На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Некоторые мысли об эволюции SVF.
По следам 7-го феста и конфы...

Александр Демянюк aka AlexDem

Фото: Александр Заколдаев (ZAV), Виталий Степанов

Имхо AlexDem'a и повод для дискуссии.

1

Давным-давно, но в незапамятные времена, а именно 6 лет назад, людям, снимающим свои покатушки, захотелось обменяться опытом и показать свои творения чуть более широкому кругу зрителей, нежели привычному составу из домочадцев и друзей. Так получился первый SVF. Собрались авторы и сочувствующие лица общим количеством около 40 человек, принесли с собой пива и орешки, кто-то принес видак, кто-то - телевизор. Посмотрели, пообщались, проголосовали, раздали победителям распечатанные на офисном струйнике дипломы.

Время шло, фестиваль рос и изменялся, появлялись новые и исчезали старые номинации, менялись организаторы, судьи и авторы. Стало также очевидным, что с проведения первого феста само мероприятие изменилось качественно. Попробую проанализировать, что же все-таки произошло с этим детищем RASCa.

  1. Кардинально поменялся состав зрителей. Если раньше это были авторы и примкнувшие к ним лица, то на последнем фесте подавляющее большинство зрителей не имело никакого отношения к авторам фильмов. Почему это важно? Потому, что поменялся жанр события. Фест стал из тусовки зрелищем. Любой жанр диктует свои законы и подходы участников. Для успеха зрелища необходимо, чтобы:
    а) Оно было интересным и динамичным
    б) Тема зрелища должна быть близка большинству участников
    в) Зрелище должно производить впечатления соучастия всех зрителей в процессе
    г) Зрелище должно быть разнообразным
    Эти законы давно известно и используются любыми аниматорами.
    Проведение такого мероприятия, понятно, требует немалых усилий по его организации. Это лишь NB, ремарка,- раскрою ее позже.
  2. Призы прибрели вполне ощутимый характер и стали обладать немалой денежной стоимостью. Это привело к тому, что:
    а) Авторы стали стремиться победить в номинации, тогда как раньше им было вполне достаточно зрительского признания, респектов от зрителей и других авторов.
    б) Возникла проблема объективного судейства (т.е. КАК судить?). Система судейства менялась несколько раз и все равно не является идеальной и нуждается в доработке.
    в) Возникла проблема непредвзятости судей (А судьи КТО?).  По моему мнению, эта проблема была решена на последнем фесте введение выборности судей и запретом участия в жюри авторов и/или создателей фильмов. Возникающие вопросы по технологии выборов носят именно технологический характер, я же говорю о выборности, как о принципе, придающем легитимный характер любому судейскому решению.
  3. Зрителей стало МНОГО. И это привело к одному качественному изменению. На фест стали представляться фильмы, не ставящие целью победить, а ставящие целью показать себя максимальной аудитории, то есть, проще говоря, фест стал рассматриваться как рекламная площадка с очень хорошей отдачей за счет целевой аудитории. Такие фильмы на прошлом фесте были выделены в отдельную категорию и показывались после основной фестивальной программы. Уже сейчас понятно, что такой выход - не самый лучший и организаторам еще предстоит формализовать как критерии отбора фильмов на фестиваль, так и судьбу фильмов, причисленных к категории рекламных (или "не совсем любительских", как их стыдливо назвали организаторы на прошлом фесте).
2

Вот пожалуй и все качественные   изменения, происшедшие за 6 лет существования SVF.

Анализируя замечания по прошедшему фесту и пожелания к его организаторам, высказываемые в конфе "Фото и видео", видно, что их можно разделить на 3 группы:

  1. Фильмов много. Смотреть тяжело. Надо фильтровать.
  2. Хочу купить DVD/футболку/кепку
  3. Было плохо видно/слышно, было душно/накурено.

Первая группа замечаний решается, на мой взгляд, просто. Надо провести несколько последовательных голосований и определиться с регламентом показа фильмов так, как этого хочет большинство зрителей.

Вторая группа пожеланий также будет решена со временем.

А вот на конструктивной и не очень критике организации феста, я хотел бы остановиться поподробнее. В те самые приснопамятные времена первых фестов, замечания такого рода были немыслимы. В самом деле, разве можно представить, что кто-то бы сказал, к примеру, Диме Зефирову, что его телевизор плохо показывает? "Принеси свой!" - абсолютно адекватный ответ. Сейчас же вовсю обсуждается акустика, работавшая на фесте и качество работы звукооператора.

Хочется ответить: "Ребята, качество должно быть адекватно цене". Если аудитории интересно качество, то давайте сделаем билеты на фест платными. У организаторов появится возможность заплатить профессиональному звукооператору, сделать нормальный звук и свет. А до тех пор, пока этого нет, организаторы будут довольствоваться тем, что у них есть или удалось взять по знакомству. И кроме громадного респекта, ничего им не скажешь.

Потому что делали они это все бесплатно, забив на основную работу и семьи.

У меня нет сомнений, что фест будет со временем коммерциализироваться.  И билеты будут платными, и будут торговаться маечки/плакаты/DVD. Это абсолютно нормально и логично. Но до той поры пенять на организационные промахи абсолютно бессмысленно.

3

Я категорически не согласен с тем, что показ на фесте только лучших фильмов, приведет к снижению популярности феста. Наоборот, это будет на пользу самому мероприятию в силу изменения его жанра (см. выше).

Также, не думаю, что отбор приведет к тому, что авторы перестанут представлять свои фильмы на фест. Перестанут представлять только откровенное семейное и кино и фильмы, снятые в ужасном качестве. По мне, так их можно и не смотреть.

Реальной мне также представляется перспектива массовых отказов выдвинутых кандитатов в жюри от участия в судействе. Мотив? На самом деле это отнимает очень много времени, не принося ничего взамен, кроме обид авторов, чье творчество, по их мнению, не получило достойной оценки. На последнем фестивале на судейском диске было 4 часа видео. Многие фильмы надо было смотреть по 2-3-4 раза, для того, чтобы принять окончательное решение. Судьи 2 недели только и занимались вечерами тем, что смотрели фестивальные фильмы. Я, будучи одним из судей, на фесте уже не мог их смотреть. Да и это было не нужно, ибо я и так знал по звуку, что происходит на экране.

Да, еще ремарка для авторов и сомневающихся. На мой взгляд, судейство последнего феста было самым честным и объективным из всех (я не говорю о справедливости - это категория слишком субъективна). Просто это был первый фест, на котором голосование было реально одновременным и тайным, и никто из судей не видел оценки других.

Вот, пожалуй и все мысли, которые мне пришли в голову по поводу SVF-7. Обсудим?:-)

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024