На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Червиния 2001 (28.01 - 11.02.)

Суровов Валерий

Выбор места
Долгие годы проблем не было, - едем в Мерибель и катаемся от души. Но вот охота к перемене мест растеребила душу, и желание посмотреть мир и другие места стало превалировать. Поскольку выбор невелик и к тому же привычка к апартаментам, сузила выбор до Италии. Здесь Червиния привлекла гарантированным снегом и наибольшим регионом катания в одном месте (без передвижения на транспорте). Теперь проблема места (точнее точки пребывания) - где селиться в Червинии. Из невнятных ответов в турагенствах удалось сориентироваться на Чиело Альто.

Турагенство
Тур операторы в настоящий момент известны и тут выбор не велик. Отношение нам больше понравилось в "ASCENT Travel" (метро Новокузнецкая), но услугами воспользовались "PAC GROUP". Отношение прямо скажем деловое, но прохладное, все подробности приходилось "клещами тянуть", и то как потом выяснилось, не все сказали, а из сказанного не все соответствует действительности. Но именно они предложили Чиело Альто и смогли объяснить (после долгих и подробных расспросов) положение апартаментов относительно подъемников, города и трасс. Было объяснено что ни каких конкретных номеров, а Италии нельзя заранее резервировать, что выпадет тому и будьте рады, а образец в проспекте (действительности не соответствовал естественно). Вскользь упомянули про залог, опять не предупредив, что в отличии от Франции, где и номер ты знаешь заранее и его схему, и без залога, белье принесут на второй недели даже если ты его не заказывал!

Оформление
Тут агентство все сделало четко, правда, виза была поставлена 19.01, а документы отдали 26.01 в пятницу, вылет утром 28.01. И долго не хотели оформлять страховку на случай невыдачи визы посольством и болезни (смерти) родственников. Потрепали нервы на "пустом месте".

Туда
Вылет Ш2 - Милан, А310 три часа лету. За лыжи платить не пришлось, прошло все спокойно. Аэрофлот явно улучшил свое обслуживание, первые два салона А310 шикарные (первый - это бизнес класс, второй - это первый салон эконом, нас в него и определили) последний салон тесный, в любом случае ИЛ-86 мне понравился больше. В аэропорту Милана долго ждали лыжи, организация там хуже чем в Ш2, потом без проблем прошли и встретили представителя. Она показала, где обмен и автобус, дождалась всех, мы погрузились и в путь. Обмен в аэропорту 2000-1980 за доллар, в Червинии 2060-2080 (в это же время). Дорога примерно 3 часа. Да еще нас не предупредили, и поэтому кому-то этот факт может быть важен, как и нам, - в аэропорту Милана тележки выдает автомат под залог 2000 лир, потом их можно вернуть, если обратно вставить тележку. Но их нужно иметь (лиры), лучше монетками, так как далеко не все бумажки сканер принимает. А во Франции они без залога, правда не всегда и не всем достается, немного побегать приходиться.

