На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Наши «монстры». Иван Знаменский.

Автор: Георгий Дубенецкий
Фото - Сергей Петухов, Александр Каниовский.
Версия для печати

1

Спонсор: Rossignol
Лыжи - Scratch FS (new school), RPM 100 (кросс), Bandit B3 (фрирайд)
Ботинки - Elite
Крепления - FKS 185
Одежда - Rossignol / Castelbajack
Очки - Cebe

Говоря об Иване Знаменском (АКА «Знамя»), стоит, прежде всего отметить, что он, по большому счету наше самое-самое, в плане new school, как это высокопарно ни звучит. Против списка «самости» Вани - не попрешь:

  • Самый длинный список побед и призовых мест в newschool-ных дисциплинах, по которым в принципе проводятся соревнования в России.
  • Самый высокий рейтинг цитирования (количество публикаций) в российской прессе и в Интернет по лыжникам - райдерам.
  • Самые большие заработанные призовые (сколько - не скажем )
  • Самый универсальный newschool-щик - успешно выступает и в кроссе, и во фристайле - new school, и во фрирайде.
  • Самый перспективный лыжный жених… был

В конце прошлого года Иван получил серьезную травму - при мерзкой, московской оттепели не сумел разогнаться на big air-e во время соревнований Nokia Winter Action, не долетел до перегиба т заработал продолжительный отдых - как раз в конце сезона… как настоящий PRO.

Сезон окончился. Что ты успел в течение сезона, - на каких соревнованиях выступил, какие выиграл?

На самом деле, соревнований было немного. В Самаре, на склонах «Красной Глинки» выступил на соревнованиях по квотерпайпу, биг эйр и new school, выиграл три или четыре этапа.

1

Ты не упомянул хафпайп. Он тебе не нравится или есть какая-то другая причина?

В этом году не участвовал. Организаторы соревнований под тем предлогом, что лыжники ломают хафпайп при приземлении (хотя это полный бред), не допустили нас к участию в пайпе, только бордеры соревновались. Хотя в пайпе мы в этом году покатались - спасибо Кирпичу, который его построил в Новопеределкино.

А в каких соревнованиях ты сам участвуешь?

В этом году было мало соревнований, но мой любимый вид - ски-кросс. Пока могу прыгать - лежит душа и к new school, но мне кажется, что в России у ски-кросса гораздо больший потенциал. Ведь в нашей стране традиционно интерес велик к Олимпийским видам спорта, а ски-кросс наверняка скоро станет Олимпийской дисциплиной (уже стал - прим. редактора). А new school - это больше шоу, а шоу у нас мало кого привлекает, хотя это очень зрелищно. И серьезные чемпионаты по new school вряд ли в принципе будут проводиться у нас в стране, пока нет даже более или менее нормальных соревнований.

Как ты считаешь, какая подготовка оптимальна для ски-кросса: в жестких видах горных лыж или опыт соревнований по фристайлу?

Необходимо и то и другое. Самые высокие шансы будут у того, кто тренировался и в одном и в другом виде, как я. С Петей Снисаревским ездили пару лет назад в Финляндию - там такие пролеты - ураган, метров по 25. А то, что у нас строят для соревнований - в четыре раза меньше. Ски-кросс на самом деле штука очень интересная, зрелищная. А если правильно соревнования организовать - массу народа можно привлечь. Сейчас там проводят, например такие соревнования: сначала ски-кросс, а потом по этой же трассе, но снизу вверх - на снегоходах, потом то же самое делают на мотоциклах с шипами - посмотреть на это народу собирается - о-го-го, и все платят денежки.

А какой длины трасса для соревнований по ски-кроссу нужна, чтобы провестти нормальные соревнования? Достаточно Подмосковных Сорочан или нужно длиннее?

В принципе, достаточно Сорочан. Практически, в Подмосковье это единственное место, где хоть как-то можно провести соревнования, хотя трасса будет короткая, и из-за этого накрученная, дерганая - нелогичная. Лучше, конечно, трасса длиной километр, а то и полтора.

2

По итогам этого сезона кто из Российских райдеров или любителей выступает на хорошем уровне?

Если взять все сразу - new school, биг эйр, квотерпайп и хафпайп, даже и не знаю. Очень перспективный парень - Березкин Андрей из Самары - «Алкаш». Он бывший роллер, очень здорово прыгает и в квотере и на биг эйре. Я по ски-кроссу лучший, могу и на биг эйре хорошо прыгнуть, и во фрирайде участвовать.

А если говорить о перспективе - чему имеет смысл уделять внимание организаторам, райдерам?

Я считаю, что в Росси нужно основной акцент делать на ски-кросс и хафпайп, потому что остальные виды - это шоу, а не реальные соревнования. Как только разрешили в могуле прыжки - так на любых соревнованиях такое мочат, только держись! И наши, кстати, в призерах Европейских соревнований постоянно, вся молодежь.

А как кореллируются new school и old school? И там и там ведь трамплин есть. Это как-то связано?

Акробатика - это классика, это красиво, но связи с биг эйром нет. Это совсем другой вид. А вот с могулом, после того, как разрешили прыжки сложные, связь самая прямая. И ребята молодые в могуле прыгают очень здорово. Они просто думают еще немного «по-старому», но это от тренеров идет, от системы подготовки: все нацелено на трассу могула, и они пока не понимают, зачем нужны биг эйр и new school. А мы, кто постарше, через это уже прошли и понимаем, что с точки зрения профессии, дальнейшей жизни, нужно смотреть дальше вперед. Ты в спорте чего-то добился - и пора головой думать, да и отдыхать тоже пора.

А джиббинг?

Он, как мне кажется, в виде соревнований не будет популярен. Конечно, джиббинг останется в виде шоу - кто-то запрыгнул, проехал, проскользил красиво по периле, спрыгнул. Но это может любой, никаких умений или навыков не нужно. Три дня постоял на лыжах - и вперед. И джиббинг никогда не соберет столько зрителей, сколько их соберет ски-кросс или хафпайп. А покататсья - мне и джиббинг тоже нравится.

3

Что основное с твоей точки зрения в new school?

Самое главное - стайл. Качество исполнения прыжка. Конечно, new school можно сделать настоящими соревнованиями, но мне кажется, что для этого спортсмен должен заказывать прыжок, чтобы судьи были готовы к оценке того, что им предстоит увидеть. А то сейчас как получается? Выпрыгиваешь, а судьи друг у друга спрашивают: «А что он сделал? Ну ладно, вроде нормально сделал, давай поставим…»

С твоей точки зрения, что сейчас в себя включает понятие «фрирайд»? Это только спуски вне трасс или и элементы new school?

На самом деле я считаю, что фрирайд сегодня должен включать в себя и те элементы, которые далеко не всякий лыжник, гоняющий вне трасс, может сделать. Но это мое мнение. А те люди, которые стояли у истоков Российского фрирайда, а сейчас в числе организаторов и судей соревнований - Макс Иванов, Коля Веселовский и Виталик Ильиных - они придерживаются другого мнения. Мне кажется, что классный райдер должен показывать на соревнованиях все, что он умеет. И если он может с рельефа прыгнуть misty или helicopter 360 - 720, то почему бы этого не сделать? И все должно адекватно оцениваться. Именно из-за того, что судьи не разделяют такую точку зрения, мы с Димой Кашпаром на соревнованиях в Красной Поляне не попали даже в финал. Мне Макс потом так и сказал: «но ведь это же фрирайд, а не new school.»

Другими словами, ты подходишь к фрирайду как бы со стороны new school, а это у нас не оценивается?

В прошедшем сезоне на соревнованиях были молодые ребята, которые действительно могут мочить всерьез, и они показывали очень высокий уровень. А призы получили те люди, которые отлично катаются, но кроме спуска не могут ничего показать. Во всех странах на соревнованиях именно по фрирайду люди делают потрясающие ньюскульные вещи, а у нас судьи хотят видеть только своеобразный «классический» фрирайд в том виде, в котором он был и пять и десять лет назад: спуск с максимальной скоростью, прямой прыжок с чистым приземлением… Но ведь молодежь хочет делать более сложные вещи, и делает. Я не о себе говорю - на соревнованиях было много молодых ребят, которые показывали очень хорошие прыжки и отличные спуски - на скалу fakie заезжали люди, например. А в финале оказывались люди, которые падали, и у которых лыжи при спуске отстегивались. Это ведь тормозит развитие фрирайда, обеспечивает отставание от того, что сейчас в Европе делается.

Где удалось побывать в прошлом сезоне?

По new school было мало соревнований, а после Красной Поляны я просто не стал участвовать в соревнованиях по фрирайду. В чем смысл участия, если судьи тебя ставят на два-три уровня ниже, чем ты на самом деле заслуживаешь? Обидно. Самара, Красная Поляна, в Волене на кубке Nokia выступил. Там я на соревнованиях по Big air связки на колене порвал. Прыгал fakie back flip 180, убрался. В летнем лагере на Эльбрусе был. Правда, после травмы в Волене я сейчас на Эльбрус ездил так - тренироваться, восстанавливаться.

У тебя есть какие-то любимые трюки?

720, fakie… Да все они для меня любимые. Вот сейчас хочу разучить несколько новых трюков - я их уже люблю. Потому, что их надо разучить сначала, сделать. А потом, когда выучил, сделал - еще больше люблю (смеется). Потому, что то, что я сейчас делаю - меня можно ночью разбудить, и я это сделаю. Но самый-самый любимый, для меня самый красивый - длинный-длинный медленный, затянутый 360, с максимально большим транзитом, чтобы все фотографы успели настроиться. В прошлом году в лагере в Домбае я пирамиду перелетел. Нас всего двое ее перелетели - я и Леша Колестнов, Зиковский брат.

4

Для чего нужен лагерь?

Лагерь - это очень важная вещь, именно в лагере можно всем друг на друга посмотреть, причем не в том состоянии, когда ты на соревнованиях, а на тренировке. Можно вместе потренироваться, попасть в объективы фотографов - это на первом месте стоит для всех, и для тех, кто уже стал райдером, и для тех, кто только хочет им стать. Можно друг на друга посмотреть, подсказать. Для молодых ребят - еще и тусовка, общение. Мы-то уже натусовались.

Как тебе понравился лагерь на Эльбрусе?

Не понравилась организация. Выходишь на склон - а подъемники все лежат, ни один не работает. Или вот еще: утром выходишь, три прыжка делаешь, а потом на склоне появляются шейперы и вылет засыпают солью. Они ведь должны только разглаживать склон, чтобы условия были абсолютно одинаковыми и на разгоне и на кикере. Скольжение меняется, но не везде, а на каком-то участке, трамплин начинает выплевывать неожиданно сильно. Из-за этого травмы были - Илья Колестнов ребра сломал, Алексей, его брат, кусок мяса с ноги срезал, ему десять швов наложили. Я тоже убрался так, что дышу очень трудно, может быть, тоже ребра поломал. Да и в плане отношений с организаторами как-то было некомфортно.

А где понравилось?

В Самаре. Всех всегда ждут, проблем никаких нет, встречают тебя так, как будто они только тебя одного и ждали. И такое отношение - абсолютно ко всем. Организация четкая была, комплекс там хороший, склоны. Люди относятся к комплексу как к машине своей, с любовью, с душой. Хорошее место. Респект. Да и мороз там был, хорошо.

В Подмосковье где-нибудь нравится кататься?

Нигде. Одно нормальное место - Переделкино. И хафпайп нормальный, и фигуры постоянно готовятся, можно приехать и в 2 часа дня, и в 10 часов вечера, всегда в хорошем состоянии. Даже если катаешься вместе с ребятами из спортшколы, у которых тренировка, трений не возникает. Если бы еще они смогли подъемники разделить - для спортсменов одни, для катающихся другие - вообще было бы отлично. В Узкое иногда езжу, но туда далеко, в Переделкино мне ближе.

Помимо лыж что любишь делать?

Чинить автомобили. Вообще техникой увлекаюсь - автомобили, мотоциклы. Я ведь еще и мастер спорта по мотоспорту. А ремонт автомобилей - это и хлеб и хобби.

Твои планы на будущее?

Надеюсь попасть в сборную России по ски-кроссу, которая, надеюсь, должна набираться в следующем году. Не знаю, когда будет создаваться сборная - в этом году или в следующем, но думаю, что вот-вот. А то по всей Европе уже гоняют, Кубки мира и Европы проводят, а у нас еще никто и не чешется. И вообще было бы хорошо, если бы наш министр спорта обращал побольше внимания на новые виды спорта.

Что ж, удачи тебе, и спасибо за интервью.

Полный текст интервью напечатан в журнале «Ski / Горные лыжи» № 5 / 2004 г.

Версия для печати

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024