На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Отчет о поездке в Домбай

Арсений Чанышев

В этом году я уже дважды съездил в Домбай и вот только сейчас нашел время поделится впечатлениями. Итак, первый раз я побывал на Домбае - 14-19 января, второй - 6-11 марта. На самом деле второй раз я поехал в Домбай не из патриотизма, а потому что потерял загранпаспорт (изначально собирался в Германию), но нисколько об этом не жалею.

1) Дорога
я летел рейсами "КавминводыАвиа", что всем и рекомендую. Стоимость билета в обе стороны - что-то около 3500 рублей, в кассах самой авиакомпании в аэропорту "Внуково" почему-то дешевле, кажется, около 3200. Вроде бы на "Внуковские" билеты дешевле, но точно не знаю. У КавминводыАвиа летает два или три рейса в день. В моем случае рейсы не опаздывали. Далее - самое интересное. Так как я летал один и "дикарем", то есть не покупал путевку, (мои друзья ехали поездом в Невинномысск, стоимость купе, кажется, 480 рублей в один конец, СВ - 900), меня в аэропорту, естественно, никто не встречал. Первый раз я прилетел дневным рейсом (вылетает из Москвы в 12/05) и оказался единственным (!), кому нужно было в Домбай. Дневной рейс всегда встречает "Газель" или "Соболь" местной турфирмы, которая всего за 157 руб 50 коп (именно такая цифра) перевозит желающих в Домбай, но для этого нужно хотя бы человек 5-6. Я был один и в результате договорился с водителем этой "Газели" за 600 рублей. Как выяснилось впоследствии, мне очень повезло. Потому что во второй раз я прилетел вечерним рейсом (прилет в 19 часов с чем-то), который в принципе никто не встречает и попал конкретно. Побродив по привокзальной площади минут двадцать и отбившись от всех таксистов (которые очень навязчиво предлагают свои услуги), я понял, что вся халява типа попуток, автобусов и т.д. уже не светит, ночь на дворе. Пришлось обращаться к таксистам. Первоначальная цифра, которую мне объявили - 100 (СТО) БАКСОВ!!! Я тоже очень удивился:. После пятнадцати минут торга сошлись на сумме 1200 рублей. Так и поехали на шестерке. В первый раз я ехал днем через перевал, было очень красиво и быстрее, чем через степь (получилось 2 часа 50 минут). В этот раз водила также решил ехать через перевал и я согласился. Это была просто труба. Ночь, метель, туман, видимость - 2 метра. В общем, ехали 4,5 часа. В Домбае был в полпервого ночи. Так что рекомендую всем - или покупайте путевки с трансферами или летайте хотя бы по три-четыре человека, чтобы за машину не одному платить и лучше дневным рейсом. Кстати, мои друзья доехали из Невинномысска за 750 рублей (втроем). Обратно доехать значительно проще и дешевле, каждый день от "Домбая" ходит автобус или Газель (в 08:00), стоит 157 руб.50 коп. Можно поехать на "Волге" за 1000 рублей, на иномарке (конкретно один раз я возвращался на Alfa Romeo) за 1200 рублей. Все эти цены, естественно, за машину.

2) Жилье
вариантов много. За время своих двух поездок я жил в трех отелях. Лучший отель, на мой взгляд - "Снежинка". Расположен за "Горными Вершинами", метрах в 150 до маятника. Но недешевый. Я жил в нем во время первой поездки. В отеле 2 корпуса. Второй корпус на порядок лучше и дороже. Стоимость проживания - первый корпус 40 USD за двухместный номер, второй корпус - 70 USD за двухместный номер (двухкомнатные номера). Третий человек в двухместном номере платит 50% от места. Есть также трехкомнатные номера по 120 грин и отдельный коттедж (человек на 10) с сауной, каминными залами и т.д., стоит, кажется, долларов 700 или 800. Все цены без питания. Я был один и по идее должен был оплачивать целиком двухместный номер (одноместных номеров в Домбае нет в принципе), то есть 40 USD. Но, администратор отеля, добрая женщина, предложила мне взять самый маленький номер (конкретно N2) за 20 USD, на что я и согласился. Номер, правда, действительно, очень маленький, метров 7 и при входе сразу упираешься в холодильник. И сразу за входной дверью в холле стоит телевизор, который вечерами смотрел staff отеля, ну а мне было все просто очень хорошо слышно. Но это в любом домбайском отеле, кроме, может быть второго корпуса "Снежинки" - слышимость великолепная. Кто-то ночью хлопает дверью, просыпается пол-этажа. В номерах: душ (ванна только в 4 номерах и в коттедже), туалет, телевизор (принимает несколько западных каналов, в том числе французский эротический, телевизоры буржуйские, неплохие, но почему-то без пультов), холодильник. Кладут мыло и т.д. В принципе, теоретически этот отель соответствует уровню 3*. Но еда в их ресторане не очень, я там только завтракал и то с трудом. В отеле есть сауна, в январе стоила 600 рублей два часа. Прокат лыж - практически новый Rossignol 150 рублей комплект. Телефоны в номерах только во втором корпусе. Что очень важно (для меня) при выборе отеля - связь с Москвой и остальным миром. Так вот, вообще то с этим в Домбае плохо. В "Снежинку" можно позвонить по коду Теберды, то есть набираешь 8 потом код Теберды и телефон Снежинки. Это сравнительно удобно. Из Снежинки стоимость минуты с Москвой - 20 рублей. В январе я прожил 4 ночи в Снежинке и на последнюю ночь переселился в "Горные Вершины". Отель по уровню примерно минус 2 звезды, правда есть бассейн, стоит 50 рублей. Двухместный номер стоит 500 рублей без питания, 700 рублей с трехразовым питанием. Брать питание не рекомендую. Плохо и не ходишь (не успеваешь) на все эти завтраки-обеды-ужины. Если очень хочется, то можно сходить на завтрак и отдать 30 рублей лично официантке. Позвонить в Москву из "Горных Вершин" было невозможно, у них что-то сломалось. Позвонить в "Горные Вершины" из Москвы тоже та еще история. Набираешь 8 гудок 13, просишь соединить тебя с Домбаем, милая телефонистка гордо заявляет, что не знает что это и требует от тебя название районного центра. После чего идешь за атласом России, находишь Домбай, находишь районный центр (я уже забыл, то ли Карачаевск, то ли Черкеск), снова набираешь 8-13, повторяешь просьбу. Ждешь минут 40. Тебя соединяют с рецепцией отеля. Рецепция отеля находит твою фамилию и дает телефон на этаж, где ты живешь. Перевести звонок они не могут, АТС у них нет. Повторяешь всю процедуру и наконец-то дозваниваешься в комнату старшей горничной по этажу (телефон один на весь этаж в комнате горничной). Попутно выясняется, что тебе нужен был пятый этаж, а попал ты на восьмой, потому что у них спаренный номер (пятого и восьмого этажа), а горничная на пятом этаже, вероятно, отошла. Горничная восьмого этажа предлагает перезвонить попозже, но ее хорошо попросить, то она спускается на пятый этаж, будит меня, я одеваюсь поднимаюсь на восьмой этаж, начинаю решать какие-то вопросы, связь обрывается. Любой разговор затягивается при таком раскладе минут на 10 минимум. Записано со слов моего коллеги по работе, который звонил мне по пять раз на дню. Также, что интересно - 11 марта я возвращался в Минводы с девушкой, которая провела в "Горных Вершинах" две недели и сказала что из этих двух недель только два дня была горячая вода, а остальные 12 дней она ходила мыться в бассейн. Я даже сам не знаю, верить этому или нет. Зато в "Горных Вершинах" есть бассейн, дискотека, прокат фотоаппаратов, проявка пленок и что-то еще. Прокат лыж - 150 рублей и выше. Самое главное, что у них есть свой дизель. Почему - смотрите ниже.

Во время второй поездки я жил в Крокусе, по причине того, что он совсем близко к креселке, метров тридцать. Отель в целом лучше, чем "Горные Вершины", хотя тоже примерно 0-1 звезды. Но в этом отеле виден прогресс - хозяева вкладывают в него деньги, поставили нормальные батареи, сантехнику приличную (кроме душевых поддонов - они представляют собой просто страшное зрелище). Но в Крокусе блочные номера, то есть в блоке две комнаты с общей ванной и туалетом. Что интересно - в комнатах стеклянные двери:.. (правда, в этом году их заклеили бумагой, но не доверху). Мы то жили втроем (я один занимал комнату для двоих) в блоке дружной шведской семьей и нам было все равно, а вот незнакомым людям жить в одном блоке не очень, наверно, здорово. Так что в Крокусе имеет смысл жить количеством, кратным цифре 4, чтобы в одном блоке не оказаться с совершенно незнакомыми людьми. Да и то, все-таки один туалет на четверых - это мало. В Крокусе неплохая сауна, стоила в марте 700 рублей два часа, поместиться может человек 6-7 свободно. Телефония - здесь ситуация следующая. В номерах телефонов нет, только внизу на рецепции и в приемной директора. Но в гостинице прямой московский номер. Конкретно 937-01-66. Здесь следующая история: тремя домбайскими отелями, "Домбай", "Крокус" и "Сулахат" владеют три брата, которые провели линию "Комбелги" в гостиницу "Домбай" и поставили АТС, то есть изначально звонишь в "Домбай", а потом тебя соединяют с любым из этих трех отелей. По крайней мере твой московский собеседник ничего не платит. И факсы проходят. В "Снежинку" например, мне пытались отправит факс раз пять, ничего не вышло. А звонить в Москву я ходил в "Домбай", 15 рублей минута, слышимость отличная. За блок на четверых мы платили 1000 рублей за ночь без питания. Ночь с 8 на 9 марта стоила 1400 рублей. Единственное, что никаких развлечений в Крокусе нет, есть кафе на втором этаже (посредственно) и что-то типа бара с камином на третьем этаже (тоже не ахти). По вечерам мы ходили в "Домбай" или в "Горные Вершины".

Гостиница "Домбай" - по уровню цен, насколько я помню, примерно как "Крокус". Сейчас не могу найти их прайс-лист (но позвонить узнать не проблема, прямой номер все-таки). Если еще раз поеду в Домбай, то, скорее всего, буду жить именно в этом отеле. Хотя он подальше от креселки, но, в этом отеле есть хоть какая-то жизнь. В смысле 2 бара, дискотека, несколько бильярдных столов (стоят в каминном зале), позвонить опять же не проблема. Номера я некоторые смотрел - не хуже, чем в Крокусе. Один из баров, ННД-клуб, с "живой музыкой", то есть по вечерам парень играет на синтезаторе и поет разные песни. Желающие могут взять радиомикрофон и петь с ним. Хоть какое-то развлечение. Гостиница Сулахат, говорят, что она самая дешевая, но я в ней не был, она расположена дальше всего от подъемников (и от креселки и от маятника) среди жилых домов.

Также я заходил посмотреть гостиницу "Солнечная долина". Она расположена рядом с Снежинкой, за Горными вершинами, то есть рядом с маятником. Абсолютно деревянное здание, стоимость номеров от 30 до 300 долларов за ночь. Отель мне не понравился. Стоит дорого, но телефоны далеко не везде, позвонить из Москвы только через 8-13 (а это надолго). Самое интересное - показывают мне номер за 250 долларов с тремя спальнями, камином и т.д., а телефон только в одной комнате и, кажется, мой ровесник, дисковый. "Снежинка" лучше. Во время второй поездки я видел указатель с надписью отель "Горный клуб 4****", но что это не знаю. Разумеется, есть частный сектор, но, не знаю, не жил. Возвращаясь к проблеме телефонной связи - во время второй поездки я взял с собой телефон "Московской Сотовой" , так как в Домбае работает только Сотел. Не знаю, может быть дело в телефоне, у меня была какая-то Nokia, но не было слышно просто ни черта, сплошные помехи, прозвониться невозможно, постоянно срывается. И дорого - минута с Москвой чуть больше доллара, входящий звонок, кажется, 54 цента. Работал у меня этот сказочный аппарат только в одном углу комнаты и все равно дозванивался я попытки с пятой-шестой. Поэтому проще и дешевле сходить в "Домбай" позвонить.

3) Питание
почему то во всех отелях, в которых я жил, кормили так себе. В отелях я только завтракал, обедал на горе. Итак, завтрак обходился мне в среднем в 50 рублей (яичница, чай или кофе, пара бутербродов с сыром или что-то в этом роде). Цены на горе совершенно умеренные. Чай - 5, кофе 8, хычин 15-20, манты - 25-30, шашлык 35-50, Балтика 20, салаты разные 10-15, шаурпа и прочие супы 25 и т.д. Ужин - в основном мы ходили в "Кристал" и "Алибек". "Кристал" - это синенький домик на дороге, конкретно на повороте, внизу между "Домбаем" и "Горными Вершинами". Заведение достаточно простое и дешевое, ужин обходился около 140 рублей на человека и включал в себя: 100 грамм водки, стакан сока, салат, какой-нибудь суп, пельмени или манты, кофе. Неудобно, что потом идти в гору и деревянные лавки без спинок. "Алибек" - заведение посолидней, уже ресторан, красное кирпичное здание напротив "Домбая". Ужин на троих обходился рублей в 750-800 и включал в себя: бутылку водки, литр-два сока, штуки 4-5 разных салатов и закусок (зеленый салат, селедка, бастурма, грибы какие-нибудь маринованные, огурцы соленые), три супа, три вторых, три кофе. Также берут 25 рублей с человека за "оркестр". "Оркестр" представляет собой опять же одного человека с синтезатором. Что здесь плохо - в зале 10 столиков и один официант. Когда много посетителей, он просто ничего не успевает.

4) Канатные дороги
вариантов подняться наверх только два. Либо на маятнике (от "Горных Вершин") за пятьдесят рублей, либо на двух креселках (от "Крокуса") за 40 рублей. Вариант с креселками мне нравился больше, так как на маятник или много народу или никого нет, но в обоих случаях приходилось ждать. Во втором случае - когда наберется хотя бы человек двадцать, меньше они не возят. А на креселке сидишь, куришь, едешь потихоньку, процесс идет одним словом. Четвертая очередь креселки - 30 рублей первый подъем, повторные - 10 рублей. Пятая очередь - 20 рублей (независимо, первый или повторный). Югославка - работает только при большом скоплении желающих - 15 рублей снизу, 10 рублей - с середины. Что довольно неприятно - югославка всегда пустая, в то время как на пятую очередь можно и тридцать минут простоять. проблема в том, что от начала пятой очереди к началу югославки можно попасть только поднявшись по крайнему бугелю слева и спустившись к ней, что делать всем лень. Или подняться по пятой и спустится к началу югославки, но катание под ней хуже, довольно узко, ратрак до нее доходит в последнюю очередь и сама трасса достаточно забавная - сравнительно пологий участок, потом очень крутой спуск с поворотом, с буграми, народ постоянно не успевал вписаться в поворот и улетал на целину. Но, зато нет очередей. Также на югославке мой друг 09 марта распорол себе ногу. Дело обстояло так - он садился в кресло, а из-под кресла торчала какая-то острая железка (откуда она там только взялась?), которая и воткнулась ему немного выше ботинка. Получилась не очень приятная рваная рана, не очень большая, но зашивать пришлось. Естественно, он больше не катался.

5) И, собственно, само катание.
Январь - первые три дня 15-18/01 стояла отличная погода, солнце, жарко и т.д. Снега в январе было не очень много, камни встречались довольно часто, особенно под югославкой. Катался я только на пятой очереди, благо в эти сроки никого не было, очереди на пятой отсутствовали в принципе, на четвертой я съезжал только вечером, возвращаясь домой. Четвертая была не очень, узко и лед. В русскую долину и по третьей я в январе не съезжал. Но на четвертый день, 18/01 началась сильная (очень сильная) пурга, пятая не работала, я пытался кататься на четвертой, но у меня не было маски, только очки, которые в какой-то момент просто сорвало ветром и куда-то унесло. На этом катание закончилось, а 19 января я уже улетел.

Март - мои друзья приехали пятого, было солнце и все просто замечательно. 06 марта было похуже, пошел снег. 07 марта, когда я приехал, шел довольно сильный снег, туман. На пятой лично мне кататься было тяжело, по целине я толком ездить не умею, а тут была даже не целина, а довольно тяжелый (было тепло) слой снега примерно 10-20 см глубиной. Я помучился пару раз на пятой и катался на четвертой. Там снег ложился частично на лед и его сдувало и ходил ратрак. 08 и 09 марта была просто замечательная погода, солнце, но очень много желающих. На пятую очередь можно было простоять минут 30. Девятого же марта мой друг порвал ногу и поэтому десятого он с нами не катался. Как выяснилось позднее, ему в чем-то повезло. Насколько я помню, меня уже десятого утром терзали неясные сомнения относительно перспектив катания, так как гор не было видно, шел снег, завывал ветер и т.д. Но так как временени было мало, 12-ого надо было уезжать, я решил, что надо использовать абсолютно все возможности для катания. И мы с подругой моего раненого друга поехали на креселке. Когда мы садились на третью креселку, я обратил внимание, что вверх почему-то практически никто не едет, в основном народ едет вниз, но нас это не остановило. Добрые люди, спускающиеся вниз, говорили нам, что наверху делать нечего, но я их не послушал. Мы радостно с песнями ехали наверх, поеживаясь от ветра и вдруг наша сказочная креселка остановилась. Первые 10 минут мы не придавали особого значения данному факту, но через полчаса одинокого висения, мы начали немного беспокоится, тем более что сверху стали доноситься какие-то ужасно печальные вопли. Как потом выяснилось, какие-то дети встали в самом верху, буквально в 20 метрах от станции. Кто был на Домбае, тот знает, что там высота креселки метров 20, а в данной ситуации им было совсем тоскливо, так как их кресло просто раскачивалось под порывами ветра, тем более что ничего не было видно из-за сильного снегопада. В общем, повисели мы еще немного, замерзли и я стал уговаривать девушку прыгнуть вниз на фиг и спуститься на лыжах. Она долго отказывалсь, но не по причине боязни высоты. Мы висели практически в самом низком месте, было около трех метров или немного меньше до снега. Ей не нравилась перспектива спускаться под третьей очередью. Мне эта перспектива тоже не нравилась, так как кто был в Домбае, должен помнить, что под третьей очередью просто нетронутый снег, поваленные деревья и камни в немерянных количествах, и я не разу не видел кого-либо, съезжающего там. Пока мы спорили, что лучше, висеть здесь и мерзнуть или съехать вниз с риском порвать костюм, сверху приехали 2 досочника (им проще), которые радостно сообщили, что электричества нет и когда будет никто не знает. После этого сообщения, мы, разумеется, спрыгнули с этой несчастной креселки и поехали вниз. Спускались что- то около часа и я удивляюсь, как я не порвал костюм, так как большую часть спуска проделал не на лыжах, а на, как это помягче сказать, спине, что-ли. Кроме нас висело еще человек 10, и всем им прыгать вниз высота не позволяла:. Их снимали канатами довольно долго, насколько я знаю, некоторые успели повисеть часа три. Уже внизу мы узнали, что где-то упала опора ЛЭП, и электричества нет во всем Домбае. Как следствие этого, полностью отсутствовало: вода и холодная и горячая, отопление, горячая пища. Из горячей пищи были только шашлыки, которые готовят на костре и водка, которую мы привезли с собой. Частично отопливались только "Горные Вершины" у которых был собственный дизель. В общем, выпили мы водки и легли спать. Утром я проснулся доволно рано, часов этак в семь утра и умывшись на балконе снегом, понял, что надо сваливать отсюда. Билет у меня был на 12-ое, но я рассчитывал поменять его в аэропорту. Мои друзья должны были уехать днем на поезде и их несколько расстроило мое решение, так как после полученного ранения 09-ого марта мой товарищ оставил лыжи в кафе у пятой очереди, а забрать их мы не смогли. Они надеялись, что электричество дадут если не 11-ого, то двенадцатого точно и я успею забрать его лыжи. Я предложил ему для разминки слазить на гору пешком и быстро собрав вещи, поспешил к гостинице Домбай в надежде успеть на рейсовую Газель в аэропорт. Там меня ждало очередное разочарование - никакой Газели не было, но была большая толпа народа и все хотели уехать. Подъезд к гостинице занесло просто выше колена и народ начал несколько волноваться, так как всем надо на самолет, а уже 08/30 и никаких Газелей нет. Зато приехал УАЗ, водитель которого сказал , что аж целых две или три Газели стоят в шести километрах от Домбая и не могут подняться в какую-то гору, но скоро приедут. Я решил не искушать судьбу и вместе с очаровательной девушкой Галиной уехал в аэропорт на Alfa Romeo, которую Галина, собственно поймала и искала попутчиков. Спасибо тебе, Галина, а то бы я там до сих пор стоял, клювом щелкал. Заплатили мы 1200 рублей, то есть по 600 рублей с человека. Билет я благополучно помененял, с меня даже не взяли денег за эту процедуру. Что важно на обратном пути (я с этим столкнулся в январе)- когда сдаешь лыжи в багаж, толстая тетка нагло заявляет, что за лыжи надо платить, так как лыжи являются ненормативным(!!!) грузом. То есть надо платить не за перевес, как если у тебя больше 20 кг багажа, а просто за лыжи, даже если у тебя одни лыжи и больше ничего. При этом показывает объявление, напечатанное на бланке "Пулковских авиалиний". На мой резонный вопрос, при чем тут "Пулковские авиалинии", когда я лечу "Кавминводыавиа" в Москву, а "Пулково" летает в Питер и вообще почему я тогда в Москве ничего не платил, эта корова гордо ответила, что её все это не колышет. Мои лыжи весили 7 кг, так как в чехол я также засунул костюм и кучу других вещей. Платить надо было что-то рублей по 20 за 1 кг, то есть рублей 140-150. Я отправился в кассу и даже оплатил бы наверно эту сумму, если бы передо мной не стоял более сознательный горнолыжник, который не поленился устроить кассиру допрос с пристрастием на данную тему. В результате кассир сказала, что это действительно ошибка, что платят за лыжи только те, кто летит Пулково, а мы летим "Кавминводыавиа" и ничего платить не должны. Вот так: А эта толстая самка кобеля, которая принимала багаж, просто имела дополнительный заработок, заставляя платить за лыжи разных лохов, типа меня.

Заключение:
на самом деле, у Домбая, да и у всех других горнолыжных курортов России есть очень большое достоинство, которое затмевает все минусы, типа отсутствия электричества, плохой связи, отвратительных аэропортов (что Внуково, что МинВоды) - это очень дешево. Вспоминая сейчас, какие деньги я тратил в Германии или в Швейцарии, я очень серьезно думаю на тему того, что в следующем году я снова буду кататься в России. Точнее, один раз я съезжу в Германию в Гармиш в начале сезона, но на три-четыре дня, так как давно не был и все-таки очень люблю этот курорт, наверно, потому, что там начал кататься. Единственное - я не стал бы отдыхать в России с детьми и с понтовыми девушками. И тех и других лучше или оставить дома или вместе с ними ехать в ухоженную Европу.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024