На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Газета UP & DOWN - Выпуск 27 (14 октября 2002)

Архив газеты


Нужен ли христианам спорт? Глава "Экстремальные виды спорта"

Священник Андрей Овчинников
"Даниловский благовестник"
Москва-2002

Прислал: Сергей (Томба) Коцюра

Сейчас в среде молодежи высок интерес к так называемым экстремальным видам спорта. Человеку, особенно незрелому, свойственно тянуться к занятиям, которые будоражат кровь. Современная индустрия развлечений рассчитывает на эту потребность. Даже в парках отдыха, куда еще не так давно мамы и папы приводили детишек, чтобы покатать их на каруселях, теперь большим спросом пользуется аттракцион "тарзан", участвуя в котором человек прыгает с вышки, зависает в воздухе вниз головой и раскачивается над водой, привязанный страховочным тросом. Молодежь везде ищет острых ощущений, поэтому и тянется к экстремальным видам спорта.

К классическим рискованным видам спорта относятся альпинизм, горный туризм, водный туризм, спелеотуризм и др. Сюда же можно отнести и воздушную акробатику парашютистов. Все эти виды спорта неизбежно сопряжены с опасностью для жизни. Воздушные акробаты, например, поднимаются на самолете на высоту трех-четырех тысяч метров, а потом совершают прыжки с задержкой раскрытия парашюта, выполняя в свободном падении комплекс акробатических фигур. Само падение длится полторы минуты. Иногда специально подготовленный оператор снимает происходящее. Мастерски выполненные в воздухе акробатические фигуры смотрятся очень красиво, но не слишком ли высока цена, которую готов заплатить спортсмен в случае неудачи?

В рискованных видах спорта, которые издавна развивались в нашей стране, необходимым условием всегда была техника безопасности, азами которой спортсмены овладевают прежде чем перейти от теоретических занятий к практике. Они проходят специальную подготовку по оказанию первой медицинской помощи, учатся принимать меры спасения в экстремальных условиях, перед восхождением на вершину проходят регистрацию в местном спасательном поисковом центре, откуда в случае непредвиденной опасности группе обязаны выслать помощь. Но все мы знаем, что даже при благоприятном стечении обстоятельств возможности оказания помощи человеку, попавшему в беду, ограничены.

Нам, православным христианам, стоит подробнее рассмотреть причину интереса молодежи к опасным видам спорта. Вероятно, люди, которые любят риск, не понимают, как высока цена человеческой жизни. Жизнь - это великий дар Божий. Она дана человеку для того, чтобы, прожив ее на земле по Евангельским законам, сподобиться вечного спасения. Поэтому так бережно относятся к жизни христиане. Мы знаем, что грех самоубийства не прощается ни в этом веке, ни в будущем. Знают ли об этом спортсмены, которые занимаются экстремальными видами спорта? Ведь грех самоубийства бывает и невольным. Когда человек ложится под поезд или принимает смертоносное зелье - это самоубийство вольное, но если мы знаем о том, что опасно ходить в горы, где нельзя застраховаться от сошествия лавин, камнепадов, срыва в пропасть, и все же продолжаем это делать - это невольное самоубийство. Турист-водник знает о том, что может разбиться о камни, если лодка перевернется, спелеолог понимает, что может потерять шнур, который выводит его на воздух, и навеки остаться под землей. Что же заставляет людей так легкомысленно относиться к жизни? Кто-то говорит, что находясь в опасности, человек скорее вспоминает о Боге. Это так. Когда повисаешь над пропастью, начинаешь молиться, хочешь ты того или нет. Но зачем же доводить дело до той стадии, когда уже никто, кроме Господа, не может помочь? И не называется ли это "искушать Господа Бога понапрасну"?

С телеэкранов нам ежедневно навязывают так называемую "мужскую психологию". Наше внимание всеми силами пытаются привлечь к так называемому "спорту для настоящих мужчин", или так называемой "охоте для настоящих мужчин". Нам пытаются представить, что эти занятия укрепляют волю, развивают смелость. Однако нам доводилось общаться с "мужественными", с общепринятой точки зрения, людьми. При внешнем мужестве они пасуют перед такими трудностями, которых никогда бы не испугались христиане. Один "мужественный" человек, который не боялся прыгать с парашютом и спускаться в пещеры, трясся как осиновый листочек, когда ему пришлось везти жену в роддом и боялся брать на себя ответственность за воспитание детей.

