На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Немного бездорожья, немного разгильдяйства:
поездка по странам бывшего соцлагеря - Румынии, Болгарии, Сербии.

Вадим Косолапов
Сайт автора: duskrider.narod.ru

Часть 1. Румыния.

Определение маршрута зимней поездки, как обычно, было непростым. Теребились атласы - дорожный и горнолыжный, тщательно взвешивались плюсы и минусы различных мест. В конце концов в массе различных обстоятельств и аргументов стало вырисовываться предстоящие путешествие.

С одной стороны, жена была одержима идеей вывезти Алису в большие горы, дабы детеныш получил столь необходимый накат. С другой, везти дочь во Францию-Австрию и другие альпийские страны она не хотела под предлогом того, что там слишком хорошее катание, которым в полной мере при наличии в компании девочки 5,5 лет насладиться не удастся. Отсюда следовало, что ориентироваться надо либо на фиников, либо на Болгарию/Румынию. В Болгарии и Румынии горы не особо высокие, катание не выше 2000 м и ехать туда желательно в феврале. Раньше и позже может быть засада со снегом: в январе его может не быть еще, а в марте - уже. В пользу бывшего соцлагеря говорило и то обстоятельство, что это была последняя возможность беспроблемно уехать в феврале - со следующего года дитю уже пришлось бы пропускать школу. Старший сын, пролетавший мимо по причине выпускного класса, тоже высказывался за Болгарию: типа, туда можете ехать без меня, не больно-то и хотелось.

Остановились на следующем варианте: болгарская виза тупо покупается, чтобы лишний раз не обременять себя поездками в Мск и бронированием жилья, к ней почти автоматом пристегиваются румынские транзитки, дающие по пять дней до и после болгар на исследование страны, плюс Сербия, въезд в которую для россиян возможен как по визе, так и по ваучеру. После звонка в посольство Сербии я укрепился в мысли въезжать по ваучеру, так как в посольстве непременно хотели видеть бронь жилья; я же, наоборот, старался остаться максимально свободным в сроках и планах поездки.

Ваучер был раздобыт с помощью знакомых по интернету на сервере www.auto.ru, болгарские визы - куплены у одного из крупнейших туроператоров по Болгарии (2*50$ + 10$ за дите). На основании этого в посольстве Румынии были получены самостоятельно транзитки (2*38$ + 10$ за дите).

Источником информации по горнолыжным местам стали в основном отчеты на RASCе:
По Болгарии - тут, по Румынии - тут

Кроме того, откуда-то надыбал ссылку на румынский горнолыжный сайт с характеристиками трасс и подъемников, которая весьма пригодилась при планировании.

Это здесь: ski-in-romania.com

Еще полезный ресурс по Румынии: skiresorts.ro

Вообще, в информации по Румынии и Болгарии недостатка не было, а вот в Сербии, похоже, мало кто бывал. О горных лыжах в Сербии было известно только то, что там есть такое место, как Копаоник ( kopaonik.net ). Здесь опять помог Виталий aka Snoopy (с авто.ру) - прислал ценную ссылку на skijanje.co.yu.

Выезжать решил вечером, чтобы к следующему вечеру приехать в район Хмельницкого. За несколько дней до отъезда попробовал было сдвинуть рабочий ритм - спать ложился попозже (или пораньше?), часа в 3-4, пытался спать днем. Организм усиленно сопротивлялся, в итоге я забил на эту идею, решив, что лучше полноценно выспаться в день отъезда.

В этот раз я хотел тщательно учесть все расходы, поэтому все деньги, которые брались с собой, были пересчитаны, а для учета трат был заведен блокнотик. Сразу скажу, что эта затея с треском провалилась - после возвращения сумма записей в блокноте никак не хотела сходиться с цифрой, полученной путем вычитания фактического остатка из начального капитала. Я, конечно, предполагал, что что-то будет упущено, однако расхождение оказалось слишком значительным. Поэтому статистики не будет. :о((

ЧЕТВЕРГ-ПЯТНИЦА, 09-10 ФЕВРАЛЯ.

Наконец настал день отъезда. В 22.40 отъехали от дома, установив «0» на одометре. С одним небольшим пересыпом под утро к 11:20 (пробег 1029км) добираемся к российско-украинской границе. Маршрут: Н. Новгород - Москва - Подольск - А101 - М3 - Брянск - Почеп - Климово - п/переход Три сестры. Таможенник проявляет абсолютно неуместную дотошность и заставляет писать декларации, при этом валюта его не интересует, зато раза 3 переспрашивает, какого года издания книга про Гарри Поттера.

На украинской границе трое здоровых бугаев, представляющих сразу все пограничные службы, сбились в одну будку, греются и над чем-то дружно ржут. Быстренько заполняю иммиграционные карточки, про транзит, естественно, нигде не упоминаю - типа, едем кататься в Славско. Народ настроен благодушно, поэтому декларирование денег в устной форме с шуточками и прибауточками всех устраивает. В 12-10 мы въезжаем в незалежнюю. К 19:10 с пробегом 1674 км въезжаем в Хмельницкий - практически точно по разработанному плану. Стемнело. Я рад, что все идет по графику, и в принципе чувствую потенцию доехать до Каменца-Подольского. Но сразу на въезде в Хмельницкий на глаза попадается большой мотель, и это решает дело.

СУББОТА, 11 ФЕВРАЛЯ.

С утра подкрепились, и в 9.55 уже по местному времени поехали дальше. Дорога вьется по холмам то вверх, то вниз, и под лучами яркого солнышка подъезжаем к Каменец-Подольскому. Это первый из запланированных к посещению объектов в нашем путешествии.

Опрошенный таксист подсказал, что традиционным способом к фортеции подъехать нельзя: закрыт старинный мост, и объяснил, как подобраться с тыла. Проезжаем через весь город в сторону Черновцов, выезжаем на мост. Впечатляющее зрелище! Мост перекинут через каньон, промытый речкой в скалах, высота около 50 метров. Летом тут можно прыгнуть с тарзанки - посередине моста укреплена «стартовая площадка». Чуть дальше около брошенного поста ГАИ сворачиваем по указателю на Должок, и примерно через километр мы прямо у стен крепости (1792км).

Сооружение прелюбопытнейшее! Наверняка лет 400 назад это был крепкий орешек для любого завоевателя. Все в том же речном каньоне образовался скалистый островок, видимо, из более твердой породы, которую не смогла размыть река, на нем и воздвигли крепость.

Билеты стоят 10гр (2*4+2 за дите), право фото и видеосъемки - еще 10гр (55руб). Еще 5 гривен даю билетерше на входе, чтобы присматривала за машиной. Посетителей относительно много для явного несезона. Осмотр занимает около 40 минут, видно, что крепость реставрируют, насколько хватает средств. Затем по старинному мосту перебираемся в старую часть города, делаем несколько снимков. В 12.15 уезжаем оттуда.

Крепость в Каменец-Подольском
Крепость в Каменец-Подольском
Крепость в Хотине
Крепость в Хотине

Через 30 км - городок Хотин, где на берегу Днестра находится еще одна крепость. Подбираемся как можно ближе, однако все равно, чтобы попасть внутрь, надо идти пешком метров 400, поэтому ограничиваемся фото- и видеосъемкой издали.

По дороге в Черновцы попадается любопытный городок - Боян. На фоне всех остальных населенных пунктов он выделяется, как аристократ, неведомо как попавший на сельскую сходку. Супермаркеты продуктов и электроники, фитнесс-центр, все ухожено, и судя по надписям, принадлежит одной фирме. Алмазы они там добывают, что-ли?

В Черновцы попадаем в 13.31/1875км. По дороге до границы пару раз видим в селах гайцев с радарами, но нам везет. В хвост примерно из 20 машин утыкаемся в 14.04.

На въезде вручают декларации. Я не тороплюсь их заполнять, рассчитывая, что снова прокатит устное декларирование. Однако не проходит, а поскольку мы уже почти въехали в зону таможенного досмотра, встаю чуть в сторонку и начинаю торопливо писать.

Прежде чем излагать дальнейшие события, я просто обязан сделать следующее заявление: УКРАИНСКИЕ ТАМОЖЕННИКИ - ПРАВИЛЬНЫЕ ЧЕЛЫ! УВАЖАЮ!!! По крайней мере, некоторых.

Безусловно, я знал, что денежки надо считать до копеечки: и доллары, и рубли, и гривны, и евро. Более того, все это было проделано заранее, перед въездом на Украину, но тогда не пригодилось. И вот, поскольку во время пребывания на территории Украины в кошельке произошли некоторые изменения, пришлось срочно заново все пересчитать.

Меня с заполненными декларациями заводят в будочку, и просят на глазах мытарей достать и пересчитать деньги. Уверенно извлекаю запасы. Рубли, баксы, гривны...пока все нормально. Выкладываю евро и с ужасом вижу, как сумма, указанная в декларации, уже набрана, а рука продолжает извлекать из барсетки купюры!.. А-А-А!!! Твою мать!

Не знаю, как так могло получиться, но я недовписал 420 евро и вмиг из законопослушного беззаботного туриста-горнолыжника превратился в злобного контрабандиста с подозрительно бегающими глазками. Лица государевых людей посуровели. «Как же так, Вадим Геннадьевич?...» - вопрос повис в воздухе. Я тем временем судорожно вспоминал размеры возможных потерь. Твердо помнил, что корячится стопроцентная конфискация незадекларированной суммы. А вот штраф, как мне помнилось, могли назначить до 1000$, а могли и не назначать.

Было ужасно уныло. Тем временем машине устроили гораздо более дотошный шмон - вдруг где-то там притаилась еще пара сотен килобаксов?..

Затем таможенники мне велели ждать в машине, а сами удалились к себе держать совет, что со мной делать. Краем уха успеваю услышать реплику таможенницы старшему - что-то типа: «Да у них там ребенок...»

Через несколько томительных минут меня снова приглашают в будочку, старший пододвигает ко мне евро (ВСЕ!) и говорит: «Забирайте и поезжайте!» Я, не веря своим ушам, судорожно пытаюсь отделить некоторое количество дензнаков. Но мне сурово указывают на дверь и твердо заявляют: «Не для этого мы все затевали!» Честно, я был в шоке, о чем и сообщил действующим лицам. Выразив максимально горячую благодарность и респект, в легкой эйфории уезжаем к румынам. Определенно гораздо сильнее поднимают настроение не те неприятности, которых не было, а те, из которых удалось выпутаться без потерь.

Румыны - это что-то! Не устают придумывать всякие новые способы отъема денег у желающих въехать к ним в страну. Причем это национальное хобби начинается еще в посольстве, где периодически повышают плату за визы, и продолжается и развивается на границе. Сначала к нам устремился чувак с распылителем наперевес. Однако распылять ничего он не стал, а со словами: «Дезинфекция!» - направил в будочку платить 15$. Видимо, за эти деньги бациллы сами должны убежать с нашей машины назад, в сторону Украины.

Следующим стал платеж за проезд по дорогам Румынии - абсолютно новое изобретение, упоминаний о котором в конференциях раньше я не встречал. Стоит эта радость 3 евро, взамен дают круглый стикер желтого цвета на лобовик. Без него погранец не ставит штамп в паспорт.

Наконец, на выезде вас с нетерпением ждут экологи. Говорят, раньше они базировались в Сирете, и можно было просто нагло проехать мимо по встречке. Видимо, это стало практиковаться слишком часто, потому что теперь борцы за природу перебрались прямо на территорию погранперехода и перегородили всю ширину дороги двумя шлагбаумами. Так что - или плати 8$, или иди на таран.

Вырвались наконец - 15.30. В Сирете, как поднимешься в горку, справа будет обменник. В нем меняю 400$ по курсу 2,9. В ходу в Румынии как старые, так и новые леи. Банкноты - с одинаковым рисунком, отличаются только размером и количеством нулей. Пересчитывать курс очень удобно: 10 новых лей = 100 000 старых лей = примерно 100 руб. Вскоре въезжаем в Сучаву. Покупаю на заправке карту(13,9лей/134руб). Несмотря на то, что масштаб такой же, как у меня в атласе, она гораздо более детализирована. Заодно общаюсь с оператором, который объясняет, как проехать к крепости («цетата» по румынски).

Подъезжаем, осматриваемся. После украинских цитаделей впечатления не производит. Крепость выглядит менее изящной, но заметно более древней, и какой-то массивной, что-ли. Полное безлюдье и холод вкупе с начинающимися сумерками и сильным ветром абсолютно не пробуждают желания пройти на стены.

Без особого сожаления покидаем Сучаву и выдвигаемся в сторону Ватра Дорнеи по Е58. Дорога среднего качества, сначала вьется по равнине, потом уходит в горы. Снег вроде как есть.

Поворот на Воронец, судя по карте, находится в самом начале городка Гура Хуморулуй - название корежит слух любого русскоязычного человека, поэтому в дальнейшем я не называл его иначе, чем Гура Геморрой, тем более, что дальнейшие события косвенно подтвердили справедливость этого названия. Поворот в начале городка имелся, и мы на него бодро свернули, хотя непосредственного указателя на Воронец не увидели. Некоторое время пробивались по какой-то паршивой горной дорожке. Я утешал себя идеями, что монастырь должен быть спрятан в какой-нибудь грязной труднодоступной заднице, чтобы врагам(?) его было трудно найти, а монахам - меньше искушаться. Потом опять выехали на равнину, обгоняя телеги, и бодро разбрасывая колесами какашки румынских лошадей, устремились к видневшемуся вдали сооружению, похожему на искомый объект. После 4 километров езды по слою дерьма подозрения переросли в уверенность - очевидно, это был не монастырь. Далее все повторилось в обратном порядке. Заскорузлые румынские возницы смотрели на нас, как на инопланетян.

Отлично обозначенный поворот на монастырь обнаружился в самом конце Гуры Геморроя. Подъехали мы к нему (точнее, к уже закрытым воротам в стене вокруг) аккурат с наступлением темноты. Не впечатлило. Видимо, все самое интересное внутри; фотографировать там, наверняка, запрещено, поэтому, не особо расстраиваясь, отправились дальше.

И тут я хочу отметить, что в Румынии вообще нас постигло рекордное число обломов - иногда по причине нашего, иногда - румынского раздолбайства, а иногда - по абсолютно не зависящим от нас причинам.

О телегах на румынских дорогах не писал только ленивый. Фотографий лошадиных задниц с катафотами и телег с номерами в интернете хватает и без меня, поэтому воздержусь. Возят они исключительно дрова. Вообще, в Румынии перевозка древесины - национальное хобби. Возят все. Лесовозы везут отличные бревна, на телегах перевозятся всякие коряги, кроме этого, периодически встречаются пешеходные персонажи, бредущие все по тем же дорогам с вязанкой хвороста на спине, как в фильмах о средневековье. С одной такой дровяной телеги прямо у нас перед носом свалилось изрядное бревнышко, еле увернулись.

В Ватра Дорнеи приезжаем в 19.30/2120км. Народу на улицах видимо-невидимо. «Ого, жгут аццкие румыны!» - подумал я про себя. Как оказалось, жгли они еще круче, чем я мог себе представить. Поездили по городку, после некоторых препирательств, кто будет первым, пошли искать места. Поначалу капризничали, типа, это не нравится, то не нравится... После пятого отеля с отсутствием свободных мест в голову полезли всякие нехорошие мысли. Все, что я читал о съеме жилья в Румынии, подтверждалось с точностью до наоборот. В теории жилья должно быть навалом - так было и на практике, но это не грело - селиться было некуда. Переместились в поисках на периферию городка. Там-то в кемпинге нам наконец обрисовали размер засады, в которую мы попали. Выяснилось, что именно сегодня (вот оно, западло!) в Ватра Дорнеи проводится национальный праздник снега, музыки в стиле скай и кантри, и поэтому даже окрестные сараи забиты под завязку.

Наездив по окрестностям 16 км в тщетных попытках найти жилье хотя бы в соседних деревнях, скрепя сердце поехали в обратную сторону. На других направлениях более-менее крупные населенные пункты находились в 80 км минимум. В деревушке через 15 км сунулись в отель - глухо. Два отельчика в верхней точке перевала - аналогично. Наконец, уставшие и злые, заселяемся в симпатичные апартаменты в Campulung Moldovenesc, вернувшись назад на 41 км. Время 21:20, пробег 2176 км.

Ночлег в трипле обходится в 80 лей/772 руб, еще 20 - легкий ужин. По телевизору, явно глумясь над нами, показывают прямую трансляцию праздника из Ватра Дорнеи.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 12 ФЕВРАЛЯ.

Горнолыжные курорты Румынии
Горнолыжные курорты Румынии (300 Kb)

Следующее утро радует морозной и солнечной погодой. Уже в 9:20 отъезжаем. После перевала солнце резко прячется в снежные тучи. В Ватра Дорнеи покупаем 6 подъемов на двоих за 54 леи/521 руб. (Алиса - на халяву). Оборудование у народа в очереди - просто ужасное, в основном классика в отвратном состоянии. Покет Рокеты жены, да и мои Монстры вызывают тотальное любопытство. Парнокреселка весьма тягомотная, подъем занимает 25 минут. Есть промежуточная станция и слезать вообще-то лучше на ней. Но мы по незнанию первый раз поднимаемся на самый верх. Здесь несколько кафешек, куда едет посидеть некатающий народ. Лыжникам же, чтобы поехать вниз, надо сначала забраться пехом на пригорок, а потом спуститься по длинной пологой горке с контруклоном в конце к промежуточной станции. Вариантов основного спуска в самый низ два - попроще, где съезжает основная масса лыжников, чуть потруднее - под креселкой. Спуски неинтересные, неготовленные, если и есть пара кусочков, которые можно условно счесть красными, то только из-за их узости в сочетании с большими буграми.

На горе в Ватра Дорнеи
На горе в Ватра Дорнеи

К 13 часам выкатываем наши подъемы - и слава богу. В 13:45/2220км после посещения магазина стартуем по 17В в сторону Биказа. Дорога вьется по дну ущелья вдоль реки Быстрица. Время от времени дорогу неожиданно преграждают натеки льда, в солнечную погоду стекающего со склонов.

В устье Быстрицы (2308км/15:20) перед впадением в искусственное озеро Биказ видим описанную в отчетах одинокую скалу. Видимо, я себе представлял это зрелище несколько более грандиозным, поэтому несколько разочарован. Заправляемся на Лукойле, который, как спрут, опутал сетью своих заправок весь бывший соцлагерь. Бензин по 3,27лей/31,5руб, заливаем до полного на 173,5 леи.

Вскоре дорогу с обеих сторон стискивают скалы - начинается подъем на перевал Биказ. Читал в отчетах про это место, его называли «Шея дьявола». По мне, больше напоминает кишечник (не из-за запаха, разумеется, а из-за многочисленных виражей). :о))) Единодушно приходим к выводу, что только из-за этих видов однозначно стоило ехать таким путем. С обеих сторон дороги вздымаются отвесные 400-500 метровые скалы, нависающие над тобой. Картину несколько портит небольшой базарчик, уродливо расположившийся там, где скалы немного расступаются в стороны. Долго снимаем видео и фотографируем, жаль только, что света уже мало, впрочем, здесь много его не бывает никогда.

Виды на перевале Биказ
Виды на перевале Биказ
Виды на перевале Биказ
Виды на перевале Биказ

Выше на дороге появляется довольно много снега. Качество покрытия отвратное, трудно понять, такой это асфальт, или раскатали в ледяные бугры выпавший снег. Выезжаем в местечко Лаку Розу. Здесь курорт - много отелей, где-то должна быть горнолыжная трасса (малоинтересная), рядом в узком ущелье одноименное озеро, густо заросшее елями по берегам. Красиво!

Довольно долго дорога просто петляет, без уклона, потом начинается затяжной спуск. Снега много, он не чищен, приходится быть очень осторожным. В самом низу, не доезжая пару километров до Георгени, видим слева весьма неплохую трассу - на вид красно-черная, перепад метров 300, бугель. Жаль, что уже смеркается, да и ехать нам еще далеко. После Георгени я с наслаждением позволяю себе несколько расслабиться - горы кончились. Зато, поскольку дорога заметно более оживленна, в деревнях стали появляться засады с радаром. Встречные в основном предупреждают. В Izvorul Muresului (между Георгени и Меркуриа Чук, на одометре - 2427км) есть бугельный подъемник, обслуживающий горку, в которой, на глаз, метров 200 перепада и красно-синий уклон.

Где-то посередине между Меркуриа Чук и Сфанту Георге дорога неожиданно уходит резко вниз, петляя самым настоящим серпантином. Такое впечатление, что до этого мы все время ехали по плато. Через 11 км после Сфанту Георге наша дорога 12(Е578) вливается в 11-ю(Е574), идущую от Бачо. До Брашова всего 21 км, трафик становится весьма интенсивным. В какой-то момент движение замедляется, впереди все начинают перестраиваться в левый ряд. Делаю, как все, впереди вижу причину: дорожная машина, вроде тех, что у нас разбрасывают песок с помощью вращающегося приспособления, закрепленного внизу под бункером, медленно едет в правом ряду. Только она заметно больше размером, особенно бункер. В темноте начинаю обгонять ее, инстинктивно стараясь держаться как можно левее, чтобы не пропасть под удар камушков. И вдруг вижу на верху бункера, на высоте второго этажа, две фигуры, которые безостановочно машут лопатами, разбрасывая песчано-солевую смесь вручную! Это был шок, второй за эту поездку. Больше всего я жалел, что не могу снять это чудо на видеокамеру.

Проезд Брашова (2560км/20:00) проблем не вызвал - указатели на Бухарест имеются в достаточном количестве. Дорога 1(Е60) весьма неплохого качества, жаль только, что двухполосная. Перевал Предял ничего сложного собой не представляет - десяток петель, и мы въезжаем собственно в городок, где планируем прожить несколько ближайших дней. Сразу видно - местечко курортное. Масса вилл, отелей, все ярко освещено, на горе напротив хорошо видна освещенная трасса с лыжниками. (Ночное катание - ежедневно.) Первым делом заезжаем на площадь перед ж/д вокзалом в расчете обнаружить там желающих сдать жилье. Есть один - дедок, абсолютно не разговаривающий на других языках, кроме румынского, и, к сожалению, довольно туповатый и глуховатый. Общение с ним - единственный случай, когда я так и не смог добиться, чтобы меня поняли.

Квартира, которую он нам сватал, была в принципе с неплохим ремонтом, но в очень старом доме, и характерный запашок иногда просачивался сквозь свеженаклеенные обои и плитку. Хотел дедок 100лей/965 руб. Мы до конца не были уверены, хочется нам сюда или нет, поэтому попытались забиться с ним на 22 часа. Дед жестоко тупил и в который раз заводил песню о сочности своей квартиры и о том, насколько гуманную плату он просит. Как мы не укакивались, он нас так и не понял (что выяснилось позднее, при нашем приезде на гипотетическую стрелку).

Покружили по городку. Где-то все занято, где-то не достучишься до хозяев, где-то хотят дорого (платить в Румынии 60$ за апартаменты я не собирался). Дедок, подонок, продинамил. Ну и хрен с ним - изначально у его варианта был большой минус: машину надо было ставить где-то в кустах на задворках: с моей точки зрения, идеальное место ее нахлобучить. Короче, пошли устраиваться на одну из посещенных в самом начале вилл. Правда, не апартаменты ни разу, зато обстановка приятная...

Все чистенько, уютно, 2 комнаты, балкон, телевизор, душ - 111 лей/1070руб в день. На часах было 22:00, на одометре - 2600 км...

ПОНЕДЕЛЬНИК, 13 ФЕВРАЛЯ.

На следующий день, наконец, наступила долгожданная катуха. За ночь выпало сантиметров 20 снега, поэтому на ноги было нацеплено то, что пошире, и мы, отоспавшиеся, двинули на нашу домашнюю горку. По дороге заехал в информационный центр, купил там за 4 леи схемы всех горнолыжных курортов долины в чрезвычайно убогом исполнении.

Несколько слов о Предяле. Это довольно большой поселок, вытянувшийся вдоль трассы Брашов - Бухарест примерно на 4 километра. Поскольку скибусы нами замечены не были, вопрос выбора места проживания имеет далеко не последнее значение. В непосредственной близости от горы очень ограниченное количество жилья, и оно заметно дороже. Парковка возле горы платная, стоит 4 леи.

Схема трасс в Предяле. Желтым показаны проектируемые трассы.
Схема трасс в Предяле. Желтым показаны проектируемые трассы. (254 Kb)

Параметры горы таковы: перепад 394 метра, с вершины ведут три трассы (с одним вариантом): две красные длиной соответственно 2100 и 2250 м, и черная - 1200 м. Работает 4-хместная быстрая креселка с замедлением в зоне посадки, наверх поднимает за 6 минут. Есть несколько бугелечков, обслуживающих разные участки склона и небольшую трассу в самом низу.

Удивительно: судя по надписям, подъемники должны начинать работать в 9:00, однако включают их только в 10. Для нас было очень удачно, что в Румынии понятие «абонемент» отсутствует, везде надо покупать разовые билеты. Естественно, чем больший пакет ты покупаешь сразу, тем дешевле обходится один подъем. Непонятно было, как себя поведет на горе Алиса (то, что видно снизу, выглядит достаточно злобно в сочетании с нератраченным снегом), поэтому много подъемов не покупаем. Дети, правда, бесплатно только до 5 лет, но Алисе успешно сбрасывается полгода. Разовый подъем - 8 лей, пять - 39 лей(376 руб). 10 стоят уже 70 лей.

Трассы, ведущие с вершины, неплохие, но у них есть недостаток - на красных трассах есть абсолютно плоский участок. Черная - очень хороша (она - на фото), но в конце приходится аж топать пешком вверх.

Вид снизу на гору в Предяле
Вид снизу на гору в Предяле

Алиса демонстрирует достойную езду по красным трассам, с каждым спуском заметно прибавляя. Причем, хитрюга, частенько норовит залезть вслед за отцом в целину. Я по мере сил стараюсь претворять в жизнь напутствия тренера, следя, чтобы она не садилась на попу и не вставала в плуг. Поскольку разнообразия тут немного, а румынская программа очень насыщена, после нескольких спусков по всем трассам решаем перебраться куда-нибудь еще. Грузимся в машину и едем в сторону Бухареста. В 6 км от Предяла - местечко Азуга, где тоже есть катание. Однако я знаю из отчетов, что по понедельникам там закрыто, и мы едем дальше, в Синаю. По моим представлениям, самый большой, раскрученный и высокогорный румынский курорт должен работать без выходных. Между Азугой и Синаей еще 12 км, посередине городок Буштени, из которого есть заброска маятником на плато в общую с Синаей область катания без возможности спуститься на лыжах.

В Синае около нижней станции подъемника пустынно, очевидно, что он не работает. Никаких объявлений о режиме работы, никакой информации... Проходящая мимо немолодая женщина на неожиданно хорошем английском сообщает, что сегодня профилактика.

- А завтра будет работать?

- Кто его знает? Может, будет, может, нет...

Фигасе, организация... И что сейчас делать? Вроде как можно сходить во Дворец Пелеш - но с другой стороны, в Синаю все равно ехать еще раз. Ладно, времени пока немного, поломимся в Пояну Брашов. Туда можно попасть двумя путями: 1) доехать до Брашова 39 км, затем по другой дороге еще 13 км до места, 2) через 18 км на окраине Предяла свернуть на 73-ю дорогу, через перевал проехать 21 км до Рашнова и оттуда до Пояны Брашов остается километра 4. Действуем по второму варианту. 73-е шоссе явно менее оживлено и плохо чищено, поэтому на преодоление перевала тратится довольно много времени. Самое удивительное, что на равнине потом дорога продолжает выписывать без видимых причин такие петли, что только держись!

Въезжаем в Рашнов. Вот и указатель: Пояна Брашов - направо, собираюсь свернуть, но там какой-то заснеженный проулок. Ага, поспешили, значит, - все дальше. Дальше нет ни хрена - городок заканчивается. Ну ладно, заезжаем в проулок - и через 50 м утыкаемся в забор с надписью «проезд закрыт». Опять облом - уже второй за день! Я эмоционально описываю некоторые национальные черты румынского характера.

Ну нет, жабищи, у нас есть запасной вариант - замок Бран в 12 км от Рашнова. Решено - едем смотреть место обитания Влада Цепеша. Замок живописен, прогуливаемся по базарчику, присматриваем сувениры. Дойдя до кассы, видим там - угадайте с одного раза, что? - правильно, объявление, что по понедельникам замок закрыт. Хорошо, что хотя бы само здание никто не прячет, можно сделать фотографии.

Замок Бран
Замок Бран

Все, возможные развлечения и экскурсии исчерпаны. В Рашнове съедаем в кафе два бизнес-ланча на смешную сумму 14 лей (135 руб).

Меняю в попавшемся на глаза обменнике еще сотню евро по курсу 35. Так, а это что у нас там на горе над городом? Рашновская крепость? Ладно, поехали хоть на нее посмотрим. Опытно-экспериментальным путем находим единственный выезд из города в том направлении. Дорога вьется по узкому ущелью, причем как-то не очень приближаясь к крепости. Через несколько километров въезжаем...в Пояну Брашов. Подъемники крутятся, народ катается, я злобно матерюсь. Нет, ну что стоило внизу написать «объезд»? Нехорошие люди.

Жена пытается настроить меня на философский лад. Приглядываемся, как тут и что, для следующего приезда. Возвращаться решаем через Брашов.

В Брашове устраиваем себе обзорную экскурсию. Кроме исторического центра, все остальное очень напоминает о закончившемся развитом социализме. Заезжаем в крепость 16 века - так себе, осмотра, в общем-то, не заслуживает.

Домой возвращаемся в 18:30/2771 км. Вечером меня «осеняет» мысль, что сроки действия визы могут исчисляться не полными сутками, а календарными днями. При таком раскладе сваливать придется на день раньше и соответственно перекраивать планы. Срочно ищу интернет-кафе для проверки. Это было весьма непросто, пришлось нарезать по городу километров 5. Опуская подробности, дам наводку на сие заведение: находится на первом этаже в одном из многоквартирных домов (блоки) в первом ряду по другую сторону от железной дороги, примерно напротив подземного пешеходного тоннеля под путями.

Быстренько запостил вопрос в надежде на скорую помощь коллективного разума, просмотрел почту и вернулся в отель, пить пиво. Интернет в Румынии обошелся в 10 лей за 23 минуты.

ВТОРНИК, 14 ФЕВРАЛЯ.

За ночь навалило еще сантиметров 20 снега, я в легких сомнениях, смогу ли выехать с парковки? Откопавшись, едем осваивать Азугу. От поворота с трассы до подъемников километра два, въезд на парковку платный, 2,5 леи. Мне бы надо было не останавливаться на огромном расчищенном паркинге сразу за шлагбаумом, но мы тут первый раз. После выяснилось, что можно было проехать дальше и оставить машину прямо возле подъемника.

Традиционный румынский прикол: черным по белому на кассе написано - с 9:00, на часах 9:45, однако никто даже не чешется. В 10:00 запускают кресло. Для детей халява здесь не предусмотрена, поэтому 3 подъема на Алису встают в 21 лею/203 руб, 3 подъема на взрослого - 30 лей/290 руб. Поражаюсь, насколько то убожество, которое приведено в моей купленной в инфоцентре книжице, отличается в худшую сторону от висящей тут же нормальной схемы трасс. Интересно, что стоило поместить нормальную карту? Короче, сравните сами.

Отстойная схема трасс...
Отстойная схема трасс...
...и нормальная
...и нормальная

А вот сама гора просто супер! Перепад - 561 метр, ни единого выполаживания, зачетная красная гора. Плюс к этому - вся покрыта 20 сантиметровым слоем выпавшего за ночь пуха. Я повизгиваю. Народу - 7 человек (вместе с нами). В нижней части горы - небольшой бугель для начинающих, но билеты на него продаются отдельно, и в другой кассе. Небольшой недостаток - то, что с трассы Sorica к началу креселки метров 100 приходится перемещаться коньком, а для нас это означает, что нужно еще и тянуть за собой Алису.

Трасса в Азуге. Как-то одиноко... :о))
Трасса в Азуге. Как-то одиноко... :о))
И подъемник там же
И подъемник там же

Обращаю внимание на трассу Cazacu - на схеме про нее написано, что она под реконструкцией. Интересно. Наверху спрашиваю канатчика - можно туда? Он говорит, что можно, но «very difficult». Я отвечаю - «Фигня! Айм вери экспиренс скиер!» - и длинным траверсом влево (если смотреть с сиденья креселки) уезжаю туда. Нет, насчет вери диффикалт он явно погорячился, а вот супер паудер - это точно. Официально гора закрыта, видимо, на ней ведутся работы по профилированию, т.к. половина ширины склона нормальная, а вторая крутым откосом уходит вниз и завалена валунами. Зато какая там целина!!! Почти нетронутый снег после снегопадов двух последних дней! Офигенно. Я переполнен эмоциями. В облаке снежной пыли вываливаюсь к верхней точке еще одного бугеля для начинающих. Оттуда, если не притормаживать, доезжаешь почти до креселки. Кстати, о ней: довольно старая, двухместная, длиной почти 2 км, поднимает наверх не меньше 20 минут.

Делюсь эмоциями с семьей, едем туда еще раз, все вместе. Алиса потихоньку спускается вниз, а мы устраиваем видео-сессию, радуясь выглянувшему солнышку. Закончив съемку, начинаю спуск...стоп, а где же юная девица? Хорошо, что не уехал вниз. Глянув вбок и вниз, туда, где трасса не доделана, сразу вижу дочуру - увлеклась, заехала под горку, а выехать назад уже не хватило скорости. Так и сидела там по пояс в снегу. Выковыриваю ее, продолжаем спуск. Вообще, ездим так: Алису запускаем вперед, благо ездит она уже достаточно уверенно, и отпускаем до пределов видимости. Потом сами несемся вниз, догоняя ее. Так делаем на случай, если она вдруг потеряет лыжу. Снегу столько, что если Алиса поворачивает покруче, то почти останавливается в глубоком снегу.

Поскольку вариантов спуска здесь, строго говоря, два (но супер!!!), то мы еще хотим переехать в Синаю. Правда, довольно много времени ушло на съемки и подъемы на местном кресле...

Тем не менее около 14 часов мы около нижней станции маятника в Синае. Вот-вот должен подойти кабина. Я, торопясь, покупаю билеты. «Вам только наверх, или туда-обратно? - Конечно, только наверх!» Схемы трасс нет ни бесплатно, ни за деньги. Ацтой! Только наверх обходится в 19 лей/183 руб с взрослого носа. Начинаем подъем, и тут я обнаруживаю, что снега-то на склонах почти нет! Начинаю приставать к попутчикам: есть ли возможность спуститься на лыжах? Похоже, что только с изрядными трудностями. Даже в голову придти не могло, что в 10 км от заваленной снегом Азуги может быть такая засада со снегом. Кстати, в отличие от предыдущих мест, здесь много русскоязычного люда. После подъема на первой очереди до 1400м надо выйти и пересесть в другую кабину, которая уже доставит на самый верх, на станцию Кота 2000. Возле промежуточной станции есть отель и туда в принципе можно подъехать на машине - 9 км серпантина из Синаи.

Схема трасс в Синае
Схема трасс в Синае

Синая - единственное место в Румынии, где трассы проложены в настоящих, «взрослых» горах. Виды красивые. Трассы, идущие сверху, отмечены редкими вешками соответствующего снега. Почти везде жестко, снег задутый, приятно только в местах, защищенных от ветра. Для Алисы жесткие красные трассы пока определенная проблема, поэтому спускаемся медленно. Такое впечатление, что сегодня каталось человек 15 от силы - следов очень мало.

Трасса тоже вызывает неоднозначное впечатление: местами она как бы заканчивается - перед тобой обрывчик с елочками, как хочешь, так и едь. Потом вдруг все смыкается в плоское место длиной метров 50 и шириной - 2.

После второго подъема (верхняя очередь стоит 100лей/чел, Алиса бесплатно) жена милостиво отпускает меня отжечь по черной, а сама с дочерью остается в кафе наверху. Я радостно мочу вниз. Притормаживаю у группы людей, методично топчущих склон - я их заметил еще при первом подъеме. Оказывается, бедолаги потеряли лыжу на самом крутяке. Желаю им удачи. Горка ничего, пара участков реально черные, внизу трасса соединяется с красной, по которой ехали первый раз. Чуть-чуть не успеваю на вагон, следующий после того, на котором поднимались мы. Поэтому наверх попадаю в 15:30. Чтобы перейти на трассы, ведущие в котловину, надо подняться метров 30 немного в горку. Забираюсь на гребень. Облом - креселку и бугеля уже выключили, хотя все должно работать до 16. Обзор сверху великолепный, все трассы видно, как на ладони. Дует сильный ветер, в котловине не растет ни деревца, трассы не особо длинные и несложные. Короче, большого сожаления не возникает.

Что-то мне подсказывает, что в Румынии к опоздавшим такого гуманного отношения, как в Западной Европе, не дождешься, поэтому я поторапливаю семейство. Приезжаем к промежуточной станции в 15:57. Оп-па - нам объявляют, что все, маятник работу закончил, спускайтесь как хотите. Это определенно не укладывается у меня в голове. Тем временем таких наивных, считающих, что раз написано до 16, то и возить должны соответственно, набралось человек 20. Что характерно, все русскоязычные. В конце концов все-таки нас спускают вниз на маятнике вместе с персоналом станции и кафе, битком набив кабину.

Похоже, что можно попытаться осмотреть дворец Пелеш (если вдруг он до 18:00). Подъезжаем к самому дворцу, однако сотрудник: а) гонит нас на парковку, с которой надо идти пешком, б) говорит, что уже закрыто. Успеваем сделать пару кадров, и отправляемся посмотреть Синайский монастырь. По дороге бросаем взгляд на информационный щит на въезде: все правильно, сверху крупно написано «с 9:00 до 17:00».

По дороге домой заезжаем в Буштени в глянувшийся по дороге ресторан, где и вкушаем достойный обед за 60 лей на троих. Кстати, если где и есть похожие с русскими слова, так это в меню. Котлета, шницель, еще что-то - значительно облегчает выбор. Замечу, что рекомендованная кем-то чорба де бурта (суп из рубца) категорически не понравилась.

Вечером нетерпеливо побежал смотреть, что коллективный разум сказал про визу. Оказалось - ничего хорошего, Tsn написал, что однозначно виза считается по календарным дням, поэтому завтра до 24:00 надо покинуть пределы Румынии.

Дома, выслушав грустную весть, Аня, поразмыслив, предлагает ход конем - полностью переделать намеченные планы, исходя из открывшихся обстоятельств. Нет, какая умница - периодически радует меня нестандартными решениями. Итак, завтра с утра мы осматриваем дворец Пелеш, затем едем кататься в Пояна Брашов, потом собираем манатки и часов в 7 вечера выдвигаемся в сторону Бухареста. Вечером бегло осматриваем город (тем более, что из тамошних достопримечательностей я наметил к обязательному осмотру только дворец Чаушеску) и уезжаем с тем расчетом, чтобы границу перейти впритирку к полуночи. Затем, по самочувствию, останавливаемся на ночлег либо в мотеле по дороге, либо уже ближе к Софии, и с утра смотрим столицу Болгарии. Отлично! Этот план даже рациональней предыдущего, и мое настроение резко улучшается. Неожиданной проблемой оказалось договориться с администратором виллы насчет позднего чек-аута. Хотя большинство номеров не было занято, максимум, что я выкружил после тягомотных бесед - это выезд в 18:00.

СРЕДА, 15 ФЕВРАЛЯ.

2831 км. Встаем пораньше, в 9:20 мы уже около дворца Пелеш. Точнее, перед шлагбаумом на въезде. Охранники говорят - что рано, еще закрыто. Что за дела?! Изучаем вчерашний транспарант тщательнее. Ну да, с 9 до 17. Ба, а это что такое? В самом низу, в середине большого текста по-румынски, обнаруживаются ма-аленькие циферки - с 10:00 до 16:00, то ли с понедельника до четверга, то ли в зимний период. Нет, может, конечно, мы сами себе злобные буратины, но меня это румынское национальное развлечение №2 с часами работы начинает доставать. Но деваться некуда, возвращаться отсюда несолоно хлебавши и ехать в Пояну Брашов - не лучшая идея. От дороги до дворца метров семьсот, за въезд и дальнейшую парковку взимают 10 лей/96 руб. Стоянок здесь две, на первой останавливаться не надо, лучше сразу проехать на вторую: идти с нее гораздо ближе. Неожиданно образовавшиеся 30 минут тратим на закупку сувениров в торговых рядах на подходе к королевской резиденции. Шопинг встает в 75 лей, еще 20 - билеты во дворец на двоих взрослых.

Дворец Пелеш
Дворец Пелеш
Перед дворцом
Перед дворцом

Безусловно, у румынских королей губа была не дура. Дворец стоит в живописном месте, перед фасадом масса скульптур. С русскоязычной экскурсией нас обломили, пришлось пойти на англоязычную, переводя Алисе наиболее интересные места. Фотографирование и видеосъемка внутри запрещены, поэтому, чтобы дать представление об интерьерах, приведу здесь несколько купленных открыток.

Зал в турецком стиле
Зал в турецком стиле
Часть коллекции оружия
Часть коллекции оружия
Зал в арабском стиле
Зал в арабском стиле
Тоже в каком-то стиле
Тоже в каком-то стиле, запамятовал

Сначала попадаешь в красивейший холл, полностью отделанный темным деревом, с потолком, уходящим под самую крышу. Оттуда начинается поход по помещениям дворца. Помимо обычного набора - зал для приемов, кабинет, библиотека, комната для совещаний и т. д., множество залов выдержано в каком-либо стиле: арабском, итальянском и других. Есть симпатичная коллекция оружия.

Экскурсия занимает немногим больше часа.

Где-то в 11:45 двинулись в сторону Пояна Брашов. Уже знакомая 73 дорога, перевал, Рашнов. Мы на месте. С трудом находим место запарковаться - под боком большой город, и народу тут, судя по всему, много в любой день недели.

Схема трасс просто так не дается, приходится купить ее за 4 леи. Принцип оплаты подъемников такой: подъем на каждой разновидности лифта стоит определенное количество пунктов, которые при покупке скипасса записываются на смарткарту. 60 пунктов, например, стоят 80 лей/772 руб. Один подъем на маятнике - 6 пунктов, на яйцах - 8 пунктов, на бугеле - не помню. Собственно, пункты считали и в Предяле, но там не возникло необходимости пользоваться чем-то, кроме креселки, поэтому эта тема как-то прошла стороной.

Схема трасс в Пояна Брашов
Схема трасс в Пояна Брашов (305 Kb)

Здесь практически все средства подъема лыжников на гору идут параллельно. Выше всех забрасывает маятник - на 1690 м. Суммарный перепад до нижней станции подъемника: 645 м - весьма неплохо! Небольшой крутячок с самого верха приводит к верхней станции яиц, откуда спускается основной поток катающихся. Несмотря на то, что снега здесь, в принципе достаточно (см. ели на фото! :о)), большое количество народа делает свое дело - склоны в весьма ободранном состоянии. Внизу же, где все трассы сходятся воедино, кроме льда, торчит полно камней, и даже езда по самой границе трассы и леса не гарантирует целостность скользячки. Трасс фактически здесь три: одна чисто красная (5+2 на схеме), красная с черными участками(6+3+7) и голубая 4. Правда, справедливости ради надо заметить, что есть несколько незначительных вариантов, что позволяет румынам довести нумерацию трасс на схеме до цифры 7. Спуск, обозначенный на схеме номером 1, я, как ни старался, обнаружить не сумел.

Верхняя часть горы в Пояна Брашов
Верхняя часть горы в Пояна Брашов.
Видны верхние станции маятника и кабинок, и трасса 6.
Брашовские ели
Брашовские ели

Катаемся энергично, памятуя о лимите времени. Хотя за детей надо платить, Алиса практически каждый раз ухитряется пролезть через турникет бесплатно, прижавшись к кому-нибудь из взрослых. Вообще, трассы достаточно интересные, фактически, начинающим будет комфортно только на синей 4. В верхней части горы огромные ели растут пореже, и между ними осталось еще некоторое количество целины (на которую здесь, к счастью, не больно-то и клюют), чем мы и пользуемся. Алиса на вопрос «А почему ты лезешь в целину? Тебе же там труднее?» ответила следующее: «А я хочу, чтобы было как в фильме - с дымом!» :о)) (Имелись в виду многочисленные виденные фильмы TGR и Warren Miller)

Однако пора. В Предял приезжаем в 16:45, душ, энергичные сборы. В 18:05, не нарушая договоренностей, стартуем в сторону Бухареста. Как уже говорилось, дорога неплохая, а где-то в районе Бреазы горы заканчиваются, и она становится совсем хорошей, расширяясь до 4 полос.

На объездной Плоешти, ослепленный встречными, сворачиваю за впереди идущей машиной на 1А. Правда, понимаю это через десяток километров, заподозрив, что дорога стала какой-то слишком узкой и пустынной. Глянув в карту, расслабляюсь: по километражу получается то же самое, разве что качество покрытия похуже. Въезжаем в Бухарест с нестандартного направления. Очень похоже на окраины любого крупного российского города - те же типовые однообразные дома, тусклое уличное освещение. Получается сориентироваться по приведенной в атласе - и достаточно условной - схеме транзитного проезда. Останавливаюсь возле АЗС (опять Лукойл) и спрашиваю дорогу ко дворцу Чаушеску. Все оказывается проще пареной репы - на первом повороте налево, и никуда не сворачивать.

Едем прямо так долго, что начинают закрадываться сомнения. А вот и дворец. Внушительное зрелище! Возможно, Чаушеску и был диктатором, но центр Бухареста произвел на нас огромное впечатление. Таких просторов мы не видели ни в одном городе. Говорят, при строительстве несколько кварталов были просто стерты с лица земли, и на их месте устроили широченные прямые проспекты, в самом центре воздвигнув гигантское здание.

Бухарест. Дворец Чаушеску.
Бухарест. Дворец Чаушеску.

Делаем пару кругов вокруг красиво подсвеченного здания, фотографируемся и выезжаем в сторону границы. Километра за 2 начинается огромная очередь грузовиков, причем они стоят в два ряда настолько плотно, что заезжать в зону перехода приходится через шлагбаум для едущих навстречу. Расчет был верен - к пограничникам попадаем в 23:40/3186 км. Румыны напоследок не упускают случая ободрать туристов еще раз - опять сдирают экологический сбор 40 лей (козлы!), 30 лей еще за что-то, и 6 евро - плата за проезд по мосту через Дунай. В нейтральной зоне есть несколько ободранных ларьков с гордой надписью Duty free - у нас такие постесняются поставить даже в деревне. Мост не особо впечатлил - мне кажется, что наш в Нижнем Новгороде через Волгу не сильно отличается размерами. В 00:20 подъезжаем к болгарским пограничникам - посмотрим, как встретит нас Болгария.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024