На лыжах с гор
skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Пока еще не началось...

Игорь Комаров

Глава 7. ВОТ ВЫ И ПОПАЛИ

Вы решились стать райдером?

Пока не станете уверенно передвигаться - не ездите даже по «карманному» склону без опытного сотоварища, лучше - инструктора.

Если всё же непреодолимо потянет метров на 20-100 в сторону от разметки трассы, тем более не экспериментируйте без надёжного сопровождающего.

Ну, а если Вы упорно трудились на учебных трассах, и, являясь райдерским гением-самородком, уже достаточно уверенно и НАДЁЖНО катите по неухоженным склонам, от в хлам раздолбанных бугров до клейстероподобной каши, и вас гипнотически притягивают дикие целинные просторы, где всё не так, как у людей, - в путь, а там, выберите себе гида с незапятнанной кровью адептов репутацией, и - БАНЗАЙ!!

Пройдёт, наверное, совсем немного времени, Вы станете опытны и искусны. Вас будет трудно отличить от «старых железнобоких», то бишь - в меру взрослых пластмассовоголовых.

Свободный полёт! Гидские деньги - на пиво!

Вот тогда нижеследующее, прочтённое сейчас, сможет пособить долгой и счастливой райдерской жизни: а вдруг за подвигами на снежных полях читать станет некогда. Или от восторгов азбуку забудете?

Экип. Ни за что не экономьте на снаряжении. В первую голову, на тех разделах, которые касаются Вашей безопасности. Прямо, либо косвенно.

«Защита». Не считайте, что появиться в шлеме, даже на Нагорной - вызывающе. Склон, канты вылетевшего невесть откуда чайника, обледенелый заструг, торчащий камень, торчащий анкер, лежащая опора в равной мере опасны незащищённым частям тела. Пусть Ваши знакомые презрительно кривятся: погоняй, мол, с наше, а тогда уже заводи твёрдую фуражку. Пусть. Осень (жизни?) покажет, чья кукуруза выше.

То же касается защиты остальных частей райдера. Да их: наколенников, налокотников, набедерников, напозвоночников всяких, если специально не демонстрировать, и не видно.

Лавинные датчики («биперы»). АКСИОМА. Назвался груздем (райдером) - не появляйся НИКОГДА без датчика на Большой горе. При этом, датчик должен быть закреплён на Вашем теле и включён.

Включать стоит, одеваясь для выхода на гору, выключать - переодеваясь после катания. Лучше подмигивать огоньками, на манер новогодней ёлки, сидя в кафе, чем валяться под снегом с выключенным бипером (склероз!), либо удивить друзей, нашедших вместо Вас, Ваш рюкзак с «пищалкой», но без хозяина.

Не появляться без бипера на горе, даже если не планируете отъезжать и на метр от трассы. Ведь закадычный друг может сделать предложение, от которого Вы будете не в силах отказаться. Или понадобится срочная помощь спасателям «в местечке за углом». В таких случаях отказывать не принято.

В общем, как завещал комиссар по безопасности трасс Кубка мира по фрирайду Берндт Шульке, обмениваясь с автором статьи на прощание биперами: «Дай слово, что будешь снимать его, только ложась в постель!».

Нюансы выбора. Полноценный лавинный приёмо-передатчик, трансивер, любой известной фирмы, стоит по-грабительски дорого, как и любое снаряжение, связанное с непосредственным обеспечением безопасности. Будут у Вас искушения существенно сэкономить, приобретя:

Куртку, ботинки, лыжи, борд с усиленно рекламируемыми производителями одежды и снаряги пассивными отражателями сигнала «RECCO». Такая пластиночка уже вошла в стоимость товара, потому совсем не бесплатна. Пассивный отражатель может отразить сигнал лишь специального довольно громоздкого прибора этой же фирмы, которым укомплектованы спасслужбы отнюдь не во всех странах, в том числе и нашей. Для поиска этим прибором, даже на Просвещённом Западе, необходимо, что бы кто-то оповестил спасателей, что бы они этот прибор доставили из своего офиса (с собой этот гробик никакие патрульные не возят), и только после этого Вас примутся искать. Проходит при идеальном раскладе не менее часа. По статистике к этому времени в живых остаётся не более 15% пострадавших. В общем, через несколько минут... или лет - тебя найдут.

Активные излучатели, работающие исключительно, как передатчик, ресиверы. Изготовляют их производители трансиверов. Стоимость - в четыре, пять раз меньше последних. Искать таким прибором невозможно. Зато можно быть найденным. Сигнал от них принимается всеми современными трансиверами, благо существует единый мировой стандарт диапазона для подобной продукции. Потому и выдаются лишь профессиональными гидами для своих клиентов, и исключительно при высокой ожидаемой безопасности склонов. Типа - всё равно помощи от клиентов, что с козла - молока. Зато сами гиды никогда на себя ресивер не повесят.

У нас и за рубежом с колоссальной скидкой можно приобрести трансиверы всех современных производителей несколько устаревшего образца, аналоговые. В отличие от современных, цифровых и аналогово-цифровых, снабжённых жидкокристаллическими экранами, на которых отображается расстояние до искомого передатчика, а, часто, и направление максимального сигнала, аналоговые ориентируют исключительно по силе издаваемого звука, расстояние определяется механическим вращением регулятора, снижающего силу звука. В условиях поискового стресса, плохо тренированный любитель может совершить ошибки в направлении поиска, ведущие к фатальным последствиям для искомого. Положительная сторона таких устройств: надёжность, прочность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям. Потому, в принципе, для рядового райдера они годятся, но при условии ПОСТОЯННОЙ, не реже дня в месяц (даже летом), тренировки с ним.

В общем, новое поколение выбирает аналого-цифровые трансиверы!

Лавинные щупы. Очень даже красивые, удобно и компактно складывающиеся, выглядящие круто. По цене намного дешевле биперов. Продаются отдельно, и в комплекте с лопатами.

Моё частное, но непоколебимое убеждение. Непрофессионалу-райдеру лавинный щуп, что зайцу - стоп-сигнал. Выезжая за пределы трассы, Вы ОБЯЗАНЫ иметь бипер. А при его наличии, да ещё при умении им пользоваться (что уметь вы то же обязаны), Вам щуп просто ни к чему. Плюс при поиске в обычных для лавины снежных обломках разной плотности и состоянии стресса, свойственного непрофессионалу, ищущему пострадавшего, щуп превращается в орудие убийства. Нервно ширяя им в толщу, Вы совершенно не представляете, куда попадёт его, пусть неострый, наконечник. В глаз, ухо, яремную вену. При том, что плотно упакованный в «снежный саван» пострадавший Вам адекватно ответить не сможет. А это - неспортивно.

Лавинные лопаты. Вещь необходимая, обязательная быть при катании вне трасс. То же не дешёвая. Но заменять её более доступной сапёрной, либо садовой, не рекомендуется.

Ну вот, с лавинным инвентарём разобрались. Следующее - его использование.

Всё превращается в никчемные побрякушки, если не уметь их виртуозно использовать.

Это - дело систематической тренировки. С биперами, дабы не тратить драгоценное время в горах, вполне успешно репетируется на равнине. Запросто - летом. По-моему, летом и на плоскости даже лучше: следов того, кто прячет - не видно, направления склона, как подсказки, в какую сторону двигаться - то же. Если, скажем, на даче взрослые друзья и родственники не разделяют Ваш пыл и предпочитают пить пиво, вместо того, чтобы прятать всякую ерунду рехнувшемуся фанату, то у детишек такие «прятки» вызовут восторженный энтузиазм.

Будьте и Вы, как дети!

Процесс откапывания пострадавшего - штука тонкая и потребует не меньше времени в тренинге, чем работа с бипером. Увы, летом штука не пройдёт. Нужен снег. Достаточное количество, что бы успешно закопать для начала мешок с тряпками. А, затем, по мере приобретения опыта, настоящего добровольца. Оставив вокруг головы достаточную полость для дыхания. ПОМНИТЕ, ЧТО СНЕГ ВОЗДУХ ПРОВОДИТ, НО ВОКРУГ РТА ЧЕЛОВЕКА ЗА СЧЁТ ДЫХАНИЯ, БЫСТРО ОБРАЗУЕТСЯ ЛЕДЯНАЯ КОРКА. Потому лучше вывести от головы наружу широкую и недлинную трубку.

Настоятельно советую покопать «вживую» и самому побывать в роли «пострадавшего». Первое научит бережному обращению с шанцевым инструментом и частями тела вызволяемого. Второе - подарит неизгладимые впечатления от пребывания в лавине, пусть даже «игрушечной». Только после этого Вы по-настоящему не захотите в неё попадать.

