На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Четыре сезона на трех финских сопках

Алексей Макарычев:

Так сложились обстоятельства, что четвертый сезон подряд я со своими домочадцами откатался в Финляндии.

Сезон 97/98 - ждали прибавления в семействе, отчасти поэтому решили ехать поездом. Жене с гор кататься, сами понимаете, тоже не рекомендуется. Исходя из этих двух условий и обсудив разные варианты, решили попробовать Финляндию, где помимо сопок всегда есть возможность просто побродить на лыжах по лесу. Курорт - Вуокатти.

Сезон 98/99 - сбежали с Ильей (это мой старший сын) на неделю от пеленок и распашонок с условием оставаться в пределах досягаемости. Курорт - Салла.

Сезон 99/00 - первый раз вывезли на горку Полину (1,5 года, там и отметили). Курорт - Юлляс.

Сезон 00/01 - вернулись в Юлляс, просто потому что понравилось.

Поскольку за эти четыре года много было прочитано, выловлено из Интернета и увидено собственными глазами, постараюсь коротенько выдать здесь полезную информацию и некоторые личные впечатления о финских сопках на которых удалось и не удалось побывать.

Вуокатти. Центральная Финляндия.

fig.1

Культовое место для русских туристов. По крайней мере, когда мы были там в январе 98-го, машины с финскими номерами на парковках были в явном меньшинстве. Питер, Москва и даже Мурманск с Архангельском. Ажиотажу способствует наличие в окрестностях четырех гостиниц и громадного центра Катинкульта с крытым аквапарком, спортивными залами, а также огромным количеством котеджей вокруг центра.

Сами фины шутят, что в Вуокатти есть все кроме, собственно, горы. Катаются с местной сопки Рипа. Перепады высот по разным трассам от вершины к станции - 150-170 м, длина трасс - 700-900 м.


От базы к вершине идет двухкресельный подъемник, плюс четыре-пять бугельных слева и справа от кресельного. Два трамплина для прыжков. Снооуборд парк со всеми прибамбасами. В окрестностях сопки есть уникальный тоннель, в котором можно бегать на лыжах по настоящему снегу круглый год. Пишут, что в этом году открыли такой же тоннель для сноубордистов.

Более зализанной горки не видел нигде. При наличии желания человек, первый раз вставший там на лыжи, через неделю объездит все склоны. Так что, ехать туда с исключительно с целью покататься не стоит. В Подмосковье дешевле.

Плюсы: идеальное место для новичков (все-таки уже не овраг, а сопка!),есть чем заняться помимо и после лыж, при сопке самая комфортабельная база из всех, что видел в Финляндии, из-за высоты сопки погода редко вмешивается в ваши планы (см. ниже), из-за наплыва наших многие из обслуживающего персонала или русские или сносно по-русски говорят.

Минусы: горы-то, собственно, и нет!

Сайт в Интернете: www.vuokatti.fi (на русском)

Как добраться: 36 км от аэропорта/ж.д.станции Кайани.

Салла. Восточная Лапландия.

Жуткая глухомань вдали от всякой цивилизации. До ближайшей деревни - 23 км. Ближе до границы с РФ -13 км. Мы с Ильей в темноте проскочили нужный поворот и чуть было не вернулись на Родину досрочно на прокатной машине.

У подножья сопки гостиница с бассейном. На склонах - коттеджи. Если повезет взять коттедж ближе к подъемникам, можно по утрам скатываться к ним прямо от крыльца (что мы и делали). К коттеджам иногда забредают олени (рядом национальный олений заказник). Дикие или колхозные - непонятно.

fig.2

Высота сопки - 462 м. Обычно открыты западный и северный склоны. Говорят к весне открывают и восточный ( в сторону России). Три бугеля на западном склоне, по одному на севере и востоке.

Катание несравненно более интересное, чем в Вуокатти. Мы, по крайней мере, развлекались там всю неделю. На западном склоне одну из трасс готовят специально для скоростного спуска и там время от времени тренируются финские скоростники. Есть возможность покататься по целине на северном склоне.


В наш заезд там был русский инструктор Сергей. С его помощью Илья встал на сноуборд и я на некоторое время потерял своего последнего спутника по катанию.

Плюсы: рекомендую тем, кто хочет отдохнуть в настоящей глуши и при этом взять с собой лыжи, подготовленная трасса скоростного спуска (думаю, что ближе вы вряд ли найдете), шикарные коттеджи в аренду чуть дальше от гостиницы за бугелем на скоростную трассу.

Минусы: далеко добираться от аэропортов и ж.д., полное отсутствие программы после лыж, хотя есть ресторан и бассейн.

Сайт в Интернете: www.salla.fi - на английском и почему-то на голландском. Однако, информации по горке почти нет.

Как добраться: 155 км от аэропорта/ж.д.станции Рованиеми или 100 км от аэропорта Куусамо.

Юлляс. Северо-западная Лапландия.

fig.3

Для финов Юлляс многие годы был курортом номер 1. Сейчас, правда, на пятки ему наступает Леви, но о нем ниже.

Итак, Юлляс. Двуглавая сопка высотой 812 м. Освоены северо-восточный и южный склоны. С северо-востока к сопке прилегает деревенька Якасломполо, с юга другая деревенька - Юллясярви. Расстояние между деревеньками, если по шоссе, то более 30 км. Мы второй год подряд останавливались в Якасломполо, поэтому более подробно о сопке с этой стороны.


В деревне 4 гостиницы, много коттеджей в аренду, 7 ресторанов и 5 магазинов (2 спортивных, 2 сувенирных и 1 продуктовый). Единственный из виденных нами в Финляндии курортов, куда помимо наших соотечественников приезжают и другие иностранцы. Два года наблюдаю там англичан и японцев. В прошлом году были еще и бельгийцы. Забавно, но среди этой публики лучше всех на горке смотрятся японцы. Как с точки зрения спортивной формы, так и по уровню катания.

От базы у подножия - два бугеля на малую вершину Юлляса (это они на фото светятся). Есть еще бугель в "лягушатнике" и бугель на "синюю" горку.

С малой вершины можно кататься по трем трассам назад к базе. Перепад высот - 252 м, длина - 900-1100 м. Можно уйти к подъемнику "Йоккери" и скатываться там слева или справа от него. Перепад высот - 250 м, длина трассы -1250 м.

Наша традиционная ежедневная прогулка, которую рекомендуем всем, кто туда соберется, начиналась с малой вершины. А дальше, оставляя Йоккери слева, выкатывались на подъемник "Куру" (в хорошую погоду вы его увидите, спускаясь по Йоккери, справа от себя) и на нем поднимались на главную вершину Юлляса. Там переходили на южный склон и спускались к базе "Исо-Юлляс" в Юллясярви. Трасс для спуска там штук пять, но в январе некоторые еще закрыты. Перепад высот до второй очереди бугеля - 424 м, длина трасс - 2300-2600 м. Когда было настроение скатывались по пологому выкату до первой очереди. Затем опять на главную вершину и через Куру назад к Йоккери, с Йоккери на малую вершину и вниз "домой". Если вы остановились в Юллясярви, то тот же маршрут Юлляс - Йоккери - Куру - Исо-Юлляс можно проделывать в обратной последовательности.

Все трассы "отутюжены" ратраками, огорожены сеткой или снежными бордюрами, основные трассы освещены, так что кататься можно пока работают подъемники. Исключение составляет Куру, поэтому этот участок нужно рассчитывать проходить засветло, хотя, большей частью пешком, на малую вершину можно попасть и с главной.

fig.4

Плюсы: разнообразные и интересные трассы, можно покататься по целине на южном склоне и Куру.

Минусы: неустойчивая погода с практически постоянными ветрами, длинные и медленные подъемники на вершины.

Сайт в Интернете: www.yllas.fi (на англ.)

Как добраться: 52 км от аэропорта Киттиля; 32 км от ж.д.станции Колари.


Леви. Северо-западная Лапландия.

Находится километрах в 60-ти от Юлляса. В хорошую погоду с Юлляса видны ее освещенные трассы. Все собирался туда съездить в этом году, но так и не выбрался. Фины носятся с Леви, как с писаной торбой, особенно много шума было в прошлом году, когда там открывали единственную в стране канатную дорогу. Информация в Интернете по финским меркам тоже впечатляет: 45 трасс для катания, 19 подъемников с общей пропускной способностью 22 тыс. человек в час, 3 гостиницы, окло 300 коттеджей, 20 ресторанов и т.д.

При всем при этом максимальный перепад высот на трассах - 325 м, самая длинная трасса - 2500 м. Ходят слухи, что фины подготовили там трассу для Кубка Мира (слалом???) и даже подали заявку.

Плюсы/минусы: Не знаю, не был. Знакомые фины говорили, что там нет таких ветров, как на Юллясе.

Сайт в Интернете: www.levi.fi (на англ. и нем.)

Как добраться: 15 км от аэропорта Киттиля.

Общие впечатления

Заранее соглашаюсь, что любителям экстремального катания в Финляндии будет скучно. Хотя, Юлляс, Юлляс!

Финские сопки хороши для отработки техники, для восстановления после перерывов, для обучения детей, для отдыха всей семьей, когда всем есть где вдоволь накататься.

Плюс гарантированное наличие снега с декабря по май. В Заполярье (Юлляс, Леви) зовут даже в октябре и июле.

Несомненный плюс всех курортов - это отсутствие очередей на подъемники, по крайней мере в период наших детских каникул. Во вторую неделю января на горках вообще остается человек 30-50.

Поскольку в Финляндии Илья встал на сноуборд, замечу, что сноубордистам там тоже есть где разверуться. На каждой из перечисленных сопок оборудованы quarter или half pipes, трамплины и достаточно мест для backcountry.

Вобщем, могу порекомендовать Финляндию тем, кто хочет отдохнуть от суеты больших курортов в настоящей деревенской глуши среди красивой, дикой тайги и при этом, совершенно не напрягая себя, покататься.

Где жить?

Конечно, нужно брать коттедж!
fig.5Самые вместительные - человек на 10-12. Стандарт - на 4/6 человек. Дробь ставится из-за того, и к этому нужно быть готовым,что из 6-ти человек по крайней мере троим придется спать на полатях (loft - по-английски). В любом коттедже обязательно есть сауна. Многие коттеджи, особенно на Севере, - это шикарные срубы, без всякой отделки стен снаружи или изнутри, однако с полным комплектом благ цивилизации. Фины несколько перезакладываются на использование электроприборов, поэтому иногда может возникать проблема с горячей водой, т.к. ваш бойлер не будет успевать греть ее, если, скажем, все разом пойдут мыться в баню. Похожие штучки могут проделывать и ваши электрообогреватели. Все остальное оборудование очень привычно для городского жителя.


Заказать коттедж можно через многочисленные турфирмы (не буду никому делать рекламу, тем более, что нашими российскими почти не пользовался), а можно попробовать по ссылкам с сайтов в Интернете. На сайтах Саллы, Юлляса и Леви такая услуга точно есть.

Стоимость коттеджа на 4/6 человек в высокий сезон Ц в среднем 900 FIM в сутки. Потолочная цена Ц 2500 FIM в сутки за коттедж на 12 человек. В стоимость, как правило, входит трансфер из аэропорта и обратно. За небольшую доплату можно заказать доставку продуктов из магазина.

Прокат и подъемники

fig.6

Взять на прокат комплект (лыжи, ботинки, палки) будет стоить 120 FIM в сутки. В прокате Fischer (Вуокатти), Rossignol (Салла), Head (Юлляс). Не последние коллекции, но состояние вполне приличное. Сноуборд будет стоить 180 FIM в сутки. Телемарки по цене горных лыж.

Дневной ski pass на подъемники - 120 FIM. Как и везде в мире, стоимость и проката и карточек дифференцированы. Чем больше срок - тем дешевле. В этом году мы брали два десятидневных "проездных" на троих взрослых, т.к. меняли друг друга, развлекая внизу нашу двухгодовалую Полину. Каждый ski pass обошелся в 690 марок.


Где там можно посидеть и поесть?

fig.7

Завтрак - дома. Обед - на базе на горе. Ужин дома или в ресторане.

Продукты закупаются в местных магазинах. Чем дальше на Север, тем выше цены. В Якасломполо, например, значительно выше московских.

На базах обычные буфеты самообслуживания, где всегда найдется что съесть и чем запить. Исключение составыляет Вуокатти, где по залу бегают официанты и разносят заказанные стейки и пр. Стоимость обеда на одну персону около 50 FIM.


Рестораны. Меню не ахти какое разнообразное и не дешевое. В зависимости от количества съеденного и выпитого готовьтесь отдать 150-200 FIM. с человека.

Отдельный вопрос - это алкоголь. Мой совет - берите все из дома по-потребности. В обычных магазинах ничего крепче пива вы не найдете. Все, что крепче продается в легендарных магазинах Alko. А, скажем, ближайший к Якасломполо Alko находится в 52 км в поселке Киттиля. Вот так!

Что делать? (apres-ski)

Стандартный набор развлечений в Финляндии - мотосафари, оленьи и собачьи упряжки, а также зимняя рыбалка. Если ничего из перечисленного не греет, сходите вечером на танцы в ресторан. Финский band играет вживую финскую же попсу, а фины на танцполе выделывают бальные танцы. Присоединяйтесь!

В последнее время популярными стали бани "по-черному", но истопить такую баню стоит 1200 FIM, так что на это дело нужна большая компания.

Погода

Финляндию греет Гольфстрим. Жуткие морозы 99-го, когда из-за них даже отменили ЧМ по биатлону, скорее исключение. В начале января температура повсеместно устанавливается около -10С. Дни чаще пасмурные и ветренные. Увидеть скупое финское солнце почти такая же редкость, как увидеть полярное сияние. Иногда температура падает до Ц25-27С, и тогда появляется солнце, но через день-два снова теплеет.

На Юллясе из-за соседства с Ботническим заливом бывет, что низкая облачность цепляется за сопку. Видимость наверху уменьшается до расстояния вытянутой руки и спасатели, предварительно сняв всех желающих на снегоходах, закрывают гору. В прошлом году по погоде мы пропустили два дня. В этом году Бог миловал!

Кстати с этого года на сайтах Юлляса и Леви можно узнавать погоду в реальном времени, правда, только по-фински. Интересно, что для этого приспособили полицейские камеры, которые контролируют скорость на дорогах. Так что те, кто будут добираться на машинах могут заодно заранее отметить опасные участки.

Как добираться

Если не жалко своего времени, то на машине. Хотя в этом году наших с машинами на том же Юллясе было гораздо меньше, чем год назад.

Другой вариант - поездами. Из Москвы или Питера до Хельсинки, дальше местными. Удобно, но тоже долго. До Колари (ближайшая к Юллясу ж.д. станция) от Хельсинки - около 12 часов. Кроме того местные поезда имеют привычку задерживаться, ожидая где-нибудь какого-нибудь стыковочного поезда, чтобы забрать с него пассажиров. От одного фина слышал, про такой комбинированный вариант, когда твою машину грузят на твой же поезд в Хельсинки и доставляют до места. Сошел с поезда, выгнал машину и вперед.

Самолетом конечно же быстрее всего. Из Хельсинки, как правило, 2-3 рейса в сутки в направлениях популярных курортов. При хорошей стыковке весь перелет из Москвы до места займет часа три-четыре. Под прилет рейсов из Хельсинки в местных аэропортах стоят рейсовые автобусы, которые и довезут до места. Такси тоже в избытке.

Арендовать машину в Финляндии - дело дорогое. Машина, которая не только взяла бы всех вас, но и всю вашу аммуницию и надежно возила бы вас по льду и снегу, обойдется долларов этак в 500 за неделю. Однако, радуют правила аренды у покладистых финских парней. Один раз забыл дома права, так позвонил домой прямо со стойки, жена по телефону продиктовала серию и номер и вопрос был решен. Другой раз, когда уже возвращались домой и отдавали машину, фирма попросила просто закрыть ее на парковке у вокзала, а ключи отнести в окошечко местной кассирше.

Когда ехать?

Снег ложится уже в ноябре и к Новому Году его уже достаточно, чтобы кататься вволю. Но, декабрь-январь - это полярная ночь. На широте Юлляса/Саллы светает часов после 10-ти, а в три уже полная темень. Подъемники в это время работают с 10:00 до 16:30. Основные трассы освещаются весь день до закрытия подъемников. Так что, если не смущает катание в свете прожекторов, то можно ехать и на детские каникулы. По словам нашего знакомого Сергея из Саллы лучше всего приезжать в апреле, когда солнышко уже не только светит, но и греет. Говорит даже загорать можно.

Высоким сезоном считаются две последние недели февраля и первая неделя марта, когда у финских школьников каникулы. Говорят, что в это время народу существенно прибавляется, могут быть проблемы с размещеним, но при этом открываются все ранее закрытые склоны.

Вот,пожалуй, и все. Желаю всем удачно провести остаток сезона. Если будут вопросы, пишите на a_makarychev@hotmail.com. Постараюсь ответить.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024