На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Ст.Антон, Цюрс, Лех, Штубен и Зонненкопф

20 января - 3 февраля 2007, Stasson SnowCap

Вместо предисловия

Вид на долину Ст.Антона

20 января 2007 года наша маленькая команда из двух человек высадилась в «Занкт-Антон ам Арлберг», как говорят аборигены, то есть в том самом Ст.Антоне, который в Арлберге. Почему на этот раз целью поездки был выбран Ст.Антон, объяснялось двумя причинами. Во-первых, мы там еще не бывали, а лучше гор, как известно, могут быть именно такие. Во-вторых, повсеместное затяжное отсутствие снега в Европе заставляло искать снежный курорт, а Ст.Антон, по оценкам многих, является самым снежным, если и не в Альпах в целом, то уж в Австрии точно.

Ски-пасс Arlberg-Skipass был куплен на 12 дней за 300 евро (низкий сезон). Он включает все подъемники долин Stanzertal (St.Anton, St.Christoph и Pettneu), Lechtal (Lech, Oberlech), Zürs и Klöstertal (Stuben, Sonnenkopf). Большинство из этих мест удалось посетить (за исключением Pettneu и Oberlech).

Ски-пасс представляет собой магнитную бесконтактную карту, на которую наносится ваше весьма условное фото - вас снимают прямо у кассы сквозь стекло с помощью монохромной видео камеры. Залог за карточку - 4 евро.

"Дикий" склон

Начало первой недели нашего пребывания в Ст.Антоне продолжило аномально теплую традицию московской зимы. Снег в нижней части склонов лежал только на трассах. Шаг влево или вправо - зеленый газон. Снежные пушки не выключались ни на минуту, но толку от них было мало. К концу первой недели начал идти снег и в субботу достиг своего апогея - выпало сантиметров 30. В следующие дни погода наладилась, и катание по свежему снегу было очень приятным, однако его постепенно сгребли как на трассах, так и вне трасс. В начале февраля потеплело и мало-помалу газон вне трасс проступил вновь, причем клумбы начали образовываться даже на ски-рутах выше 2000 метров. В общем, южная ориентация большинства склонов Ст.Антона давала о себе знать при малейшем повышении температуры относительно зимней нормы.

Отсутствие снега традиционно компенсировалось более жесткой подготовкой трасс. В относительно холодные дни, которых было несколько, во второй половине дня можно было спускаться в поселок либо только на идеально подготовленных кантах, либо перескакивая с одного на другой мягкий бугор снежной крошки, нарытой катальщиками. Несколько дней после снегопада было довольно мягко. Потом, когда вернулась весна, состояние снега временами становилось контрастным - лыжи выскакивали то на лед, то в кашу. Ближе к вечеру, когда нижние трассы были усеяны хаотично движущимися, не всегда собой владеющими людьми, спуск по такому покрытию становился не очень приятным занятием. Кое-какие трассы были закрыты полностью или частично, например, 35 черная на Каплле (Kapall). Однако в целом нужно признать, что для столь сложных климатических условий трассы были подготовлены хорошо. Мест, где рассыпана каменная крошка, встречалось мало, а основные повреждения скользячке нанесли ски-руты.

Примечательно, что почти каждый вечер на испанском телеканале показывали, как снежные бураны заносят то одну, то другую провинцию в Испании. Видимо, именно там выпадал тот снег, который предназначался Альпам, и нам оставалось только облизываться.

Регион Ст.Антон

Вряд ли стоит повторяться на счет уже много раз засвидетельствованного факта, что Ст.Антон - то место, где внетрассовое катание представлено в неменьшей степени, чем по трассам. Сайт курорта - www.stantonamarlberg.com.

Galzigbahn

К этому сезону построен новый подъемник на Гальциг (Galzig), которым местные очень гордятся. Нижняя станция рекламируется повсеместно как чудо-аттракцион, поскольку основу конструкции составляют «великанские» колеса, поднимающие и опускающие кабинки.

Выбор одной из трех зон катания над Ст.Антоном - Гальциг/Валлуга (Galzig/Valluga), Гампен/Каплль (Gampen/Kapall) или Рендл (Rendl) - облегчается показом текущей обстановки по местному телевидению. У нас было доступно вещание двух программ с камер на склонах и с информацией о трассах и подъемниках, а также рекламный местный канал. К сожалению, все это относится только к региону самого Ст.Антона, а про соседний Лех или Зонненкопф никаких данных нет.

С любого пупыря, куда ведут канатки, будь то Kapall, Schindler, или Riffelscharte на Rendl, отовсюду открываются необъятные снежные склоны. Единственное, в чем следует отдавать себе отчет, забравшись туда и готовясь спуститься по такому склону, так это то, что некоторые из спусков помечены ски-рутами и являются патрулируемыми, а остальные - нет. На ски-рутах, то есть фактически на полосе шириной 10 метров вдоль расставленных вешек, за вас отвечает местная спас-служба, а в более «диких» местах вы сами за себя отвечаете. В общем-то это никого там не останавливает, потому что ски-руты узковаты, а легко доступная целина по соседству сильно возбуждает воображение. Так что, например, и 15 и 16 руты с Шиндлера раскатываются до ширины всей долины. Вдоль 14 трассы вся долина также изрезана следами вправо и влево вплоть до скал. Наиболее долго в приемлемом состоянии сохраняется кулуар под канаткой на Валлугу. Чтобы на него попасть нужно выполнить почти горизонтальный траверс влево с седловины Шиндлера под промежуточную опору канатки и перевалить хребет рядом с опорой.

Вид на склоны Гальцига с Гампена

К сожалению, каждый день по несколько раз вертолет вывозил с неподготовленных склонов пострадавших, подвесив их на тросе под фюзеляжем.

Кататься между елочек в Ст.Антоне запрещено - если поймают, штраф до 5000 евро.

Особо рьяные апологеты оффписта (не обязательно быть суперлыжником, берут и самых средненьких) оплачивают гида и спускаются в его сопровождении с Валлуга 2 в сторону Цюрса. Как на Валлугу с Гальцига, так и с Валлуги на Валлугу 2 проведены маятники, однако вагончики нижней канатки вмещают 45 человек, а верхней - всего шесть (без экипировки). Очередь на подъемники образовывалась обычно с 9 до 12, причем в основном это касается креселок Остханг (Osthang) вдоль 5-ой трассы на Гальциге, Каплль на Каплле, не особо удобной для таких высот трехкреселки без колпаков Шиндлерграт (Schindlergrat), а также Валлуги. На креселках можно было простоять минут 5, а вот Валлуга заставляла ждать по 20-30 минут.

Черная и синяя в одном флаконе - в среднем красная

Что касается маркировки трасс, она в Ст.Антоне слегка отличается от того, что можно встретить в других местах. Обычно трасса помечается красной, если на ней есть хотя бы один более или менее сложный участок, но тут, судя по всему, наоборот, трасса помечается синей, если на ней есть участок попроще. Из-за этого многие синие ничем принципиально не отличаются от красных. А 24 синяя и 25 черная вообще частично перекрываются, то есть имеют общую разметку (см. фото). При этом даже начинающие, похоже, не обращают на маркировку никакого внимания и предпочитают скрестись по трассам любого цвета, включая, например, черную 2-ку с Гальцига. Это в некоторой степени опровергает тезис о том, что Ст.Антон - не для начинающих. Они тут везде. А откровенно учебные склоны есть как в верху, так и в низу Гампена, а также на Рендле.

Регион Лех-Цюрс

Ски-буса, связывающего районы Ст.Антона и Лех-Цюрс, нет, но существует общий стыковочный узел - местечко Альп Рауц (Alpe Rauz). В него можно спуститься на лыжах с Гальцига или Валлуги, а там уже конечная остановка ски-буса номер 7, на котором можно доехать до Цюрса и Леха. В обратную сторону перебраться также возможно, потому что непосредственно из Alpe Rauz поднимается подъемник Valfagehrbahn. Время семерки в пути из конца в конец - около 20 минут.

Следует иметь в виду, что ски-бус под номером 7 «Alpe Rauz - Lech» не всегда ходит в соответствии со своим маршрутом. В некоторые моменты времени, руководствуясь, видимо, наплывом народа и наличием автобусов, водители семерки возят народ только между Alpe Rauz и Trittkopfbahn-ом - первой остановкой в Цюрсе. Там нужно пересаживаться на ски-бус номер 3, который уже идет до Леха. В связи с этим рекомендуется при возвращении из Леха в Ст.Антон: а) не ждать до опупения семерки, а садиться на тройку, если первой пришла она, т.к. вероятно семерка в этот период ходит только от Trittkopfbahn-а; б) если есть желание часть этого маршрута проделать на лыжах, то стоит завершить его возле Trittkopfbahn-а - так появляется возможность попасть на «укороченный» номер 7 раньше, чем на эту конечную остановку приедет набитый народом ски-бус под номером 3.

Если опоздали на ски-бус (он заканчивают ходить в районе 17 часов) или уже нет желания ехать часть пути на лыжах, можно проделать весь путь на пост-бусе номер 92. Проезд на нем от Цюрса до Ст.Антона стоит примерно 4 евро в одну сторону с человека.

Цюрс

Склоны Цюрса, также как и в Ст.Антоне предоставляют большие возможности по внетрассовому катанию, легко достижимому с подъемников. Народу меньше, чем в Ст.Антоне или Лехе. Схема трасс грешит некоторыми упущениями. Например, из нее совершенно не очевидно, что поднявшись на Madloch, вы будете испытывать затруднения со спуском обратно в долину с использованием 12 трассы, поскольку она имеет нижнюю точку в районе Zürser See, и даже прилично разогнавшись невозможно без помощи рук попасть на синие 17 и 18, а на красные 15 и 16 вообще попасть нереально, если только не подниматься лесенкой - там сильный уклон в сторону озера, а не долины. В общем, в этой чаше как бы предлагается покататься по 11 или 12 трассам (и окрестностям) без возвращения непосредственно к Цюрсу, а потом воспользоваться либо 10-ой с Muggengrat, либо 32-м ски-рутом с Madloch (в Цуг/Лех).

Лех предлагает более простые трассы, чем Ст.Антон и Цюрс, я бы даже сказал скучноватые - преимущественно для начинающих. Есть правда и вполне интересные ски-руты, вроде 40, 49 с Kriegerhorn или 37, 39 с Rüfikopf. Сайт курорта - www.lech-zuers.at.

Для любителей ски-сафари по склонам Леха и Цюрса можно совершить круговой маршрут - Der Weiße Ring - соответствующие трассы и подъемники помечены отличительным знаком. При удачных условиях его можно преодолеть за полдня, но мы его так и не замкнули, потому что выкатывали по частям: Цюрс - отдельно, а Лех - отдельно.

Регион Штубен

В Штубен можно доехать прямо по трассе от Alpe Rauz. Обратно со склонов Штубена к Ст.Антону также есть маршрут по трассе. Есть также маршрут пост-буса 91, связывающий Лех-Цюрс, Альп Рауц и Штубен (конечная - Ланген).

Регион небольшой. Одного дня на него вполне хватит. Большинство людей катается по склонам возле подъемника Albonagrat - там солнечная сторона. По северному склону желающих «полетать» заметно меньше. Все подъемники - старые двухкреселки. Сайт курорта - www.stuben.com.

Регион Зонненкопф

От Штубена до Зонненкопф можно доехать ланд-бусом под номером 90. На этом промежутке пользование данным автобусом бесплатно для обладателей ски-пасса (фактически, любой, кто имеет снаряжение, может «нагло» загружаться через среднюю дверь, а все остальные делают это через переднюю, где шофер берет с них плату). Выяснить подробности о работе 90-го маршрута удалось только в туристическом офисе самого Штубена, а вот в офисе Ст.Антона нам попалась сотрудница, которая не только утверждала, что бесплатного проезда по Клостерталь нет, но и не знала, что в Штубен можно спуститься из района Ст.Антона - она предлагала воспользоваться автобусом от Alpe Rauz. Мораль этой истории - перепроверяйте по возможности информацию от сотрудников туристического офиса.

Зонненкопф оставил двоякое впечатление. Сперва показалось, что трассы там также просты как и в Лехе, а потому не очень интересны. Хотя, понятно, что для многих, кто еще совершенствуется, это очень даже большой плюс. Однако есть и еще один плюс, который оценят любители свежего снега. Несмотря на название региона, большая часть склонов в районе красных трасс имеет северную экспозицию, т.е. они никакие не солнечные (sonnen), а в тени или освещены вскользь. В результате этого там даже после нескольких солнечных дней сохранился абсолютно зимний снег, целина была сухой и пушистой (на южных склонах Ст.Антона снег к этому моменту уже несколько раз перекристаллизовывался). Вероятно, многие профи внетрассового катания посчитают тамошние склоны все же недостаточно крутыми, но качество снега мне понравилось, и он остался «на закуску» только там. В общем, для тех, кто только начинает осваивать оффпист, это подходящее место. Народу мало. Сайт курорта - www.sonnenkopf.com.

Нижние трассы были закрыты из-за недостаточного покрытия снегом, т.е. съехать в долину на лыжах не удалось. Синяя номер 1 открыта сверху только до промежуточной станции.

В схемах трасс есть некая неразбериха. Так, на раздаваемой схеме самого Зонненкопфа обозначена черная 10-ка, которая в реальности преобразована в ски-рут номер 4 - это можно выяснить из плаката у верхней станции Зонненкопфбан или из схемы всего региона Ski Arlberg. Начало этой четверки выглядело очень многообещающе (нетронутый снег), но было тем не менее закрыто веревкой. Что там было за перегибом, осталось тайной.

Культурная программа

Для любителей совмещать приятное с полезным, то есть разбавлять катание экскурсиями, имеется куча вариантов путешествий, как в сторону земли Тироль, так и в сторону Форарлберга. В Инсбрук мы не поехали, потому что уже основательно там все осмотрели в предыдущие годы, а потому сделали вылазку в противоположную сторону - в Фельдкирх.

Schattenburg

Ст.Антон удобен для самостоятельных экскурсий в том смысле, что в нем есть железнодорожная станция, на которой останавливаются даже самые скорые поезда, пересекающие Европу. Билет между Ст.Антоном и Фельдкирхом в одну сторону стоит 7.50 евро (второй класс). Время в пути - 50 минут. Основные достопримечательности Фельдкирха - старый город с несколькими сохранившимися крепостными башнями, а также замок Шаттенбург с действующим внутри музеем. Взрослый билет - 3 евро. Конечно, Шаттенбург не дотягивает по зрелищности и масштабам до Шильонского замка или Нойшванштайна, но на все 100% заслуживает посещения.

При желании из Фельдкирха легко попасть в Лихтенштейн - до границы там всего 3 километра, и автобусы регулярно отправляются непосредственно с привокзальной площади, но мы туда съездить не успели. Если в Фельдкирхе не выходить, а ехать дальше, то скоро можно попасть в Брегенц - столицу Форарлберга, где тоже есть некоторые достопримечательности.


Ратраки на шоу

Есть на что посмотреть и в самом Ст.Антоне. Каждую среду в 21 час, если позволяет погода, на стадионе проводится шоу Schnee Treiben. Стадион - это концовка трассы 25 с Гампена и построенная напротив трибуна. В первую неделю нашего пребывания трасса там была покрыта едва ли не цветочками, так что шоу не было. Зато на второй неделе снега оказалось достаточно. Шоу включает выступления местных инструкторов, пенсионеров, детей, ратраков, ньюскулеров, фейерверк, но в целом сделано более скучно, чем аналогичное мероприятие в Зельдене. Основу шоу составляет демонстрация фильма об истории развития горных лыж в Ст.Антоне, который перемежается выступлениями, призванными в реальности продемонстрировать тот или иной исторический этап, например, был такой номер как спуск плугом. В общем, чувствуется, что авторы стремились подчеркнуть историческую значимость Ст.Антона как колыбели горных лыж, но зрелищность от этого пострадала.

В нескольких сотнях метров левее стадиона, если смотреть на его склон, расположен комплекс отдыха - Arlberg-well.com. На самом деле, это большое здание, включившее в себя много всякой бизнес-ориентированной всячины: несколько залов для проведения конференций, комнаты для семинаров, банкетный зал, и лишь часть его отдана спа-комплексу с парой бассейнов, саунами, массажем, солярием и фитнесс-студией. Сперва мы собирались туда пойти, но глянули с проходящей чуть выше трассы внутрь, посмотрели на цены и решили не ходить. По ценам это заведение - не намного дешевле AquaDom-а в Лэнгенфельде (Отцталь, рекомендуется всем гостям Зельдена), воспоминания о визите в который прошлой зимой еще свежи в памяти, а по масштабам и развлечениям сильно уступает. Кроме того, сауна и так была бесплатно доступна в самом доме, где мы жили.

По соседству с комплексом - небольшой каток, где можно взять напрокат коньки, но люди там преимущественно играли в альпийский керлинг.

Жаль было, что мы не удосужились посетить другой комплекс отдыха, так называемый Wellnesspark, который расположен вниз по долине, в соседнем Петтнойе и, похоже, имеет гораздо больше оснований называться спа-центром.

А еще в Ст.Антоне есть музей горных лыж. В него мы также собирались заглянуть и пошли как-то вечером на разведку. Расположен он в самом конце Rudi-Matt-Weg, и если идти по указателям с Alte Arlbergstraße, то путь лежит в гору. Гораздо проще спуститься к музею с трассы номер 1 - там в заборе есть небольшая калитка (правда, не известно, можно ли зайти внутрь дома в горнолыжных ботинках). При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не просто музей, или, точнее, совсем не музей, а ресторан с вывеской Museum Restaurant Cafe. И действительно - на указателях к нему рядом со словом музей красуются скрещенные вилка и нож. У его входа гордо висит меню, и работает он непривычно долго для музея - до полуночи. Сквозь окна видно, что в комнатах стоят накрытые столы и посетители заняты приемом пищи. Снаружи дом весьма живописный, но внутрь мы так и не зашли, поскольку ценность такого музея была слегка девальвирована. Вокруг дома - небольшой парк со скульптурными композициями и десятком плакатов, которые рассказывают об истории развития горных лыж. Вот их то осмотром мы и ограничились.

Заведений для Aprés-Ski, включая и ночные, попадалось в Ст.Антоне по сторонам довольно много, начиная от Piccadilly в пешеходной части Dorfstraße, HAX'N STUB'N и ANTON прямо на улочке, ведущей от Galzigbahn, и заканчивая Crazy Kangaroo на склоне рядом с трассой 1. Но мы их проигнорировали - целью отпуска было покататься, а не потусоваться.

Быт

Жили мы в доме, который назывался Haus Kohlereck и располагался в верхней части долины рядом с главной дорогой. Никаких звездных рейтингов у него нет, но по уровню обслуживания это твердые 3 звезды. В доме имеется несколько разных типов апартаментов. Мы заказали себе студию в 29 м2 (с минимальным набором техники: плита, холодильник, посудомоечная машина, телевизор, телефон), рассчитанную в принципе на троих. Из минусов стоит отметить отсутствие микроволновки и совмещенный санузел со стандартно мелковатым душем. Из окон апартаментов, выходящих на фронт дома, открывается перспективный вид на весь городок вдоль долины, в отдалении просматривается шпиль церкви. Более полное описание дома можно посмотреть по адресу www.kohlereck.com.

Вечерний вид из окна на Ст.Антон

Соседство с главной дорогой Arlbergstraße особых неудобств не вызывало. Дорога шумит в основном днем, большую часть шума создают автобусы и снегоуборочные машины. Ночью они практически не ездят, так что спать нам ничего не мешало, а в остальное время на них и не обращаешь внимания, так как полно других источников шумов, вроде вытяжки над плитой.

В цокольном этаже для постояльцев во все дни недели, кроме субботы, бесплатно работает сауна (с 16 до 20). В качестве бонуса в ней установлена некая новомодная «кабинка здоровья», сочетающая глубокое прогревание с ароматерапией, цветотерапией и релаксацией под музыку - доступное по соседству наукообразное описание обещало улучшение здоровья практически всех частей организма. Кстати говоря, аналогичное устройство рекламировались и в местном wellness-центре, куда мы решили не ходить отчасти также и из-за наличия всех этих благ в самом доме.

Кроме того, гостям дома бесплатно предоставляется место в ски-депо (хранилище лыж и ботинок) Intersport в двух шагах от нижней станции подъемника на Гальциг. В качестве альтернативы лыжи и ботинки можно хранить непосредственно в доме: вместо лыжной комнаты используется прихожая, а для ботинок оборудована отдельная комната с сушилками. Ски-депо хоть и предоставляет удобство хождения по городу до и после катания в обычной обуви, что, в частности, облегчает посещение магазинов по дороге домой, но не очень качественно сушит ботинки, поэтому после особо мокрых дней имеет смысл взять их просушить.

Какого-либо ресепшена в доме нет. При заезде нужно звонить у входной двери, нажав кнопку Opitz.

От дома до центра - минут 15 ходу (в цивильной обуви; в горнолыжной - нереально; особенно в направлении к дому - там монотонный подъем градусов 5-10). Поэтому для более удобного перемещения использовался ски-бус, остановка которого расположена буквально в 10 метрах от дома. В «часы пик» автобус ходит каждые 20 минут, днем интервалы увеличиваются до часа. После того как ски-бус перестает ходить, многие пользуются такси, чтобы проехать по поселку. Стоимость такси по Ст.Антону (вечером, с багажом) - 10.5 евро за авто.

В поселке было обнаружено всего два супермаркета: SPAR и Nah und Frisch. Расположены они близко друг от друга, на главной улице (в районе пешеходной зоны), SPAR - в 5-ти минутах пешком от Гальцигбана, а Nah und Frisch - и того ближе. По разнообразию предлагаемых продуктов они несколько уступают SPAR-у в Sölden (в сравнении с прошлым годом). Так, например, ни разу не было в наличии котлет, мандарины периодически пропадали. В общем, сложилось впечатление, что в Ст.Антоне чуть меньше заботятся о продуктовом обеспечении тех, кто живет в апартаментах, но особых проблем это все-таки не вызывало.

О ложке дегтя со стороны турфирм

Луна над канаткой Valfagehrbahn

Почти как всегда, впечатления об отдыхе подпортили турфирмы. Изначально мы пытались заказать тур через UTE Megapolus, и вроде бы все сложилось уже хорошо: нам подтвердили проживание в доме в самом центре Ст.Антона, мы поехали и внесли предоплату, но потом вдруг оказалось, что хозяйка дома якобы передумала и отказала нам. Мы сделали вывод, что фирма UTE не слишком уважаема своими австрийскими партнерами или у нее там не все схвачено и забрали деньги, поскольку не было никакой уверенности, что история не повторится.

В результате заказывали тур через Тесис-Тур и только трансфер по иронии остался завязанным по-прежнему на UTE. Уж не знаю, кто там виноват, случайность это или саботаж, но на обратном трансфере случилась такая история. Вечером накануне отъезда, уже поняв, что никакого обещанного уведомления о времени трансфера не будет, сами звоним гиду UTE. Она делает по телефону круглые глаза и говорит, что нас нет в ее списке. Через некоторое время она перезванивает и говорит, что ей про нас все рассказали и завтра утром нас заберут от дома. На следующее утро, за 10 минут до назначенного срока снова раздается ее звонок и она сообщает, что не сможет посадить нас на тот транспорт, который отправляется из Ст.Антона. Единственный выход - оплатить такси из своего кармана и надеяться, что деньги вернут в Москве. Пришлось так и сделать. На самом деле, у нас был на примете более дешевый и надежный вариант трансфера поездом (не страшны ни пробки, ни организационные неурядицы), но мы понадеялись на UTE и прогадали.

А в целом - отпуск удался, погода не подкачала, и хочется уже снова в горы, в новое место.

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024