На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати rock

Как катаются на лыжах в Калифорнии 2

Виталий Бирюков

Предисловие
Желание немного дополнить, а в чем-то и в корне изменить обзор, написанный 2 года назад по итогам моей первой и довольно малоснежной Калифорнийской зимы, появилось еще в конце прошлого сезона, но руки дошли только сейчас. За прошедшее время мое отношение к горнолыжным курортам Калифорнии довольно сильно изменилось в лучшую сторону, о чем и пойдет ниже речь.

1. Немного о себе
Катаюсь я на лыжах больше 10-ти лет, последние 5 сезонов посвящаю этому почти каждые выходные, примерно по 40-50 дней в сезоне. Любимое и практически единственное место катания в России, с тех пор как стал регулярно кататься, было одно - Шерегеш. Есть также некоторый опыт спуска с горных вершин (Актру и Белуха на Алтае, Шаста (~4300м) в Калифорнии). Т.е. катание вне трасс, целина это то, что больше всего мне нравится в горных лыжах. Последние 2.5 года живу в Калифорнии. Несколько раз катался на лыжах в Канаде (Whistler/Blackcomb), был на heli-ski в Valdez (Аляска). Побывал этой зимой после почти 2-х летнего перерыва снова в Шерегеше, но основное время, конечно же, провожу на лыжах здесь в Калифорнии. О том как это происходит и что такое горнолыжные курорты Калифорнии мой небольшой обзор.

2. Где катаются на лыжах
skier Гор в Калифорнии много, самые высокие превышают 4 км. Есть ледники. Внизу на равнинной части летом дождей практически не бывает, но зимой случаются довольно часто, а когда внизу идет дождь, то в горах выпадает снег. Количество осадков меняется год от года и связано с океанскими течениями. Первая моя зима здесь была довольно малоснежной, и я, помню, удивлялся, откуда берутся в таком количестве хорошо катающиеся по целине люди, которые заполняли склоны после тех редких снегопадов, которые мне все же удалось захватить. А вот прошлая и особенно эта зима были очень снежными, в конце прошлого сезона я приобрел себе широкие лыжи (Bandits XXX) и откатался с удовольствием весь этот сезон практически только на них

Калифорнийские горнолыжные курорты в основном сосредоточены в районе горного озера Тахо. Само озеро очень живописно и находится на высоте немного ниже 2000м, а горы вокруг превышают 3000м. Общее число курортов в районе озера больше десятка, из них крупных и интересных для внетрассового катания - 4-5. На одном из этих курортов проходила зимняя Олимпиада в 70-х, на другом Кубок Мира. Среднее время езды до курортов от Сан-Франциско (Силиконовой долины) где-то часа 3, если нет снега на дорогах. Если есть снег, то как повезет, можно ехать на полчаса дольше, а можно и совсем не доехать. В сторону озера и курортов ведут три основные дороги, на всех из них есть перевалы, которые нужно проехать, прежде чем доберешься до места. Во время обильных снегопадов некоторые перевалы могут быть закрыты сутками, так что любителям свежего снега нужно иметь это в виду и постараться добраться до района катания до того, как закроют дороги.

3. Где катаюсь я.
jump Я по одному или несколько раз побывал на большинстве крупных курортов в районе Тахо, а регулярно катаюсь в Kirkwood. Его я выбрал по 2-м причинам. Во-первых, это очень хороший курорт, с большими возможностями для внетрассового катания, по оценкам журнала Skiing это лучший курорт в районе Тахо по катанию по целине, это же подтверждают многие "местные", с которыми мне довелось общаться на подъемнике. Дело в том, что он расположен немного выше, чем большинство остальных курортов и поэтому свежий снег там, как правило, посуше. Во-вторых, он находится немного в стороне от основных курортов, и на него приезжает чуть меньше народа. Ну и в-третьих, он имеет очень дешевый абонемент на весь сезон - всего $299, если покупать его летом.


4. Когда катаются.
Горнолыжный сезон обычно длится с середины ноября по конец мая. Для открытия сезона большинству курортов необходимо где-то 2 хороших снегопада. Первый случается обычно в октябре, а второй примерно через месяц. В первые выходные после второго снегопада и происходит открытие. Снега при этом, как правило, все же еще недостаточно для полноценного катания, часть трасс и подъемников закрыта, в некоторых местах работают снежные пушки, ну и съезжать с подготовленных трасс куда-нибудь в лес тоже не стоит, там будут сплошные камни, слегка припорошенные снегом. Но уже к декабрю (а точнее после еще одного хорошего снегопада) ситуация исправляется, пушки становятся не нужны, открываются все трассы и подъемники, и можно начинать кататься вне трасс. Заканчивается сезон на большинстве курортов в середине-конце апреля, причем это происходит обычно не потому, что снег растаял, а по иным причинам (мало народу начинает ездить, какие-то технические сложности с арендой земли и т.д.) Некоторые курорты продолжают работать в ограниченном режиме до конца мая. С учетом того, что в это время снег в горах еще периодически выпадает, шанс неплохо покататься в середине и даже конце мая достаточно высок.

5. Что такое американский горнолыжный курорт.
Хороший курорт имеет больше десятка подъемников и под сотню трасс. Правда, в данном случае слово "трасса", наверное, не очень удачный перевод слова run, которым тут обозначаются маршруты спуска на картах и указателях. Это именно маршрут спуска, который может проходить где угодно, начиная с идеально выглаженного полого широкого склона и заканчивая крутыми узкими кулуарами или снежно-скальными склонами с нависающими карнизами.

Подъемники исключительно кресельные, 2-х, 3-х и 4-х местные, на некоторых курортах есть гондолы. Есть так называемые "быстрые" кресельные подъемники 4-х и 6-ти местные. У них скорость раза в 2 выше обычных, а при посадке и высадке они замедляются, но происходит это только с одним креслом, остальные движутся, не снижая скорости. Такие подъемники очень привлекают любителей быстрой езды, которые и вверх ехать почему-то тоже торопятся. Что интересно, проезд сверху вниз не предусмотрен (за исключением гондол). Т.е. праздно отдыхающих как в России нет, только катающиеся. У каждого подъемника есть автономный дизельный генератор, нас случай отключения электричества.

Трассы, а вернее маршруты спуска, делятся на 4 категории:
зеленые - для новичков, ровные и очень пологие, как правило можно ехать сверху донизу не тормозя. Идеальное место для первых шагов на лыжах. На таких трассах с удовольствием могут кататься очень маленькие дети, наш младший сын стал практически самостоятельно кататься в 2.5 года, и я знаю еще как минимум 2-х детей, которые сделали свои первые спуски на лыжах по зеленым трассам примерно в этом же возрасте;
синие - для "продвинутых новичков", ровные и в меру крутые. По ним любят гонять те, кто катается еще не очень уверено, но скорость уже любит;
черные - для уверенно стоящих на лыжах, либо как синие, но покруче, либо в меру крутой и довольно широкий склон или овраг, с буграми, деревьями, небольшими скалами и прочими естественными препятствиями. Первый спуск новичка по черной трассе, как правило, предмет особой гордости;
двойные черные - опасные. В основном, это крутые и узкие скальные кулуары. Если снега мало или его давно не было, туда лучше не лезть, сплошной лед и камни. А вот после снегопада, обычно, никаких проблем. Сами сложные участки, как правило, короткие, хотя, если постараться, голову там свернуть можно, как, впрочем, и везде.

Зеленые и синие идеально выглажены ратраками, черные иногда выглажены, но чаще нет. По подавляющему большинству двойных черных ратрак, пожалуй, не проедет.

На некоторых курортах есть возможность кататься за пределами границ курорта в backcountry. При этом простого способа вернуться к подъемникам может и не быть. Например в Kirkwood есть возможность спуститься по обратной стороне хребта, где нет подъемников. Сначала катишься по нетронутым снежным полям, а потом длинным-длинным траверсом, кое-где топая пешком в горку, выезжаешь к дороге примерно в 10-ти километрах от курорта. Т.е. такие путешествия возможны, но нужно хорошо представлять маршрут и заранее позаботиться о том, чтобы тебя встретили или перегнать с кем-то машину.
pool На многих курортах есть сноупарки с трамплинами разной высоты, халфпайп и всякие железные перила и трубы (я не знаю, как это все по науке называется), по которым лыжники, кстати, гоняют почти наравне со сноубордистами. Весной на некоторых курортах вырывают в снегу бассейн, наполняют его водой и устраивают соревнования, кто переедет. Примерно половина "тонет". Я сам так пока и не рискнул попробовать, а мой старший сын прокатился в этом году без проблем, сказал, что легко. Мне же среди участников понравился шериф, который переехал бассейн прямо с пистолетом в кобуре и пожарник, который был во всем обмундировании и противогазе, правда ему чуть-чуть скорости не хватило. Есть развлечения для детей и ленивых взрослых - кататься с небольшой горки на надувных камерах. На некоторых курортах есть катки. В общем развлечений помимо собственно катания тоже хватает.

6. Кто катается
Очень много сноубордистов, пожалуй, чуть меньше, чем лыжников, но не особенно, а среди молодежи - сильно больше. Встречаются лыжники, катающиеся стилем телемарк. Я раньше такое только в кино видел. Они так забавно приседают при поворотах. Какой глубокий смысл в этом стиле я до сих пор не понимаю, разве что ноги качать, всю гору проехать, непрерывно приседая, мало не покажется. Справедливости ради надо отметить, что отдельные телемаркеры довольно лихо гоняют по крутым, бугристым трассам, также встречаются явно обучающиеся, так что оно в каком-то виде еще и развивается. Только вот снега они при поворотах сдирают даже больше, чем плохо катающиеся сноубордисты, которые просто ставят доску поперек склона и сползают вниз. Правда, телемаркеров существенно меньше.

7. Как катаются
В целом неплохо, не всегда красиво и технично, но, как правило, смело, даже не очень умея. Все трассы промаркированы, на каждом подъемнике внизу указано трассы какой сложности он обслуживает. Каждый может выбрать для себя то, что ему по силам, поэтому редко случаются ситуации, когда новичок куда-то заехал, а спуститься оттуда не может. Что меня удивило, так это обилие сноубордистов, катающихся по бугристым трассам. Несколько раз видел, как народ в сноупарках на лыжах крутил обратное сальто, повороты на 720 градусов и т.д. В общем, хорошо катающегося народа много, и этот народ выглядит скорее как любители, а не как тренирующиеся спортсмены. Кстати, о спортсменах, прошлой весной довелось немного живьем наблюдать этап чемпионата Северной Америки по фрирайду. Трасса была проложена в скально-снежном цирке, который в остальное время закрыт для простых катающихся. Собственно никакой трассы там конечно не было, была линия старта и линия финиша, а путь спортсмены выбирали сами. В средней части цирка был скальный пояс высотой метров 15, большинство его объезжали, но некоторые прыгали. С учетом того, что снег был раскисший, весенний, выглядело это весьма впечатляюще. Внизу дежурил санитарный вертолет, но к счастью все обошлось благополучно. Этой весной тоже были подобные соревнования, но ранг участвующих был видимо ниже, мы с сыном посмотрели нескольких участников и решили, что мы бы тоже так могли съехать, разве что чуть-чуть помедленней, дабы не упасть ненароком, падать там точно нельзя.

8. Безопасность
mogul Хотя народа в выходной день и хорошую погоду катается довольно много, больших очередей, как правило, нет. Подъемники отлично справляются со своей работой, но высокая производительность подъемников имеет свою обратную сторону, на склонах довольно много людей. На гладких крутых сине-черных трассах народ гоняет с большой скоростью и иногда "бьется", обычно за день видишь 2-х, 3-х, кого свозят вниз спасатели в специальных санках, наверняка, видишь далеко не всех. Но не смотря на это, в целом безопасность на склонах, находится на мой взгляд на достаточно высоком уровне. Все опасные места промаркированы вешками и знаками ("Только для экспертов", "Карниз", "Скалы" и т.д. ), все опоры подъемников заботливо обернуты толстыми матами. В местах пересечения трасс разных направлений находятся предупреждающие плакаты. Члены лыжного патруля прослушивают один из каналов (9.11) двухмильных радиостанций, которые многие используют на склонах для связи и периодически съезжают по трассам, поправляя знаки, следя за порядком и заботливо предлагая помощь тем, кто на их взгляд может в ней нуждаться. Я уже не говорю о том, что представить кого-то, съезжающего по склону на чем-то ином кроме лыж или сноуборда, здесь невозможно. Единственное исключение составляют сноумобили спасателей, никаких посторонних сноумобилей на местных курортах нет и быть не может.

