Вальдизер
Александр Лебедев:
1.Постановка задачи.
Задача была съездить на курорт с наилучшим г/л катанием, причем качество жилья,
близость его к подъемникам, какому-нибудь городу, ресторану, магазину и т.д. ,
а также apres-ski программа имели второстепенное значение, за счет чего
хотелось бы свести к минимуму бюджет поездки. Естественно, выбор пал на
Францию, где что ни курорт, то событие. В конце концов выбор между Meribel/Val
Thorens, 2Alpes и Val d'Isere/Tignes был сделан в пользу Val d'Isere. В
рекламных проспектах скромно пишут, что если обобщить результаты многочисленных
рейтинговых опросов, проводимых специализированными журналами мира, то по их
мнению французские курорты Val d Isere/Tignes можно смело назвать лучшими
горнолыжными курортами планеты Земля. Основные доводы:
- качество и разнообразие трасс - половина из них связана с какими-либо легендарными
соревнованиями
- современная система подъемников, которые благодаря наличию двух подземных линий, практически
гарантируют отсутствие очередей
- всесезонность - летнее катание
 |
2. Обзор.
Поселок находится на высоте 1850м и является центром одной из самых больших областей катания
L'Espase Killy с общей длиной всех трасс более 300км. Очень уютный, чему "отчасти" способствует
то, что он абсолютно "плоский", то есть расположен не вверх по склону, как, например, Meribel, а
горизонтально, но в то же время все основные подъемники находятся в пределах пешей
досягаемости. |
- пропускная способность 100000 лыжников в час.
- количество подъемников - 102
- количество г/л трасс - 125 (в том числе29%
красных,9%-черных)
- количество снежных пушек - 225
3.Выбор турфирмы.
Тур покупали в "IntourFamily". По сравнению с другими туроператорами,
эта фирма предложила наибольшее количество вариантов и наиболее приемлемые
цены, причем бронировали мы еще в декабре, то есть за три месяца , что
позволило выбрать наиболее оптимальный вариант с точки зрения соотношения
цена/качество.Здесь же купили со скидкой Ski-pass на 13 дней, который обошелся
в $280.
4.Дорога.
Поездка началась с маленьких неприятностей. За три часа до отлета у моей жены
обнаруживаются признаки серьезного пищевого отравления (накануне - свадьба в
ресторане). Что делать - не знаю, хоть скорую вызывай, но все же за 1,5 часа до
вылета одни из последних занимаем в Шереметьево очередь на регистрацию.
Неприятности на этом не заканчиваются. Моя жена, сдав нашу огромную сумку в
багаж, проходит регистрацию и на ней заканчиваются посадочные места. Остаются
человек 15. Аэрофлот в лучших традициях зарегистрировал на рейс билеты без
фиксированной даты вылета,что и привело к перебору. На законное требование
проверить "корешки" билетов и изобличить "негодяев" был разыгран целый
спектакль с вызовом милиции и заявлениями работников аэрофлота о воровстве со
стойки пачки с корешками. Естественно, оставшиеся корешки были в порядке, в
общем, сволочи они все. Пришел какой-то начальник и стал взамен предлагать рейс
SWISS AIR бизнес классом до Женевы через Цюрих. Все хорошо, только он
прилетает на 2 часа позже аэрофлотовского и, следовательно, я "пролетаю" с
трансфером. Такси Женева-Вал д Изер стоит ~$300. Да, поездка во Францию
давалась кровью."А кому сейчас легко и кто сказал, что будет просто?"- подумал
я. Но все-таки мне повезло. Одна семья тоже оказалась разбитой на две половины,
в конце концов они полетели SWISS AIR, а я весь взмыленный с чехлом с двумя
парами лыж поднялся на борт самолета нашего "любимого" аэрофлота. Заранее
припасенная бутылочка коньячка помогла реанимироваться и подготовиться к
дальнейшим испытаниям. До ВалдИзера вместо запланированных четырех часов
добирались на микравтобусе часов восемь через жуткую пробку в Альбервиле. В
результате, на месте оказались около одиннадцати часов вечера.

Сильное впечатление произвел ночной Val d'Isere, зажатый с одной стороны скалой La Tsanteleina
(3605), с другой - Bellevarde(2827) и Solaise(2560).
На открытке справа Bellevarde,
слева -Solaise.
В отсветах огней - Face - олимпийская
мужская трасса гигантского слалома
5. Жилье.
Жили в апартаментах Les Hauts de Val. Тип -однокомнатная студия площадью 25кв. м. Апартаменты
находятся практически в самом центре поселка, недалеко от офиса по туризму.
6. Катание.
Регион катания можно условно разбить на 7 районов:
Fornet,Solaise, Bellevarde, Col de Fresse, Grande Motte, Col du Palet, L'Aguille de Percee.
Карты склонов:
Перед нашим приездом снег шел последний раз примерно месяц назад, поэтому трассы были жесткие и
зализанные, однако недостатка снега совсем не ощущалось.По сводкам высота снежного покрова на тот
момент была на 2000м - 1,5м, 3000м - 2,5м. В особо критических местах по ночам работали снежные
пушки. Первую неделю погода была прекрасная - солнечная , с легким морозцем, и мы катались каждый
день, осваивая новый район. Подъемники начинали работать в 8.30, не представляло никаких проблем
очень быстро добираться до нужного района катания, чему способствовали курсирующие по поселку
бесплатные автобусы, а также развитая сеть подъемников, среди которых следует особо отметить два
подземных фуникулера, которые за 6 минут ( я засекал) поднимали каждый на 1000м. С очередями, если
не считать шумных и наглых немцев, проблем практически не было никаких. В первую неделю мы
обкатывали все красные и черные трассы.
Оказалось, что красная трасса - это лишь гарантия того, что трасса не
имеет длинных выполаживаний, на которых, если не набрал скорость, то приходится отталкиваться
руками. Поэтому из 36 доступных красных трасс я бы выделил всего 7 длиной примерно по 2-3 км. с
перепадом примерно в 1 км., где получаешь настоящее удовольствие и, естественно, 11 черных трасс с
похожими характеристиками, хотя, конечно, встречались неплохие и синие трассы, на которых из-за
небольшого уклона можно было развивать приличную скорость. Разница между черными и хорошими
красными в основном в том, что черные реже обрабатывались ратраками и вследствие, как правило,
большей крутизны представляли из себя разбитые в бугры довольно интересные трассы, среди которых
коронной является FACE - олимпийская мужская трасса гигантского слалома с Bellevarde в поселок,
средняя крутизна которой 35 , а максимальная - достигает 63 градусов. Очень неплоха красная Orange
- женская олимпийская спусковая трасса - с Вellevarde в La Daille - поселок-сателит Val d'Isere.
Именно из La Daille со скоростью примерно 50 км/ч забрасывает на Bellevarde подземный фуникулер
Funival и ты оказываешься перед выбором между тремя красными и двумя черными трассами. Часа за три
темп, который задает этот подъемник ,не оставляет от тебя ни одного живого места и тебе ничего не
остается делать как пойти куда нибудь и упасть. Лично мне всегда в таких случаях помогали 50г.
виски или коньяка ( вино расслабляет, от пива отекаешь), стоп, что-то я отвлекся, apres-ski в
другом разделе.
Из Val d'Isere по подъемникам можно за полчаса попасть в Tignes, который находится на высоте
2100 м.
Многие отмечают его сходство с Val Thorens. Tignes также многоэтажен и современен. Он расположен на
берегу красивейшего горного озера на дне которого затопленная деревня именем которой и был назван
курорт , имеет несколько районов: Le Lac, Le Lavachet, Val Claret и Le Brevieres. Последний,
собственно, не совсем Tignes, так как находится на высоте всего 1550 метров и с центром поселка
сообщается при помощи канатной дороги .Очень неплохой район для катания представляет ледник на
Grande Motte (3650 м., на фотографии он скрыт облаками в верхней правой части). Первая очередь -
гордость Tignes, суперсовременный, похожий на линию метро подземный фуникулер, вторая - гондола
поднимают с 2100 до 3500. Здесь находится удобный полигон для летнего катания, а зимой открывается
прекрасная перспектива насладиться красной трассой Grand Plan, которая, правда, пользуется
заслуженной популярностью и народу на ней как правило хватает, особенно во второй половине дня,
когда оживают горнопляжники и начинают спускаться вниз. Так что приходилось "ловить момент " : мы
всегда утром поднимались с первыми подъемниками и ,немного раскатавшись, получали на этой трассе
огромное удовольствие.
