На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати Гармиш

Гармиш-Партенкирхен: 1997-2002

Арсений Чанышев

Я был в Гармише 6 раз в период с 97 по 2002 год.

В 2002 году я провел на этом курорте почти 3 недели.

Поэтому могу написать о Гармише целый роман. Собственно, я его уже написал, так как, то, что Вы сейчас читаете - это пятая или шестая версия рассказа. Первая была написана в 97 году, потом в 99 году и так далее. Только первая версия была опубликована на сайте ранее, остальные версии не нравились моим друзьям по разным причинам - очень длинно или наоборот, слишком кратко, или запутано, в общем, Вы понимаете, ломать проще, чем строить. При этом все эти литературные критики сами так ничего о Гармише и не написали...

1

Итак, это окончательная версия, я не дам ее никому предварительно читать, сразу отправлю Дмитрию Климову, так как иначе я никогда не закончу этот литературный монумент.

Но, в тоже время, экономя Ваше время и терпение, и понимая, что художественная ценность моего рассказа все-таки чуть-чуть меньше чем у Анны Карениной, я постарался быть максимально кратким.

Вся функциональная информация о курорте на первых нескольких страницах, дальше идет художественная часть с описанием последней поездки, ее, в принципе, можно не читать, хотя и она содержит несколько поучительных советов...

2

Итак, Гармиш-Партенкирхен:

  1. Расположение - юг Германии, 90 км от Мюнхена на юг, 50 км от Инсбрука на север.
  2. Высота - курорт - 700 метров, верхняя точка - 2900 м.
  3. Сезон катания - на плато Цугшпитце с ноября по конец апреля, реально все трассы открыты обычно с конца декабря по начало марта.
  4. Как добраться - через аэропорты Мюнхена, Инсбрука, Зальцбурга.
  5. Стоимость скипасса - в среднем получается 26 евро в день (это на регион Хаусбер-Кройцек-Альпшпитце, на Цугшпитце дороже). На полдня 19 евро. Можно купить как отдельные скипассы на отдельные регионы, так и общий большой скипасс (Happy Ski Card, на 6 дней 144 евро с взрослого), распространяющийся абсолютно на все, в том числе на близлежащие курорты, как немецкие, так и австрийские, например Зеефельд.
  6. Еда - хороший ужин (очень хороший ужин с вином и т.д.) обойдется примерно в 25-30 евро с человека.
  7. Наличие ратраков, снежных пушек - имеются в достаточном количестве.
  8. Прокат. Если у Вас нет лыж, это плохо. По многим причинам плохо, я бы даже сказал, по жизни плохо. Если у Вас нет лыж, но есть доска, - лыжи все равно лучше!!! (шутка). Прокатов в Гармише много, есть и в городе, и у подъемника и на самой горе, но, что важно - качество везде разное. Тем более что, например, на Новый год нормальное оборудование быстро разбирают, например, одному нашему товарищу два года назад достались сущие дрова (правда, их через 2 дня поменяли на нормальные). Хотя в этом году мои знакомые аборигены (в смысле, немцы), брали очень приличные лыжи в прокате у Хаусберга, там действительно огромный выбор. Стоит пракат - лыжи+палки+ботинки где-то 20 евро в день, это если брать дней на 5, если меньше, то дороже. Но, в Гармише, есть горнолыжный магазин second hand, плюс иногда продают лыжи и доски на нижних станциях подъемников, где лыжи, по качеству аналогичные многим прокатным можно купить за 50-150 евро. В позапрошлом году за 300 марок (140 USD) мы практически купили (не успели) вполне приличный Salomon, откатанный максимум один сезон с нормальными креплениями, модель, правда, не помню. Так что, в ряде случаев, там дешевле купить лыжи, чем взять напрокат, особенно, если Вы едете на 10 дней и более.
  9. В какие даты в Гармише хорошо:
    Нормальное количество снега - как правило, после Нового года. Исключением был 2001 год, когда нормальное количество снега выпало только 7 января. Правда, этот год везде был малоснежный (например, на Домбае можно было кататься только до середины пятой очереди....). Конечно, можно кататься и в ноябре - в 99 году я катался в Гармише 5-ого ноября, правда, было открыто всего 2 трассы на плато Цугшпитце. Окончание катания - опять же, на Цугшпитце можно кататься до мая, полноценное катание заканчивается в начале/середине марта.
    Важно учитывать - с 20 декабря по 5 января у немцев, да и вообще у европейцев - каникулы. В эти даты очень много народа. Очередь на основные гондольные подъемники может занимать до 40 минут (уже на самой горе значительно меньше). С пятого января все аборигены разъезжаются по домам, и становится вполне свободно. Поэтому на сам Новый год лучше не ехать (тем более, что на Новый год отели совсем уж безумно дороги), а ехать числа с 2-3-4 января. Как раз уходит день-два в очереди на акклиматизацию, а потом начинается полноценное катание.
    В принципе, это распространяется практически на все европейские курорты.
  10. Сколько дней провести в Гармише:
    Оптимально, как мне кажется, дней 8-11. Потом начинает надоедать. Все-таки там не такой уж огромный регион катания.
    Можно больше, если взять машину напрокат. В пределах 50-100 км от Гармиша расположено еще несколько горнолыжных курортов (например, Зеефельд в Австрии) и очень много различных культурных достопримечательностей - замки Нойшванштайн, Линденхоф, Хоеншвангау, монастырь Этталь, Обераммергау и т.д. Да и до Мюнхена всего 90 км. Напоминаю, что на автобанах в Германии нет ограничения скорости, можно ехать с любой скоростью, на которую способны Вы и Ваша машина.
  11. Катание - здесь надо сразу оговорится. Если Вы только что вернулись из Шамони (Цермата, Камчатки) или только что участвовали в чемпионате по фрирайду на Чегете - дальше не читайте. В Гармише Вы, скорее всего, уже на третий-четвертый день начнете скучать... А если Вы только начинаете кататься и/или катались только в пределах Канта/Крылатского/Волена или катались только в Финляндии, Андорре, Болгарии - Гармиш Вам подойдет оптимально. Еще раз подчеркну (но это мое личное мнение), что Гармиш хорош для начинающего и/или среднего уровня катания, если же Вы претендуете на большее - лучше ехать в Швейцарию/Францию или на Чегет. Опять же, это мое личное мнение, например, я знаю людей, которые неплохо катаются, но уже третий год подряд ездят в Гармиш на 2 недели.... Все-таки Гармиш на порядок дешевле Швейцарии/Франции, но дороже Андорры. Но - в Гармише от любого отеля надо ехать на автобусе до подъемников, автобусы, правда, бесплатные.
  12. Регионы катания - условно поделим регионы на сам Гармиш и все остальное (Лермос, Миттенвальд, Зеефельд и т.д.). (Примечание - все-таки один из моих товарищей успел прочитать эту версию рассказа - на его взгляд нижеследующий кусок текста очень затянут, перегружен информацией, причем частично ненужной. Но я все равно ничего менять не буду....)