9. Обучение
skier На всех курортах есть большой штат инструкторов, которые предлагают различные услуги по обучению. На паре курортов есть бесплатные групповые уроки, но в основном обучение - удовольствие не из дешевых, особенно индивидуальное. Начинающим можно с небольшой скидкой приобрести "пакет услуг", куда будет входить билет на подъемник, прокат снаряжения и инструктор, который поможет сделать первые шаги на склоне.


10. Погода
Как правило тепло, внизу чуть выше нуля, солнце, снег немного тает. В верхней части склона похолоднее. Довольно часто бывает ветреная погода, особенно во время снегопадов. Сильный ветер является основной причиной отключения части подъемников или всего курорта в целом. Даже во время снегопадов температура не опускается сильно ниже нуля и снег тает на одежде, поэтому без непромокаемого костюма из мембранной ткани в такую погоду кататься долго сложно. На случай сильного ветра не помешает маска. В качестве шапки я в этом сезоне впервые попробовал каску, оказалось очень удобно и тепло, и безопасно.

11. Прочие условия
Как уже говорилось, хотя народу бывает довольно много, очереди на подъемник, как правило, небольшие. Исключение составляют дни после или во время снегопада, когда народ встает в очередь за час до открытия, в надежде подняться среди самых первых и проложить свой след на нетронутом слоне. При этом подъемники, ведущие к таким склонам, не включают до того, как лыжный патруль не спустит все возможные лавины и не убедится в безопасности склона. А в целом больше минут 10-ти ждать обычно не приходится даже в самую пиковую нагрузку. Что очень удобно, вся текущая информация о курорте (какие подъемники работают, какие трассы открыты, сколько снега и его состояние, погода, дорожные условия и т.д.) доступна в интернете и на самом курорте. Также очень удобно, что можно во многих местах (в кассе, у подъемников и т.д.) взять бесплатную карту где обозначены все склоны, маршруты и подъемники, очень помогает ориентироваться, особенно если ты на этом курорте первый раз.

11. Сколько это стоит
Абонемент на 1 день на хорошем курорте стоит в районе $$50-60, есть понятие молодежь(13-22), и дети 6-12 и младше. Для них дешевле. Тем, кто катается часто можно воспользоваться годовым абонементом ($$300-1500 для взрослых в зависимости от курорта и времени покупки), либо системой различных скидок, которые свои у каждого курорта. Прокат снаряжения стоит около $20 в день, в принципе неплохой для начинающих, но не более. Есть так называемый DEMO прокат, в нем почти топовое (или на ступеньку-две ниже) снаряжение ведущих фирм текущего сезона за ~$40, дороговато, но удобно, можно попробовать разные модели лыж и выбрать, что тебе нравится и подходит. Стенд с лыжами выносят прямо к подъемникам и можно в течение дня лыжи менять. Иногда бывают рекламные дни различных фирм, в которые можно попробовать то или иное снаряжение бесплатно.

12. Резюме
Калифорнийские курорты хороши для лыжников самого разного уровня и пристрастий. Ставить людей на лыжи здесь легко и просто. Хороши они и для тех, кто любит гонять по идеально выглаженным трассам, есть где потренироваться любителям бугров. Неограниченные возможности тем, кто выбрал для себя фристайл. Отличное внетрассовое катание, с одним небольшим замечанием, оно хорошо только во время снегопада или сразу после. Причем после хорошего снегопада самые интересные склоны и подъемники сначала закрыты, из-за высокой лавинной опасности. Может, конечно, оно и правильно, но теплое солнце "убивает" целину прямо на глазах. На следующий день нормальной целины уже как правило нет, то что не успели сделать за день солнце и толпы народа добивают за ночь ветер и холод. Но в целом, если хорошо знать конкретный курорт, следить за погодой и иметь возможность при необходимости покататься денек-другой помимо выходных, то самый требовательный любитель лыж всегда останется доволен свежим снегом, теплым солнцем и такой жизнью.

Калифорния май 2003.

Дополнение к рассказу: Небольшое видео (2 Мб AVI)

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2016

Вход | Регистрация