На месте
Добрались до места часа за три. По дороге выяснили что не все автобусы доходят до отелей, причем не до всех отелей опять же. Но поскольку нас немного и автобус у нас был небольшой (но Мерседес) Марина (представитель) организовала наш подъезд непосредственно до отеля. Тут начались приключения. Нас всего четверо выходило, две семьи на два номера. Вышла хозяйка и сказала загадочную фразу (через переводчика) одни со мной другие здесь и повела наших друзей куда-то. Друзьям достался номер как в рекламе, но без обещанного телевизора, чайных ложек и "малых форм" - были только кастрюли по 7-8 литров и сковорода необъятного диаметра на семью . С нами вышло сложнее, (опыт помог или проведение сказать трудно) - проверил номер, и началось. Телевизор нас не волновал ни сколько (он у нас был, к слову сказать), а вот душ оборван (шланг рваный), газ не подается на плиту, освещение кухонного уголка не работает, сломано отопление в ванной. Вообще м, как обещали в турагенстве - номер после ремонта и замены сантехники. Бежим вниз на встречу с представителем. Многие отдали деньги за скипасс и договорились о встрече внизу у церкви. Излагаем свои проблемы, она (Марина) звонит хозяйке, госпожа Анна возмущена что мы не к ней, а к Марине обратились (мы народ дисциплинированный, кто сказал что можно беспокоить в случае проблем, того и беспокоим). И говорит, что в 18-00 прибудет человек, который все устранит. Время 15-30, без комментариев. Идем в магазин покупать продукты, поскольку мысль о взятии лыж в прокат уже не приходит. Потом движемся не спеша в гору и идем общаться с хозяйкой. Извинений никаких, возмущение явное нашим поведением. На предложение сменить номер ответила категорическим отказом. После перехода к итальянскому стилю жестикуляции пополам с английскими выражениями она посылает с нами мужика "на все руки". Мужик убедился что душ оборван, попытался снять руками не пошло, сказал инструмент нужен и пошел дальше по номеру. Отсутствие света подтвердил после подергивания проводов, а поиски газа поставили его в тупик. Но я поделился результатами своих исследований, показав ему, где баллон и выразив мысль - что, возможно где-то вентиль. Мужик взвесил баллон в руках и согласился, потом, покрутив все что можно, нашел вентиль и открыл его до упора, предупредив что на ночь нужно закрывать. Далее скрылся за новым душе и инструментом. Вернулся через полчаса, заменил и на вопрос, почему вода холодная ответил - нагреется, и ушел. ВСЕ это характеризует не только итальянских хозяев но и наших тур операторов не умеющих с ними выстроить отношения. Я тут же вспомнил фразу одного ведущего менеджера уважаемой тур фирмы, из конференции: "я с Италией принципиально не работаю" (может и правда, не стоит). Для таких случаев рекомендую заранее в Ш2 заглянуть в "Дьюти Фри", иногда сильно помогает (народный способ снять стресс) и выбор по Европе один из лучших, правда цены подтянули последние годы. К слову все остальное так и не работало. Был сломан "ящик" в комнате для лыж, мы сказали об этом, а лыжи носили к себе. В день отъезда он по-прежнему был сломан. Основным элементом отопления все время был масляный радиатор на 1500 ватт включаемый в ручную, хорошо что был!

Сам городок
Спали хорошо, поскольку во всем здании жили мы одни. У наших друзей тоже не было засилья постояльцев, - вечером свет был в трех номерах отеля всю первую неделю. Утром ботинок в руки и в ближний прокат. Прокат как раз был под нашим номером. Нас быстро поняли, обмерили, принесли новые "росиньоли" для моей супруги, договорились что платим часть денег сначала, а потом остальное. И я уже деньги отдал, но тут мужик начал требовать паспорт в залог, а нас предупредила Марина что передвигаться только с паспортом (бывают проверки, карабинеры, однако). Ни какие варианты мужика не удовлетворили и я отнял у него деньги, паспорт, отдал лыжи и сказал, что зайдем позже. Звоним Марине и выясняем - нужно ли в том прокате, что она нам рекомендовала, давать в залог паспорт. Естественно нет говорит она, и мы бросаемся вниз сначала в банк, потом в прокат. И тут о чудо встречают как родных при имени Марина (пароль для скидки в 10%) все сами заполняют и ведут в подвал. Выдают "Salomon V5,5" (те что по росту подошли) настраивают по весу защиту и когда я начал проверять остроту канта, поверхность и задавать вопросы, они взяли лыжи и пошли их парафинить, извинившись, что придется подождать. Лыжи нормальные, но сезон отходили за то дешевле в 1,5 раза, чем в предыдущем прокате (примерно 65 долларов на 13 дней). Спасибо Марина! Деньги меняли в банке, там единый сбор 5000 лир за обмен, поэтому лучше большую сумму сразу. В банкоматах не знаю. Режим работы банка 8-30_12-30, потом 14-30_16-05. Магазины по-разному в диапазоне 8-30 до 20-30 с перерывом на два часа. Мы жили в местечке Чиело Альто (как я уже отмечал). Это единственное место, где возможен французский вариант - вышел из отеля встал на лыжи и вниз, через минуту-две на подъемнике. Возвращение - со склона прямо к дверям отеля. Это одно из немногих преимуществ нашего места. Пешком вниз минут 10-15, обратно дольше и труднее уклон крутой, автобус по расписанию от церкви (центр) ходит с 7-00 до 20-15, стоит 1500 лир. Мы им часто пользовались. Такси работает и ночью, мы им не пользовались.

Погода и климат
Червиния находиться в круглоовальном цирке, Цермат в длинном канъене одной стороной примыкающим к Червинии. Погода формируется ветрами и зависит от их направления. При этом внутри цирка Червинии есть ряд рельефных ярко выраженных водоразделов и озеро. Получается так - яркий солнечный день, внизу тепло, народ загорает, поднимаешься на перевал, ветер чуть с ног не валит. Спускаешься пониже, ветер тише, уходишь в сторону через бугорок тихо, тепло, народ опять загорает, катайся в удовольствие. Из 13 дней было два снегопадных, один из них с сильным туманом. Два дня было так - с утра снег облака, после 12 нормально солнце. Один день с утра солнце, после двух часов снегопад и туман. Остальные дни солнце, из них три без ветра. Мое субъективное мнение в Червинии теплее, чем в Цермате. По сравнению с Францией (Мерибель) климат холоднее, местные по две толстых вязаных шапки одевали и "намордники" защищающие от ветра. Я же почти всегда с "полоской" и лишь в "ветродуй" и снегопад иногда шапочку, в Мерибели всегда с непокрытой головой и лишь изредка полоску, даже в снегопад. Одеваться приходилось теплее (плюс тонкий шерстяной свитер к "мерибелькой" экипировке). Проживали мы на высоте 2200 метров, и надо отметить что я впервые в Альпах почувствовал высоту. Адаптация как всегда прошла за один день, но вот были два дня, когда нам не хватало воздуха (кислорода я не могу сказать, поскольку это не только на высоте но везде было) во время катания и после. Были моменты - засыпаешь быстро, а часа через три проснулся и сна ни в одном глазу, выспался. Во Франции на высоте 1700 ничего подобного за 5 лет не наблюдалось. Причем у наших знакомых еще более сложная реакция организма.

Склоны и катание
Маттерхорн Склоны хороши для тех, кто начинает кататься. Их красные примерно как синие французские, только уже. Характерный рельеф - холм за ним тягун, причем по свежему снегу если плохо разгонишься, можешь до следующего перепада не дотянуть. Обрабатывают регулярно и если не успевают весь, то один проход ретрак делает обязательно. Нам понравились две черных 22 и 44 (по сути это хорошие красные с более крутым склоном без бугров), а также две красных 47 и 33. Остальные тоже имеют неплохие места, но народу многовато. В целом для нас лично (для нашего уровня) минимум был обеспечен. Для "досочников" рельеф прямо скажем не подходящий. Цермат мне понравился меньше. Тот регион на, который распространялся интернациональный скипасс большую часть в тени, снег жестче, погода холоднее, склоны очень пологие, за исключением одной "красной трассы", но на ней много народу и как следствие - бугров. Два других, не входящих, не были обследованы. Если вы собираетесь один день провести в Цермате с целью ознакомления, то проще и дешевле купить интернациональный скипасс на один день примерно 17 долларов. Скипасс на 13 дней по Червинии 205 долларов, плюс Цермат (интернациональный) 255 долларов. Залог 5 долларов при сдаче в последний день возвращают. Карта лежит в кармане, и сканер считывает с нее информацию, иногда прижмешься к нему для убедительности. У меня в предпоследний день отказал. Пошел где брал, попросил проверить, проверили, извинились и заменили. Последний день катался без проблем. По сравнению с Францией (Мерибелью) менее рационально построена сеть подъемников, состояние их хуже. Во Франции сел на кабинку и минуя один-два транзитных пункта остановки, не вылезая, через минут 20 ты на перевале. Дальше как хочешь - в низ или в другую долину. Ржавчины нет ни где. В Червинии пересадки с одного на другой с предъявлением пропусков и очередями (пусть небольшими). На старом оборудовании ржавчина, холодные сиденья. Уехать с самого низу иногда проблемно, очередь, если сломается один (первый) подъемник (мы простояли час). Второй включается параллельно не часто и живет по своим законам. Первым я считаю кабинки, а вторым - вагон, оба параллельно доставляют из поселка на промежуточную станцию на горе. Там ресторан, туалет и прочее. Отношение персонала нормальное, палка упала, поднимут со следующими передадут. Но в тоже время был случай с нашими друзьями. На ближнем к нашим апартаментам подъемнике поднимались, а там рельеф горы такой или с высотой опор промахнулись, не знаю. Но в одном месте скребет подставка под ноги от кресла прямо по снегу и причем как бульдозер - приличный бугор. Товарищ не сообразил вовремя поднять носки лыж, указателей нет или еще что не знаю. Лыжа зарылась в снег на бугре, вывернула ногу, потянула икроножную мышцу. Он потом весь вечер лед держал на ней, сам инструктор с большим опытом - справился, но такое только на Чигете видел. А на этом бугре пост, с мужичком который лыжи подбирает и передает в след. Это вам ничего не напоминает... Печать присутствия коммунистов у власти, на лице страны. По сравнению с Францией народ в общей массе катается хуже. Встанет толпой посреди склона и "базарит", зато досочников гораздо меньше и как следствие столкновений с ними. Во Франции я на последствия от этих "комикадзе" насмотрелся. Групп обучения видел немного, опять же в сравнении с М. Подъемники как везде в Альпах начинают 8-30_9-00 заканчивают 16-00_16-30.

Продукты и питание
Продукты качеством лучше наших, но хуже французских (там внутри с гнильцой картофель не попадался). Цены примерно как во Франции. Рестораны для примера так - плотно поесть на двоих стоит, где-то 50 долларов, нормально поесть 25 (естественно с вином или пивом). Отношение мы встречали везде нормальное, но среди отъезжающих были разговоры, что кому-то не убирали со стола и вообще была дискриминация в сравнении с местным населением. Возможно, они жили и питались в отеле, не знаю, не хотел бы на эту тему фантазировать. Общение происходило либо на смеси пальцев и итальянского (как, например, моя жена), либо на английском (причем в моем варианте с жутким нижегородским акцентом), этого оказалось достаточно. Вино - все что содержит в названии Кьянти можно покупать и пить вкус разный (цена тоже), но переносится нормально. А вот к концу пребывания (возможно, мы слишком сильно расширили ассортимент) как-то начали попадаться вина с "оригинальным вкусом", причем от цены это не зависело. Так лучше все же не брать дешевле 4-3 долларов бутылка 0,7. Сравнивать с Францией не буду там ассортимент шире. "Граппа" -итальянская водка из виноградной кожуры стоит порядка 6$ за 0,5 литра, попробовать можно кто интересуется. Кто знает что такое чача - может не пробовать.

Развлечения
Я сам не испытывал трудностей, но отъезжающие с нами девушки жаловались, что дискотека закрывается рано и в поселке скучно. Народ живет разный, интернациональный набор, что я встречал на подъемниках такой - англичане, немцы, поляки, венгры, финны из Люксембурга (живут они там) и итальянцы. Возрастной диапазон широкий от школьников до пенсионеров. Молодежи немного, нет преобладания какого-то возраста. Вечером большинство заведений раньше 18-30 не открывается. Можно съездить в Турин, на автобусе, с пересадкой. Сначала в Шатильон 4 000 лир потом сразу взять туда и обратно билет (это дешевле и удобней, при возвращении можно сесть в автобус на той остановке, где сочтешь нужным и не думать о покупке билета) из Шатильона в Турин (порядка 18 000). Друзья так ездили, им понравилось. Можно также но в Аосту - столица провинции. Ближе и дешевле. Обычно есть предложения от представителей турагенств, нужно только связь поддерживать с ними. Нам предлагали на праздник в Аосту и в Ницу. Ница в последний день перед отъездом на праздник цветов, мы отказались. Народу не набралось, и поездку отменили. В Аосте праздник святого Д'Орсо (медведя) празднуется 30 и 31 января уже 1000 лет. Был, в том месте такой святой по прозвищу Медведь. Жил один в лесу, много чудес наделал, очень почитаем. Мы поехали 30, организовала представитель Асента - Ирина. Обошлось по 21 доллару, с утра катались, в 14-00 выезд, обратно из Аосты в 22-00. Мы уезжали, а праздник был в разгаре. Посмотрели, как народ в провинциальном городке Италии празднует. Продажа ремесленниками своих товаров, национальные танцы по всему городу, близкая русскому сердцу халява - раздача бесплатного глинтвейна, и повсеместные палатки-шатры с выпивкой и закуской даже напротив здания городской жандармерии. Перед магазинами бесплатно, на пробу продукты, правда, не везде. Можно попробовать и вина и сладостей никто не оговорит. Аоста последняя провинция, присоединенная Римской Империей и бывшая, ее Альпийская столица. Триста лет римляне покоряли горный народ. В средние века входила в состав Савойи (кто не знает, тот самый знаменитый регион где большинство французских курортов, в том числе Три Долины). И французский язык - второй на ровне с итальянским, изучается в школе. Имеет статус "самостоятельной" (не помню, в чем но таких еще две в Италии из 18) провинции. Еще в Шатильоне есть казино, но мы этим не воспользовались, мы на лыжах кататься ездили

Возвращение
Все кончается, и плохое и хорошее. В последний день хозяйка вернула из суммы залога 110 000 лир (залог 200 000), подтвердила что в 7-00 утром нас к церкви отвезет такси от отеля (бесплатно), это был, кажется "кристалловский" автобус. Ключи оставить в двери и до свидания. Сдача лыж в прокат прошла без проблем. Последний раз сходили в ресторан, докупили сувениры, собрались и успели даже немного поспать. Такси отвезло, автобус пришел, и мы за три часа добрались до Милана. Тут меня поразила "дискриминация", такую, видел только в Стамбуле, там для нас отдельный терминал. Здесь отдельная зона аэрофлота. На возвышении снайпер в бронежилете, внизу военные с автоматами проверяют билеты и паспорта. Дальше вы регистрируетесь, маркируется багаж, и часть вещей уходит как обычно по транспортеру, а вот лыжи и рюкзаки нужно нести в другое место. Выходишь из этой зоны, проходишь половину аэропорта и если у "ребят" не перерыв, сдаешь им остатки. У нас сразу возникли трудности, помимо остатков был и перевес. (Во Франции ни при каком перевесе с нас доплату не требовали ни в Лионе, ни в Женеве). Юноша что нас обслуживал, работал споро, с огоньком, получалось плохо, вдвое медленнее, чем у соседних девиц. Когда он что-то сказал по-английски, а я его переспросил он вовсе перестал двигаться. Обстановку разрядил старший, на сносном русском объяснил что нужно пройти туда-то и заплатить в кассе аэрофлота за три кило перевеса. Тут я и повторил свой вопрос, - почему в бумажке написано 8кг, хотя платить нужно за три. Старший указал юноше, тот всю бумажку исчеркал, написал номер своего поста и телефон, и отдал мне. Далее должен выразить слова благодарности представителю - Марине. Она нас дождалась, показала, где сдать лыжи, где оплатить, и куда в результате податься, в этом успевшем надоесть аэропорту. В кассе аэрофлота работа шла еще более споро. Перед нами двое итальянцев, полчаса с одним - отговорка компьютер не работает, а сама по телефону ждала подтверждения кредитоспособности предъявленной кредитки, второй быстро минут пять. С нами начали выяснять по поводу исправлений, наконец, утряслось, заплатили 28 000 лир за 3кг, и мы, поблагодарив Марину, ринулись в свой туннель. Free Shop там хуже всего что я видел по ценам и ассортименту (в сравнении с Францией, Швейцарией и Ш2), не на что последние лиры потратить. Далее как всегда задержка рейса, там постояли, тут посидели, на час задержали. Да обратно всегда хуже, самолет битком, под завязку (этот факт меня всегда ставил в тупик, - почему туда самолет полупустой, а обратно "под завязку", все законы физики и логики поправ), да и летишь на родину... Но тут особенность, большинство не горнолыжники и видимо знают привычку итальянцев взимать четко плату за перевес, поэтому ручной клади море и "суется" она везде. Аэрофлот обслужил неплохо, все что от него зависело сделал. Но в аэропорту Ш2 встретились два рейса наш и с Ларнаки и в результате толпа на границе еще на неопределенное время (минут 40) толкалась, в ожидании встречи с родиной. Характерно поведение части команды "Торпедо", под возмущенное роптание пассажиров прибывших с Кипра, вместе сними, пытались без очереди, скорее попасть на родную землю. Здравствуй Родина. Багаж уже показался на транспортере и лыжи тоже. Получилось стояли ровно столько, сколько ждали бы багаж. Последний штрих, по сравнению с прошлым годом таможенников в зеленой зоне в семь раз больше. В прошлом году ни одного, в этом семь. Думаю, нас не трясли из-за лыж, видно же (даже таможеннику) что "бедолаги" гнуться не под контрабандой, а по глупости.

Вывод (если кому интересно)
Если как мы, посмотреть - как и что в других странах, регионах и покататься, то можно в Италию (в Червинию в частности) съездить. Единственное преимущество Червинии - гарантированно много снега в любые года. По срокам оптимально 10 дней с учетом изменчивости погоды, в случае хорошей можно за 7 дней, две недели многовато, но терпимо. А так, по деньгам наши друзья, по-прежнему посетившие Мерибель, в тоже время что и мы, истратили столько же. Разница порядка 50 долларов на человека. Но это совсем другое катание. А если использовать опыт Лилии Кузьминой, то на много дешевле можно во Франции отдохнуть и покататься на славу (подробности на ее сайте http://www.chamonix.newmail.ru/). Конечно, все это нужно решать и делать заранее.

Очень помогает наличие сотового телефона везде и во всех случаях, особенно страховых. Запомните, - любой перевес груза больше нормы по международному соглашению перевозчиков горнолыжник оплачивает как 3кг дополнительного груза!

Вот наш расклад на человека:

  • проживание (двухместные апартаменты, с третьим спальным местом), перелет, трансферт, виза, страховка - 867$
  • интернациональный скипасс - 255$
  • уборка и услуги на месте - 23$
  • прокат лыж (без палок и ботинок) - 65$
  • питание (с вином) на 14 дней - 135$

Остальное на личное усмотрение!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024