Atomic Metron
Георгий Дубенецкий
До сезона 2004-2005 ни один из именитых производителей не занимался попытками скрестить слаломные и внетрассовые модели, то есть выпустить действительно широкую модель с глубоким боковым вырезом. Как только число миллиметров в талии приближалось к 80, или к еще более впечатляющей цифре 90, радиус бокового выреза неуклонно уползал за 23 - 25 метров. Каждая компания считала своим долгом выпустить модель с как можно более прямыми боковыми ребрами. Создавалось впечатление, что производители, словно сговорившись, подталкивали всех, кто уходит за пределы подготовленных для катания склонов, к скоростному фрирайду. Ведь чем больше радиус выреза, и чем модель длиннее, жестче и тяжелее – тем она стабильнее ведет себя на скорости.
Правда, большой радиус выреза некоторыми фирмами принимается слишком уж большим. Дело дошло даже до выпуска лыж Volant Spatula с «обратным» вырезом и обратным же прогибом: ведь «…снег – это всего лишь замерзшая вода!» Эх, если бы мы все умели кататься, как Шейн МакКонки, по чьему заказу была создана эта чудо-лыжа или как другие, не менее известные райдеры, для которых создаются про-модели! Если бы в нашем распоряжении каждый раз, когда мы выезжаем в горы, были бы исключительно заваленные свежей целиной просторы… Если бы мы все, как один, круглый год ежедневно качали ноги в тренажерном зале… Тогда приобретение мощных скоростных райдовых моделей с потрясающей пробивной мощью в массовом порядке было бы оправдано.
Но ведь нам так хочется уметь кататься по целине, хочется думать, что стоит купить новые – широкие, длинные и почти прямые лыжи – и все сразу получится, нам хочется верить в лучшее, в то, что каждый раз, когда мы приедем в горы, нас встретит свежий снег… И любители «внетрасс», чей технический уровень и физические кондиции не слишком близки к идеалу, послушно идут в магазины и … выбирают те модели, на которых почти по прямой катаются про-райдеры, выполняющие в фильмах прыжки с головокружительных обрывов.
Год, другой, третий, пятый… Лыжи становятся шире, обретают второй носок, но радиус выреза меньше не становится. Пожалуй, наиболее «экстремальным» боковым вырезом в сочетании с талией в 90 мм среди лыж, получивших заслуженную популярность, стала модель Salomon Pocket Rocket (радиус выреза – 18 метров). Именно эта модель стала своеобразным эталоном лыж не для того, чтобы «мочить по любому», а чтобы можно было кататься в том режиме, который тебе комфортен, достаточно короткими дугами, на такой скорости, на которой без риска «не вписаться» можно целый день выписывать дуги по целине в заснеженном лесу. Ведь вместе с опытом ко многим приходит и понимание того, что даже в целине лучше иметь лыжи полегче (ведь мы не атлеты), несколько более маневренные и с чуть менее «прямолинейным» характером. А заодно и такие, на которых можно на крутом участке не прыгать, вырывая каждый раз почти прямую лыжу из глубокого снега, а достаточно легко повернуть за счет ее геометрии.
Казалось бы, проблема решена: хочешь «зажигать» - выбираешь длинные прямые лыжи, хочешь помедленнее и поспокойнее – мягкие широкие и маневренные «ракетки». Да и среди лыж поуже – универсальных, с талией в районе 75 мм, вполне достаточно моделей с заметным вырезом и соответствующей маневренностью (модели сезона 2003 – 2004 и 2004-2005):
- Elan Mantis 662 116-76-102 мм, радиус выреза 16,1 м;
- Head Monster i.M 75 114-74-103 мм, радиус выреза 16,9 м;
- Rossignol Bandit B2 113-76-103 мм, радиус выреза 18,5 м;
- Scott Aztec 114-76-104 мм, радиус выреза 14 м;
- K2 Apache Recon 115-78-105 мм, радиус выреза 18 м
Но производители не успокаивались – ведь надо еще чего-нибудь придумать – лыжников то много. И вот не слишком широко известная компания Zag выпустила в свет лыжи с широкой талией и глубоким боковым вырезом: то, что доктор прописал. (Три модели, ширина в талии до 93 мм у модели Gold, радиус выреза моделей от 11,5 до 16,5 м). И на укатанном склоне маневренность, чуть ли не как у слаломных лыж, и в целине можно порхать, как бабочка. Но ведь мы знаем слова Atomic, Fischer, Rossignol, Salomon, и знаем, что эти фирмы умеют делать ЛЫЖИ. А что там сделал какой-то Zag, и не развалятся ли эти дорогостоящие игрушки при первом же спуске – непонятно…
 B5
В сезоне 2004-2005 идея созрела и обрела плоть не только в изделиях малоизвестной компании. Появились модели Atomic линии Metron - универсальные лыжи с довольно широкой талией и радикальным слаломным вырезом. Новинка способна быть послушной на невысокой скорости на любом покрытии, что понравится многим любителям, осваивающим склоны, которых не касались гусеницы ратрака. Мало того: фактически, маневренность на жестком укатанном склоне приближается к популярным пару лет назад моделям для фан-карвинга! Так, геометрия не самой мощной модели M:11 при ростовке 172 см 126-75-116 мм, а радиус бокового выреза 11 метров. Вот как отзываются эксперты об этой модели:
- «Первое впечатление – массивные, тяжелые. На самом деле очень живые, прекрасно себя ведут и на буграх и в целине. В поворотах большого радиуса и на приличной скорости ведут себя идеально, очень легкие в коротких поворотах. Идеальный вариант для гор.»
- «Универсальный карвер с ярко выраженными свойствами радикального карва (на подготовленных жестких трассах); и яркими райдовыми качествами (на расколбасе, на крутых задутых досках, в наметенных кулуарах). Отличное сочетание глубокого выреза и большой площади. На буграх заставляет обрабатывать каждую кочку, что отнимает много сил. Все кроме бугров, включая целину и подкисший мокрый склон, ходит просто здорово. Лыжа вызвала чувство восторга, настолько классно она экономит высоту – позволяет кататься закрытыми поворотами на высокой скорости. По сравнению с райдовыми моделями удлиняет траекторию спуска примерно вдвое. На подготовленных трассах позволяет ложиться на склон, дает почувствовать, что палки здесь совсем лишние.»
Отзывы яркие. Уже хочется как минимум прокатиться, а как максимум – и купить такую лыжу. А как с ростовкой? Ведь слаломные модели нужно брать 160 см, а райдовые поближе к 190… А в случае с линией metron?
Вместе с новыми лыжами компания вводит и новый вариант определения подходящей ростовки – так называемый m2index (метрон индекс). Atomic не убирает сантиметры, вовсе нет. Компания представляет новый способ измерения и выбора лыж через M2 Index, базирующийся на площади поверхности лыжи, контактирующей со снегом, а не на ее длине. Для лыж серии Metron рекомендуется вычислить «свой» индекс, зависящий от веса лыжника, уровня катания и приверженности к определенным поворотам – коротким, средним или длинным дугам.
Персональный индекс М2 = индекс веса (ИВ) + индекс техники (ИТ) + индекс радиуса поворота (ИР)
Вес, кг
|
ИВ
|
50
|
200
|
55
|
220
|
60
|
240
|
65
|
260
|
70
|
280
|
75
|
300
|
80
|
320
|
85
|
340
|
90
|
360
|
95
|
380
|
100
|
400
|
105
|
420
|
110
|
440
|
|
Уровень лыжника
|
ИТ
|
эксперт
|
500
|
продвинутый
|
470
|
средний
|
440
|
|
Радиус поворота
|
ИР
|
большой
|
550
|
средний
|
480
|
малый
|
420
|
|
 M:EX Puls Ti
Суммируя баллы, получаем персональный M2 Index по системе m2tron. К примеру, для меня (95 кг, считаю себя экспертом, предпочитаю большие повороты), M2 Index = 380 + 500 + 550 = 1430. Осталось заглянуть в каталог, где возле каждой модели и ищем ближайшие цифры. По каталогу выясняем, что мне должна понравиться одна модель – M:EX Puls Ti в ростовке 175 см. Но как только я вместо большого радиуса поворота выбираю малый (для катания в малых горах), картина меняется: 380 + 500 + 420 = 1300. Теперь каталог мне позволяет выбирать из всех моделей линии Metron, причем различной длины для каждой из моделей.
Приведем и довольно эмоциональный прогноз еще одного эксперта: «эта модель – будущее универсальных карвов. Все прокаты должны иметь эти лыжи в категории VIP. Остальные модели постепенно перейдут в разряд узкоспециализированных и постепенно выйдут из обращения».
Что ж, поживем – увидим. Во всяком случае, система подбора длины по индексу m2tron очень привлекательна для пунктов проката. Да шут с ним, с прокатом. Но при случае постарайтесь прокатиться на моделях Atomic Metron, особенно M:11 или B:5, с их вырезом 11 метров, чтобы составить собственное впечатление о «будущем универсальных карвов».
|