мере прибытия уже во Львове. Глубинный смысл был прост - пять человек выдерживают крайне напряженно сутки в дороге в одной машине, пытаясь преодолеть 1360 км, которые отделяют Москву от Львова, 125 километров, отделяющих Львов от горы Тростян (рядом поселок Славское) - достаточно спокойно. Естественно, наутро мы выехали:

Для автомобилистов: чем Ваша машина неприметнее, дешевле и древнее, тем спокойнее Вы будете чувствовать себя на просторах нашей Родины, особенно на Западной Украине, но, в любом случае, обложения стандартной данью Вам не избежать, увы.: Вначале наш путь был достаточно однообразен - до тех пор, пока мы не свернули с трассы Москва-Брест ровно на 1003 километре в сторону государственной границы Украины. Не стоит воспринимать с улыбкой независимость этого государства - таможенный досмотр стал первой весточкой надвигающихся событий.

Для начала выяснилось, что если в доверенности явно не указано "право выезда за рубеж" - путь далее закрыт. Предлагаемый и успешно опробованный нами метод решения - передача суммы от 20 до 100 долларов (новые купюры желательны, сумма зависит от класса машины:) в "фонд добровольных пожертвований". Отдельно уплачивается некая "страховка", выдаваемая фирмой, зарегистрированной в соседнем селе (вполне серьезно), "экология", обязательно заполнение декларации с обязательством обратного вывоза машины с точным указанием срока и (!) места пересечения границы на обратной дороге. Без этого документа на дорогах Украины машине не с местными номерами делать нечего. За оказанные услуги с Вас берут около 30 долларов в местной валюте. Затем Вас впускают на территорию страны. Первое знакомство - deja vu: Морда, форма, повадки - ГАИшник, но на Украине демократические перемены дошли до того, что они открыто могут позволить себе назвать ГАИ незатейливо и просто - ДАI произносится как "ДАЙ"! Дают почти все.: За отсутствие знака "RU" на заднем стекле или багажнике, за превышение скорости на 3 км/ч (!), за ремни безопасности, за тонировку, за парковку, за отказ на просьбу разбортировать запасное колесо на предмет проверки его собакой, натасканной на наркотики, за отказ проехать километров 20 в сторону от трассы для криминалистической экспертизы номера кузова:. Список бесконечен, фантазия местных стражей направлений безгранична. Первые 100 километров пути по дорогам этого государства обошлись нам еще долларов в 40. Потом мы нашли решение - при попытке "снять" с нас очередной придуманный штраф сразу включался диктофон (без батареек, но демонстративно) и следовала просьба изложить причину остановки вслух еще раз. После этого нас отпускали сразу же:

Карпати, Карпати, зеленi Карпати:

Город Львов приятно поражает ценами на питание и качеством, наличием сразу двух сетей GSM-900, с которыми у МТС имеется роуминговое соглашение, одна дешевле другой в два раза, она же, как выяснилось впоследствии, работает даже в Славское, на Тростяне (но только на самой его верхушке и не очень устойчиво, но звонить можно). Краткая статистика - 1 доллар в январе был равен 3,5 гривнам. Такси через весь город - 10 гривен, ужин по полной программе без выпивки в приличном месте - 50 гривен максимум. Гостиниц в городе много, цена от 30 до 1000 гривен. Несколько казино, общедоступный фитнес-клуб с бассейном, нечто вроде римских бань, десяток театров. Любители (да и профессионалы) также по достоинству оценят три сорта водки местного завода, которой я больше нигде не видал, самая приличная - "Гетьман", "Lvivska", "Державна" не хуже, продаются в комплекте с фирменными рюмками (впрочем и без также), стоят около 40 гр., отличаются качественной бутылкой французского дизайна и изготовления (квадратные), самое интересное, что английская Sterling (нет водки лучше по моему скромному мнению) обычно находится на соседней полке в почти каждом магазине и стоит всего на 1 гр. дороже. Из ресторанов и кафе могу отрекомендовать "Княжий Львов", "Фламинго" - наиболее уютно и прилично.

Дорога.

Удобнее всего добираться до Львова поездом или самолетом (но никак не машиной), далее на проходящих поездах или электричках (в среднем 2,5 часа пути, отходят практически каждые 1-2 часа) непосредственно до Славское. Можно из Москвы сесть на поезд Москва-Прага, но Славское поезд проходит глубокой ночью, около 2.00 ночи по местному времени (т.е. в 3.00 по московскому), что не очень удобно, на мой взгляд. Тем более, что самолеты в последнее время подешевели до 70 долларов в одну сторону, правда, можно попасть на малую загрузку (кроме моих друзей в самолете летело еще 5 человек) и тогда будет не Як-42, а Ан-24. И лететь тогда не 2 ч. 10м., а 3ч.35м. Что немаловажно - обратный билет лучше брать во Львове (проблем никаких), во-первых бывает проще купить (цена выше - 333 гр.), вылет в Москву ежедневно в 9.50 по местному времени, во-вторых быстрее признают за билет:

Сервис.

Поселок за те 10 лет, что я не был там, практически не изменился. Не изменились и дороги, и подъезды к подъемникам да и сами подъемники, стал чуть лучше сервис (возможность выбора наличествует), появился прокат (убогий, хотя кому как:), доставка до горы грузовиками ГАЗ-66 (2 гривны в одну сторону) и УАЗами (3 гривны), которые можно заказывать к нужному месту и времени, наконец можно не бояться сломать лыжу (на крайний случай можно или купить новый комплект, или подобрать просто другую лыжу, совпадение моделей и марок не гарантируется). Мелкий ремонт возможен при спортивной базе "Динамо" при одноименной гостинице. За 20 гривен скользячку и канты приведут в полный порядок (если самим лень). Есть пара ресторанчиков, ужиная в которых немного сложно отравиться, есть десяток непонятных баров, столовая. Все остальные развлечения - в пансионатах, которых в округе есть несколько, но об этом далее.

Жилье.

Гостиница "Динамо" продолжает свои трудовые будни, год постройки -1970, была ориентирована исключительно на спортсменов-горнолыжников, номера те же (от 2 до 5 человек в номере, двухъярусные кровати), удобства в конце коридора, появился горячий душ - на этаже, работает: Центр местной цивилизации. Стоимость номера составляет 15 гривен на человека в сутки вне зависимости от количества человек в номере, с завтраком и ужином - 21 гривну, то же и обед (кому он нужен, непонятно) - 25 гривен. Есть сауна - 20 гривен за час, до 8 человек помещается легко, увеличение количества возможно, но не приветствуется. Заказы на номера принимаются по телефону 8-03251-41-2-42 - администратор, 8-03251-41-4-71 - бухгалтерия. Места обычно есть.

Турбаза ЦСКА
Турбаза ЦСКА, она же "Козява"
Турбаза ЦСКА
Турбаза ЦСКА, она же "Козява"
Турбаза ЦСКА
Турбаза ЦСКА, она же "Козява"

Несколько в стороне есть еще несколько гостиниц, цены приблизительно те же. Уровень приблизительно тот же. Возможны также следующие варианты - частный сектор у подножия горы, частный сектор в поселке, ближайшие пансионаты, мотели и дома отдыха. Что касается цен, то первое - 5-10 гривен, 4-5 человек в комнате, душа нет, село селом, второе - некий мутант между первым и третьим, обычно есть душ, вода, до горы отвезут на заказанной и дополнительно оплаченной машине (по выбору, можно и пешком), могут кормить, могут не кормить (еще 15 гривен), третье разнообразно - наиболее яркий представитель - база "Перлина Карпат" (Жемчужина Карпат) - вплоть до двухэтажных трехкомнатных люксов по 50 долларов за ночь (но уже за номер). Все подробности можно выяснить по телефону/факсу 8-03251-4-11-03, заказ номеров также возможен. Самое цивилизованное место на все Славское в европейском смысле этого слова, несколько баров, ресторанов, дискотеки, подобие клуба, большой минус - до поселка минут 20 ходьбы (1,5 километра), рядом есть склон, но он больше напоминает Волен-Парк (полого, саночники, чайники, толпа:). Можно, конечно, заказать до горы и обратно УАЗик, вот только вечером :

Для больших оригиналов, решивших все-таки пренебречь советом, данным в начале обзора, можно отрекомендовать мотель "Святослав", 8-03251-21-2-74, находящийся в 23 километрах от Славское, представляющим из себя финский двухэтажный домик с достаточно уютными спальнями, горячей водой в душе (правда, тоже в коридоре), телевизором и телефоном. На любителя. По 34 гривны с человека и 3 гривны за стоянку машины. Ресторан выше всяких похвал. Мне удалось только один раз поесть аж на 20 гр., причем я специально выбирал самое дорогое (форель в сметане, икра черная, первое, второе, сладкое и компот:). Обычно до подобной суммы дотянуть не удавалось. Кстати, интерьер очень даже ничего, что-то вроде классического горного ресторанчика с несколько деревенским духом но со специально заказанными подставками под приборы (которые, впрочем, не меняют:). В любом случае, всем, попавшим в Славское на машине (да и без) обязательно выбраться хотя бы один раз сюда имеет смысл.

Учитывая, что варианты лучше смотреть самим и на месте, могу предложить всем желающим следующее - в Славское есть человек, который готов помочь всем желающим (за плату, естественно) устроиться на любое время в любом месте. Что иногда бывает немаловажно - его родной брат - начальник комплекса подъемников на Тростяне - соответственно, желающим "блатные" пропуска могут быть обеспечены. Только по опыту очередь "блатных" иногда гораздо длиннее, чем обычная. Кроме того, он знает теперь о существовании RASC(!), даже на двери своего вагончика, который стоит на верхней станции креселки и торгует самыми приличными шашлыками, вином и кофе, собирается сделать соответствующую надпись (если кто соберется, может захватить с собой трафарет). Обещал скидки:. Зовут этого человека Володя Демьян, жену зовут Ольга, по всем вопросам, связанным со Славское, состоянием снега и прочим можно звонить ему напрямик домой с 8.00 до 9.00 и с 20.00 по 24.00 (время московское) по телефону 8-03251-41-2-57. Желательно назвать ему или мое имя, или упомянуть клуб или сказать, что прочли про него в Сети. Лично он готов принять у себя (дом прямо рядом с гостиницей "Динамо" и телеграфом, Славское, ул.Шептицького, д.7) до 15 человек (по трое в комнате), душ, сауна, доставка, любая другая помощь:. Тому, кого это не устроит, поможет за символическую плату решить вопрос с бронированием мест и устройством в пансионаты, гостиницы, частные сектора etc. Встреча у поезда, доставка, кормежка и прочее гарантирована им лично. Предупреждаю сразу, что достаточно молод (лет 35) и не по годам хитер, но договориться можно.

Склоны, подъемники.

Вокруг Славское несколько доступных для катания мест. Основное - гора Тростян, от Славское в 2,5 километрах по обледенелой дороге пешком либо на местном "такси". Верхняя точка - 1850 метров, одно-кресельная дорога длиной 2750 метров, перепад высот при подъеме - 558 метров, время подъема - 21 минута, одна станция подсадки, самый удобный подъемник на всей горе, которым приходится пользоваться для первого подъема на гору (есть еще вариант доехать до Центра на грузовике с цепями на колесах, другие машины туда просто не смогут забраться), соответственно, очередь утром может быть весьма приличная, вплоть до часа, стоимость билета в одну сторону - 3 гривны. Кроме креселки еще есть 5 двухместных бугельных подъемников приличной длины , делящихся по географическому признаку и расположению на склоне - два на Центре, один на Севере, верхний Запад и нижний Запад. Пересадочная станция кресельной дороги считается Югом. Стоимость одного подъема на всех бугелях - 1,5 гривны. Очередей практически нет, если только в выходные и школьные каникулы. Всем склонам можно с уверенностью присвоить европейскую категорию черных трасс, чередующихся с красными. Что такое ратрак - здесь никому не известно, как следствие - жуткое количество обледеневших бугров на достаточно крутом склоне через нескольких дней, прошедших после последнего снегопада. Исключение составляют Юг и нижний Запад, первый больше похож на траверс, второй достаточно полог, оба склона относительно широки, основные места для сноубордистов именно там, которых, впрочем, очень мало. По опыту, совершенные за один день 15 подъемов/спусков позволяют вечером кокетливо стонать в баре по поводу ноющих ног, причем это будет весьма недалеко от истинного состояния:

В большинстве своем спуск проходит по еловому лесу, очень красиво запорошенному снегом, но если туда (в лес) улетает лыжа - даже ски-стоп не всегда помогает ее найти. Снега в этом году достаточно, сезон открылся 13 декабря 1998 года. Пока тепло, солнце, при этом снег не тяжелый, так как на горе около минус 10, в то время как внизу плюс 3. Пару дней был серьезный туман и, что неожиданно, при этом похолодало. Ожидаются сильные снегопады в начале февраля, обычно сезон длится до марта-апреля, но при большом желании удается кататься вплоть до середины мая.

На вершине горы микро-рынок, шашлык, жаркое в горшочке, напитки, суп, кофе, чай. Но все на открытом воздухе, присесть негде. Есть два вагончика, но места в них чуть. Такие же рынки есть и у некоторых подъемников внизу, ассортимент и цены отличаются мало, качество может отличаться кардинально. Проще всего методом тыка (или любым другим доступным) найти приличное качество и пользоваться услугами одного продавца. Я лично рекомендовал бы Володю, упомянутого выше - шашлык весьма качественный. Для прикидки некоторые цены - 100 гр. коньяка ужгородского разлива - 3 гр., кофе - 1 гр., шашлык (грамм 150) - 3 гр., водку пить можно, но очень осторожно.

В качестве альтернативы Тростяну есть еще склон "Политехник" и "ФМИ" (что это могло бы означать - понятия не имею). Из поселка до них 1,5 километра в противоположную Тростяну сторону, полого, ничего интересного. Два двухместных бугеля, практически параллельных, никаких бугров, с верхней точки можно, спустившись не в сторону подъемника и пройдя метров 100 пешком, попасть на Грабовец - небольшой склон с подъемником и маленькой гостиницей в ущелье. Только вот обратно выбраться будет посложнее.

Общие рекомендации.

Вполне терпимое место для недельного отдыха с ограниченным бюджетом. Необходимо также в поездке учитывать, что на территории другого государства действуют иные законы. Поэтому обязательно при пересечении границы максимально подробно заполните въездную декларацию, внесите туда все фотоаппараты (даже мыльницы), любые украшения (лучше не только ювелирные, так как доказывать, что кольцо сделано из медной проволоки на таможне при обратной дороге будете ВЫ), лыжи, телефоны, плеера и прочее подобное. Может быть даже, что таможенник при въезде скажет не делать этого и даже не предложит задекларировать что-либо. Настоять на своем надо обязательно, так как на обратной дороге отсутствие в декларации чего-либо (или самой декларации) служит прекрасным предлогом для вымогательства штрафа или изъятия предмета. Причем спорить бесполезно - ссаживают с поезда, не пускают на самолет:. Но всегда можно договориться. Как обычно.

Если у Вас нет загранпаспорта, то можно въезжать в страну и по обычному гражданскому при условии, что в нем есть вкладыш гражданства РФ или бланк самого паспорта новый (там это указано типографским методом). Если нет ни того, ни другого - в 99 случаях из 100 не пустят. Очень своеобразная страна:.

Благодарности

Прежде всего хочу выразить свою признательность Лису (он же Женя Лисичкин), если бы не его напоминание о взятых мною ранее обязательствах, никуда бы я не поехал, лениво бы было. За что ему огромное спасибо.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024