На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Фрирайд с гидами / Отзывы

Фрирайд с гидами
Или за что мы платим Гидам

Запорожцев Дмитрий

1
Гоша
2
Юля Матвеева
3
Юля Матвеева

Три года назад я с другом, катаясь в Приэльбрусье, попробовал кататься вне трасс. Прошлый опыт горных походов подсказывал - не зная местности и не проработав маршрут не стоит соваться очень уж далеко. Мы и не совались. Все склоны, видимые с трасс и доступные в течении пяти минут пешком облазили и задумались. Задумались о катании там где трасс не видно и нет следов лыжников и бордеров.

Вариантов виделось несколько:

1) Проработка маршрутов еще в Москве. Комплект снаряжения (бипперы, веревки, обвязки...) и вперед.
Плюсы такого катания в полной самостоятельности, все делаем сами, ну и дешево (учитывая что вся снаряга, кроме биперов, есть)
Минусы - вероятность ошибок - ну не будет там снега, зимой снег не такой как летом и лавины образуются в других местах.

2) Кататься с местными.
Плюсы - знают где кататься .
Минусы - поправить технику нашего катания они вряд-ли смогут.

3) Катание с гидами.
Плюсы - знают где и как кататься. Помогут разобраться с ошибками.
Минусы - стоит денег.

Мы выбрали третье. Списались со Славой Руничем и в феврале были в Приэльбрусье. Надо сказать нам неповезло. За несколько дней до нашего приезда в Погремушке засыпало сноубордистов. Жаль ребят... Трассы на севере и юге Чегета были закрыты, но это непомешало катанию! Первый день был тяжелый.  - не столько физически, сколько морально. Казалось что на трассах мы катаемся неплохо... Ошибались. Расстройство страшное! Надо отдать должное Славе - к середине второго дня грубые ошибки он нам исправил и жизнь стала веселее! Даже в условиях закрытых трасс ( спас-работы дело серьезное и только полные отморозки станут мешать спасателям)  мы с гидом катались по вполне нетронутым полям. Где он их находил?! Лес. Отдельная история. Глубокий снег, резкие повороты, постоянные прыжки! Здорово! Откатались три оговоренных дня просто великолепно! Как будем кататься в следующем году теперь мы просто не сомневаемся!

Этой зимой мы поехали в январе - народу мало, горы те же. Снега на трассах было маловато, но север и дальние юга позволяли кататься. Два дня на аклимат и, как сказала моя знакомая - "пора сбивать спесь, завтра катаюсь с Руничем!". На этот раз нас было пятеро, в том числе одна девушка. Пробная поездка по дальним югам, на марену  - и вперед! Дни летели незаметно. Чегетские севера и конус, дальние юга, Куриная лапа, Эльбрус, Приют11, старт с бочек и левее, метеостанция и Терскольское ущелье...  На Эльбрусе чуть в лавину не попали - впечатлений!!! Даже в баре потом шепотом еще час разговаривали! Но все хорошее кончается и наше катание вне трасс с Гидами закончилось. Прекрасное катание. Сложно выделить какие-то лучшие моменты, но запомнился завершающий старт с Куриной Лапы Чегета. Ночью шел снег и наверху намело козырек метра 1,5-2. Вырубили окошечко - посмотреть то хочется - и Слава легко исчез внизу.  Метет. Гоша, второй гид - "Пошел".  Край наддува. Что внизу невидно. Прыжок и сразу поворот от возможной лавины. Лавина не пошла, сползла сопля (маленькая такая лавинка, остановившаяся на склоне). Вперед, к той маленькой черной точке на снегу что, при ближайшем рассотрении, окажется Славой. Захватывающий спуск. Снег меняется почти мгновенно. То пух, то тяжелый снег, наст, какие-то камни... Плавное торможение. "Ну вот! Приятно смотреть." Слава скуп на похвалы!

Катание с Гидами - это здорово! Много посмотриешь, многому научишься. Для тех, кто первый раз выходит на эту программу,  маленькие наблюдения: Заложите пару дней для аклимата - это полезно. Запасные кольца с собой, так же как и перчатки и очки, сильно облегчат жизнь. Рюкзак не только защищает спину - к нему пристегиваются лыжи - это очень удобно при подъемах. Если одышка мучает уже при подъеме на этаж - стоит позаниматься, побегать. Не стоит задерживать группу. За Гидами надо пускать человека, который лучше всех катается из группы. По Гидам не понятно на сколько там тяжело ехать. Им все равно где и как ехать. Выглядит это легко и непринужденно. Вот только вылетая с легого пуха на наст разложишься и не заметишь!

Наверное все. Если у кого есть вопросы - ради бога zdim@mail333.com - отвечу.

Вся заметка написана для тех, кто только собирается попробовать, что такое Фрирайд с Гидами. А ЭТО СУПЕР!

Впечатления начинающего райдера. Приэльбрусье 7-14 февраля 2004.

Райдер я – не настоящий. Хотя «на лыжах с гор» катаюсь лет с 8, с Чегета первый раз съехал лет в 14, а сейчас мне 36. Я много, где еще с этих пор побывал, но все это не было внетрассовым катанием. А оно, как известно, рано или поздно начинает будоражить воображение. Особенно меня всегда беспокоила целина. Кажущаяся легкость, с которой двигаются в снежной пудре матерые лыжники на экране телевизора, неоднократно заставляла меня совершать самостоятельные попытки им подражать. Но не тут то было.

Это привело меня в Школу Фрирайда, следы которой я обнаружил здесь на RASCе (привет WEBMASTERу). Обучение проходило с 7 по 14 февраля 2004 на Чегете. И это было действительно здорово.

Решение я принял в декабре, и с удивлением заметил в здешней конференции переписку на тему “связывался ли кто-нибудь с гидами”. Мне это удалось легко по электронной почте по ссылке из соответствующего раздела. Моим корреспондентом был Кирилл Анисимов, который ответил на все вопросы и подтвердил резервирование места в группе. Таким же образом я с ним договорился о прокате фрирайдовых лыж. Все, что мне оставалось, это по приезде позвонить по местному номеру Кирилла и договориться о встрече на следующее утро уже у подъемника.

Нашим гидом был Слава Рунич. А кроме него вся группа состояла из двух человек, включая меня. Этим определялся довольно высокий темп и интенсивность спусков. За пять дней мы обошли все, что есть более или менее внетрассового на Чегете, за исключением дальних северов, которые были лавиноопасны. Один день из недели выпал, т.к. из-за обильного ночного снегопада в среду все было закрыто. Погода вообще нас не баловала. Солнце было один день, все остальное время, то снег, то метель с низкой видимостью и сильным ветром.

Всем рекомендую Славу, как очень талантливого гида по фрирайду. У него можно многому научиться, особенно если не лениться задавать вопросы. Не буду вдаваться в традиционно бесконечные технические подробности. Скажу лишь, что в процессе катания я вдруг неожиданно обнаружил себя довольно непринужденно спускающимся по глубокой целине или по лесу. Это непередаваемое ощущение, что у тебя ПОЛУЧАЕТСЯ, многого стоит. Не обошлось, конечно, без падений и кувырков, поисков ушедшей под снег лыжи, но учеба есть учеба. Самое главное, я увез с собой новые навыки и новый опыт, вдохновляющие на новые приключения.

Думаю, в горных лыжах, как и в других видах активного отдыха, 30% удовольствия – это сам процесс, 30% - красивое и дорогое снаряжение, 30% - разговоры в течение года о том, как это было, с использованием специальной терминологии и 10% - сопутствующие товары. Школа Фрирайда обеспечивает все эти 100%. К слову о последних 10%, упомяну превосходный райдерский календарь c высококлассными фотографиями (привет Андрею Каменеву, которго я обнаружил среди авторов, и с которым мы знакомы по журналу “Вояж”, в котором я когда-то работал). И отдельного упоминания стоит роскошная майка с символикой Школы. Она заметно влияет на отношение к вам окружающих вечером в чегетском баре.

Закругляясь, хочу сказать, что Школа – затея во всех отношениях правильная и безусловно стоит тех небольших денег, которые за нее берут. Огромное спасибо Кириллу и Славе, которые вдохнули в Школу жизнь и умудряются до сих пор ее поддерживать. Насколько я понимаю, не без трудностей.

Удачи!

Денис Шлесберг.

P.S. Да, чтобы быть похожим на настоящего райдера, я должен изложить что-нибудь специальное. Расскажу о лыжах, которые я опробовал. Это были FISHER BIGSTIX 86. Длина 190, геометрия 120-86-100 с чем-то, ширину пятки запомнить не хватило понтов. Инструмент, конечно, мощный. По виду и поведению – эдакий “гелентваген”. Очень хорошо всплывают в целине, прорубают разбитый склон, и даже на застругах довольно стабильны. Сам я - 182/76. Для меня показались тяжеловаты на буграх и при лавировании в лесу. Присматриваюсь к таким же с талией 84 и длиной 185. Думаю, будут в самый раз.

Отчет о программе Фирирайд с гидами. Красная поляна, 8-16 декабря 2001 года.

Кратко о нас

Василий Доброхотов
Уровень катания: весьма уверенный в различных условиях, до ФГ уже катался вне трассы
Возраст: 24 года
Стаж: 16 лет (включая г/л спортшколу)
Места катания: Карпаты, Словакия, Урал, Чегет-Эльбрус, Домбай, Кировск, Андорра

Алена Молодцова
Уровень катания: в процессе становления, до ФГ опыта внетрассового катания не было
Возраст: 23 года
Стаж: 3 года
Места катания: Чегет-Эльбрус, Кировск, Андорра

Причины кататься с фрирайд-гидами:
Василий:
Во-первых это возможность повысить свое мастерство, поднять свой технический уровень при катании вне трассы, а во-вторых это возможность кататься в дейстивительно интересных местах по настоящему нетронутому снегу.
Алена:
Хотелось попробовать, что это такое - целина, и желательно без плохих последствий. В любом случае не зависимо от места катания хотелось заниматься с хорошим инструктором, а тут такая возможность.

Выбор места проведения школы

Во общем выбора особого не было. Единственное доступное место, где к началу декабря по слухам выпало много снега была четвертая очередь Красной поляны. Было конечно куча вопросов о том, что такое четвертая очередь, будет ли работать подъемник, есть ли там действительно снег и многое другое. Но альтернативы не было, чему мы в последствии были несказанно рады. Во общем Слава сказал, что все будет хорошо, помог с билетами, снарядил лавинной лопаткой и лавинным щупом и отправил нас в Адлер.

Итак, 8 декабря Красная поляна встретила нас моросящим дождичком, было темно и никакого снега видно не было. В практически безлюдном баре Мюнхаузен мы встретились с Кириллом и еще одним членом нашей группы. Со следующего дня началось наше знакомство с четвертой очередью и до той поры неизвестным нам процессом "фрирайд с гидами".

Четвертая очередь

Поляна

Вначале снега было много, потом стало удивительно много, потом казалось немеренно, но информация на сайте www.kraspol.ru гласила: наверху 4 очереди - 2,5 м., внизу 4 очереди - 1 м. Состояние снега наверху очереди - паудер или почти паудер, посередине ближе к низу - снег постепенно тяжелел, внизу был очень мокрый и тяжелый.

Первые дни - стоял классическая декабрьская погода - снизу и до середины третьей очереди - моросящий дождь, выше постепенно крупинки льда и на самом верху мягкий пушистый снег, большими хлопьями. В конце, в день отъезда, как водится, светило яркое солнце.

Во общем условия для фрирайда очень даже хорошие, найти такую целину просто там с подъемника, без всякого вертолетного катания, наверное, было бы довольно непросто.

Поляна

Подъемник на четвертой очереди идет по хребту. Немного не доезжая верха есть подсадочная площадка, которая позволяет слезть не заезжая на сам хребет. После посадочной площадки создается впечатление, что подъемник уходит практически вертикально вверх. Спускаться можно либо по обоим сторонам хребта, т.е. слева или справа от креселки, либо по самому хребту прямо под опорами, от туда в определенные моменты можно уходить в лес. С самого верха спуск по нескольким довольно крутым кулуарам (чем то напоминает начало спуск с Мира на Эльбрусе), только вместо ледяных бугров у нас был сплошной целяк. Затем склон идет уже поровнее и напоминает лестницу - т.е. относительно короткие крутые участки сменяются более пологими и так до низа. По длине, если не соврать - примерно 2/3 Чегета.

По третьей очереди практически не катались, хотя конечно не отказывали себе в возможности словить кайф пройдясь с утра по ратрачном следу до второй очереди (за это приходилось расплачиваться царапинами на скользячке - камней попадалось много).

Подъемник: двух-местный, типа Doppelmayr, с подножкой для лыж, с прияным покрытием кресел. Подъемник находился в опытной эксплуатации, поэтому работал не всегда (не знаю как сейчас). Плюс были у них там какие-то проблемы с электричеством, да и предыдущие три очереди работали с гораздо меньшей пропускной способностью, но так как народа в то время было очень мало - это практически не чувствовалось.

Процесс.

Если сухо описать процесс катания с Кириллом и Славой, то происходил он примерно следующим образом: Они выбирают маршрут, мы по одному спускались на определенный отрезок, Кирилл и Слава смотрят на каждого либо сверху, либо снизу, потом идет краткий разбор полетов (типа "не увади руку", "чаще поварачивай" и др.). Смотрели на ошибки друг друга, пытались избавляться от своих. Постепенно отрезки, которые проходились без остановок, становились все длиннее, уверенности больше, и что не маловажно падений меньше.

Отдельная тема для рассказа как спускаются сами ребята: это было красиво, технично и очень быстро, хотя потом у нас была возможность убедиться, что это еще вовсе не скорость для нашего гида. Уже в заключительный 7-ой день катания, решили не собираться школой, а покататься в свое удовольствие - посмотрели на Кирилла - он просто летал.. Так что, школы никогда не бывает много и нет придела совершенству.. Ну конечно, мы пытались повторять за ним, "обезьянничать", что порой приносило неплохие результаты. Помимо этого, запоминали тактику спуска, пытались понять какую в зависимости от рельефа и снега нужно выбирать технику и скорость.

Однако, совершенствование техники было далеко не самым главным в нашем катании. Главное, конечно, это удовольствие получаемое от катания, а говоря более простым языком - безумный кайф. Когда удавалось хорошо (без серьезных ошибок) спуститься по великолепному легкому снегу - было полное ощущение полета, при этом контролируемого полета.

В один из дней катания, когда подъемник к середине дня отказался работать, у нас была лекция по лавинной безопасности, а затем и практические занятия с лавинными датчиками (которые кстати были выданы каждому участнику программы и постоянно висели у нас на животе во время катания). Очень полезно, захотелось в будущем посвятить этому по-больше времени.

Безопасность.

На мой взгляд, само по себе внетрассовое катание предполагает наличие фактора риска. Но риск этот может быть больший или меньший и это во многом зависит от твоей подготовки, снаряжения и опыта. И если с первыми двумя факторами более менее понятно (везение сейчас обсуждать не будем), то с последним все довольно неодназначно. Возможность кататься с опытным райдером - это действительно серьезное преимущество программы ФГ перед самостоятельным катанием. Когда есть опытный человек, который может адекватно оценить состояние склона, погодные условия и другие факторы, а потом соотнести это с твоими навыками катания и принять правильное решение - это ОЧЕНЬ важно для твоей безопасности. Не говоря уже о том, что в случае, если все же случается экстренная ситуация гид знает как действовать.

Подводя итоги этой недели большого горнолыжного счастья мы сделали для себя следующие выводы относительно результатов программы ФГ:

  1. Техника улучшилась, но есть еще куда расти
  2. Мы спускались по склонам, по которым самостоятельно на вряд ли бы рискнули кататься
  3. Безопасность (точнее определенная степень безопасности) - существенный плюс катания с гидами
  4. Катание с гидами не стоит рассматривать как разовый курс повышения квалификации. Все таки, ФГ предполагает и просто процесс катания вне трассы под чутким "присмотром" опытного гида.

В заключении хочется скатать ОГРОМНОЕ СПАСИБО, Славе и Кириллу, за то, что она организовали эту программу и дают всем желающий возможность получить настоящее удовольствие от внетрасссового катания.


Василевский Дмитрий:
Два года назад после покупки своих первых лыж и первой поездки в горы радости моей не было предела. Но в следующую поездку радости поубавилось. Выяснилось, что кроме накатанных трасс в солнечную погоду бывают снегопады, целина, снежные корки, бугры и т.д. Конечно это кроме страданий и разочарования в своих способностях (которых как выяснилось, было не густо) не приносило, не капли удовольствия. Наконец в один из таких "чудесных дней" прокляв не поворачивающие лыжи, снег которым после постоянного кувыркания я был набит как снежная баба и видимость, в которой не было видно ни чего (молоко) и не кого (обычно в такую погоду все нормальные лыжники пьют глинтвейн и кое-что покрепче) кроме спин удаляющейся группы лыжников пришло понимание того, что надо учиться, учиться и учиться.
В этот же день в холле "Чегета" я отыскал тех, кто катается всегда. На следующий день я уже погибал на склоне в составе "школы фрирайда", которая к тому моменту уже отработала часть своей программы. Худшим из группы и продолжающим проклинать всё на свете был я. Затем были ещё две "школы" и осмысление пройденного и катание в Москве и что не маловажно физ. подготовка (со слабыми ногами далеко не уедешь). Страх от крутых горок прошёл. Целина, скорость контроль над лыжами заставляют душу петь. Бугры, корки, наст до сих пор не до конца освоены, но не всё сразу. Главное не остаться на уровне ковыряния склона, увидеть огромные снежные просторы лежащие за пределами трассы. Если есть желание научиться, то учители есть. Испытано на собственной шкуре. Одно только зрелище того, что можно делать на лыжах многого стоит, а эти ребята умеют многое. С кем катались в школе и с кем еще будем большой привет.


zelakbnk@comcor.ru
21.01.2001 вернулись с Чегета. Ну что сказать , это была неделя счастья. 13 вышли на гору. Такого Чегета я не видел никогда !!! Груды камней по центру , проплешины травы по всему склону. Как там катались до нас мне было не понятно. Снег валил , но было холодно (-15) и дул сильный ветер. Видимость плохая, но нас радовало то, что снег не прекращается . Пошли на Севера , снегу было уже достаточно , но камешки давали о себе знать подлыми ударами по скользячке и кантам. Мысленно попрощавшись с лыжами , начали осваивать целину. Народу на склонах было очень мало, или может мы их не видели из-за снега :-) Катались по Северу до Ая к поляне спустились вниз по Югам от Ая. Снег валил всю ночь и следующие сутки. Катались по северу до Ая . Целина это что-то !!! Накувыркались мы достаточно , но когда получалось это была просто песня ! Вниз ушли по дальнему югу . Продвижение сопровождалось объяснениями по лавинам и строгими предупреждениями Славы , не заезжать левее или правее (в зависимости от места) его следа . Съехавшая метровая доска добавила адреналина .

Следующее утро встретило нас 15 градусным морозом и небом без единого облачка. Катались на севере до Ая и по югу до низу , снега достаточно , тем более что основная масса народа сосредоточилась по центру 2 Чегета , и север практически раскатывала наша команда. Появилась корка. Но участки целины в лесу на Юге мы находили вплоть до последнего дня катания. Вечером Кирилл и Слава организовали лекцию по лавинам с показом фильма. Впечатлились. Потом были Доллар и Северный цирк , целина , бугры в общем все что доктор прописал пациентам Клиники.

Я считаю что Школа удалась, инструктора (Слава Рунич и Кирилл Анисимов) отработали просто на 200 %., спасибо им огромное. Группа получилась довольно однородная никто никого не задерживал . Славе и Кириллу удавалось отслеживать каждого и давать рекомендации после прохождения очередного участка. Демонстрация техники и приемов катания это отдельная песня , этим можно просто любоваться. Мы покатались на всех видах рельефа и снега, как мне кажется не безрезультатно.


achichagov1@mmm.com
С 15 по 24 декабря прошел первый выезд школы в Приэльбрусье. Когда мы туда ехали была информация, что снега нет. Как вы понимаете, "нет" каждый воспринимает по своему. Середина декабря, на Чегете нет снега... короче мы подумали - ну, значит его мало... Ага! Мало! Там его летом больше бывает... Снега НЕ БЫЛО!!! Вааще.

Настроение, конечно, на минус, и у нас и у Славы Рунича. В тот же вечер было решено устроить колдование и вызов снега... Печень справилась, а на следующий день пошел снег. На радостях рванули на Эльбрус и прокатились по свежайшей целине от бочек до Мира. Настроение стало подниматься. А снег все шел... На следующий день мы уже катались от верха Чегета до Ая (все больше северами). Камни, конечно, были, но и лыжи были прокатные. Еще через день снега на верху уже было до метра и мы с поросячьим визгом носились по нему, а чуть ниже по камням (ну почти по камням) и съехали до низу. Посмотрев на нас отморозков администратор Чегета повеселела и на многочисленные звонки о снеге стала говорить: "Катаются, до низу съезжают....".

А если отбросить эмоции, то хочется сказать огромное спасибо Кириллу Анисимову и Славе Руничу. Несмотря на малость снега и всяческие попытки местных бизнесменов ободрать нас дополнительно, все обещания были соблюдены: мы классно покатались, уложились в бюджет и получили максимум удовольствия на имеющемся минимуме снега. Еще хочу сказать, что катание с Кириллом и Славой само по себе удовольствие - они классные катальщики, действительно классные и абсолютно универсальные. Короче я опять пойду записываться в школу (но понятие "снега нет" буду воспринимать более буквально ;-)). Спасибо ребятам!

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024