Поиск в лавине, как цельный процесс в реальности, будет рассмотрен ниже. Но сначала - поиграйте сполна. Лучше - в присутствии опытного человека. Вместе с теми, с кем планируете кататься.

Новомодные примочки типа рюкзаков, снабженных чем-то вроде прорезиненного мешка и капсулы со сжатым газом. При попадании в лавину, райдер дёргает за рукоятку шнура, расположенную на лямке рюкзака, и этот самый «мешок» мгновенно надувается. Что помогает телу райдера находиться на поверхности лавины. Есть модели, в которых надувание происходит автоматически за счет влияния тех, либо иных запрограммированных факторов. Есть подобные автоматически надуваемые жилеты. Последние выигрышно отличаются от рюкзаков тем, что заведомо не переворачивают в лавине обладателя вниз лицом.

«Авалунги», устройства на манер акваланга, с загубником и дыхательной трубкой, соединённой через простейший редуктор с некоторым объёмом сжатого воздуха. Позволяет, при попадании в лавину и, вставив загубник в рот, дышать некоторое время «в автономе» от окружающей пострадавшего снеговоздушной эмульсии.

Приборы эти достаточно дороги и не делают неуязвимым при попадании в лавину, имеют значительный вес, безусловно, ощутимо стесняют Ваши движения. Но если покупка по-карману, приобретение такой штуковины оправдано. Только пусть она будет на Вас всегда, когда выезжаете за трассу.

Средства мобильной связи. Очень облегчают положение в аварийных ситуациях, и не только когда после вчерашнего голову не в силах поднять, не то, что до кафе за «лекарством» доползти. Очень важно, что бы в телефоне был забит номер спасслужбы, а в радиостанции - её частота. И в тех буераках, в которые намерены полезть - связь, имеющимися средствами, была гарантированно осуществима. Сложность при наличие последней, состоит лишь в том, что бы суметь описать (ударение на последнем слоге) место, куда надо «подать карету», доступно пониманию людей, находящихся на некотором удалении от Вас. Известны случаи, когда умудрялись дозваниваться до спасателей из ледниковой трещины. И были вовремя извлечены. Единожды связались даже с консульством своей страны в Москве. Из трещины на леднике Гара-баши в Приэльбрусье.

Спутниковый телефон значительно упрощает дело. Но его наличие, опять-таки вопрос Вашей кредитоспособности.

Перед тем, как сказать: ПОЕХАЛИ!!

Безопасность.

Что бы с Вами не случилось на спуске, причиной является Ваше решение. И только.

Основной вопрос безопасности райдинга - ехать - не ехать.

Решение ехать допустимо исключительно в случае НУЛЕВОЙ ОПАСНОСТИ СХОДА САМОПРОИЗВОЛЬНЫХ ЛАВИН. Будь она хотя бы в доли промили, вероятность бдагополучного исхода мероприятия с каждым последующим заездом сокращается подобно шагреневой коже.

О состоянии опасности вы можете получить информацию исключительно у профессионалов. Локальных гидов и лавинщиков этого региона. Все остальные мнения - не более, чем частные мнения.

Приверженцам сноуборда. Вопреки расхожему мнению, требования к безопасности склона должны быть значительно выше, нежели у лыжников. Высокая инертность инструмента, ассиметричное положение относительно оси инструмента, делающее тело райдера намного менее устойчивым, и неотстёгивающиеся крепления. В случае попадания в лавину, падения в NO FALL ZONE последствия для «ластоногих» могут быть неизмеримо серьёзнее, чем для «парнокопытных».

Никогда не выезжайте за пределы трассы группой, менее четырёх человек (проблема, свойственная чаще лыжникам). В меньшем количестве Вы не сможете в нужном темпе найти попавшего в лавину, одновременно отослать человека, для того, что бы привести спасателей наверняка в нужное место, оказать посильную первую помощь и начать транспортировку. Даже два человека на лыжах не в силах транспотировать серьёзно пострадавшего мало-мальски длительное время. На сноубордах же - совсем беда. Во всех странах спасателям запрещено при транспортировочных работах использовать сноуборд. Бордеры, помните: без помощи спасателей в этом деле Вам не обойтись!

При количестве более шести человек, мобильность группы резко падает. Со всеми исходящими.

Скорость оказания помощи напрямую зависит от сработанности группы. Поэтому райдеры - не группа, а КОМАНДА. Последнее достигается совместным катанием и тренировками. Чем длительнее этот процесс, тем эффективней действия в экстремальных обстоятельствах.

Даже при самом благоприятном состоянии склона, ни в коем случае не выезжайте за трассу при плохой видимости. Если только вас не ведёт опытнейший гид, абсолютно уверенный в безопасности данного мероприятия.

Превалирующая причина несчастных случаев с райдерами-любителями, выехавшими без сопровождения гида - незнание маршрута, намеченного для спуска. Последний должен быть изучен визуально «на пленэре», либо по фото, выявлены все потенциально опасные места: зоны вероятной лавинной опасности, скалы, участки со льдом, и т.п. Обязательно получение консультации у профессиональных райдеров, гидов, спасателей. Ориентиры по ходу движения выучены намертво.

При этом наиболее стабильны:

  • Участки, на которых сквозь свежий снег просматриваются следы движения старых лавин;
  • Покрытые застругами, высотой более 15-20см;
  • Раскатанные до появления хотя бы небольших бугорков;
  • Контуры дорог, просвечивающие сквозь снег;
  • Участки уменьшения угла падения склона на меньший;
  • Десяти-двенадцатиметровые участки вдоль вертикально направленных гребешков (шарниров вертикальных контуров - профессионально);
  • «Пятачки», опирающиеся сверху на деревья и большие камни;
  • Укромный уголок в уютном баре приличного отеля.

Наименее стабильны, наиболее неблагоприятны:

  • Участки под крутыми «стенами», кулуарами со следами падения камней и кусков льда, минеральные конусы под большими кулуарами со следами свежих лавин, пусть даже микроскопических;
  • Крутые снежные участки под выходами скал или нижней границей леса;
  • Зоны перелома угла наклона снежного склона на больший;
  • «Воронки» в верхней части кулуара;
  • Наиболее узкие места кулуаров;
  • Крутые (от 20ти град.) участки нетронутого снега либо жесткого наста, льда над обрывами, теснинами, открытыми осыпями, лесом;
  • Участки нетронутого, либо с небольшим количеством следов, снега, покрывающего рододендроны, некошеные луга, наледи, скальные плиты;
  • Места массовой тусовки апре-райд ваших знакомых, известных своим безнравственным поведением.

Веским доводом для прекращения намеченного спуска и поиска безопасного варианта возвращения на трассу являются просадки снега, вызванные вами. Стоять на таком участке можно безопасно, но лишь для того, что бы обдумать путь эвакуации в сторону. Упаси Вас Боже продолжать по такому склону движение вниз!

Фактор - веское основание прекратить до следующего дня катание по свежевыпавшему «пуху» - умеренный ветер, начавшийся через час - полтора по окончании снегопада.

Позёмок, тем более - метель, основательная причина для пересмотра пригодности слона, вчера ещё бывшего проверенно безопасным. И не всегда исключительно подветренного.

Влажный снег - которым можно играть в снежки (слипается). Мокрый - из которого нажатием, держа в руках, можно выдавить хоть чуть воды. Мокрый снег, глубиной более двадцати сантиметров вне трассы на склоне крутизной от 18град. - не пригоден для маршрута. На склоне круче 30ти град. с мокрым снегом - вообще делать нечего.

Райдеру на заметку.

Верьте только своим, либо следам ведущего Вашу группу.

След, проложенный впереди идущим - может указать на стабильность лишь верхнего слоя снега, да и то - свежего и не мокрого.

Сомнительные участки преодолеваются по одному с соблюдением всех правил предосторожности, даже двадцатым в группе. Зафиксирован случай, когда лавина пошла под сорок вторым. А под третьим-четвёртым - сплошь и рядом.

Если едете по жесткому насту, это не гарантирует устойчивости склона. Под «доской» может развиться глубинный иней, толпа народа кататься месяц по ней, а крякнуть она вполне может под вами (тьфу-тьфу, на сухой лес!). Самые надёжные склоны - раскатанные до бугров. Не известно ни одного случая обрушения лавины на могульной трассе.

Выбрав достойную компанию, маршрут, хорошенько его изучив и запомнив, безусловно, потянет по нему проехать.

Спуск. Перед спуском определяется очерёдность езды: кто-за-кем. Каждый знает свой номер очерёдности и до конца спуска эта очерёдность неизменна. Бросаться вниз «чёрной тучей» предоставьте героям комиксов.

Первым обычно едет самый техничный, знающий отлично маршрут («забойщик» по-альпинистски). Самый опытный, обладающий в группе наивысшим авторитетом, «вожак стаи» - вторым. Последним едет очень надёжный, сведущий в оказании первой помощи, и не только врачебной, отлично катающийся.

Такой расклад объясняется тем, что: чаще всего, всё-таки подвержен всяким неожиданностям первый, потому на долю второго ложится задача организации помощи забойщику от поиска его в лавине до совета в выборе маршрута, оглашении выбранной тактики остальным. На долю же последнего («закрывающего») выпадает самый раздолбанный снег, занудство с поиском отстегнувшейся лыжи, откопкой утонувшего по-макушку вместе с бордом товарища и пр. и пр. и пр. Первым надо восхищаться (как-никак «грибной дедушка»), перед вторым благоговеть (на то он и вожак), последнего, «закрывающего» - ублажать (иначе такого вовсе не сыщешь).

Такой порядок необходим для того, что бы во время спуска каждый последующий номер не выпускал из поля зрения предыдущий никогда. Неся за это ответственность головой. Необходимость правила, во-первых, что бы в тумане, буране, прочем атасе не удалось отряду «не заметить потери бойца». Во-вторых, необыкновенно важно, в случае обрушения лавины, суметь зафиксировать место последнего появления на поверхности снега «попавшего». В-третьих, что бы чётко организовать его поиск и вызволение.

При прохождении маршрута. Преимуществом пользуются направления движения, в которых просматривается наибольшая перспектива без разрывов в обозрении. Обычно приурочены к отрицательным формам рельефа, наименее напряженным.

Если же приходится лезть через перегиб, то минимум тридцати метровые участки, ниже линий перелома угла склона на больший, преодолеваются косым спуском по прямой, либо одной дугой не долее, чем за две секунды. Траектория движения должна быть заложена так, что бы в случае обрушения доски, она не совпадала с направлением движения последней, и без каких-либо корректировок с Вашей стороны, выводила в безопасную зону.

В случае попадания участника в лавину. Заметивший движение попавшего в лавину, его последнее появление на поверхности, подзывает сзади идущих к себе, останавливает движение впереди идущих, не отрывая глаз от места последнего появления на поверхности. Голосом и жестами выводит последующий номер на это место. И только затем, подъезжает туда. Самый опытный начинает движение с включённым на поиск бипером по линии падения воды. Остальные, отойдя в сторону на 10-15 метров, так же движутся вниз, подпеленговывая биперами центрального.

Определив точку над пострадавшим очень тщательно (для этого должны быть, согласованы показания всех биперов), обозначают линию радиусом в 1,5 метра вокруг неё и окапывают вглубь немного более чем показания биперов в точке над пострадавшим.

Затем ОЧЕНЬ АККУРАТНО, словно археолог древнюю вазу, начинают очищать от снега внутренность круга. Откопав какую-либо часть тела пострадавшего, можно определить (хотя сразу и не всегда) его положение в лавине и уже сориентировавшись, завершить извлечение.

Вопрос оказания первой помощи и транспортировки обширен, прекрасно освещён в соответствующей альпинистской литературе. Опять же, требует тренировки.

Надеюсь, что становится читателю совершенно понятно, что:

  • Наличие бипера - не является страховым полисом от попадания в лавину;
  • Если до Вас одновременно выехало хоть сто человек, но это не КОМАНДА, а ТОЛПА, считайте, что Вы едете один (а это недопустимо).

Если вы - в лавине. Старайтесь по возможности сгруппироватся, удерживая руки перед лицом. Если Вам удастся продержаться в таком положении до остановки лавины, Вам будет неизмеримо легче увеличить полость вокруг рта и носа, а, может, и пробиться хотя бы кистью руки к поверхности, что резко сократит время поиска.

Не пытайтесь кричать, даже если отчётливо слышите разговор спасателей. Вы моментально обессилите, а с поверхности Ваш голос не слышно.

Не рассчитывайте, пускаясь в путь, что спасатели, даже лучшие в мире, моментально Вас вызволят. Сами поехали, Вашим друзьям Вас и спасать. Спасатели должны рассматриваться как Чудо Божественного Провидения.

В общем, В РАЙ - ТОЛЬКО СВОИМ ХОДОМ!

Удачной охоты!

Читать дальше: Глава 8. ВСЛЕД ЗА СЕРЫМ ОБЛАКОМ.

К началу

Отзывы и комментарии Подписаться на отзывы

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация