На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Вредные советы

by Cindy Hirschfeld

Оригинал: http://www.skiingmag.com/article/howto.cfm?alias_id=4757

Перевод: Lis

Нет ничего более вводящего в заблуждение, чем обычная мудрость.

Я очень давно обещал одной своей подруге, что научу ее кататься на лыжах. Мы добрались до маленького курорта в Catskills, где я начал обучать ее плугу. Проблема заключалась в том, что я просил ее повернуть направо, а она продолжала поворачивать налево. Наконец, она сделала правый поворот. Каков же был ее секрет? "Я сделала точно противоположное тому, чему ты меня учил" - ответила она, осуждающе.

Это - классическая ситуация. Друзья не должны учить друзей кататься на лыжах. Большинство из нас катаются на лыжах инстинктивно. Мы знаем, что нужно делать в той или иной ситуации, но не можем объяснить, КАК мы это делаем; еще сложнее это кому-нибудь объяснить. Или мы передаем советы, которые слышали ранее, сами не понимая того, что один и тот же совет не является универсальным для всех проблем. В результате - ужасающая вереница плохих советов. И возможно, Вы сами являетесь одним из авторов советов этой цепочки.

Я собрал некоторые вредные советы из моего собственного опыта инструктора в Аспене, а также из опыта друзей и коллег - преподавателей из Колорадо. Не все из этих советов обязательно плохи в любое время. Некоторые советы просто устарели ввиду новой геометрии лыж и использования современных ботинок. Другие советы неправильны, если вы их будете постоянно применять в своей практике, вне зависимости от ситуаций. Давайте людям только правильные советы, чтобы фактически помочь им; это докажет, что Вы являетесь настоящим другом.

Ногу подними!

1. Поднимайте Вашу внутреннюю лыжу, подобно слаломистам.

До появления лыж новой геометрии, активный подъем внутренней лыжи способствовал наиболее быстрому хождению на лыжах. Гонщики выбрали этот путь для того, чтобы получить более плотную траекторию слалома или слалома-гиганта, преодолевая радиальные силы трения при повороте на лыжах классической геометрии. Современные лыжи, однако, позволяют входить в поворот с наименьшими усилиями.

Пусть мы и не испытываем тех же нагрузок, что и гонщики Кубка Мира, мы все равно можем приспосабливать данную технику к новым лыжам, катаемся ли между деревьями, пытаемся ли установить личное лучшее время или ходим по разбитому снегу. "Если Вы входите в поворот на одной ноге, это значит, что у Вас плохая устойчивость" - замечает Sickels Matlock, член PSIA Альпийской демонстрационной команды и инструктор Crested Butte (а также бывший чемпион U.S. Extreme Skiing Championships). "На первый взгляд может показаться, что внутреннюю лыжу проще повернуть, если она находится в воздухе, однако с двумя лыжами на снегу Вы будете гораздо более устойчивы." (НО! Подъем внутренней лыжи и наклон в ее сторону, увеличивают усилие, прилагаемое к внешней лыже и Вы проходите на ней чистый резаный поворот; Здесь же речь идет о поднятии внутренней лыжи ради выполнения обычного поворота.)

Идея состоит в том, чтобы научиться одновременно поднимать и опускать вашу внутреннюю лыжу. Попробуйте это сделать сначала на очень пологом склоне: стоя на одной лыже, попробуйте поворачивать в разные стороны. Вы поймете, что поворачивать в сторону, когда опорная нога является верхней, сложнее. Но когда у Вас получится делать это, вы сможете регулировать усилие на обе лыжи во время поворота. "Как только Вы справитесь с этим, Вы заметно повысите свой уровень мастерства" - обещает Sickels Matlock " Это удивительно. "

Все-таки стоит периодически поднимать внутреннюю лыжу, хотя бы для того, чтобы видеть, насколько хорошо Вы держите баланс на одной внешней лыже, потому, что мы все-таки преобладающе делаем поворот именно на внешней лыже. Но старайтесь держать внутреннюю лыжу на снегу, помогая этим сохранить баланс.


2. Всегда держите верхнюю часть корпуса "лицом" в долину, по линии спуска.

Weems Westfeldt, директор школы горных лыж и сноуборда в Аспене, называет это "грандиозным мифом" лыжной техники. Это - пережиток тех дней, когда лыжники катались на лыжах классической геометрии, чтобы сделать некоторое "закручивание" и "раскручивание" ног, чтобы заставить лыжи повернуть. Увеличенный боковой вырез лыж новой геометрии делает их гораздо более отзывчивыми, так что вы не должны применять таких радикальных усилий при повороте. Вместо этого, наоборот, направляйте Ваш корпус в сторону Вашего движения (то есть по диагонали вниз склона), только слегка поворачивая бедра для контроля скорости. Ваш корпус, таким образом будет более раскован и Вы сможете обеспечить Вашим лыжам наиболее эффектный вход в поворот. Обратите внимание, что иногда Вы будете сталкиваться с такой ситуацией, когда развивается достаточно большая скорость, например, когда Вы делаете суперкороткие повороты на крутом склоне - тогда Ваш корпус в значительной степени развернут на линию склона.

3. Выталкивайте пятки для начала следующего поворота.

Как то в один из дней прошлого сезона около меня остановилась пара горнолыжников и я услышал обрывок их разговора: "Вы сбрасываете пятки в повороте?" - спросил парень свою спутницу. Женщина сделала несколько поворотов, щегольски щелкая пятками и перед каждым поворотом вопила "Yup!". Тогда парень последовал за ней, делая так же, как она и я наблюдал достаточно удачное щелканье сбрасываемыми пятками.

Выталкивание пятки - это работа намного больше необходимой. Сброс пяток скорее ведет к перемещению Ваших лыж боком, нежели к продвижению по дуге, для чего они, собственно и предназначены. "Выталкивание пяток изменяет направление движения, но не делает поворота" - объясняет Вестфелдт. "К тому же такой поворот не использует разработку лыжи - вместо этого Вы пересиливаете ее."

Вместо сброса пяток, сосредоточьте Ваше внимание на вращении лодыжек ближе к носку лыж. Примените бОльшее давление к Вашей внешней лыже и разгрузите внутреннюю. Эти движения используют боковой вырез Ваших лыж, так что лыжи намного легче повернут по дуге, нежели боковым соскальзыванием.

4. Согните колени для лучшего давления на канты.

Многие лыжники считают, что для того, чтобы сделать резаный поворот, они должны максимально сильно вдавить канты в снег. Это правильная идея - чтобы оптимально использовать боковой вырез, но приседать при этом - это неправильно, говорит Charlie MacArthur, инструктор по горным лыжам и член PSIA Alpine demo team. Из биомеханики известно, что , когда вы сгибаетесь, вы фактически недобираете то усилие, которое могли бы приложить к лыжам, если бы Вы были разогнуты. Представьте: что случается, когда Вы подпрыгиваете на месте: чтобы создать усилие, которое отрывает Вас от пола, Вы должны распрямить свои ноги.

Поэтому распрямите Ваши ноги в первой фазе поворота (они будут уже немного согнуты после выхода из предыдущего поворота). Это позволит Вам увеличить давление на лыжу. После того, как вы пересекаете "линию падения" склона, Вы можете начать поглощать давление на лыжи со стороны склона, сгибая колени. Степень сгибания будет диктоваться ландшафтом склона. Например, на ухоженном склоне необходимо лишь небольшое сгибание, а на буграх Вы должны сгибать колени более сильно, чтобы обеспечить хороший контакт между лыжами и снегом.

В заднюю стойку!

5. Катайтесь по пухляку в задней стойке.

Это - один из наиболее живучих вредных советов. Задняя стойка ведет за собой совершенно ненужные напряжения на Ваши бедра. "Вы не используете лыжу целиком, когда вы наклоняетесь назад" - замечает MacArthur. "Вместо этого встаньте в среднюю стойку и заставьте работать заднюю группу бедренных мышц.

Как же Вы спасете свои лыжи от погружения в снег как последний чайник, работая только ступнями? MacArthur предлагает сгибать ноги и в то же время оставаться в нейтральном положении (то есть не занимать ни заднюю, ни переднюю стойку). Начните тренироваться на относительно плоском, ухоженном склоне, не делая никаких поворотов, затем переходите к более крутому склону и делайте легкие, простые повороты. Тогда, когда Вы ходите по глубокому снегу, выберите себе ритм, в котором Вы сможете делать дуги, контролировать свою скорость и управлять лыжами чтобы избежать зарывания носков лыж. И если Вам действительно надо поднять носки лыж, делайте это, поднимая пальцы ног и лодыжки. Таким образом Вы избежите давление на пятки и не будете ходить в задней стойке.


6. Воткните Вашу палку и поверните вокруг нее.

Похоже на безвредный совет, не так ли? Но при ближайшем рассмотрении, уколы палками могут быть проблематичны и неправильны. Если Вы тянете Вашу палку к предполагаемому месту укола до начала поворота, то Вы поворачиваете свой корпус. В результате, вы тянетесь к месту укола и поворачиваете свой корпус в сторону, прямо противоположную стороне, куда хотите повернуть. Надо менять эту привычку, говорит инструктор Rick Vetromile из Аспена. Делайте укол палкой на 10-20% Вашего поворота, после того, как Вы закантовались, но до пересечения линии склона. В этом упражнении "укол палкой сообщает Вам, что инициирование начала поворота закончено и начинается движение импульса", - обращает внимание Vetromile, "И это помогает направить Ваш корпус вперед, подготовив Вас для следующего поворота". Помните! Поворот начинается с закантовки лыж, а не с укола палкой.

Vetromile также рекомендует плотно обхватывать ручку палки кистью руки и двигать палку только кистью, зафиксировав предплечье и плечо. Таким образом Вы не будете тянуть верхнюю часть корпуса вслед за палкой. Кроме того, держите свои запястья чуть в стороне, двигая ими вверх-вниз; это также устранит ненужные движения верхней части корпуса. " Лыжная палка - такая малютка, но научиться правильно ее использовать - одна из наиболее эффективных составляющих для улучшения Вашего мастерства в горнолыжном спорте" - говорит Vetromile.

7. Для входа в поворот поворачивайте ноги.

Оставьте поворот ногами там, где он имел место быть - в 1960-х годах. Понятие "поворота ногами" выходит из того, что инструктора обучали лыжника "ротационным навыкам", для изменения направления движения. Но с лыжами новой геометрии вращение ногами весьма и весьма избыточно.

Чтобы понять, что Вы можете сделать поворот без вращения ногами, следует сделать чистый резаный поворот. Один из способов это сделать - это "нарисовать" следы железной дороги - два параллельных следа от кантов, вырезанных в снегу. " Это упражнение позволяет Вам сразу почувствовать, что Ваши лыжи могут поворачивать и нет необходимости крутить их", - говорит MacArthur. К тому же - это просто забава. Начните движение поперек некрутого склона, начиная с верхней лыжи и закантуйте обе лыжи, загружая их одновременно. Если Вы все сделали правильно, то на снегу должно остаться две резаных дуги. Чем круче закантовка лыж, тем меньше будет радиус поворота.

Ноги вместе!

8. Чтобы быть хорошим лыжником, Вы должны кататься на лыжах, держа ноги очень близко друг к другу.

Если Вы не Jonny Moseley , и не катаетесь по могульным склонам постоянно, Ваша техника будет более универсальна, если Вы станете оставлять небольшой просвет между ногами. "Многие лыжники пребывают в уверенности, что нужно кататься на лыжах со "склеенными" вместе ногами", - говорит Sickels Matlock. "Но для основной техники катания спортивная (более широкая ) стойка лучше." Представьте, в какую Вы бы стали стойку, готовясь бросить баскетбольный мяч в корзину с расстояния в несколько метров: Ноги чуть меньше ширины плеч, колени и лодыжки слегка согнуты. Принятие подобной стойки при катании на лыжах обеспечит Вам большую стабильность, а также больше места для маневра при закантовке, чтобы выполнить поворот. " Трудно закантовать обе лыжи одновременно, если Вы еще и стараетесь удержать равновесие", говорит Sickels Matlock

Однако, у Harald Harb -а, основателя Системы Обучения Начинающих (Primary Movements Teaching System) (Не уверен, что перевод правильный - Лис), есть другая точка зрения на предмет того, на какую ширину ставить лыжи. Он считает, что принятие широкой стойки безотносительно ситуации, создает статический баланс, а динамический баланс, как правило, страдает. Более узкая стойка, говорит Harb, позволяет Вам легче перемещать Ваш вес с ноги на ногу, тем самым загружая нужную лыжу при спуске. Harb скорее одобряет своих учеников, которые катаются со "склеенными" ногами, нежели тех, кто катается в стандартной стойке.


9. Только поверни!

Как часто мы с Вами становимся свидетелями сцены: начинающий лыжник стоит параллизованый наверху очень _крутого_для_его_уровня_ склона, а его друг, стоящий уже внизу, кричит ему: "ТОЛЬКО ПОВЕРНИ!"

" ТОЛЬКО СДЕЛАЙ ЭТО" - один из самых плохих советов, который можно дать в подобной ситуации. Если Вы остановились наверху склона и боитесь спуститься с него, нельзя сосредотачиваться только на повороте, как на самоцели. В конце концов Ваш поворот происходит посредством управления лыжами по снегу через ботинки. Как выразился Westfeldt: " я поворачиваю не автомобиль; я поворачиваю рулевое колесо."

Как только Вы начинаете делать поворот, не разгоняйтесь. Наша задача на крутом склоне заключается в том, чтобы из линии падения повернуть лыжи поперек склона как можно быстрее. Спуск напоминает скорее серию связанных хоккейных остановок. Разбейте поворот на три части и считайте "раз-два-три в течении каждого поворота; это поможет Вам растянуть каждый поворот и установить ритм. Отработайте это упражнение на управляемом отрезке склона, а после пяти, скажем, поворотов, остановитесь и сделайте себе перерыв. И помните о дыхании!

10. Давай я буду твоим инструктором.

Наш последний совет заключается в том, что обучаться следует у того, кто знает, как это надо делать. Друзья, приятели и возлюбленные обычно заканчивают обучение выяснением отношений. "Это общий сценарий для всех друзей в горнолыжном спорте" - говорит Westfeldt.

Почему стОит раскошелиться больше, чем на цену скипасса для того, чтобы учиться кататься у инструктора, а не у кого-то из Ваших близких друзей? Мы не можем дать гарантию, что никто из инструкторов не даст Вам ни одного неправильного совета, но разница заключается в том, что инструктор, у которого Вы обучаетесь, умеет оценивать лыжную технику и объяснять, как исправить ошибку в зародыше, не давая ей развиваться дальше.

Действительно ли имеет значение, надо ли использовать правильную технику, пока Вы катаетесь, что называется, для себя? Нет, если не хотите поднимать уровень своего технического мастерства. Курс обучения поможет Вам развить больший диапазон техники, которая поможет Вам более уверенно проходить различные ландшафты, которые "подбрасывает" Вам гора. Узнавая возможность наиболее эффективного использования Вашего снаряжения, Вы сможете кататься на лыжах более эффективно, не говоря уж о безопасности.

И у Вас останется еще много энергии в конце дня для апрес-ски и Вы сможете поднять за это бокал пива.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация