На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Чимбулак

Валерий Знаменский:

  • Регион - Казахстан, Заилийское Алатау
  • Ближайший аэропорт - Алма-Ата
  • Ближайшая ж.д. станция - она же
  • Способ подъезда - Только атотранспорт, преимущественно 4х4
  • Высоты катания - до 3000 м.
  • Подъемники
    1. Два параллельных бугеля 1 км;
    2. две последовательные креселки: одиночка 2 км, за ней парная 1 км
  • Трассы - зеленые и красные
  • Жилье - Две гостиницы: "Чимбулак" прямо в урочище у подъемников; "Медео" внизу, у катка, 7 км от горы.

Урочище Чимбулак расположено, как известно, недалеко от Алма-Аты, в семи километрах от катка Медео. На Чимбулаке мы были последний раз в марте 93 года, т.е. до наступления там исторического материализма. Поэтому об уровне нынешних цен сказать что-либо трудно. В 93 г. вся поездка на двоих, включая самолет, подъемники, неоднократные заходы в местные рестораны, и т.д. обошлась нам с женой в 400 долл.

Как добираться до Алма-Аты - вопрос, обычно, решается однозначно: только самолет. Поезд идет больше трех суток. Сейчас в А-А, помимо Аэрофлота, летает Трансаэро, так что выбор есть. Тем не менее, учитывая 4 часа лета и разницу во времени 3 часа, лучше выбирать ночные рейсы, чтобы на место добраться утром.

Из аэропорта А-А до Медео добраться без проблем на машине. Езды где-то полчаса. Рядом с катком расположена гостиница "Медео", где, собственно, мы и жили. Гостиница, по советским меркам, вполне приличная, двухместные номера, душ, туалет, телефон, телевизор. В гостинице был пункт проката, но там мы брали только коньки. Кормили в ресторане гостиницы, опять-таки, по советским меркам, прилично, и, главное, до отвала. Хотя с маленькими детьми могли быть проблемы. В принципе, в "Медео" был стандартный набор вечерних развлечений, но мы предпочитали по вечерам кататься на коньках на "Медео". Можно также спуститься в город, либо на рейсовом автобусе, либо на машине. В А-А есть потрясающее местечко: банный комплекс "Арасан". Кто был - тот знает. Особо рекомендую восточную баню. Более обалденного варианта я еще не встречал.

Есть еще одна гостиница (200 мест), прямо наверху, на Чимбулаке. По условиям жизни, вроде бы, тоже неплохая, но скука там смертельная, т.к. пойти некуда - кругом один снег, а вечерние катания в 93 г. еще не практиковались. Да и добираться оттуда в город и аэропорт затруднительно.

Так вот, утречком, после завтрака, выходите Вы на крыльцо гост. "Медео" (1695 м над у.м.), смотрите наверх, выше противоселевой плотины, в сторону Чимбулака, и оцениваете погоду на горе. Если там облачность, снег, и т.д., то с подъемом на Чимбулак могут быть трудности, и лучше сразу отправляться в город: на рынок, в баню или просто погулять. Если погода ничего, тогда можно брать лыжи и грузиться на транспорт, поднимающийся на Чимбулак. Транспорт заслуживает отдельного описания. В 93 году это были: два тентованных ГАЗ-66, два ПАЗика на шасси 66 и с двигателями от ЗИЛ-130, один КамАЗ с кунгом и на всех ведущих, естественно. Подъем тогда стоил 400 р. с человека, а доллар стоил 700 рублей. Но это ничего не значит сегодня, поэтому можно не обращать внимания. Приятнее всего было ездить на КамАЗе - он поднимался спокойно, быстро, без натужного рева движка, на то он и дизель. Дорога на Чимбулак начинается прямо от катка, сначала машина без проблем поднимается на противоселевую плотину, потом идет довольно спокойный подъем до сернистого источника, а вот на последних 2 км перед Чимбулаком начинается цирковое представление. Там идет довольно крутой серпантин с двумя <тещиными языками> - поворотами на 180 градусов с подъемчиком. А вся эта полноприводная техника, в принципе, не признает цепей и ходит на голой резине. И если у 66-х и КамАЗа эта резина вездеходная, то на ПАЗиках - обычная дорожная. И вот однажды мы попали: у ПАЗа на первом <языке> глохнет движок, он жмет на тормоза и начинает на заблокированных колесах сползать по обледенелой дороге обратно вниз. Происходит это все довольно быстро, но видится как в замедленном кино. Сползал он метров 150, крутясь вокруг вертикальной оси и дрейфуя о одной обочины к другой. И если одна обочина - это скала, то другая, естественно, пропасть. И если женщины так толком ничего не успели понять, то мужики, в большинстве своем, имеющие машины, ситуацию просекли мгновенно. В общем, когда он остановился в сугробе, коленки подгибались у всех. Дальше поднимались пешком. Так что, транспорт - одно из узких мест на Чимбулаке.

Собственно, сама дорога заканчивается непосредственно у гостиницы "Чимбулак". Чтобы добраться до подъемников, нужно пройти еще метров 100 вверх. Здесь начинаются два параллельных одноместных бугеля длиной около километра и одиночная креселка (первая очередь) длиной 2 км. На креселку обычно стоит ломовая очередь. Плюс <сироты, дети Поволжья> и другие, которые без очереди, и в результате минимум 20 минут стояния (в выходные - до часа). И бугеля, и креселка идут практически параллельно. Вторая очередь креселки - двухместная, длиной около 1 км, поднимает почти что к самому Талгарскому перевалу.

Склон вдоль бугелей - откровенно для начинающих, с небольшим перепадом и укатан до безобразия. Более или менее интересное катание происходит на второй очереди и в верхней части первой очереди креселки. Наверху также начинается одна из немногих в Союзе полноценных спусковых трасс, длина ее около 3500 м. Обычно она не размечена, но ее довольно легко определить по профилю склона. Иногда удается пройти ее всю практически без помех и остановок. Вот тогда - кайф. Но такое бывало редко. Вся верхняя часть трассы спуска идет по своеобразной котловине, выходящей на Талгарский перевал, и снега в этой котловине было по самое некуда. Вплоть до того, что под нагрузкой кресла сиденьями скребут по снегу, пока доедешь до верха - задница мокрая насквозь. Зато катание стоит того. В 93 г. ратраками на Чимбулаке и не пахло, поэтому полноценная целина на второй очереди была гарантирована. Но вторую очередь включали далеко не всегда. Ниже, вдоль первой очереди креселки, катание не отличается разнообразием, есть пара крутяков, но они обычно разбиты до бугров, с ходу не проскочишь. Довольно любопытно кататься в <молоке>, поскольку трасса не размечена и идти по ней приходится на ощупь, что небезопасно. Плюс к этому, в одном месте на трассе был натянут трос, опять-таки без обозначений, что чуть было не стоило одному из нас головы в буквальном смысле.

Откатавшись, нужно проделать обратный путь до гостиницы на том же 66-м, последний транспорт уходит вниз около 15.00. Вечером, если жить в "Медео", можно двинуть в ресторан, их там в ближайшей округе было штуки три, а можно на каток. Коньки берутся напрокат в гостинице, на Медео вечером включают одну или две мачты освещения, народу на всем катке - человек 10 максимум. Сколько стоит - уже не помню, но это не имеет значения. Для особых любителей девушки б/к предлагали "массаж в номерах" - мы, честно сказать, не рискнули.

Вот, пожалуй, и все впечатления от катания на Чимбулаке, если коротко - то скучновато. Начинающим и чайникам может и неплохо, но, по большому счету, тех денег, которые сейчас просят, это не стоит (в сезон 96/97 видел цифру 500 долл в неделю в "Чимбулаке" - без дороги и подъемников). Плюс границы, непонятные казахские ТЕНьги, четыре часа чистого летного времени, три часа разницы в часовых поясах. Известно, что бешеной кобыле семь верст - не крюк, но все-таки ?!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024