На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Газета UP&DOWN № 59 (18.01.2005) / Архив

«Горные лыжи для чайников. Карвинговая техника»

Интервью автора книги - Александра Каниовского (так же известного, как SHU) журналу SKI/Горные Лыжи

Версия для печати

В настоящее время к печати готовится книга о современной горнолыжной технике под названием «Горные лыжи для чайников. Карвинговая техника». Мы беседуем с ее автором, тестером нашего журнала, инструктором по горным лыжам, а в свободное от лыж время еще и кандидатом физико-математических наук Александром Каниовским.

Шура, зачем тебе это надо - книга?

Первоначально я не размахивался настолько широко. Хотелось просто написать более или менее полное методическое пособие для тех, с кем приходится заниматься на горе. А то что получается: выводишь человека на склон и полчаса разговариваешь, разговариваешь. В итоге ты все равно не сказал всего, что хотел, а обучаемый даже из этого половину пропустил, потому что по сторонам глазел. Плюс к тому ты охрип, а он замерз. Некоторые инструкторы практикуют другой подход: сразу ногу туда, руку сюда, встали в плуг и понеслось. Короче: делай, как я. Как правило, это тоже далеко не оптимальный вариант.

Значит, эта книга - пособие для инструкторов?

Да нет, не только. В основу книги легла моя собственная методика обучения карвинговой технике, многократно проверенная на живых людях и дающая, надеюсь, неплохие результаты. На мой взгляд, при обучении современной технике главное - это хороший учебный склон и правильно подобранные лыжи, и очень важно понимать, что человек, как правило, сразу хочет кататься и получать от этого удовольствие. Собственно, первоначально целью книги было сформулировать кратчайший путь к достижению именно этой цели, катанию с удовольствием. Современная карвинговая техника - это как раз то, что позволяет новичку уже в первый сезон хоть чуточку, но почувствовать себя экспертом.

Когда начал писать, понял, что задача гораздо сложнее и одновременно интереснее, чем казалось на первый взгляд. В результате, надеюсь, получилось нечто гораздо большее, чем просто пособие для начинающих. На мой взгляд, самые интересные разделы книги как раз адресованы достаточно сильным лыжникам. Думал даже изменить название, но потом все-таки решил оставить «Горные лыжи для чайников», поскольку и себя тоже считаю чайником.

А кстати, сколько лет ты катаешься на лыжах?

Наверное, лет 25.

То есть, наконец появилась еще одна книга, посвященная горнолыжной технике?

Меньше всего мне хотелось заниматься переписыванием трудов Жубера и Ремизова. Все, что описывается в этих книгах во многом актуально и поныне, однако это как бы перешло в другую плоскость. И, на мой взгляд, полностью потеряло смысл с точки зрения обучения лыжника в условиях современных цивилизованных курортов, которые появляются и у нас в стране. Каждый, кто претендует на то, чтобы считаться разносторонним экспертом, безусловно должен владеть всеми этими годилями, авальманами и упорами. Однако для того, чтобы сегодня кататься комфортно, по хорошо подготовленным некрутым склонам, все это знать и применять абсолютно не обязательно.

Не полностью согласен: ведь приходится и тормозить на пологом, а значит, плуг все-таки необходим хотя бы с точки зрения безопасности?

Да, я согласен. Простая аналогия: у нас есть педали газа, тормоза и руль. Когда мы едем по хорошей дороге, то тормоз мы стараемся использовать редко. Так же и на лыжах: приемы типа плуга и сознательного срыва лыж в проскальзывание на хорошем склоне - это приемы не катания, а аварийного торможения и остановки. Активное использование проскальзывания на протяжении всего спуска, напоминаtт езду на автомобиле, когда вы одновременно давите и на газ и на тормоз.

Попробуй сформулировать основную идею книги, так сказать, в двух словах.

Если честно, я все старался в книге именно так и формулировать. В итоге получилось полтораста страниц и все «в двух словах», но зато, надеюсь, читать будет не скучно. Если серьезно, то, на мой взгляд, самое интересное, что мне удалось здесь сформулировать - это дополнительный «водораздел» в карвинговой технике, на который до меня никто внимания не обращал. По крайней мере, я ничего подобного ранее ни у кого не видел.

В двух словах: с ростом скорости карвинговая техника претерпевает качественный скачок. Думаю, все, кто катался на лыжах, знают, что чем выше скорость, тем сильнее можно наклонять тело внутрь поворота. На самом деле оказывается, что существует некоторая критическая скорость, превысив которую лыжник может заваливаться внутрь поворота практически на любой угол, лишь бы лыжи не срывали дугу, да ботинок не цеплялся за склон. Удивительно, что в зависимости от геометрии лыж эта скорость лежит в интервале 30 - 50 км/ч. То есть большинство из нас в своем катании эту критическую скорость благополучно превышают, сами этого не замечая. Подавляющее большинство продолжает кататься на высоких скоростях так же, как на скоростях умеренных, а оказывается, что разогнавшись до скоростей выше критической, лыжник может внести существенные коррективы в свой технический арсенал.

Смотрите:

fig.1

Учебный поворот - скорости никакой, центробежная сила на лыжника практически не действует. В результате приходится прибегать к различным ухищрениям для того, чтобы обеспечить необходимые углы закантовки лыж и одновременно не потерять равновесия. В данном случае, это опора на плоско поставленную внутреннюю лыжу.

fig.2

Полноценный карвинговый поворот. Скорость возросла. Теперь можно закантовать лыжи простым наклоном корпуса внутрь дуги, но, если завалить тело чуть сильнее, ситуация может выйти из-под контроля. Возможность ошибок с поддержанием бокового равновесия требует от лыжника определенной осторожности, что ограничивает возможности по управлению лыжами.

fig.3

Скорость выше критической. Становится возможным глубокое закладывание тела внутрь дуги без потери равновесия. Осознание данного факта может радикально изменить вашу технику.

Интересно. Ну и напоследок: где книгу можно приобрести?

Во-первых, в магазинах сети «Спортмастер», в магазинах «Кант» или на сайтах в Интернете - rasc.ru, alpmaster.ru. А с автором можно связаться по E-mail chainik@alpmaster.ru

Версия для печати

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация