Шамони - Белая Долина. Один хороший день в Альпах.
Жора Дубенецкий:
Утро. Услышав звонок будильника, с трудом встаю и иду к окну. Еще сумрачно, солнце не осветило
даже вершину Эгюй дю Миди - верхнюю станцию подъемника, откуда начинается спуск "Белая Долина" -
самая длинная трасса в мире (22 км). Но это пока не важно, важно совсем другое - небо абсолютно
чистое. И даже около вершины Монблана, этого "гнилого угла" долины Шамони, безоблачно. Значит,
едем! Завтрак, добавочная чашка кофе, во флягу залит сок, еще раз проверяю фотопленки, запасные
батарейки. Все. Пора. Встречаемся с Сашей и Димой. Смотрим вверх - чуть левее верхней станции
подъемника, которая только угадывается с такого расстояния, мерцают искорки. Это солнечные блики на
снаряжении спускающихся пешком к началу трассы лыжников. Нижняя станция подъемника. Если точнее,
нижнего из двух очередей, поскольку перепад высот - 2807 метров - настолько большой, что построить
подъемник "в одну очередь" не получилось. Вагончик, пересадка. Опять вагончик. Верхняя очередь
настолько круто идет вверх, что закладывает уши. Приехали. Короткий коридор и мы на мостике,
соединяющем раздвоенную вершину Эгюий дю Миди. Тоннель в скале, указатели - "в Италию", "лифт",
"туалет", "трасса". Комфортабельный туалет на такой высоте посетить надо обязательно. Но сначала в
лифт и на смотровую площадку.
Отсюда, с вершины острого пика высотой 3842 метра, Альпы как на ладони. Солнце бьет в глаза и
заставляет надеть очки. Долго любуемся панорамой - до Италии и Швейцарии отсюда около 10
километров, рассматриваем Монблан: "смотри вооон там, левее ледовых сбросов, две точки - кто-то на
гору идет". В фотоаппарате кончается первая пленка - сигнал к тому, что пора и покататься.
Спускаемся со смотровой площадки, выходим на небольшую площадку, откуда начинается тропа по узкому
гребню. Последнее место перед началом спуска, откуда еще не поздно вернуться тем, кто плохо
почуствовал себя из-за быстрого набора высоты или просто не очень уверен в своих силах. Группы,
которые оплатили услуги гидов, надевают кошки и пристегиваются к веревкам. М-да, пожалуй на этом
узком гребешке с очень крутыми многосотметровыми сбросами по обе стороны, это не лишняя
предосторожность. Идти по нему действительно страшновато. Стараешься контролировать каждый шаг,
вбиваешь ногу в снег - не дай бог, поскользнешься - перила только начали натягивать, начало сезона.
Гребень кажется очень длинным, вторая половина его несколько менее психологически сложна - справа
от гребня крутой (около 50 градусов) склон, но его видно весь, и через несколько сот метров
освещенный солнцем постепенно выполаживающийся выкат - по крайней мере видно, куда улетишь.
Некоторые одиночки застегивают крепления и спускаются по этому склону на лыжах под одобрительные
возгласы основной массы, которая, напоминая вереницу муравьев с соломинками, продолжает движение по
гребню к небольшому плато - месту развязывания эскортируемых гидом групп и начала спуска на лыжах.
Ну вот, наконец, можно воткнуть лыжи в снег и перевести дух. Обмениваемся впечатлениями: "если
кто-нибудь скажет, что ему не было страшно, я первый брошу в него камень!" - это Дима, да и с
Сашиным мнением - "всем посоветую кошки сюда брать." трудно спорить.
Сразу встает проблема выбора: трасса раздваивается. Смотрим, кто по какому маршруту идет -
трасса для катания "off-piste" не маркирована, поневоле задумаешься - ледник, трещины. Налево идут
люди без гидов, почти все в беседках и с ледобурами. Похоже, народ серьезный. И спуск видимо тоже.
Группы с гидами, отвязавшись от веревки и сняв кошки, идут правее. Мы здесь впервые, нам - направо.
Начало спуска - пологий ледник без перегибов, ширина и длинна измеряются километрами, и только
когда решишь остановиться, понимаешь, что и скорость набрал не маленькую, да и плотная корка снега
иногда подламывается. Едешь-едешь, а картина вокруг все не меняется: все также далеко ледовые
сбросы справа, все еще далеко до цепочки гор, стоящих на границе с Италией. И только обернувшись,
понимаешь, что отъехал уже на приличное расстояние. Ну вот и первые трещины. Забитые снегом, они
сейчас не опасны. Слева вдалеке видны точки, спускающиеся по достаточно крутому, градусов около 30,
леднику, то исчезающие, то появляющиеся опять: это те, кто избрал "левую трассу".
Стоп! Опять развилка. Правее - пологий склон, лыжня забирает ближе к Италии, обходя изломы
ледника сверху. Левее - почти под скалами в центре долины, явно круче. Мнения разделились, и
бросается монета. Берем левее, склон становится круче, еще круче. Вот это уже катание: склон
крутизной около 30 градусов, а то и больше. Скорость нарастает, дуги рисуются как-бы сами собой -
одна, другая,. Останавливаюсь перевести дыхание. Мягкий снег, простор, тишина, потрясающая красота
вокруг. Справа рваный ледник с лыжней среди лабиринта трещин, видна группа людей. Спустившись еще
на пару сотен метров и услышав русскую речь, останавливаемся рядом с одной из групп. Гид -
естественно, француз, пообщавшись с кем-то по радио, что-то говорит, нам переводят: "Вон там, на
леднике - видите? Там гид в трещину улетел - они ждут вертолет." Монета, которой мы доверили решать
нашу судьбу, оказалась права. А вот и вертолет. Сделав круг садится прямо между трещин, подняв
снежное облако. Пара минут и он улетает, и опять вокруг тишина, нарушаемая только скрипом снега под
кантами лыж и собственным дыханием.
Следы лыж ведут траверсом влево, через нагромождение ледяных блоков разнообразной формы,
некоторые высотой в добрый десяток метров. Очень красиво, но в этом ледовом лабиринте чувствуешь
себя неуютно, хочется поскорее вырваться на простор. Соскальзывание, крутые короткие спуски,
прыжки, слалом между ледяных "шкафов" разнообразной формы и размеров и наконец выкатываешься на
ровный склон. Ага, а вот и слева лыжня примыкает - здесь трасса объединяется. Лыжня опять
раздваивается, но впереди виден двухэтажный домик - ресторанчик. Очень, надо признать, вовремя: со
всеми любованиями потрясающими видами, фото- и видео-съемками время уже обеденное, пора и
перекусить. За кофе обсуждаем варианты доставки сюда продуктов: кроме вертолета ничего в голову не
приходит. С открытой веранды, залитой солнцем, открывается вид на продолжение спуска: точки ползут
под большим ледовым массивом и исчезают за перегибом. Спускаемся вслед за ними. С ледника виден и
второй путь спуска от ресторанчика - по небольшим кулуарам крутизной "за 30 градусов". В следующий
раз - обязательно пойдем туда.
Простор, плотно сбитый ветром снег, солнце и горы.Трасса выполаживается и через несколько
километров переходит в длинный пологий спуск по леднику, в нижней части которого настоящий людской
затор: узкая лыжня здесь проложена "первопроходимцами" среди лабиринта трещин, почти горизонтальная
поверхность ледника практически не покрыта снегом, который скапливается в трещинах. На лыжах-то еще
можно передвигаться, а вот сноубордистам совсем туго приходится. А вот и подъемник. Маленькая
канатная дорога опускает туристов, которые приезжают сюда на поезде, прямо ко входу в вырубленый в
толще ледника "Мер де Глас" - ледяной музей. На лыжах дальше пока спуска нет - мало снега. Да и
самая красивая и интересная часть спуска уже позади. Верхняя станция канатной дороги - и мы на
железнодорожной станции. Спуск завершен. Теперь можно выпить бокал глинтвейна в ресторане и на
маленьком, почти игрушечном поезде, цепляющемся за специальный зубчатый третий рельс шестеренками,
поехать вниз, все дальше от такого хорошего дня.
|