Как ставить ребенка на лыжи? Опыт Жоры Дубенецкого
george@skis.ru
Некоторый опыт
постановки неспортивного ребенка (прекрасно чуствует себя в воде на любой глубине, с удовольствием
ныряет, но подвижные игры и спорт - не ее стихия) на горные лыжи. Основная цель - чтобы ей
понравилось, и семья могла выезжать в горы в полном составе.
В этом году взяли в горы дочь 8 лет. К этому моменту начали готовиться заранее - с сентября она
занималась в секции от "Канта". В течении нескольких лет пробовали вывозить ее в подмосковье
и на склоны в Москве, но без подъемника сильно уставала она, а с подъемником - я. Занятия до снега
велись на роликовых коньках, сначала на горизонтальной а потом и на наклонной плоскостях
(использовались дорожка в Битцевском комплексе, Поклонная гора и дорожка в "Канте"). Основное -
сначала проезд по прямой сквозь воротики, с приседаниями "ручки вперед" и выпрямлениями "ручки в
стороны" между ворот, затем и змейка - то есть те-же самые движения, но между воротиками
добавляется поворот. Без всякого объяснения, как делать движения. Самое сложное - та-же трасса, но
между воротиками лежали прутики, через которые надо было перепрыгнуть. Все движения не объяснялись,
просто говорилось: "здесь присядь, а здесь подпрыгни". Постепенно число ворот было доведено
до 5. Когда выпал снег, занятия были продолжены на склоне. Сначала спуски по-прямой, с приседаниями
и выпрямлениями, через воротики, начиная с одних ворот. Добавлены спуски по буграм разного размера.
Затем, когда детеныши освоились и сами по себе научились поворачивать, держа лыжи параллельно,
число ворот увеличивалось, 2, 3, 4. Между воротами иногда клались прутики для перепрыгивания,
ворота ставились на буграх (больших и плавных). Основное - никакого насилия, если детеныш говорил,
что ему страшно - для него старт опускался к нижним воротам и трасса сокращалась. Необходимо
отметить, что длина трассы рассчитывалась все время так, что человечек мог спуститься по прямой,
остановиться и при этом не упасть. Кроме того, все время идет похвала каждому ребенку, хотя-бы в
такой форме: "слушай, а у тебя в прошлый раз так хорошо все получалось, а сегодня ты что-то не
так хорошо сделал, давай еще разок постараемся" (это если он вообще ничего не сделал и снес все
ворота). Занятия ведутся очень мягко, без насилия даже в тех случаях, когда ребенок (например, моя
дочь) откровенно сачкует и отвлекается. Все время изменяются условия, после каждых 2 - 3 спусков
меняются задания, чтобы дети не заскучали. Судя по тому, что я видел на импортных курортах, там все
делается точно так-же, только ворота поярче, объезжать надо каких-нибудь снежных фигур, и склон еще
положе. А для совсем маленьких - плуг и только плуг. Все это всю зиму без палок.
Уже в Андорре, на больших (пологих!!!) склонах, я сознательно поставил ее в плуг, поскольку
человечек еще не способен оценивать склоны, но уже в состоянии ехать долго, а в последние дни и
достаточно быстро. Как и для любого начинающего, для нее оказалось очень важным, чтобы она ехала по
знакомому склону - уже на 4-ый день она начала уезжать вперед и дожидаться меня или маму перед
сложными участками, которые мы в зависимости от обстановки, настроения или... ну скажем,
направления ветра, например, проходили способом или "ребенок между ног у папы" или ребенок
сзади в плуге упирается в папу головой и держится за комбинезон, или ребенок рядом и держится за
папины палки, расположенные горизонтально, обоими руками. При этом первые дни мы катались след в
след, когда я, тоже в плуге, спускалсяи выбирал для нее путь, а она ехала сразу за мной. Примерно
на третий день потихоньку началось самостоятельное (не по следам) катание по знакомым склонам, при
этом скорость все время увеличивалась. В это же время она попросила купить палки, что и было
сделано. Необходимо отметить, что человека хватало часа на полтора, после этого она отправлялась
есть мороженое, читать книжку, или играть (рисовать) в ресторане, а мы с женой, периодически
возвращаясь к ней, успевали раза 3 съехать без нее. После этого - еще один-два больших (в несколько
километров) спуска, и очередной длительный перерыв, плавно переходивший в отъезд в отель. В
человеке поддерживалась уверенность, что все делается именно так, как ей хочется: хочешь - читай,
хочешь - играй, хочешь - поехали еще прокатимся, там где ты хочешь. Но основная цель была
достигнута - почти без слез (конечно, падали, плакали, и после этого отправлялись за мороженым или
конфетой) человечку очень понравилось, утром перед горой не возникало никаких психологических
моментов типа "а можно я сегодня лучше поиграю", а после возвращения в Москву неоднократно
задавался вопрос о следующей поездке.
В настоящий момент - уверенные спуски с параллельным положением лыж между поворотами плугом на
пологих склонах, на чуть более крутых склонах - самостоятельные медленные повороты без просьбы
спуститься вместе. На тренировках - лыжи параллельны (но только на тренировках!). Продолжительность
тренировок - 1,5 часа, больше она не выдерживает, даже если работает подъемник.
Некоторые размышления:
- Если Вы сами ставите ребенка на лыжи, приготовьтесь к тому, что Вы почти не катаетесь.
- Иногда лучше, если учить Вашего ребенка будете не Вы, а кто-то другой. Это чисто психологически
важно для ребенка, кроме того, он Вам всегда сможет пожаловаться, просто поплакаться, а Вы сможете
его утешить, что-то объяснить, подсказать, порадоваться и т.д.
- Одобрение, похвала, мороженое, отдых, - и отличное настроение Вашей семье обеспечено.
- В некоторых случаях - дозированное преодоление страхов, подбадривание, но не принуждение и не
жесткое поведение типа "а я сказал, езжай и не бойся".
- Все выше сказанное относится во-первых, к ребенку неспортивному, а во вторых - целью являются
совместные выезды в горы и получение удовольстия от катания, а не спортивные результаты и
"постановка техники".
|