На лыжах с гор

skinet
Member of skinet topsites
На лыжах с гор... Russian Alpine Ski Club
Версия для печати

Как катаются на лыжах в Калифорнии

Виталий Бирюков

1. Немного о себе
Катаюсь я на лыжах давно, лет 10, более менее часто и регулярно стал кататься лет 5 назад, а последние 2 сезона катался почти каждые выходные. Любимое и практически единственное место катания у меня в последние годы было одно - Шерегеш, плюс к этому можно добавить пару спусков с Алтайских вершин (Актру и Белуха). Т.е. катание "вне трасс", фрирайд, целина это то, что больше всего мне нравится в горных лыжах и то, что я немножко умею . В этом сезоне судьба забросила меня в Калифорнию, все горнолыжное снаряжение я привез с собой и практически каждые выходные также езжу кататься. О том как это происходит и что такое горнолыжные корорты Калифорнии мой небольшой обзор. Конечно все сравнения у меня с Шерегешем, кто там был, тому будет понятно, а кто не был - обязательно побывайте

2. Где катаются на лыжах Гор в Калифорнии много, самые высокие больше 4-х км. Ледников там вроде еще нет, но снег может лежать даже летом, а уж зимой его точно хватает. Так что места для катания на лыжах тут есть, в основном они сосредоточены в районе горного озера Тахо. Само озеро находится на высоте немного ниже 2000м, а горы вокруг превышают 3000м. Общее число курортов в районе озера, наверное, больше десятка, но "приличных" не очень много - 4-5. В первую очередь, я имею в виду, чтобы перепад высоты был не менее 500м. На одном из этих курортов проходила зимняя Олимпиада где-то в 70-х, на другом Кубок Мира. Среднее время езды до курортов от Сан-Франциско (Силиконовой долины) где-то часа 4, если нет пробок на дорогах, которые вечером в пятницу и в воскресенье, к сожалению, обычное дело.

3. Где катаюсь я.
Сезон я открывал в Alpine Meadow, так как он начал работать одним из первых. А катаюсь регулярно в Kirkwood. Его я выбрал по 2-м причинам. Во-первых, это очень хороший курорт, с большими возможностями для внетрассового катания, по оценкам журнала Skiing это лучший курорт в районе Тахо, по катанию в целине, это же подтверждают все "местные", с которыми мне довелось общаться на подъемнике. Во-вторых, недалеко от него (40-45 минут) находится загородный дом моих друзей, где я могу останавливаться на ночь. Также, в минутах 20-30 от него находится бассейн с горячей водой из подземных источников под открытым небом. Можно после катания погреть в нем косточки.

4. Что такое американский горнолыжный курорт. "Приличный" курорт имеет больше десятка подъемников и под сотню трасс. Понятие "трасса", здесь несколько условное, я думаю при их подходе в Шерегеше десятка 2 "трасс" можно тоже запросто найти. Подъемники исключительно кресельные (на одном из курортов есть вагончик), 2-х, 3-х местные. Есть так называемые "быстрые" подъемники 4-х и 6-ти местные. У них скорость раза в 2 быстрее, а при посадке и выгрузке они замедляются, но происходит это только с одним креслом, остальные движутся, не снижая скорости. Таких подъемников немного, они есть не на всех курортах, и это, как правило, является отдельным поводом для "гордости". Что интересно, проезд сверху вниз не предусмотрен, в том смысле, что нет посадочной площадки, т.е. праздно отдыхающих как у нас нет, только катающиеся. Я долго думал, а что будет, если вдруг электричество отключат, и вот в последние выходные января таки случилось, причем мне повезло в этот момент сидеть на подъемнике . Оказалось у каждого подъемника есть на этот случай автономный дизельный генератор, так что простояли мы (т.е. провисели) не больше 5-ти минут. Правда на этом катание закончилось, видимо по ТБ не положено, хорошо, что оставалось и так всего около получаса до закрытия.

Трассы делятся на 4 категории:
зеленые - для новичков, ровные и очень пологие, примерно как в Шерегеше с 11-ой опоры;
синие - для "продвинутых новичков", ровные и достаточно крутые. По ним любят гонять те, кто катается еще не очень уверено, но скорость уже любит, примерно 1-ый подъемник в Шерегеше;
черные - для хорошо катающихся, примерно 2-ой подъемник в Шерегеше;
двойные черные - опасные. Как правило, это крутые скальные кулуары, в Шерегеше такого рельефа, пожалуй, нет, но прыжки со всяких "Бегемотов" на это примерно похожи. Я туда долго не совался, так как снега было очень мало, и там были сплошные камни, но снега наконец подсыпало, и мы с Темой (мой 9-ти летний сын) там прокатились. Оказалось - ничего сверхсложного и опасного, собственно "сложные" куски очень короткие, хотя конечно, если постараться, голову там свернуть можно, как впрочем и везде .

Зеленые и синие идеально выглажены ратраками, черные и двойные черные нет.

5. Кто катается
Очень много сноубордистов, пожалуй, чуть меньше, чем лыжников, но не особенно, а среди молодежи - сильно больше. Встречаются лыжники, катающиеся стилем телемарк. Я раньше такое только в кино видел. У них пятка у креплений не фиксирована, как на беговых лыжах. Они так забавно приседают при поворотах. Какой глубокий смысл в этом стиле я чего-то не понимаю, хотя справедливости ради надо отметить, что отдельные телемаркеры очень лихо гоняют по крутым, бугристым трассам, также встречаются явно обучающиеся, так что оно в каком-то виде еще похоже и развивается.

