На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Несчастные случаи в горах. Опасности, причины, профилактика.

Александр Демянюк aka AlexDem
По материалам статьи David George "An Analisis of Off-Piste and Backcountry Accidents in France for 2003-2004"

Азбучные истины. Коротко.

Терминология.

Французские спасатели различают понятия off-piste и backcountry при анализе инцидентов. Off-piste обозначает площадь лыжного региона и непосредственно прилегающее к нему, исключая открытые и патрулируемые трассы. Backcountry - участки горы, до которых можно добраться пешком от подъемника или из долины. Понятия близки, но все же чуть различны.

Опасности.

Лавины

Почти все летальные исходы в горах являются последствиями:

  • Травмы
  • Удушья
  • Переохлаждения.

Непосредственными причинами, вызвавшими одно (или более) из трех гибельных последствий, являются:

  • Лавины
  • Падения.

Лавины могут вызывать травмы:

  • в результате столкновения тела с твердыми объектами (камни или деревья),
  • в результате сбрасывания жертвы с большой высоты,
  • в результате сдавливания тела большими массами снега.

Удушье возникает у человека, погребенного под лавиной, примерно через 15 минут нахождения под снегом, а переохлаждение - примерно через час нахождения в толще лавины.
Падения могут быть следствием ощибки пилотирования, попадания на натечный лед, обрушения козырьков и снежных мостиков.

Лавины.

Итак, в этом разделе я остановлюсь на наиболее значимых причинах смертельных случаев в горах. Для иллюстрации приведены примеры инцидентов сезона 2003/2004.

1. Недостаточная лавинная экипировка.

При попадании в лавины у засыпанного человека есть 15 минут, чтобы выжить. Если за это время его друзья не смогут извлечь жертву из-под снежной толщи, человек обречен. Несмотря на то, что снег содержит большое количество воздуха, возможности воспользоваться им ограничены в силу того, что выдыхаемый теплый воздух приводит к появлению на окружающем снеге ледяной корочки, препятствующей поступлению свежего воздуха к лицу пострадавшего. Среднее время поиска с использованием лавинных трансиверов составляет 15 минут с 75% вероятностью найти живого человека, в то время как среднее время поиска спасателями жертвы без лавинного датчика составляет около 150 минут с практически нулевой вероятностью для жертвы остаться в живых.

В январе неподалеку от Chamonix пропадает житель Бостона после того, как уходит с маркированной трассы. Тело его находят только в мае. В конце месяца бывший лыжный инструктор из Auron попадает в лавину во время backcountry-skiing с двумя друзьями. Друзья локализуют его местонахождение с помощью лавинных датчиком, но не могут завершить спас.работы, т.к. у них нет лавинных щупов и лопат. К прибытию спасателей их друг уже мертв.

Месяцем позже во время ski-tour'a лыжник попадает в лавину неподалеку от La Rosier. Ни у него, ни у его друзей нет лавинных датчиков, тело находят прибывшие спасатели после многочасовых поисков. Естественно, человек к этому времени уже мертв. В один и тот же день 2 ски-туровца попадают в лавину неподалеку от Chambery. Одного из лыжников сразу же откапывают очевидцы, найдя его по сигналу бипера, второго находят спасатели спустя 3 часа...

В Valloire человека засыпает лавина рядом с маркированной трассой. Человек погибает от удушья, неспотря на то, что спасатели моментально начинают поиски. В этот же уикенд пропадают 2 туриста на снегоступах. Они снимают снегоступы, чтобы пересечь крутой склон и тут же спускают большую лавину. Проводятся массированные поисковые работы в тяжелейших погодных условиях, но их тела обнаруживают только весной.

2. Катание в одиночку.

Как показывает статистика, катающийся в одиночку имеет меньше шансов попасть в лавину в силу того, что:

  • человек катается более осторожно;
  • один человек нагружает склон меньше, чем группа.

Однако у попавшего в лавину одиночки практически нет шансов на спасение, независимо от его опыта и экипировки.

Служащий высокогороной полиции пропадает неподалеку от Авориаза. Опытнейший лыжник, не нашедший компании для катания в этот день. Поисковая операция завершается безрезультатно, его тело находят только через несколько дней по сигналу его мобильного телефона. Уже упоминавшийся лыжник из Бостона, оставляет своих друзей на склонах Бревана в Шамони и отправляется вниз вне трасс. Опытный лыжник в La Grave попадает в лавину в крутом кулуаре.

3. Маленькие лавины.

Лавине не обязательно быть громадной, чтобы убить Вас. в 2-х из 20 случаев причиной смерти являось соударение лыжника с камнями после их падения в результате схода маленькой доски или даже «сопли». 2 профессиональных горных гида были сброшены со скал сошедшими небольшими лавинками на итальянской стороне Мон-Блана.

4. Погода.

Погода - двигатель лавинообразования. Погодные условия, способствующие увеличению лавнной опасности: обильный снегопад, ливень, сильный ветер, теплая погода или длительный морозный период без осадков. Почти все инциденты, связанные с лавинами, происходили после сильных снегопадов (выпадение более 20 см свежего снега).

Ветер, перенося снег с наветренного на подветренный склон, нарушает кристаллическую структуру снежного покрова, делая его нестабильным. Ветер, дующий со скоростью более 25 км/ч, способен перемещать значительные снежные массы, однако при скорости ветра более 80 км/ч, сдуваемый со склона снег на подветренный склон не выпадает.

Существует два пути образования лавинных досок (сход которых, в большистве случае, является причиной гибели людей в лавинах): глубинная изморозь и поверхностная изморозь. Глубинная изморозь возникает вследствии испарения снега из толщи снежного покрова, образуя между плотными снежными слоями слой воздуха. Таким образом, слои теряют связь между собой и верхний слой соскальзывает по нижнему. Кроме глубинной изморози, причиной формирования снежных досок является и т.н. поверхностная изморозь, которая появляется за счет выпадения ночью на переохлажденный верхний слой снежного покрова мелких кристаллов, которые служат «смазкой» для схода лавин из снега, выпавшего впоследствии на этот тонкий слой изморози.

Не следует недооценивать погодный фактор при выходе на склон. Подавляющее большинство инцидентов с лавинами произошло при риске схода лавин равном 3 (по 5-бальной шкале). Спасательные службы курортов по-разному подходят к профилактике лавинной безопасности. Однако информирование туристов об опасности схода лавин не всегда эффективно из-за легкомысленного отношения туристов. На некоторых курортах горная полиция гоняется за катающимися вне трасс лыжниками и сноубордерами, есть несколько судебных прецедентов осуждения и заключения в тюрьму лыжников и сноубордеров, подрезавших лавины, повлекшие человеческие жертвы. Однако более конструтивным является инициатива швейцарского курорта Zinal, на котором установлена автоматическая система, которая пропускает лыжника к подъемнику только если он экипирован работающим бипером. Ожидается, что эта модель будет взята на вооружение на французский курортах.

Выводы и рекомендации.

Отношение.

Горы не прощают ошибок и легкомысленного отношения. Собственно говоря, я взялся за эту статью, увидев результаты голосования на сайте, по которым около половины голосовавших считают, что бипер им не нужен, а более 15% не знают, что это такое. Настораживающий факт, учитывая невообразимый рост продаж лыж для фрирайда и целины. Именно легкомысленное отношение и недооценка лавинной опасности привели к смерти семерых сноубордеров в Приэльбрусье зимой этого года. Все помнят эту историю. Как и то, что в поисках были задействованы практически ВСЕ спасатели МЧС Кабардино-Балкарии. В результате самых масштабных за всю историю спасработ в Приэльбрусье трупы ребят нашли лишь через 2 недели...

Экипировка.

Бипер - лавинный датчик (трасивер). При попадании в лавину помогает локализовать местонахождение жертвы в толще лавины. Бывают 2-х видов: аналоговые и цифровые. Аналоговые биперы обладают более высокой чувствительностью, но требуют определенной подготовки для эффективного использования. Цифровые биперы проще в применении и в тестах показывают наименьше время поиска неопытным пользователем.

Лавинный щуп - позволяет точно опрелелить положение жертвы в толще снега.

Лопата - позволяет откапать жертву. После схода лавины снег застывает до очень твердого состояния. Спасатели называют такой снег «бетоном». Копать его с помощью подручных средств неэффективно, и отсутствие лопаты может стоить жизни человека, когда счет идет на минуты.

Авалунг - устройство, позволяющее отводить выдыхаемый воздух от лица человека, находящегося в толще снега. Позволяет уменьшить появление корочки льда, препятствующей дыханию, тем самым увеличивая возможное время нахождения жертвы в лавине доу наступления удушья.

ABS - подушки на спине лыжника, автоматически надуваемые сжатым газом, при попадании лыжника в лавину. Позволяют лыжнику остаться «на плаву» в лавине и существенно облегчают поиск. Следует отметить, что при этом у человека практически нет шансов откопаться самому, поэтому IKAR рекомендовала применение ABS для лыжников в группе, категорически запретив их использование профессиональным гидам.

Сама по себе экипировка - не панацея. Бипер, лопат, щуп - не ПРОТИВОлавинное, а лавинное оборудование. Оно не уменьшает риск попадания в лавину, но на порядок повышает шансы на спасение.

Тренировка.

Для эффективного проведения спасработ необходимы слаженные действия членов группы. Поэтому желательно либо самостоятельно моделировать спасработы, либо принять участие в занятиях по лавнной безопасности, которые сейчас почти везде проводятся при катании с гидами. Программа "Фрирайд с гидами" в Приэльбрусье, также включает такое обучение.

Состав группы.

Никогда не катайтесь в одиночку. Подбирайте группу, однородную по уровню катания. Не берите с собой на спуск незнакомых вам людей и людей, не экипированых лавинным оборудованием. Иначе часть ответственности за их гибель будет лежать на вас всю оставшуюся жизнь.

Действия на склоне.

Отнеситесь серьезно к маршруту, который вы хотите пройти. Изучите доступные карты склонов (например фронтальные карты Приэльбрусья). Наметьте точки сбора группы. Пройдите начальный курс Пилотирования лавиноопасных склонов. Никогда не идите с бипером по маршруту, на который вы бы не пошли без бипера!

И напоследок еще раз... Горы - это очень серьезная штука, и к ним надо относиться серьезно. Даже наличие оборудования, скатанная команда, наличие спасателей и тщательная подготовка к спуску не гарантируют вашей полной безопасности. Пример - здесь. Группа опытных лыжников, оснащенных лавинным оборудованием и рациями. Просматривали склон, копали шурфы, сделали все, чтобы не попасть в лавину. Но одному их них не повезло... Успешный поиск, вертолет со спасателями, врачи, реанимация, электрошок... И все равно человек погиб. Они делали все правильно, но Гора забрала эту жизнь...

Да обойдет тебя лавина! Удачи!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация