На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Домбай

Денис Кузнецов (Март 1998):

Отчет о поездке на Домбай в марте 1998 года

Денис Кузнецов Anna

Второй сезон подряд, в марте, были на Домбае. На этот раз ездили большой компанией - 12 человек. Номера в гостинице "Домбай" заказали из Москвы по телефону, оговорили сроки и цены. Но по приезде оказалось, что цена выросла, хотя мы платили за бронирование. После долгих споров, уговоров и демонстративных поисков другого жилья, удалось договориться - несколько дней по новой цене, остальные по старой.

Мы приехали 7 марта, и цену нам снизили только после окончания праздников.

Машину заказывали из Москвы, но по причине особенной тупости местных женщин (три раза перезванивали им, повторяя, когда приедем), они умудрились перепутать дату приезда, и нам пришлось переплатить в два раза - 1600р за 4 легковушки (а мы заказывали автобус "Мерседес" за 800р). Справедливости ради, надо сказать, что этот опыт нас ничему не научил. На обратной дороге мы опять решили воспользоваться услугами этого водителя, но на этот раз он сам перепутал время, и мы чуть не опоздали на поезд, чудом найдя ночью "Рафик". А 12 человек с рюкзаками и лыжами в "Рафике" в течение 3-х часов - Не советую.

Погода стояла неважная. Внизу шел снег с дождем, гор видно не было. Устроившись, мы тем не менее направились наверх. Снега на горе было заметно меньше, чем в прошлом году. 5-я очередь подъемника не работала. Первые впечатления у большинства - ниже среднего.

После установления нормальной погоды мои друзья, впервые попавшие в горы, смогли, наконец, оценить красоту местной природы. В этом плане нам больше повезло в 1997 - еще на подъезде ранним утром к Домбаю мы увидели снежные вершины гор Белолакая, Суфруджу, Семенов-Баши, завораживающий Зуб Суфруджу, а в конце и потрясающие по красоте Домбай и Пик Ине.

Через пару дней совершили, по старой памяти, попытку спуститься на лыжах от "Тарелки" вниз, через лес к поселку. Траса оказалось непроезжей - в середине, в самом интересном месте пришлось идти пешком т.к. не было снега. Там мы испытали пару "приятных" минут, когда улетела в лес лыжа нашего друга. По дороге вниз швейцарца из миссии "Красного креста". Он бодро ехал по камням на своих "Младостях", ни разу их не снимая и скоро нас обогнал. Потом одна из наших девушек встретила его на горе и он сказал, что у него "постоянно возникало ощущение, что он выедет сейчас к своему домику в Альпах". Пустячок, а приятно - горы у нас не хуже.:-)

Скоро проблема снега перестала нас беспокоить, или точнее перешла в другое качество. Пару раз были такие снегопады, что на пятой очереди кататься было невозможно из-за ветра и полного отсутствия видимости и приходилось кататься по четвертой и на "швабре" слева от 5-ой (но там при отсутствии видимости - кошмар). Зато потом, по пухляку - кайф!!! Наверху лыжная палка уходила под снег до конца, не встречая сопротивления. Впервые мне предоставилась возможность покататься по настоящей целине.

В общем катание мне очень понравилось, иначе бы второй раз не поехал. Из трудностей - в этом году почти всегда дул сильный ветер - пока заедешь наверх весь промерзаешь. Пятая очередь пару раз не работала.

Теперь - по порядку.

Самое хорошее катание - пятая очередь. Там всегда нормальный снег, правда, в этом году местами попадались камни, но они в основном заметные. С утра трасса обычно жесткая и скоростная, а к обеду становиться помягче. Наверное, это красно-черная трасса. Часто круто, бугры - особенно слева от подъемника, если смотреть сверху. Большинство народа катается траверсами, и там даже есть уже своеобразные дороги под канаткой, где можно ехать только поперек склона из-за глубины прорытых канав, или объезжать их стороной. Крутые участки склона перемежаются более пологими. Сверху пятой очереди можно поехать далеко вправо или влево на целину. Это любимое место катания сноубордистов, но, по моему, оттуда надо спускаться прямо до начала четвертой очереди (слева, если смотреть на долину), т.к. к началу пятой подъезда нет.

На Русскую поляну не ездили, было лавиноопасно. Впрочем, далеко направо тоже лавиноопасно. Там в прошлом году погибли 2 местных инструктора.

В плане катания четвертая очередь значительно хуже пятой. Там меньше выбор возможных для спуска мест. Почти все едут по узкой, крутой дороге, оставленной ратраком, похожей на большую букву S, лежащую на склоне. Слева и справа - каменистые осыпи. Кроме того, в солнечную погоду к середине дня она слегка раскисает.

В общем, новичкам кататься вполне можно на бугелях у начала 5-й очереди. Они очень медленные, проблем с бугелем быть не должно ни у кого. Все дети там совершенно спокойно катаются. Там можно их оставить, а самому кататься на 5-й очереди. Бугель подходит любой. Но вообще-то "крючок" там, по-моему, самый простой.

Тот, что ближе к канатке (самый правый) вообще черезвычайно пологий. Самый левый - чуть круче и длинее. Между ними "швабра" - туда ребенка лучше не пускать.

"Вдоль" 3-й очереди есть спуск в чем-то сродни экстримному. Сноубордисты ходят где-то под опорами, но я там не был, и на лыжах никого не видел. Мы в прошлом году спускались от "Тарелки" вниз и налево. Там вначале крутой участок с глубоким снегом, а потом очень узкий проход через лес по карнизу и дальше направо вниз по эдакой довольно крутой просеке с буграми и кустами по краям и, как мы рассмотрели в этом году состоящей из больших камней. Потом надо перепрыгнуть/переехать (как со снегом) небольшой ручей. Дальше - легче. Направо по довольно пологой "тропе" выезжаем к началу 3-й очереди на поляну Ли, и дальше по тропе недалеко от первой очереди скоростным спуском (иногда толкаясь палками...) спускаемся вниз к лягушатнику у начала 1-й очереди. Делаем крутой поворот налево (между камней, если мало снега) и, распугивая чайников, приезжаем прямо к дороге.

Подъемники

Очень рекомендую позаботиться о приобретении абонемента на подъемник. Его выписывает начальник канатной дороги в домике рядом с началом первой очереди кресельного подъемника. Нам это помогло сэкономить много денег, особенно после того, как подняли цены за разовый проезд. Правда он не действует на фуникулер и бугельные подъемники.

Зато после свежего снега, подниматься на кресле через лес - огромное удовольствие.

2-я очередь - на Русскую поляну - не работает уже давно и частично разобрана на запчасти. Так что подъем - 1-я, 3-я, 4-я и 5-я очереди канатки, или фуникулер, а потом 4-я и 5-я.

Фуникулер приходит наверх чуть ниже 3-й очереди, конец которой совпадает с началом 4-й, и от фуникулера надо еще подняться до начала 4-й вверх метров 70-80. Начинается он не от гостиницы "Горные Вершины", как говориться в рекламе, а от реки. До гостиницы метров 200, но выход у нее с другой стороны, так что приходится ее обходить. Всего метров 300 - 400, наверное.

От гостиницы "Домбай" до фуникулера метров 250 - 300 через мост, а до кресельного подъемника где-то столько же, правда, в гору. От других гостиниц до креселки дойти тяжеловато (в амуниции).

Подъем что на креселке, что на фуникулере занимает приблизительно одно время (с учетом очереди на фуникулер).

От начала 5-й очереди влево наверх уходят 2 или 3 бугельных подъемника для начинающих и одна или две вытяжные швабры. На швабре тоже можно прокатиться, но ехать на ней очень неудобно, слезать - вообще кошмар (швабра, на которой ехали люди перед вами, не успевает втянуться, и её палка-сидение подсекает вас, когда вы стоите в неудобной позе на крутом склоне).

Оплата за бугель разовая (2р подъем, 5р прокат на день бугеля /бугель - крючок, непроходной, можно пользоваться своим/) - надоест - можно идти кататься на основную трассу. Как показывает опыт, туда можно отправлять людей, которые хоть немного научились стоять на лыжах - со временем спускаются. Про "швабру" - не помню, платили мы что-то, или нет.

Кстати забыл упомянуть еще один бугель. Он находится внизу, рядом с первой очередью, даже ниже. Там в лес вырублен и организован довольно большой лягушатник. Тут тоже можно учиться, но вокруг далеко не так красиво, как наверху.

Apres-ski

Нельзя сказать, что ночная жизнь бьет в Домбае ключом. Из развлечений - периодические дискотеки в "Горных Вершинах", сауна, дружеские посиделки, прогулки по окрестностям, если подружитесь с местными жителями - шашлыки.

Кстати, по очень красивой дороге можно дойти до альпинистского лагеря Алибек. По пути находится знаменитое кладбище альпинистов. Найти его можно по деревянной табличке у дороги со стихами Высоцкого. Мы там ходили в облачную погоду, и должен сказать, это произвело на нас неизгладимое впечатление. Так что данный маршрут является обязательным для посещения.

Транспорт

С транспортом в Домбае проблем нет. Были бы деньги. В Минеральных Водах такси контролирует местная мафия и цены там высокие, а чужих они не пускают. Так что если вы даже договоритесь с кем-нибудь из Домбая или Теберды, чтобы вас встретили, это может оказаться проблематично.

На мой взгляд, лучше ехать поездом до Невинномысска. Хотя это конечно дольше, чем на самолете, но и значительно дешевле. Он приходит в 3 утра. Поезд встречают 4-5 "таксистов" из Домбая. Цена 400р машина (на 3 человека). Если воспользоваться их услугами, то через 3-3,5 часа вы уже в Домбае. Остается время на устройство и кататься можно целый день.

С обратной дорогой проще. Водители стоят на дороге каждый день и можно договорится прямо с ними, кроме того, везде развешены объявления.

Цены на жилье (март 1998)

Гостиницы "Домбай", "Горные Вершины" - 150р. с питанием, 120р.без

Однокомнатная квартира в поселке - около 50р в сутки.

Мы жили в гостинице "Домбай" потому, что

  1. Всегда есть горячая вода.
  2. Близко идти как к фуникулеру, так и к креселке.
  3. Удачный опыт в предыдущем году

Проезд

поезд до Невинномысска ~300р в купе в один конец,

самолет до Мин. Вод - около 100 $ в одну сторону.

машина до Домбая - 400р за легковушку (влезает три горнолыжника с вещами).

Бассейн в "Горных Вершинах" функционирует почти всегда. Пускают всех. Для посторонних цена не больше 50 рублей.

Рекомендую сходить в местную баню/сауну (рядом с "Домбаем"). Объявления висят на всех гостиницах. Стоит около 300р на 2ч. Вмещается человек 10-15. Там есть парилка, бассейн с водой температуры горной реки, и зал с камином, где можно посидеть, попеть, выпить пивка.

Продукты в поселке есть. Их можно купить в 2-х магазинах и нескольких киосках. Йогурты, соки, фрукты, колбаса, пиво - все есть. Цены нормальные (были...). Рекомендую Дагестанский коньяк за 30р - нам очень понравился, причем был в оба наших приезда.

На горе чебурек (хычин) стоил 5р - большой и вкусный

шашлык 15-25р (шашлык в основном бараний - мусульмане, но в поселке можно найти и свиной - например у ресторана напротив "Домбая" )

В кафе на горе есть супы, горячие блюда, глинтвейн 10р за стакан

Хорошее кафе в начале 3-й очереди (поляна Ли) - там хорошо есть в конце дня, и в начале 4-й - там мы обычно обедали.

Да, забыл. :-)

Цены на подъемники

Кресельные - первый раз 10р (стали 20р), осталные - были 5р, стали 10р за раз.

Фуникулер - 20р за туда и обратно

Абонемент мы покупали за 60р в день. Наши друзья, которые сразу не купили, потом брали его за 70 или 80 - все равно оказалось выгодно, так как только заезд наверх стоил 40р, а в день мы спускались 10 -11 раз.

Сумма

Поездка в прошлом сезоне на Домбай на 10 дней обошлась на двоих <1000$ - включая ВСЕ.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024