Сам Гармиш на высоте 700 метров. Со стороны Австрии находится три горы, точнее, одна большая с тремя большими гондольными подъемниками: Хаусберг (1300), Кройцек (1650) и Альпшпитце (2050).

Собственное, Хаусберг, Кройцек и Альпшпитц - это один регион с одним скипасом, то есть, поднявшись на Альпшпитц, Вы можете съехать к началу Хаусберга и наоборот.

Дальше - гора Цугшпитце, 2900 метров, она стоит отдельно и дальше всего от центра города.

2

Предположим, что Вы первый день в Гармише.

Где кататься:

Самое простое решение - ехать на Хаусберг, так как он ближе всего, на автобусе ехать не более 5-10 минут и на Хаусберге самый большой и быстрый подъемник.

Вы приехали на Хаусберг. Ваши дальнейшие действия:

А) если Вы вообще только собираетесь встать на лыжи и ранее это видели только по телевизору - справа от подъемника есть лягушатник с бесплатным бугелем, берите инструктора и катайтесь там, можно, конечно, залезть и на гору.

Кстати, инструктора - есть и русскоговорящие, но мало, стоят дорого, но учат неплохо. Но все-таки, на мой взгляд, учится лучше на Домбае, значительно дешевле получается....

Б) Вы стоите на лыжах (доске), умеете или Вам кажется, что умеете, поворачивать плугом - опять же внизу берете инструктора, залезаете на Хаусберг, поднимаетесь еще немного на большой шестиместной креселке и катайтесь под ней. На первые 2-3 дня Вам вполне этого хватит. Там большая широкая трасса, причем есть возможность выбора, как спустится
- более полого или более круто и т.д.

В) Вы достаточно уверенно стоите на лыжах - тогда, поднявшись на шестиместной креселке, съезжайте вперед, по ходу движения креселки (не назад, сзади у Вас останется Хаусберг). После небольшого спуска Вы окажетесь на перепутье - направо будут уходить 2 красных трассы, номер три и номер четыре, прямо - черная пятая трасса под названием Кандагар. Езжайте по четвертой трассе, это довольно интересная красная трасса, достаточно длинная, 4 километра. Вы можете либо доехать до середины этой трассы и вновь подняться к началу на бугеле, либо поехать до конца, тогда Вы приедете к подъемникам на Кройцек и Альпшпитц (они рядом). Далее поднимаетесь на Кройцек и по несложной пологой трассе через лес спускаетесь к началу четвертной трассы. На первые два-три дня Вам будет этого достаточно, а потом Вы и сами уже освоитесь и разберетесь, где продолжить катание.

Г) Вы катаетесь хорошо - Вам нужна пятая трасса Кандагар. Это единственная трасса во всей Германии, на которой проходят этапы кубка мира по мужскому слалому. Трасса черная, есть пара очень сложных участков. Длина - четыре километра, перепад высот - километр. Один участок (небольшой) данной трассы ратрачат только готовясь к кубку мира, в остальное время это даже и не трасса, а так, просто обледеневший склон с серьезным уклоном и здоровыми буграми... Обычно данный участок просто приходится объезжать, так как лично у меня не получалось спуститься по нему достойно. В смысле, так, чтобы это было похоже на спуск, а не сползание.... Кандагар оканчивается около подъемников на Кройцек и Альпшпитц.

Дальше можно подняться на Альпшпитц, точнее подъемник называется Альпшпитцбан, а место, куда Вы поднимитесь - Osterfelderkopf (не пытайтесь произнести по-русски...) и поехать вниз, только не по трассе, а сразу от станции канатной дороги влево, там не трасса, а так, направление, целина, частично распаханная досочниками. Довольно интересно, и вид хороший, слева будет виден весь Гармиш, а справа и ниже - маркированная трасса. В результате через некоторое время (там недалеко) Вы окажетесь в месте с простым и незамысловатым названием Hochalm (Хохальм, читается, кажется...).

Далее можно подняться на местном небольшой вагоне обратно, к этому самому Остерфельдеркопфу. И спуститься, только уже вместе со всеми, по маркированной красной трассе N 15 (перед ущельем держитесь на трассе правее, иначе придется разгребать палками вверх метров 10). В какой-то момент вниз и влево в ущелье будет уходить трасса N 16.

