На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Крепления Rossignol - высокие технологии для высокой безопасности.

Александр Козлов

Каждый из нас, выбирая в магазине себе горнолыжные крепления оказывался перед решением по крайней мере двух вопросов:

  1. Насколько эти крепления соответствуют моим представлениям о безопасности?
  2. Насколько эти крепления будут подходить к моим лыжам?

Вполне возмоджно, что ответы на эти вопросы у каждого свои, в данной статье я вам предлагаю некий шаблон, взяв за основу то, как на эти вопросы отвечает линейка креплений фирмы Rossignol.

1. Обеспечение безопасности
Очевидно, что качественную работу креплений определяет качественная работа двух типов механизмов, отвечающих, во-первых, за качественное удерживание ботинка в процессе катания и во-вторых, за выстегивание его из крепления во время критических нагрузок.

Механизмы удерживания ботинка:
В креплениях Rossignol система механизмов удерживающих ботинок называется Axial Driving и она обладает следующими особенностями:

1. УМЕНЬШЕННАЯ МОНТАЖНАЯ ЗОНА
Уменьшенная монтажная зона Практически все фирмы, выпускающие горнолыжные крепления, так или иначе, стремятся решить одну общую задачу: как сохранить гибкость лыж в "мертвой" зоне непосредственно под ботинком. В креплениях Rossignol эта задача решается с помощью уменьшенной монтажной зоны - когда обрез задней головки крепления фактически совпадает с крайней точкой пятки ботинка. Для того чтобы максимально сохранить свойства лыжи, заложенные в ее конструкцию, проекции креплений и монтажная зона уменьшены - фактически на 110 мм по сравнению с обычными креплениями. Это сохраняет естественный изгиб лыж, их устойчивость в повороте, а также обеспечивает надежный контакт со снегом. Кроме того, в этом случае исключается травматизм "пятой точки" при резком и глубоком приседании назад.


2. УДЕРЖИВАНИЕ БОТИНКА
7 точек контакта Количество точек контакта крепления с ботинком чрезвычайно важно, так как именно это количество определяет насколько плотно ботинок "сидит" в креплении, насколько он там не "болтается" во время катания. Технологию Axial Driving отличают семь точек контакта ботинка и креплений: четыре - в передней головке: специальные ролики и крылья головки, и три - в задней: язычок головки - "пушки" и стальные рычаги с пластиковыми накладками. Причем, стоит отметить, что и передняя и задняя головка крепления не только "держат" ботинок за пятку, но и удерживают саму скорлупу, обеспечивая плотный контакт с ботинком и предотвращая его непредсказуемые перемещения относительно крепления.


3. РЕГУЛИРОВКА КРЕПЛЕНИЯ ПОД РАЗНЫЕ РАЗМЕРЫ БОТИНКА
Производится в достаточно широком диапазоне ( 20 мм, что фактически соответствует четырем - пяти размерам) крестообразной отверткой или специальным ключом, прилагающемся в комплекте с креплениями. Важно отметить, что механизм регулировки построен на винтовой передаче, что дает возможность идеально точно подстраивать крепления под размер ботинка.

Механизмы выстегивания ботинка при критических нагрузках:
В креплениях Rossignol система безопасности, система механизмов выстегивающих ботинок называется Axial Protection и она обладает следующими особенностями:

Axial Protection

1. ГОЛОВКА И ПЯТКА КРЕПЛЕНИЙ РАБОТАЮТ СОГЛАСОВАННО.

Работа передней головки:
"Крылья" передней головки крепления действуют независимо друг от друга и срабатывают (высвобождают ботинок) при падениях в любую сторону (на 180 градусов). Кроме того, выстегиванию при аварийном срабатывании крепления помогают специальные скользящие пластины (на пружине или сделанные из скользкого материала - тефлона) под носком ботинка.

Работа задней головки:
Во время аварийного срабатывания крепления и скручивания ноги в горизонтальной плоскости, пятка Axial вращается в соответствии с осью берцовой кости, тем самым предохраняя ногу от самых опасных - "спиралеобразных" переломов. При аварийном расстегивании крепление действует как единый механизм, работают одновременно передняя и задняя головка.


2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ КРЕПЛЕНИЯ
Эластичность крепления. Многие горнолыжники наверняка сталкивались с таким неприятным моментом, когда при возникновении кратковременной нагрузки, не ведущей к травме ноги: внезапный наезд на бугор, "попадание" в колею, которую вырывают спортсмены вокруг слаломных вешек, крепление срабатывает, освобождая ботинок. Я уж не говорю о фрирайдерах - тех людях, которые любят кататься зачастую по непредсказуемой поверхности и для которых кратковременные, внезапные нагрузки не ведущие к травмам - обычное дело. Для предотвращения "незапланированных" открываний в креплениях Rossignol разработан механизм "эластичности". Действует он следующим образом:
Передняя головка крепления допускает боковое перемещение до 45 мм в горизонтальной плоскости, а поворотная задняя пятка - перемещение в вертикальной плоскости до 25 мм. Крепление как бы "приоткрывается", реагируя на кратковременную, "ударную" нагрузку. Если нагрузка возрастает, что может привести к травме, крепление открываются полностью, мгновенно освобождая ботинок. Но если кратковременная нагрузка исчезает, то крепление "захлопывается" обратно. С механизмом эластичности крепление как бы ждет сигнала к действию, находясь в "низком старте", тем самым, сокращая время на реагирование. Это существенно повышает безопасность горнолыжника и позволяет использовать точные рекомендованные установки (в единицах DIN) без риска случайного открывания. То есть - если вы, например, установили для себя усилие срабатывание в 12 DIN крепление аварийно сработает именно при этом усилии.

В заключении описания механизмов стоит сказать, что все основные механизмы крепления, отвечающие за высвобождение ботинка, спрятаны в своеобразный кокон, наполненный маслом, защищенный от снега и намерзающего льда.

Семейство креплений Rossignol FTX.
"Classic never die!" ("Классика - вечна!") Семейство креплений Rossignol FTX, обладающие такими же высокими показателями по безопасности, как и система креплений Axial, сохраняют "классические" очертания. Объясняется это тем, что такие крепления устанавливаются, в основном, на лыжи "среднего" и "нижнего" ценового диапазона, где требования к чистоте прогиба и ведения поворота не такие высокие. Отличие в конструкции FTX от Axial только в задней "головке": обладающая такой же вертикальной эластичностью, как и крепления Axial, она не может перемещаться в горизонтальной плоскости.

СМЕННЫЕ ТОРМОЗА ("ski-stop"-ы)
Крепления Axial и FTX имеют взаимозаменяемые (сменные) тормоза, которые подходят ко всем типам лыж и склонов. В дополнительных парах тормозов предусмотрены длинные штанги, рассчитанные на платформы и лифтеры, большое расстояние между штангами в расчете на широкие лыжи Bandit и Pow'Air.

Дополнительные платформы.
Несколько лет назад, в основном это связанно с появлением лыж карвинговой геометрии, большинство производителей стали оснащать крепления специальными платформами, которые играют определенную роль в организации движения лыжника по склону. Рассмотрим особенности конструкции платформ, которые применяются в креплениях Rossignol:

T-PLATE
Платформа, сделанная из прочного пластика поднимает крепления на 14 мм сзади и на 10 мм спереди. T-Plate улучшает хватку кантов, оптимизирует прогиб лыжи в зоне установки креплений, повышает устойчивость в поворотах, а вставка из эластичного материала в зоне пятки, улучшает виброгашение на жестких, леденистых трассах.

AXIAL CARVE
Предназначенная для высокотехничных лыжников, эта пластина, разработанная на базе спортивных, гоночных пластин AXIAL отличается: - подъемом ботинка на 15 мм благодаря пластине-моноблоку и демпферу из эластомера, поглощающего вибрацию. Платформа обеспечивает повышенную (по сравнению с креплениями без такой пластины) закантовку и предотвращает контакт ботинка со снегом при повороте с большим углом наклона туловища к склону.

X-PLATE
Предназначенная исключительно для креплений, относящихся к "легкому" классу: FTX, Saphir, Axium эта пластина имеет два подвижных элемента, поднимающих крепления на 10 мм. Без потери своего естественного изгиба лыжи имеют хорошую хватку кантов и обеспечивают прекрасную траекторию в повороте.

Вставка в крепления Saphir:
Так как у женщин центр тяжести тела расположен ниже, чем у мужчин им необходим дополнительный, небольшой подъем пятки крепления - для более легкого и маневренного катания. Эта проблема решается с помощью трехмиллиметровой вставки под задником креплений, которая дает лыжницам большее равновесие и отфильтровывает нежелательную вибрацию. Такая вставка упрощает вход в поворот и повышает комфорт.

Особенности технологии креплений для маленьких горнолыжников:
Rossignol при разработке креплений для детей и подростков руководствуется одним правилом: "Дети, так же как и взрослые нуждаются в качественном снаряжении". Именно поэтому, все технологии, используемые во взрослых креплениях, перенесены в детские, с той лишь разницей, что в креплениях для детей использованы более легкие материалы, в основном композиты и легкие металлы.

2. Насколько крепления Rossignol подходят к лыжам других производителей?
Существуют определенные рекомендации по установке креплений Rossignol на лыжи "не Rossignol" и их необходимо учитывать.

Идеальный случай: Rossignol ставить на Rossignol. Дело в том, что в процессе разработки и производства фирма рассматривает связку "лыжа - крепление-ботинок" как одно целое и, соответственно подбирает материалы, форму платформы креплений и лыж, конструкцию ботинок так, чтобы они максимально дополняли друг друга и максимально хорошо взаимодействовали. Тестирование, контроль качества, соответственно так же проводится, учитывая работу этой связки. При установке креплений Rossignol на лыжи других моделей необходимо учитывать деление фирмой креплений по классам и соответственно - подбирать им лыжи: фрирайдовые крепления - к лыжам для фрирайда, а женские крепления к "женским" лыжам. Крепления Rossignol нельзя поставить на лыжи фирм с предустановленными внешними платформами: Salomon с системой Pilot, Volkl, с системой Motion и т.п.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024