Отдельная тема - внетрассовое катание. Возможностей для этого здесь
больше, чем предостаточно, но здесь я пас, так как не большой спец в этом деле, да и с другой
стороны это лучше делать с проводником-инструктором, взяв в прокате что-то типа Volkl Snow Ranger (
моя "любимая" фирма, от любви к которой я "страдаю" последний год). Но походить по целине и
наесться снега нам все-таки пришлось. На второй неделе обрушился долгожданный (до отъезда,
разумеется) снегопад, и три дня мы катались в молоке при видимости 5-50м. Приходишь после этого
вечером домой, а тебя все еще болтает вверх/вниз и из стороны/в сторону.
Народ катается очень аккуратно и в массе своей довольно технично и спокойно в основном по
размеченным трассам, наверное, не забывая об условиях страховки, хотя ,конечно, были отчаянные
головы, которые расписывали все горы. Эта осторожность один раз нам сыграла на руку - на черной
трассе Тrolles ( которая хорошо видна на фотографии Tignes) висела табличка :"Attеntion.Very Icy
and Rocky", или что-то в этом духе, и народ туда не совался, а мы катались по ней практически
одни.
 |
Сюжет этой фотографии я подсмотрел у местного фотографа, так что
"copyright" его. Разрешение "модели" на публикацию имеется. |
7. Люди на курорте.
В основном это ,конечно, французы, встречаются немцы и другие национальности. Наибольшее
впечатление произвела влюбленная американская пара . Он - метра два на карвах примерно 170см., в
каске, в очках - Smith Turbo Regulator, на поясе - огромный "боб" с видео-фотоаппаратурой и с
радиостанцией, она - в том же духе. Русских было довольно мало. Как уже неоднократно отмечали и в
чем я лично убедился, наш брат за бугром очень важен и независим, на контакт с соотечественником
идет тяжело, считая это,наверное, унижением чувства собственного достоинства. Имел удовольствие
наблюдать следующую картину. Сидели в кафе на улице, недалеко от нас - группа русских. К ним
подошел довольно общительный и веселый официант и, завязав с ними разговор, предположил, что они
чехи, на что получил лаконичный и очень конкретный ответ на чистом русском: "Cам ты, чехи, е...,
Русские мы, а чехов мы ..." . Далее они показывали руками как мы чехов. Судя по всему они имели в
виду хоккей, только на Олимпиаде в финальной встрече увы все произошло наоборот , так что видимо
осталось только одно непреходящее желание.
8. Apres-ski.
В первую неделю после нашего активного катания, когда мы поднимались на гору с первыми подъемниками
в 8.30 и возвращались домой уже в шестом часу, сил хватало только на то, чтобы только сходить в
супермаркет. Цены в супермаркете в основном такие же как в Москве, за исключением мясных продуктов,
которые дороже раза в четыре, однако нельзя не отметить заметную разницу в качестве всех продуктов
( за исключением пепси - такая же дрянь,как и в Москве), начиная с кока-колы и заканчивая мясной
вырезкой и пресловутыми окорочками. Традиционно огромный выбор вин стоимостью от 17FF, то есть раза
в три-четыре дешевле, чем в Москве. Всего за 35FF можно было наслаждаться вкусом настоящего
французского вина.
Несколько тяжело проходила у нас адаптация к местной ночной жизни из-за того, что мы не знали ни
одного языка, так что приходилось выкручиваться, периодически попадая в разные комичные, неловкие
ситуации.
Вечером можно сходить в многочисленные кафе/рестораны, каждый из
которых обладает неповторимым местным колоритом. Цены дешевле московских. Горячее блюдо стоит в
среднем $15. Некоторые рестораны пользуются особой популярностью, из-за чего бронировать столик
необходимо за несколько дней. К таким относится "La Pedrix", в который нам удалось попасть по
чистой случайности, благодаря нашим случайным русским знакомым. Ресторан предлагает в основном
морепродукты. Ужин с омарами, лобстерами, королевскими креветками , устрицами с вином и коньяком с
десертом нам обошелся в $100 на двоих.
Среди баров особняком стоит "L'Aventure", который полностью соответствует своему названию. Нам не
довелось там побывать , но мне показалось, что даже французы как то побаивались туда заходить.
Последним пунктом оригинально составленного меню там было: "Free love - ask staff".
В поселке два дансинга, для любителей живого звука в клубах периодически выступают джазовые,
акустические и др. группы , есть даже большой концертный зал, где особые эстеты и большие оригиналы
могут насладиться классической музыкой.
Каждую неделю местная школа инструкторов ESF устраивает спектакль. С Bellevarde примерно в восемь
часов вечера опускаются два парапланериста с зажженными огнями, а по Face c того же Bellevarde в
это время спускается с факелами группа инструкторов, похожая издалека на огненную змейку. После
чего под музыку великого Моцарта начинается необыкновенной красоты салют. Все это производит
неизгладимое впечатление.
9. Заключение.
К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Быстро пролетели отведенные нам две недели,
оставив в нашей памяти воспоминания об этом прекрасном месте.
На обратной дороге тоже не обошлось без приключений. Опять сказалось незнание языка. После того
как мы приехали в женевский аэропорт, я поинтересовался у наших знакомых - с теми, с которыми в
рыбный ресторан ходили - как здесь на самолет садиться.Они так уверенно и говорят, что , мол,
узнаешь номер гейта своего рейса и идешь туда регистрироваться. Что мы и сделали. Взял я нашу
огромную сумку, чехол с двумя парами лыж и пошли. В будке паспортного контроля никого не было,
подождали некоторое время, пошли дальше, зачем-то постояли в очереди в окошко оформления tax-free
чеков ( это мы выяснили потом, мы ничего не покупали и оформлять нам было нечего). Дальше шли по
переходам, эскалаторам и т.п., пока не попали в зал, где были указатели на все гейты, кроме нашего.
Дежурный администратор подсказал, что надо идти по желтой линии, которая нарисована на полу. Опять
по эскалатору, главное, я иду и про себя матерюсь про то, как это у них все неудобно тут сделано в
плане передвижения с багажом. Прошли таможенный контроль.Смутные подозрения стали закрадываться в
мою душу, когда мы оказались уже в Duty Free (?!), а у нас нет ни посадочных талонов , ни отметок в
паспортах, что мы покинули благословенную страну вин, духов и женского белья. Среди всех только я
один был с багажом в руках. Еще минут пять пути и мы оказались у искомого гейта. Там выясняется,
что через него сажают на рейс в Англию, а аэрофлот подвинули на соседний, в результате чего вылет
задержали на 40 минут. Это мне сыграло на руку, так как я взял наши паспорта и побежал обратно на
регистрацию - опять по переходам, вверх по вниз идущим эскалаторам. По пути сделал доброе дело:
сказал толпе народа, стоявшей у будки паспортного контроля, чтобы не ждали и показал заветную
желтую линию. В общем, успел я.
Страничка Val d'Isere в интернете :http://www.val-disere.com/ на которой самое ценное - сводка погоды, а также
логотип и background, которые я использовал при написании странички. Кстати, на момент создания
сего "шедевра" , то есть 14.05.98, высота снежного покрова по сводкам сервера:
Snow height
58 cm / 170 cm
Resort/ 3300 m
Last snowfall
30 to 40 cm on April 28th
Number of open slopes / lifts
Val d'Isire : 54/70 pistes ; 41/50 skilifts ; 4/7 cross-country pistes
Tignes : 47/ 65 pistes ; 30/47 skilifts ; 0/5 cross-country pistes
Неплохо, да?
Если что - пишите: 9852.g23@g23.relcom.ru или
alex@modem.kiae.su, по возможности отвечу.
С уважением, Александр.
|