16-ая - короткая красная трасса (1300 метров), на мой взгляд, достаточно интересна, в некоторых местах обнаруживаются резкие повороты с сужением и не менее резким уклоном вниз, единственный недостаток - короткая. Можно покрутиться на ней пару кругов или ехать сразу далее, по 15-ой трассе и буквально через несколько минут Вы снова будет на Хохальм.

Там небольшой ресторанчик, можно перекусить или выпить глювайна. Потом можно ехать далее, например, по 19 трассе, собственно, это даже не трасса, при длине в 1,5 километра перепад высот составляет всего 100 метров. В одном месте метров 20 придется поразгребать палками. Зато очень красиво, слева у Вас гора, трасса узкая, метра три, справа - обрыв, вид на большое ущелье. В результате Вы окажетесь на Кройцеке. Езжайте еще дальше вниз, через лес и совсем скоро Вы будете перед креселкой на Кандагар. Здесь Вы можете либо снова залезть на Кандагар и повторить все сначала, либо уже начать потихоньку заканчивать процесс катания, первый день все-таки.

Если домой - езжайте влево и вниз по девятой трассе (она совершенно пологая), единственное - на развилке поверните вправо, не езжайте прямо. И Вы снова окажетесь у Хаусберга, куда и поднялись с утра. На Хаусберге есть ресторан и 2 кафе, можно отдохнуть, съесть чего-нибудь, а лучше и не есть, не перебивать аппетит, в Гармише есть очень неплохие рестораны, о них ниже. И ехать домой потихоньку. Спускаться вниз лучше по 2й трассе, она черная, но легче чем Кандагар. В начале второй трассы Вы увидите щит, гласящий, что данная трасса предназначена исключительно для сноуборда, но почему-то, именно на этой трассе досочников практически никогда нет, они все катаются на других трассах...

Кстати, о сноуборде в Гармише. Теоретически, в Гармише есть трассы только для сноуборда. Но, я не знаю почему, но досочники не катаются по этим трассам. Желоб для сноуборда есть на Цугшпитце, там же обычно есть пара трамплинов.

В целом, досочников не очень много, но, что самое ужасное, те, что есть - это, как правило, начинающие досочники.

Я не хочу показаться противников сноуборда, нет, не в коем случае. Мне очень нравится данный вид транспорта, хотя я сам катаюсь только на лыжах. Особенно хорошо сидеть в кафе на пятой очереди в Домбае и смотреть, как несколько досочников спускается по целине, в стороне от трассы с красивыми дугами, прыжками и т.д. . Это действительно здорово и красиво.

В Гармише же то ли нет досочников такого уровня, то ли я их просто не видел, обычный вариант - это немецкие, австрийские, в общем, европейские тинэйджеры, что уже само диагноз. То, что это именно европейские тинэйджеры - легко понятно, Вы их сразу отличите по обмундированию на редкость загадочных расцветок и похожему выражению лица. Как правило, они совершенно не умеют управлять своими досками, и обожают собираться огромными лежбищами на синих и красных трассах (на Кандагаре их никогда нет). Причем, разумеется, лежать они любят в самых подходящих для этого местах - сразу за поворотом в самом узком месте трассы.... Мы с друзьями уже пару лет наблюдаем эту странную закономерность. Это ужасно раздражает, несколько раз случались столкновения и, соответственно, падения. Но, как я уже писал выше, числа 5 января они уже все разъезжаются в родные пенаты.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что я не хотел сказать ничего плохого про поклонников сноуборда в целом, я просто описал реально имевшие место факты и никого не хотел обидеть или задеть.

Это все было про одну половину региона катания в самом Гармише (если кто-то упустил нить повествования в данном опусе).

Регион Хаусберг-Кройцек-Альпшпитце при среднем/хорошем уровне катания можно целиком выкатать дней за 5. То есть дней через 5 Вы уже будете хорошо ориентироваться в данном регионе, понимать, куда ведет какая трасса и так далее.

Соответственно, можно смотреть другие регионы в самом Гармише. А там есть еще Ванк, Эксбауер и плато Цугшпитце. Как я уже говорил, Цугшпитце - самая высокая гора в Германии, 2964 метра. На плато Цугшпитце расположено около 20 км трасс, одна черная (довольно серьезная, хоть и короткая), 2 синих, остальные красные.

У Цугшпитце есть следующие плюсы:

А) практически всегда погода лучше, чем на Хаусберге

Б) однозначно всегда больше всего снега, ледник все-таки

В) красиво

Г) практически никогда нет очередей на подъемники (кроме двух синих трасс, на них почему-то всегда народ толпится)

Теперь недостатки:

А) далеко от центра Гармиша, поезд на самый верх идет из центра аж час пятнадцать. Или на автобусе или машине ехать до Айбзее, а дальше на подъемнике, вариант автобус и подъемник получается чуть быстрее. То есть без машины Вы потратите на дорогу туда - обратно примерно 2-2,5 часа. Машина+подъемник - в этом случае туда - обратно примерно 1,5 часа.

Б) самый дорогой скипасс (речь идет об однодневных скипассах)

В) невозможно спустится на лыжах к машине/автобусной остановке, вниз надо также ехать или на подъемнике или на поезде

В целом, мне регион Хаусберг-Кройцек-Альпшпитце нравится больше, в этом году, например, я был на Цугшпитце всего один раз. Хотя есть люди, которым очень нравится именно Цугшпитце.

Если Вы планируете находиться в Гармише больше недели и у Вас будет машина или желание прокатится на поезде, имеет смысл съездить в близлежащие регионы катания, например, Зеефельд. Об этом я напишу ниже, а сейчас про aprs ski.

Aprs-ski в Гармише:

На мой взгляд, главное и лучшее aprs-ski в Гармише - это хороший ужин в одном из нижеуказанных ресторанов. Лично я в Гармише постоянно полнею килограмм на 5.... Просто действительно очень вкусно кормят...

Только надо учитывать, что абсолютное большинство ресторанов работает до десяти вечера, потом открыты только бары и дискотеки.

Другие варианты: есть несколько боулингов и кегельбанов, пара дискотек, аквапарк Альпшпитц-Велленбад. Правда, аквапарк - это достаточно громко сказано, скажем так - это большой бассейн, плюс бассейн с вышками для прыжков в воду, плюс большая джакузи. Солярий и сауны за дополнительную плату, есть также довольно неплохая джакузи под открытым небом. В целом, можно сходить разок-другой побултыхаться, особенно если Вы с детьми.

SPA - при некоторых отелях есть wellness-комплексы. Чтобы посетить их, необязательно проживать именно в этих отелях, можно прийти и с улицы, желательно только предварительно записаться. В прошлом году я как-то очень неудачно упал на Кандагаре, у меня сильно болели спина и левое плечо, и я несколько дней ездил в отель Riessersee на китайский массаж шиацу (или что-то в этом роде). Помогло.

Если будет свободный день и машина, то можно съездить посмотреть замки, я об этом писал выше. Или с детьми съездить в Леголенд, но это довольно далеко, примерно 2 часа на машине. В начале января, когда туристов из России много, организуются экскурсии в Мюнхен и по замкам Баварии (на автобусе с русскоговорящим гидом). Объявления об этом вывешивают в рецепции отелей.

Питание в Гармише:

Самый простой вариант - взять полупансион в отеле (то есть питание завтрак и ужин). Это обойдется от 20 до 30 евро за 1 ужин с человека в зависимости от отеля.

Но, на мой взгляд, это неправильно - всю неделю ужинать в одном и том же ресторане. Тем более, что в Гармише есть очень хорошие рестораны, где можно просто великолепно поужинать с вином, кофе и десертом за 30 евро с человека (цены января 2002 года).

Я рекомендую посетить в Гармише следующие рестораны:

Fraundorfer, район Партенкирхен, Ludwigstrasse, 24 - традиционный баварский ресторан, с фольклорной музыкой и танцами. Что пить - конечно, нефильтрованное баварское пиво, после ужина - местные ликеры. Еда - свиные рульки, различные варианты сосисок и шницелей, есть очень оригинальные блюда из косули, оленя, кабанины и прочих диких животных. Примечание - обычно порции очень большие.

Colosseo, район Garmisch, Klammstrasse, 7. Ориентиры - ресторан на втором этаже, внизу - супермаркет SPAR, почти напротив рыбный магазин Nord See. Ресторан традиционной итальянской кухни. Честно говоря, в Москве я никогда не хожу в итальянские рестораны, и всегда считал, что не люблю итальянскую кухню - но в этом ресторане просто бесподобная пицца. Что пить - вино, можно рекомендовать шардоне (33 евро за 0,7 литра) или красное кьянти, еда - разумеется, пицца и очень неплоха паста с морепродуктами. Хороший кофе и неплохие десерты. Ужин на двоих с вином, кофе и десертом обошелся нам в 108 марок (это было еще в 2001 году), около 52 евро.

El Greco, Banhofstrasse 24. Ориентиры - расположен рядом с вокзалом, напротив отель Vier Jahreszeinten, рядом китайский ресторан China Express (тоже неплохой, кстати). Греческий ресторан с просто великолепной кухней. Очень неплохое вино, есть греческое, немецкое и итальянское. Порции очень большие, как правило, человек, даже если он с утра ничего толком не ел и катался на лыжах, на ужин не в состоянии съесть и салат и второе в силу размеров блюд. Средняя сумма счета 30 евро на человека. Теоретически, если несколько раз посетить данный ресторан, можно попробовать договорится о своих напитках. В этом году мы зачем-то на четверых взяли 12 литров водки и 4 литра хорошего самогона (зачем так много я до сих пор понять не могу), при этом девушка вообще водку не пила, один юноша тоже практически ее не пил, а я предпочитаю белое вино все-таки. В общем, водка пропадала и занимала много места на кухне (мы жили в апартаментах). То есть не совсем, конечно, пропадала, мы ее пили, давились, можно сказать, но пили, практически заставляли себя. Но водка все-таки шла тяжело, так как в магазине не фильтрованный красный Пауланер или Францисканер по 1,5 марки за бутылку 0,5. Тем более, особенно в больших количествах ее не пили, так как все-таки на лыжах кататься приехали и за рулем постоянно. Часть водки подарили знакомым немцам, часть выпили, одну бутылку разбили, но все равно оставалась литров 8. А до конца поездки всего 4 дня. Везти обратно в Россию восемь литров водки - смешно, да и за перевес платить жалко, на маршруте туда у нас перевес и так составил 60 кг.

И решили мы устроить отходной праздник, собрать компанию побольше и одним массированным ударом добить всю водку. Праздник решили устроить не в нашем апартаменте, а в этом самом греческом ресторане. С главным метрдотелем ресторана (или это был хозяин) договорились без проблем, правда, надо учитывать, что некоторые из нас и наших друзей появлялись в его ресторане в течение последних четырех лет. Так вот, заказали большой столик и позвали всех, кого только можно, например, наш знакомый из Берлина позвал своего знакомого, он пришел с девушкой, девушка оказалась китаянкой и привела с собой еще своих знакомых трех китайцев, приехал также знакомый из Мюнхена, набралось в результате нас человек 12, причем компания совершенно интернациональная. И восемь литров водки. Водку в результате выпили, я правда, сдался в середине праздника, меня погрузили в такси и отправили домой. Как мне уже потом рассказали, водку помогал допивать хозяин ресторана и некоторые официанты....

