На лыжах с гор

Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Шамони - Белая Долина. (16 марта 2000)

Вадим Ревякин:

Может быть кто-то помнит как 3 недели назад я спрашивал, что стоит посмотреть в Шамони за один день. Большинство (как и ожидалось) рекомендовали посетить Белую Долину. Причем все писали, что там все просто, это даже не катание, а экскурсия. Было упоминание о каком-то ледопаде, но я в предотъездной суматохе не придал ему значения. Такая информация чуть было не сыграла со мной злую шутку. Поэтому считаю своим долгом по свежим впечатлениям (был там 3 дня назад) рассказать о Долине более подробно.

В четверг утром взяли машину в Морзине и поехали в Шамони - планировалось что-то вроде дня отдыха. Компания была следующая : я, три женщины, и парень, который перед этим здорово потянул ноги - не сработали задники. Он два дня отсиделся, потом день по- катался по отратраченным трассам, и заявил, что ходить ему тяжело, но кататься - нормально.

Пока суть да дело, ехали не спеша, к подъемнику приехали в 11.30, билеты взяли на гондолу в 12.50. Тепло, светит солнце, сидим в баре - коротаем время. Над кассой - бегущая строка : наверху температура -11, ветер 60 км/час, гондола на смотровую площадку не работает. В баре подозрительно много людей в г/л ботинках, но в альпинистких обвязках и с карабинами на животе.

Подошло время подъема, приходит гондола сверху. В ней несколько десятков человек, некоторые из них с лыжами. Сели, поехали. Поднялись на 3842м, прошли по мостику, короткий тоннель в скале и вышли к началу трассы. Это начало представляет из себя довольно крутую ледяную горку длиной несколько сот метров. В ней прорублены желоба шириной ~50 - 60 см вдоль которых натянуты веревки. Сам желоб не сильно ровный, встречаются ступеньки до 1м высотой, местами присыпан снегом, а местами нет. В одной руке несешь лыжи, в другой палки, третьей держишься за веревку. Все это на довольно сильном ветру. Народ в основном идет по этому желобу в связке, причем все палки несет гид. Поэтому совет тем кто решит пройти по этому желобу - упаковать лыжи и палки так, чтобы они не разваливались в руках, не развевались на ветру и на них было бы удобно опираться при ходьбе. Обратить внимание на перчатки, потому что у моих дам на середине пути стали неметь от холода руки. Но они держались молодцами и с божьей помощью мы добрались до конца ледопада. Парень с травмированными ногами поинтересовался у меня, что же такого плохого он мне сделал, что я его привел сюда. Тут же к к нам подлетел какой-то местный профессионал и поинтересовался с гидом ли мы. Получив отрицательный ответ он сказал что мы чего-то не понимаем, что ходить одним здесь очень опасно, пожелал нам удачи и уехал.

После ледопада мы надели лыжи, проскреблись по обледенелой стенке (плевое дело после ледопада) и попали в долину. Место конечно удивительное. Это действительно долина, окруженная украшенными ледниками скалами. Описать это таланта не хватает - поверьте на слово (кстати брал с собой камеру, хотя и фильм тоже не передает всех ощущений). Снег там какой то уникальный - очень сухой и без корки - как будто насыпано несколько метров высокосортной муки. Мне приходилось кататься на больших высотах, но я такого не видел. Т.к. по такому снегу никогда не катался, то долго не мог принорвиться. Потом вспомнил теорию, попробовал и поехал. Правда к этому времени поле кончилось и перешло в траверс по крутой стенке. Он мягкий, но довольно изрытый и большим количеством народа. Слететь с него очень не хотелось. Хотя все кругом очень мягко и не убьешься, но пролетишь несколько десятков метров и попадешь в глубокий мягкий снег, в котором будешь барахтаться как лягушка в молоке и без посторонней помощи не вылезешь. Здесь я понял, почему много народа с рюкзачками с альпинистким оборудованием. Но каждый гид идет со своей оплаченной группой и я не уверен, что кто-то будет терять время на разгильдяев. В конце траверса я видел совершенно невменяемую девицу, которая лежала на снегу, билась в истерике, а гид терпеливо и ласково уговаривал ее взять себя в руки. В конце траверса можно уйти вниз на продолжение маршрута или проехать дальше до ресторанчика. Мы в ресторан не поехали, поэтому ничего про него рассказать не могу.

После траверса начинается нечто, напоминающее Чегетскую трубу, только подлиннее, без камней и бугры мягкие. Народу там ковыряется очень много, так что мне без опасения снести кого-нибудь больше трех поворотов сделать не удавалось. Эта труба переходит в поле, которое, как я понял, является традиционным местом привала. Народ лежит на снегу, перекусывает, отдыхает.

После места привала начинается длинное, пологое, слегка обледеневшее поле, по которому едешь на прямых ногах и крутишь головой любуясь красотами. Весь народ держится левее, но я с одной из дам взял вправо за какими-то французами и мы попали в удивительное место, какое-то царство снежной королевы. Кристалы льда величиной с двухэтажный дом, многометровые ледяные трещины и между ними узкие наезженные тропинки. Хотелось стоять и любоваться, но пришлось выбираться, чтобы не потерять свою группу. В одном месте пришлось проехать по узкой полке на которой умещалась одна лыжа со стеной льда с одной стороны, 15-метровой трещиной с другой и полуметровым разрывом в середине. Очень не хотелось налететь спиной на выступ в стене и оттолкнуться от него. Выбравшись из этого лабиринта мы наткнулись на остальную часть нашей группы и поехали дальше.

Здесь мы совершили большую ошибку. Если держаться левее, то приезжаешь к началу длинной лестницы, ведущей вверх. Подниматься по ней надо на высоту многоэтажного дома - не могу сказать какого, но очень высоко. В конце лестницы посадка на гондолу, которая везет к станции горного трамвая, который привозит в Шамони. Но мы, следуя за какой-то группой, просвистели мимо и потом поленились возвращаться назад. Парень с поврежденными ногами был уже никакой, делал остановки минут на 10, глотал валидол. Но мы поехали дальше. Кончилось это катание тем, что пришлось снять лыжи и подниматься на приблизительно такую же высоту, но не по лестнице, а по горной козьей тропе. Мне пришлось взять лыжи моего инвалида и переть и их. Когда я поднялся наверх вид у меня был не очень дружелюбный, т.к. группа французов, с которыми мы продирались через ледник и поившая в этот момент моих дам самогоном, быстро попрощалась и укатила дальше. Здесь наверху стоит палатка, в которой можно купить попить, и посидеть на лавочке. В этом месте я удосужился посмотреть на скимэпы и на одной из них обнаружил, что продолжение после гондол обозначено как черная трасса. Но делать было уже нечего. Мой инвалид даже не ругался. Дамы приуныли, но держались молодцами. Видимо самогон попался лечебный.

Черная трасса представляла из себя узкую полку вдоль ущелья - снег вперемешку с камнями. Потом снег кончился, остались одни камни. Пришлось снять лыжи и идти пешком. Потом камни перешли в жидкую грязь по щиколотку. Такого катания было километра полтора. Инвалид, который мог кататься, но не мог ходить жутко нас тормозил, так что до города мы добрались когда начало темнеть. По-моему мы были последние, кто вышел из Белой Долины. Как я нашел свою машину (вышли отнюдь не к тому месту откуда начинали) и ехал обратно - это отдельная история.

ВЫВОД:
Белая Долина безусловно место которое стоит посетить. Ради этого можно пожертвовать многим. Это одно из тех впечатлений, которые остаются на всю жизнь. В традиционном смысле - это не катание на лыжах, это что-то другое. Поэтому отправляясь туда нужно хорошо представлять себе что тебя ожидает и соотнести с этим свои силы и возможности