На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Как кататься по буграм?

Александр Каниовский

Весь прошлый сезон я работал над тем чтобы улучшить свою технику катания по буграм. В этом немало помогли мне советы Эдгара Гросперона которые я обнаружил на сайте Salomon. Первоначально я просто хотел поместить здесь эти уроки, однако, к сожалению обнаружил, что данный материал больше недоступен :( Так что привожу ниже несколько своих советов, основанных на личном опыте.

План занятий

Не начинайте обучаться катанию по буграм при плохих погодных условиях, избегайте обледенелых или слишком жестких бугров. ( вспомнил родной Чегет и понял, что к сожалению не всегда это возможно :). Обратите внимание на форму и взаимное расположение бугров. Лучше всего если вам удастся найти красную в европейской классификации или синюю (USA) трассу, со свеже-нарытыми буграми через несколько дней после снегопада. В идеале бугры должны быть не очень большие и более или менее регулярные. Фома бугра должна быть симметричной ( нижний склон не должен быть спилен до вертикального состояния людьми предпочитающими кататься траверсами по буграм). И вообще вы же не учитесь плавать в шторм? Так и с катанием по буграм, не стоит экспериментировать на склоне, где вы не можете сделать 3-4 поворота, не прибегая к траверсу.

Единственно правильная траектория на бугристом склоне -- это спуск ВНИЗ с поворотами на каждом бугре. С моей точки зрения первое, чему надо научиться -- это выполнение нескольких последовательных поворотов между буграми с максимальным контролем скорости. Попробуйте сделать всего пару поворотов и остановиться в конце серии. После того, как это у вас получится, попробуйте увеличить число поворотов. Ни в коем случае не пропускайте бугры, вы должны поворачивать на каждом из них.

Единственно правильная траекторияЧтобы лучше представить себе как контролировать скорость в процессе спуска рассмотрим картинку:
Ваша цель выполнить поворот вокруг бугра все время оставаясь в канаве образуемой соседними буграми. Даже избегая спуска по вершинам бугров вы почувствуете, как каждый следующий бугор пытается выбросить вас вверх. Вам необходимо очень активно погасить этот удар. Колени при этом должны двигаться практически вам в лицо. Эта фаза отмечена на рисунке, как фаза поглощения (absorption). Уже в процессе столкновения с бугром и гашения удара от него есть возможность для контроля скорости, однако в большинстве случаев этого недостаточно ( если вы конечно не Эдгар Гросперон) поэтому во второй половине дуги скорость нужно погасить и, если вы начинающий могулист, погасить практически до нуля. Если поглощение выполнено успешно, после пересечения линии склона ваши лыжи все еще находятся в контакте с нижним склоном бугра и вы можете, начав боковое соскальзывание, погасить скорость перед встречей со следующим бугром. (фаза Slow Down). Просто ослабьте закантовку и сбросьте пятки лыж вниз. Если же поглотить удар от бугра не удалось, вы уже скорее всего находитесь в свободном полете, полностью потеряв контакт со снегом, скорее останавливайтесь и начните все сначала, пока в вашем повороте не будут присутствовать обе перекрывающиеся фазы: поглощения и торможения.

После того как число поворотов в серии станет достаточно большим, 10 или более, попробуйте увеличить скорость в середине серии, скажем в поворотах 5-7. Очень важно делать это постепенно и обязательно замедлять движение к концу серии.

Чтобы ускорить движение, просто увеличьте закантовку, чтобы уменьшить соскальзывание. Еще более эффективным является скольжение ближе к верхушкам бугров, что уменьшает кривизну вашей траектории. Однако будьте осторожны в этом случае вам необходимо радикально усилить амплитуду движений в фазе поглощения.

Теперь попробуйте ускоряться и замедляться несколько раз за серию, попробуйте перейти на черные трассы, но обязательно следите за тем чтобы иметь возможность контролировать скорость в процессе спуска.

Несколько замечаний о технике спуска

Техника катания по буграм отлична от нормальной техники. Ноги надо стремиться держать сомкнутыми, ОДНАКО не терять при этом акцент на внешнюю лыжу. Постоянно следите за тем, чтобы больший вес приходился именно на внешнюю лыжу.

Стремитесь постоянно сохранять переднюю стойку. Вы должны непрерывно чувствовать давление на переднюю стенку ваших ботинок. Чем выше скорость тем сильнее должен быть наклон вперед.

Одним из основных слагаемых техники катания по буграм является работа рук. Все время держите их впереди. В начале поворота укол палкой наносится у носка лыжи. Движения должны быть короткими и экономными.


(C) Copyright SHU 1998.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024