На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

5 курортов за сезон.
ЗАКОПАНЕ-ЗАВЬЯЛИХА-КИРОВСК-ШЕРЕГЕШ-ПРИЭЛЬБРУСЬЕ

Милькин Павел

В этом сезоне мне удалось побывать сразу на 5 горнолыжных курортах, при том, что до этого, в силу своего совсем недавнего увлечения лыжами, я лишь один раз был в Кировске, и других "больших" гор не видел. География поездок была обширной - тут и Татры, и Хибины, и Урал, и Кузбасс, и наконец, Кавказ. Теперь, когда даже у нас на Северо-Западе наступило лето, хочется подвести некие итоги, сделать кое-какие сравнения и поделиться своими, сугубо субъективными впечатлениями. Итак, начнем с начала.

ПОЛЬША, ЗАКОПАНЕ, Татры.

Во время зимних детских каникул было решено поставить сына 8 лет на лыжи и, соответственно, предпринять семейную поездку "куда-нибудь", желательно за недалекую границу. Хотелось в Румынию, но, в итоге, поехали в Польшу. Путевка дешевая, благо не связана с авиаперелетом, хотя в пути пришлось провести полтора дня, - сначала поездом СПб-Брест, оттуда автобусом собственно до Закопане.

Закопане - премилый городишко, довольно большой, лежащий на высоте примерно 800 м в котловине, со всех сторон окруженной горами. Из этого вытекает главная особенность местечка - подъемников и склонов много, но все они расположены вокруг города, на приличном расстоянии друг от друга. Все склоны - частные, за каждый подъемник нужно платить отдельно, никакого ski-pass нет и в помине. Это порождало некторые неудобства. Например, приезжаем мы на склон по имени Носаль, где, кстати, самая толковая система оплаты (в кассе под небольшой залог получаешь магнитную карту, вносишь сколько угодно денег и катаешься на любом из 6 Носалевских подъемников, в любой момент можешь сдать карту и получить неизрасходованные деньги обратно), начинаем кататься и выясняем, что тут 2 типа склона - или очень крутая (30-35 гр) и бугристая трасса, или несколько "лягушатников", пологих-препологих, пару сотен метров длиной, для самых начинающих. Результат такой - сын катается в лягушатнике, для первого раза - самое то, я лезу на верх и работаю на крутизне, а жена не при деле. Черные трассы пока не для нее, лягушатник - дело давно пройденное. Приходится сдавать билеты, брать такси и ехать на другие склоны, которые могли бы устроить всех. Таких, кстати, немного. Один день мы даже разделились: я сыном катался на Носале, жена с новой подругой из нашей группы поехали к склону у отеля "Орбис Каспровый".

Еще одна интересная и неприятная особенность - ни на одном склоне нет камер хранения! То есть обувь и проч. можно оставить только в прокате и только в том случае, если вы взяли у них лыжи. Если ты на всем своем - то непонятно, куда девать обувь. Мы испробовали несколько вариантов, от катания с рюкзаком за спиной, до оставления нашей обуви за пару злотых уличной торговке, промышлявшей продажей сувениров с лотка. Если в первый день она очень удивилась такому предложению, то на третий мы уже заметили под ее лотком с десяток сумок-пакетов; похоже новый бизнес ей понравился. А мы же, в итоге, стали одевать г/л ботинки прямо в отеле, благо наш автобус с утра развозил нас по всем склонам, а вечером забирал тех, у кого хватило сил кататься целый день. Теперь несколько слов обо всем, но по порядку:

СНЕГ Раньше января сюда ехать не стоит. Обычно снег выпадает именно в январе. Мы приехали 3-го января и снега не было вообще, да еще шел дождь. Первый день поэтому в смысле катания пропал, хотя некоторые и пытались изобразить что-то на обледенелом искусственном снегу. На второй день снег стал идти регулярно, особенно по ночам, и склоны быстро приобрели приличный вид. Когда мы уезжали через неделю, снега уже было по колено.

СКЛОНЫ. Вкратце обо всех основных:

Носаль. 3 или 4 лягушатника, где нечего делать лыжнику с 2-х дневным стажем. Самое опасное место - чайники на ровном месте умудряются разгоняться до околокосмических скоростей и при неизбежном падении поражают все в радиусе 30 м вокруг, что, учитывая высокую плотность населения лягушатника, приводит к многочисленным жертвам среди окружающих. Подъемник - бугеля "таблетки" типа tatrapoma.

Кроме лягушатника - довольно крутой склон, перепад высоты около 400 м. Самый крутой участок - вверху, но оттуда кататься необязательно, - здесь два подъемника : бугель до середины трассы, откуда ехать уже поположе, попроще, и креселка одноместная на самый верх. Народу там всегда мало. очередей никаких, а вот в лягушаткниках в выходные можно и по 20-30 минут в очереди стоять. Цены - довольно гуманны. Бугель в лягушатниках 1-2 злотых за подъем (8-16 рублей), креселка на верх - 3 злотых (24 рубля). Предоплату можно в любой момент получить обратно. В кассах принимают кредитки и дебетовые карты.

Отель "Орбис Каспровый". Похоже, самый популярный склон, по крайне мере, очереди там приличные. 2 кресельных подъемника. Один (вроде 3-местный) обслуживает "выкат" основного склона, то есть используется как "лягушатник". Очереди большие, минут на 20-30. Цена - 4 злотых (32 рубля). Второй - 6-местная современная креселка со стеклянным козырьком, предохраняющим от ветра, идет на самый верх. Перепад высот - метров 400, длина склона при этом - километра 2. Более-менее интересно только в самом начале - переменный уклон градусов 15-20, бугорки, широко. Потом все вырождается в длинную пологую прямую, по которой можно ехать на прямых лыжах с закрытыми глазами. Кому-то нравится, у меня же ощущение потерянных денег. Кстати, о деньгах. Разовый подъем стоит 8 злотых (64 руб), 10 - 60 злотых, то есть по 48 руб. Билеты в виде бумажки со штрих-кодом. Вернуть неоткатанные деньги нельзя, использовать в другие дни - можно.

"Губаловка". На мой взгляд, самая интересная трасса, особенно вечером, при искуственном освещении. Перепад метров 500, длина трассы около 2.5 км, уклон в целом средний, крутяков нет, но и пологих выкатов по 2 км тоже нет. Ехать приятно на любом участке. Разнообразный рельеф. ВВерху широченное некрутое поле, есть бугры, хав-пайп (эту часть обслуживает отдельный бугель-швабра, 3 злотых за подъем), потом нарастает угол, трасса сужается - и ты в кривом (!) тонелле в лесу, длиной метров 200. Улеты в елки бывают часто, сам видел. Тоннель ведет к мосту над линией фуникулера, потом трасса резко изгибается и снова расширяется. Далее - нормальный уклон, бугорки, снова широкие поля и нормальный выкат. Подъемник - рельсовый фуникулер (типа трамвай на тросе), ходит в час пик каждые 5 минут, вечером - примерно раз в четверть часа. Используется не только лыжниками, но и как средство транспорта, так как наверху куча кафе, смотровая площадка, откуда открывается вид на хребет Нижних Татр и высшую точку района - г.Каспровый верх (чуть больше 2000 м). Цена - разовый подъем 8 зл (64 руб), есть спец.абонементы для лыжников (50 злотых дневной, 30 злотых вечерний). Про дневной не помню, днем мы там не катались почти (очереди большие), а вечерний действует с 17-00 до 22-00. При желании можно успеть подняться раз 15-20, то есть получается супер-выгодно. Опять же, вечером мало людей, склон пустой, катаешься в удовольствие. У нас основное катание происходило именно здесь по вечерам. Днем везде очереди, надо глаз-да-глаз за ребенком держать (хотя мы не держали :-), долго не покатаешься, потому как то же дите устает и есть просит. А вечерком мы оставляли его в гостинице в обществе такой же мелюзги из нашей тургруппы и уже оттягивались по полной!

"Каспровый верх" - как я уже сказал, высшая точка района. Туда ходит канатка (вагончик, как на Эльбрусе). Наверху есть пара бугелей, обслуживающих верхнюю часть горы. При нас они не работали, так как не было снега. Можно съехать и в самый низ, к нижней станции кантаки, а также к Носалю. Несколько фрирайдеров из нашей группы отважились съехать вниз по заснеженным кулуарам и были в восторге. Остальным же лыжникам в начале января там делать было нечего.

Кроме этих, есть еще масса коротких маленьких склонов, даже в черте города, но мы их не изучали. Последняя большая трасса, западнее отеля "Орбис Каспровый" была закрыта из-за отсутствия снега. Все склоны обрабатываются ратраками, пушки метелят снег даже когда настоящего хватает. В целом, впечатление хорошее.

ПРОКАТ. Прокат есть на каждом склоне и вокруг него в радиусе км, а также в каждом спортивном и околоспортвном магазине города. Цены в городе чуть ниже, на склоне - дороже. Средняя цена - 25-30 злотых в сутки (200-250 руб), правда за эти деньги предлагают, в основном, изрядно потасканную классику. Залог - паспорт, достаточно иногда одного за несколько пар, а иногда просят еще и водительское за одну пару. Зависит от стоимости оборудования, конечно. Если вы прибываете в Закопане в субботу, лыжи лучше искать в центре, у склонов ничего не будет, т.к. на выходные сюда съезжаются толпы местных со всей Польши, которые выметают все из прокатов и создают дикие очереди на подъемники. Мы, в субботу обойдя 6 или 7 пунктов проката вокруг Носаля (искали лыжи ребенку), в конце концов взяли такси и попросили отвезти в такой прокат, где лыжи будут точно. Таксист нас понял превосходно, и задачу мы решили, потратив на разъезды рублей 300. Теперь - о такси:

ТАКСИ. Такси в Закопане хорошее. Стоянки чуть ли не на каждом углу. У половины - багажники для лыж, остальные ездят с открытой крышкой заднего багажника, заботливо завернув ваши лыжи в одеяло. Цены очень недорогие. 5 зл. посадка (40 руб) плюс 2 зл. за км. Строго по счетчику. В среднем, за поездку с любого из склонов до гостиницы в центре мы тратили по 12-14 зл, то есть около 100 рублей. Есть также маршрутки, стоит около 2 зл (16 руб) с человека. Таксисты русский язык, в основном, понимают.

ЛЮДИ. Народ отдыхающий, в основном, - русскоговорящий. Много лыжников с Украины и Беларуси. Весь персонал в кафе, магазинах, гостиницах понимает русский на уровне интуиции.Отвечают, правда, по-польски, но тут уж и мы догадывемся, о чем речь. Так что языковой барьер тут низкий-низкий. Все очень улыбчивы и доброжелательны, никаких следов плохого отношения к русским здесь нет. Европа, одним словом.

ГОРОД. Очень красивый. нарядный, особенно после рождественских праздников. В каждом дворе наряженная живая елка, сияющая гирляндой ночью. Множество магазинчиков, кафе, сувениров. Очень много спортивных магазинов, большой выбор outdoor-снаряги, вплоть до альпинисткой. Все создано-продумано для туристов, лыжных, пеших и прочих. Весь горный район вокруг Закопане размечен массой туристких маршрутов. Все тропы помечены с указанием расстояний в часах ходьбы и сложности (от матрасных до сложных треккинговых и даже альпинистких). Везде в продаже подробные карты-схемы района и всех маршрутов. Если вы не с тургруппой, то приехать сюда несложно. Можно по железной дороге от Кракова или Варшавы, или на своем авто.

РАЗМЕЩЕНИЕ. Проблем никаких. Вплоть до поздней ночи на всех основных перекрестках дежурят люди с табличками "Volny pokoe", то есть "Свободная комната". Отелей, больших и малых тоже много. Мы жили в маленькой уютной гостиничке уровня 3 звезды с минусом, с двух-разовым питанием, и это обходилось нам где-то в 20-25 долл. с человека (при этом мы селились не сами, а с группой через турфирму). В частном секторе, я подозреваю, можно устроиться и вдвое дешевле.

ЦЕНЫ. Цены нереально низкие. После Питера хочется купить ВСЁ. На цены на продукты в супермаркетах можно даже не смотреть - все будет дешевле, чем здесь. Одежда, обувь - тоже дешевле. Перекусить на горе в "корчме" можно рублей за 120-150 на человека (например, шашлык стоит 10 зл (80 руб), за столько же можно купить целого цыпленка-гриль). Стакан глинтвейна - 5-6 зл., горячее пиво с малиновым сиропом (отличная вещь, кстати, вот уж никогда бы не подумал!) - 6 зл. Вообще, самая дешевый общепит - это именно "корчмы", хотя и на самой горе!. В более приличных кафе в городе на обед нужно рублей 200, не меньше. Но кормят вкусно и сытно! Кредитные и дебетовые карточки принимают практически везде. В итоге, впечатления от Польши вообще и от горных лыж в частности, - самые хорошие. Нет. конечно, можно кататься и лучше, но соотношение цена/качество вполне приемлемо. Мы в сумме потратили 150 долларов на подъемники за 5 дней, то есть по 10 долл. на человека в день. Если сравнить с Эльбрусом (забегу уже вперед!), то за те же деньги удовольствие гораздо выше, а почему - об этом ниже!

 

ЗАВЪЯЛИХА. Челябинская обл, Южный Урал

Сюда меня занесло в первой половине февраля, в командировку. Командировка была, конечно, не на гору, а в промышленные центры Урала вроде Перми, Е-бурга и Челябинска, но не использовать возможность покататься на Урале почти за казенный счет я упустить не мог. Недельная поездка завершалась в Челябинске, поэтому для катания в надвигающиеся выходные был выбран Южный Урал. Почему Завъялиха, а не Абзаково? Да и сам не знаю! Уже не помню почему, поехал на Завъялиху. То ли трансфер из Челябинска проще, то ли смутило то, что в Абзаково катается Путин...

Добраться до горы непросто. Находится она вблизи самой границы с Башкирией, рядом с городами Юрюзань и Трехгорный. Ближайшая станция - Вязовая, на которой поезд стоит 2 минуты. Отсюда до горы еще км 30. Их нужно проехать на такси за 250 рублей. Ехал я, конечно, не сразу на гору, а в гостиницу "Каменный цветок", где и поселился. Гостиница очень классная, 3-этажные коттеджи, соединенные переходами, стеклопакеты, черепичные крыши, прямо Альпы! 2-х местный номер стоит 1700 руб (55 долл) с 2-х разовым питанием - завтрак и ужин. Кормят очень хорошо и на убой : шведский стол европейского уровня (в Польше нас кормили куда скромнее), мне двух приемов пищи хватало за глаза и за уши. Кроме гостиницы, кушать там вообще негде. Гостиница стоит просто в лесу, никаких поселков-ларьков нет, сухой паек не купишь! Ближайший населенный пункт, на который я надеялся в плане магазинов, - Трехгорный, оказался настоящим закрытым городом! 4 ряда колючей проволоки, устрашающий КПП, короче засекреченный военными город-завод. Правда, на "воле" есть небольшой дачный микрорайон, где можно, кстати, поселиться в частном секторе, если предварительно созвониться-списаться. Но если живете в гостинице - то для жизнеобеспечения больше ничего не нужно.

Теперь о катании. Прямо рядом с гостиницей есть склон для начинающих, пологий и короткий, с бугельным подъемником, освещенный, работает до поздней ночи. Я на нем вечерком, после основного катания на Завьялихе, пытался освоить сноуборд. Получилось, вроде :-) Сама же Завьялиха находится в нескольких км и от дачного поселка, и от гостиницы. Доехать проблем нет, каждые пол-часа по расписанию ходит автобус. Вот, наконец, и гора. Самое главное впечатление - сервис на очень высоком уровне, цены гуманные, склоны подготовлены отлично, а вот рельеф - не очень, кататься на всю длину склона неинтересно,- слишком длинный (полтора км примерно) и абсолютно плоский выкат, на котором, если ехать не на прямых лыжах, можно до конца и не доехать :-( Общий перепад - метров 400, из них 200 приходится на выкат, и 200 на верхнюю, более крутую часть горы. Подъемников три. С самого низа наверх ведет 6-местная креселка 2001 года, точно такая же, как в Закопане. Проход - по бесконтактной пластиковой карте, причем сканеры карт в рост человека и карту не нужно доставать! Она считывается и будучи в нагрудном кармане! Наверху есть еще 2 подъемника - бугель для начинающих вдоль 300-метрового пологого склона на верхушке горы, и парно-креселка, работающая на довольно крутом, но коротком склоне (высота 200 м). Находится метрах в 100 от основной креселки, нужно пройти пешком. Я катался только там, потому что ехать вниз полтора км по ровной поверхности - это полный отстой, и ни к чему, кроме обморожения лица (а температура была -25, и балаклавы у меня не было) не приводит. На верхние подъемники проход с той же картой, но турникетов там нет, проверяют визуально периодически, по моим наблюдениям - в начале каждого часа. Съехать к нижней станции парно-креселки можно не только по непосредственно прилегающей трассе, но и прямо от 6-местного подъемника, там есть тоже хорошая трасса, главное - не пропустить поворот налево в лес, к парно-креселке, иначе придется катить в самый низ. Основные трассы хорошо укатаны ратраками, снега на Урале в феврале много, катание приятное. Трассы прорублены в лесу, так что фрирайдеры с удовольствием гоняют по пухлячку среди елок. Под каждой креселкой - просека, по которой катаются любители могула.

Внизу и наверху есть кафе, правда ассортимент не богат, с польскими "корчмами" не сравнить. Из еды - сосиски, бутерброды. Есть глинтвейн, но , опять-таки, после Польши не катит. Сильно разбавленное водой горячее вино. Не рекомендую.

Гораздо лучше обстоит дело с собственно лыжным сервисом. Систему оплаты я уже упоминал - пластиковая бесконтактная карта (100 руб залог), стоимость катания невелика: дневной абонемент 350 руб, абонемент на 4 часа (начинает действовать в начале каждого часа, например 10-14, 11-15 и т.д.) - 200 руб. В прокате - очень современное оборудование. В распоряжении лыжников - отличная камера хранения, супер-современные стеллажи, ночное хранение, все на карточках со штрих-кодом. Тут же магазинчик Salomon. Народу мало, очередей нигде никаких нет, даже в выходные. Правда, как я уже сказал, было холодно, до -25, и во второй день от мороза даже стала барахлить 6-местная креселка, и ее выключили аж на 2 часа. Так что катались только те, кто успел подняться вверх. Мне же не повезло, подъемник выключили за 5 минут до начала действия моей карты :-( Я не отчаялся и за 40 минут пешком дошел до верхней креселки.

Уехать с горы в цивилизацию тоже не просто. Если вы добираетесь на поезде и привыкли иметь заранее купленные билеты в оба конца, то тут вас ждет облом. По ст.Вязовая билеты продаются только на ней за час до отхода поезда, поэтому нужно просто ехать на станцию и пытаться взять билеты. Поездов, в принципе, до Челябинска много - 2-3 каждый вечер, я без проблем взял билет на ближайший.Естественно, можно уехать и в Уфу, и в Москву. Резюме: снег хороший, сервис отличный, гора не очень интересная, вариантов по размещению не много, но "Каменный цветок" не разочарует и тех, кто привык отдыхать в Альпах.

 

ШЕРЕГЕШ (Кемеровская обл, Горная Шория)

Лучшее катание и лучшие впечатления за весь сезон!

Забраться в такую глушь в конце февраля помогла, опять-таки, командировка, на этот раз в Новосибирск, откуда, после сделанной работы, мы с местными сибирскими парнями на трех машинах поехали в Шерегеш. Новосибирск - не самое близкое к Шерегешу место, на машине ехать часов 8-10. Ближайший крупный город - Новокузнецк, откуда до Шерегеша, вернее расположенного рядом райцентра Таштагола, можно доехать проездом. Прямых поездов из Новосибирска нет, но этой зимой местные железнодорожники "просекли тему" и организовали туристический поезд Новосиб-Шерегеш, в четверг стартующий из столицы Сибири и в воскресенье увозящий лыжников обратно. Если не ошибаюсь, путевка предусматривала проживание в поезде в течение этих 3-х дней!

Дорога автомобильная заслуживает отдельного упоминания. Если в Новосибирской обл. дороги так себе, колдобина на колдобине, то в Кемеровской ситуация гораздо лучше. Трасса Кемерово-Новокузнецк вообще почти что автобан с идеальным покрытием и разделительной полосой. Казалось бы тупиковая ветка на Таштагол, откуда дальше есть только конные тропы в Алтай, оказалась также отличного качества. Широкая, отлично вычищенная (а снега там ох как много!), со сглаженными поворотами на серпантинах. А для предотвращения гололеда трассу посыпают углем (!), благо его на Кузбассе, сами понимаете, навалом. Так что вождение довольно безопасное, хотя по свидельствам старожилов еще несколько лет назад добраться до Шерегеша можно было только на джипах, минуя несколько ледовых переправ и перевалов такой куртизны, что случившиеся поблизости легковушки затаскивали наверх тросом! То есть дорога отремонтирована и улучшена буквально пару лет назад и именно ради горнолыжников, ибо другого транспортного потока туда почти нет.

Теперь о размещении. Мы жили в съемной квартире, о чем заранее договорились по телефону, благо сибирские друзья ехали туда явно не в первый раз. Но и без предварительной договоренности проблем нет - бабушки с табличками на груди (прям как в Польше) стоят на шоссе до глубокой ночи и бегом (!) бегут за каждой прибывшей машиной. Есть здесь и гостиница, или даже несколько. Качество съемного жилья превзошло все ожидания: мы поселились в просторной 3-х комнатной квартире в пятиэтажном доме, хорошо обставленной и очень ухоженной. Хрусталь в серванте, японская аудио- и видео-техника, приличная сантехника, чистая и удобная кухня, никаких дурных запахов ( в прошлом году в Кировске мы жили в настоящей бичевской квартире, здесь ожидали такого же). И все удовольствие за 750 руб/сутки, т.е. по 125 руб с человека ( поместилось нас туда шестеро).

Вообще видно, что весь поселок живет за счет горы и ценит это. Хозяева вкладывают деньги в обстановку жилья, чтобы повысить на него спрос, власти строят дороги и чистят их, коммерсанты завозят в магазины продукты, к которым привыкли люди из больших городов. В поселке, говорят, очень низкий уровень преступности, все боятся отпугнуть горнолыжников, понимают, что без туризма поселку не выжить. Рудник здесь давно закрыт и, похоже, единственным (кроме сферы обслуживания) предприятием здесь является предприятие УИН, то есть, по-просту говоря, зона, находящаяся прямо рядом с поселком, на пол-пути к горе.

Гора Зеленая, на которой и происходит катание, находится в нескольких км от центра поселка. Добраться туда можно на частнике, благо они дежурят везде и всюду в ожидании клиентов. Берут рублей 30 вроде. У подножия горы тоже неожиданно развитая инфраструктура: платная стоянка, несколько маленьких турбаз-гостиниц, несколько пунктов проката и магазинов, несколько кафе-баров и очень неплохая и недорогая столовая, где можно отлично пообедать рублей за 80.

Теперь о самой горе. На самый верх (1200 м, 600 м перепада) идет парнокресельный подъемник, который дублируется двумя последовательными бугелями-швабрами (пересадка в середине склона). Правда, стоит сказать, что на бугелях снизу вверх никто не ездит. Во-первых, это на 10 руб дороже, чем на креселке (цена 2003 года - один подъем на креселке 50 руб, на любом из двух бугелей - 30 руб), во-вторых, пересадка не удобна. т.к. станции бугеля находятся в 30 м по высоте друг от друга, которые нужно идти пешком. Поэтому нижним бугелем пользуются те, кому интересна нижняя, более пологая половина, а верхним - любители крутых склонов или могула. То есть геометрия горы такая - нижняя половина - некрутая с широким пологим выкатом, вдоль которого справа есть бугель для начинающих по 20 руб за подъем. Наверху прямо вдоль креселки - широкий и достаточно крутой (около 30 гр.) склон, называется "Лоб". Половина его (по ширине) отлично отратрачена, а другую ратраки не трогают, в результате там образуются классные бугры для могула. По "Лбу"катаются немногие, в основном, продвинутые лыжники, хотя качество склона там обалденное, и катание доставляет истинное удовольствие. Остальные пользуются второй, объездной трассой, более длинной и менее крутой. Там склон тоже отлично подготовлен. Вообще для Шерегеша характерно очень большое количество снега и превосходная подготовка склонов. Фрирайдеры катаются прямо по лесу, там глубина снега доходит до 2-3 метров. С верхней станции можно на ратраке съездить на гору Мустаг (1500 с чем-то метров), откуда съехать по пухлячку. Правда, говорят, что там всегда жуткий ветер. Не знаю, сам не ездил.

Вообще, катание в Шерегеше было лучшим у меня в этом сезоне. Причем хорошо было все - и снег, и качество склона, и очереди (их отсутствие), и жилье, и питание. Приятны мелочи - садишься на креселку, а на сиденье сверху туристическая пенка прикреплена, чтобы пятая точка не сильно мерзла. При катании в минус 25 это более чем актуально! На Завьялихе в подобной ситуации я буквально примерзал к креслу!

Единственный минус - отсутствие дневных или каких-бы то ни было других абонементов. Хоть ты 10 тыс сразу предоплату внеси (а там, кстати, прогрессивная технология с применением бесконтактных карт, предоплату неиспользованную возвращают, за карту небольшой залог), никакой скидки не будет. То есть продвинутые лыжники-бордисты, способные кататься 7-8 часов без перерыва, откатывают там от 600 до 1000 рублей за день. Дороговато выходит! Ждем введения абонементов в следующем сезоне!

Ну а по совокупности приятностей - Шерегеш rulez forever!

 

КИРОВСК, Мурманская обл, Хибины

Тут писать много не буду. Были мы здесь всего пару дней, в период весенних школьных каникул в конце марта, опять-таки с сыном. Народу было много, очереди огромные, минут по 40. Дело усугублялось отсутствием снега. Наверху практически нигде катания не было, парнокреселка вообще на работала, некоторые бугеля тоже стояли. Наверху голые камни, пониже жесткий закатанный почти до льда снег. На новом склоне Апатитского комбината, где стоят новые Tatrapom-ы, ситауция та же. Верхняя крутая часть трассы вообще не катабельна - узкая обледенелая полоса с торчащими камушками. Съезжать можно было только в кулуар, который не ратрачат (то есть типа фри-райд), а потом долго и муторно на прямых лыжах катить в самый низ, где немеряная очередь, несмотря на полную отстойность катания (уж больно полога нижняя часть склона, где все катаются) и поднятый чуть ли не вдвое в аккурат к школьным каникулам ценник! При этом детям нет никаких скидок. 500 руб в день (или 40 руб подъем) и свободен! При этом на старых склонах цены не менялись с прошлого года.

Жили в гостинице "Хибины". Несмотря на высокий сезон и отсутствие у нас брони, пару номеров нам нашли. Гадюшник еще тот, ремонта не было никогда, из незаклееных окон дует так, что пришлось занавешивать их одеялами. Слив в раковине организован по принципу дачного умывальника: вся вода из раковины просто выливается на пол, а оттуда стекает в огромную дыру в полу! Я было подумал, что это фишка чисто для первого этажа, но и на третьем оказалось все то же самое! Стоило это около 250 руб на человека. Правда, в гостинице можно было комплексно покушать, довольно сытно и недорого.

В общем же, в этот раз все было против нас. Погода, снег, очереди, жилье. Да еще вдобавок наш мурманский друг, на чьей машине мы приехали сюда из Мурманска, сильно загрипповал по дороге и вместо катания отлеживался в гостинице. А жену мою, Танюшку, на первом же спуске сбил какой-то придурок, при этом умудрился чем-то ударить ее в лицо. Кое-как оклемавшись, катание она продолжила, конечно, но потом еще 2 недели ходила с настоящим черным фингалом! В итоге мы даже не остались на третий день, как планировали. Лишь сын порадовал - после двух дней катания уже совершенно безбоязненно съехал с "Латвии", молодчина!

 

ПРИЭЛЬБРУСЬЕ (пос.Терскол, Кавказ)

Здесь мы закрывали сезон на майские праздники. Так как в Приэльбрусье были все, или почти все, то я не буду описывать склоны и подъемники, а расскажу только о впечатлениях. Впечатлений было много, и , к сожалению, не все хорошие. Начнем, все-таки, с приятного:

ГОРЫ. С этим тут все хорошо, даже превосходно. Где еще в России можно подняться на подъемнике на 3700 и съехать до 2200 ? Любуясь при этом панорамой главного Кавказского хребта! Правильно, нигде! Здесь курорт вне конкуренции! А можно и дальше - на ратраке до скал Пастухова, 4600-4800 м. Такого высокогорного катания в Европе точно нигде больше нет!

ПОГОДА. С этим тоже хорошо. Всю неделю было солнце, нос сгорел несмотря на солнезащитный крем. Правда, когда мы собрались на восхождение на Эльбрус (а мы еще и за этим приехали), погода испортилась, затянуло все капитально, даже внизу снег выпал.

СНЕГ. Тут дело похуже. Я так понял, что май - не самое лучшее время для катания, а особенно майские праздники. Внизу снега очень мало. На Чегете, например, работала только верхняя половина склона, на нижней была уже трава. С Эльбруса можно было съехать в самый низ, на поляну Азау, но спуск с Кругозора был чем ниже, тем маразматичнее. Уберечь лыжи от глубоких царапин так и не удалось. Куча торчащих камней, крутые бугры, вместо снега бурая каша. Выше Кругозора ситуация лучше, снега пока много, но качество его плохое. С самого утра, когда еще можно довольно быстро проскочить наверх без очередей, склон очень жесткий, просто бетон. Комфортное катание - только в диапазоне с 11 до 12 часов. Потом склон разогревается на солнце и становится сначала просто мягким, а через час глубоким и вязким. Удовольствия опять никакого! Лучше всего кататься с Гарабашей до Мира, там состояние склона более-менее стабильное в течение дня (все-таки похолоднее). Правда, тут может мешать горняшка. Я то успел в первый же день (а приехали мы в Терскол после обеда) залезть на 3000 м на Чегет, так что на второй день на 3700 м лично я не чуствовал дискомфорта. А вот спутник мой, поднявшись на Гарабаши, целый час сидел на своей доске, обхватив голову руками! Только на следующий день смог там нормально кататься.

СЕРВИС. Вот тут полная пятая точка! Я был рад, что жена в последний момент не поехала. Представляю, чего бы я от нее наслушался. Начнем с подъемников. Речь об Азау, прежде всего. Основная масса катается именно здесь, потому что Чегет довольно крутой, и склоны там не ратрачат, соответственно на склоне раскатанные бугры, а это не все любят. То есть на Чегете пропускная способность креселок вполне достаточная, а вот на Эльбрусе.... Тут маятниковая канатка от Азау до Кругозора, потом до Мира; вагончик отправляется каждые 10-12 минут. Помещается в него от силы 30 человек. То есть катастрофически мало. На майские праздники очереди просто безумные. Если 30 апреля на первый вагончик в 8-30 утра народу было человек 15, то 3-го мая мы в это же время простояли в очереди 1.5 часа! И еще столько же на Кругозоре! А потом 40 минут на Мире! После этого я плюнул и пошел на Гарабаши пешком, матерясь и одновременно радуясь, что не нужно спускаться, потому что в этот день мы не собирались кататься, а забрасывались на Бочки для дальнейшего восхождения. Итого 4.5 часа до Бочек! Ситуацию с очередями усугубляют кабардинцы, работающие контролерами. Совершенно не стесняясь, они организуют вторую очередь во двойному ценнику. То есть в 30-местный вагончик из "правой" очереди пускают человек 15-20 от силы, остальных - со служебного входа. Условия стояния в очереди на канатку, особенно на Кругозоре, напоминают транспортировку пленных в вагонах-теплушках в концлагеря. Народ набивается в тесное и душное помещение, все стоят плечом к плечу, толкаясь и пихаясь, отвоевывая у соседа каждый сантиметр - а вдруг он пройдет, а я останусь? Счастливчики, которым осталось ждать всего 25 минут, стоят на узкой крутой лестнице с обледенелыми ступенями! А сверху, через дырки в крыше течет вода. Ну что ж, те, кто не на лестнице, стоят вообще в луже. Раз в 10 минут распахивается дверь, и народ, сжимая в одной руке лыжи-палки-борды, а другой цепляясь за перила, чтобы не навернуться на льду ступеней, ломится вверх. Народ внизу, еще не вставший на лестницу, гремя лыжами, ботинками, тяжело дыша, борется за место - ведь из бесформенной толпы нужно сформировать колонну "по два" ! При этом все неотрывно следят за дверью - сколько пустят сейчас? Если вот тот чувак в шлеме проскочит, то может быть я уеду на втором вагончике! Эх блин, чувак в шлеме уткнулся в захлопнувшуюся перед носом дверь. Луч света исчез, но вырезанная ножом на двери издевательская надпись "Вагончик тронется, а вы останетесь!" еще 12 минут будет перед глазами! Ждать в очереди на креселку Мир-Гарабаши, с одной стороны приятнее. Все-таки дышишь воздухом, загораешь мордой лица, видишь, что очередь все-таки движется, можно сосчитать, сколько кресел осталось до себя любимого. Но как только количество людей в очереди превышает некую критическую массу - все, труба! Очередь моментально становится толпой. Все напирают, спустившиеся сверху лыжники прут сразу к началу, выискивая всяких друзей-знакомых. Начинается ругань, чуть ли не драка. При этом кабардинец с невозмутимым лицом, не обращая на бардак и беспредел никакого внимания, продолжает пускать людей слева "по сотке". Отдых окончательно превращается в пытку. Многие плюют и идут наверх пешком. Уж лучше 30-40 минут идти наедине со своей дыхалкой, чем участвовать в этой грязной ругани.

Поражает полнейшее безразличие обслуживающего персонала (кабардинцев) к проблемам отдыхающих. Кроме денег, их ничего не волнует. 90% выручки идет прямо им в карманы при посадке на подъемник. Внизу в кассе совешенно открыто организуется "круговорот чеков в природе": вы, как честный человек, суете деньги в окошечко кассы, просите билет и что же вы видите? В глубине кассы открывается дверь, входит кабардинец, контролер с посадки, и протягивает кассирше груду помятых чеков. Она, ничуть не смущаясь, отсчитывает нужное количество и протягивает вам! Следующий! Интересно, сколько циклов выдерживает чек до полного износа? Десяток? Дюжину? А еще интереснее, есть ли у горы хозяин? И если да, то как он контролирует доходы комплекса? Или у него все сотрудники на субаренде? Типа если ты кассир, должен 10 тыс. в день сдать налички, если контролер - то 20 ? Если водила на ратраке - то 1000 баков? А может, и нет тут никакого хозяина? Все ветхое, ржавое, на вагончики эти смотреть страшно. Что, сложно утром лед со ступенек сбить? 10 минут и всего делов! Нет уж, хрен! Мучайтесь, гости дорогие! А когда нас, после трех дней житья в лагере у Бочек, в далеке от всего этого кизяка, умиротворенных и заряженных энергией высокогорья, не хотели выпускать из вагончика на станции "Кругозор" потому, что у нас не было билетов (а заплатили мы, конечно, наличкой мужику, отправлявшему вагонетку), мы с трудом удержались, чтобы не искромсать кабардинца на шашлык ледорубами.

СПАСАТЕЛИ. А есть ли они там? Интересно, дают ли спасатели какую-нибудь присягу, клятву Гиппократа или что-то наподобие? Или у них спасение переломанных - дело добровольное? Причем не их, а самих переломанных? Два красноречивых случая. Еду на Гарабаши на канатке, любуюсь катящимися лыжниками. На моих глазах в верхней части склона происходит страшное столкновение: мужчина-лыжник, при входе в поворот на большой скорости теряет лыжу и продолжает неуправляемое движение на одной. Еще 50 метров, и он падает, влетая под ноги стоящей (!) девушке, которая приводила себя в порядок после собственного падения и была совершенно не готова к такому удару. Даже издалека было понятно, что столкновение страшное, лыжи-палки разлетелись на десятки метров. Мужчина, конечно, поднялся, девушка лежит ничком. Лыжник начинает копошиться над ней. Через 5 минут я, уже на лыжах, еду вниз. Прямо передо мной от Гарабашей стартует ратрак. Оперативно работают спасатели, наивно думаю я. Как бы не так, ратрак совершенно равнодушно пролетает мимо распростертого тела и уезжает вниз. Я подъезжаю, кроме меня и пострадавших здесь никого. Видимо, эти кабардинцы своим равнодушием ко всему и вся заражают остальных. Народ едет мимо не останавливаясь. Девушка, между тем, в сознании, но встать не может из-за острой боли. Спрашивают, нет ли у меня рации. Нет, обещаю вызвать помощь снизу. Лечу скорее на Мир, подскакиваю к кабардинцу на посадке, отрываю его от получения "правых полташек" и "левых соток", прошу срочно послать спасателей на склон. В глазах недоверие: "Правда, поломалась?". Но вроде обещает вызвать. Я становлюсь в конец очереди, через 20 минут, при посадке слышу, что кабардинец действительно говорит со спасателями на своем, кабардинском. Закрадывается подозрение, что у него только дошли до этого руки. Ладно, еду вверх. Девушка все еще на склоне, вокруг, правда, уже толпа, но ратрака нет. Пристаю к контролеру на Гарабашах, он говорит, что все в курсе. Спускаюсь к девушке (прошло уже 40 минут с момента столкновения), у нее, похоже, вывих плеча, острейшая боль. Продвинутая лыжница-альпинистка достает аптечку и тут же, на склоне, колет обезболивающее. Еще немного, и девушке легче, но пошевелиться все равно не может. Наконец на лыжах(!) приезжает спасатель и предлагает ей ехать вниз своим ходом. В обнимку с ним! Девушка, конечно, наотрез отказывается. В итоге, через 1 час 40 минут после удара, травмированную эвакуируют на ратраке! А в Шерегеше, между прочим, стоит кому-то задержаться со вставанием со склона после падения на пару минут, сразу же выезжает снегоход!

Второй случай был на Чегете. Папа нес травмированного ребенка лет 6 на руках. 10 минут, 20, 30... Папа обессилел (а попробуйте по 25-градусному склону в г/л ботинках нести ребенка на руках!), и они с мамой положили его на куртку и стали спускать волоком. После часа таких мучений, когда они уже были в полусотне метров от станции подъемника, к ним, наконец, на лыжах подбежали спасатели! Вот спасибо, родные!

ЖИЛЬЕ. Полный отстой. Сначала мы поселились в г-це "ЧЕГЕТ" чуть ли не по 300 руб с человека. Номер - полный хлам, тесный, мебель 30-летнего возраста, обои - тоже. Удобства - общие с другим номером. Ремонта не было никогда, видимо. В частном секторе народ селится по 200 (помойка) - 400 (поприличнее) с человека. Мы, в итоге, нашли более-менее неплохой вариант - кафе "Балужан" на углу основного шоссе и отворотки на "Чегет". У хозяйки бабы Балужан есть комнаты для сдачи, некоторые даже с удобствами в номере! Вполне прилично, лучше чем в "Чегете" однозначно. И куда дешевле. Мы договорились по 120 с человека в день, и хозяйка нас еще пару раз бесплатно кормила!

ПИТАНИЕ. С этим лучше. Цены невысокие, общепит нормальный, в магазинах тоже выбор есть. Но шашлык на Азау лучше не есть. Кожа, кости, жир. У Чегета больше выбор, дешевле цены и выше качество! У нашей Балужан тоже, кстати, вкусно и недорого.

РЕЗЮМЕ: В Терсколе есть огромная помойка, прямо напротив г-цы Чегет. Там целый день пасутся местные коровы. Их туда не водят, они сами приходят, они пасутся сами по себе. Зачем гнать стадо в горы, на свежую траву, или заготавливать корма на зиму? Ведь тут круглосуточная помойка, там достаточно еды. Этих коров доят дважды в день и молоко продают туристам. За деньги. Очень хорошо и выгодно. За коровами можно не смотреть, не ходить. Они жрут дерьмо и довольны. И хозяин доволен, корова дает ему деньги. А хозяин горы доволен тоже. У него тоже есть стадо. Стадо туристов. И на него ему тоже наплевать. Они жрут дерьмо и дают деньги. Что еще надо?

 

Вот так и закончилась зима 2003 года! Скорее бы следующая!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024