6. Как катаются
В целом неплохо, не всегда красиво и технично, но, как правило, смело, даже не очень умея. Все трассы промаркированы, на каждом подъемнике внизу указано трассы какой сложности он обслуживает (на одном даже череп с костями нарисован , так как единнственно возможный спуск с него по двойной черной), каждый может выбрать для себя то, что ему по силам, поэтому почти не случаются ситуации, когда новичок куда-то заехал, а спуститься оттуда не может. Что меня удивило, так это обилие сноубордистов, катающихся по бугристым трассам. Есть отдельный "парк" с трамплинами, там народ "нехило" прыгает. Пару раз видел, как народ на лыжах крутил обратное сальто. В общем, хорошо катающегося народа гораздо больше, чем у нас в Шерегеше, но и в целом народа конечно во много-много раз больше. Я как-то приехал специально в будний день в пятницу после снегопадов покататься по целине. По-моим оценкам народу было >1000, несложно догадаться, что никакой целины через пару часов после открытия не осталось

7. Погода
Как правило тепло, внизу чуть выше нуля, солнце, снег немного тает. Обычно я катаюсь без шапки, а некоторый народ, даже в футболках, но таких затейников конечно мало. Один раз было холодно -5 и ветер, я натянул на себя весь свой полар и Gore-Tex, о чем ни разу не пожалел.

8. Прочие условия
Хотя народу очень много, очереди на подъемник небольшие, в смысле того, что ждать недолго. Я больше минут 10 ни разу не ждал и это в самую пиковую нагрузку, когда часть подъемников по каким-то причинам отключили. Правда высокая производительность подъемников имеет свою обратную сторону, на самих трассах полно народа. В принципе снега уже достаточно и можно кататься вне трасс, там народу меньше, но и камни тоже встречаются. Я с начала сезона лыжи 2 раза отдавал в ремонт заливать скользячку. На гладких трассах народ гоняет с большой скоростью и иногда "бьется", обычно я за день вижу 2-х, 3-х, кого свозят вниз спасатели в специальных санках, наверняка я вижу далеко не всех. Что немного странно, все удобства (еда, туалеты и прочее) только внизу, на горе ничего нет. Что очень удобно, вся текущая информация о курорте (какие подъемники работают, какие трассы открыты, сколько снега и его состояние, погода, дорожные условия и т.д.) доступна в интернете. Можете глянуть на www.skikirkwood.com. Именно с помощью интернета я выбирал первый раз куда поехать, Kirkwood еще не был открыт. Работало 3 курорта, один я отмел сразу (перепад высот 200м), у оставшихся 2-х я посмотрел какие подъемники работают, какие трассы открыты и принял решение. Также очень удобно, что можно во многих местах (в кассе, у подъемников и т.д.) взять бесплатную карту где обозначены все трассы и подъемники, очень помогает ориентироваться, особенно если ты тут первый раз.

9. Сколько это стоит
Абонемент на 1 день стоит в Кирквуде $49, есть понятие молодежь(13-22) - $39, дети 6-12 - 10. Годовой абонемент для взрослых $700 (если покупаешь летом или партией по 4-штуки, то всего $300, действительно потрясающе дешево по местным меркам). Плюс к этому еще конечно добавляются всякие накладные расходы. Снаряжение (прокат стоит около $20 в день), в принципе неплохой для начинающих, но не более. Есть так называемый DEMO прокат, в нем почти топовое (на ступеньку-две ниже) снаряжение ведущих фирм этого сезона за ~$40, дороговато, но удобно, можно потестировать разные модели лыж и выбрать, что тебе нравится и подходит. Стенд с лыжами выносят прямо к подъемнику и можно в течении дня лыжи менять. Кстати интересно решена проблема с показом билетов на подъемник, билет представляет собой бумажный квадрат размером с пол-ладони, который цепляешь специальным крючком или пластиковм ремешком снаружи одежды. Т.е. на каждом снаружи висит хорошо заметная бумажка с датой, всех строго проверяют, и без билета прокатиться практически невозможно.

10. Резюме
Калифорнийские курорты хороши для начинающих, "ставить" людей на лыжи здесь легко и просто. Хороши они и для тех, кто любит гонять по идеально выглаженным трассам, но вот внетрассовое катание все-таки не очень, много камней, нет целины, т.е. она как бы есть, но сразу после снегопада, причем после хорошего снегопада самые "интересные" склоны и подъемники сначала закрыты, якобы из-за высокой лавинной опасности. Может конечно оно так и есть, но теплое солнце "убивает" целину прямо на глазах. На следующий день нормальной целины уже как правило нет, то что не успели "убить" за день солнце и сотни сноубордиство добивают за ночь ветер и холод. Зато получается много могульных трасс, что хоть немного радует. Оговорюсь сразу, что я веду речь только про горнолыжные курорты Калифорнии, есть еще Юта, Колорадо, Аляска в конце концов. Но в любом случае мне кажется , что Шерегеш это очень и очень достойное место на земном шаре в горнолыжном смысле, и кататься там можно гораздо лучше и итереснее, чем на многих "цивилизованных" курортах Америки.

© RASC.RU - информационно-аналитический сайт о горных лыжах, 1995-2024