На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Дивные Les -3 valles

Володя Цымбаленко

1

Три долины - удивительные по красоте горные ущелья и фантастическое по разнообразию место катания. Об этом вы можете прочитать в любом рекламном буклете - и все это правда. В этом феврале мы довольно большой компанией выбрались покататься, нам повезло с погодой: снега достаточно, солнышко. Но взяться за этот отзыв меня побудило желание поделиться с коллегами-горнолыжниками нашим опытом, полученным после несчастного случая, произошедшего там примерно посередине срока.

Я не хочу кого-нибудь пугать и стращать, так как, несмотря на это происшествие, мы остались чрезвычайно довольны и районом, и трассами, и сервисом. Но о плюсах вам с готовностью расскажут в турагенстве. А вот о проблемах, которые возникнут из-за травмы, обычно не говорят. Поэтому те минусы, о которых будет рассказ, есть моменты, которые, увы, могут случиться с каждым. И мы были слабо подготовлены к такому повороту судьбы.

1

Надо сказать, что к минусам района относится (возможно, из-за немереного количества трасс) выборочная подготовка склонов. Всегда готовили учебные и тренировочные места занятий, а прочие проходились ратраками по какому-то расписанию. Иногда узнать это можно было по объявлениям, сделанным мелом на верхней станции канатки. Кроме того, на верхних станциях некоторых подъемников нет посадки вниз. Это привело у нас к небольшому казусу: приехав на перевал Коль (дивная длинная трасса, прекрасный вид на верхний цирк) наша начинающая не рискнула спуститься по узкому и крутому началу трассы, естественно, уже сильно разбитой по этой причине к середине дня. Сняв лыжи, она вернулась к подъемнику, чтобы спуститься в кресле. Но увы! И ей, бедолаге, таки пришлось сгрестись по этому крутячку. А поскольку наша группа упорхнула, компанию ей составил спасатель с подъемника и эта история завершилась благополучно. Но больше нас раздражало некультурное поведение на склоне довольно большого числа катающихся. Многие едут бесцеремонно, не обращая внимания на окружающих, причем эти многие, как правило, весьма среднего уровня катания, что создает, как будет видно, непосредственную угрозу для остальных. Мне пришлось видеть там действительно лыжников высокого уровня с классной техникой идущим на больших скоростях. Но они-то, несмотря на огромную скорость, не подрезали катающихся и не распугивали начинающих!

1

Особенно меня взбесило то, как эти типы (многие) проезжали под самым носом у слепых лыжников! Да-да, это не ошибка, в Мерибеле мы видели как спускаются незрячие: в ярких жилетках с надписью Blind Skier и ведущим. И эти ... показывали свой «класс» просто подсекая их! И вот это-то, как мы убедились на собственном опыте, и есть основная опасность. Травматизм был высокий - практически каждый день кого-то везли в акье или на снегокате.

1

Перехожу к нашему случаю. Мы спускались к Менюиру по синей трассе довольно большим составом. У слияния двух трасс наши флагманы остановились, чтобы подождать остальных. Я шлепнулся по дороге и задержался, и когда подъехал, увидел наших, столпившихся у Елены, лежащей без сознания на снегу. Она медленно подъезжала к ребятам, когда какой-то козел, вылетевший с правой трассы на полной скорости, налетел на нее со спины и ударил так, что у нее была сломана ключица. Он тоже загремел, встал, передохнул и смылся. Отметим, что служба трасс в этом месте установила предупреждающий плакат, на котором на четырех языках было написано: «Ехать медленно!». Дальше дела развивались так: нам пособили двое финнов, увидевших эту аварию. Один дошел до кафушки рядом и вызвал спасателя, который подъехал минут через десять-пятнадцать. К этому времени Елена пришла в себя и смогла рассказать о травме. Спасатель по симптомам оказал первую помощь, наложил повязку и, спросив наше согласие, подогнал акью, упаковал в нее страдалицу и повез ее вниз, в Менюир к медицинскому пункту. Там ей сделали рентген и прописали спецповязку и обезболивающее средство, что и было куплено в аптеке напротив. Помощь была оказана быстро, четко и профессионально, по полной программе, говорю это как инструктор альпинизма, которому, к сожалению, за тридцать с лишним лет пришлось повозиться с травмами. Пока шел процесс, со мной поговорил жандарм, который предложил подать заявление об умышленном наезде, поскольку это во Франции - уголовное дело. Но никто из наших не запомнил этого негодяя достаточно подробно, чтобы описать его или узнать: короткое время он стоял поодаль, в больших очках, закрывающих пол лица.

1

Резюме по этой части:

  1. Имейте с собой достаточно денег (или карточку) для оплаты первой помощи (150 евро + 68 евро за лекарство и повязку) и транспортировки (284 евро) или медицинскую страховку. Все это у нас было, но оставлено в номере. Возникли проблемы. Решили, но пришлось потратить время на ненужные поездки в Менюир.
  2. Надо было сорвать с этого типа скипас (он в Трех долинах с фотографией) и передать в жандармерию. Было бы неплохо наказать мерзавца, хотя это и не компенсирует травму и испорченный отдых. Жандарм подробно расспросил об обстоятельствах наезда, опыта катания Елены (25 лет), месте события, расспросил спасателя и пришел к выводу, что виноват этот тип. Да это общее правило: виноват верхний, ведь спускающийся смотрит вниз по склону.
  3. Не надо лениться и всегда просматривать, нет ли кого сверху по склону. Хоть он и не прав, да черт с ним, себе дороже не уступить дорогу. Заметим, что в информационном центре лежали правила поведения и безопасности на склоне на нескольких языках, все правильно там написано.
  4. Со всеми официальными лицами можно было объясниться даже на моем убогом английском.

Мы добрались домой, в Вальторанс. Позвонили агенту страховой компании, и он, узнав сумму возмещения, предложил нам оплатить счета и получить возмещение в Москве. Мы так и сделали. Но осталось много нерешенных вопросов: как получить возмещение за скипас, какие документы необходимо представить и т.д. При оформлении документов в медпункте доктор специально предупредил, что вот эта справка - для скипаса. И также поступил спасатель. Но в кассе сказали, что денег они не возвращают, не их функция, и следует обратиться в страховое отделение компании, владеющей канатными дорогами. Так что мы не знали, как же нам поступить. Тем более, что простые служащие не говорили по-английски, к тому же многие термины, связанные с возмещением, нам были неизвестны из-за специфики. И тут мы вспомнили: да ведь у нас есть агент туроператора по Вальторансу и Менюиру Раскина Ольга! Она-то наверняка знает язык, местные правила и подскажет, что и как делать. Звоним ей, и тут на нас пролился холодный дождь безразличия и отфутболивания. О.Раскина заявила, что ей нет дела до наших проблем, ее работа - привезти, расселить и увезти, и больше она не обязана ничем заниматься. Знаете, наверное, так и написано в ее должностной инструкции, и нам была бы понятна ее позиция, если бы речь шла о каких-то барских замашках, но проблемы-то были у покалеченного человека! Правда, позже О.Раскина позвонила и сообщила, что деньги за пропуск, как она авторитетно выяснила, не вернут. Хорошо, что перелом ключицы не очень тяжелая травма, а если бы человек серьезно пострадал? У нас была большая компания, и в школе двое учили французский, а если бы человек приехал отдыхать один? И что тогда делать? Интересно, что позже в Москве, когда я высказал эти сомнения в турагенстве, оформлявшем эту поездку, мне отрезали: все правильно, отъезжая в чужую страну все риски ваши, и проблемы решайте сами, как хотите, вам не обязан кто-либо помогать. Вот так-то ребята! Не болейте и не калечтесь.

Но стоимость половины скипаса - изрядная сумма. И мы начали решать проблему самостоятельно. В этом нам сильно помогли служащие Шваль Блан, работающие на ресепшене, хотя уж их-то наши проблемы, проблемы граждан чужой страны, уж совсем не касались. Большое спасибо вам за человеческое отношение, за то время, которое вы потратили, переводя нашу английско-французскую смесь, подкрепленную жестами свободных конечностей, за звонки по инстанциям!

Резюме:

  1. Не бойтесь оплатить счета за медицинскую помощь, если они мотивированы и соответствуют тяжести травмы. Наше страховое общество Международная Страховая Компания Профсоюзов «МЕСКО» выплатило 100% суммы всех документированных трат по курсу евро Центробанка на дату травмы. Спасибо Компании и Директору департамента личного страхования А.А.Белякову!
  2. Стоит заранее выяснить условия возврата скипаса и вообще, условия его получения и обслуживания, возможные скидки. Как стало ясно, это не заботит туроператора.
  3. Не стоит надеяться на личную встречу с агентом турфирмы, поскольку даже в обусловленное время, записанное в официальном релизе, когда О.Раскина должна была присутствовать в Инфоцентре, ее там не было. А на нашу претензию заявила (по телефону), что больно мало катающихся в Вальторансе, было бы человек двести (!!!), то тогда бы она поприсутствовала.
  4. Французские медики и спасатели знают свое дело: деньги за оставшееся время нам вернули. Эта процедура длительная и без помощи работников Шваль Блан мы бы не смогли ее оформить. Надо было позвонить руководителю страхового отдела месье Троллю (резиденция в Куршавеле), выяснить список документов (справки от доктора и спасателей) и послать их на его адрес письмом, что мы и сделали. Секретарь месье мадам Лауренсе весьма предупредительная и доброжелательная особа, но дело осложняли наши проблемы с языком. Переговоры шли по телефону только по-французски. Дама с ресепшен слушала секретаря, объясняла нам что да как, затем передавала вопросы обратно. Нет, без них мы бы не справились. Затем уже в Москве мы продолжили переписку по Интернету. Всего на это ушло около трех месяцев.
  5. Учтите, что компенсация за скипас из Франции идет в евро, а потому ваш счет должен быть в ЕВРО. Это касается и таксфри, так как в аэропорте Гренобля нет отделения и приходится отправлять чеки по почте, указывая номер счета и реквизиты банка.
1 1

Хочу закончить на оптимистической ноте: стоит, ей богу стоит повидать Три долины! Незабываемые картины заснеженных гор до сих пор стоят в памяти, поднимая настроение в паршивые моменты жизни. Как говорил Жан Клод Кили: «Горные лыжи не являются счастьем, но вполне могут его заменить». До встречи, горы!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024