Так вот, мораль - не берите много водки в Германию, там отличное пиво и вино, тем более, что дешевое. И не идет водка как-то в Германии, на Домбае, например, она как-то гораздо лучше пьется.

Питание на горе - перекусить получиться примерно евро за 8, не меньше. Например, чашка чая - 1,5-2,5 евро, кофе 2-3 евро, глювайн (глинтвейн) - 3-3,5 евро, тарелка супа или порция сосисок -3,5-5 евро.

Моя последняя поездка в Гармиш - на Новый Год 2001/2002 планировалась за полгода и по идее, должна была представлять собой образец совершенства.

Здесь надо сразу уточнить - я работаю в довольно крупной туроператорской фирме и занимаюсь Германией уже пять лет, за это время я там был раз двадцать и в целом очень хорошо знаю страну. Еще один участник поездки, Эльвира, также работает в довольно крупной туроператорской фирме, и также специализируясь на Германии, мы с ней фактически прямые конкуренты.... Плюс у нее свободный немецкий, а я владею немецким на уровне дайте мне еще пива, пожалуйста, счет и т.д.

Соответственно, мы хотя и организовывали себе поездку так сказать сами, без турфирм, но все-таки мы сами себе являлись турфирмами, ранее уже были таким же составом в Гармише и, в общем, знали об этом абсолютно все.

Изначально задача ставилась следующая - провести в Гармише 2 недели на Новый год, плюс из Гармиша совершать радиальные выезды на арендованный машине в Австрию.

Жить планировалось в трехкомнатных апартаментах, так как выезжало трое молодых людей - Влад, Павел и Арсений соответственно, и девушка Эльвира.

Пункт прилета - только Мюнхен, Инсбрук и Зальцбург не рассматривали, так как там дороже аренда машины и туда летают только чартеры, а чартеры нам не подходили, так как у нас были не совсем стандартные даты. Но в Мюнхен регулярно летает только Люфтганза и Аэрофлот и как раз в прошлом году начала летать Сибирь раз в неделю (в этом году уже гораздо чаще и из Домодедово).

Перелет Люфтганзой мы не рассматривали в силу достаточно космических цен и отсутствия прямых рейсов в эти даты, Сибирь не походила по датам, в общем оставался один любимый Аэрофлот, который на Новый год в Мюнхен продавал билеты не много не мало, а по 540 баксов....

В связи с этим было принято революционное решение поехать на машине..... Решение довольно спорное, но получалась большая экономия. Все-таки мы экономили 2000 на четырех авиабилетах и около 500 USD на аренде машины за 2 недели. Затраты на поездку на машине туда - обратно составляли примерно 600-800 USD (включая все поборы по дороге, грин карту, бензин, еду и т.д.).

Итак, решение было принято и оставалось только забронировать себе жилье, и определиться, на какой машине поедем.

Что касается жилья - кроме шуток, Эльвира выслала по всему Гармишу около 60 факсов и мэйлов, чтобы найти апартаменты на Новый год, причем все это происходило в сентябре, то есть достаточно заранее. Поиск апартаментов продолжался 2 недели, но в результате все было найдено, обсуждены все условия и мы перечисли на счет хозяйки предоплату 50%. Оставшиеся 50% надо было заплатить не позднее месяца до приезда. (этот абзац адресован убежденным сторонникам поездок без турфирм).

Оставалось определиться с машиной. У нас был выбор из четырех машин:

Девятка, VW Passat, Subaru Impreza, Subaru Legacy.

Импреза и девятка были отвергнуты сразу в силу малых размеров. Пассату на момент поездки исполнилось бы 9 лет, а легасу только 5. По размеру машины практически одинаковые, поэтому решили ехать на моем легасе, так как все-таки, поновее и я его только в октябре пригнал из Германии.

Опять же, оговорюсь - у нас был опыт поездок по Европе на автотранспорте, в свое время и Эльвира и я и Влад сопровождали автобусные туры по Германии/Европе. Плюс я и Влад в начале октября гнали мой Subaru Legacy из Германии в Москву, и плюс некоторые из моих коллег совершали вояжи на машине из Москвы в Голландию/Германию, в общем, большинство раскладов в таких путешествиях были нам известны. Кстати, я специально выделяю - если кто-то соберется поехать в Европу на машине из России, уделите подготовке очень много времени, так как довольно много нюансов, особенно на участке Москва-Франкфурт (Одер).

В Германии и Европе, в общем, уже никаких проблем нет, но относительно участка Москва-Франкфурт (Одер) имеет смысл посоветоваться с теми, кто уже ездил, и так же могут быть интересны конференции на www.auto.ru

Но есть нюансы и в самой Европе, например, в Германию зимой не пускают на шипованной резине, а в Финляндию, наоборот, только на шипованной.

Вернемся к теме повествования - насколько я помню, выезд был намечен на 28 декабря очень рано утром. Все было готово заранее, закуплены продукты, поставлены визы, медицинские страховки, страховка на машину и т.д. Куплен багажник на крышу с креплениями для лыж. 22 декабря вечером я поехал на сервис к своему однокласснику Паше поменять масло, колодки, фильтра и т.д, одним словом подготовить машину к дальней дороге. Все поменяли и поздним вечером поехали к нему домой, собирались выпить водки за грядущую поездку.

Если кто помнит, в декабре 2001 года в Москве выпало очень много снега, на дорогах творилось непонятно что, постоянно аварии и т.д.

Так вот, такая же погода была и в эту ночь. Я веду машину, вроде все хорошо, у меня полный привод, шипованная резина, в общем, я совершенно не беспокоюсь по поводу 10 сантиметров снежной каши под колесами. Правда, мой товарищ проявляет некоторое беспокойство по поводу скоростного режима нашего транспортного средства. Но, я его совершенно не слушаю, так как он обкурился травы и, как мне кажется, его просто на измену пробило. Отдельно отмечу, что я был абсолютно трезв и вменяем. И тут он в очередной раз говорит: - Скинь скорость, впереди очень крутой поворот. Я так и делаю, так как дорога, по которой мы едем, мне абсолютно неизвестна, а он по ней ездит каждый день. Скорость я скинул аж на целых двадцать километров, то есть до 90... В общем, попытка зимой войти в почти 90-градусный поворот по снегу и льду на скорости 90 км в час даже на полном приводе и с шипованной резиной оказалось неудачной. Я немного успел притормозить, но...

Машину занесло, мы влетели в ограждение, вся правая половины морды разбита. Крыло, фара, бампер на замену, капот надо рихтовать.

Я не сразу понял весь ужас происшедшего. Конечно, Паша сразу оценил сумма ремонта минимум в 1000 USD, но, он мне это сразу сказал, но это до меня дошло только на следующий день, что машину просто не успеют отремонтировать за оставшиеся 6 дней до поездки. В Москве в эти даты проходил, так сказать, день жестянщика и все автосервисы были просто завалены работой. Паша не жестянщик по профессии, и на его автосервисе также все жестянщики были завалены работой.

В общем, с утра я обзвонил несколько сервисов, сделать машину за 5 дней был готов только У-сервис, но там мне объявили за ремонт такие деньги.... Ситуация стала похожа на катастрофическую. Друзья, с которыми я собирался ехать, звонили мне и вместо того, что бы как-то поддержать меня в трудную минуту, помочь мне словом и делом, угрожали физической расправой с элементами половых извращений, если я не успею отремонтировать машину. На мое предложение скинутся баксов по 800-900 и отремонтировать машину в У-сервисе реагировали нецензурно...

Конечно, я до сих пор убежден, что во всем виноват Влад. Он это накаркал. Еще в ноябре месяце он стал требовать, чтобы я старался поменьше ездить на машине, а лучше, вообще поставил ее в гараж. В принципе, я был не против перестать ездить на своей машине и поставить ее в гараж, при условии, что тогда Влад отдаст мне свою Импрезу. Данное условие почему-то его не устроило.

Спасение пришло, как не странно это звучит, от клиента нашей фирмы, по имени Константин, которого я отправлял в Гармиш с 02 января. У меня с ним была назначена встреча, которую мне пришлось перенести из-за того, что я все утро искал сервисы. Когда я поделился с ним своим горем, он сказал, что у него есть друг, директор автосервиса, с которым он может договориться об обслуживании моей машины вне очереди.

Я очень обрадовался этому факту и сразу отогнал машину на указанный сервис. И действительно, я пообщался с директором сервиса, он сказал мне, что успеют сделать машину, только запчастей у них не было, так как это не субаровский автосервис. Но, опять же с помощью Паши, который ранее работал на субаровском сервисе, я купил все необходимое у оптовых фирм по разумным ценам. На этом я успокоился и успокоил всех потенциальных участников, что, типа, все под контролем.

Но, человек предполагает, а судьба располагает, как известно. В субботу, когда, согласно теории, машина должна была стоять с вновь покрашенной мордой и морально готовиться к пробегу в 5000 км, Влад приехал на данный сервис поменять резину. Как Вы помните, я писал ранее, что в Германию на шипованной резине не пускают, а у меня стояла именно шипованная резина, ее и предполагалось поменять на обычную зимнюю.

Приехав на сервис, он обнаружил мой несчастный легас во дворе, занесенный снегом и абсолютно в таком же состоянии...

В общем, как потом выяснилось, у директора автосервиса что-то случилось и его несколько дней не было на работе, а мастера просто забили на мой легас и занимались другими машинами.

Наступил просто конец всего.... Осталось три дня до даты отъезда. За апартамент уже заплачено за две недели больше четырех тысяч марок. Деньги уже вряд ли вернет хозяйка, по крайней мере, это крайне проблематично. Билетов в Мюнхен что на Аэрофлот, что на Сибирь, что на Люфтганзу уже нет ни за 500 баксов, ни за семьсот. Еще ходит поезд в Берлин - на него тоже нет мест. Как вариант - можно было лететь Аэрофлотом или Трансаэро в Франкфурт, но там было тоже мало мест и опять же дорогие билеты и плюс от Франкфурта до Гармиша 500 км. На девятке или Импрезе ехать нереально, в легас то с трудом все вещи помещались. Пассат стоит в гараже на даче и совершенно не готов к поездке даже в Москву, не то, что в Германию.

Реально получалось, что я просто кидаю трех человек и себя самого на деньги и просто с зимним отдыхом.

Но, случилось чудо - СЛАВА РУССКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ!!

На авиакомпанию Сибирь вдруг обнаружилась целая куча мест с 27 декабря по 13 января, причем, в это не верилось, по 199 USD в обе стороны ( с таксами и НсП получилось 217 USD). Я так понял, что славная авиакомпания Сибирь отдала все места на этих рейсах какой-то фирме, типа по блоку, а фирма, вероятно, ничего не продала и таким образом кинула Сибирь - это все исключительно предположение, может быть, все было и не так, но это уже не важно. Что самое интересное, мы вели долгие и нудные переговоры с Сибирью, чтобы нам дали блоки мест на похожие даты за 350 USD и нам не дали....

Вот я и говорю, слава русскому менеджменту, когда в пиковые даты билеты на Мюнхен (наиболее загруженное авиа направление в Германии) продают по нереально низкой цене. Самолет, кстати, что на полете туда, что обратно, был загружен менее чем на половину, так как за три дня вылета, все, кто хотел лететь билеты уже купили.

Летели, правда, из Внуково, просто кошмарный аэропорт, но зато, опять же - слава русскому менеджменту и стаффу, у нас перевес был на 120 грин, но это при оплате в кассу, а за вложенные в паспорт 60 грин сотрудник аэропорта забыл про наш перевес... Сейчас Сибирь летает из Домодедово, и это действительно лучший аэропорт России, я недавно летал через него.

В общем и целом, все хорошо, что хорошо кончается, 27 декабря в 14 часов дня мы уже сидели на 120 (или 140?) килограммах нашего багажа в аэропорту Мюнхена, пили Францисканер, Шпатен, Пауланер и другие весьма неплохие сорта баварского пива в ожидании нашего общего мюнхенского знакомого Яна, который должен был отвезти нас в город и думали, где мы будет жить 2 ночи с 27/12 по 29/12.

Апартамент в Гармише заказан только с 29/12 и раньше 29 декабря нас там не ждали, да и мест не было. В самом Гармише на эти 2 ночи были места только в двух отелях, но за какие-то совсем неразумные деньги. В Мюнхене жить не хотелось, все там уже были по 10 раз, да и на гору хотелось, на любимый Кандагар. Эльвира в очередной раз нас выручила, обзвонив прямо из телефонной будки в аэропорту штук 20 отелей в окрестностях, и в результате забронировала 2 двухместных номера в некоем пансионе в 30 км от Гармиша. Как назывался и сам пансион и данный городок, не помню, да и не важно уже. Причем пансион стоил как-то совсем уж дешево, что-то типа 50 марок с человека за ночь с завтраком (это действительно очень дешево для Баварии, особенно для Гармиша и окрестностей).

Оставалось решить последнюю проблему - аренда машины. Так как вариант с перелетом Сибирью решился буквально за день до отлета, машину нам подтвердить не успели, в эти даты даже с арендой машин проблемы, разбирают все.

Точнее, конечно можно было бы просто взять машину в прокате в аэропорту, там целая куча прокатных контор и машины всегда есть, но мы бы заплатили за 18 дней аренды какого-нибудь Opel Vectra в этом случае евро так 800-900 и более. В то время как при предварительном бронировании аналогичной машины и наличии соответствующего контракта я получаю цену 250 евро за неделю, то есть 600 евро за 18 дней, это включая все налоги, страховки и сборы, в том числе аэропортовый сбор. Но, я не успел подтвердить аренду за один оставшийся день, и предварительно забронировано у нас ничего не было, но Ян обещал нам помочь с данной проблемой. И действительно помог, за что ему еще раз спасибо, он сделал нам как раз абсолютно нулевый Opel Vectra с кожаным салоном, багажником для лыж и т.д. всего за 34 евро в сутки. Правда, седан, а не универсал, но за такие деньги мы не выбирали.

В результате всего этого 27 декабря вечером мы были в 30 км от Гармиша, в вышеуказанном пансионе, который оказался довольно приличным, правда, немного смущала планировка комнат, например, в одной комнате, я прошу прощения, унитаз стоял в прихожей... совершенно серьезно, то есть входишь в комнату и упираешься в него, потом открываешь вторую дверь и там уже сама комната с кроватью, шкафом и т.д.

28 декабря мы уже катались по Кандагару. Народа было много, как я писал выше, с 20 декабря по 4-5 января у немцев каникулы и они просто заполоняют курорты. Снега, правда, что радостно, было тоже довольно много, хотя временами и появлялся лед (причем иногда в больших количествах).

29 декабря мы со всеми пожитками уехали из данного пансиона в Гармиш, откатались и вечером заселились в наш апартамент. Он был просто отличный, Эльвира интуитивно, наверное, выбрала самый лучший вариант, хотя правда особо не из чего и выбирать было. Апартамент был площадью 85 квадратных метров, 2 спальни (одна с колыбелью), гостиная с большим столом, телевизором и раскладным диваном (там жил я), прихожая со шкафом для одежды, кухня около 12 кв. метров, туалет и большая ванная комната с собственно ванной, душевой кабиной и 2 раковинами. Плюс здоровый балкон и телефон в прихожей, вид на горы. На кухне практически все необходимое, но не было микроволновки, посудомоечной и стиральной машины, но они и не понадобились, так как посуду мы мыли по очереди, а стирать вещи отдавали в прачечную. Собственно, мы даже не рассчитывали на такой комфорт, так как если бы хотели абсолютного комфорта, поехали бы в 5*, правда, заплатить пришлось бы раза в 2-3 больше... И плюс - до подъемника на Хаусберг около 500 метров, то есть теоретически можно было ходить пешком, до центра города, супермаркета и т.д. - также около 500 метров. Адрес был Alpspitzstrasse 38, хозяйка Frau Sailer.

Потекли дни нашего зимнего отдыха. Мы старались много кататься, ходили в аквапарк, на новый год приехал еще один наш общий знакомый из Франкфурта, мы вместе встречали Новый Год. 2 января приехал еще один наш общий знакомый, Данил с женой и сыном из Берлина. На русское Рождество собрали большую компанию, приехал Ян из Мюнхена и сделал много вкусного шашлыка (мангал был во дворе дома) по какому-то хитрому узбекскому рецепту, так как Ян раньше жил в Ташкенте.

Два раза ездили в Зеефельд, это примерно 40 минут на машине или поезде от Гармиша, в целом неплохо, но как-то совсем мало трасс и просто уж очень много народа (гораздо больше, чем в Гармише). Фактически, за 1 день можно выкатать все трассы в Зеефельде. Скипасс в Зеефельде стоил 27 евро на целый день (в Гармише 26), еда и напитки немного дороже (на 1 евро в среднем).

Также ездили в Берхтесгаден и Оберсдорф - это также горнолыжные курорты в Германии, но никто их в России не знает.

Берхтесгаден - это на границе с Австрией, 18 км от аэропорта Зальцбурга, мы как раз по дороге в Зальцбург заезжали. Очень красивое место, когда-то именно там были виллы всей верхушки рейха. Но, маленький регион катания, возможно все выкатать буквально за 2-3 дня, так что целенаправленно ехать туда, наверно не стоит, но при случае заехать на пару дней - очень даже ничего. Но и катающихся мало. Тем более, что там практически никто не был, русские туристы редкость. До Берхтесгадена от Гармиша 1,5-2 часа на машине в одну сторону.

Оберсдорф - еще более неизвестное место, также на границе с Австрией, но уже на запад от Гармиша. Я не удивлюсь, если узнаю, что мы были вообще единственными туристами из России в Оберсдорфе.

Катание в Оберсдорфе - довольно прикольное, людей мало, трассы очень крутые, но абсолютно ровные, практически без поворотов и бугров, очень красиво, хотя невысоко, около 2000 метров, но опять же очень мало катающихся. В Оберсдорфе я совершил самое большое и запомнившееся падение, трасса была настолько крутая и ровная, что меня уже без лыж протащило вниз почти на сто метров. От Гармиша 2 часа по горной дороге, дорога маленькая, обязательно наличие штурмана, то есть один рулит, другой смотрит по карте - куда, собственно, рулить то. Остальные спят на заднем сиденье. Когда ехали обратно, решили найти более короткую дорогу, в результате ехали три часа....

На один день ездили на шопинг в Мюнхен. Наш общий знакомый каким-то хитрым образом раздобыл пропуск в закрытый магазин. То есть, это магазин только для тех, кто профессионально занимается модой, цены там просто смешные, я не буду всего рассказывать, что там и сколько стоило, скажу только, что мужские костюмы таких производителей, как Versace, Joop!, Valentino и т.д. стоили от 200 до 350 евро, минус такс фри. В Москве все это стоит от 500 грин строго....

Честно говоря, изначально мы планировали обязательно съездить покататься в регион Инсбрука, St.Anton и уже теоретически в Кицбуэль. Все это в пределах 2 часов пути на машине в одну сторону. Но, как-то лень нам стало туда ехать. Тем более, что уже 5 января Гармиш несколько опустел, немцы все разъехались, остались одни туристы и очередей нигде не было, снег был также практически в достаточном количестве, хотя, конечно не помешало бы и побольше. Но в целом, в Гармише было хорошо и ехать куда то за семь верст киселя хлебать уже не хотелось.

Вдобавок, 8 или 9 января Павел упал с САНОК!!!! Не с лыж, а именно с санок, причем так, что сильно повредил ногу. К вечеру нога опухла и стала сильно болеть, и было принято решение воспользоваться страховкой Ингосстраха. К чести данной компании, никаких проблем не возникло. Мы позвонили в Москву по указанному в полисе телефону, продиктовали свой номер телефона, они нам сразу перезвонили (это чтобы мы свои деньги на переговоры с Москвой не тратили). Мы объяснили суть проблемы и Ингосстрах нам снова перезвонил через минут 20, и продиктовал адрес клиники в Гармише, куда следовало обратиться. В клинике Павла уже ждали, оказали необходимую помощь, денег никаких не взяли. Что интересно - в момент нахождения Павла в клинике, он был единственным лыжником, обратившимся за помощью, все остальные были сноубордисты, причем в большом количестве, но преимущественно аборигены- тинэйнджеры.

Я уже не помню, что случилось у Павла с ногой, то ли сильное растяжение, то ли что-то в этом роде, но он больше не мог кататься, хромал, и оставшиеся несколько дней провел в гостиной нашего апартамента, смотря немецкое телевидение. Правда, по-немецки он не знал ни слова....

Вот и мораль - катаешься на лыжах, катайся спокойно дальше, сел после лыж человек в санки - и все, травма. Из моего личного опыта - в позапрошлом году на 8 марта я был на Домбае, и народу было просто не меряно, на 5ую очередь стояли по 40-50 минут... По этому поводу я решил попробовать покататься на сноуборде, благо на бугеле народу было мало. Пошел в прокат, взял сноуборд, ботинки, нашел инструктора. И где-то через час после начала обучения, я умудрился на совершенно пологом и ровном склоне навернуться на этом сноуборде тааак... я отбил себе все что можно, причем каким-то непостижимым образом одновременно затылок и колено. И в результате, я остаток дня пил коньяк в ближайшем кафе и в последующие 2 дня мне все еще было как-то не по себе... практически потерял 2 дня катания, а оставался бы я на лыжах, было бы все хорошо.

Заключение:

В этом году я собираюсь на Новый год в Шамони, может быть Мерибель или Вербье, и обязательно в марте на Чегет. Все-таки в Гармише я уже выкатал все, что можно. Хотя, конечно, сейчас только август, посмотрим еще.

Если кто-то все-таки дочитал до этого места - спасибо за терпение и извините за некоторый сумбур в повествовании.

Будут вопросы по Гармишу или предложения по Шамони/Вербье и Чегету - присылайте на arseni@europe2000.ru

Всем удачного сезона, хорошего снега и ярких впечатлений!!!

Еще информация о Гармише:

Обсудить в WWW конференциях.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024