Вот оно - следствие подмены истинных ценностей ложными. Диавольским старанием люди перестают понимать, что такое настоящее мужество. А ведь усилия надо направлять на благие дела. Человек ничего не должен делать без цели. Праздность - мать всех пороков. Именно она подвигает людей на бессмысленные действия. Имеем ли мы право называть мужественными людей, которые "гоняют" по горам на велосипедах или прыгают с парашютом, но боятся растить детей? Нельзя назвать настоящим мужчиной человека, которые не понимает, что такое настоящие ценности. Сколько нужно сил, чтобы воспитать детей! Сколько нужно мудрости, мужества для этого святого и богоугодного дела! Поддержать жену, обеспечить детей, не спасовать перед трудностями, заработать деньги честным трудом, а не разбоем и противозаконным бизнесом - вот где требуется настоящая мужская сила, помноженная на терпение!

Человек, не познавший благодати церковных таинств, сладости молитвы, чувства умиления от чтения святоотеческих писаний, пытается подменить пищу духовную неким суррогатом. Вот откуда берется желание острых ощущений. Ведь духовная жизнь, даже на ранних ее стадиях, требует не меньше мужества, чем экстремальные виды спорта. Почему бы не направить усилия на благое дело? Представим себе хотя бы паломника. Чтобы добраться до монастыря, надо преодолеть много трудностей: дорогу, ограничения в пище и отдыхе, ожидание духовника, долгие службы... Но эти переживания в конечном итоге приносят душе мир, тишину и спокойствие. И можно себе представить, что творится в душе после занятий экстремальными видами спорта: тревоги, страхи, напряжения, волнения...

Но, может быть, воздушные акробаты, альпинисты и другие "экстремальщики" не только любят рисковать, а хотят, например, с высоту увидеть красоту Божиего творения или исследовать ландшафт местности, принести пользу науке? Хорошо, когда люди ставят пере собой такие задачи. Я читал как-то, что в Средней Азии среди разных вершин, каждая из которых имела свое название, была одна, имя которой было пик Безбожник. Верующие люди решили такое положение дел исправить. Сформировалась группа православных альпинистов, соорудили крест для воздвижения его на вершину, организовали поход, и теперь она имеет другое название.Это, на мой взгляд, благое дело.

К сожалению, чаще спортсмены видят свою цель в том, чтобы горделивым человеческим умом бросить вызов природе и Самому Творцу, доказать, что нет ничего невозможного для человека. Хотя, кажется, всем известны случаи, когда снежные лавины, сошедшие с вершин, полностью уничтожали палаточные городки альпинистов. Супругам, у которых есть дети даже запрещается вместе совершать восхождение (здесь подразумевается то, что в случае гибели обоих родителей ребенок остается круглым сиротой). Альпинисты идут по сложным маршрутам, рискуя жизнью, покоряют отвесные стены высотой в несколько сот метров Конечно, есть маршруты разных категорий сложности, но чем выше категория, тем больше титулов, наград, зачетных баллов получает человек, преодолевший путь восхождения.

То же самое можно сказать и о водном туризме, и о занятиях спелеологией... Переправляясь через водные пороги, спортсмены рискуют жизнью. Они хорошо понимают, что могут не выплыть, если лодка перевернется. Спелеологи спускаются туда, где, как нам, говорит Евангелие, жили только одержимые бесом. Мы помним свидетельство об исцелении гадаринского бесноватого. Где жил бесноватый? В гробах. Таким словом назывались раньше высеченные в скале пещеры, где иудеи погребали усопших родственников. Бесноватые жили именно в таких пещерах. Нечистые духи сами желали этого. Спускаться в пещеры из любопытства - безумие. Один знакомый спелеолог рассказывал, как, находясь в пещере, решил прочесть канон Всем святым. Не хочется передавать подробности того, что началось в подземелье, скажу лишь, что в ответ на молитву ополчилась вся нечисть, eе недовольство было очевидным.

Известно, что людям с наркотической или алкогольной зависимостью в период ремиссии наркологи рекомендуют занятия экстремальными видами спорта. Возможно, врачи считают, что зависимому человеку нужен сильный стресс, чтобы на психологическом уровне произошло переключение (по принципу "клин клином вышибают"). Однако, если мы рассматриваем наркоманию как проблему духовную, а диавола как главного виновника наркомании, то мы понимаем, что средства борьбы против этого недуга тоже должны быть духовными, такими, как молитва, пост, обращение к таинствам Церкви. Слишком слаб человек, чтобы обойтись без этого надежного и крепкого оружия. Экстремальные виды спорта нельзя делать средством избавления от духовных проблем.

Обсудить в WWW конференциях.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация