На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Горные лыжи в Черногории. Черногорская закалка

Alexander Poylov

Краткое резюме вместо вступления:

Погода преподнесла мне два сюрприза - абсолютный максимальный рекорд уровня снега, как приятный сюрприз, и связанные с непогодой непроходимость дорог, отключение электричества и воды, как не очень приятный.

Местные привыкли к температуре около 10 градусов тепла в жилых помещениях. В отеле тоже могут быть такие спартанские условия.

Интересные неподготовленные (ратрак подняться на уклон не может) склоны для райдеров, предпочитающих оттачивать технику на заранее просмотренных маршрутах.

Склоны с хорошим уклоном 20-45 градусов не слишком длинны, но и не короткие, как раз чтобы хорошо зажечь и перевести дыхание на креселке. Перепад верхней части нижней креселки порядка 350 метров.





Разнообразный рельеф для прыжков со скал и надувов с хорошим приземлением.

Очень мало катающихся, креселка крутится почти пустая.

Лыжников в свежем снегу почти нет, в основном катаются внизу, где прошел ратрак.

Богатые возможности для фрирайда, если подниматься на Савин кук и уходить в стороны (я поднимался только 1 раз - нераскатанного снега хватало и без этого).

Местные не знают, что такое лавины - как ни странно, лавин там нет.

Очень приветливые доброжелательные люди.

Вкусная добротная пища.

Впечатление от поездки - ОТЛИЧНО, несмотря на то, что из 12 полных дней пребывания я катался только 7 дней.

Полный бюджет поездки на 2 недели составил порядка 800-900 евро.

Не рискну рекомендовать для посещения зимой, результат поездки слишком непредсказуем.

Летом там надо побывать ОБЯЗАТЕЛЬНО!


Ключевые слова поездки:

  • жичара подъемник
  • нэ радэ не работает
  • нэма струjе нет электричества
  • одлично отлично
  • шлива сливовая ракия
  • брат брат
  • рус русский
  • чуваj jaja береги яйца
  • феноменално феноменально
  • добро времje хорошая погода
  • хаос, катастрофа очень плохая погода, снегопад

Горный массив Дурмитор находится на севере Черногории. Одноименный национальный парк охраняется UNESCO. Самый крупный населенный пункт массива - городок Жабляк.

Идея поездки на этот неизвестный широким массам российских райдеров курорт возникла летом 2001 года, во время нашей поездки через Дурмитор на арендованых авто. «Если на склонах этих гор стоят подъемники - значит, здесь можно кататься», решили мы и отложили идею в долгий ящик.

Год назад крышка ящика слегка приподнялась и... с треском захлопнулась, подняв клубы нафталиновой пыли, мы ездили кататься в другие края. Совершив летом 2004 года круиз по островам Хорватии, я решил собрать компанию на лето 2005 для активного отдыха на Дурмиторе (кстати, присоединяйтесь!). Вслед за этим решением ящик загрохотал и идея зимней поездки вырвалась оттуда как пробка из бутылки. Сразу по возвращении из новогодней Финляндии мое внимание было приковано к к различным источникам в поисках информации об уровне снега, проживании, организации внетрассового катания и прочих житейских мелочах.

Сайт www.skijanie.co.yu содержит свежую информацию о ценах на подъемники и на проживание в некоторых отелях и апартаментах, а также схемы подъемников.

www.durmitorcg.com считается официальным сайтом Дурмитора и Жабляка и также содержит достаточно много интересной информации.

Однако толковой информации об уровне снега на курорте мне найти не удалось, и я начал изучать фотографии из этих мест чтобы самому понять как обстоят дела.

Удача улыбнулась мне, когда в галерее фотографий Дурмитора я увидел фото людей на вершине горы с бордами, пристегнутыми к рюкзакам. Я написал письмо автору, Милошу Станичу, и через пару дней получил ответ, что я обратился по правильному адресу, Милош знает эти горы и будет рад показать гостям самые интересные места.

Волею судьбы вышло так, что я отправился в Черногорию совсем один, и мы с Милошем решили, что наилучшим вариантом было бы остановится у него дома. Прикинув, что проживание и питание в любых других апартаментах выйдут в день порядка 20 евро, я предложил ему такие деньги за мое поселение.

Ближайший к Жабляку аэропорт расположен в Подгорице - столице Черногории, порядка 150 км, однако зимой прямых рейсов из Москвы туда нет, только через Белград. Из Белграда есть прямой автобус в Жабляк, путь длиной 300 км занимает 10 часов и стоит около 13 евро. Автобус идет ежедневно из Белграда в 0.45. Кроме того, можно доехать из Белграда поездом (19 евро) до станции Мойковац примерно за 7 часов, а там опять же автобусом 70 км до Жабляка, либо прилететь из Белграда в Подгорицу (от 90 евро за 2 конца), и 150 км автобусом. Таким образом, хоть слова «10 часов автобусом» и звучат угрожающе, это решение является оптимальным вариантом и по времени, и по деньгам.

На маршруте Москва - Белград есть тариф Аэрофлота 190 евро за 2 конца, если озаботится билетами примерно за месяц, и есть тариф югославской JAT примерно от 220 евро.

За несколько дней до вылета я получил сообщение от приятеля Милоша из Белграда, что в Жабляке сильная непогода, выпало рекордное количество снега, снегопад и ветер нарушили электроснабжение, перекрыты дороги и в кране нет воды, но он надеется что к моему приезду все наладится.

Кстати, есть нюанс - из тамошней сети ProMonte sms в российский MegaFon не проходят, и я получил все sms от Милоша, как только приземлился в Венгрии.

27 февраля около 9 утра самолет вылетел из Москвы и направился в сторону Белграда, где после напряженных попыток снизится в плотном тумане резко взмыл вверх и нам сообщили, что в связи с плохой погодой мы направляемся в столицу Венгрии Будапешт. В транзите аэропорта мы просидели до 6 вечера, потом мы вылетели в Белград и приземлились в плотный снегопад. Проблема свободного времени в Белграде решилась сама собой.

Снял 4000 динар (50 евро) в банкомате, погрузился в рейсовый автобус № 72, спросил у парня с нашего рейса, куда платить, он махнул рукой "не надо" и вышел через несколько остановок, а еще через пару остановок вошли контролеры и я вместо 10 динар заплатил за проезд 1400 динар (примерно 700 рублей), причем женщина-контролер лет сорока общалась со мной на русском. Мы мило побеседовали, она подсказала мне где выходить, я расстался с деньгами, а группа контролеров рассталась со мной.

Автовокзал в Белграде находится рядом с ЖД вокзалом, я взял билет на автобус только до Плевли (70 км до Жабляка), предварительно согласовав с Милошем, что дальше придется брать такси - дорога непроходима для автобусов, бросил вещи в камеру хранения (гардеробу) и пошел смотреть заснеженный Белград.

Судя по характеру застройки кварталов, прилегающих к вокзалу, город сильно пострадал во Вторую Мировую войну - редкие довоенные здания в окружении послевоенных. В 300 метрах от вокзала 2 здания, разрушенных американцами при бомбежках.

В автобусе кроме меня оказалось 4 человека, я разлегся на заднем сиденье и проспал какое-то время. Когда проснулся, автобус шел среди невысоких гор, петляя по живописному ущелью, на дне которого текла река. Снега на склонах мало, слегка присыпано. Когда я пробудился около 6 утра, количество свежего снега уже вызывало беспокойство за способность автобуса преодолеть некоторые участки, но он упорно двигался по своему маршруту, свернув в Приеполье с магистрали в сторону Плевли и забираясь в гору.

28 февраля. Ясным солнечным утром автобус остановился в шахтерском городке Плевля, где на автостанции мне сообщили, что в Жабляк ничто не ходит, кроме такси. Таксист на древненьком Пассате согласился доставить меня за 70 км за 40 евро. Все местные, впоследствие слышавшие эту цифру, хватались за сердце, однако я не имел особых альтернатив. В качестве компенсации водитель был замучен просьбами остановиться через каждые 100 метров, чтобы сделать хороший кадр.

По дороге до реки Тара снега было было немало, но не особо поражало воображение, однако когда мы переехали Джурджев мост и дорога стала виться серпантином по стене каньона, это слегка начало напоминать туннель, все повороты в котором - закрытые, и есть только одна полоса для движения.

На одном из разъездов встречная audi, которая шла сверху, уселась в сугроб, чтобы избежать столкновения с нами, пришлось вытаскивать. Тут я впервые столкнулся с характерным поведением местных жителей - я оперативно извлек и чехла лавинную лопату, чтобы откидать снег перед мордой авто и толкнуть его вперед-вниз, водители посмотрели на меня, как на марсианина, и решили толкать авто из сугроба назад-вверх, и мы сделали это!

Поднялись на равнину, дорога шире, но снега уже значительно выше крыши легковушки. Приехали в Жабляк (1550 метров над уровнем моря) - сугробы вдоль центральной улицы местами выше трактора типа Кировец.

Милош прикатил за мной на снегоходе, погрузил меня и вещи и мы поехали размещаться. Милош живет с родителями в 3к квартире одного из немногих многоквартирных домов. Стенки дома толщиной в один кирпич, архитектура такова, что квартира имеет много внешних стен, центральное отопление не предусмотрено и квартира отапливается небольшой дровяной печкой-плитой для приготовления еды. Подъезд естественно тоже холодный, при этом щели в дверях и плинтусах таковы, что тепло долго в доме не задерживается. Это при том, что зимой по ночам морозы ниже 20 не редкость. В первую ночь термометр, положенный у кровати со стороны окна, измерил температуру 3 градуса по цельсию!!!

Милош любезно уступил мне свою комнату, мама накормила меня завтраком, короче день начинался хорошо но... уже не помню по какой причине подъемники нигде не работали. Причины там бывает две - или нет электричества, или проезды не расчищены после снегопада.

В тот день я составил компанию Милошу в поездке к его родственникам в деревню, куда сейчас можно добраться на снегоходе или на лыжах, потом мы проверили дачу его приятеля, занесенную снегом почти по крышу, и для того чтоб попасть внутрь, откидали немало снега.

1 марта, первый день весны! Этот день был ясный и солнечныЙ! Мы пронеслись на снегоходе по заснеженным полям и устроили фотосессию! К сожалению, дорогу к большому подъемнику еще не пробили, и я пускал слюни на засыпанные свежим снегом склоны. Зато работал малый подъемник в поселке, отличный снег, солнце, целина по бокам и немного катающихся - отличная раскатка!

"Странац? Итальяно? Рус? Рус?!! Брат!" - реакция многих людей в Черногории.

2 марта. Ура! работает большой подъемник!!!! однако вчера кто-то успел расписать эти склоны... ну ничего, тут снегу всем хватит!

Кресельная дорога знакома всем, кто бывал в Домбае - такая же "Югославка" с промежуточной подсадкой. Нижняя часть с перепадом около 200 метров - это пара уклонов со столами между ними, верхняя часть метров 350 при ближайшем рассмотрении вызывает если не страх, то уважение. Мы поднимаемся на кресле, я смотрю на склон и понимаю, что на таких уклонах я катался крайне редко. И что очень давно не видел свежего снега! Спускаемся несколько раз по нераскатаным участкам, Милош отлично использует знакомый ему рельеф для прыжков и всяких финтов, радостно купается в снегу в ожидании, пока я преодолею очередной перегиб. Подъезжаешь по уклону градусов 30 к перегибу, за которым еще круче, и стоишь в раздумьи минуту-другую...

Катаемся вместе с приятелями Милоша. Они с любопытством смотрят на меня, узнают, что я приехал из России, и все как один начинают петь песню "Потому, потому что мы пилоты! ..." Я озадачен такой одинаковой реакцией.

Группа словенцев - кто на лыжах с камусами, кто в снегоступах с бордами пошла наверх к вершине, через некоторое время мы следуем за ними и догоняем их у верхней станции верхней креселки, которая так ни разу и не работала за все время пребывания. Словенцы дружно взялись за лавинные лопаты и откапывают канатку. Наша компания помогает им откидыать снег, и вскоре словенцы стартуют в сторону самого верха Савиного Кука (2500 метров), мы бредем вслед по готовой тропинке. Еще 20 минут, и мы наверху!

Внизу видна замерзшая лужа Черного озера. погода портится, наверху сильный ветер натягивает облака из-за гор. Пристегиваемся и начинаем спуск по непаханому целинному полю с уклоном 20-25 градусов! Очень быстро, абсолютно непривычно! спускаюсь вниз порядком уставший и злой, что не смог достойно зажечь по такому склону!

3 марта. Отличная погода. Приезжаем на Савин кук, местные парни сразу уходят с креселки к вершине, я решаю порубится по распаханным склонам рядом с канаткой, дабы оставить свои силы на трассе, а не на пешем подъеме вверх. Снег стал тверже чем вчера, вчерашние следы бьют в доску, энергии тратится много. За 4 часа укатываюсь в хлам по "целине" и сползаю вниз на ратрачные склоны.

По прогнозу на завтра и картинке за окном погда должна испортится.

4 марта. Можно никуда не спешить. «То как зверь она завоет...» На улице снег и ветер. Я возмущаюсь, почему в такую погоду ничего не работает?? «А вот у нас в России...!!!!» Выходим в город по делам, я решаю прогуляться в сторону Савиного кука и понимаю, что у нас в России тоже никакая канатка работать не будет. Стоило мне пройти 300 метров от Жабляка, и ветер задул как в аэродинамической трубе! Возвращаюсь обратно, подгоняемый ветром в спину. Дорога, пробитая в толще снега от предыдущего снегопада, уже заметена на полметра.

Дома отключилось электричество. Остаток дня я благополучно проспал.

5 марта. Ветер стих, снег валит. Электричество не дали, в кране кончилась вода.

От нечего делать беру доску и топаю на "малу стазу", в 100 метрах от дома. Склон завален свежим снегом. Поднимаюсь пешком, спускаюсь вниз на борде - удовольствия никакого, уклон слишком мал для пухляка. Наверху троса канатки уходят в толстый снежный надув. Поднимаюсь, достаю лопату и начинаю методично крушить его. Часа через 3 мне на помощь приходят сотрудники курорта, вооруженные широкими лопатами из какого-то подобия толстой фольги. Совместными усилиями грызем снег, и в один прекрасный момент я улетаю метров с трех головой вниз - снежная корка обломилась. Приземление мягкое и удачное. Вскоре мне это развлечение уже надоело, да и кушать хочется. Иду домой.

6 марта. Видать, Милош прослышал про мой вчерашний субботник (еще бы, много ли русских в шлемах и с лопатами бродит по Жабляку?), потому что с утра он интересуется, не хочу ли я взять лопаты и помочь ему с уборкой снега с крыш дома в деревне и дачи приятеля? Делать все равно абсолютно нечего, снег валит. Электричество дали, но дорога к Савиному куку не расчищена, и станции канатки тоже наверняка под снегом. На малой стазе рабочие продолжают грызть вчерашний надув.

Целый день кидаем снег. Я еще в первый день бурана прикинул, что по прогнозу непогода на три дня, и еще дня два уйдут на приведение канаток в рабочее состояние. поэтому спокойно медитирую, бросая лопату за лопатой, комок за комком. Физический труд на свежем воздухе да на экологически чистой пище. Не катание, но и не сидение в офисе.

Сюрприз, сюрприз! В Жабляке проходит Чемпионат Мира по параски - комбинация прыжков с парашютом и горных лыж! Оказывается, там традиционно проводится Чемпионат Сербии и Монтенегро, куда уже 4 года подряд приезжает сборная России! Теперь понятно, почему эти парни так хорошо поют про пилотов! В этом году на Чемпионат Мира приехали сборные Сербии и Монтенегро, Австрии, Словении, США, Канады, Австралии, Южной Африки и России. Наверное, еще какие-то страны были.

На соревнования из России приехало 26 человек, из них 11 спортсменов. Для информационного освещения приехали ребята из телепрограммы ТОЧКА ОТРЫВА, такой огромный усатый лысый парень Миша Тормозов в роли ведущего.

По поводу соревнований в отеле Планинка собираются все люди Жабляка, имеющие отношение к спорту. Для маленького города Жабляк холл отеля оказывается неожиданно хорошим - типичный конгресс-отель класса ***-**** 70х годов постройки. На отели Чегет и Хибины совсем не похоже. Что важно - в холле тепло!!! Потом ребята сказали, что в номерах тоже сквозняки и дубак, и они греются в холле. правильная политика менеджмента отеля - пусть лучше тратят деньги в баре отеля, чем квасят в номерах :)

7 марта. Опять производим раскопки. Погода налаживается!

8 марта. Сказать, что погода была хорошей - значит ничего не сказать! Рано утром топаем с Милошем на Черное озеро, щелкая фотоаппаратами как "японские туристы".

1

Возвращаемся с прогулки, собираемся на катание. Дорога на Савин кук девственно чиста (в смысле никто не начинал ее чистить), но ратрак уже проложил свой параллельный путь. Парни забрасывают в ратрак вешки для соревнований, мы цепляем на трос за снегоходом двух парней и мчимся к подъемнику! И он работает! укатываюсь от души, под вечер погода портится, поднимается ветер и видимость ухудшается, и так все последующий дни - утро отличное, потом ветер и ухудшение видимости.

9 марта. Катаюсь.

10 марта. Сегодня - день соревнований по слалому-гиганту, Милош предлагает выйти из дома пораньше, подъемник уже должен работать. Так и есть, на склоне непривычно много людей в спусковых комбинезонах и с номерами.

Дорога к подъемнику остается непроезжей для автотранспорта, поэтому участников соревнований доставляют из отеля к подъемнику вертолетом. Соревнования парашютистов по горным лыжам - это нечто. Мне еще не приходилось видеть горнолыжника, выезжающего из стартовых ворот плугом.

В этот день я откатал с 8.30 утра до 16 с двумя перерывами по 30 минут, как заведенный. Снег отличный, я уже привык к этим склонам, доска идет отлично, все замечательно и я не чувствую усталости.

11 марта. Заключительный день моего катания на Дурмиторе. Соревнований нет, светит весеннее солнце и креселку лениво запускают для 5 человек с досками около 11 утра. На склоне местные ребята и я, и вдруг приходит Настя из компании с соревнований, я их вчера фотографировал. У нее сегодня день рожденья. Гоняем по пустым склонам до закрытия креселки в 15.30. Катание закончилось, мы хлебаем душистую ракию из фляжки усатого Брко. Сегодня к Милошу приехал его друг Дарко, Милош учит его кататься на доске. Очевидно, сегодня моя очередь ехать на веревке за снегоходом, и мы «делаем это» вместе с именинницей Настей. Милош дотаскивает нас до поселка, и там Настю берут на борт микроавтобуса чех с австралийцем. Повезло имениннице.

12 марта. Дарко едет в Подгорицу и готов взять меня к себе в авто. Собираю вещи, тепло прощаемся с Милошем, едем. Nissan Patrol - большая крепкая машина. Мы уже спустились с Дурмитора и почти миновали каньон тары, под колесами асфальт, но на одном из закрытых поворотов надуло мокрого снега, Дарко выезжает на встречную полосу и... мы бьем встречный Isuzu Trooper. Nissan Patrol - большая крепкая машина :) У нас слегка погнут кенгурятник, на Isuzu Trooper разбита фара, немного помяты крыло и бампер, обе машины на ходу. Водители разбираются на месте, и мы продолжаем путь.

Мы прощаемся с Дарко на автовокзале города Мойковац, автобус на Белград по расписанию примерно через час. Сижу, жду. Автобус опаздывает, и через 40 минут после времени по расписанию проносится мимо автовокзала без остановки. К счастью, Мойковац один из немногих населенных пунктов, где есть железнодорожная станция. Кассир выясняет, когда поезд, я еду на станцию.

С расписанием поездов полная неразбериха, мне выписывают билет на поезд в 15.46, но говорят что он придет в 16.40... ????? ладно, позже - не раньше, дождусь.

Гружусь в полупустой поезд, прибывший в 16.40. Вагоны сидячие, 6-местные купе с раскладывающимися сиденьями. Вагоны не новые, состояние вполне приличное. Оказывается, в Сербии и Монтенегро тоже есть метро. Значительную часть пути поезд идет в тоннеле, вырубленном в стене каньона реки Лим. Около 10 вечера прибываем в Белград, топаю до отеля Славия ** (могли бы и три звезды повесить), сингл 40 евро. Душ, прогулка по весеннему ночному Белграду, утром автобус в аэропорт, таможня граница самолет граница таможня распитие ракии с Ринатом поезд дом.

Бюджет поездки:

  • 12 евро страховка
  • 50 евро поезд Питер-Москва 2 конца
  • 190 евро авиабилет Москва-Белград 2 конца
  • 13 евро автобус Белград-Плевля 1 конец
  • 40 евро такси Плевля-Жабляк (непредвиденные расходы)
  • 240 евро проживание и питание
  • 45 евро скипассы (по этой статье вышла экономия)
  • 20 евро поезд Мойковац-Белград
  • 45 евро сингл отеля Славия (не совсем предвиденные расходы)
  • 110 евро орграсходы
  • 100 евро прочие расходы

Итого 865 евро за 2 недели.

Как я уже говорил, расходы на такси возникли в связи с непроходимостью дороги в Жабляк для автобусов.

При катальной погоде расходы на скипассы должны были составить 120 евро.

Ночевки в Белграде можно было избежать, дождавшись вечернего поезда или автобуса.

Сумма орграсходов не была определена заранее. Это мой платеж как компенсация времени Милоша на организацию поездки и моего пребывания в Жабляке.


Версия бюджета жесткой экономии для жителей Москвы:

  • 12 евро страховка
  • 190 евро авиабилет Москва-Белград 2 конца
  • 13 евро автобус Белград-Жабляк 1 конец
  • 240 евро проживание и питание ??? возможно
  • 120 евро скипассы
  • 13 евро автобус Жабляк-Белград 1 конец

Итого 590 евро за 2 недели.

К этой сумме необходимо добавить расходы на получение ваучера или визы, питание в дороге, трансфер от проживания до подъемников и обратно и прочие мелочи.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024