На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Что такое карвинг и с чем его едят

Жора Дубенецкий

Карвинг

Прочел я фразу насчет того, что "карвы не дают сбрасывать пятки в повороте", и вспомнил, как несколько лет назад довелось мне попробовать Blizzard V20 Termo, (были такие очень строгие слаломные лыжи), подготовленные к старту. Так вот они как раз вообще практически не проскальзывали, даже если постараться. И вообще от них у меня осталось впечатление следующее: или ты изо всех сил и способностей "работаешь" по полной программе, или пшел вон, щенок... Никакого "раскованного легкого катания" быть не может.

Теперь о карвах. Здесь уже писалось, что подобное заявление несправедливо. Это и так и нет. Все зависит от того, что подразумевать под сбросом пяток. Если на нормальной скорости и разгрузив лыжи, практически плоско их мягко сдвинуть - почти запросто. Если без разгрузки и закантованные, а на лыжах еще есть острые канты - то они не хочут, извините. (Впрочем, как и практически любые остро заточенные лыжи, см. примечание выше).


На мой взгляд, основные отличия карвов (достаточно мягких, для свободного катания) следующие:

  1. Немного затруднен сброс пяток. Это для не очень хорошо катающихся, хороший катальщик после пары спусков просто чуть перестроит свою технику и дальше замечать этого практически не будет.
  2. Гораздо легче начало поворота.
  3. Лыжи прощают загрузку обоих лыж равномерно или загрузку одной внутренней лыжи, при этом не срываются и продолжают идти по дуге.
  4. Гораздо проще вести резаную дугу, чем на "классике".
  5. Для катания требуется меньше усилий, менее акцентированная разгрузка-загрузка.
  6. Основной момент при катании - перекантовка лыж, а не разгрузка-загрузка.
  7. Лыжи позволяют идти даже короткими резаными поворотами, зачастую там, где на классике необходимо было применять годиль-торможение (другое название опора-закантовка).
  8. Универсальные карвы - (немного более широкие, чем классические лыжи) - имеют большую ширину носка, что позволяет легче идти по неровному, ломаному и тяжелому снегу, а также быстрее "всплывать" в целине, не переходя для этого в заднюю стойку.
  9. На траверсе карвы стремятся забраться на склон больше, чем классические лыжи.
  10. Необходимо более старательно контролировать лыжи на прямых спусках, так как они стараются повернуть сильнее, чем классика.
  11. Необходимо скорректировать технику везде, но особенно на буграх! Если Вы до сих пор в основном поворачивали на переднем скате бугра, то теперь скорее имеет смысл попробовать, а не будет-ли Вам легче или поворачивать на его макушке, или на заднем скате.

НО! ВСЕ СКАЗАННОЕ ВЫШЕ ОТНОСИТСЯ К НЕБОЛЬШИМ СКОРОСТЯМ И НЕАКТИВНОМУ КАТАНИЮ ! Кроме того, это относится к "умеренным" карвам с радиусом выреза 24 - 28 метров, а отнюдь не к "радикальным", с радиусом 9 - 12 метров и длиной 1м 40см.

Как только вы начинаете на карвах как следует работать, идти на высокой скорости - практически обо всем сказанном (пожалуй, за исключением бугров и прямых спусков) можно смело забыть. Разница очень невелика. То есть лыжи современной геометрии позволяют Вам даже на небольшой скорости делать то, что раньше было возможно на хороших лыжах и на высоких скоростях, обладая достаточно хорошей техникой.

Но не следует думать, что карвы едут сами, и как только Вы встанете на них, так сразу и поедете, как чемпион мира. Они облегчают катание умелому лыжнику, помогут старательному но не очень умелому, но отнюдь не будут ехать за Вас, если вы сами не умеете кататься. Учиться на них тоже надо.

Валерий Милеев

Еше весной я затеял в конференции разговор о карвах и с удовольствием получил множество ответов. Поэтому считаю своим приятным долгом поделиться своими некоторыми первыми впечатлениями на эту тему.

На прошлые выходные я попробовал в Крылатском свои новые лыжи Blizzard E'raser (R=23 m, геометрия 96-62-86, длина 185 см при моем росте 170 и весе немного за 70 - впору были бы по теории -180 ( а по рекомендации фирмы - 175), но такой ростовки не бывает - идут через 10 см. Обычные лыжи у меня сейчас 190, слаломные были и 195 и 200). Эти лыжи позиционируются в каталоге фирмы ( см. http://www.blizzard-ski.com/ ) как топовые в карвингах и предназначены для высоких скоростей(?). Конструкция - Triaxial Cap c продольными усилителями-стабилизаторами, скользящая поверхность : на носке - UHPE, ниже -графит.

Лыжи довольно жесткие - примерно как HEAD 26, 24,
ATOMIC BetaCarve 9.26 - пожестче, 
DYNASTAR 4x4 - значительно мягче. 

Некоторые особенности: необычный дизайн модели прошлого сезона (матовая поверхность цвета Indigo ( как рабочие станции "Силикон Графикс") c громадной надписью CARVER и с микроскопическим по размеру названием фирмы), модель этого сезона выглядит более тривиально. Лыжи тонкие, но это не страшно, если грамотно ставить крепления, а вот канты тонкие -как будто их уже долго точили со стороны скользячки, что , по-видимому, в наших условиях не очень хорошо. Лыжи прошлого сезона продавались (ются?) в магазине на Сайкина и в "красных домах"около м. Университет за ~ $200 ( цена лыж этого сезона в Италии $319).

К этому прилагаются карвинговые крепления Tyrolia Cyber 7 Система FREE FLEX, если правильно установить крепление, действительно работает эффективно (пятка уходит назад на 4-5 мм при изгибе лыжи в повороте или канаве), и поэтому на карвы, по-моему, необходимо ставить только карвинговые крепления. Кстати, жесткость и характер прогиба лыжи после установки креплений меняется сильно, в том числе из-за большого количества точек крепежа (8) с большим разносом их по длине.

Ботинки Technica Innovation -8 также карвинговые, т.е. немного ниже обычных, и с усилениями на боках (раньше бы нам их) для лучшего кантования, были выбраны примерно из десятка моделей, в том числе из-за наличия большого числа регулировок -

  1. кантинг (это понятно - не все мы фотомодели),
  2. наклон (на обычных лыжах было - вперед до предела, однако для карвинга, по-моему, лучше немного ботинок выпрямить).
  3. жескость (регулируемая, а не soft-hard, также из положения максимальной жесткости была уменьшена до средней, т.к. это не боковая жесткость ботинка при кантовании, а возможность продольного перемещения голенища).

Все это обязательно надо порегулировать в процессе привыкания к лыжам и в зависимости от состояния склона - очень помогает.

Собственно катание. Для точки отсчета - уровень среднепродвинутый, многолетний, дуги люблю больше, чем зубами за склон (учился кататься больше в Крылатском и Кировске, чем на Ленгорах и на Чегете). Поэтому карвы, а не могульные лыжи. О технике катания на карвах на страницах и conf'e RASK уже очень квалифицированно писали (как по изложению предмета, так и личного уровня мастерства) Александр Михайлов и Георгий Дубенецкий, поэтому мои заметки носят более фрагментарный характер, отражая впечатления среднекатающегося лыжника (хотя это понятие растяжимое).

Первые пару спусков на слегка утоптаном склоне показали, что карвинговые лыжи значительно более резко, чем обычные реагируют на любые движения. Т.е. вход в поворот получается при привычных амплитудах движений достаточно грубым, Далее в конце дуги при выдвижении стоп вперед и загрузки задников возникает ощущение , что как бы длины пяток лыж не хватает, при этом не пятки сбрасываются, а носки лыж начинают неприятно рыскать при раскантовке (разница в длине лыж в 5 см прекрасно чувствуется, да и крепления немного сзади, кстати, это все уже давно проходили на компактах), Поэтому, на мой взгляд, карвинги надо держать четче, особенно соблюдая правильное передне-заднее равновесие, диапазон которого сужается. Поэтому, как ни парадоксально, надо уменьшать регулировками жесткость и наклон ботинок (это же почти гигант, а не слалом).

Это мне дело надоело, и я ушел на горку, где коммерческие подъемники, но не левые бугры, представляющие при наличии снега (пушки поработали хорошо, а ратрак (?)) довольно неприятное зрелище из-за того, что все нарыто поперек склона, и народ старательно это скоблит в том же направлении, в том числе с помощью упоминавшихся недавно в конфе Rossignol 9S. Конечно, было приятно увидеть легко узнаваемых по манере катания давнишних знакомых, четко обрабатывающих это безобразие или струящихся по краешку, но это уже другая песня. Правый, хотя и плоский, склон в очень приличном состоянии - твердый снег без дыр, практически без льда наверху, где покруче, и перед сужением небольшой желтый ледок. Никогда на нем не катался, но с сыном (для начинающих детей горку рекомендую) решили все таки попробовать.

На таком склоне карвинги позволяют делать практически все в рамках обычной вашей техники. Конечно, дуги надо разбрасывать по склону, при этом можно, заканчивая дугу даже слегка выскочить носками вверх по склону, но все время надо резать и резать. Иначе, из-за приталенности разгруженные лыжи побалтываются, в частности, в быстром плоском годиле. Вообще ширина лыж в носке и пятке тоже чувствуется, особенно при разведении носков лыж в коньке и при узком ведении лыж (или когда верхняя лыжа прижата к ботинку нижней). Пятки сбрасываются на ходу очень легко (была дискуссия) - лыжи-то короткие, поэтому переходы от длинной дуги к короткой и бракаж делаются даже легче, чем на жесткой слаломной лыже.

Угловое положение (вернее его почти полное отсутствие) и наклон корпуса, положение и работа коленей и боковое равновесие в самом резаном повороте, как видно из фотографий и видео, самые отличительные черты карвинга, которым собственно и надо учится. Пару раз показалось, что получилось, однако надо работать и работать.

Трудность - нужна скорость и накат в полных законченных дугах, а на склоне народ ползает, поэтому вероятность влетететь возрастает, это не годилем вилять между чайников. Карвов на склоне уже довольно много, однако карвинговых поворотов я вообще-то не видел. Смотришь - отлично человек идет обычный годиль, подъезжает, а на ногах карвы. Ну, а если скребется, то никакие карвы не помогут.

Карвы на буграх

Когда в конце прошлого сезона попробовал карвы (24 м радиус собственного поворота, достаточно мягкие, экспертного класса, но не топ-модель), создалось впечатление, что на буграх они хуже, чем традиционные лыжи для могула (сравнивал с HEAD F5). А вот чем больше катаюсь, там больше они мне нравятся. Я не хочу сказать, что эти лыжи лучше, чем модели, специально предназначенные для какого либа конкретного состояния склона, конечно нет. Но как единственные лыжи, которые везешь с собой в горы - это, на мой взгляд, самая универсальная конструкция. Единственная оговорка - не надо быть ретроградом в отношении техники прохождения того или иного участка склона, причем это справедливо на любом типе склона, не только на буграх или склоне с леденистым покрытием, но и на целине, и на гладком укатанном склоне. Лыжи с увеличенным боковым вырезом позволяют (не требуют, а именно позволяют) во-первых кататься гораздо более раскованно и свободно, в большинстве случаев с более высокой скоростью, затрачивая при катании меньше усилий, по сравнению с лыжами более классической формы. Кроме того, например при катании по целине (имеется в виду достаточно мягкий снег, а не снег с леденистой коркой сверху) очень приятно, что лыжи не тонут, если ты находишься в равновесной стойке. При катании по буграм - на мой взгляд, достаточно просто попробовать совершать повороты на переднем склоне бугра (или максимально близко к этой части бугра), а остальной путь идти практически на плоских лыжах - и успех почти (с оговоркой о мягком обрабатывании бугров и достаточном опыте катания) обеспечен. Задний склон бугра обычно содран до голого льда, на котором лыжи проскальзывают (имеется в виду типичная ситуация для Москвы, например), а вот передний склон наоборот, представляет из себя подушку, на которой мягко и поворачиваешь. Речь в данном случае идет о "не слишком скоростном" катании с получением удовольствия. Безусловно, если говорить о технике катания Чегетских спасателей по бугристым просторным склонам (жесткие лыжи длиной 2.15 и максимальная скорость в больших дугах по верхушкам бугров) то карвы не для этого.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024